рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...) рефераты

Реферат: Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)

Вопрос № 1. Основные этапы развития педагогической мысли.

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как потребность общества. Обнаружилось, что общество прогрессирует – быстро или медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась потребность в:

-                  обобщении знаний о воспитании,

-                  в создании специальных учебных воспитательных учреждений.

В Китае, Индии, Египте, Греции – развитие философии (науки о природе, человеке, обществе) – 1-ые педагогические обобщения.

В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.), Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427 – 347 г. до н.э.), Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности (хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы). Марк Квинтиман – “Образование оратора” – основная книга по педагогике, с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое дерево – маслиновые рощи.

В период средневековья – господство церкви – все воспитание в религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое обучение  существовало 2 века. Философы  этого времени Тертуман (160 – 222), Августин (354 – 430), Аквипат (1225 – 1274) – создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука  далеко  вперед не ушла.

Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты.

В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку – с именем  Я. А. Каменского (1592 – 1670) – “Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку, табл.).

Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания – “Мысли о воспитании” – взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений.

Непримиримую борьбу  с догматизмом, схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.).

Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – крупная противоречивая фигура в истории педагогики – по дидактике (четырехзвенная модель урока, понятивно – воспитывающее обучение, система развивающих упражнений), но и теоретическая база для дискриминационного ограничения в образовании широких масс трудящихся.

Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский “О камеральном образовании” 1848 г.

В 1855г. Ушинского назначают инспектором классов. В жизни каждого крупного ученого непременно  найдется счастливая случайность. Была она и в судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание  на 2-а больших шкафа, – уже 20 лет они стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед ним было целое сокровище – полное собрание педагогической литературы, наследство бывшего инспектора института, ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По свежим следам он пишет  лучшую свою статью “О пользе педагогической литературы” – сделать учебную работу интересной для ребенка, не превращая ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более 10 млн. книг его вышло до революции. Главное его сочинение “Педагогическая антропология”  1867г. – 2-а тома, 3-й не завершил;

-                  учение о целях, принципах, сущности воспитания,

-                  о руководящей роли школы, учителя,

-                  о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций,

-                  пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прогностичности,

-                  концепция развивающего обучения,

-                  трудовое воспитание – полноценное воспитательное средство – труд.

В конце XIX – начале XX в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи   (1859 – 1952), Эдвард Торндайк (1874 – 1949) - вывели закономерности человеческого воспитания, эффективные технологии образования.

Советские педагоги Н.К. Крупская (1869 – 1939) – проблемы новой советской школы, организация внеклассной работы, пионерского движения. А.С. Макаренко (1888 – 1939) – о детском коллективе, трудовом воспитании, сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А. Сухомлинский (1918 – 1970) – исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, о личности.


Вопрос № 2. Цели и идеалы общего среднего образования. Целеполагание в учебно-воспитательном процессе. Иерархия целей.

Воспитательный процесс носит целенаправленный характер (направление воспитательных усилий, конечная их цель, содержательная сторона и средства достижения).

Цели воспитания – провозглашаются обществом.

В нашей стране – “Моральный кодекс строителей коммунизма” - долгое время.

Сейчас – прежние идеалы утрачены, новые не сложились, но всякая идеология – это подход тех или иных классов или групп к решению общественных проблем, которые они стремятся навязать другим. В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций (исповедовать взгляды стоящих у власти).

Воспитание  должно базировать на постоянных непреходящих идеях и ценностях, а именно принципах гуманизма (лат. humanus – человеческий, человечный): любовь к людям высокий уровень психологической терпимости (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности. Признание человека в качестве высшей ценности.

Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек должен стать полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за все происходящее в мире.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей:

- ценности для всего общества, а не для группы людей, партии, государства.

-                  Деидеологизация, т.е. отказ от установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно – правовое, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богатства человечества.

-                  Общечеловеческие ценности – это трансцендентные (запредельные) ценности, т.е. ценности, которые носят абсолютный характер.

Верующие люди считают, что эти ценности имеют божественную природу.

Для неверующих – многовековой опыт человечества.

Они носят постоянный, непреходящий характер – образец “поведения” для всех людей. “Не убий”, “не укради”, “не сотвори себе кумира” и т.д. - это нравственные установки и для верующих и неверующих. “Моральный кодекс строителей коммунизма” переложение на современный язык тех же ценностей, к которым, однако добавились идеологические установки типа “любовь к своей Родине”, “борьба за победу”.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Каждый конкретный человек – гражданин конкретного государства, принадлежит к определенной нации, народности. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества, а следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, но отвергает национализм.

-                  Гуманизм в силу того, что отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм – признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним, служение. Поэтому гуманизм предполагает коллективизм, стремление к общности с другими народами. Особенно это свойственно нашему народу – идея соборности является ведущей идеей русского самосознания.

В связи с вышеизложенным скорректируем цели учебно-воспитательного процесса.

В нашей стране традиционно считалось в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса – подготовка высококвалифицированного специалиста, способного эффективно работать на производстве, на благо нашего государства – технократический подход.

Гуманистический подход – создание предпосылок для самореализации личности, удовлетворение ее потребностей. Это вовсе не снимает задачи подготовки высококвалифицированного специалиста, т.к. без высокой квалификации нельзя реализовать себя как личность. Но в гуманистическом подходе нет оценки студента, как только функционера общественного производства. Рыночная экономика может поставить нашего выпускника в такие условия, что его узкоспециализированные знания не позволят реализовать себя, а может и просто заработать на жизнь. Значит надо обеспечить такую систему обучения “которая бы позволила выпускнику вуза проявить себя на более широком поле деятельности”.

А это возможно за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки. Итак, гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы студентов в новых социально-экономических реальностях, а не интересы тех или иных кафедр, вуза, государства.

И, наконец, гуманистическая ориентация образования может быть реализована в гуманистической педагогике (высокая степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативы обучаемого, педагогика сотрудничества).

Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлениям общества об идеалах человеческой личности – представлениям о совершенном человеке – герои сказок, песен, поговорок – смелость, честность, храбрость, справедливость.

Идеал телесной (физической) и духовной красоты занимал педагогов уже в древности. Однако их гармоничное соединение исключало труд. Дети рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который удел рабов.

В средние века – идеал духовный, физические радости греховны. Следовательно, их сочетание считалось еретическим. Идея гармоничного развития в трудах гуманистов Возрождения. А впервые реабилитировали труд, показали его как добродетель социалисты – утописты.

Сейчас идея всестороннего развития личности, как высшей цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией.

В любом обществе существуют 2-а педагогических идеала личности.

1.                   Высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Маяк! Ориентир! К нему следует подвести воспитуемого как можно ближе.

2.                   Приземленный, реальный идеал – герой своего времени, тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу желают своим детям.

Во время ВОВ – идеал офицера, защитника.

После войны – офицер, научный работник, инженер.

70-е годы – партийный функционер и государственный чиновник.

Но какие бы зигзаги не делало Российское общество, идеал русского народного педагога был и остается неизменным, беззаветно любящий свою Родину, высоко нравственный труженик. Сохранить и утвердить этот идеал – долг российских педагогов. (Далее смотри методичку стр. 32-33)

Одной из актуальных проблем современной теории и практики воспитания становится, на наш взгляд, проблема цели.

По мнению ведущих английских теоретиков педагогики А.Келли, П.Херста, Р.Петерса, Д.Поупа, проблема цели четко определилась в английской педагогике в 70-е годы. Если ранее считалось, что главная роль в развитии учебно-воспитательного процесса принадлежит содержанию образования, то сначала 70-х годов эта роль все последовательнее отводится цели. Цель теперь рассматривается в качестве отправной точки, определяющей все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, методы, приемы, деятельность учащегося, познавательные возможности. А к концу 70-х годов и английское учительство стало признавать необходимость более четко и целенаправленно планировать свою деятельность.

Поставленная, таким образом, в педагогической теории и практике проблема цели, безусловно, включает в себя различные аспекты. Все они, однако, сводятся к одному вопросу, точно сформулированному одним из ведущих теоретиков куррикулизма Д.Лоутеном: как перевести общую цель воспитания в природу и саму ткань учебно-воспитательного процесса А. Келли, многие сложности в педагогике возникают не столько от непонимания, каким должны быть цели, сколько от непонимания, что такое воспитательные цели.

Виды целей. Различают в зависимости от степени точности и от срока действия общие и конкретные цели. Остановимся на характеристике этих видов целей подробнее.

1.                   Общая цель. Среди свойственных ей характеристик выделяются, прежде всего, долгосрочность и длительность. Выдвигаемая на долгое время цель, как правило, подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна также широта охвата: она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание человека. При этом отмечается, что, отражая наши желания, намерения, стремления, она не определяет конечный результат, –бесконечна.

Таким образом, в характеристике общей цели английские исследователи выделяют несколько важных сторон: длительность существования, устремленность, направленность, бесконечность, неопределенность достижения, широту, структурность.

Уже по этим выделенным характеристикам ясно, сколь сложна, неоднозначна природа этого вида идеи. Очевидно и то, что как любое сложное явление, она нуждается в специальной и глубокой разработке.

Общие цели рассматриваются в английской педагогической теории в сопоставлении и взаимосвязи с целями конкретными.

2.                   Конкретные цели –это уже уточенные представления воспитателей о желаемых изменениях учащихся.

Кроме того, поскольку конкретные цели обязательно указывают на конечный результат действия, оно должны быть тщательно и четко сформулированы. В любом случае конкретные цели ставятся для достижения общих целей.

К главным характеристикам конкретной цели, таким образом, следует отнести конечность, определенность, технологичность, краткосрочность.

Определение конкретных целей воспитания, формирования личности – сегодня наша важнейшая социально-педагогическая задача. И в поисках ее решения целесообразно использовать опыт английских педагогов в этой области.

Обратимся, теперь к представлениям английских теоретиков о том, как должен осуществляться процесс постановки цели – целеполагания.

Исходным моментом целеполагания английские исследователи считают условия постановки цели. При этом выделяют преимущественно два типа условий:

1.                   Социально-экономические.

2.                   Собственно педагогические.

К последним помимо содержания образования, учебно-воспитательных традиций, социально-нравственного климата школы, личности учителя и т.д. относится автономность школы. Под автономностью понимается право школы самостоятельно выдвигать учебно-воспитательные цели, исходя из собственных возможностей, Специфике присущей только ей условий жизнедеятельности. Интересно отметить, что идея автономности школы не только активно проповедуются теоретиками, и ревностно отстаивается учителями – практиками, она постоянно поддерживается государственной политикой образования. В большинстве государственных документах, так или иначе, определяются общие цели образования, подчеркивает примерный, рекомендательный характер и проводится мысль об обязательной разработке на этой основе каждой школой системы своих собственных целей.

Более того, каждая английская школа выпускает проспект, в котором, характеризуя свой учебно-воспитательный процесс, излагает в той или иной форме и свои цели. Вот, к примеру, что можно прочитать родителями всем заинтересованным лицам в проспекте начальной школы Лейкок: “Наша главная воспитательная цель – понимать природу маленького ребенка. Мы твердо убеждены, что дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных ситуациях свой собственный опыт. Поэтому мы стремимся создать им такое окружение, которое способствовало бы их индивидуальным потребностям. Мы предлагаем широкую учебную программу, с тем, чтобы обеспечить в ней каждому ребенку возможность успеха.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13