рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 г.г.) рефераты

        На начальном этапе было проведено обучение учителей основам специальной психологии и педагогики. В первую очередь организовали дефектологический всеобуч. Дефектологический минимум учителя получили через систему семинаров (причем он остался неизменным для всех начинающих учителей).

        Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает также наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Вот основные условия, которые обязательны для каждого учителя:

– в совершенстве знай  спецпсихологию;

– воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

– не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

– помни: максимум поощрения, минимум наказания;

– требуя, учитывай реальные возможности ребенка;

– каждому ребенку индивидуальный подход;

– постепенно увеличивай  и усложняй нагрузку;

– упражняй, упражняй, упражняй;

– учи ребенка посильным приемам регуляции поведения;

– утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;

– соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей;

– работай в тесном контакте с врачом [55].

        Здесь, в Центре, дети с умственными и физическими недостатками получают образование, элементарные профессиональные навыки, отдыхают, рисуют, поют, занимаются в спортивных секциях, овладевают компьютерными навыкам, все воспитанники чувствуют себя полноценными детьми, в чем можно было убедиться после просмотра песен и танцев в их исполнении. Дети не слышат, но с удовольствием танцуют, дети не ходят, но с удовольствием поют.

        150 девчонок и мальчишек в возрасте от 4 до 17 лет окружены заботой, вниманием, чуткостью и терпением опытных педагогов, обладающих даром чувствовать чужую боль как свою собственную. Все, что сейчас есть в Центре, – от игрушек до мягкой мебели и видеотехники, – приобретено за счет многочисленных спонсоров – Администрации города, физических лиц, предприятий и организаций.

        Директором Центра “Поддержка” с самого его основания работает человек большой и доброй души - Ирина Львовна Сальникова. Педагогические коллективы обоих Центров и их воспитанники благодарны своим спонсорам – Управлению образования Администрации Нового Уренгоя, городскому Управлению внутренних дел, пожарным частям № 30 и № 62, Коммерческому банку газовой промышленности “Газпромбанк”[56].

        Отрадно сознавать, что Новый Уренгой славен не только добычей газа и трудовыми подвигами, но и милосердием и сердечностью. Кто сказал, что возле Полярного круга стынет кровь и черствеет душа? Скорее, наоборот, здесь живут люди с великой душой.

 

3.2.  Дополнительное внешкольное образование.

 

        В связи с тем, что многие детские дошкольные учреждения и школы не в состоянии дать своим воспитанникам всесторонний объем знаний, в городе Новый Уренгой успешно развивается сеть дополнительного образования. Она представлена Центром детства, Детско-юношеской школой, социально-педагогическим комплексом “Истоки”, детско-юношеским клубом физической подготовки “Контакт”, детско-юношеским центром туризма и другими учреждениями.

        Дополнительное образование в городе развивается через сеть образовательных учреждений, внеклассную и внешкольную деятельность. За прошедшие пять лет (1992 – 1997 г.г.) сложилась достаточно развитая структура учреждений дополнительного образования, кружков и секций.

        Приведем красноречивые данные о росте количества учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования города Новый Уренгой:

Учреждения дополнительного образования

1994/95 уч.г.

1995/97 уч.г.

план (до 2001 г.)

Центр Детства 1600 1600 1650
ДЮКФП “Контакт” 940 840 916
Детско-юношеский центр туризма 120 570
СПК “Истоки” 1899 1900 2000
Итого: 4439 4500

5136 [57]

        Эти цифры показывают, что в условиях свертывания данной системы во многих регионах страны, в Новом Уренгое налицо ее стабильное функционирование и даже определенное развитие.

        В 1992 г. в качестве эксперимента при школе-профилактории № 12 открылось муниципальное образовательное учреждение “Домашняя школа”, руководство деятельностью которой приняла организатор “Школы”, единственный в Тюменской области педагог, награжденный орденом “Отличник просвещения имени Н.К.Крупской”, – Людмила Борисовна Кресова.

        Почему “Домашняя школа”? Потому что это заведение возрождает исторический опыт домашнего обучения, т.е. реального обучения на дому. Основное направление ее деятельности – индивидуальное обучение, в том числе гувернерство и репетиторство.

        Работать в “Домашней школе” теоретически мог каждый учитель или воспитатель, имеющий соответствующее образование и опыт, в том числе, педагог-пенсионер с многолетним педагогическим стажем. Учитель “Домашней школы” мог оценивать текущую учебную деятельность своего ученика, а экзамены и годовые проверочные работы проводила нейтральная городская экзаменационная  комиссия, созданная при Управлении образования [58].

        Возможна ли халтура в работе педагогов “Домашней школы”? В обычной, массовой школе ученики и родители “обязаны” любить и уважать преподавателя, а в “Домашней школе” это все надо заработать. У родителей и учащихся появился реальный выбор, который можно было сделать в любое время учебного года.

        Услугами данного заведения воспользовались 823 семьи. Преподавательский состав состоял из 197 человек, почти третья часть из них – выпускники городского педагогического училища-колледжа.

        Спустя три года после открытия столь нужного городу учебного заведения (в 1995 году), был произведен опрос каждой воспользовавшейся услугами “Домашней школы” семьи и преподавателей, где главенствующим вопросом был социальный заказ на ее деятельность. Администрация “Домашней школы” получила множество положительных отзывов и массу наилучших пожеланий.

        В 1996 г. “Домашняя школа” заработала в полную силу: к совместной работе привлекались более опытные педагоги, психологи. Однако Управление образования, сославшись на отсутствие средств и невозможность дальнейшего финансирования деятельности “Домашней школы”, в 1997 году ликвидировало это учреждение.

        Кроме того в Новом Уренгое на базе Дома культуры “Газодобытчик” шестой год работает школа эстетического развития детей. Школа находится на хозрасчете, то есть существует, в основном, на родительские взносы. Трижды в неделю здесь учатся дети от 4 до 7 лет.

        Особенно любят ребятишки занятия Н.С.Семченко – преподавателя английского языка, Ю.Н.Шелковниковой – природоведа, С.Н.Богдановой – учителя чтения и директора школы, Л.И.Шуляк – детского психолога, Т.П.Вахрушевой – руководителя театральной студии, И.В.Гарнизовой – художника и экскурсовода детского музея, Т.И.Красюк – учителя музыки, И.А.Куликовских – хореографа [59].

        Дети эстетической школы вместе с детьми Центра “Поддержка” совершают экскурсии на природу, в зимний сад при детском саде “Руслан”, где им рассказывают о растениях, животных, учат понимать и любить окружающие нас предметы. Ведь именно природа-матушка дает нам кров, пищу, одежду, обогащает наше существование, воздействует на наше духовное и физическое развитие.

        К сожалению, на Крайнем Севере мы почти девять месяцев (с сентября по июнь) созерцаем бескрайние просторы снежных полей, а душа тоскует по зеленому листочку, травинке, нежной и яркой раскраске цветов. Вот потому и созданы в нашем городе такие “зеленые уголки”[60].

        В 1994 г. в одном из микрорайонов южной части города Новый Уренгой открылась Комната школьника. В “Олимпе” организованы секции айкидо, каратэ, кикбоксинга. Занимаются с детьми опытные тренеры, любящие детей и свое дело. Для ребят также имеются настольные игры, теннисные и бильярдный столы, тренажеры. С детьми проводятся поучительно-познавательные игры.

        В комнату школьника “Олимп” дети приходят просто прийти и отдохнуть; их встретят добрые, грамотные, отзывчивые педагоги: К.А.Гафарова и Н.В.Таушканова. Во многом благодаря им дети заняты полезными делами в свободное от школы время, стали принимать активное участие в городских соревнованиях [61].

        В 1998 году спортивному клубу “Контакт” Управления образования исполнилось 10 лет. Более тысячи ребятишек с превеликим удовольствием занимаются в различных секциях. Благо есть из чего выбирать: футбол, хоккей, рукопашный бой, фигурное катание. Один из любимых видов спорта – кикбоксинг, “отцом–основателем” которого в городе стал А.Борщев; тренируют юных борцов Л.Вороной, А.Кахно, В.Кушнир, П.Кошель. Первые тренировки начались в сентябре 1990 г., а сегодня новоуренгойцы из “Контакта” - чемпионы России, Европы и мира [62].

        В городе Новый Уренгой, поселках Уралец, Лимбя-Яха, Коротчаево и Ево-Яха в культурно-образовательных учреждениях обучается полторы тысячи детей. Занятия проводятся на отделениях баяна, фортепиано, аккордеона, скрипки, духовых инструментов, гитары.

        На базе школ созданы замечательные творческие коллективы преподавателей и учащихся. Хорошо известны не только в Новом Уренгое, но и далеко за его пределами ансамбль народных инструментов под руководством С.Савичевой, образцово-показательный ансамбль песни и танца “Сияние” (В.Гомоля, А.Филатов), трио скрипачей (В.Поезжалов), детская филармония (Л.Насикан), оркестр камерно-классической музыки (И.Козина).

        Однако, несмотря на вышеназванные учреждения системы дополнительного образования, настоящее состояние этой системы не может обеспечить запросы населения, слабо развита сеть платных дополнительных услуг. В пригородных школах дополнительное образование почти не развивается, очень низка вовлеченность в дополнительное образование детей и подростков.

        В числе основных причин сложившегося положения следует назвать:

– организационно-управленческую разобщенность и неразработанность способов регулирования и координации деятельности учреждений дополнительного образования;

        – отсутствие финансовых средств, необходимых для нормального функционирования учреждений дополнительного образования;

        – слабую материальную базу учреждений (ограниченность площади, неприспособленность помещений, отсутствие необходимого оборудования).

Первоочередными задачами в развитии дополнительного образования являются:

– разработка на основе типового положения об учреждении дополнительного образования нормативно-правовых механизмов и предприятий, выдающих условия для экономического, социального, организационного самообеспечения развивающейся системы дополнительного образования;

– определение основных направлений обновления содержания и типов учреждений дополнительного образования;

– разработка новых подходов к привлечению к дополнительному образованию учреждений и организаций других сфер и ведомств общественности;

– изменение системы подготовки и повышения квалификации кадров дополнительного образования с учетом специфики города и пригородов;

– организационное, информационное, управленческое обеспечение становления целостной системы дополнительного образования и полноценного рынка дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг [63].

        Таким образом, в городе достигнуты несомненные успехи в развитии сети учреждений дополнительного образования. Родители получили возможность реальной полноценной подготовки своего ребенка к школе, а также организации его досуга в свободное от основных занятий время. Однако дальнейшее развитие этих полезных начинаний сдерживает традиционный недостаток средств. Это стало одной из главных причин закрытия такого оригинального начинания ряда новоуренгойских педагогов, как “Домашняя школа”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Каким будет образование XXI века в России? Видимо, ответ дадут уже ближайшие годы. Они должны стать, по нашему мнению, годами необратимого поворота от одинаково для всех содержания обучения к образованию по выбору; годами, когда окончательно победит идеология развивающего обучения, годами подлинного раскрепощения как учителя, так и ученика, школы в целом.

        Народное образование в Новом Уренгое закономерно зародилось практически одновременно с его появлением. 1 сентября 1976 г. здесь открылась первая школа, действующая до настоящего времени. В 1980 году в городе был создан отдел народного образования. С 1997 г. его правопреемником является Управление образования при Администрации г. Новый Уренгой. 

        Его коллектив последние годы целенаправленно работает над реализацией Закона Российской Федерации “Об образовании” (1992 г.), дальнейшим развитием системы образования в городе, способной учитывать разнообразные способности учащихся, социальной защитой педагогов и учащихся, развитием охраны здоровья школьников, совершенствованием методического мастерства и повышения квалификации учителей и воспитателей.

        Управление образования и администрации школ стремятся к созданию условий для проведения учебно-воспитательного процесса, гарантирующего охрану и укрепление здоровья воспитанников. Почти во всех школах работают спортивные секции, тренажерные залы, спортивные площадки, что способствует значительному улучшению оздоровления учащихся. Деятельность Управления образования и образовательных учреждений Нового Уренгоя неоднократно получала высокую оценку не только в области и округе, но и на всероссийском  уровне.

        Спустя два десятилетия со дня переименования поселка Ягельный в город Новый Уренгой можно говорить о достижениях, недостатках и состоянии народного образования в целом. На начало 2000 г. в городе Новый Уренгой, имеющего почти стотысячное население, значительная часть которого молодежь, функционирует:

– 15 общеобразовательных школ, в том числе: 3 школы-лицея и 1 гимназия;

– 30 дошкольных учреждений, в том числе 16 ведомственных;

– 6 учреждений дополнительного образования;

– 2 Центра адаптации молодежи.

        Абсолютное большинство образовательных учреждений (школы, гимназия, учреждения дополнительного образования, Центры адаптации молодежи, педагогическое училище-колледж, ПТУ–31, а также 14 детских садов) финансируются за счет средств городского бюджета. Они направляются на выплату заработной платы, приобретение инвентаря, комплектование литературой и 60% надбавку к зарплате педагогов и вспомогательного персонала.

        Ряд дошкольных учреждений, находящихся в ведении Предприятия “Ямбурггаздобыча” и производственного объединения “Уренгойгазпром” финансируются за счет прибыли этих структур. Филиалы высших учебных заведений в городе работают на основе “хозрасчета”.

        Новоуренгойскому образованию сейчас трудно. Многие озабочены ходом образовательных реформ, которые нуждаются в экономических механизмах, способных закрепить правовые гарантии общедоступности образования, обеспечить социальные права педагогов и учащихся. Вместе с тем очевиден положительный итог последних лет – в системе образования произошел радикальный поворот от прежней модели образования к новому его состоянию, отвечающему потребностям реформируемого государства.

        Реальностью сегодняшнего дня стало открытие новых видов образовательных учреждений, создание новых программ, курсов, учебников нового поколения, внедрение новых форм и технологий организации, учебно-воспитательного процесса (см. Приложение).

        Сегодня чрезвычайно важно сохранить и укрепить достигнутое, сделать процесс обучения по-настоящему демократическим. По мнению бывшего министра образования Российской Федерации, это возможно лишь в условиях демократического государства [64].

        В настоящее время педагогам и воспитателям довольно трудно воспитывать и учить своих подопечных, прививать им чувства патриотизма, ответственности, любви к Родине, красоте: прежняя идеология рухнула, а отсутствие новой породило бездуховность общества. Однако двумя структурными подразделениями Администрации города: Управлением молодежной и семейной политики совместно с Управлением образования ежегодно разрабатывается план мероприятий по формированию условий для гражданско-личностного становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, реализация которого до 2001 г. будет осуществляться совместно с общеобразовательными школами, детскими садами, воинскими частями и военным комиссариатом.

        Управление образования проводит работу по созданию условий для реализации способностей каждого ученика, чему способствует достаточно разветвленная сеть дошкольного образования, введение вариативного образования во всех общеобразовательных учреждениях города. Значительно активизировалась экспериментальная работа практически в учебных учреждениях. Управлением образования и учреждениями образования заключены договора с высшими учебными заведениями Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга по подготовке учащихся к продолжению образования по выбранным специальностям. Учащиеся многих школ побывали в странах дальнего зарубежья – Германии, Великобритании, Соединенных Штатах Америки – с целью обучения экономике и иностранным языкам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9