Реферат: Психология
1. Потребность в общении с детьми.
2. Умение подчиняться интересам и
требованиям группы.
3. Способность взять на себя роль
школьника.
Керн /модификация Иирасика/
«Ориентировочный графический тест» диагностирует школьную зрелость. Включает в
себя несколько субтестов:
1. Рисунок человека. По количеству
деталей определяется уровень диференциации восприятия, интеллектуальный
уровень, развитие моторики руки, эмоциональное состояние...
2. Задание: переписать фразу, н.: «Клей
на столе». Опред. зрительно-двигательная координация, развитие моторики
руки. ^. .
3. Задание: Перерисовать точки в
определённой последовательности. / ; :.'
4. Тест на вербальное мышление. Вопросы:
«Какое животное больше: лошадь или собака?»;
«Черешня,
слива, груша, яблоки - что это?».
Общая
готовность ребёнка к школе выражается в достижении ребёнком к моменту
поступления, в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого,
эстетического и физического развития, которое создаёт необходимую основу для
активного вхождения ребёнка в новые условия школьного обучения и сознательного
усвоения учебного материала.
Общая
готовность характеризуется определённым уровнем психического развития, которого
достигает ребёнок к моменту перехода к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению:
• Мотивационная готовность, которая
проявляется в стремлении ребёнка к обучению.
• Довольно высокий уровень
познавательной и мыслительной деятельности.
• Овладение ребёнком элементарной
учебной деятельностью.
• Определённый уровень волевого и
социального развития.
Мухина В. С.: Перед поступлением в
школу /в конце дошкольного возраста/ ребёнок представляет собой в известной
степени личность:
он хорошо осознаёт свою половую
принадлежность;
он отдаёт себе отчёт, какое место
среди детей занимает;
находит себе место в пространстве и
времени;
умеет строить взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками;
понимает, что оценка его собственных
поступков и мотивов определяется не только его
собственным отношением к самому себе /
«Я хороший»/, но прежде всего тем, как его поступки
выглядят
в глазах окружающих.
Важнейшее
достижение в развитии личности ребёнка - преобладает чувство «Я должен» над
мотивом «Я хочу».
32. Психологическая характеристика
младшего школьника.
I.. Возрастные рамки (6-7 - 10 лет). П. Ведущая
деятельность: происходит смена с игровой на учебную деятельность.
Основными факторами развития, помимо
учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками и с
родителями. III. Основными новообразованиями, возникающими под
влиянием ведущей деятельности
1. Содержательная рефлексия (рассмотрение оснований
собственных действий).
2. Планирование (внутренний план действий).
3. Происходит построение целостной связной познавательной
системы ' (умение классифицировать, соотносить, анализировать).
4. Развитие трудолюбия (по Эриксону). IV.
Изучению этого возраста большое внимание уделяли: Пиаже, Гальперин,
Давыдова, Мухина, Зеньковский
«Психология детства», Немов «Учебная
деятельность», Фрейд, Эриксон,
Демос-Рубинштейн «Самооценка школьников» и
др. V. Основные
линии развития
1. Развитие восприятия, где Бэндлер
выделял три основных способа получения информации, знания:
• Визуальная система - через видение
картинок, наглядных пособий...
• Аудиальная система
• Кинестетическая система -
почувствовать, ощутить, работа с раздаточным материалом, с муляжами и т.п.
2. Поэтапное формирование умственных
действий (Гальперин).
3. Развитие самосознания, которое может
формироваться через учебную деятельность и школьное поведение:
• Осознание прав и обязанностей:
ознакомление со школьными требованиями, с обязанностями школьника.
• Временное осознание - большинство
школьников устремлено в будущее, страх смерти «загоняется» в подсознание.
• Притязание на признание
а), впервые у ребенка
-возникает ситуация социального оценивания деятельности.
б), возможность
объективного сравнивания себя с другими.
в). Впервые ребенок
признает свое не всемогущество.
г). Стремление к
повышенной оценке своей деятельности.
• Особенности морального развития:
а), спад детского творчества за счет появления
новых научных дисциплин.
б), принятие ответственности за
поступки.
• Особенности общения
а). Сохраняется важность
общения со взрослыми и особенно с родителями, дети осознают возможные
стереотипы родительского поведения.
б). Учитель - авторитет для
младшего школьника, однако он во многом ответственен за появление детских
страхов.
в). Значимость общения со сверстниками
к 3 классу резко увеличивается. VI. Депривирующими факторами в
младшем школьном возрасте являются:
1. Неуспех в учебной деятельности.
2. Эмоционально-негативное общение с учителем, с
родителями, со сверстниками.
3. Чувство неполноценности (по Эриксону).
4. Высокий уровень тревожности, негативная самооценка. УЛ.
Основными направлениями для коррекционной работы являются:
1. Создание ситуаций успеха
2. Снижение значимости школьной оценки
3. Работа с осознанием прав и
обязанностей (расширение прав и понимание относительности обязанностей).
33. Психологическая характеристика подросткового
возраста.
1. Точные границы
подросткового возраста еще не определены ,мы будем называть подростком -
10(11)- 16(17) лет.
2. Также трудно
выделить ведущую деятельность в данном возрастном отрезке . Кон, Эльконин
определяют ведущей деятельностью подростка- интимно-личностное общение ,
а Фельдштеян - общественно-полезную деятельность.
3. К основным образованиям
подросткового возраста относятся -
• формирование
эгоиденгичности (Эриксон) - где главным фактором является общение со
сверстниками, выбор своей профессии, способа достижения карьеры. Поэтому в это
время для подростка большое значение имеет адекватное осознание себя, своих
способностей и своего предназначения
• активный рост самосознания
(рефлексия, я- концепция)
• отделение подростка от семьи
• половое развитие
• логическое мышление
4. Авторами
изучающими проблемы подросткового возраста являются: И. Кон «Психология
подростка», Шпрангер Мишель Кле, Эриксон «Теория идентичности», А. Фрейд
«Психология «Я» и защитные механизмы», А.В. Мудрик , Л.С. Выготский, Прихожан,
Анангев,
5. Основные линии развития:
Развитие самосознания у подростка:
1. Притязание на признание , где главной
особенностью становиться включение телесного осознания. Подросток начинает
сравнивать себя с другими по пропорциям тела, половой принадлежности.
Телесное самовосприятие начинает выступать как основа самооценки.
2. Осознание прошлого, настоящего и будуи^его .
У большинства подростков сокращается ориентация на будущее. В старшем
подростковом возрасте появляется такое новообразование , как психологическая
перспектива -способность сознательно увидеть себя в будущем (
заинтересованность в гаданиях) Подросток ощущает большой потенциальный запас
времени.
3. Права и обязанности : подросток начинает
активную борьбу за права, активное развитие структуры «Я имею» , «У меня есть»
, право на физическое пространство (личная комната), меняется отношение к
запретам. Формирование эгоидентичности - ощущение тождества к самому себе и
личностной целостности. Эгоиденгичность ощущается как чувство личного
благополучия.
Новые взаимоотношения
с семьей . На процесс разделения влияет эмоциональное состояние и поведение
родителей. Итогом разделения м . стать установление новых отношений, основанных
на партнерстве, а не на подчинении.
6. Депривирующие факторы:
• стиль общения с родителями
• трудности общения со сверстниками
• депривация
структурных линий самосознания (пр. Негативное восприятие своей внешности)
• средства
массовой информации и компьютер. К негативным новообразованьям Эрик Эриксон
относит смешение форм идентичности
1. спутанность
временной перспективы (ощущение подростком себя одновременно младенцем и
стариком
2. диффузия
(спутанность ) трудолюбия : - неспособность сконцентрироваться на занятиях или
сильное увлечение одним занятием.
3. негативная
идентичность - отрицание родительских ценностей, принадлежности к
социальной группе.
4. негативная
групповая идентичность - стремление к включению в жесткую группу, уподобление
представителям данной группы.
5. сотворение
кумира, отдаленного в пространстве и во времени. 7. Коррекпиояная работа д. б.
направлена на. расширение самосознания и его гармонизацию (снятие депривапии
структурных звеньев). Основной метод - групповая работа.
34. Психологическая характеристика
юношеского возраста.
Юность - это период завершения
физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования
мировоззрения, выбора жизненного пути и ;
начала
вступления во взрослую жизнь. - - '
Разные авторы по-разному
определяют границы юнош5еского возраста. На 7 ' Всесоюзной конференции йо
проблемам возрастной морфологии, физиологии и биологии юношеский возраст был
определен как 17-20 для юношей ц 16 - 20 для девушек
В психолого-педагогической
литературе акцент делается на смене ведущих форм деятельности. Например, Эльконин
выделяет 2 фазы в данном возрастном периоде. Ведущей деятельностью 11-15
летних (средний школьный возраст) Эльконин считает общение в системе
общественно -полезной деятельности. У 15 - 17 летних ( школьный возраст)
ведущей деятельностью становится учебно - профессиональная деятельность.
Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив
свое внимание на на развитии мотивационной сферы личности :
определении своего места в жизни и
внутренней позиции, формировании мировоззрения.
В западной психологии обычно
выделяют
биогенетические, социогенетические и психогенетические теории развития
личности.
Примером
биогенетической концепции может служить «конституциональная
психология» Кречмера, Йенша, Конрада. Согласно этой концепции всех людей
можно разделить по оси на одном полюсе которой стоит циклоидный ( легко
возбудимый, лабильный, непосредственный), а на другом шизоидный (замкнутый,
неконтактный, эмоционально-скованный ). Эти характеристики применимы и к
возрастным стадиям : предподростковый возраст с его бурными вспышками является
преимущественно «циклоидным», а юность с ее тягой к самоанализу - «шизоидным»
периодами. Насколько трудной и болезненной будет юность, зависит от степени
совпадения биологически заданных личностных свойств и свойств соответствующей
фазы развития. Юность шизоидной личности протекает сложно и болезненно,
поскольку возрастные свойства ее' усугубляются индивидуально-типологическими, а
не циклоидная личность переживает юношеские тревоги в мягкой форме, свойства
возраста уравновешиваются ее типологическими свойствами.
К социогенетическим
теориям, в частности, относится «теория поля» К. Левина.
Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного
мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на
которых она ориентируется. Поведение подростка (юноши) определяется прежде
всего маргинальностью (промежуточностью положения) .Эта особенность его
социальной ситуации проявляется в его психике, для которой типичны внутренние
противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и
одновременно агрессивность, склонность к принятию крайней позиции и точки
зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между
миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани.
Ведущим представителем
психодинамичесхой теории юности является Эриксон . Он подразделяет весь
жизненный цикл на 8 фаз. каждая из которых имеет свои специфические задачи
и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития. Пятая
фаза - юность характеризуется появлением чувства своей идентичности,
индивидуальности , непохожести на других, в отрицательном варианте возникает
противоположное - диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная
неопределенность. Шестая фаза - 20 - 24 года (поздняя юность -молодость)
- характеризуется появлением потребности и способности к интимной
психологической близости, включая сексуальную близостью Ее альтернатива -
чувство изоляции и одиночества:
Юношеский возраст
характеризуется трудом и общением как ведущей деятельностью.
Наиболее важным в данный период является само определение во взрослом обществе
самоутверждение в нем, выбор жизненного пути. Наиболее важными ценностями
являются : дружба, любовь, близость.
35. Проблема обучения и развития в
психологии.
Ребенок проходит в своем развитии
путь, который прошло человечество.
Бихевиористы , что биологические предпосылки не играют основное
значение, т. к. общество может через 5-В. (стимул - реакцию) определять
поведение ребенка, а следовательно обучение не опирается на развитие ^Противоположную
точку зрения высказали Штерн, Холл и Бюллер, они считали, что все
опирается на развитие.
Л.С.
Выготский, изучал
проблему соотношения обучения и развития и пришел к выводу о том, что « обучение
ведет за собой развитие , но при этом опирается на зону ближайшего развития»
(ЗБР).Ребенок. развивается усваивая общественный опыт , овладивая
разнообразными действиями, свойственными человеку. А передает ему этот опыт ,
формирует у него эти действия именно обучение. Ведущая роль обучения в
психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми
действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи
взрослого, а потом уже - самостоятельно. Разница между тем что ребенок может
сделать совместно со взрослым и тем, что доступно ему в самостоятельной
деятельности, называется зоной ближайшего развития ребенка.
Величина ЗБР - важный показатель обучаемости ребенка , того
запаса развития .которое он имеет в данное время.
ЗБР
- это то, что ребенок
делает сегодня с помощью взрослого, а завтра - сам.
Актуальный
уровень развития -
это ,что ребенок может делать на сегодня.
Потенциальный
уровень развития - то, каковы перспективы развития.
Актуальный
уровень наблюдается с помощью наблюдения и тестовых методик.
Обучение
должно обеспечивать наиболее полный пуль психического развития, давать в каждом
возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст
отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам
обучения. Существуют возрастные периоды. Когда определенные обучающие
воздействия, оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. -
это сензитивные периоды развития.
Сгущение
развития - это тот
период, когда развитие идет очень быстро и интенсивно, (пример: новорожденный —
- - младенец) Сгущение развития приходится на дошкольный возраст до б лет. В
дальнейшем темп развития замедляется.
36. Предмет и задачи социальной
психологии. Современные прикладные аспекты социальной психологии.
Социальная психология - изучение закономерности поведения и
деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также
психологических характеристик этих групп.
Объекты
изучения - малые и
большие группы (семья - нация). Как наука, социальная психология определилась в
1908 году в Америке, а в России в 60-х гг. Дискуссия о предмете социальной
психологии и ее границ.
1. 20-е годы. Челпанов делил психологию на: 1)
социальную психологию - должна разрабатываться в рамках марксизма; 2)
собственно психологию - эмпирическая наука независимо от мировоззрения. Артемов
делит психологию на психологию индивида и психологию коллектива. Корнилов:
задача социальной психологии -измерение субъектов, силы, коллективных реакций
на раздражителя. Бехтерев:
отрасль
рефлексологии - «коллективная рефлексология, которая изучает поведение
коллектива, личности з нем. Выготский: предмет социальной психологии -психика
отдельного лица. Сравнивает «социальную психологию» и «коллективную
психологию».
2. Конец 50-х - начало 60-х. Выделяется 3 основных подхода
к предмету социальной психологии:
•
«Массовидные явления психики» (социологи).
•
Личность в группе (т.е. что с ней происходит при взаимодействии)-психологи;
•
Массовые психические процессы и положения личности в группе. Гранины
социальной психологии.
1) социальная психология - это часть
социологии;
2) социальная психология - это часть
психологии;
3) социальная психология - наука,
которая располагается на стыке психологии и социологии;
4) социальная психология захватывает
«ничью землю» - область,
находящуюся
между.
Проблемами
социальной психологии являются личность в группе, психические характеристики
массовых социальных процессов и больших групп, проблема общения.
- Динамика развития межличностных отношений в группе;
-
Сама природа совместной деятельности людей в группе;
-
Форма складывающегося общения и взаимодействия;
- Как конкретно действует личность в
различных реальных группах. Все это является задачами социальной психологии.
«Задачи для социальной
психологии задает общество, оно
диктует социальной психологии проблемьи> -
Московиси.
37. Социально-психологические парадигмы в
зарубежной психологии: общая характеристика.
В
социальной психология выделяют слехуюшяе этапы развития
социально-психологических парадигм:
1. Предпосылки возникновения социальной
психологии (от
античности до середины 19 веха). Еще в первобытном обществе использовалась подверженность
психологическому заражению, приводящему к воздеястзнго толпы на индивида. Из
поколения в поколение передавались обряды, табу - нравственный регулятор
человеческого общения. Большинство проблем социальной психологии зародилось з
философских системах древности. Платон 'считался родоначальником (античные
философы - Платон, Аристотель; философия нового времени - Гоббс, Локк,
Гильзеций, Руссо, Гегель).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|