рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология рефераты

1. Потребность в общении с детьми.

2. Умение подчиняться интересам и требованиям группы.

3. Способность взять на себя роль школьника.

Керн /модификация Иирасика/ «Ориентировочный графический тест» диагностирует школьную зрелость. Включает в себя несколько субтестов:

1. Рисунок человека. По количеству деталей определяется уровень диференциации восприятия, интеллектуальный уровень, развитие моторики руки, эмоциональное состояние...

2. Задание: переписать фразу, н.: «Клей на столе». Опред. зрительно-двигательная координация, развитие моторики руки.                                         ^. .

3. Задание: Перерисовать точки в определённой последовательности. / ; :.'

4. Тест на вербальное мышление. Вопросы: «Какое животное больше: лошадь или собака?»;

«Черешня, слива, груша, яблоки - что это?».

Общая готовность ребёнка к школе выражается в достижении ребёнком к моменту поступления, в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, которое создаёт необходимую основу для активного вхождения ребёнка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Общая готовность характеризуется определённым уровнем психического развития, которого достигает ребёнок к моменту перехода к школьному обучению.

Психологическая готовность к школьному обучению:

• Мотивационная готовность, которая проявляется в стремлении ребёнка к обучению.

• Довольно высокий уровень познавательной и мыслительной деятельности.

• Овладение ребёнком элементарной учебной деятельностью.

• Определённый уровень волевого и социального развития.

Мухина В. С.: Перед поступлением в школу /в конце дошкольного возраста/ ребёнок представляет собой в известной степени личность:

он хорошо осознаёт свою половую принадлежность;

он отдаёт себе отчёт, какое место среди детей занимает;

находит себе место в пространстве и времени;

умеет строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;

понимает, что оценка его собственных поступков и мотивов определяется не только его

собственным отношением к самому себе / «Я хороший»/, но прежде всего тем, как его поступки

выглядят в глазах окружающих.

Важнейшее достижение в развитии личности ребёнка - преобладает чувство «Я должен» над мотивом «Я хочу».


32. Психологическая характеристика младшего школьника.

I.. Возрастные рамки (6-7 - 10 лет). П. Ведущая деятельность: происходит смена с игровой на учебную деятельность.

Основными факторами развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками и с родителями. III. Основными новообразованиями, возникающими под влиянием ведущей деятельности

1. Содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий).

2. Планирование (внутренний план действий).

3. Происходит построение целостной связной познавательной системы ' (умение классифицировать, соотносить, анализировать).

4. Развитие трудолюбия (по Эриксону). IV. Изучению этого возраста большое внимание уделяли: Пиаже, Гальперин,

Давыдова, Мухина, Зеньковский «Психология детства», Немов «Учебная

деятельность», Фрейд, Эриксон, Демос-Рубинштейн «Самооценка школьников» и

др. V. Основные линии развития

1. Развитие восприятия, где Бэндлер выделял три основных способа получения информации, знания:

• Визуальная система - через видение картинок, наглядных пособий...

• Аудиальная система

• Кинестетическая система - почувствовать, ощутить, работа с раздаточным материалом, с муляжами и т.п.

2. Поэтапное формирование умственных действий (Гальперин).

3. Развитие самосознания, которое может формироваться через учебную деятельность и школьное поведение:

Осознание прав и обязанностей: ознакомление со школьными требованиями, с обязанностями школьника.

• Временное осознание - большинство школьников устремлено в будущее, страх смерти «загоняется» в подсознание.

• Притязание на признание

а), впервые у ребенка -возникает ситуация социального оценивания деятельности.

б), возможность объективного сравнивания себя с другими.

в). Впервые ребенок признает свое не всемогущество.

г). Стремление к повышенной оценке своей деятельности.

• Особенности морального развития:

а), спад детского творчества за счет появления новых научных дисциплин.

б), принятие ответственности за поступки.

• Особенности общения

а). Сохраняется важность общения со взрослыми и особенно с родителями, дети осознают возможные стереотипы родительского поведения.

б). Учитель - авторитет для младшего школьника, однако он во многом ответственен за появление детских страхов.

в). Значимость общения со сверстниками к 3 классу резко увеличивается. VI. Депривирующими факторами в младшем школьном возрасте являются:

1. Неуспех в учебной деятельности.

2. Эмоционально-негативное общение с учителем, с родителями, со сверстниками.

3. Чувство неполноценности (по Эриксону).

4. Высокий уровень тревожности, негативная самооценка. УЛ. Основными направлениями для коррекционной работы являются:

1. Создание ситуаций успеха

2. Снижение значимости школьной оценки

3. Работа с осознанием прав и обязанностей (расширение прав и понимание относительности обязанностей).


33. Психологическая характеристика подросткового возраста.

1. Точные границы подросткового возраста еще не определены ,мы будем называть подростком - 10(11)- 16(17) лет.

2. Также трудно выделить ведущую деятельность в данном возрастном отрезке . Кон, Эльконин определяют ведущей деятельностью подростка- интимно-личностное общение , а Фельдштеян - общественно-полезную деятельность.

3. К основным образованиям подросткового возраста относятся -

• формирование эгоиденгичности (Эриксон) - где главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа достижения карьеры. Поэтому в это время для подростка большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения

• активный рост самосознания (рефлексия, я- концепция)

• отделение подростка от семьи

• половое развитие

• логическое мышление

4. Авторами изучающими проблемы подросткового возраста являются: И. Кон «Психология подростка», Шпрангер Мишель Кле, Эриксон «Теория идентичности», А. Фрейд «Психология  «Я» и защитные механизмы», А.В. Мудрик , Л.С. Выготский, Прихожан, Анангев,

5. Основные линии развития:

Развитие самосознания у подростка:

1. Притязание на признание , где главной особенностью становиться включение телесного осознания. Подросток начинает сравнивать себя с другими по пропорциям тела, половой принадлежности.   Телесное самовосприятие начинает выступать как основа самооценки.

2. Осознание прошлого, настоящего и будуи^его . У большинства подростков сокращается ориентация на будущее. В старшем подростковом возрасте появляется такое новообразование , как психологическая перспектива -способность сознательно увидеть себя в будущем ( заинтересованность в гаданиях) Подросток ощущает большой потенциальный запас времени.

3. Права и обязанности : подросток начинает активную борьбу за права, активное развитие структуры «Я имею» , «У меня есть» , право на физическое пространство (личная комната), меняется отношение к запретам. Формирование эгоидентичности - ощущение тождества к самому себе и личностной целостности. Эгоиденгичность ощущается как чувство личного благополучия.

Новые взаимоотношения с семьей   . На процесс разделения влияет эмоциональное состояние и поведение родителей. Итогом разделения м . стать установление новых отношений, основанных на партнерстве, а не на подчинении.

6. Депривирующие факторы:

• стиль общения с родителями

• трудности общения со сверстниками

• депривация структурных линий самосознания (пр. Негативное восприятие своей внешности)

• средства массовой информации и компьютер. К негативным новообразованьям Эрик Эриксон относит смешение форм идентичности

1. спутанность временной перспективы (ощущение подростком себя одновременно младенцем и стариком

2. диффузия (спутанность ) трудолюбия : - неспособность сконцентрироваться на занятиях или сильное увлечение одним занятием.

3. негативная   идентичность   -   отрицание   родительских   ценностей, принадлежности к социальной группе.

4. негативная групповая идентичность - стремление к включению в жесткую группу, уподобление представителям данной группы.

5. сотворение кумира, отдаленного в пространстве и во времени. 7. Коррекпиояная работа д. б. направлена на. расширение самосознания и его гармонизацию (снятие депривапии структурных звеньев). Основной метод - групповая работа.


34. Психологическая характеристика юношеского возраста.

Юность - это период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора жизненного пути и ;

начала вступления во взрослую жизнь.              -                   -   '

Разные авторы по-разному определяют границы юнош5еского возраста. На 7 ' Всесоюзной конференции йо проблемам возрастной морфологии, физиологии и биологии юношеский возраст был определен как 17-20 для юношей ц 16 - 20 для девушек

В психолого-педагогической литературе акцент делается на смене ведущих форм деятельности. Например, Эльконин выделяет 2 фазы в данном возрастном периоде. Ведущей деятельностью 11-15 летних (средний школьный возраст) Эльконин считает общение в системе общественно -полезной деятельности. У 15 - 17 летних ( школьный возраст) ведущей деятельностью становится учебно - профессиональная деятельность. Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив свое внимание на на развитии мотивационной сферы личности :

определении своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения.

В  западной  психологии  обычно  выделяют      биогенетические, социогенетические и психогенетические теории развития личности.

Примером    биогенетической    концепции        может    служить «конституциональная психология» Кречмера, Йенша, Конрада. Согласно этой концепции всех людей можно разделить по оси на одном полюсе которой стоит циклоидный ( легко возбудимый, лабильный, непосредственный), а на другом шизоидный   (замкнутый,   неконтактный,   эмоционально-скованный   ).   Эти характеристики применимы и к возрастным стадиям : предподростковый возраст с его бурными вспышками является преимущественно «циклоидным», а юность с ее тягой к самоанализу - «шизоидным» периодами. Насколько трудной и болезненной будет юность, зависит от степени совпадения биологически заданных личностных свойств и свойств соответствующей фазы развития. Юность шизоидной личности протекает сложно и болезненно, поскольку возрастные свойства ее' усугубляются индивидуально-типологическими, а не циклоидная личность переживает юношеские тревоги в мягкой форме, свойства возраста уравновешиваются ее типологическими свойствами.

К социогенетическим теориям, в частности, относится «теория поля» К. Левина. Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка (юноши) определяется прежде всего маргинальностью (промежуточностью положения) .Эта особенность его социальной ситуации проявляется в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность к принятию крайней позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани.

Ведущим представителем психодинамичесхой теории   юности является Эриксон . Он подразделяет весь жизненный цикл на 8 фаз. каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития. Пятая фаза - юность характеризуется появлением чувства своей идентичности, индивидуальности , непохожести на других, в отрицательном варианте возникает противоположное - диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Шестая фаза - 20 - 24 года (поздняя юность -молодость) - характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости, включая сексуальную близостью Ее альтернатива - чувство изоляции и одиночества:

Юношеский возраст характеризуется трудом и общением как ведущей деятельностью. Наиболее важным в данный период является само определение во взрослом обществе самоутверждение в нем, выбор жизненного пути. Наиболее важными ценностями являются : дружба, любовь, близость.


35. Проблема обучения и развития в психологии.

Ребенок проходит в своем развитии путь, который прошло человечество.

Бихевиористы , что биологические предпосылки не играют основное значение, т. к. общество может через 5-В. (стимул - реакцию) определять поведение ребенка, а следовательно обучение не опирается на развитие ^Противоположную точку зрения высказали Штерн, Холл и Бюллер, они считали, что все опирается на развитие.

Л.С. Выготский, изучал проблему соотношения обучения и развития и пришел к выводу о том, что « обучение ведет за собой развитие , но при этом опирается на зону ближайшего развития» (ЗБР).Ребенок. развивается усваивая общественный опыт , овладивая разнообразными действиями, свойственными человеку. А передает ему этот опыт , формирует у него эти действия именно обучение. Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже - самостоятельно. Разница между тем что ребенок может сделать совместно со взрослым и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, называется зоной ближайшего развития ребенка. Величина ЗБР - важный показатель обучаемости ребенка , того запаса развития .которое он имеет в данное время.

ЗБР - это то, что ребенок делает сегодня с помощью взрослого, а завтра - сам.

Актуальный уровень развития - это ,что ребенок может делать на сегодня.

Потенциальный уровень развития - то, каковы перспективы развития.

Актуальный уровень наблюдается с помощью наблюдения и тестовых методик.

Обучение должно обеспечивать наиболее полный пуль психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст отличается    избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения.   Существуют возрастные периоды. Когда определенные обучающие воздействия, оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. - это сензитивные периоды развития.

Сгущение развития - это тот период, когда развитие идет очень быстро и интенсивно, (пример: новорожденный — - - младенец) Сгущение развития приходится на дошкольный возраст до б лет. В дальнейшем темп развития замедляется.


36. Предмет и задачи социальной психологии. Современные прикладные аспекты социальной психологии.

Социальная психология - изучение закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.

Объекты изучения - малые и большие группы (семья - нация). Как наука, социальная психология определилась в 1908 году в Америке, а в России в 60-х гг. Дискуссия о предмете социальной психологии и ее границ.

1. 20-е годы. Челпанов делил психологию на: 1) социальную психологию - должна разрабатываться в рамках марксизма; 2) собственно психологию - эмпирическая наука независимо от мировоззрения. Артемов делит психологию на психологию индивида и психологию коллектива. Корнилов: задача социальной психологии -измерение субъектов, силы, коллективных реакций на раздражителя. Бехтерев:

отрасль рефлексологии - «коллективная рефлексология, которая изучает поведение коллектива, личности з нем. Выготский: предмет социальной психологии -психика отдельного лица. Сравнивает «социальную психологию» и «коллективную психологию».

2. Конец 50-х - начало 60-х. Выделяется 3 основных подхода к предмету социальной психологии:

• «Массовидные явления психики» (социологи).

• Личность в группе (т.е. что с ней происходит при взаимодействии)-психологи;

• Массовые психические процессы и положения личности в группе. Гранины социальной психологии.

1) социальная психология - это часть социологии;

2) социальная психология - это часть психологии;

3) социальная психология - наука, которая располагается на стыке психологии и социологии;

4) социальная психология захватывает «ничью землю» - область,

находящуюся между.

Проблемами социальной психологии являются личность в группе, психические характеристики массовых социальных процессов и больших групп, проблема общения.

- Динамика развития межличностных отношений в группе;

- Сама природа совместной деятельности людей в группе;

- Форма складывающегося общения и взаимодействия;

- Как конкретно действует личность в различных реальных группах. Все это является задачами социальной психологии. «Задачи для социальной

психологии задает общество, оно диктует социальной психологии проблемьи> -

Московиси.


37. Социально-психологические парадигмы в зарубежной психологии: общая характеристика.

В социальной психология выделяют слехуюшяе этапы развития социально-психологических парадигм:

1. Предпосылки возникновения социальной психологии (от античности до середины 19 веха). Еще в первобытном обществе использовалась подверженность психологическому заражению, приводящему к воздеястзнго толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу - нравственный регулятор человеческого общения. Большинство проблем социальной психологии зародилось з философских системах древности. Платон 'считался родоначальником (античные философы - Платон, Аристотель; философия нового времени - Гоббс, Локк, Гильзеций, Руссо, Гегель).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9