рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология рефераты

Принимает фрейдистский принцип, согласно которому поведение человека определяется бессознательными мотивами, которые, по ее мнению, носят аффективный или эмоциональный характер Они несовместимы. Конфликт между ними приводит к необходимости подавления одного. Она отвергает Сверх-Я как подавляющую силу. Культура стимулирует потребности и налагает ограничения, которые подавляют эти же потребности, а следовательно, усиливает бессознательную внутрипсихическую драму. Основными элементами драмы являются противоположные бессознательные побуждения, основанные на несовместимых стремлениях. Конфликты решаются в результате подавления. Их сумма, источник и развитие в течение жизни определяют характер индивида и делают личность нормальной или невротической. Два конфликта:

> Невротический - непонимание бытия;

^- Здоровый - может быть осознан. Базальное зло - формы отношения к детям, которые фрустрируют потребность в безопасности.

Салливен Ц1892-1949).- психиатр-практик, автор концепции межличностной психиатрии. Говорил о роли межличностных отношений в формировании личности. Задача воспитания -социальная адаптация. В межличностные отношения ребенок вступает с рождения под влиянием потребностей. В результате складываются образы, которые определяют все отношения к другим людям.. Источником активности является энергия. Все психические процессы, привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии. В сумме они составляют «Я-систему». Овладение языком способствует социализации.  Салливен подчеркивал важность детско-материнских отношений, т.к. мать вводит ребенка в социальный мир.

Э. Фромм (1900-1980). Ему принадлежит концепция «радикально гуманистического психоанализа». Как Салливен, Хорни отвергает биологизм Фрейда и пытается понять человека в зависимости от социальных условий его существования. Человеческое существование и человеческая свобода неотделимы ( в негативном смысле -«свобода от»).

Говорил о механизме бегства - пути решения проблем, которые выливаются в определенные тенденции поведения. Их всего три: авторитаризм, деструктивизм, конформизм. Они являются иррациональными и бессознательными. Они являются результатом потребности -избежать собственной слабости. Проникнуть за эти защитные механизмы и раскрыть подлинные потребности личности может только психоаналитик с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т.д.

Радикальным изменениям  экономической, социологической, политической стороны жизни сопуствуют столь же радикальные изменения в структуре личности.

Неофрейдизм продолжает психоаналитическую теорию бессознательного, которой отводится главная роль в психике человека.

Анна Фрейд (1895-1982) выдвинула концепцию «психология Эго». Ее теоретики Гартман, Криз, Рапапорт, Эриксон, Малер, Спигц. Задача - исследовать содержание и происхождение «Эго» как независимого от «Око» образования, его формы, его функции и роль в развитии ребенка (Маллер, Спигц). «Я» быстро обретает свои потребности. В центре Эго-психологии всегда стоит «Я», которое либо усиливается (движение к Эго-идентичнссти), либо ослабляется.


51. Общая характеристика бихевиоризма.

Бихевиоризм возник в США. Основоположник - Дж- Уотсон (1878-1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиоризма» (1913) положила начало направлению. Повлияли работы Бехтерева, Павлова. Для ассоцианнстов психология - наука сознания. Бихезиористы отрицали это, они хотели сделать психологию объективной наукой. Критерием объективности является внешнее наблюдение. Сознание, образы не возникают из вне. Сознание не может быть предметом псткологан.

Предметом психологии является поведение человека — это поступки, слова, все, что люди делают от рождения до с-черти. Поведение - это всякая реакция (К) в ответ на внешний стимул(5), посредством которого индивид приспосабливается.

Реакция - любое изменение организма, если его можно объективно- зарегистрировать (пример, выделение слюны, движение). Реакция бывает приобретенной или наследственной, внешней или внутренней, условная или безусловная.

Задачи бихевиоризма:

> Описание поведения;

> Объяснение поведения;

> Управление поведением.

Поведение является результатом обучения. Навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь и мышление - это виды навыков (индивидуально приобретенное или заученное действие). Врожденные элементарные движения - основа поведения. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.

30-60-е годы - основы необихевиоризма заложил Толмен (1886-1959). Он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствует уотсоновсхому пониманию поведения по схеме (Стимул -Реакция) Вводит в структуру поведения процессы, которые развертываются в организме з ответ на стимул и опосредуют поведенческую реакцию. С помощью введения промежуточных переменных необихезиоризм делает попытку преодолеть постулат непосредственности.

Ха-тл (1884-1952) его теория складывается под влиянием идей Павлова, Торндайка, Уотсона. Исследовал научение у животных. Не учитывает фактора сознания, вместо схемы Стимул -Реакция вводит формулу «Стимул - Организм - Реакция». Организм - некоторые невидимые процессы, протекающие в нем. Детерлшнантой поведения считал потребность, которая вызывает активность организма, его поведения. Подчеркивал решающую роль первичного и вторичного подкрепления в образовании новых связей. Реакция зависит от характера подкрепления, от времени его предъявления. Стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам.

ТЕОРЯЯ СУБЪЕКТИВНОГО БИХЕВИОРИЗМА (Миллер, Галантер, Приорам). Образ и план (аспект поведения) связывают со Стимулом и Реакцией. Образ - всезнание о себе и мире. План - процесс организма, в котором должна совершаться последовательность операций. Поведение рассматривается как серия движений, а человек, как сложная вычислительная машинка. Трактовка не может быть признана, т.к. в машине образы и планы это материальные образования, действие которых происходит автоматически, тогда как психика появляется как необходимое условие выполнения субъектом действия в новых обстоятельствах.

ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО БИХЕВИОРИЗМА СКИННЕРА (1904). Предмет - поведение организма. Сохраняет схему, изучая только его двигательную сторону. Специфика его учения состояла в том, что он выделял три вида поведения:

> Безусловно-рефлекторное;

> Условно-рефлекторное;

> Оперантное.

Безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные виды вызываются стимулами и называются респондентным. Ими не обеспечивается адаптация к среде. Приспособление строится на воздействиях на окружающий мир. Пробы могут приводить к полезному результату, который закрепляется. Реакции, которые не вызываются стимулами, а выделяются (испускаются) организмом называют оперантными. Для их исследования изобретен ящик Скиннера. Оперант - это такой тип поведения, который строится как бы в ожидании награды. Поведение определяется опытом предшествующих наград. Поэтому, главным средством формирования поведения является подкрепление.

Представителями социобихевиоризма стали Сирс, Роттер, Бандура, которые изучали проблему социализации, т.е. того, каким образом человек усваивает или не усваивает формы поведения.

Идея взаимного (рецепрокного) детерминизма - поведение меняет среду, воздействующую на

человека. Человек сам может менять свое поведение.

Идея научения через наблюдение.


52. Общая характеристика гештальт психологии и связанных с ней направлений:

теория поля и гештальт терапия.                 :

Гештальт психология возникла в Германии Франкфурт-в 1912г. Гештальт психологи считают, что первичными данными психологии является целостная структуры (гештальты), не выводимые из образующих их компоненты. Важные области гештальт психологии:

Область восприятия (фигура и фон)

Область мышления (проблема творческого мышления, «инсайт», новый метод мышления - рассуждение вслух.)

Область памяти (Курт Кофка писал о разрушении старых и возникновении новых структур - возрастной аспект памяти: сначала ребенок делит фигуры только на окрашенные и неокрашенные, затем более детально различает цвета - темные, теплые, холодные, бесцетные)

Основная идея - идея целостности образа, несводимого к сумме элементов. Макс Вертгеймер (1880-1943) открыл фи-феномен: по очереди зажигались 2 отрезка и когда время между зажиганиями уменьшалось, то казалось, что они двигались.

Понятия фигуры и фона, явления внезапного усмотрения новых отношений между элементами, гештальт психолога распространяли и на творческое мышление. Явление внезапного озарения назвали «инсайт» или «ага-решение». Келлер (1887-1967) доказал это на обезьянах (банан висит, его надо достать палкой).

Курт Левин (1890-1947) создал теорию «поля». Он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность. Понятие «поля» он связывал с системой объектов-побудителей человеческой активности, существующих здесь и сейчас. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется как реализация намерения. Пример: если мы хотим есть, то оказавшийся в поле зрения бутерброд притягивает нас, но удовлетворив голод, мы теряем к нему интерес.

Фриц Перлз (1893-1970) - создатель гештальт - терапия. Он считает, что любой аспект поведения - есть проявление бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве —«контактная граница» между индивидом и средой. У здорового индивида она подвижна. Контакт со средой является формированием гештальта , уход -завершением.   Невротик   находится   в   системе   незавершенных   гештальтов, неотреагированных проблем, и живет он не «здесь и сейчас», а в прошлом. Главное препятствие на пути личностного роста - неотреагированность ситуаций прошлого и боязнь пустоты, когда мы лишаемся привычных способов поведения. Если человек способен существовать в этом тупике, то это приводит к «внутреннему взрыву», переживаемому как страх смерти, а затем к эмоциональному взрыву (гнев, горе, радость жизни). Это ознаменует возрождение человека, отреагирование прошлого.


53-пс. Основные направления в отечественной психологии в 20-30 гг.

Естественно-научное направление - основано на работах Бехтерева" (1857-1927) и его «рефлексологии», которая привлекала для объяснения психологии явлений физиологии принципа. Этот подход развивали'Павлов и Сеченов.

• «Реактология» Корнилова рассматривала психологию как науку, о поведении. Психика трактовалась через понятие РЕАКЦИЯ, означавшее ответ целостного организма на внешнее воздействие. Реакция = рефлекс.

• Бихериовистских принципов придерживался Блонский (1884-1941), который считал, что психология - это наука о поведении живых существ.

Все эти подходы сыграли большую роль в становлении объективных методов психологии и были привлекательны с точки зрения материалистического объяснения психологии явления (это называют русский бих-м).

Педология и психоанализ. Педология претендовала на интеграцию знания о ребенке, но у нее не было предмета, следовательно ее не могут признать отдельной наукой. Психоанализ зародился в Р.                                           (Шацкий, Мясишев, Бехтерев). Существовали психоаналитические кружки, во главе которых были врачи психоаналитики. Наши ученые придумали множество методик, но из-за их некачественности их свернули.

В этот же период формируются основные психологические школы, закладываются основы теории деятельности.

В 20-е годы предмет психологии - поведение, в 30-е - сознание, а после 30-х -деятельность.

В 30-е происходит становление Ленинградской школы - Бехтерев, Лазурский (изучал характер и индивидуальные различия), Басов (говорил о человеке как о деятеле в среде, центром активности субъекта считал ВОЛЮ). Учеником Бехтерева был Ананьев «Человек как предмет познания» (проблема индивида и личности).

На этот же период приходится начало творчества Рубинштейна «Основы психологии» (1935), становление культурно-исторической теории Выготского (конец 30-х г.) и начало разработок теории установки Узнадзе. •


54-пс. Основные научные школы в отечественной психологии

Школа предполагает как минимум 2 поколения ученых и наличие лидера, руководителя. Школа Выготского (1896-1934) (Лурия, Леонтьев, Эльконин, Божович, Занков,

Запорожец). Предмет психологии -историческое развитие ВПФ. Которые производны от

характера.

• Наше сознание располагает орудиями труда. Это знаки.

• ВПФ возникают от в процесс интериоризации. Каждая ВПФ проходит путь от интерпсихической к интрапсихической.

• Обучение ведет за собой развитие (ЗБР).

Для Леонтьева предметом психологии является деятельность.

• Выделяя компоненты: мотивы, цепи, действия (это система)

• Внутренняя деятельность возникает из внешней практической путем интериоризации.

• Становление мотивашюнной сферы человека. 2 рождения личности:

в дошкольном возрасте (установление иерархии мотивов)

- подростковый возраст (осознание мотивов поведения).

Школа Рубинштейна (1889-1960)

- принципы единства сознания и деятельности (творя мир субъект творит и себя)

- принципы социальной деятельности (любая деятельность)

- внешняя причина опосредована внутренними условиями

- поведение - это особая форма деятельности (Брушлинский, Абульханова)

Ленинградская школа.

Бехтерев - рефлексология

• Лазурский - дифференциальная психология (психология индивидуальных различий)

• Мясишев (изучать объекта надо во взаимоотношении с окружающим миром) - теория отношений (это связи личности с отдельными сторонами действительности)

• Ананьев «Человек как предмет познания» (индивид, личность, индивидуальность)

• Басов - центр активности = воля

Школа Узнадзе (1886-1950') - теория установки.

Также есть и другие, менее известные школы.

Школа Тгплова - изучал индивидуальные различия, одаренность, у каждого человека есть

врожденные особенности, которые влияют на формирование характера.

Школа, связанная с развитием коллектива - Петровский.


55. Общая характеристика теории деятельности Леонтьева (1903-1979).

Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и имеет то же строение.      •-. ••

Изучая практическую деятельность, мы изучаем психическую деятельность. На основании чего можно судить обладает ли организм психикой? - В особенностях поведения организма Леонтьез видит водораздел между психическим и допсихическим в переходе от раздражимости к чувственности.

• Раздражимость - реакция на биологически значимые воздействия.

• Чувственность - реакция на воздействия, которые сами по себе не несут биологической значимости (Пример: рычание зверя само по себе не разрушительно, но сигнализирует об опасности). Новые ступени психического отражения возникли в связи с усложнением деятельности. Отличительная черта сознания - возможность отражения безотносительно к биологическому смыслу этого отражения. Возникновение сознания обусловлено возникновением особой формы деятельности - коллективного труда.

Структура деятельности (деятельность - это форма активности):

> Активность побуждается потребностью. > Потребность - состояние нужды организма, которое представлено на уровне

дискомфорта. Предмет - в ходе поиска (активности) происходит встреча потребности с предметом.

С этого момента активность становится направленной, потребность опредмечивается и

становится мотивом.

> Мотив - то, ради чего совершается деятельность. > Деятельность - совокупность действий, вызываемых мотивом. Деятельность

полимотивирована, где один из мотивов является ведущим (смыслообразуюшим). > Действие - структурная единица деятельности. Это процесс, направленный на

достижение цели. > Операции- являются составляющими действий, т.е. способами выполнения действия.

Операции обусловлены условиями. > Цель - осознаваемый образ желаемого результата. Сдвиг мотива на цель (превращение

цели в мотив) - механизм формирования новой деятельности. В психологии Леонтьев ввел понятие «ведущей деятельности» - та деятельность, с которой на данном этапе связано возникновение психических новообразований и в русле которых развиваются другие виды деятельности.

Работы Леонтьева: «Деятельность, сознание, личность», «Проблемы развития психики».


56. Принцип детерминизма и единства сознания и деятельности в теории Л.С. Рубинштейн (1899 - 1960).

Рубинштейном     в   1934  году  были  сформированы   два методологических принципа психологии:

1. Принцип единства сознания и деятельности (деятельностный подход).

Рубинштейн немного раньше сформулировал данный принцип ,чем Леонтьев, но их варианты были различны. Леонтьев попытался идею деятельности отнести к животным в том числе. Рубинштейн отстаивал неправомерность такого подхода, связывая деятельность только с человеком. По Леонтьеву - психика -это результат интериоризации. У Рубинштейн есть положение о том, что « человек и его психика развиваются в деятельности  изначально практической ». Данный принцип основывается на раннем положении Рубинштейна о « принципе творческой самодеятельности » , где деятельность является самостоятельной • и творческой. У Рубинштейна изначально начинал с того самого принципа, главным является идея активности. Психическая деятельность формируется в активном преобразовании среды, преобразовании мира. Именно это он имеет введу пол практической деятельностью.

2. Диалектико-материалистический принцип детерминизма. Детерминизм - это учение о причинности, т . е. что является факторами , определяющими что-либо иное. Рубинштейн поставил вопрос о том, как внешние факторы влияют на поведение.(этот вопрос обсуждался в рефлексологии , бихевиоризме и т. д.). Ответ Рубинштейна звучит следующим образом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9