рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология рефераты

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребёнка развивается сложным опосредованным путём. Психику ребёнка, младенца нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребёнка и психики матери. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребёнка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребёнка, поскольку мать (её образ) является для чувств и восприятия ребёнка действительно центром всех актов, всех благ и неприятностей. Следующий этап развития сознания - идентификация ребёнка с матерью. Эта идентификация является первичным человеческим отношением. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и выделять себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определённым образом относиться к нему. Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные Леонтьевым. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к со­знанию - «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознания - смыслы и языковые значения.


19. Условия и предпосылки психического развития.

Возрастная психология, как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.

В современной психологии существует проблема соотношения биологического и социального.

Бихевиористские и социоонхезиористские направления ведущим условием считают социально развитие. Фрейд считал, что ведущим является биологический фактор. Необихезнористы полагали, что развитии человека главным фактором выступает не сексуальное, а биологическое развитие. Во 2-о половине 19 века и начале 20-го веха Геккелем был выдвинут биогенетический закон, согласно котором онтогенез - краткое повторение филогенеза.

Холл находил в поведении человека многочисленные атовизмы: инстинкты, страхи. Следы о древней эпохи - боязнь отдельных предметов, частей тела.

Фрейд по-своему понимал силу биологических посылок. Он разделил самосознание на три сферы «ОНО», «Я», «Сверх - Я». «ОНО»- вместилище врожденных и вытесненных побуждений, заряженны:

психической энергией и требующих выхода. «ОНО» руководится врожденным принципом удовольствия «Я» - сфера осознанного, «Сверх-Я» - социального контроля, выраженная в совести человека. «ОНО» являясь врожденным даром, оказывает мощное влияние на две другие сферы.

Стенли Холл. Штерн. Бюллер называли стадии, через которые должен пройти ребенок в процессе своего онтогенетического развития.

Холл: собирательная, охотничья, цивилизация - они проявляются в игре. Стремление к игр) является врожденным.

Штерн: ребенок з своем развитии проходит все стадии развития, которые прошло человечество живой организм: б месяцев - млекопитающие; до 1 года - стадия обезьяны; до 2-х лет - элементарньк человеческие познания; до 5-ти лет - психика первобытного народа; первые школьные годы - анпгчные \ ветхозаветные мира.

Бюллер: инстинкт, дрессура, интеллект. Созревание мозга не зависит от среды и влияния взрослых.

Ребенок может развиваться только в обществе, в социально-организованной среде, в которой выделяются роль посредника взрослого и внутренняя активность самого ребенка. Они и являются условиями развития.

При:н:1х:1 Зчо--:ог:1'-1^^с:<:I:: л;:е_:.-:о^^..::;\-: прямая походка, строение мозга, выделение првой руки, выделение большого пальца, строение гортани. Генетические предпосылки: генетический фон, строение клеток, содержание хромосом, наличие того или иного типа темперамента (это врожденное).

Между предпосылками и условиями психического развития находится внутренняя активность ребенка. Ребенок, как и всякий живой организм, наделен физической активностью (если нет патологии). Для ее развития необходимыми условиями являются: благоприятная социальная среда и наличие посредника взрослого. В условиях депривации физическая активность ребенка может угаснуть. Например: детский дом, где большое количество взрослых не направлены на ребенка, что не способствует формированию чувства доверия, отсутствие положительных эмоций.

Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Чтобы стать человеком необходимо определенное строение мозга, определенные условия жизни, воспитания.

Леви-Брюль (исследовал мышление): ВПФ происходит от НПФ. Социальное развитие определяет особенности психической функции. Развитие ВПФ обусловлено социально-исторической природой человека.

Выготский: Развитие ВПФ - одна из важнейших сторон культурного развития поведения. Употребление орудий дало возможность человеку, оторвавшись от биологических развивающих форм, перейти на уровень высших форм поведения. У человека две линии развития: естественная (натуральная) и культурная (культурно-историческая). Их совмещение приводит  к социо-биологическому развитию ребенка, т.к. органическое развитие совершается в культурной среде, то оно превращается в исторически обусловленный биологический процесс. Культурное развитие совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, т.к. носителем его является растущий, созревающий организм ребенка.

Идея созревания лежит в основе выделения особых периодов повышенного реагирования - сензетивных периодов. Виды деятельности, знания, умения, психические качества передаются путем социального наследия.

Природные предпосылки: 1 - строение организма, его функции, его созревание - необходимые условия для психического развития, но они не определяют какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависят от условий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок усваивает общественный опыт. Общественный опыт - источник психического развития, из него ребенок через посредника (взрослого) получает материал для формирования психических качеств и свойств личности. Каждый человек входит и развивается в культуре. Реалии: предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства, природная.


20. Закономерности психического развития.

Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности раза;:

психики человека, а также развития его личности на разных этапах онтогенеза.

1. Соотношение биологического и социального в современной психологии. Бтезиористы и сошюбнхезиористы на первый план ставили социальное развитие человека. А Фрейд с сторонником биологического. Необихивеористы (Фромм, Саймон) - в отличие от Фрейда, считали главк;

не сексуальное, а биолопгческое.

Ребенок может развиваться только в обществе, в социально организованной среде, в котос выделяются роль посредника - взрослого и внутренняя активность самого ребенка - условия развития.

Биологические предпосылки: прямая походка, строение мозга, выделение правой руки, больше пальца, строение гортани. Генетические предпосылки: генетический фон, строение клеток, содержа:".:

хромосом, наличие того или иного типа темперамента (это врожденное).

Ме;кду предпосылками и условиями психического развития находится внутренняя аетивнос-ребенка. Ребенок как и всякий живой организм, наделен физической активностью (если нет патологии). Д,~:

ее развития необходимы условия: благоприятная социальная среда и наличие посредника-взрослого. . условиях депривации (детский дом) физическая активность может угаснуть, т.к. большое количеств взрослых не направлены на ребенка, а это в свою очередь не формирует чувство доверия, не вызывает эмоции.

2. Соотношение обучения и развития. Во второй половине 19 веха большое значение име. биогенетический закон Геккеля (онтогенез - краткое повторение филогенеза). «Ребенок в своем развита;

проходит все стадии развития, которое прошло человечество в истории» (биологическое развитие) - Штерн.

Уотсон: «оставим в стороне сознание, займемся обучением)). Согласно его схеме Стимул-Реакция можно научить всему, чему угодно вне зависимости от биологического развития.

Стенли Холл (первая лаборатория по изучению ребенка в Балтиморском университете). 3 стадии:

собирательная, охотничья, цивилизация. Стремление к играм - врожденное. В игре повторяются все эти стадии.

Скиннер, Халл вводили понятие «промежуточных переменных».

Бголлер - три ступени развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Мскду ними нет взаимопроникновения, а значит созревание мозга не зависит от среды и влияния взрослых.

Существует две точки зрения:

'> Все определяет развитие. Обучение плетется в хвосте этого развития - так считали представители биогенетического направления Бюллер, Холл, в некоторой степени Пиаже: «все определяет созревание, но оно идет в человеческой среде и под влиянием взрослого». Пиаже считал, что знакомство с вещами происходит само собой, а обучение приспосабливается к развитию.

'> Обучение не опирается на развитие. Оно ведет за собой развитие, но при этом опирается на ЗБР = Выготский, Мухина. Важным моментом для обучения является сензитивный период, т.е. период, наиболее чувствительный к восприятию нового, к развитию речи, воображения, мышления и т.д. 3. Проблема развития знаковых функций сознания.

Выготский: психические функции развиваются как внешние, социальные, а затем через механизм интериоризации как внутренние, механические. Орудия труда сформировали человека, а психику - орудия психической деятельности. Знак - это орудие, которое искусственно создает стимул, средство для управления поведением своим и других. Наша психика стала обусловленной стереотипами культуры (снег белый, уголь - черный). Человек изобрел знак, который не всегда может обозначать конкретные действия (узелок). Знак проникает в психику и меняет ее. Это упрощает мыслительный процесс. История развития ребенка напоминает историю развития человечества. С помощью знака (слова, жесты) можно вызвать эмоции, воспомиания, т.е. управлять поведением. Выготский рассматривает, как при помощи слова ребенок научается управлять поведением. Ребенок прежде всего присваивает эмоциональную окраску, затем сдово (начинает управлять поведением взрослых), затем переходит в эгоцентрическую речь (управление собственным поведением), а затем эта речь становится внутренней.

Пиаже - эгоцентрическая речь исчезает. ВПФ возникают при помощи знака.. НПФ - натуральная линия развития (произвольная память, внимание, конкретно-образное мышление). ВПФ - результат истории развития (произвольная память, внимание, абстрактное мышление, воображение и речь).

4. Возрастная периодизация строится авторами в зависимости от идеологии. Бюллер, Выготский -новообразование возникает на основе кризиса - качественная перестройка функций и отношений. Леонтьев основным критерием развития выделяет ведущую деятельность. Эльконин -ведущую деятельность + новообразование. Эриксон - упор делает на социальное развитие, акцентирует внимание на <сЯ», а Фрейд - на «ОНО».

5. Проблема ведущей деятельности - понятие ввел Леонтьев. Это деятельность, внутри которой формируются психические процессы и качества личности. Он подготавливает переход на другой этап. (см. периодизация + ведущая деятельность на каждом этапе).


21. Теория кризисов психического развития (Выготский, Леонтьеа, Эльконин).

Психическое разу.п-яс детей происходит не равномерно, о нем наблюдаются псоиоды относительно медленных, постепенных юменений н периоды более резких, скачкообразных изменений, которые называют коизнса.ми развития.

Кризисы связаны с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психических черт. Они возникаю у всех детей приблизительно в одном и том же возрасте, и позволяют делить развитие на несколько возрастных этапов.

Переходу' ребенка с одного этапа на другой предшествует появление неудовлетворенности ребенка и стремление изменить, место, которое он занимает. Наступает .момент, когда возросшие возможности ребенка ("знания, умения, психические качества) вступают в противоречие со старыми видами деятельности и взаимоотношениями с окружающими людьми, это противоречие и выражается в виде кризиса: старое уже не устраивает, а новое егпе не сложилось.

Выготский. Его возрастная периодизация:

•   Новорожденный (0-2 мес.) - комплекс оживления

•   Младенчество (2мес. - 1 год)

•  Ранний возраст (I год – З года)

•  Дошкольный возраст (З  года – 6 лет)

•   Младший школьный возраст (6 -10 лет)

•   Подростковый возраст (11-15лет)

•   Ранняя юность (16-1 Злет)

На каждом этапе существует периоды кризиса

Леонтьев: (кризисы 3,7.подростковый возраст, юношеский)

Кризис не является неизбежным спутником психического развития. Неизбежны переломы. Кризис - свойство не совершившегося своевременно перелома. Его может не быть. если психическое развитие складывается не стихийно, а является управляемым процессом.

Эльконин: периоды стадии детского »азвития
Раннее детство Детство Отрочество
Младенчество Ранний возраст Дошкольный Мл. школьный Подростковый Ранняя юность
Кризис доворождеяности Кризис 1 года 3 года 7лет 11-12 лет 15 лет

Эльконин: периоды стадии детского развития

Закон периодичности в развитии по новому объясняет содержание кризисов. Так 3 года и 11 лет -кризисы отношений в результате чего возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет - кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вешей.

1. Кризис нсвсрожзенносгя - промежуточный период между внутриутробным я знеутросясм образом жкзнгг. Ребенок беспомощен, нет формы поведения. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Новообразование - комплекс оживления - эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками; первый акт обшения является психологическим критерием конца кризиса новорожденности. На стадии младенчества ведущий тип деятельности- эмоциональное обшение ребенка с матерью. Предмет - другой человек, деятельность - суть обшения (Ляспяа, Эльконяк)

2. Кризис 1 года. К 9 месяцам ребенок становится на ножки начинает ходить. Расширяется пространство ребенка, отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово (речь), носит характер указательных действий («язык няньо). Это является критерием распада социальной ситуации. Где было единство, стало двое: ребенок и взрослый. Между ними новое содержание - предметная деятельность. Основное новообразование связано с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.

3. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами), что приводит к появлению феномена «я сам». Выгодский называл это новообразование «внешнее Я сам» - кризис 3-х лет. Этот кризис впервые описан Эльзой Капер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм. Выгодский: «ребенок пытается установить новые, высокие нормы отношения с окружающими - кризис социальных отношений». Отделение ребенка от взрослого приводит к самостоятельной деятельности, в то же время похожий на деятельность взрослого, так как взрослый - образец.

4. Кризис 7 лет. Идет осознание возможностей своих действий. На основе возникновения личного самосознания возникает кризис. Симптомы: потеря непосредственности: что-то скрывает; симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Это приводит к трудности воспитания. В основе симптомов лежат переживания. Ребенок должен вступить в новые отношения с обществом (переход из сада в школу). Новообразование: 1) произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация; 2) осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Они свидетельствуют о переходе ребенка к следующему периоду.

5. Подростковый кризис. Шпрангер: характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости (открытие Я, рефлексия, осознание индивидуальности). Сексуальность - психическое и физическое переживание страха. Неизвестности. Пиаже - рассматривает мир с точки зрения его изменения. Испытывая препятствия со стороны общества, подросток социализируется. Только профессиональная работа способствует преодолению кризиса адаптации, это ведет к переходу ко взрослому состоянию.

6. Юность. Самоопределение - понимание своего места. Кризисы в подростковом возрасте: авторитетов, половое развитие, идентичность, отчуждение, нарушение оценки своего тела, суицидальный кризис.


22. Культурно-историческая теория развития психики. (1896-1934)

Выготский в 20-30-е годы выдвинул теорию культурно-исторического развития психики. «человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания, новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9