Реферат: Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)
Если мы хотим воспитать любовь к Родине, матери, обращаемся к высокому и
прекрасному в области культуры – обращаемся к чувствам воспитанника. В этом
случае убеждение выступает как внушение.
Чем убеждает учитель? – словом, делом, примером (дети учатся раньше подражать,
чем познавать).
Словом – приемы: беседа, лекции, диспуты.
Пример – стремление к
подражанию кому?
Большое значение имеет местный пример педагога-воспитателя,
братья-сестры, мама-папа, дед-бабушка, товарищи по учебе, актеры, спортсмены,
герои и т.д.
Эффективность методов убеждения зависит от ряда педагогических
требований.
1.
Высший авторитет педагога у
воспитанников. Высшая форма педагогического авторитета – любовь воспитанника.
Не правы те педагоги, которые говорят, что им все равно – любят их или не любят.
Если же педагога преследует стойкая не авторитетность у воспитанников, то это
очень серьезный повод для смены профессии.
2.
Опора на жизненный опыт
воспитанников. Здесь словесное убеждение сливается с убеждающей силой примера.
3.
Истинность, конкретность и
доступность убеждения, фальшь, искусственность распознания даже сил школьниками
и педагог теряет авторитет.
4.
Сочетание убеждения и практического
приучения (т.е. связь с каким-то делом, практической деятельностью) движение
может быть взаимообратным убеждение (сознание) « опыт,
действие.
5.
Учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников. Особенно часто жалуются родители, что их ребенок
перестал реагировать на то, что раньше действовало безотказно. А ребенок просто
подрос, изменился и методы воздействия должны поменяться. Индивидуальные
возможности – на одних – просты и на других – требования – приказ
Упражнение и
приучение.
Упражнение
– планомерное организованное выполнение воспитанниками различных действий,
практических дел с целью развития их личности (усидчивость, целеустремленность,
силу воли и т.д.)
Приучение
– организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных
действий в целях формирования хороших привычек. Или: приучение – это
упражнение с целью воспитания хороших привычек.
Привычки (Ушинский) укореняются путем повторения какого-либо действия до
тех пор, пока не установится наклонность к действию.
Упражнение занимает большое значение в обучении т.к. формирует умения
(приемы) и навыки.
Без систематического применения упражнения нельзя добиться действенности
воспитательной работы.
Макаренко. Задайте цель:
воспитать мужественного человека! Одними душещипательными беседами ограничиться
нельзя. Нельзя будет закрыть форточку, обложить ребенка ватой и рассказывать
ему о подвиге Гагарина. Вы воспитаете циничного наблюдателя, для которого чужой
подвиг – это объект для глазения, развлекательный момент.
Типы упражнений:
1)
Упражнения в полезной деятельности
(в труде, в общении со сверстниками, со старшими). Главное в этом, чтобы ребенок
видел пользу от содеянного.
2)
Режимные упражнения – режим дня,
режим труда, отдыха. Нарушение – урон здоровья, знания (сорвал занятие),
необязательность, расхлябанность.
3)
Специальные упражнения – упражнения
тренировочного характера: приучение к выполнению элементарных правил поведения,
связанных с внешней культурой (вставать при входе учителя).
Специальные
упражнения с целью преодоления недостатков (нарушитель дисциплины –
ответственный за порядок, неопрятному – быть санитаром, эгоистичного –
навестить и помочь больному товарищу).
Обучение (3 метод воздействия на личность) (см. вопрос 6)
Методы стимулирования.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству
и действию.
Соревнование – не
жестокая конкуренция и стремление к первенству любой ценой. Дух товарищества,
взаимопомощи и доброжелательности.
Поощрение
– чувство удовлетворения, прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих
силах. Но главное – острое желание вести себя таким же образом, чтобы
еще раз испытать это чувство психического комфорта.
-
особенно эффективно при
работе с младшими детьми (несмелые, застенчивые, неуверенные)
-
оно должно быть не
слишком частым
-
не допускать деления
воспитанников на захваленных и обделенных
важнейшие условие эффективности поощрения –
принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественного
мнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Наказание,
педагогические требования к нему:
1)
Нельзя наказывать за
неумышленные поступки.
2)
Нельзя наказывать
наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить 10 виноватых,
чем наказать одного виновного.
3)
Сочетать наказание с
убеждением, и др. методы.
4)
Строго соблюдать
педагогический такт.
5)
Опора на понимание и
поддержку общественного мнения.
6)
Учет возрастных и
индивидуальных особенностей.
Вопрос № 11. Контроль учебно-познавательной
деятельности: виды и функции контроля, критерии оценки.
Контроль, его виды и функции. Критерий оценки.
История вопроса контролирование и оценивание являются непременными спутниками
школы. Но до сих пор идут споры о смысле оценивания, его технологии, об оценке.
Коменский – возвышенно пользоваться правом на оценку.
Ушинский – контроль – подавляет умственную деятельность
школьников. Учитель спрашивает 1-2, остальные свободны, маются, волнуются и
т.д.
В мае 1918г. постановлением СНК “об отмене оценок”. Вместе с ними
ликвидируются экзамены. А успеваемость детей учитывалась и контролировалась в
особых тетрадях: лучших детей записывали в “красные тетради” худших – в черные;
внедрялось социальное образование, но обучение без оценок не дало результатов.
Принципы контроля
1.
Объективность
(научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение
педагога конкретное всем обучаемым, адекватным критерием оценок оцениванием).
2.
Систематичность – на
всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического применения
знаний), регулярность опросов, каждодневность.
3.
Принцип наглядности
(гласности) – оглашение и мотивация оценок, составление планов ликвидации
пробелов. Контролировать в той последовательности, как проводиться изучение
материала.
Виды контроля.
Примерные нормы оценки знаний:
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей
учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление
ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний – текст
учебного пособия, текст Конституции Российской Федерации, рассказ учителя,
наглядный материал, юридические документы и материалы, научно-популярную и
художественную литературу, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на
уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей
жизни, применяя полученные знания о нормах морали и права.
Оценка “пять” – материал усвоен в полном объеме; изложение
логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и
связаны с явлениями окружающей жизни;
– “четыре” - в усвоении материала незначительные
пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения
недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
– “три” – в усвоении материала имеются пробелы, он
излагается, не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы;
выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
– “два” – основное содержание материала не усвоено,
выводов и обобщений нет;
– “единица” – материал не усвоен, ответ по существу
отсутствует.
Дополнение: комплексная проверка – проверяет способность
учащихся применять знания и умения при изучении различных учебных предметов.
Такая проверка применяется еще сравнительно редко, но с
внедрением интегративный курс ее значения будет возрастать.
Главная ее функция – диагностирование качества реализации
меж предметных связей.
Примеры субъективизма учителей в оценивании знаний учащихся:
1)
Привлекательным детям
педагоги приподнимают высший уровень интеллекта и ставят высокие баллы.
2)
Чаще всего учителя
обращаются к учащимся, сидящим за первой партой и склонны выставлять им высокие
баллы.
3)
Лучше ценятся дети с
красивым подчерком, если учителя сами калиграфисты.
4)
Педагоги чувствительны
к правильному произношению и часто несправедливо наказывают обучаемых с
дефектами речи.
5)
Недостаточная
разработка критериев оценивания до революции существовала шести бальная система
– от 0 до 5.
В 1918г. – “0” упразднили.
Постепенно оценка “1” стала использоваться реже.
С 50-х годов – меньше стала использоваться “2”. Педагоги
пользуются “+”, “-” для каждой оценки – 5, 4, 3, 2 – получается десяти бальная
система. Сейчас в некоторых регионах проходит эксперимент по двенадцати бальной
системе. Кроме к ^+- прибавляют балл 1 – спасайте – учащийся немедленно требует
помощи, особого внимания, до помещения в специальное учебное заведение; “высший
балл” 12 – Ура! – свидетельствует о появлении способного и одаренного ученика,
которого следует обучать по специальной программе в или в другом учебном
заведении.
Но учитывая инертность школы вряд ли это скоро будет
внедрено в практику. Поэтому педагоги ищут способы повышения роли пяти бальной
системы. Можно выделить пять способов.
1)
Выставление оценок –
“+” “-”, - в своей записной книжке, т.к. в журнал нельзя.
2)
Цифровая бальная
система дополняется словесной. Редко и без желания педагогов – дополнительное
время при дифлите его на уроке.
3)
Оценка в дневник с
записью родителям. Чаще негативная – разрушает мотив ответственности. Так в
пятом шестом классе этот мотив понизится, особенно у детей с такими записями в
дневнике.
4)
В усилении
коммуникативного воздействия (привлечь учащихся к сопереживанию успехов и
неудач товарищей по классу).
5)
Использование тернов
успеваемости (у Шаталова), организация соревнования с самим собой – в конце
недели получает словесную оценку “лучше”, “хуже”.
Критерии оценок по программе.
Функции контроля:
–
обучающая
–
развивающая
–
воспитывающая
–
побуждающая
–
контрольно-коррекционная.
Вопрос № 14. Семейное воспитание. Проблемы взаимоотношений
поколений. Авторитет родителей в семье.
Это сложная и парадоксальная проблема. Сложность – в
скрытом, интимном характере. Парадокс – родители ее не замечают, ибо не
имеют необходимой псих-педагогической информации. Отношение родителей к детям
сказываются годами, проходят определенные стадии. Родители не видят процесса
развития отношений, - а внезапный, необыкновенный случай. И обращаются к
специалисту по поводу “вчера” тревожной ситуации.
Пример, мама пишет письмо. Прекрасная
дочь... и вдруг агрессия, жаргон, оскорбление. Ведь у нее ничего не произошло!?
И вскользь: из семьи ушел отец! – вот оно главное. Как к нему относилась
девочка? Что предшествовало уходу? Нет ли в этом вины матери?
Конфликт
в отношении родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама
природа позаботилась о взаимной привязи родителей и детей, потребности друг в
друге.
В здоровых семьях – душевное единение. (родовые связи, чувства матери и отца,
привязанность детей к родителям).
Конфликтно возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в
котором родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и решаются
решить возникшую проблему односторонне,
Рациональные условия отношений в семье.
1.
Разумная организация
семьи (общие перспективы, совместная деятельность, трудовые обязанности,
традиции взаимопомощи и прочее). Учет возрастных особенностей!
2.
Педагогический такт –
участие в занятиях и интересах детей.
3.
Общие увлечения
История напоминает: все государства имели в разное время свои
трудности – революции, войны, эмоциональный и культурный спад. Выстояли же и
стали могущественными только там, где не была разрушена основная ячейка
общества – семья.
В нашем обществе – кризис семьи, пути выхода из которого пока не
ясны. Он выражается в том, что семья все хуже выражает главную функцию – воспитание
детей, (ухудшение экономической ситуации; расплата за индустриальную
цивилизацию, разрушившую устои, правы и человеческие отношения, традиции,
половая распущенность, высокий процент разводов, пьянство).
Дети – зеркальное отражение своих
родителей.
По данным социологов работающая женщина в сутки выделяет
воспитанию детей – 6мин. В выходные – 30 (но это в основном контроль, оценки в
школе).
Причины неудовлетворительного воспитания детей в семье.
0.
Наследственность.
1.
Невысокий экономический
уровень. Большинство трудовых семей, когда основное время тратится на добывание
средств к существованию.
2.
Низкая культура
общественной жизни, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность
в завтрашнем дне, угроза потери работы.
3.
Двойная нагрузка на
женщину в семье, 77 ч. в неделю (дома 36), средний рабочий день – 11 часов.
4.
Высокий процент
разводов.
5.
Бытующее общественное
мнение, что, мужчины лишь помогают жене воспитывать детей.
6.
Обострение конфликтов между
поколениями (информация о семейных убийствах)
7.
Увеличение разрыва между семьёй и
школой. Школа устранилась от роли помощника семьи. Впервые за 60-70 лет наше
общество столкнулось с проблемой беспризорности. Увеличилось количество детских
приютов, домов ребенка, школ- интернатов.
3 стиля отношений в семье.
1.
Авторитарный. Дети - агрессивные
или пассивные.
2.
Либеральный - всепрощенчество,
чрезмерная родительская любовь. Дети недисциплинированные, безответственны.
Попустительский тип отношений.
3.
Демократический. Ребенок- личность.
Дети послушные, инициативные, с чувством собственного достоинства
Методы воспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|