Реферат: Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 г.г.)
Реферат: Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 г.г.)
Министерство образования
Российской Федерации
Уральский ордена Трудового Красного
Знамени
Государственный университет им.
А.М.Горького
Исторический факультет
Кафедра архивоведения
Развитие народного образования в
городе
Новый Уренгой (1976 – 1999 г.г.)
Дипломная
работа
студентки
V курса
Энгельгардт
Елены
Владимировны
Научный
руководитель:
канд.
ист. наук, доц.
Черноухов Эдуард
Анатольевич
Екатеринбург
2000
|
Содержание
|
С.
|
Введение
|
3 |
Глава
1. Управление образования в системе Администрации города Новый Уренгой
|
14 |
1.1.
Структура, полномочия и функции Управления образования |
14 |
1.2.
Основные направления деятельности Управления образования |
21 |
Глава
2. Состояние, тенденции и проблемы развития народного образования в Новом
Уренгое
|
27 |
2.1.
Становление общеобразовательной школы в городе Новый Уренгой |
27 |
2.2.
Дошкольное образование и воспитание |
46 |
2.3.
Национальная школа |
60 |
2.4.
Профессиональное образование |
63 |
Глава
3. Школы компенсирующего обучения и организация досуга учащихся вне стен
учебных заведений
|
67 |
3.1.
Образовательные учреждения компенсирующего обучения |
67 |
3.2.
Дополнительное внешкольное образование |
72 |
Заключение
|
79 |
Источники
и литература
|
83 |
Приложение
|
86 |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение истории и
современного состояния народного образования традиционно является одним из
ключевых направлений отечественной науки. Ведь национально-особый тип
мироотношения предполагает и соответствующий ему способ передачи, хранения,
воспроизведения опыта поколений, то есть национально-особые формы образования.
“Понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни”,
– метко подметил С.И.Гессен [1].
В настоящее время выбор
модели образования совершается различными путями практически внутри новой
общественной системы. Вектор его будущего состояния слагается как
равнодействующая многих сил и тенденций.
Ситуация определенного выбора
в системе образовании – отражение общего состояния современного общества.
Единое образовательное пространства в значительной степени разрушено. На
территории России практически сбивчиво и импульсивно реализуются идеи
децентрализации управления и многообразия типов школ, идет вынужденная
коммерциализация средней и высшей школ, поскольку они не получает должного
бюджетного финансирования. Образовательная политика России в условиях
перманентного финансового кризиса все более склоняется к выполнению различных
рекомендаций зарубежных кредиторов.
Бюрократизация всех сторон
жизни страны естественно проявилась и в организации народного образования.
Единые государственные программы и методики, выполняя в целом прогрессивную
роль, вместе с тем сковывали и, с учетом постоянного роста всевозможной
школьной отчетности, во многом продолжают сковывать творческие силы лучших
педагогов страны и города Новый Уренгой в частности. Прежняя система требовала
от школы благополучия социального поведения учащихся и всеобщей успеваемости.
Вынужденное лицемерие педагогов способствовало распространению инфантилизма и
лени среди учащихся. Следствием этого явилось снижение качества воспитания и
образования молодого поколения, а среди большинства педагогов – определенная
неудовлетворенность своим трудом.
Одной из главных причин
падения качества образования продолжает оставаться так называемый “остаточный
принцип” финансирования народного образования. Основные средства на Севере
России различными путями традиционно направлялись и направляются на открытие
новых месторождений нефти и газа, строительство трубопроводов и т.п. Мизерная
доля материальных средств, выделяемая из государственного бюджета страны на
социальную сферу, привела к зачастую бедственному состоянию материальной базы
ряда школ, их перегруженности, к низкому уровню заработной платы педагогических
кадров и к снижению их качества [2].
Было бы глубоко ошибочно
видеть в современном положении школы лишь негативные моменты. Учитель гораздо
чаще имеет возможность говорить правду о прошлом и настоящем страны, ее
проблемах. Школа освобождается от определенного формализма в преподавании, от
достаточно традиционного невнимания к личностным особенностям учащихся. Учитель
получил большие возможности для самостоятельной творческой деятельности, в
учебных заведениях появились многочисленные новые учебники, создающие
возможность выбора.
Однако далеко не все эти
благоприятные возможности используются школой. Их реализации препятствует не
только тяжелейшее материальное положение школы, косность и привычка работать
по-старому ряда учителей, но и недостаточная теоретическая разработка коренных
теоретических проблем педагогической науки.
В соответствии с перестройкой
общеобразовательной школы происходят определенные изменения в образовании
школьников. По школьной программе в 1998 году обучалось 43% детей шестилетнего
возраста. В большинстве школ имеются учебные кабинеты по основным предметам,
телевизоры, магнитофоны и другое учебное оборудование. В связи с
компьютеризацией в старших классах введен курс “Основы информатики и
компьютерных знаний”. Учащиеся X – XI
классов проходят профессиональное образование в специально организованных
межшкольных учебно-производственных комбинатах.
Общеобразовательная школа
должна обеспечить всех учащихся базовым средним образованием, должна давать тот
минимум знаний, умений и навыков, которые необходимы каждому человеку для
активного участия в общественной жизни. Важное место в перестройке образования
было отведено подготовке рабочих и трудящихся на более высоком уровне
профессиональных знаний и быстром овладении новой техникой и новыми
технологиями.
В последнее время воспитатели
и педагоги пришли к выводу, что важны не только знания, но и воспитание
признания общечеловеческих ценностей, зачастую превалирование интересов
индивидуальных над общественными и государственными. Для этого у нас должны
быть грамотные педагоги, новые учебники, потребность в демократизации школьного
процесса.
Новый человек, получивший уже
наше, современное образование, должен иметь совершенно другое воспитание и
обладать более широким кругозором. Такие дисциплины, как экология, этика,
эстетика, социология, психология, экономика, информатика, будут, в определенной
мере, мешать молодому человеку нарушить данное слово, обидеть другого человека.
Право на образование в России
обеспечивалось наличием, доступностью и бесплатностью обучения. В 90-е гг. XX в. бесплатность обучения сохранилась
только в государственных школах и в некоторых средних специальных и высших
учебных заведениях. Любой гражданин нашего общества может получить образование
без отрыва от производства на вечерних и заочных отделениях вузов и средних
специальных учебных заведений.
Задачам удовлетворения
образовательных потребностей личности отвечает сеть кружков, курсов, возможность
самообразования с использованием услуг культурно-просветительных учреждений и
учреждений искусства (музеи, библиотеки).
Революционные преобразования
социально-экономической жизни, которые охватили Россию в конце 80 – начале 90-х
годов, естественно, весьма существенно затронули и такую жизненно важную сферу
общества, как образование. Прошедшие годы значительно изменили жизнь и
деятельность общеобразовательных школ всех видов, однако необходимо признать,
что школа и сегодня далека от выполнения ее основной задачи – готовить
образованного, культурного гражданина, работника, семьянина.
Автор дипломной работы
выбрала тему развития народного образования в городе Новый Уренгой, т.е. его
истории и современного состояния, не случайно. Во-первых, эта тема
рассматривается на всех общественно-политических уровнях, начиная с
государственного и, заканчивая индивидуально-семейным, когда во многих семьях
решается вопрос: в какую школу лучше отдать своего ребенка, где его обучат и
воспитают согласно требованиям современного мира. Во-вторых, автор дипломной
работы, получив среднее педагогическое образование, в настоящее время работает
в системе управления образованием и не может не интересоваться всем новым в
различных сферах, касающихся истории и современного состояния школы. В-третьих,
история народного образования в Новом Уренгое до сих пор не становилась
объектом специального исследования. Все это предопределяет актуальность и
практическую значимость предпринятого исследования.
Объект исследования стала
система народного образования в городе Новый Уренгой: процесс ее возникновения,
развития и современного состояния. Автор стремится объективно проанализировать
деятельность различных типов учебных заведений в неофициальной “газовой”
столице России.
Город Новый Уренгой
располагается на Крайнем севере Ямало-Ненецкого автономного округа, практически
на Полярном круге. В нем проживает около 99 тысяч человек (данные по состоянию
на 01.01.1999 г.), четвертую часть которых составляют дети в возрасте от 6 до
16 лет (около 24,5 тысяч человек), одну пятидесятую – дети, занятые в
учреждениях дополнительного образования (примерно 2 тысячи человек), одну
двадцать пятую часть – дети в возрасте от 3 до 6 лет (4 тысячи человек)[3].
К этим показателям следует прибавить и детей, которые живут и учатся в Центрах
адаптации детей и молодежи – около двухсот человек. Таким образом, общее число
детей до 17 лет в городе – более 30 тысяч человек (т.е., примерно одна треть от
общего числа горожан).
Кроме того, следует учитывать
и студентов филиалов высших учебных заведений, профессионально-технических
училищ и педагогического колледжа, которых в городе также немало. Они также
являются одним из объектов предпринятого исследования.
Поэтому автор работы
закономерно считает, что в городе с таким “молодым” населением необходимо
проследить путь развития системы образования. К тому же сам автор является
жителем города Новый Уренгой с 1981 года, и соответственно сама обучалась в
различных заведениях системы народного образования города.
Хронологические рамки
исследования ограничены последней четвертью ХХ века. Ведь городу Новый
Уренгой в 2000 году исполняется 25 лет. Город был образован в 1975 году как
поселок Ягельный, а статус города он получил 16 июля 1980 году. В это время
уложились и высадка первого десанта, и название “поселок городского типа”, и
создание первых учебных заведений, и различные реформы в сфере народного
образования. Какую бы отрасль жизнедеятельности города ни возьми – ее возраст
от 5 до 25 лет.
Начальной датой исследования
стало лето 1976 года – подготовка к открытию первой школы на современной
территории г. Новый Уренгой. Конечная грань исследования достаточно условна
(1999 год). По объективным причинам, прежде всего, нахождению части документов
Управления образования Администрации Новый Уренгой в текущем документообороте
и на стадии подготовки к сдаче на государственной хранение, определенная часть
сведений, содержащихся в работе, ограничивается более ранним периодом.
Как уже отмечалось, развитие
системы народного образования в городе Новый Уренгой не становилось предметом
специального исследования. Авторы, обращавшиеся к этой теме, затрагивали лишь
отдельные различные аспектам. Причем это были, в основном, местные журналисты и
публицисты, освещавшие историю и современное состояние учебных заведений города
на страницах периодической печати.
В результате литература по
теме представлена в основном статьями в журналах “Образование” и “Педагогика”,
а также и в городской общественно-политической газете “Правда Севера”, которая
выпускается с 01 января 1981 года. Автор, путем фронтального просмотра этих
изданий за последнее десятилетие, выявила десятки публикаций, посвященных
развитию народного образования на Крайнем Севере, в целом, и Новом Уренгое, в
частности [4].
Кроме того использовались статьи и сообщения по этой проблеме, помещенные в
других региональных средствах массовой информации[5].
В них представлены материалы о деятельности различных учебных заведений города:
их успехах, проблемах, перспективах. Естественно, исследователь должен
критически подходить к анализу этих публикаций, иногда носящих чисто
публицистический или юбилейный характер.
Помимо газетных и журнальных
статей автором использовались исследования различного уровня, рассказывающие об
истории освоения Крайнего Севера нашей страны. В них закономерно главное
внимание уделено освоению нефтегазовых месторождений, нелегкой трудовой деятельности северян. Однако здесь
же имеются и некоторые сведения о развитии социальной инфраструктуры на Крайнем
Севере, в том числе и зарождению здесь системы народного образования[6].
Существенное внимание
уделялось и новым учебникам и пособиям по различным направлениям педагогики. Из
них автором взяты ключевые новейшие разработки исследователей по проблемам
развития различных учебных заведений на современном этапе[7].
Таким образом, историография
рассматриваемой проблемы достаточно невелика. Это предопределило обращение
особого внимания на опубликованные и неопубликованные источники, а также
сведения, полученные в результате непосредственного общения с работниками
Администрации города Новый Уренгой, прежде всего, Управления образования, а
также Управления образования Ямало-Ненецкого автономного округа в Салехарде. В
частности, последние любезно поделились материалами по развитию национальной
школы в округе.
В результате автором были
привлечены разнообразные источники. Их условно можно разделить на несколько
уровней: федеральный, окружной и областной (Ямало-Ненецкий округ входит в
состав Тюменской области), городской и школьный. Большинство источников первых
двух уровней опубликованы. Значительная часть остальных – впервые вводится
автором в научный оборот.
Особо отметим федеральный
закон “Об образовании”, который возможно станет, при выделении государством
соответствующих средств, основой законодательной базы образовательных
учреждений. Он декларирует общественную потребность в светском, лишенном
идеологической и классовой “шелухи” образовании. Этот закон представляет умным,
настойчивым, находчивым и богатым достаточно широкий спектр деятельности. И
именно сейчас мы на законном основание “врастаем” в жизнь общества и “ставим”
общественную пирамиду на огромное школьное образование[8].
Особо отметим и “Программу
развития образования в городе Новый Уренгой на 1996 – 2001 гг.”, утвержденную 1
апреля 1996 года Городским собранием депутатов Нового Уренгоя. В ней содержится
информация о практически всех образовательных учебных заведениях, раскрыты перспективы
и альтернативы дальнейшего развития народного образования в городе на этот
период времени[9].
Кроме того повышенное
внимание уделялось отчетам структурных подразделений Администрации города по
образовательной системе. Часть из них опубликована в местной периодической
печати[10].
В работе использовались и
другие отчеты за некоторые учебные годы Управления образования, Управления
молодежной и семейной политики Администрации Нового Уренгоя. В них кратко
описываются результаты работы этих учреждений, а также содержаться Уставы школ
и дошкольных учреждений. Эти материалы извлечены автором из ведомственного
архива Администрации города и практически впервые вводятся в научный оборот[11].
Кроме того, в Управлении
образования ведутся специальные стенды “Заслуженный учитель Российской
Федерации” и “Отличник народного просвещения Российской Федерации”, куда
регулярно помещаются соответствующие сведения о работникам системы народного
образования города, получивших эти почетные звания. Эти материалы также нашли
отражение в исследовании.
Ряд документов, созданных в
результате деятельности предшественников Управления образования уже сданы на
государственное хранение. В Городском архиве Нового Уренгоя создан фонд
Городского отдела народного образования (ГорОНО). Автор использовала в работе
некоторые его материалы, главным образом, годовые отчеты и приказы по основной
деятельности этого органа управления[12].
Кроме того ,
автором использовались источники и несколько более широкого (окружного и
областного) уровней, в частности, материалы Тюменской областной научной
конференции, посвященной проблемам народного образования[13]
и “Программа развития народного образования в Ямало-Ненецком автономном округе
на период до 2001 года”. В вышеназванной Программе нельзя не отметить
доступность и ясность изложения основных проблем и методов их решения.
Программа охватывает все сферы образования: младенческий возраст, детский сад,
школу, учреждения профессиональной подготовки[14].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|