рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 г.г.) рефераты

        Обобщение и критическое сопоставление сведений, выявленных в источниках, в сочетании с материалами, привлеченными из литературы, делает возможным поставить проблему создания комплексного исследования.

        Целью исследования стал комплексный анализ развития системы народного образования в городе Новый Уренгой с момента ее зарождения до настоящего времени. Особое внимание закономерно уделялось общеобразовательным учебным заведениям.

        В соответствии с целью исследования автор поставил перед собой следующие взаимосвязанные задачи:

– показать процесс зарождения системы народного образования в городе Новый Уренгой, проследить основные вехи в ее развитии;

– раскрыть трудности, с которыми пришлось столкнуться педагогам-первооткрывателям, а также последующим поколениям учителей;

­– рассмотреть управление системой народного образования в Новом Уренгое;

– проанализировать структуру системы образования в городе, взаимодействие его различных звеньев;
–  установить уровень развития народного образования в городе Новый Уренгой на рубеже XX – XXI в.в.

        В тоже время некоторые вопросы, связанные с темой исследования, в работе только поставлены, но детально не рассматриваются. По нашему мнению, специального исследования требуют такие аспекты, как уровень жизни работников системы народного образования Нового Уренгоя, а также методики преподавания в различные периоды времени.

        Автор избрал тематический принцип изложения материала. Он представляется наиболее плодотворным для изучения относительно небольшого временного периода развития системы народного образования в городе Новый Уренгой. Исследование состоит из трех глав.

        В первой главе раскрываются организация и деятельность Управления образования Администрации Нового Уренгоя (а также, естественно, и его предшественников), его полномочия, функции и особенности. Во второй главе рассказывается об истории развития различных типов учебных заведений в городе, о состоянии воспитания и образования в детских садах и школах в условиях коренной перестройки в образовательной системе как страны, так и города, в том числе и проблемах национальной школы. Третья глава работы  включает в себя анализ деятельности учреждений компенсирующего обучения, где воспитываются и учатся дети-сироты, брошенные, подобранные на улицах, наркоманы, инвалиды, алкоголики – т.е. дети, которым нет и восемнадцати лет, а также учреждениях дополнительного внешкольного образования (клубы, кружки, секции).

         В заключении автор хотел бы поблагодарить всех тех, кто помог ей в подборе необходимых материалов для работы над темой, а также ценными консультациями. Это, прежде всего, ответственные работники Администрации г. Новый Уренгой:

– Костогриз Иван Иванович, начальник Управления образования Администрации г. Новый Уренгой;

– Годунко Виктор Сергеевич, начальник Управления финансов и экономики Администрации г. Новый Уренгой;
– Меньшикова Елена Викторовна, начальник Отдела по делам архивов при Администрации г. Новый Уренгой;
– Шергина Татьяна Семеновна, начальник Управления молодежной и семейной политики Администрации г. Новый Уренгой;
– Пляшечник Людмила Николаевна, начальник Управления статистики г. Новый Уренгой;
– а также сотрудников Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Новый Уренгой и городской библиотеки имени журнала “Смена”.

        ГЛАВА  1. Управление образования в системе Администрации города Новый Уренгой.

        1.1. Полномочия, структура и функции Управления образования

        Город Новый Уренгой расположен на Крайнем Севере в Ямало-Ненецком автономном округе. Это один из крупнейших городов не только в нашем регионе, но и в целом в северных широтах мира. Город относительно молодой. Однако за четверть вековой период своего существования он похорошел, вырос вширь и ввысь. На сегодняшний день в нем проживает около ста тысяч населения[15].

        Во главе города находится Администрация. В настоящее время ее возглавляет выборный глава (мэр) – Комарова Наталья Владимировна. Она считает, что народное образование – одно из самых приоритетных направлений жизни города[16].

        Отдел народного образования был создан при Исполкоме Городского Совета народных депутатов на основании распоряжения от 11.08.1980 года. Через месяц, 15 сентября 1980 года, заведующим Ямало-Ненецкого отдела народного образования был подписан Приказ № 60, пункт 22 которого гласил: “В целях упорядочения работы и контроля за работой детских садов-яслей и школ... создать Отдел народного образования при Исполкоме Городского Совета народных депутатов г. Новый Уренгой ... Считать началом деятельности Новоуренгойского ГорОНО дату 15 сентября 1980 г... Назначить заведующим Валентину Алексеевну Гаран ...”[17]. Сразу отметим, что с февраля 1992 года ГорОНО возглавил Валерий Иванович Варламов, а затем и по настоящее время органом управления образования руководит Иван Иванович Костогриз[18].

        Основными задачами первых четырех сотрудников Новоуренгойского отдела народного образования (начальника, заместителя начальника, инспектора и методиста) были провозглашены: реализация решений XXVI съезда КПСС, XIII съезда профсоюзов и XIX съезда ВЛКСМ. Однако реально они естественно занялись нелегкой проблемой становления народного образования в бурно развивавшемся городе.

        Современный правопреемник ГорОНО – Управление образования Администрации города Новый Уренгой было создано во исполнение Постановления  № 875 от 27.06.1997 г.  мэра города. Оно обеспечивает выполнение полномочий администрации в сфере образовательной деятельности, является исполнительным органом городского самоуправления по вопросам образования, входит в структуру администрации г. Новый Уренгой[19].

        Управление образования является юридическим лицом, финансируется за счет средств местного бюджета. Оно включает в себя выплату заработной платы, приобретение инвентаря, комплектование литературой и 60 % надбавку к зарплате, имеет самостоятельную смету, печать со своим полным наименованием, штампы и бланки, расчетный счет.

        В настоящее время разработана и действует Программа социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа[20], на основании которой из окружного бюджета доплачивается к основной зарплате 100 % надбавка, оплачивается проезд студентов, обучающихся на дневных отделениях в высших и средних специальных учебных заведениях за пределами Нового Уренгоя к месту проживания родителей, организовано бесплатное питание учащихся льготной категории граждан (многодетные, малообеспеченные). Работникам Управления образования, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, из федерального бюджета финансируются общероссийские льготы. Финансирование ведомственных дошкольных образовательных  учреждений осуществляется за счет прибыли предприятий.

        Учредителем Управления образования является Администрация города Новый Уренгой. В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным и окружным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, Уставом города, решениями Городского собрания, постановлениями и распоряжениями мэра города, а также вышеназванным “Положением об Управлении образования Администрации города Новый Уренгой”.

        Управление может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в судебных органах. Управление образования учреждено на неопределенный срок и в своей деятельности подчиняется мэру города.

        Структура Управления образования Администрации города Новый Уренгой в настоящее время следующая:

Начальник
Заместители начальника Аппарат управления Секретарь

        В Аппарат управления входят:

– централизованная бухгалтерия;
– юрист;
– специалисты Отдела кадров;
– инспекторский отдел;
– Научно-методический и информационный центр;
– Отдел социальной психологии и коррекционной педагогики;
– Отдел дошкольного воспитания;
– Отдел опеки и попечительства.

        За время относительного недолгого существования в городе Новый Уренгой и близлежащих поселках – Коротчаево, Лимбяяха – сложилась многофункциональная сеть образовательных учреждений: от детских садов до филиалов университетов и институтов различных городов Российской Федерации. На начало 1999 года она включает в себя 42 детских дошкольных учреждения, где воспитывается 7983 ребенка, 24 средних общеобразовательных учреждения, где обучается 19693 учащихся, вечерняя школа с 460 учащимися, два филиала университетов г. Тюмени с количеством студентов 570 человек, профессиональное училище № 31, где обучается 438 учащихся, профцентр “Эврика”, где предпрофессиональную подготовку проходит 2.070 учащихся, а также открыто пять групп для учащихся, которые не продолжили обучение в 10-х классах общеобразовательных школ, общей численностью 157 человек, педагогическое училище-колледж и филиал Салехардского медицинского училища с числом студентов 405 человек[21].

        Кроме того система дополнительного образования представлена “Центром творчества”, “Экологической станцией”, социально-педагогическим комплексом “Истоки”, клубом “Контакт”, Детско-юношеской спортивной школой (ДЮСШ), Центром детско-юношеского туризма. Дополнительное образование в городе осуществляют и две музыкальные школы, школа искусств Управления культуры и информации Администрации города, клубы по месту жительства, ДЮСШ “Сибирские медведи”, клуб “Норд” производственного объединения “Уренгойгазпром”, кружки, спортивные секции, студии, творческие группы культурно-спортивных комплексов и других ведомственных учреждений культуры и спорта[22].

        Таким образом, система образования, по нашему мнению, располагает достаточными звеньями для удовлетворения растущего спроса населения города Новый Уренгой и близлежащих поселков на образовательные и дополнительные услуги.

        В  период инновационных процессов и экспериментальной работы (1991–1995 г.г.) в Новом Уренгое были открыта гимназия, школа-профилакторий, четыре школы–лицея, Центр детства (на базе детского сада “Золотой ключик”), Центр развития ребенка (на базе детского сада “Мальвина”), Центр “Поддержка”, Центр адаптации ребенка “Садко”. В результате введено 84 новых учебных предмета, в том числе - мировая художественная культура, краеведение, здоровье человека на Крайнем Севере, защита прав потребителей, культура души и тела, граждановедение, этика, эстетика, экономика, валеология, психология.

        Практически во всех из них организовано раннее изучение иностранного языка, информатики. Детские дошкольные учреждения ориентированы на профилактику заболеваемости детей, раннее интеллектуальное развитие, психофизиологическую адаптацию, учреждения дополнительного образования оперативно реагируют на привлекательные для детей и молодежи формы проведения досуга, средства получения дополнительных знаний и практических навыков.

        Отличительная особенность системы образования в Новом Уренгое в том, что она является саморазвивающейся, многофункциональной и всеобъемлющей, что особенно важно для приполярного города. Значительная часть педагогов включилась в творческий поиск нового содержания, форм, методов обучения и воспитания, разработку и освоение программ форма работы – отчет воспитателей и музыкальных руководителей, показ сценического мастерства и уровня развития творческих способностей малышей. Медицинское обслуживание осуществляется медицинским персоналом муниципальной городской многопрофильной больницы, штатным медицинским персоналом ДОУ, который наряду с администрацией и коллективом несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий. В Центре развития ребенка “Мальвина” есть полный комплект целого рядя новых дисциплин.

        Проводимая аттестация учителей стала дополнительным стимулом повышения квалификации и творческой активности педагогов. Управление образовательно-воспитательным процессом приобретает характер демократического сотрудничества.

        Вместе с тем, анализ ситуации во всех сферах городского образования – дошкольном, общем, профессиональном, дополнительном, средне-специальном и высшем – обозначил ряд проблем, требующих для своего решения изменений в образовательной инфраструктуре, нормативно-правовой базе, финансовом, программно-методическом, материально-техническом, научном, информационном обеспечении системы образования, в совершенствовании ее экономических механизмов управления.

        Так, растет число учащихся вечерней школы – в основном, за счет несовершеннолетних, окончивших IX класс и не имеющих реальной возможности продолжать обучение в дневной школе, а также тех, кто в силу определенных причин  вынужден посещать этот тип учебного заведения, зачастую параллельно приобретая рабочую профессию. Чаще всего это педагогически запущенные, обделенные родительским вниманием, дети т.н. группы “риска”.

        Значительное внимание Управлением образования уделялось улучшению работы по кадровому обеспечению системы. В школах города работает 1410 учителей, при этом остаются открытыми 127 вакансий (т.е. 9 %). То есть в ряде школ города не преподаются некоторые дисциплины. С учетом перспективы изменения числа учащихся школ города до 21017 человек в 2000/2001 учебном году число учителей должно будет составить 1.750 человек[23].

        Таким образом, одной из важнейших проблем, стоявшей перед Управлением образования Администрации города является кадровая. Она будет усугубляться естественным выходом на пенсию ныне работающих педагогов. Хроническая нехватка учителей сдерживает качественный рост системы образования, одной из основных причин такого положения дел является нехватка жилья. Около 35% учителей нуждается в улучшении жилищных условий. Многие проживают в общежитиях и на частных квартирах. Зарплата педагогов в 3–4 раза “отстает” от уровня оплаты труда в промышленности города.

        В соответствии с разработанными мероприятиями осуществляется подготовка педагогических кадров для образовательные учреждений города, проводится работа по профориентации молодежи на педагогическую деятельность за счет Новоуренгойского педагогического училища-колледжа и по договорам с Ишимским и Тобольским государственными педагогическими институтами.

        Проводится работа по комплектованию учреждений образования психологами и социальными педагогами, осуществляются мероприятия по повышению  квалификации. Среди учителей и воспитателей города сегодня трудится десять “Заслуженных учителей”, 234 – “Отличника просвещения”, 257 педагогов аттестованы на  высшую и 340 – на  первую квалификационную категории,  310 – вторую, курсовую переподготовку прошел 451 педагог (31,4% от общего числа учителей).

        Слабой остается база образовательных учреждений по курсам: основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и трудовое обучение. Обеспеченность спортивным инвентарем, оборудованием и инструментами в образовательных учреждениях составляет 35%. В течение ряда лет практически не обновляется фонд учебно-наглядных пособий, есть проблемы и с обновлением учебного фонда. Основной причиной сложившегося положения дел является ставшее хроническим отсутствие достаточного финансирования системы образования. В связи с трудностями финансирования уменьшилось число детей, охваченных школьным питанием, акцент приходится делать на детей из малообеспеченных и многодетных семей.

        На сегодняшний день спектр забот специалистов Управления образования очень широк: руководство учебно-воспитательным процессом в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях Нового Уренгоя, контроль за качеством обучения, воспитания и знаний учащихся, полный охват всеобучем детей школьного возраста, укрепление материально-технической базы школ и улучшение жилищно-бытовых условий педагогов, вопросы патроната, опеки, усыновления, охраны прав детства, государственная статистическая отчетность, вопросы повышения педагогической квалификации, выдача учебников, медицинские аспекты обучения, организация отдыха учащихся и учителей.

        Таким образом, полномочия и функции Управления образования Администрации Нового Уренгоя, по нашему мнению, достаточно типичны для подобных учреждений. В его ведении находится разветвленная система различных образовательных учреждений. Достаточно типичны и проблемы, стоящие перед Управлением. Большинство из них связаны с хроническим недофинонсированием из бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9