рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 г.г.) рефераты

        В настоящее время в системе образования города трудятся более 4.300 работников образования. Из них 10 учителей имеют звание “Заслуженный учитель Российской Федерации”: Беляева А.А., учитель биологии гимназии; Гереш М.А., учитель математики СШ № 1; Горбенко Т.В., директор СШ № 4; Калабина З.Я., директор СШ № 11; Луковкина Н.В., заместитель директора СШ № 11; Манакова Е.А., директор СШ № 13;      Негинский И.С., директор СШ № 5; Сердцева И.Ф., учитель начальных классов СШ № 11; Уразманов Ш.Х., учитель физики СШ № 2; Ширенкова В.И., учитель начальных классов СШ № 2. Знаком “Отличник образования” в городе Новый Уренгой награждены 234 учителя. Высшая квалификационная категория присуждена 257 педагогам [27].

        Особо отметим “родную” для себя школу № 3. Ее педагогический коллектив выбрал основным направлением в своей деятельности – экологическое воспитание школьников, создание экологического лицея, как экологического центра, способного через ум, сознание, душу ребенка, учебный процесс школьной программы создать новое мышление нового человека. Ведь как ни горько это признавать, здоровых людей среди нас меньшинство: три четверти детей лишены здоровья уже с рождения[28].

        Термин “экология” существует давно. Он был введен в науку еще в 1865 году германским дарвинистом Эрнстом Геккелем для обозначения взаимоотношений растений и животных, обитающих на определенной площади, между собой и с окружающей средой. Однако более столетия он существовал как одна из биологических дисциплин и за исключением узкого круга биологов его никто не знал. В июне 1972 года Организация Объединенных наций созвала в Стокгольме Первую Международную конференцию по оценке состояния окружающей человека природной среды. В конференции участвовали делегации 106 стран. Конференция пришла к выводу, что экологическое состояние окружающей человека среды стало угрожающим не только для здоровья, но и для самого существования человечества, что если мы не изменим коренным образом пути дальнейшего развития, то уже в следующем веке оно обречено на более медленное, но такое же верное вымирание, как в случае с ядерной войной..

        Положение резко изменилось после Стокгольмской конференции. Выяснилось, что человек не только субъект, изучающий экологию животных и растений, но и объект, который сам должен стать предметом экологических исследований. Поэтому пришли к выводу, без всеобщего экологического образования, без перестройки в этом направлении человеческого мышления не могут быть решены назревшие экологические проблемы.

        Особо значительная роль в воспитании подрастающего поколения и общества в целом принадлежит школе. Строить большое надо с малого. Здоровье человека и среды его обитания – основная цель экологического лицея, “Экоцентра”.

        Особое внимание уделяется экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста и это объясняется двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Конечно, дети младшего школьного возраста усваивают лишь первые элементы такого знания. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Разработанный педагогами школы план работы подразумевал выполнение детьми начальных классов исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме. Так в курсе “Здоровье человека на Крайнем Севере” учащимся прививаются основные гигиенические навыки, где учащиеся учатся самостоятельно поддерживать свой организм в здоровом состоянии[29].

        Экологический лицей продолжает работу в соответствии с планом по формированию лицейского  компонента содержания образования. Логическим продолжением формирования лицея явилось заключение договора с Уральским государственным техническим университетом о довузовской подготовке школьников с IX  класса.

        Дальнейшее развитие получила опытно-поисковая экспериментальная работа в школе-лицее “Земля родная” и УВК “Школа-лицей № 1”. К интегрированным курсам “Открытие мира” и “Путешествие к истокам”, разработанным коллективом учителей и ученых в течение 1996–1997 учебного года, создан ряд методических пособий и учебников:

        Учительницей Н.М.Журавель (УВК “Школа-лицей № 1” разработана и апробирована программа по краеведению, издана хрестоматия (имеются рецензии  Тюменского института усовершенствования учителей), составлен учебный  фильм по краеведению;  ее  работа “Проблемы глобального  потепления климата на примере Тюменского Севера” открыла школе дорогу на Всероссийскую научно-практическую конференцию в городе Обнинск; на Всероссийском  конкурсе методических материалов в 1997 году за “Программу по краеведению” и хрестоматию “Краеведение Ямало-Ненецкого округа”[30] она получила  звание лауреата. Учительницей Г.П.Милициной издано пособие по геометрии “Построение  плоских сечений”; учительницей С.А.Певневой создано пособие для учащихся по информатике[31].

        1 сентября 1991 года в городе открылась первая гимназия с углубленным изучением экономики. Более 300 учащихся-гимназистов ежегодно выпускаются из стен гимназии с прекрасными знаниями и широким кругозором. Первая гимназия открыла широкий путь к новым формам обучения детей в городе. Решением сессии Городского Совета увеличена заработная плата учителям гимназии на 50%, решены вопросы строительства кооперативного жилья, выделения компенсационных затрат на индивидуальное строительство для педагогов. Первым директором гимназии была Фаина Леоновна Максимова. Сейчас руководство гимназией взяла на себя один из лучших психологов города – Недзведцкая Елена Анатольевна.

        Чем же характеризуется гимназическое образование? Гимназия дает широкое общее образование с глубоким знанием иностранных языков. Особое внимание уделяется развитию индивидуальности  ребенка, формированию высокого  уровня культуры. В учебном плане гимназии есть блок культурологических дисциплин: мировая художественная культура, история религий мира, основы философских знаний, этика и другие. Особое внимание – развитию речи учеников, в старших классах преподается риторика. Изучаются нормы этикета. Физическое развитие не ограничивается только уроками физкультуры, вводится ритмика, хореография.

Прием в гимназию проводится по конкурсу, преуспеть больше шансов у детей, уровень развития которых выше среднего. Конкурсный набор проводится в два этапа: первым – тестирование, второй – собеседование. В ходе тестирования проверяются умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, в какой-то степени выявляется кругозор ребенка. Оценивается развитие мелких мышц руки, координация руки и глаза, обращают внимание на то, как развито у детей  произвольное внимание, воля, усидчивость, насколько уровень интеллектуального развития соответствует возрасту детей.   В собеседовании принимают участие педагоги, психолог.

        Образовательный процесс в гимназии осуществляется в соответствии  с уровнями  общеобразовательных программ двух  ступеней образования:

        II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения- 5 лет) – обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

        III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей освоение обучающимися общеобразовательной программы данной ступени образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

        В дополнение к обязательным  предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самого учащегося, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. В учебном плане гимназии используется гибкая модель  образовательного процесса, предполагающая  варьирование учебных групп, выбор учащимися специализированных  предметов,  усиление  профильных  дисциплин предметами по выбору,  индивидуальными консультациями.

        Особенностями  учебного  плана гимназии является:

– курс компьютерной грамотности с пятого класса;

– введение с шестого класса второго иностранного  языка;

– раннее  изучение  экономики с 8-го класса;

– введение в седьмых  классах химии и дополнительных часов по изучению биологии, так как программы учреждения  по химии и биологии предусматривают изучение  Госстандарта по  данным предметам за курс  основной школы;

        Учебный план X-XI классов предусматривает введение профилей гуманитарного и экономического направления. В преподавании профильных предметов происходит расширение и углубление учебного материала с учетом требований вузов данного профиля.

        Членами кафедры иностранного языка городской гимназии проделана большая работа по корректировке программ МГИМО в условиях гимназии, созданию, созданию  программ факультативных курсов по физике, экономике,  математике для одаренных детей. Как правило, выпускники гимназии поступают в те высшие учебные заведения, в которые намеривались, овладевают навыками, необходимыми для непрерывного самообразования. Год от года крепнут связи с Санкт-Петербургским финансово-экономическим университетом[32].

        В 1989 году в школу–новостройку в северной части города пришел новый директор ­– Лидия Николаевна Левкутная, родом с Крымского полуострова, которая очень близко к сердцу принимала детские болезни. С группой единомышленников подготовила проект новой школы. Для пущей убедительности пригласила специалистов из Сибирского отделения Академии медицинских наук, которые, проверив 400 детей школы, выдали жуткие данные по состоянию их здоровья. По ним выходило, что на один произвольно выбранный класс не приходилось ни одного здорового ребенка, либо находился всего один “относительно здоровый”. Защищать свою идею пришлось долго и трудно. Где это было видано, чтобы в школе работали 20 медицинских работников?

        Горсовет пошел на встречу педагогическому коллективу школы по вопросу создания экспериментальной школы-профилактория. 7 июня 1994 года состоялся  президиум Горсовета, на котором школе было выделено 2,5 миллиона рублей для реализации эксперимента. Так впервые на российском  севере, в нашем городе, открыла свои двери школа-профилакторий № 12, призванная показать зависимость учебно-воспитательного процесса от состояния здоровья детей и максимально улучшить результаты обучения. Ее цель не лечить, а сохранить здоровье, которое дано ребенку от рождения. На второй год работы программы кривая успеваемости резко и настойчиво поползла вверх. Дети стали учиться лучше. Учиться хорошо стало выгодно.

        Четвертый год в школе № 12 действует программа профильного обучения с ориентацией на профессию медицинского работника среднего и высшего звена. За два года старшеклассники превращаются в медсестер и медбратьев, получая на руки соответствующий документ. В течение третьего года проводится довузовская подготовка с медицинской ориентацией в сотрудничестве с Тюменской государственной медицинской академией. За первый год обучения 17 детей получили довузовскую подготовку двенадцать из них стали студентами мединститутов. В 1997 году из 28 выпускников – 12 студенты Тюменской государственной медицинской академии (ТГМА), четверо – учатся в других городах. В 1998 году из 26 выпускников 14 – студенты ТМА, шестеро – в других городах.

        В 1994 году  был создан адаптивно-реабилитационный центр “Диалог”, который включает в себя две службы: досуга и социально-психологическую. В центре работают социальные педагоги, юрист, психотерапевт, логопед-дефектолог, психолог, педагоги дополнительного образования.

        Основной задачей центра является – осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психологических параметров его личности. В начале  учебного года  в результате массового опроса выявляются интересы учащихся и на их основании формируется сеть кружков и секций дополнительного образования. В спортивных секциях, таких как вольная борьба, дзюдо, теннис, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, занимается 50% учащихся. В кружках художественно-эстетической направленности: хореография, ритмика, драматический, “Умелые руки”, “Модница”, “Техник”, “Мягкая игрушка”, хоровой, пресс-центр и другие – занимается 25% ребят.

        Центром “Диалог” ведется диагностическая и коррекционно-развивающая работа в классах выравнивания и компенсирующего обучения, где учатся дети, требующие особого индивидуального подхода в обучении и воспитании.

        Лечебная база школы-профилактория № 12 (а это ингаляторий, физкабинет, фитобар, стоматологический, массажный кабинет, фитокамера, галокамера и прочие процедурные кабинеты) работают без выходных и каникул. Летом в школе оздоровительная площадка. За летние каникулы 1998 года пролечились более 1800 учащихся  из разных школ города. И желающих все больше.

        Совместно с Тюменским государственным университетом (ТГУ) и ТГМА разработана и внедряется региональная программа охраны здоровья школьников в условиях Крайнего Севера.

        В школе-профилактории №  12 сделали упор  на гуманистическое воспитание. Сотни ребятишек приходят работать в центр “Милосердие”, расположенный в этой же школе. Там учатся и лечатся  дети-инвалиды со всего города. Дети, не имеющие физических недостатков очень бережно помогают своим подопечным. Это не только очень трогательно, но и полезно. Дети учатся видеть и слышать других, исподволь совершенствуя свою душу.

        Возрождая лучшие традиции отечественной педагогики здесь обратили внимание на ее опыт в религиозно-нравственном воспитании, где особая роль отводилась праздникам русской православной церкви. В школе ежегодно устраивают рождественские и пасхальные вернисажи, каждый праздник имеет свои традиции, сложившиеся в результате духовного и социально-культурного  опыта всего народа. Педагоги понимают, как важно создать эмоционально-психологическую атмосферу в предпраздничные дни, дети своими руками делают всевозможные украшения, поделки, рисуют, учат стихи, песни. В день праздника устраиваются представления, ярмарка распродажа. В эти дни навстречу с детьми приходят священнослужители, эти встречи учат детей доброте, милосердию, готовности помочь, попавшему в беду, скромности, мужеству, справедливости, а отсюда и более глобальным нравственным ценностям : Жизни, Красоте, Труду, Человечности. Педагоги, медики, учащиеся школы, родители и дети-инвалиды благодарны своим спонсорам, материально поддерживающим эту гуманную акцию, – предприятиям “Уренгойгазпром”, “Ямбурггаздобыча” и Буровому Предприятию “Тюменбургаз”[33].

        Администрацией школы № 5 проведена большая работа по созданию экспериментальной площадки. Как и всякое коллективное дело, оно не только вдохновляло, но и тревожило, так как генеральная идея эксперимента – создание модели школы, помогающей развитию художественных и творческих способностей  школьников, – предусматривала участие практически каждого члена коллектива.

        Поэтому достаточно быстро изучалась документация, личные дела и медицинские карты учащихся, а в связи с этим – запросы и пожелания родителей. Одновременно работал семинар-практикум по изучению опыта учебных заведений в данном направлении, а также наработки ученых. Немаловажное значение приобрела и работа по отбору диагностических методик обследования детей для первичного, основного и заключительного этапов их развития в условиях эксперимента.

        Невозможно было представить масштабы заданных задач без “вливания” дополнительных материальных средств, на что Управление образования города пошло сознательно, а коллектив постарался оправдать эти надежды. Надо учесть, что хотя школу нельзя считать удаленной от центров культуры, тем не менее социальный паспорт микрорайона, прилегающих к нему кварталов малоэтажной застройки и “вагон-городка” показывает достаточно низкий уровень культурных притязаний живущих в них.

        Насколько же смелым и необычайно необходимым стало открытие в условиях эксперимента специализированных классов изобразительного искусства, хореографии, музыкальной культуры, искусства театра кукол и актерского мастерства, иностранных языков! Хочется сказать, что, даже изменив место жительства, дети продолжают ходить в эту школу.

        Достаточно высокий образовательный в мире культуры уровень специалистов позволил строить многовариантные содержательные программы развития этих классов, вводя такие дисциплины, как история искусств, классический и народный танцы, музыкальная грамота (основы теории музыки и сольфеджио), а также использовать всевозможные формы организации занятий: индивидуальные (вокал, музыкальный инструмент), различные типы ансамблей, оркестр.

        Создание нового образца педагогической и учебной деятельности, позволяющих осваивать новое содержание воспитания, стало одной из задач классных руководителей: ведь только в комплексном взаимодействии возможно было предположить положительный результат эксперимента.

        Учительский коллектив, конечно, понимал, что Экспертному совету Управления образования и общественной комиссии важно было представить конечные результаты работы: изменения в психологическом климате коллектива детей и взрослых, уровень влияния детей этих классов на товарищей в школе и дома, позиции в педагогическом коллективе к эксперименту, к друг другу, совершенствованию своего мастерства, а главное, развитие индивидуальных способностей личности, уровень культуры и нравственности ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9