Реферат: Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 г.г.)
1.2. Основные направления деятельности Управления
образования
Основными направлениями
деятельности Управления образованием Нового Уренгоя являются:
– найти и привести в действие
механизмы и резервы, позволяющие в условиях нестабильности, перехода к
рыночной экономике обеспечить устойчивое развитие и опережающее обновление
образовательной системы города. |
– выйти на научную обоснованную
систему изучения потребностей населения в образовательных услугах. |
– завершить в основном формирование
образовательного комплекса, единого образовательного пространства города,
скоординированного с образовательным комплексом Ямало-Ненецкого автономного
округа и Тюменской области. |
– обеспечить разностороннюю поддержку
экспериментально-поисковой и инновационной деятельности образовательных
учреждений. |
– сократить разрыв в материальном,
кадровом, финансовом обеспечении и условиях работы городской и пригородной
школы, улучшая и совершенствуя педагогическую деятельность последней. |
– предусмотреть меры приоритетного
развития дошкольного образования, реабилитационных и профилактических
учреждений, а также сделать ведущим направлением во всех образовательных
учреждениях работу по охране здоровья, медицинскому обслуживанию,
формированию культуры здоровья и здорового образа жизни, обеспечению более
эффективной адаптации к северным условиям. |
– предусмотреть меры для
формирования новой системы воспитания, основанной на свободном выборе видов
деятельности, но обеспечивающей формирование гражданственности,
преемственности лучших нравственных традиций и эстетического воспитания. |
– обеспечить обновление содержания
образования за счет разработки и внедрения программно-методических средств,
стандартов образования и образовательных технологий. |
– глубже и последовательнее
разработать и провести в жизнь экономический компонент в образовании, как
условие социальной адаптации и успешной жизнедеятельности школьников и
выпускников. |
– разработать и внедрить в
учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений систему
экологического воспитания и образования с учетом особенностей региона, в
котором расположен город Новый Уренгой. |
– обеспечить включение в учебные
планы средних общеобразовательных школ учебные дисциплины, способствующие
формированию у учащихся гражданского самосознания, патриотизма и
законопослушания. |
– разработать модель высшего
образования в городе, предусматривающую обучение без выезда за его пределы. |
– добиваться решения проблемы
педагогических кадров, расширяя подготовку в городе и обеспечивая педагогов
жильем и зарплатой в соответствии с требованиями Федерального закона
Российской Федерации “Об образовании”. |
– разработать механизм и добиваться
осуществления нормативного финансирования образовательных учреждений,
поддерживая пригородную школу, экспериментальные и инновационные учреждения. |
– завершить перестройку управления
образования, придав ему преимущественно программно-целевой, стратегический,
перспективный характер, обеспечивая научное проектирование, консультирование
и экспертизу развития образовательных учреждений и систем. |
– добиться возобновления школьного
строительства с учетом тенденций роста контингента учащихся и износа школьных
помещений. |
– проводить на территории города
образовательной политики, направляемой на обеспечение прав граждан на
получение качественного образования и удовлетворение образовательных
потребностей на основе действующего законодательства Российской Федерации [24].
|
Для реализации вышеуказанных
целей Управление образования осуществляет следующие функции:
1.Контрольно-аналитическая
функция. Создает и
поддерживает городскую информационно-справочную службу, которая
– контролирует:
а) состояние учебно-воспитательного
процесса в учреждениях города;
б) образовательные потребности
населения;
в) материалы из внешней среды (из
образовательной сферы: округ, республика; другие источники: из организаций и
учреждений города, связанных в своей работе с жизнедеятельностью детей и
учащейся молодежи);
– проводит анализ состояния
образования на территории города, тенденции его развития и прогнозирование
перспектив;
– анализирует результаты изучения
общественного мнения жителей города по вопросам обучения и воспитания;
– обобщает данные репрезентативного
контроля образовательных учреждений с целью выработки рекомендаций, предложений
по принятию дополнительных управленческих решений в вопросах обучения,
воспитания, повышения квалификации педагогических работников, укрепления материальной
базы, выявление передового опыта;
– разрабатывает программу развития
образования города и обеспечивает условия ее практической реализации.
– участвует в формировании заказов на
научные исследования, повышение квалификации кадров, организует обмен опытом,
информирует учреждения образования о ходе реализации программ, на основании
экспертных оценок, принимает оперативные меры по корректировке этих программ,
оказывая конкретную помощь учреждениям образования.
Для наиболее эффективного
решения вышеперечисленных задач Управление образования осуществляет:
– планирование, организацию,
регулирование, контроль за деятельностью образовательных учреждений в целях
осуществления политики в области образования;
– разработку и утверждение
образовательных программ, программ рабочих курсов и дисциплин;
– разработку и принятие правил
внутреннего распорядка и иных локальных актов;
– контроль за своевременностью
предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов
материального обеспечения, предусмотренных федеральным законодательством и
правовыми актами органов городского самоуправления;
– регулирование в образовательных
учреждениях деятельности общественных (в т.ч. детских и молодежных)
объединений, разрешенных действующим на территории Российской Федерации
законодательством [25].
По нашему мнению, необходимы
новации в трудовой, военной, жизненной подготовке молодежи. Ключевые вопросы –
это вопросы проведения традиционного конкурса “Учитель года”, проблемы
оздоровления детей, о детях-инвалидах, сиротах, многодетных семьях, о семьях
представителей коренных народов Севера.
2. Программное и научно-методическое
обеспечение:
– обобщает опыт по внедрению
научно-педагогических и управленческих инноваций, передает информацию,
подбирает интересующий материал для распространения в учреждениях в
соответствии с их спецификой. Оказывает необходимую помощь образовательным
учреждениям, внедряющим инновации.
– Создает условия для научно-методического
обеспечения учреждений в соответствии с их типом. Обеспечивает учреждения
образования учебными программами и научно-методической литературой.
– На договорной основе предоставляет
образовательные услуги, в том числе по научно-методическому обеспечению,
негосударственным учреждениям образования.
– Обобщает данные об усвоении
учащимися подведомственных учреждений базового компонента образования, оказывая
в необходимых случаях методическую помощь педагогическим кадрам учреждений.
– Обобщает данные о потребностях
города в научно-методическом обеспечении, ищет оптимальных подрядчиков для их
удовлетворения из числа городских учреждений или создает собственные
научно-информационные, консультативные центры или другие необходимые структуры.
– Обобщает опыт образовательных
учреждений и вносит предложения об изменениях и дополнениях в содержании
базового компонента образования, различных уровнях дифференциации и
направлениях обучения, учебных планах, программах и других методических
документах, а также в сроки обучения в различных типах образовательных
учреждений.
– На основании заявок учреждений
формирует городской заказ на учебную, учебно-методическую, научно-популярную и
общественно-педагогическую литературу для учителей, учащихся и родителей. Привлекает
кооперативы и частные издательства для более полного удовлетворения нужд города
в литературе и специальной информации.
– Привлекает компетентных
специалистов для экспертной оценки готовности учреждений развернуть на своей
базе экспериментальные педагогические площадки.
– Проводит городские семинары,
конференции, симпозиумы по актуальным для города проблемам развития
образования. В случае необходимости непосредственно сотрудничает с зарубежными
организациями и учреждениями, имея в виду более эффективное удовлетворение
потребностей учащихся и педагогических кадров
– Способствует распространению в
городе позитивного педагогического опыта, получившего соответствующую
экспертную оценку.
– Формирует городские структуры
психологической службы в образовании (методические кабинеты, специализированные
центры).
Кроме того особенно важной
считается работа по кадровому обеспечению, имеющая функции:
– Обобщение данных о потребностях в
педагогических кадрах, оформление заказа на подготовку кадров с
использованием финансово-экономических возможностей города. |
– На основе предложений учреждений
– формирование заказов на переподготовку кадров в Институте
усовершенствования учителей и в других центрах повышения квалификации. В
соответствии с потребностями учреждений города – организация семинаров,
краткосрочных курсов, научно-практических конференций,
организационно-деятельных игр и т.д. |
– Создание фонда материального
стимулирования педагогических кадров, содействие улучшению
социально-культурных условий их жизни, всемерно поощряя творческих
работников. |
– Оформление наградных документов и
ходатайство в установленном порядке о награждении отличившихся работников
образования. |
Таким образом, основные
направления деятельности Управления образования Администрации г. Новый Уренгой
также, по нашему мнению, достаточно типичны для подобных организаций. Их
успешное осуществление во многом зависит от кадрового потенциала и достойного
финансирования.
ГЛАВА 2. Состояние, тенденции и
проблемы развития народного образования в Новом Уренгое
2.1. Становление общеобразовательной
школы в городе Новый Уренгой
Народное образование в Новом
Уренгое закономерно начиналось практически “с нуля”. В 1976 году на Крайний
Север с “большой земли” приехала молодая учительница Гаран Валентина Алексеевна,
которая решила взяться за открытие первой школы в поселке Ягельный (ныне в
черте города Новый Уренгой). Это было трудное, но во многом прекрасное время.
К первому сентября в город
приехали первые 14 учителей. Среди них были Никонович Юлия Андреевна и Ковбасюк
Нина Павловна – учителя начальных классов, М.А.Рабинович– учитель физики.
Первым председателем профсоюза школы стала Мария Андреевна Гереш, первым
инспектором – Нина Яковлевна Сидорова, первым методистом – Т.С.Рязанцева,
первым школьным хореографом – Ирина Валиловна Закирова.
1 сентября 1976 г. первые 72
ученика сели за парты средней школы № 1, директором которой стала В.А.Гаран. В
выпускном X классе обучались 5 учеников (они же,
естественно, стали первыми выпускниками первой школы): О.Белоножкин, Л. Боруш,
С.Боровик, В.Исаев и серебряная медалистка Е.Костенко.
С 1980 по 1988 г. директором
школы, после ухода В.А.Гаран руководителем ГорОНО, была Галина Петровна
Журавлева. Сейчас руководит школой Татьяна Ивановна Кокоева. За эти 20 лет
школа № 1 претерпела большие изменения: в 1989 г. было построено новое здание,
приобретен статус школы-лицея. Школа гордится своими выпускниками: 5 золотых и
45 серебряных медалей. Дважды школа была награждена Дипломами “Школа года” (в
1994 и 1995 гг.).
В 1980 г. была открыта
средняя школа № 2, первым директором которой стала Тамплон Сельора
Раймольдовна. Она первой в г. Новый Уренгой получила звание “Заслуженный
учитель”. Тогда в школе обучалось 1.452 ученика, было 69 учителей. С 1992 г.
школа стала школой-лицеем “Земля родная”, и главным направлением в работе
педагогического коллектива являются программы “Открытие мира”, “Земля родная”,
“Путешествие к истокам”. Особое внимание уделяется физическому развитию и
здоровью учащихся. В настоящее время коллектив учащихся и педагогов возглавляет
Татаринов Михаил Николаевич.
В 1981 г. в городе открылась
школа № 3 (сегодня – школа-лицей “Экоцентр”), первым директором которой была
Помазан Вера Ивановна. За последние 17 лет из школы выпущены более 1500
учащихся, среди них двое – с золотой медалью, 53 – серебряной. Среди учащихся
школы 619 человек – призеры школьных олимпиад, 57 – городских, 6 – областных, 3
участника республиканских олимпиад. Сегодня “Экоцентр” возглавляет Поглазова
Татьяна Николаевна, отличник народного просвещения. В педагогическом коллективе
19 педагогов имеют звание “Отличник образования”.
В 1984 году состоялось
открытие школы № 4. Более 15 лет коллектив преподавателей и учащихся
возглавляет Горбенко Таисия Владимировна, заслуженный учитель Российской Федерации.
В следующем, 1985 году,
распахнула свои двери школа № 5, директором которой до сих пор является
Негинский Игорь Семенович, заслуженный учитель Российской Федерации. Главное
направление работы этой школы – эстетическое воспитание и физическое развитие.
Спортсмены пятой школы являются участниками и победителями президентских
состязаний. Школа дважды была награждена Дипломами “Школа года” (в 1996 и 1997
гг.).
В этом же году в поселке
Уралец, в семи километрах от Нового Уренгоя, открылась школа № 6. Ее первым
директором стала Ливкутная Лидия Николаевна. В школе было организовано движение
самоуправления “Я+Мы” под чутким и бдительным руководством принятой по первому
приказу Шергиной Татьяны Степановны, учителя географии (ныне она – начальник
Управления молодежной и семейной политики Администрации Нового Уренгоя). Сейчас
коллектив школы № 6 возглавляет Ярославцева Антонина Павловна, отличник
народного просвещения.
В 1987 году ученики Северной
части города, микрорайона Юбилейный вошли в стены школы № 8, директором которой
с самого начала и до 1998 года был Байтлер Иван Михайлович, отличник народного
просвещения. За десять лет школа стала одним из ведущих учебных заведений
города. Творчески работают учителя на хороший и отличный результат: 22 призера
олимпиад, выпускники награждены медалями (1 золотая, 11 серебряных). 18
педагогов трудятся в школе со дня открытия. В 1991 году школа была признана
“Школой года”.
В 1998 году школе № 11
исполнилось 10 лет. Первым ее директором был Чередниченко Виктор Евгеньевич, а
с 1989 года школу возглавляет Калабина Зинаида Яковлевна, заслуженный учитель
Российской Федерации.
Большим событием 1989 года
для города стало открытие школы-профилактория № 12. Все годы ей руководит
Ливкутная Лидия Николаевна. В школе функционируют 11 медицинских кабинетов, а
работа всей школы имеет три направления – охрана и профилактика здоровья
учащихся, реальное состояние окружающей среды Приполярья, влияние состояния
здоровья на результативность учебно-воспитательного процесса.
Не менее важным событием было
открытие школы № 13 в микрорайоне Мирный. Коллектив школы возглавляет Манакова
Евгения Александровна, заслуженный учитель России. Перспектива развития этого
образовательного учреждения – демократическая школа. Сегодня школа –
учебно-воспитательный комплекс с детским садом, дополнительным образованием,
вузами, базовыми предприятиями. Внимание педагогов направлено на ученическое
самоуправление, построенное по принципу президентского правления.
В 1995 году в микрорайоне
Восточный, на самой окраине Северной части Нового Уренгоя, открылась школа №
14, единственная в городе отдельная начальная школа. Директор этого учебного
заведения – Крылова Наталья Владимировна. В коллективе трудятся молодые и
творческие педагоги, многие из которых – выпускники Новоуренгойского
педагогического училища-колледжа. Символами школы стали любознательность,
милосердие, пытливость, ум и смекалка.
Центр реабилитации и
адаптации молодежи “Поддержка” был открыт в 1994 году. В Центре разработана и
успешно действует и развивается структура организационно-педагогической работы.
Мастерами педагогического труда являются Кручинина Зинфера Ситдиковна, Кручинин
Иван Григорьевич, Шелковникова Юлия Николаевна, Никитина Наталья Владимировна и
директор Сальникова Ирина Львовна.
В 1995 году жители
стройплощадки получили подарок – школу № 15, директором которой приказом
Управления образования был назначен Сидоров Василий Гаврилович, отличник
образования. В школе работают еще три отличника образования - Л.В.Сидорова,
Л.П.Туринцева, С.Н.Голобородова.
Рядом со школой № 13 в
микрорайоне Мирный в 1997 году открыта школа № 16 – педколледж, директором
которой стал Терновой Алексей Семенович[26].
Таким образом, в городе
регулярно вводились в строй новые школы. Многие из них избрали собственные
оригинальные направления деятельности. Педагогам города удалось реализовать
целый ряд уникальных педагогических проектов. Практически все
образовательные учреждения работают в режиме развития или в режиме
опытно-поисковой деятельности, каждое из них приобрело свою индивидуальность.
В результате родители и дети города получили реальную возможность выбора
оптимального учебного заведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|