Реферат: Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)
Реферат: Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)
Вопрос
№ 1. Основные этапы развития педагогической мысли.
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные
пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей
воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.
Наука педагогика
появилась позже геометрии, астрономии, как потребность общества. Обнаружилось,
что общество прогрессирует – быстро или медленно, в зависимости от того, как в
нем появляется воспитание. Появилась потребность в:
-
обобщении знаний о воспитании,
-
в создании специальных учебных
воспитательных учреждений.
В Китае, Индии, Египте, Греции – развитие
философии (науки о природе, человеке, обществе) – 1-ые педагогические
обобщения.
В Европе – древнегреческие философы Демокрит
(460 – 370 г. до н.э.), Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон
(427 – 347 г. до н.э.), Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – о
формировании личности (хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от
природы). Марк Квинтиман – “Образование оратора” – основная книга по
педагогике, с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала духовная педагогика
– о духовном и физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В
древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое
дерево – маслиновые рощи.
В период средневековья – господство церкви – все воспитание в религиозное
русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое
обучение существовало 2 века. Философы этого времени Тертуман (160
– 222), Августин (354 – 430), Аквипат (1225 – 1274) – создали
обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед не
ушла.
Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты.
В XVII в.
педагогика выделилась в самостоятельную науку – с именем Я. А. Каменского
(1592 – 1670) – “Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку, табл.).
Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания – “Мысли о воспитании” –
взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое
образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений.
Непримиримую борьбу с
догматизмом, схоластикой в педагогике вели французские материалисты и
просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.).
Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – крупная
противоречивая фигура в истории педагогики – по дидактике (четырехзвенная
модель урока, понятивно – воспитывающее обучение, система развивающих
упражнений), но и теоретическая база для дискриминационного ограничения в
образовании широких масс трудящихся.
Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен, Чернышевский,
Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д.
Ушинский “О камеральном
образовании” 1848 г.
В 1855г. Ушинского
назначают инспектором классов. В жизни каждого крупного ученого непременно
найдется счастливая случайность. Была она и в судьбе Ушинского. Однажды он
обратил внимание на 2-а больших шкафа, – уже 20 лет они стояли опечатанные.
Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед ним было целое сокровище – полное
собрание педагогической литературы, наследство бывшего инспектора института,
ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По свежим следам он пишет лучшую свою статью
“О пользе педагогической литературы” – сделать учебную работу интересной для
ребенка, не превращая ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более
10 млн. книг его вышло до революции. Главное его сочинение “Педагогическая
антропология” 1867г. – 2-а тома, 3-й не завершил;
-
учение о целях, принципах, сущности
воспитания,
-
о руководящей роли школы, учителя,
-
о методах формирования
наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций,
-
пути реализации дидактических
принципов сознательности, наглядности, систематичности, прогностичности,
-
концепция развивающего обучения,
-
трудовое воспитание – полноценное
воспитательное средство – труд.
В
конце XIX – начале XX
в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи (1859
– 1952), Эдвард Торндайк (1874 – 1949) - вывели закономерности
человеческого воспитания, эффективные технологии образования.
Советские педагоги Н.К. Крупская
(1869 – 1939) – проблемы новой советской школы, организация внеклассной работы,
пионерского движения. А.С. Макаренко (1888 – 1939) – о детском
коллективе, трудовом воспитании, сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А.
Сухомлинский (1918 – 1970) – исследовал моральные проблемы воспитания
молодежи, о личности.
Вопрос № 2. Цели и идеалы общего среднего образования.
Целеполагание в учебно-воспитательном процессе. Иерархия целей.
Воспитательный процесс носит целенаправленный характер
(направление воспитательных усилий, конечная их цель, содержательная сторона и
средства достижения).
Цели воспитания – провозглашаются обществом.
В нашей стране
– “Моральный кодекс строителей коммунизма” - долгое время.
Сейчас –
прежние идеалы утрачены, новые не сложились, но всякая идеология – это подход
тех или иных классов или групп к решению общественных проблем, которые они
стремятся навязать другим. В мировой педагогической теории и практике уже давно
сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то
конъюнктурных ситуаций (исповедовать взгляды стоящих у власти).
Воспитание должно
базировать на постоянных непреходящих идеях и ценностях, а именно принципах
гуманизма (лат. humanus – человеческий, человечный): любовь к людям высокий
уровень психологической терпимости (толерантность), мягкость в человеческих
отношениях, уважение личности. Признание человека в качестве высшей
ценности.
Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек
должен стать полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но
ответственным за все происходящее в мире.
С содержательной стороны реализация принципов гуманизма
в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей:
- ценности для всего общества, а не для группы людей,
партии, государства.
-
Деидеологизация, т.е. отказ от
установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно –
правовое, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения
ею всего культурного богатства человечества.
-
Общечеловеческие ценности – это
трансцендентные (запредельные) ценности, т.е. ценности, которые носят
абсолютный характер.
Верующие люди считают,
что эти ценности имеют божественную природу.
Для неверующих – многовековой опыт человечества.
Они носят постоянный, непреходящий характер – образец
“поведения” для всех людей. “Не убий”, “не укради”, “не сотвори себе кумира” и
т.д. - это нравственные установки и для верующих и неверующих. “Моральный
кодекс строителей коммунизма” переложение на современный язык тех же ценностей,
к которым, однако добавились идеологические установки типа “любовь к своей
Родине”, “борьба за победу”.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе
вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Каждый конкретный
человек – гражданин конкретного государства, принадлежит к определенной нации,
народности. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не
противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей
страны, Отечества, а следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь
к своей Родине, но отвергает национализм.
-
Гуманизм в силу того, что отдает
приоритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма.
Гуманизм – признание данной личностью в качестве ценности личности всех других
людей, любовь к ним, служение. Поэтому гуманизм предполагает коллективизм,
стремление к общности с другими народами. Особенно это свойственно нашему
народу – идея соборности является ведущей идеей русского самосознания.
В связи с вышеизложенным скорректируем цели
учебно-воспитательного процесса.
В нашей стране традиционно считалось в качестве главной
цели учебно-воспитательного процесса – подготовка высококвалифицированного
специалиста, способного эффективно работать на производстве, на благо нашего
государства – технократический подход.
Гуманистический подход – создание предпосылок для самореализации личности,
удовлетворение ее потребностей. Это вовсе не снимает задачи подготовки
высококвалифицированного специалиста, т.к. без высокой квалификации нельзя
реализовать себя как личность. Но в гуманистическом подходе нет оценки
студента, как только функционера общественного производства. Рыночная экономика
может поставить нашего выпускника в такие условия, что его
узкоспециализированные знания не позволят реализовать себя, а может и просто
заработать на жизнь. Значит надо обеспечить такую систему обучения “которая бы
позволила выпускнику вуза проявить себя на более широком поле деятельности”.
А это возможно за счет усиления общенаучной и
гуманитарной подготовки. Итак, гуманизация учебного процесса предполагает
формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали
интересы студентов в новых социально-экономических реальностях, а не интересы
тех или иных кафедр, вуза, государства.
И, наконец, гуманистическая ориентация образования
может быть реализована в гуманистической педагогике (высокая степень
индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и
инициативы обучаемого, педагогика сотрудничества).
Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать
представлениям общества об идеалах человеческой личности – представлениям о
совершенном человеке – герои сказок, песен, поговорок – смелость, честность,
храбрость, справедливость.
Идеал телесной (физической) и духовной красоты занимал
педагогов уже в древности. Однако их гармоничное соединение исключало труд.
Дети рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который удел рабов.
В средние века
– идеал духовный, физические радости греховны. Следовательно, их
сочетание считалось еретическим. Идея гармоничного развития в трудах гуманистов
Возрождения. А впервые реабилитировали труд, показали его как добродетель
социалисты – утописты.
Сейчас идея всестороннего развития личности, как высшей
цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может
похвастаться ее достаточно полной реализацией.
В любом обществе существуют 2-а педагогических идеала
личности.
1.
Высокий, широко рекламируемый, но
заведомо недостижимый. Маяк! Ориентир! К нему следует подвести воспитуемого как
можно ближе.
2.
Приземленный, реальный идеал –
герой своего времени, тот, которому все завидуют, на месте которого каждый
хотел бы оказаться, чью судьбу желают своим детям.
Во время ВОВ – идеал офицера, защитника.
После
войны – офицер, научный работник, инженер.
70-е
годы – партийный функционер и государственный чиновник.
Но
какие бы зигзаги не делало Российское общество, идеал русского народного
педагога был и остается неизменным, беззаветно любящий свою Родину, высоко
нравственный труженик. Сохранить и утвердить этот идеал – долг российских
педагогов. (Далее смотри методичку стр. 32-33)
Одной
из актуальных проблем современной теории и практики воспитания становится, на
наш взгляд, проблема цели.
По
мнению ведущих английских теоретиков педагогики А.Келли, П.Херста, Р.Петерса,
Д.Поупа, проблема цели четко определилась в английской педагогике в 70-е годы.
Если ранее считалось, что главная роль в развитии учебно-воспитательного
процесса принадлежит содержанию образования, то сначала 70-х годов эта
роль все последовательнее отводится цели. Цель теперь рассматривается в
качестве отправной точки, определяющей все основные компоненты
учебно-воспитательного процесса: содержание, методы, приемы, деятельность
учащегося, познавательные возможности. А к концу 70-х годов и английское
учительство стало признавать необходимость более четко и целенаправленно
планировать свою деятельность.
Поставленная,
таким образом, в педагогической теории и практике проблема цели, безусловно,
включает в себя различные аспекты. Все они, однако, сводятся к одному вопросу,
точно сформулированному одним из ведущих теоретиков куррикулизма Д.Лоутеном:
как перевести общую цель воспитания в природу и саму ткань учебно-воспитательного
процесса А. Келли, многие сложности в педагогике возникают не столько от
непонимания, каким должны быть цели, сколько от непонимания, что такое
воспитательные цели.
Виды целей. Различают в
зависимости от степени точности и от срока действия общие и конкретные цели.
Остановимся на характеристике этих видов целей подробнее.
1.
Общая цель. Среди свойственных ей характеристик выделяются,
прежде всего, долгосрочность и длительность. Выдвигаемая на долгое время
цель, как правило, подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна также
широта охвата: она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание
человека. При этом отмечается, что, отражая наши желания, намерения,
стремления, она не определяет конечный результат, –бесконечна.
Таким
образом, в характеристике общей цели английские исследователи выделяют
несколько важных сторон: длительность существования, устремленность,
направленность, бесконечность, неопределенность достижения, широту,
структурность.
Уже
по этим выделенным характеристикам ясно, сколь сложна, неоднозначна природа
этого вида идеи. Очевидно и то, что как любое сложное явление, она нуждается в
специальной и глубокой разработке.
Общие
цели рассматриваются в английской педагогической теории в сопоставлении и
взаимосвязи с целями конкретными.
2.
Конкретные цели –это уже уточенные представления воспитателей о
желаемых изменениях учащихся.
Кроме
того, поскольку конкретные цели обязательно указывают на конечный результат
действия, оно должны быть тщательно и четко сформулированы. В любом случае конкретные
цели ставятся для достижения общих целей.
К
главным характеристикам конкретной цели, таким образом, следует отнести
конечность, определенность, технологичность, краткосрочность.
Определение
конкретных целей воспитания, формирования личности – сегодня наша важнейшая
социально-педагогическая задача. И в поисках ее решения целесообразно
использовать опыт английских педагогов в этой области.
Обратимся,
теперь к представлениям английских теоретиков о том, как должен осуществляться
процесс постановки цели – целеполагания.
Исходным
моментом целеполагания английские исследователи считают условия постановки
цели. При этом выделяют преимущественно два типа условий:
1.
Социально-экономические.
2.
Собственно педагогические.
К
последним помимо содержания образования, учебно-воспитательных традиций,
социально-нравственного климата школы, личности учителя и т.д. относится
автономность школы. Под автономностью понимается право школы самостоятельно
выдвигать учебно-воспитательные цели, исходя из собственных возможностей, Специфике
присущей только ей условий жизнедеятельности. Интересно отметить, что идея
автономности школы не только активно проповедуются теоретиками, и ревностно
отстаивается учителями – практиками, она постоянно поддерживается
государственной политикой образования. В большинстве государственных
документах, так или иначе, определяются общие цели образования, подчеркивает
примерный, рекомендательный характер и проводится мысль об обязательной
разработке на этой основе каждой школой системы своих собственных целей.
Более
того, каждая английская школа выпускает проспект, в котором, характеризуя свой
учебно-воспитательный процесс, излагает в той или иной форме и свои цели. Вот,
к примеру, что можно прочитать родителями всем заинтересованным лицам в
проспекте начальной школы Лейкок: “Наша главная воспитательная цель – понимать
природу маленького ребенка. Мы твердо убеждены, что дети лучше всего
развиваются, приобретая в жизненных ситуациях свой собственный опыт. Поэтому мы
стремимся создать им такое окружение, которое способствовало бы их
индивидуальным потребностям. Мы предлагаем широкую учебную программу, с тем,
чтобы обеспечить в ней каждому ребенку возможность успеха.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|
|