Реферат: Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)
III.
Интегральная модель, обоснованная М.Н.
Берулаевой, помогает найти компромисс между традиционной моделью, приоритетом
которой является прочное усвоение знаний, умений и навыков, и личностным
подходом. Она предполагает, что выбор технологий должен основываться не только
на требованиях социума, но и на индивидуально-пихических и личностных
свойствах.
Реализация
интегральной модели исключает изолирование или выпячивание роли какого-либо
одного из аспектов в обучении и в этом смысле противостоит его субъективной
модели.
М.Н.
Берулаева подчеркивает, что для успешной реализации, гуманистической парадигмы
необходимо выполнение, по крайней мере, трех условий:
1.
Нужен учитель с высоким уровнем
развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент.
Создать такой корпус просветителей в одночасье невозможно, но поставить такую
цель – чрезвычайно важно.
2.
Нужно конструировать новые
технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы
переработки учебного материала.
3.
Нужны принципиально новые
технологии воспитания и в целом развития личности, стимулирующие самообучение,
самовоспитание и саморазвитие.
В
заключение необходимо кратко остановиться на сущностных чертах гуманистического
подхода в обучении:
·
Гуманистический подход предполагает
широкое понимание процесса учения как дела становления человека.
·
Он основан на допущении, что
человек изначально свободен, и, следовательно, ответственен за свои действия и
их последствия.
·
Признание самоценности каждой
личности.
Практика
гуманистической школы выработала конкретные формы и методы педагогической
деятельности. Среди них:
1.
Дифференциация
учебно-воспитательной деятельности.
2.
Индивидуализация процессов
воспитания и обучения.
3.
Создание благоприятных условий для
развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.
4.
Формирование гомогенных классов и
параллелей.
5.
Комфортность учебно-воспитательной
деятельности.
6.
Психологическая безопасность,
защита учащихся.
7.
Вера в учащегося, его силы и
возможности.
8.
Принятие учащегося таким, каким он
есть.
9.
Обеспечение успешности обучения и
воспитания.
10.
Изменение целевой установки школы.
11.
Обоснованность уровня развития
каждого ученика.
12.
Исключение заочного обучения
(экстерната), как такового, что не обеспечивает “духовных встреч с учителями”.
13.
Переориентация внутренних
личностных установок учителя.
14.
Усиление гуманитарного образования.
Гуманистическую педагогику трудно оценивать
статистически. Однако установлено, что аутентичность, эмпатия и безусловное
одобрение положительно кореллируют с развитием обучаемых и отрицательно с
такими проблемами, как дисциплина и негативное отношение к школе.
Вопрос № 8. Сущность воспитания. Содержание воспитания.
Принципы воспитательного процесса.
Выбирая метод, воспитатель должен быть, уверен в успехе.
Поэтому надо предвидеть результат.
Общий принцип выбора методов воспитания – гуманизм педагога
к воспитанникам.
Классификация методов.
Методы воспитания
|
|
|
|
|
|
|
Методы формирования познания.
|
|
|
Методы организации деятельности и формирование опыта
поведения.
|
|
|
|
Убеждения. Упражнения. Мотивация.
Рассказ Упражнение Соревнование
Объяснение Приучение Поощрение
Разъяснение Педагогические
требования Наказание
Лекция Общественное
мнение
Этическая беседа Поручение
Увещевание Воспитательные ситуации
Внушение
Инструктаж
Диспут
Доклад
Пример
Методы формирования сознания личности.
1-ый этап правильно организованного воспитания – знание
(понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть
оформлены процессе воспитания. Для этого используются методы 1-ой группы
– методы убеждения.
Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников.
Рассказ на этическую тему – используется преимущественно в младших
классах и средних – это яркое
-
Эмоциональное изложение
конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.
-
Воздействия на чувства.
-
Рассказ,
сопровождающийся иллюстрациями, музыкальное сопровождение.
-
Обстановка имеет
большое значение – походный костер, уютная комната, берег реки и т.д.
-
Он должен пережиться
слушателями.
Разъяснение применяется только там и тогда когда
воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, повлиять на его
сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и
очевидных нормах поведения: нельзя резать и разрисовывать карту, грубить,
плевать. Здесь необходимо категоричное требование. В практике школьного
воспитания разъяснение опирается на внушение, – проникая в
психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы
деятельности. Дети и подростки особенно внушимы.
Увещевание – сочетание просьбы с разъяснениями и
внушением. Возникают чувства стыда, понимания, неудовлетворенности собой,
поступок педагога указывает и пути исправления.
При неквалифицированном применении рассказ, разъяснение,
увещевание, внушение могут принимать форму. Она никогда не достигнет цели,
скорее возникает противодействие, желание поступить вопреки. Нотация – не форма
убеждения.
Этическая беседа – воспитатель выслушивает и учитывает
мнения, точку зрения своего собеседника. Цель ее – углубление, упрочнение
нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Особенно это эффективно в 5-8 классах.
-
Хорошо, когда этическая
беседа завершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут
практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила
поведения.
-
Нельзя допускать, чтобы
беседа превращалась в лекцию. Успех зависит от того, насколько теплым будет
характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.
-
Материал беседы должен
быть понятен воспитанникам, опираться на их опыт.
-
Важно, чтобы
воспитанники самостоятельно пришли к правильному выводу.
-
Ошибочно думать, будто
беседа – спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы
не часто и готовятся к ним основательно.
-
Высокие профессионалы
требуют индивидуальной беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно,
чтобы не возник барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо
тактично ему объяснить, придать беседе задушевный характер, то может
рассчитывать на полный успех.
Диспуты – живые горячие споры на разные темы,
волнующие воспитанников.
-
к диспуту разрабатываются 5-6
вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников
знакомят заранее. Иногда преподаватель может назначить участников спора.
-
Тексты записывать не надо, иначе
диспут будет скучным, формальным.
-
С максимальной деликатностью надо
относится к высказываниям школьников. Но педагог не может занять позицию
невозмутимого наблюдателя. Он воздействует аргументами; иногда умышленно
ошибаются, чтобы затем публично признать свои ошибки и тем самым показать
пример другим участникам диспута.
Пример –
дает конкретные образы для подражания. “Долог путь наставлений, короток путь
примера” – римский философ Сенека.
-
Психологической основой примера
служит подражательность. Поэтому важно окружить ребенка положительными
примерами. Но надо извлекать опыт и из неправильных поступков. Печальный пример
помогает удержать противника от неправильного поступка.
-
Личный пример воспитателя! Между
словом и делом у него нет рассуждений.
Методы организации
деятельности.
Методы организации деятельности – это сердцевина воспитательного
процесса, т.к. формирует требуемый тип поведения.
Упражнение
– способ привлечения к активной деятельности. Результат упражнений – навыки,
привычки. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для
выработки устойчивой привычки. (Шнурки – 200 раз) что же говорить о числе
упражнений для формирования сложных нравственных качеств. Выдержка, навыки
самоконтроля, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются
на привычке. Упражнение признается успешным, когда воспитанник проявляет
устойчивое качество во всех жизненных ситуациях.
Требования
– прямые и косвенные (требование-совет, требование-игра,
требование-намек и т.д.). Требование непосредственное (воспитатель –
воспитанник), оппосредственное требование (воспитанников друг другу,
организованное воспитателями).
Приучение
– интенсивно выполняемое упражнение (насилие, наказание), напоминающее
дрессировку (часто в армии). Чтобы предать этому методу гуманистические черты
используют приучение (например, к порядку, через игру).
-
показывайте, как выполняются
действия, какие результаты. Сравните грязные и вычищенные ботинки...
-
приучение требует постоянного
контроля – благожелательного, но строгого, и самоконтроля.
-
Не делайте казенно-бюрократические
указания типа “будь вежлив!” – но “приветствуй соседа – и он будет вежлив с
тобой!”
Поручения
– приучают к положительным поступкам: посетить больного, изготовить игрушки для
детского садика. (мы собирали библиотеку для сельских школ в Сибири);
-
чтобы развить необходимые качества:
неорганизованным - подготовить мероприятие, требующие точности и
пунктуальности;
Метод воспитывающих ситуаций:
-
они не должны быть надуманными.
Воспитатель создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация
должна быть естественной.
-
Неожиданность метода. Нарушителей
разоружают великодушие, доброта.
Ситуация
“непринужденной принудительности”: школьникам предъявляется нравственный
образец правильного поведения и создаются условия, побуждающие к аналогичному
поведению (их сверстник, личный пример). Однако, поведение, привлекательное с
точки зрения воспитателя, может оказаться не таким уж привлекательным с точки
зрения отдельных воспитанников, а поощрение такого поведения может вызвать их
протест. Такую реакцию надо предугадать и сделать рекомендуемое поведение
привлекательным.
Методы стимулирования.
Стимулом
в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой
пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных – не
приятная этимология для человека!
Но
человек тоже нуждается в постоянных стимулах. Прямое и непосредственное
назначение стимулов – ускорять или тормозить определенные действия.
Методы стимулирования –
поощрения, наказания (в древнем мире), соревнование (в XX в.),
субъективно-прагматический (деловой).
Поощрение – положительная оценка
действий воспитанников, вызывает положительные эмоции, вселяет уверенность.
Виды поощрения: одобрение,
ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение
грамотами, подарками.
Одобрение – простейший вид поощрения. Может выражаться жестом,
мимикой, поможет оценкой, доверием.
Правила поощрения
-
мотивировать поощрения
-
замечать всех в поощрении, не
противопоставляя детей друг другу
-
знать меру (зазнайство). Учитывать
мнение
-
соблюдать справедливость
Соревнование
Детям
присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. В чем только не
соревнуются дети?! Кто дальше плюнет, кто больше получит “2”... сравнительно
меньше они соревнуются в благовидных поступках: в аккуратности, вежливости,
честности...
В
советское время метод, к сожалению, обрастают командно-бюрократическими
атрибутами – как на производстве.
Между
тем педагогически правильно организовывать соревнование – действенный стимул в
воспитании процесса.
Организация
соревнований – трудное дело, требующее знания политологии, соблюдение ряда
условий и требований:
1)
организация соревнования: цели,
задачи, программа, критерии оценок, награждение. Оно должно быть достаточно
трудным и увлекательным. Критерием оценок – понятны детям. Итоги – наглядные
2)
не создавать тепличных условий в
соревновании (потасовывать факты, искажать истины...). Жизнь не кому не дает
поблажек и человек должен с детства активно бороться за свое будущее.
Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой, где
не так остро переживаются поражения, есть возможность реванша.
Наказание – метод
педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные
поступки, тормозить их, вызывать чувство вины.
В
разные времена – разные отношения к наказанию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|