рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...) рефераты

Мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета. Кроме них, есть еще много сортов. Есть авторитет веселости, авторитет учености, авторитет красоты. Но часто бывает и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало, и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня родитель, например, и за пустяк наказал мальчишку, завтра он признается ему в любви, послезавтра что-нибудь ему обещает в порядке подкупа, а на следующий день снова наказал. Такие родители всегда мечутся как угорелые кошки, в полном бессилии, непонимании того, что они делают. Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать - другого. Детям в таком случае приходится быть прежде всею дипломатами и научиться лавировать между мамой и папой.

Так в чем же должен состоять истинный родительский авторитет в семье ? Главным основание родительского авторитета только и может быть

работа и жизнь родителей, их лицо, их поведение. Семья - это большое и ответственное дело, за которое родители отвечают перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это делают честно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, значит, у них есть и родительский авторитет, и не нужно искать никаких иных оснований, не надо придумывать ничего искусственного.

Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково ил общественное положение. Дело отца или матери должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть, прежде всего, действительной ценностью, а не только внешностью.  Необходимо, чтобы дети гордились не только отцом или матерью, но и чтобы они знали имена великих и знатных людей нашей страны, чтобы отец или мать выступали в их представлении как участники этого большого ряда деятелей. При этом всегда нужно помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и свое достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в этой области, как ни с чем не сравнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших  друзей отца и матери. Родители должны знать, чем живет, интересуется, что люби, чего хочет и чего не хочет ребенок. Они должны знать, с кем он дружит, с кем играет и  во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Это все они должны знать всегда, с самых малых лет ребенка. Они не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, они должны их предугадывать и предупреждать.

Все это нужно знать, что это вовсе не значит, что родители могут преследовать своего сына постоянными и надоедливыми расспросами, назойливым шпионством. Нужно сделать так, чтобы дети сами рассказывали родителям о своих делах, чтобы дети захотели рассказать. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. И если у родителей будет такое знание и такое внимание, это не пройдет незамеченным для ребенка. Дети любят такое знание и уважают родителей за это.

АВТОРИТЕТ ЗНАНИЯ необходимо приведет к АВТ0РИТЕТУ ПОМОЩИ. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Он может не попросить помощи у родителей, так как не знает, как это делать, поэтому родители должны сами прийти на помощь. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутку, иногда в приказе. Если родители знают жизнь своего ребенка, то они должны увидеть, как поступить наилучшим образом.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива; утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку, самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать,  чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда, даже нужно, чтобы ребёнок видел настороженность, внимание и доверие родителей к его силам.

АВТОРИТЕТ ПОМОЩИ дополнится АВТОРИТЕТОМ ЗНАНИЯ. Ребёнок будет чувствовать присутствие родителей рядом с ним, разумную родительскую заботу о них, но в то же время он будет знать, что родители  кое-что от него требуют, что они не собираются все делать за него , снять с него ответственность.

Именно ЛИНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ является важной линией родительского авторитета. Ни в коем случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Не нужно бояться открыто и твердо сказать ребенку, что он воспитывается, что он должен вырасти хорошим человеком. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений.

Таким образом, можно сделать вывод, что авторитет родителей необходим в семье. Надо отличать истинный авторитет от ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами. Истинный авторитет основывается на человеческой деятельности, на чувстве, на знании жизни ребенка родителями, на их помощи ему.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

История напоминает: все государства в разное время имели свои трудности – революции, войны, экономический и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества – семья.

Отклоняющиеся от нормы поведения детей.

Непослушание – форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме: шалости, озорства, проступка.

а) Шалость – краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностями шалости является ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

б) Озорство – тоже эпизод в поведении ребенка. В нем так же выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства: досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

в) Проступок – это уже социально опасное явление. Основное их отличие от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности. Есть основания говорить о складывающихся у ребенка негативных чертах характера.

Детский негативизм – немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей.

Виды:

1)              Пассивный – выражает нежелание ребенка выполнить просьбу или требование старших.

2)              Активный – ребенок поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют.

Средства его предупреждения и преодоления:

-                  доброжелательные отношения в семье,

-                  чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка,

-                  устранение случаев несправедливости,

-                  разумная требовательность и уважительная форма обращения к ребенку.

Упрямство – психическое состояние близкое к негативизму, выражающиеся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это упорное непослушание, для которого нет четких мотивов.

Упрямство – проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно бессмысленно и не принесет пользы.

Средства борьбы с ним:

-                  создать в семье обстановку действительности, но и доброжелательности.

-                  Ребенок не должен прибегать к психологической защите.

Опасность упрямства: детская лживость, расстройство нервной системы, невроз, раздражительность, склонность к скандалам.

Капризы – нецелесообразные действия, сопротивление указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне они проявляются: в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении.

Средства предупреждения:

-                  укрепление и закаливание нервной системы,

-                  спокойный, без раздражения тон в обращении,

-                  тактичное внушение,

-                  стимулирование развития творческих сил, инициативы.

Своеволие – возникает как результат развития самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремлении самоутверждаться и неумения избрать для этого адекватного средства.

Распространенной ошибкой родителей является чрезмерность их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, инициативу.

Грубость, дерзость, неуважение к взрослым – неправильная реализация подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявлять ласку, послушания.

Причины этого: несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Недисциплинированность. 2-х видов:

-                  злостная – наиболее опасна. Она не ситуативная и имеет стереотипный характер.

-                  не злостная (к ней ведут: озорство, шалость)   

    

Правонарушения – преступное поведение (хулиганство, воровство, жульничество, бандитизм, грабеж). Становятся дерзкими иногда жестокими.

Рекомендации родителям:

1. Если вы желаете здоровья своим детям необходимо: (газетный материал)

а) жить в определенном режиме труда, отдыха, питания;

б) начинать день с утренней зарядки не менее 30 минут! Душ!

в) бросьте курить, объясняя детям, что это форма самоубийства. Это сумасшествие безвольного и неумного существа.

г)  оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами. Все это невольно передается членам вашей семьи.  Нагромождается стрессовая энергия, разрушается нервная система, снижается защитные функции организма, ведет к заболеваниям.

д)  не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Природа!                                  Укрепление нервной системы , иммунитета.

Помните! Что вид одного болеющего члена семьи пробивает энергетическую  и  психологическую  защиту других членов.

е) увлекайтесь спортом.

1.     Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым:

а) никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде,  какой   бы  квалификации и умения он не требовал. Это не только воспитывает трудовые навыки, но и формирует привычку, потребность делать что-то для семьи, является залогом будущего семейного благополучия.

б) никогда не проявляйте непочтение, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи.

в)  никогда не выносите  “сор из избы”. Утверждайте уважение   к своей профессии. Иначе по инерции ребенок будет  аналогично, относится к своей службе, и не добьется успеха и признания.

г)   никогда не делите в семье труд на “мужской” и “женский”. Любое дело должно выполняться качественно.

 

3.  Если вы хотите   видеть своих детей способными создать крепкую семью, быть в ней счастливыми:

 а) будьте спокойными и выдержанными в семейном кругу, сохраняйте  добрый, интеллигентный тон в общении.

б) уделяйте детям максимум внимания, интересуйтесь их делами, сопереживайте с ними.

в) с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу); возвышайте культ женщины – хранительницы очага, и мужчины – главы семьи, добытчика. Избегайте ссор в присутствии детей.

4. Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в общении, культурными:

а)  отнеситесь со всей серьезностью к работе школьных воспитателей. Не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу.

б)   не жалейте времени, средств для совместного культурного отдыха со своими детьми.

в)  находите время читать сами и приобщать к этому детей. Удовольствие от книги должно быть написано на вашем лице. Делитесь впечатлением от прочитанного.

г)  было бы хорошо , если бы вы смогли привить своему ребенку хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой (музыкальная школа, шахматы – сколько их). Иногда родители хобби передают по наследству.

5. Если вы не  желаете видеть своих детей беспринципными, циничными…, то:

а)  не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством (родственников, знакомых, учителей).  Иначе у ребенка возникает подсознательное, а потому устойчивое убеждение, что мир состоит из подлецов и критиков. Это затруднит их общение   с окружающими, замкнутость, неприятные люди. А в итоге – люди не счастливые.

б)  особенно не допустимо “развенчание” учителя, который при всех своих  недостатках все же пытается учить хорошему. Иначе ребенок будет делать противоположные выводы даже из того, что учитель говорит правильно, т.е. не будет доверять. С претензиями нужно идти только к учителю!

6.Если вы хотите, чтобы ребенок вырос внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости:

а)  уделите максимум внимания вашим родителям, особенно в период болезни. Делайте это вместе со своими детьми.

Вопрос № 15. Коллектив в учебно-воспитательном процессе и стадии его развития.

Латинское слово “коллективус” переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения коллектива:

1)    любая организованная группа людей

2)    только высокоорганизованная группа людей.

В педагогической литературе: коллективом называется объединение      воспитанников, отличающихся рядом отличительных признаков.

Признаки коллектива:

1.                     Общая социально значимая цель. Важно: какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями,  поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции, законам государства.

2.                     Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели.

3.                     Отношение общественной зависимости – единство переживаний, связанных с достижением цели, и единство оценочных суждений (моральное единение).

4.                     Общий выборный руководящий орган – демократические отношения, прямое и открытое избрание органов управления.

5.                     Сплоченность, взаимопонимание, защищенность, чувство локтя – психологический климат. Взаимопомощь, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, соревнование

6.                     Разумное сочетание личных и общественных интересов.

Значит: ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Теория коллектива была разработана А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка  - смерть.

Определил этапы его развития:

1 стадия – становление коллектива. В ее заключении выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация.

2 стадия:

-                  усиливается влияние актива.

-                  стабилизируется структура коллектива. Оформляются нормы поведения, круг требований.

-                  теперь педагог его использует в целях индивидуального развития каждого ученика, личности.

-                  Разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными учениками, или отдельными группировками.

3 стадия – расцвет коллектива: предъявляются более высокие требования к себе, чем к товарищам. Формируется целостная, нравственная личность. Общий опыт, одинаковые оценки события.

4 стадия и последующие – каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в самовоспитание.

На всех стадиях коллектива возникают и крепнут традиции – устойчивые формы коллективной жизни (большие и малые).

Большие традиции – яркие, массовые события.

Малые традиции – повседневные, но не менее важные, они не требуют особых усилий.

А.С. Макаренко – о перспективах – это практическая цель, способная увлечь и сплотить коллектив. Перспектива бывает: близкая, средняя, далекая.

Близкая перспектива – поход в цирк, кинотеатр, игра, соревнование. Высший уровень – радость от ожидания, осуществления.

Средняя перспектива – проект коллективного события несколько отодвинутого во времени. Нужны усилия, определенные затраты. Пример: подготовка к проведению соревнования, школьного праздника и т.д. Она выдвигается, когда уже оформлен коллектив.

Далекая перспектива – отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий. Пример: успешное окончание школы.

Непрерывная смена перспектив – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

А.С. Макаренко – принцип параллельного действия  - это требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Каждый член коллектива оказывается под параллельным воздействием 3-х сил: воспитатель, актива и всего коллектива. Воспитатель – непосредственно и опосредованно через актив и коллектив. Постепенно с укреплением коллектива непосредственное воздействие воспитателя снижается, а воздействие коллектива повышается. Этот принцип применим уже на 2-ой стадии коллектива.

Макаренко советовал этим принципом пользоваться очень осторожно, т.к. коллектив может наказать провинившихся очень сурово (свой пример: в студенческой группе, стипендия…)

Долгие годы авторитет Макаренко был непоколебим. Но процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов переосмыслить эти ценности. Появились альтернативные взгляды. 1-й – доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров – осуждал диктатуру коллектива, снижение роли личности; Сухомлинский -

 

   

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13