рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология рефераты

Внешние факторы действуют через внутренние условия. Имеется введу, что внешние воздействия определяют поведение, но   только будучи интегрированными, переработанными во внутренней системе личности и тогда это влияние осуществляется.

Собственно говоря , эти внутренние условия и есть личность по Рубинштейну. Любое внешние воздействие может повлиять на предмет только постольку, поскольку оно как-то включается в личностную среду и перерабатывается там.

Внутренние условия, составляющие основание развития , - это исходные наследственные (генетические) и врожденные задатки, мотивация , способности, весь прошлый опыт и целостная система многообразных видов активности субъекта на данный момент его жизненного пути. Эксперименты , проведенные с позиции принципа детерминизма , показали, что внешняя причина - подсказка экспериментатора или само подсказка испытуемого -поможет последнему решать мыслительную задачу лишь в меру сформированное 1 и внутренних условий его мышления, т. е. в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в процессе анализа и синтеза решаемой задачи. Если это продвижение незначительно, испытуемый не сможет адекватно использовать помощь извне, со стороны другого человека.


57. Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперин Петр Яковлевич (1901 - 1987).

Теория поэтапного формирования мыслительной деятельности была разработана в 50 годы, однако ее истоки восходят к более ранним взглядам Л. С. Выготского о развитии высших психических функций. Выступая против субъективно-идеалистических взглядов на природу психики, Выготский был убежден в связи психики и поведения. Соответственно принципу интериоризации, умственное –внутреннее - действие формируется как преобразование исходного практического действия, его поэтапный переход от существования в материальной форме к существованию в форме внешней речи, затем «внешней речи про себя» (внутреннее проговаривание) и, наконец, свернутого, внутреннего действия.

Теория деятельности (связь психики с поведением) стала основой положения о руководящей роли школьного обучения в процессе развития психики учащихся. В соответствии с этим утверждением, действительно эффективное обучение требует введения такого содержания, которое отвечает зоне ближайшего уровня развития учащегося, а не существующему уровню этого развития.

По Гальперину, любое новое умственное действие, например, воображение, понимание, мышление наступает после соответствующей внешней деятельности. Этот процесс проходит несколько этапов, обуславливающих переход от внешней деятельности к психологической. Эффективное обучение должно учитывать эти этапы. По Гальперину, обучением условно можно назвать любую деятельность, поскольку тот, кто ее выполняет. получает новую информацию и умения, и одновременно получаемая им информация получает новое качество.

В деятельности, выполняемой учащимися. Гальперин выделяет три стороны:

ориентировочную, исполнительную и контрольную.

Ориентировочная сторона основана на использовании учащимися объективных условий- необходимых для выполнения определенной деятельности. Исполнительная сторона сводится к последовательности этапов преобразования объектов деятельности. Контрольная -требует от учащегося наблюдения за ходом деятельности сопоставления ее результатов с соответствующими образцами, а при обнаружении расхождений - .соответствующей корректировки ориентировочной и исполнительной составляющих этой деятельности.

Вся деятельность не является самоцелью, а вызвана неким мотивом этой деятельности. в состав которой он входит. Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью. Т.е. деятельность - это процесс решения задач, вызванный желанием достичь цели, что может быть обеспечено с помощью этого процесса. Роль мотивации Гальперин оценивает так высоко, что наряду с 5 основными этапами в процессе овладения новыми действиями в последних своих работах он рекомендует учитывать еще один этап -Формирование соответствующей мотивации v учащихся.

Характеристика этапов формирования умственных действий (Талызина Н.Ф.):

1. Этап создания схемы ооиентационной основы деятельности. На этом этапе учащиеся получают данные о пели деятельности и ее предмете, что обеспечивает им предварительное ознакомление с деятельностью и условиями ее выполнения. Учащиеся узнают, что является предметом учения и в какой последовательности они должны выполнять ориенгапионные. исполнительные и контрольные действия. Это еще не сама деятельность, а лишь система указаний на то, как учащийся должен осуществлять эту деятельность.

2. Этап Формирования материальной деятельности. Здесь уже сами учащиеся выполняют действия, но только во внешней форме - материальной или материализованной. Материальная форма имеет место тогда, когда учащиеся сталкиваются с самими предметами, например с объектами природы, а материализованная - когда они выполняют действия на геометрических или физических моделях. Эти действия охватывают как ориенгапионную, так и исполнительную и контрольную деятельность, причем внимательное отношение ко всем трем сторонам деятельности имеет на данном этапе особенное значение. Одновременно происходит называние всех этих действий.

3. Этап внешней речи. Здесь действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря его полной вербализации в устной или письменной речи. Таким образом, действие усваивается в форме, оторванной от конкретики, т.е. обобщенной.

4. Этап внутренней деятельности. Так же как и на предыдущем этапе, действие проявляется в обобщенном виде, однако его вербальное освоение происходит без участия внешней речи. После получения мыслительной формы действие начинает быстро редуцироваться, приобретая форму идентичную образцу, и подвергаясь автоматизации

5. Этап интериоризации действия. Действие становится здесь внутренним процессом, максимально автоматизированным, становится актом мысли, ход коте •го закрыт, а известен только конечный «продукт» этого процесса. Таким образом, поэтапно учащиеся приходят к овладению мыслительными действиями, совсем не похожими на действия внешние, но являющимися их производными.


58. Теория личности в зарубежной психологии.

В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению личн.

1. Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности Согласно его учению все поведение личности обусловлено биологическими влечен инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер развитие личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями тог Это делает его социализированным и нравственным. У развивающегося ребенка посте конфликт межлу бессознательными влечениями и социально усваиваемой нормат Поэтому развивающаяся личность потенциально патологична: невротична и закомп.-Структура личности по Фрейду имеет следующие уровни (компоненты):

а:- ОНО - бессознательная часть психики, «бурлящий котел» биологических, врс

инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. в> Я - сознание. На Я воздействуют три силы: «ОНО», «Сверх-Я» и обществе

предъявляет свои требования человеку. «Я» старается установить гармонию меяс:

5С- «Сверх-Я» - совесть, служит носителем моральных стандартов, которая вьшо.т

критика, цензора.

Для спасения от конфликта между «ОНО» и «Сверх-Я» Я применяет средства психолс зашиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д.

2. Сопиогенетическяй подход - человек, рождаясь биологической особью, с-личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение г отводится оошению, психологическому взаимопониманию, в то время, как экономи-политические отношения людей и их влияние на личность не учитываются. (Дюркгейм, С'.

Другой, концепцией, этого ряда. служит так называемая теория научения. Сог-жизнь личности, ее отношения - есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм:

и навыков (Э.Торндайк, Б. Скиннер).

Весьма популярна в зарубезкной психологии теория ролей. Она исходит из т каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. В зависю исполняемой роли, определяется характер поведения личности, ее отношение с другими (Эрик Берн).

В итоге, каждый из этих теорий объясняет социальное поведение человека, ис замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливать этом совершенно не учитываются объективные общественно исторические условия человека.

3. Псяхогенетичесхий подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первь выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течени;

5>

а>

*> Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон инт (Ж.Пиаже, Дж. Кеяпи). Когнитивные теории личности исходят из понимания ч как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в информации, которую надо понять, оценить, использовать. Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в т. персонологаческие (К.Бюллер: развитие психики - инстинкт- навык - ингелле:< трактовка принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных; а - потребность в самоактуализации). Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через :

влечения и другие внерациональные компоненты психики - психодинамк концепшш (Э.Эриксон: а) главной частью структуры личности является сознг часть Это; б) развитие идет через кризисы жизни; в) процесс формирования лич:-это процесс формирования Эго-идентичности).

Экзистенциальная гуманистическая теория личности, где личность выступа уникальная, целостная система, которая представляет собой возможность самоактуаш-Главное в личности - устремленность к будущему, в реализации творческих потеш укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» ( Роджерс, Франкл -смысла - истинное начало человеческого поведения) + персонологические теории Ше-Кречмера, Кетелла, Айзенка (факторные теории).

60. Групповая психотерапия : общая характеристика , основные направления.

Групповая психотерапия - использование закономерностей межличностного взаимодействия, в группе для лечения ч достижения физического и пс'.к1яесхого благополучия человека.

Групповая психотерапия может рассматриваться з форме терапии и метода.     ,

Первый сильный импульс развитию групповой психотерапии в США был дан «репрессивно-вдохновляющим» подходом Пратта, который лечил больных туберкулезом. Собирал в группы, рассказывал о гигиене, необходимости отдыха, свежего воздуха и хорошей пищи. В 1930 г. - в психотерапии   главная роль принадле:кала группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого. Он разрабатывал методику групповой психотерапии для людей, не имевших соматичесак нарушений.

Второй - связан с применением психоаналитической теории. Фрейд - изучение психологии масс и тенденции участников группы следовать за сильными лидерами, идентифицироваться с ними. Адлер стремился к лечению людей из рабочего класса, основав центры групповых занятий.

Третий - гуманистическое направление (б0-е годы). Роджерс способствует развитию групповой психотерапии, в центре которой - свободное самовыражение и самораскрытие.

Морена (основатель психодрамы) в 1932 году ввел термин «групповая психотерапия» - метод объединения людей в обществе в новые группы на основе личностных предпочтений и соцпометряческих оценок. Морсяо организовал .руину самопомощи для малолетних проституток. В группе:

•> Моделируется жизненная ситуация;

в> Происходят обмен опытом членов группы;

•> Возможность групповой поддержки;

«> Возможность более дифференцированного самоопределения.

•> Работа с грутсповой динамикой. Виды групповой психотерапии:

•I' Групповой психоанализ. Этот подход прежде всего обращен к  контингенту участников-невротиков. Последователи Фрейда Уэндер и Шильдер первыми испытали психоаналитическое лечение в условиях группы. Барроу применил термин '.{Групповой анализ» в 1925 году. Славсон и Вольф объединили групповой подход, прогрессивное обучение и психоанализ в «деятельные группы: где дети проигрывали конфликты в условиях группы. Вольф в групповых условиях применял интерпретацию сновидений, свободные ассоциации. Поведение руководителя направлено на интрапсяхический инсайт.  Групповая психотерапия - это не лабораторное решение проблем в группе. Неприемлемы физический и визуальный контакт между терапевтом и пациентом. Фрейд: «В человеке, как в физическом существе - разум (высшее начало) и тело (животные, природа, человеческая основа)». Фрейд не использовал терапию искусством (хотя считал, что бессознательное проявляется в символических образах). Юнг предлагал выражать свои мысли и фантазию в рисунках - одним из средств изучения является бессознательное. Рисунки и мечты - отражение подсознательных процессов.

•>  Группы, основанные на принципе Курта Левина - Т-группы (тренинговые группы) - 1946 г.. Участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживании. Лабораторный тренинг : развитие межличностных умений и исследовано процессов в малых группах. Группы сензитивностн - всестороннее развитие личности отдельных участников. Ценности : ориентация на поведенческие и общественные науки. способность устанавливать отношения взаимопомощи. Основной принцип - «здесь и сейчас». Развитие коммуникативных умений.

<" Группы встреч (Роджерс - концепция открытой встречи - интеграция сознания и тела). Признаки группы: 1) самораскрытие: 2) внимание к чувствам; 3) осознание себя н своего физического «Я»; 4) ответственность и принцип «здесь и теперь» - фокусируют внимание на сиюминутные переживания, а не аппилируют к прошлому опыту.

<• Психодраматичесхие группы. (Морено «Драматические методики - способ изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий»). Психодрама появилась а результате театрального эксперимента а Вене -называлась «спонтанным театром». Ролевая игра - одно из основных понятий психодрамы. Участник исполняет роль в импровизационном представлении и экспериментирует со значимыми ролями. Спонтанность

- ключ, который поможет открыть дверь в область творчества. Катарсис - эмоциональное освобождение -важная ступень в достижении конкретного результата - инсайта (новые понимания проблемы). Основные роли

- режиссер, протагонист, вспомогательное Я, аудитория. <• Телесно-ориентированная групповая терапия (Лоузн) сюда относится биоэнергетика, метод Фельдснкрайса

цель  формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и утверждение образа Я: метод

Александера - исследование привычных телесных поз, осанки и их изменение путем поощрения адекватных

психических установок; терапия Райха, который считал, что защитное поведение выражается в напряжении

мыши и стесненном дыхании, дыхательные я двигательные упражнения. <* Терапия искусством: Наумберг - внутреннее Я - может быть выражено в визуальной форме при помощи

спонтанных рисунков, лепки, живописи. Выделяют ряд видов терапии искусством: сказкотсрапия,

нгротерапия, арттерзпия, библиотерапия, танцевальная терапия, и мн. др.

•>   Гештальт терапия - в середине б0-х годов - групповая терапия. Пер-тз: члены группы наблюдают за

поведением работающего пациента и лучше понимают себя и проблему. Есть классические и некласические формы терапии. Например, психодрама Морено обязательно основывалась на социометрии, а сейчас иногда принимает форму ролевой игры.


61. Современные методы групповой психотерапии.

Термин «групповая психотерапия» ввел Морено в 1932 г. Метод - это способ организации деятельности.                  _"   ' В клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве Исурина, Б. Биго, Ч. Чабола выделили следующие методы групповой психотерапии:

1. Дискуссионная психотерапия - нацелен на продуктивное решение групповой задачи. Использования данного метода позволяет:

• Сопоставлять противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон.

• Уточнить взаимные позиции.

• Устранить эмоциональную предвзятость в опенке позиции партнеров.

• Выработать групповое решение и т.д.

2. Интеракционно-коммуникативные методы (психодрамма, гештальт - техника, трансактный  анализ).  На  изменение  установок  клиента  под  влиянием психодрамматического разыгрывания ролей положительное воздействие оказывают:

• Предоставление клиенту свободного выбора относительно как самого участия в психодраматической сцене, так и играемой им роли.

• Вовлечение клиента в исполнительскую деятельность.

• Получение клиентом позитивного подкрепления со стороны группы после разыгрывания им роли.

Три основные части психодрамы (по Морено):

* .разминка, * собственно психодраматическая игра, * обмен чувствами и оценками. Используются такие техники, как: перемена ролей, монолог, «зеркало» и др.

3. Методы,   основанные   на   невербальной   активности:   арттерапия, музыкотерапия, хореотерапия и пантомима.

• Арттерапия является групповой формой, в которой используется творческая, художественная и пластическая активность клиентов для выражения проблематики как отдельных членов, так и группы в целом. Рисунки представляют разнообразную информацию о клиентах. (Джонидис Л., Кратогивил С.).

• Музыкотерапия, одна из старейших форм воздействия на психику человека. Групповые музыкотерапевтичиские занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с прошлым, настоящим и будущим (С. Швабе, И.Волпер).

• Пантомима   содержит   множество   выразительных   элементов   в разнообразных формах, когда экспрессия передается с помощью жестов или движений, танца или прикосновения (X. Левис).

• Хореотерапия, или танцевальная терапия, используется с учетом возможностей членов группы, она не должна быть затруднительной или неприятной (3. Алежко).

4. Групповая поведенческая терапия носит характер заданий, ее цель - научение новым типам поведения в группе и с помощью группы, тренинг поведения и устранение невротических симптомов. Используются следующие техники:

«моделирование», «научение социальным навыкам», «научение межличностным контактам» и др. (Лазарус, Ф. Чессер, В. Мейер).

5. Суггестивные методы - модификация аутогенного тренинга по методу Дж. Шультц, Е. Якобсона. Использование релаксационных техник, упражнения самовнушения, снятие мышечного напряжения. (Суггест - источник внушения).


62. Цели н основные понятия психодиагностпки.

Психодиагностика —психологическая дисциплина.  Разрабатывающая  методы выявления    и   изучения    индивидуально-психологических    и    индивидуальных психофизиологических особенностей человека.

Цель психодиагностики - сбор информации об особенностях человеческой психики. Предмет - принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование и проверку надежности и валидности.

Теоретическая психодиагностика   занимается рассмотрением закономерностей вынесения диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от выявления признаков психического состояния к указанию наличия выраженности тех или иных психологических переменных.

Практическая психодиагностика - предполагает наличие свода правил, применения психодиагностических методов, основанных на знании свойств, измеряемых переменных. А так же на знание профессиональных норм диагностической работы.

Психодиагностический   инструментарий.   Психодиагностический   метод   это исследовательский метод психологической науки.

Требования к психодиагностическим методам:

1. Валвдность - указывает, ЧТО тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

2. Надежность - точность измерения, и устойчивость результатов теста к действию случайных факторов.

3. Дискриминативностъ - способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно максимального и минимального результата теста.

4. Репрезентативность - свойство выборочной совокупности представлять характеристики

генеральной совокупности.

Психологическое обследование - деятельность психолога, результатом которой является психологический диагноз. Этапы психологического обследования:

> Сбор данных в соответствии с задачей исследования;

> Переработка и интерпретация данных;

> Вынесение диагноза и прогноза.

Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуальных психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций.

Цель статистики - сравнение, сопоставление, предсказание фактов, полученных в группе в эксперименте.

а> Описательная статистика - списывание, упорядочение данных, а также построение

графиков, вычисление медианы, среднего арифметического.

«> Индуктивная статистика - проверка того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке на всю популяцию из которой была взята выборка (т.е. является эта закономерность случайной или нет.

я> Вычисление коэффициента корелляции - позволяет узнать насколько связаны между собой две переменные, чтобы можно было предсказать возможное значение одной из них, если мы знаем значение другой.

Корелляция бывает прямой (0-1) и обратной (-1-0).Пример: температура повышается - в квартире становится жарко-прямая корелляиия. Деньги убавляются - покупок увеличивается -обратная.

Данные по психодиагностике используются:

1. В целях оптимизации' процессов обучения и воспитания.

2. В профотборе, профориентации.

3. В психотерапевтической работе.

4. Судебная практика, экспертиза.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9