рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...) рефераты

-                  известный педагог Пирогов Н.И. будучи попечителем Киевского округа по учебным заведениям выдвигал систему физических помазаний, в том числе и порчу (его критиковал Добролюбов).

-                  До мельчайшей подробности была продумана система наказаний в старой прусской школе. Полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка! Но муштра давала и известные результаты: не одна нация в мире не может соревноваться с немецкой по дисциплине, трудолюбию, приверженности к порядку.

Виды наказания:

-                  Наложение дополнительных обязанностей.

-                  Лишение или ограничение определенных прав.

-                  Моральное порицание, осуждение.

-                  Обсуждение на собрании, отстранение от занятий.

-                  Исключение из школы.

Условия наказания

-                  Сила наказания увеличивается, если оно исходит от количества или поддерживания им. Поэтому надо опираться на собственное мнение.

-                  Не рекомендуется применять групповые наказания.

-                  Наказание действенно, если оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

-                  Нельзя оскорблять воспитанника (доводить до слез).

-                  Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в сложившейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

-                  Не допускайте превращения наказания в орудие мести.

-                  Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимание того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников, основывается на создание условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно.

Развитие общества и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жесткую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах принимает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной главной цели – найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.

Педагоги поддерживают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим субъективно-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что:

-                  мало воспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности;

-                  низкооплачиваемые;

-                  первыми пополняют ряды безработных;

-                  воспитанники стремятся получить положительные отзывы. Если академические успехи, считают они, зависят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все.

Модификации субъективно-прагматического метода:

1)              контракты, которые заключают воспитателей и воспитанников, где четко определяются обязанности сторон;

2)              личные карточки самосовершенствования (программы воспитания), которые составляются воспитателями и родителями;

3)              маниторин, т.е. непрерывное наблюдение за поведением, развитием с помощью новейших средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять сценарий судьбы при той или иной направленности воспитания;

4)              тесты воспитанности;

5)              штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания - денежные компенсации неправильного поведения, лишение прав и свободу, привилегий.

Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы. Это метод завтрашнего дня.

Стимулы воспитания и обучения.

Американский профессор Г. Оверстрит в книге “Воздействие на поведение человека” утверждает, что в основе нашего поведения лежат наши сокровенные желания. Наилучший ответ, который можно дать тем, кто поставит себе задачей уговорить кого-то совершить тот или иной поступок, сводится к следующему: сначала заставьте своего собеседника страстно чего-то пожелать.

Вот почему стимулы, которые мы советуем применять учителем, опираются на деликатные “подталкивания” учащегося и выполнению определенных действий и исключает открытое “давление”, грубое принуждение.

Опирайтесь на желание. Чего хочет учащийся – главный вопрос для учителя (мышь – мышеловка – время – сыр = так достигаем своих целей). Вспомните о природосообразности! Задача педагога – сменить направленность целеустремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

Если мы хотим, чтобы учащийся не курил, а сам он желает продолжить занятие, не читайте ему проповедей, скорее, всего это ничего не даст. Но если вы узнаете, что для вашего питомца важно выиграть соревнование, вступить в футбольную команду, привлечь внимание первой красавицы класса, объясните ему, что курение может стать причиной его неудач.

Учитывайте интересы и склонности. Нет школьников ничем не интересующихся: деньги, успех, красивая жизнь; врожденная любознательность, природные склонности. Надо брать эти побочные интересы на мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования.

Используйте намерения. Находите возможность помочь школьникам в осуществлении их намерений. Школьник, например, твердо решает изменить свое поведение под влиянием нахлынувшего чувства сострадания к упрекам и слезам матери. Но обстоятельства сильнее его, он не в состоянии выполнить задуманное. Ободрите его, помогите, научите, как постепенно приблизиться к его осуществлению.

Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанным. Некоторые дети учатся не ради знаний, а ради признания. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие (о кличках – не обращать внимание!). Школьник боится отвечать у доски. Поупражняйтесь с ним у доски наедине. Помогите ребенку приобрести уверенность в себе. 75% школьников ждут вашей помощи в этом, а не записей в дневнике.

Показывайте последствия совершаемых поступков. Наши дети не научены становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания (побежал – упал – смех!). Не научены оценивать и последствия совершаемых поступков.

Признание достоинства. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь и перед лестью. Это вызовет у вашего питомца прилив новых сил. Особенно остерегайтесь придираться по мелочам.

Одобряйте успехи. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабо успеваемыми учениками.

Сделайте работу привлекательной. (У Шаталова!) кто скажет, что мытье грязной посуды – интересная работа? А вот одна женщина рассказала, что когда она была маленькой, ее мама говорила: если будешь себя хорошо вести, то я позволю тебе вымыть посуду... Это воспринималось, как награда.

Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащегося!

“Прекрасная ошибка!” “Ошибка, которая ведет к истине!” “Спасибо, твое мнение не совсем верное, но дает пищу для размышлений”. “Спасибо дети. Вы мне сегодня помогли” – благодарит после урока своих учащихся Амонашвили.

Говорите иногда “надо”. “Тебе надо, Саша! Ты мужчина!” школьник должен испытывать удовлетворение от того, что преодолевает трудности, поступил как подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано.

Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных всю жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучшать свое положение. Внедрите самолюбие, и заставьте обучаемого произнести “и я не хуже других!”

Показывайте достижения. Представляйте обучаемому информацию о его прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процесса. “Экран успеваемости” у Шаталова. Контрольная в среду, оглашение результатов в четверг – это нормально; сообщать же о результатах спустя месяц практически бесполезно.

Осторожно поддерживайте соперничество. Человек существо конкурирующее. Современная жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками. На вопрос, должна ли школа поощрять соперничество, и в какой мере, пока нет однозначного ответа. Но судя по опыту американской школы, соперничество между учащимися необходимо поощрять в разумных пределах, поддерживать проигравших, снимать чрезмерное эмоциональное напряжение у кого-то из участников.

Хвалите.

Условия к ним:

-                  Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать;

-                  Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу;

-                  Похвала должна быть конкретной, точно адресованной;

-                  Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Не с насупленным и угрюмым видом;

Критикуя, сопереживая.

-                  Подбадривайте критика

-                  Критика-упрек (ну, что же ты? А я так на тебя рассчитывал!)

-                  Критика-аналогия (когда я был таким как ты, я тоже допустил такую же ошибку...)

-                  Критика-надежда (надеюсь, что в следующий раз...)

-                  Безличная критика (в нашем классе есть еще ученики, которые... не будем называть их фамилий)

-                  Критика-озабоченность (я очень озабочен сложившейся ситуацией. Особенно у таких наших учеников...)

-                  Критика-сопереживание (я хорошо понимаю тебя, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена)

-                  Критика-сожаление (я очень сожалею, но я должен сказать, что работа выполнена не качественно)

-                  Критика-удивление (как? Неужели ты не подготовил урок? Не ожидал...)

-                  Критика-ирония (делали, делали и сделали. Как теперь в глаза людям будем смотреть?)

-                  Критика-намек (я знал одного человека, который поступил точно также, как и ты. Потом ему пришлось плохо...)

-                  Критика-упрек (эх ты! Я был о тебе гораздо высокого мнения)

-                  Критика-смягчение (наверное, в том, что произошло, виноват не только ты)

-                  Критика-требование (работу придется тебе переделать)

-                  Конструктивная критика (задание выполнено не правильно. Чего ты собираешься теперь предпринять?)

-                  Критика-опасение (я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне)

Создавайте хорошую репутацию своим питомцам. Поощрения, которые применяются в российских, украинских и белорусских семьях и школах, очень скучные, невыразительные, как бы сделанные украдкой, мимоходом. Чаще поощряйте! Создавайте впечатление, что ошибка легко исправима. Пусть учащиеся верят в свои силы. Не скупитесь!


Вопрос № 9. Методы педагогического воздействия на личность.

 

Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом.

-                  схема педагогического процесса выглядит так:

1)                Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи;

2)                Затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний для решения поставленной задачи;

3)                На этом этапе необходимо сформулировать у учащегося умений и навыков;

4)                На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося, контролировать и оценивать этапы и итоги работы (см. стимулы воздействия).

Для того чтобы педагогический процесс функционировал нужно, как минимум, 5 групп методов воздействия на личность:

1.                Убеждение

2.                Упражнения и приучения

3.                Обучение

4.                Стимулирование

5.                Контрольная оценка

-                  Методы воздействия на личность действуют в комплексе и крайне редко применяются друг от друга. А рассмотрение их в отдельности дается для удобства изучения.

-                  В российской педагогике и мировой проблема классификации МПВЛ не решена.

Метод воздействия на личность – это система педагогических приемов, позволяющие решать те или иные педагогические задачи.

Еще одно важное понятие в этом ряду – форма организации педагогического воздействия:

1)                Учебный процесс.

2)                Внеклассная работа, внеаудиторная работа.

3)                Семейное воспитание.

4)                Воспитательная деятельность в детских и молодежных организациях.

5)                Воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.

Убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация, если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-либо научного положения – доказываем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13