рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология рефераты

3. От количества членов группы высказывающих позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.

Уровень конформности зависит от пола и возраста человека. Так, женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети, чем взрослые. Хотя, если говорить о подростках и старшекласниках, то они склонны демонстрировать конфоризм в общении с группой сверстников и негативизм - в общении со взрослыми. Учитывая это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса, если он не является для них источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников иди взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).

На данном этапе изложения целесообразно ввести в обсуждение понятие референтной группы.

Референтная группа - это реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, чьи ценности, идеалы и нормы он разделяет.

Антиподом референтной группы является группа, членства - человек может явиться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам. Так, для одних школьников класс является референтной группой, их поведение ориентировано на нормы и ценности данной общности. В этом случае по отношению к классу они будут демонстрировать высокую конформность, а у педагога появится возможность влиять на их поведение через работу с классным коллективом. Те же дети, для которых таянмй класс является лишь группой членства, не будут заинтересованы в близком общении с одноклассниками, не будут ориентироваться на нормы и ценности класса, займут отстраненную или конфликтную позицию.

Таким образом, конформность - важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Значение-этого механизма объясняется тем, что он


44.'Предмет и задачи патопсихологии.

Патопсихология - это наука о нарушенной психике. Находится на стыке 2-х наук: психологии и психиатрии (прикладная наука).Патопсихология является разделом медицинской психологии, изучающей закономерности и свойства   личности при болезни. Итак, объектом изучения является нарушенная психика человека.     А предмет разный:

- в психиатрии : это симптоматика психических заболеваний и лечебные мероприятия.

- в патопсихологии : глубинные изменения   внутри каждого психического процесса.

Патопсихология изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально - психологическими методами, где данные используются:

1-для диагностики дифференциальных расстройств психики

2.для установления меры выраженности дефекта психического в интересах экспертизы - судебной, трудовой , военной и т. д.

3.для оценки эффективности проводимого лечения по характеристикам динамики психического состояния больных

4.для анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств.

Отсюда вытекают следующие задачи:

1. Установление дифференциального диагноза

2. Экспертиза ( судебная, трудовая, военная), установление вменяемости, невменяемости, пригодности к, службе в армии.

3. Диагностика детей при отборе в специальные учреждения (коррекционный).

4. Диагностика с целью планирования коррекционной работы.

Патопсихология относится к наиболее интенсивно и плодотворно развиваемым областям медицинской психологии.

Основы отечественной   патопсихологии были заложены в трудах А.Р. Лурии и Б.В. Зейгарник , Лебединского «Нарушения психического развития» .

Методический принцип:

патопсихология изучает личность больного, а не просто распадение отдельных функций.

Термины:

Эндогенные причины - внутренние, ничем не обусловленные причины. Экзогенные причины - причины , обусловленные внешними факторами (неврозы, реактивные состояния, истерия...)

Деменция - распад психики (приобретенное слабоумие) , у старых людей элементы слабоумия - эндогенный процесс.


45. Дети с отклонениями поведения: общая характеристика, психологическая помощь.

Аномальный ребенок' - ребенок с отклонениями в развитии и у которого все дальнейшее развитие протекает на неблагоприятном фоне.

Дизонтогенез - нарушение психического развития. Это еще не болезнь. Термин применяется к детским патологиям, т.к. диагноз до подросткового возраста не ставят.

Нозология - рассмотрение заболевания не по симптоматике, но с учетом этиологии, патогенеза, исхода и прогноза.

Категории аномальных детей.

1. Дети с умственной отсталостью (олигофрения) - недоразвитие волевой сферы, мотивации, памяти, интеллекта, эмоций.

2. ЗПР - замедление темпов психического развития. Общая незрелость эмоционально-волевой сферы.

3. Диссоциированное развитие (психопатия) - эмоционально-волевая сфера нарушена.

• циклоиды - гиперакгивны

• психастеники - страхи

• бестормозный тип - патология влечений, бродяжничество.

4. Искаженное развитие

• ранний детский аутизм (уход в себя, повышенная ранимость, чувствительность, слабость «Я», тревожность).

• шизофрения (основной дефект - аутизм, нарушение иерархии мотивов, разорванность в поведении).

Прежде, чем говорить о психологической помощи, надо   выяснить причину отклонения поведения: либо это заболевание, либо отклонение в рамках нормы. Для детей, имеющих патопсихологаческие отклонения существуют спец. Учреждения,  помимо психологической коррекции им нужно медикаментозное лечение. Школьная дизадаптацня.

неадекватные механизмы приспособления к шк. В виде нарушения учебы и поведения.

1.Группа риска (депрессивные дети с пониженной самооценкой).

Коррекция: * знакомство с эмоциями, обучить пониманию относительности в опенке чувств. Обучение владению своими чувствами, обучение вставать на т.з. другого • человека.

• когнитивный блок - формирование притязания на признание, имя, права и обязанности.

• поведенческий блок - обучение ролевому поведению. Эти дети требуют групповой работы.

2. Дети с неустойчивой дезадашапией - нарушения в сфере отношений, ослабленное здоровье.

3. Дети с неустойчивой дезадаптацией - асоциальное поведение, неуспеваемость. Индивидуальная работа + работа вредителями.

Индивидуальная помощь подросткам.

1. Необходимо установить доверительные отношения, провести диагностику

2. Методика Эриксона. Подростку дают кучу игрушек. Он должен вообразить, что стол - это киностудия, а шрушки - актеры и создать захватывающую сцену фильма.

3. Метода не директивной терапии: преодоление исключительности ситуации, простаивания будущего.

Групповая помощь.

1. Цель - обеспечить развитие рефлексии и эго - идентичности.

2. Психотехнические игры.

Уровни подростковых проблем

1. Отсутствует безопасность существования из-за страха перед внешним миром.

2. Отсутствует безопасность т.к. безопасность не обеспечена семьей.

3 «Я» не может ориентироваться в обществе и справляться с опасностями.

4 Ребенок находится в конфликте с самим собой

5. Не срабатывают регуляторные механизмы на базовом личностном уровне.

6. Не срабатывают механизмы на нейрофизиологическом уровне.


46. Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся в классах коррекции общеобразовательной школы.

Система помощи: 1) по линии минздрава (санатории, специальные дома - малютки, стационары, кабинеты психолога,  дефектолога при диспансерах); 2) по линии образования (специальные детские сады, коррекционные группы при массовых детских садах, классы общей поддержки при общеобразовательных школах, классы выравнивания, классы компенсирующего обучения, коррекционные классы); 3) по линии социального обеспечения (центры социальной адаптации, реабилитационные центры).

В общеобразовательные 'коррекционные школы помещают детей с умственной отсталостью.

1. Олигофрения в степени дебильности (неосложненная психопатоподобными расстройствами) - это наиболее легкая форма умственной отсталости. Мышление имеет наглядно-образный характер, ориентация в простых практически. Фразовая речь, иногда плохая механическая память. Такие дети обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этих программ они овладевают навыками чтения, письма, счета, знаниями об окружающей среде получают посильную профессиональную ориентацию. Такие дети легко теряются в сложной ситуации. Наблюдается отставание в развитии моторики (Сухарева, Осипова). Формируются понятия о сохранении количества, веса (Пиаже, Инельдер). Олигофрения - тотальное недоразвитие мозга (поражаются все структуры)- врожденное слабоумие. Недоразвитие мышления препятствует развитию элементарных психических процессов. Психолого-педагогическая коррекция способствует формированию отдельных психических процессов.

2. Деменция - преобретенное слабоумие. Распад психики после какого-либо фактора.

•  Органическая деменция - черепно-мозговые травмы (после 2-3 лет). Нарушение целенаправленности мышления,   расторможенность  влечений,  непродуктивность  запоминания,   фрагментарность воспроизведения. Обучение этих детей представляет большие сложности. Ему препятствуют нарушение внимания, нарушение целенаправленности в деятельности , низкий уровень обобщения (Сухарева).

В дошкольном возрасте наблюдается стереотипность и однообразие игровой деятельности.

В младшем школьном возрасте сохранены речь, навыки самообслуживания и элементарные учебные

навыки. Запас знаний может быть больше чем при олигофрении.

•  Эпилептическая деменция - связана с отсутствием частных признаков. Общая психическая тугоподвижность, вязкость мышления и аффекта, полярность эмоций (сочетание ласковости со злопамятностью, мстительностью). Напряженность аффекта с легко возникающей вспышкой ярости и гнева, застревание на малосущественных деталях с неспособностью выделять главного (Зейгарник), плохая интеллектуальная переключаемость, замедленная речь. Во вспомогательных школах испытывают трудности при обучении ввиду большой медлительности при письме, чтении, счете.

3. Шизофреническое слабоумие - данный термин ввел Блитер. Этот вид. характеризуется:

избирательным контактом, отсутствием мутизма, сохранением навыков обслуживания. Отсутствием бредовых расстройств. Аутизм предполагает нарушение в сфере мыслительной деятельности, уход в мир собственных переживаний, потеря интереса ко взрослым (и близким людям), к учебе, к работе, бедность речи. Возникает в области 2-3 лет.

Олигофренопедагогика - отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей. В Москве в 1908 году был создан первый вспомогательный класс (Кащенко, Бехтерев, Лесгафт, Выготский стремились сблизить педагогику с медициной).

Олигофренопсихология - разрабатывает психолого-педагогаческие проблемы диагностики умственной отсталости, типологию исследования, подбор специальных средств обучения, учет психических особенностей.

Задача - определение оптимальных педагогических средств коррекции недостатков познавательной деятельности и личности ребенка в целях его социальной и трудовой адаптации.

Процесс обучения и воспитания носят коррекционно  развивающий характер и направлен на максимальное преодоление или ослабление недостатков познавательной, эмоционально волевой и двигательной сфер умственно отсталого ребенка с ориентацией на его позитивные возможности.

лласгь; Зо.р:1зн:1з;ш:1п (ЗПР) принимают детей с искажениями общения, смешением познавательного уровня при повышенной способности к деятельности. У таких детей наблюдаются трудности в запоминании,   повышенная   активность,  низкая  управляемость,   моторная   расторможенность, недостаточность полной моторики пальцев рук, дисграфические и дислехсяческие ошибки в письме. Ребенок должен пройти медико-психолого-педагогическую комиссию.

Классы \-о.мпенс:1ру:ошегэ обучения. Дети с нарушениями дееспособности (цереоростенический синдром, невростения, нарушение внимания), дети с трудностями поведения, дети из неблагополучных семей, с легким заиканием, ранний детский аутизм, незначительные физические нарушения, нарушения зрения.


48. Общая характеристика основных направлений «открытого кризиса».

Понятие «открытого кризиса» ввел Рубинштейн для обозначения первого- периода 20-х годов, когда оформились основные психологические школы. Последняя треть 19 века -'это период «скрытого ассоцианизма», когда Дарвин обозначил новый тип эволюционного учения: человек приспосабливается к миру, а следовательно, наши внутренние структуры приспосабливаются к структурам внешнего мира. В то зрения шло бурное развитие физиологии и психиатр".;;. Открытый кризис педологии - 1912-1935 гг. Основные причины кризиса:

я> Н.Н. Ланге : обилие эмпирический факторов;

•с> Л.С.Выготский: отсутствие общей психологии, т.е. методологии среднего уровня. "> С.Л.Рубинштейн: во всех психологиях есть разрыв между сознанием, поведением и миром. Выделяют следующие периоды кризисного состояния психологии:

1. 70-е годы 19 века - первое 10-тилетие 20 века.

2. Период открытого кризиса 10-30-х годов 20 века.

3. «затухание» борьбы школ 30-х годов 20 века.

Итак, первый период отмечен многочисленными отступлениями от традиционной ассоцианистической сенсуалитической психологии и в тоже время отсутствие новой психологической теории. Вундт ввел в психологию экспериментальный .метод и в 1879 голу открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. На вопрос чем заменить ассоцианизм и сенсуализм каждая школа отвечает по-своему. Основы традиционной психологии заложены еще в 17 веке Декартом и Локком, где выделялись следующие принципы ассоцианизма: 1) психика понимается как душа, сознание; 2) душа состоит из элементов; 3) Эти элементы носят чувственный характер; 4) интроспекция - метод познания этих элементов, единственный метод в исследовании сознания.

Каждое из направлений открытого кризиса (психоанализ, гештальт психология, бихевиоризм, понимающая психология, французская социологическая школа) выступало против одного из этих моментов.

•=• Психоанализ. Фрейд разрушил представление в соответствии, с которым психическое отсясдестзлялось с сознанием, а психология объяснялась наукой сознания. Глазная задача - найти приемы, открывающие область бессознательного. Эта задача решалась путем анализа сновидений, ошибок повседневной жизни.

в> Бихевиоризм возник в США и является реакцией на структурализм Вундта (где структурализм - поиск структуры сознания путем самонаблюдения и экспериментов). Уотсон требовал объективного подхода, не к явлениям сознания, а к поведению. Выдвинул проблему объективности в психологии.

ш> Французская социологическая школа. Выступала против индивидуализма ассоцианистической психологии. Эта школа выступает с идеей о том, что существует коллективная психика. Социальная природа человеческой психики первична. Дюркгейм выдвигал идею общественно-исторического развития психики человека. Лезя-Брюль изучал первобытное мышление, Пьер Жане показал взаимосвязь культуры и психики.

«> Целостная описательная психология. Дильтей (1833-1911) отрицал естественно научную ориентацию психологии. Естественные науки пользуется объяснениями, привлечением гипотез, экспериментом. Психология имеет дело с сознанием, которое нужно описать. Необходимо отказаться от объяснений в этом смысле поиска причин. Центральный методологический принцип описательной психологии противопоставление понимания и объяснения. Понять - это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить их в более широкие смысловые связи, которые определяют их. Предмет описательной психологии - развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности  Дильтей делил науки о природе и о духе. Шпрангер - понимающая психология - делал акцент на целостную психическую жизнь, которая не сводится к элементарным процессам. Говорит о связи сознания с элементами культуры, под влиянием которой оно реально формируется.

ж> Гештальт психология - берлинская школа, чьи представители выступали против идеи элементаризма, так как есть целостный образ - «гештальт».

В России открытый кризис связан с октябрьской революцией. Новые задачи были связаны с

вопросами участия психологии в социалистическом строительстве, в рационализации производства,

строительстве новых школ. Задача - преодолеть отрыв школы от жизни, труда. Методологической

перестройкой занимались Блонский, Корнилов, Выготский, Басов, Рубинштейн ...

Ни одно из возникших направлений не смогло вывести психологию из кризиса, однако эти

подходы оказали большое влияние на развитие психологии.


50. Общая характеристика неофрейдизма.

Неофрейдизм - обширное направление в зарубежной психологии. 'Источником являются идеи Фрейда. Представители: Хорни, Фромм, Салливен. Его появлению способствовал новый, не невротический тип больных, а тип больных, которые жаловались на неудачи, беспокойство, чувство одиночества. Необихевиоризм возник как социально ориентированная форма психоанализа.

Хорнл (1885-1952) в 1937 г. в книге «Невротическая личность нашего времени» критиковала основные аспекты фрейдистской теории: пансексуализм, Эдипов комплекс, инстинкт смерти и т.д. Соперничество является движущей силой. Все человеческие отношения имеют характер соперничества. Необходимость сравнивать себя с другими, неуспех свой и успех других вызывает тяжелые переживания. Тревожность является источником притязания и желания любви. Она уходит корнями в детство. Отсутствие теплоты и безопасности в детстве порождает потребность в привязанности, безопасности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9