Реферат: Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации
Сравнительный анализ
экспериментальной и контрольной групп.
Экспериментальная
группа.
Количество детей
50 и
выше 30-50 30-0
Набранные баллы высокий, средний, низкий
Уровни оценки: 22,5
% - высокий уровень
44 % - средний уровень
33,5 % - низкий уровень
Контрольная группа
Количество детей
50 и выше
30-50 30-0
Набранные баллы Высокий средний
низкий
Уровни оценки 66,5% - высокий уровень
33,5% - средний уровень
Таким образом, нами экспериментально
было доказано, что уровень развития речи у детей, находящихся
Эти данные лишний раз
доказывают, что детям, находящимся
в условиях социально-психологической
депривадии, необходима программа, которая развивала бы их всесторонне. Дети
экспериментальной группы поднялись с низкого уровня, на средний. Благодаря
коррекционной работе, проводимой с детьми экспериментальной группы, результаты
стали выше и приблизились в к возрастной: норме, что отразилось в ответах
детей.
Таким образом, нами
экспериментально было доказано, что уровень развития, речи у детей, находящихся
в условиях социально-психологической депривации, необходима заметно отстает в
развитии. Поэтому программа была построена с целью развить речь детей раннего
возраста и приблизить ее к норме.
Мы видим, что отставание
в развитии речи детей, находящихся в условиях социально-психологической
депривации, от речи детей, воспитывающихся в домашних условиях, явные. Но все
же коррекционная работа дала положительный результаты.
Таким образом, подобный
эффект обусловлен широким уровнем работы персонала учреждения, но и немало
важное значение имеет и коррекционная работа с детьми, находящимися в условиях
Дома ребенка. С введением в действие предложенной работы программы возросла не
только эффективность логопедических занятий, но и значительно улучшился общий
результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния
уровня развития речи.
Следовательно можно
утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая речь
детей раннего возраста, в условиях социальной депривации, является
целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Теоретический
анализ проблемы целесообразности и необходимости включения коррекционных
мероприятий в комплекс логопедический мер по преодолению отставания в развитии
речи у детей рапного возраста, находящихся в условиях социально-
психологической депривации.
Изучив теоретический аспект
онтогенеза речевого развития мы пришли к выводу о том, что развитие речи
возложено только в тесной связи с взрослым. Недостаток такого общения
существенно сказывается на развитии у детей речи и психики. Эта проблема
отражена в трудах отечественных и зарубежных исследователей, в облаете
педагогики и психологии. Такое ограниченное общение прослеживается у детей,
находящихся у в учреждениях интернатного типа. Поэтому целью нашего
исследования явилось определение психолого- педагогических условий успешного
речевого развития детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка. На базе
Ставропольского Специализированного дома ребенка, мы провели эксперимент, в
котором участвовали дети 3-4 лет и сравнили полученные данные с контрольной
группой детей Детского сада .№1 "Журавушка", того же возраста.
Предметом нашего исследования выступали процессы речевого развития детей -
сирот дошкольного возраста. Жизненная обстановка, в которой воспитываются дети.
Уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также
собственная активность ребенка в различных видах деятельности, имеет большое
значение для развития речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на
наш взгляд, проводиться постепенно:
и направляться на все стороны нервно
- психического, педагогического и психологического развития детей. Только при
всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
В процессе изучения
влияния социальной депривации на речевое развитие детей мы лишние раз
убедились в том, что у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа
наблюдается сильное отставание в развитии. Особенно это отражается на детях
раннего возраста. В последние года проблема психических лишений стала наиболее
актуальной. Изученные нами экспериментальные данные / 39.с72/ убедительно
доказывают, что для воспитанников дома ребенка с раз. личными отклонениями в
развитии характерны в большей мере, чем для " домашних" детей, малая
подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением,
трудности адаптации в развитии познавательной деятельности, уплощение
эмоциональной сферы. Надо отметить, что чем раньше у воспитанников домов
ребенка диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое
коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражение степень отставания
на начальных этапах развития и тем большая вероятность того, что дальнейшая
коррекционная работа дает положительные результаты.
Раннее коррекционное
вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка.
Целенаправленное комплексное воздействие в условиях дома ребенка должно быть
направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со
взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном
чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Ребенок, обучение
которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, формировать их
будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя
полученные умения и. навыки в повседневной жизни.
Для выявления
уровня развития; речи детей раннего возраста, детей социально дезадаптивных и
констатации факта отставания от речи детей, воспитывающихся в доме ребенка
условиях, мы провели эксперимент.
В
основу проведенных методик были положены следующие параметры: выявление уровня
восприятия речи взрослого, выявление понимание речи взрослого, выявление объема
активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения,
определение состояния контексной речи и грамматического строя. В своем эксперименте
мы использовали 7 методик. В результате исследования мы получили данные,
доказывающее явное отставание в развитии речи детей двух групп, что отразилось
в качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо
разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала
бы ребенка и, главным образом, активизировать коммуникативную потребность.
Нами была разработана
программа формирующего эксперимента, в котором принимали участие дети 3-4 лет,
находящиеся в доме ребенка, с рождения. Целью формирования эксперимента было
развитие диалогической и монологической речи. Для достижения поставленной цели
мы решали следующие задачи: развитие словаря, формирование грамматической
стороны речи, формирование разговорной речи, обучение рассказыванию. Воспитание
детей в домах ребенка, предполагало решение простейших, но очень важных задач,
благодаря которым постепенно закладывались предпосылки физического,
умственного, нравственного и эстетического воспитания. Одной из главных задач
умственного воспитания явилось развитие речи детей.
В ходе формирования
формулирующего эксперимента нами были ей, проведены индивидуальные,
подгрупповые и фронтальные занятия.
В результате данная
коррекционная программа на протяжении всего формирующего эксперимента
выполняла, поставленную перед ней цель и задачи. Нами были соблюдены условия
эффективности коррекционной работы, что и позволило повысить уровень
педагогической работы в доме ребенка.
Анализ экспериментальных
данных подтвердил необходимость данной программы.
Нами
был проведен контрольный срез. где № использовали ту же систему методик.
Дети экспериментальной группы
повысили уровень развития речи
и дали результаты, подтверждающие
эффективность разработанной нами программы.
Для наглядности мы также
сопоставили результаты экспериментальной группы и контрольной. Конечно,
контрольная группа в своем развитии заметно превосходит экспериментальную, но
тем, не менее коррекционная работа дала положительные результаты. С введением в
действие предложенной программы взросла не только эффективность логопедический
занятий, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это
подтверждается проведенным анализом состояния уровня развития речи.
Следовательно, можно
утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая речь
детей раннего возраста, находящихся в условиях социальной депривации, является
целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Авдеева Н.Н., Мещерякова
С.Ю. Вы и младенец. -М., 1991.
2.Астапов В.М. Введение в
дефектологию с основами нейро - и патопсихологии,- М., 1994.
3. Баранов А. Реальная угроза
будущему нации.// Народное образование, 1996. N 6, с . 18-28.
4.Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при
заикании.// Вопросы психологии. N 3,
1993. с.88-94.
5.Буянов М.М. Ребенок из
неблагоприятной семьи. -М, 1988.
6.Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная
олигофренопедагогика.-М., 1998.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и.
умственное развитие ребенка. -М., 1967.
9. Жинкин Н.И. Речь как проводник
информации.-М., 19827
10.Жукова Н.С. Отклонения в развитии
детской речи.- М., 1994.
11. Динкин Н.И. Механизмы
речи.-М., 1958.
12. Зимняя И.А.
Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
13. Исаев
Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. -М., 1982,с.81.
14.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.
15.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.
16.
Лангеймейер В.Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном возрасте.
Прага, 1984, с.5-19, 26-40.
17.
Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей. Под ред.
Левиной Р.Е.- М., 1975. - с. 3-22.
18.
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.
- М.. 1969.
19. Лисина.
М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.
20. Лубовский
В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.
21. Лурия А.Р. . Юдович Ф.А. Речь и
развитие психических процессов ребенка. - М, 1956.
22. Материнская депривация,- Хейир,
Пикола.-1979.
23. Миронова С. А. развитие речи
дошкольников на логопедических занятиях.- 1991.
24. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа //
Вопросы психологии. 1989 N1.
25. Манова - Томова B.C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева, Психологическая
реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
26. Нарушение речи у дошкольников.
//Под. ред.Р.А. Белова-Давыдова,- М., 1997.
27. Обухова Л.Ф. Детская психология:
теория, факты, проблемы. -М.. 1995.
28. Организация логопедической работы
с детьми в домах ребенка.-М 1987.
29. Правдина О.В. Логопедия.- М.,
1973.
30. Проблемы дошкольной игры:
психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Мйхаиленко .
-М., 1987,с.56.
31. Психология детей дошкольного
возраста. // Под . ред.
Запорожца А.В., Эльконкна
Д.Б.-М., 1964.
32. Психическое развитие воспитанников детского дог/а. //
Под ред.
И. В. Дубровиной, А.Г.
Рузской.-М., 1990.
33. Психическая, реабилитация при
нарушениях поведения, в детском возрасте. // Под. ред. B.C. Манова - Тожва, Г.Д. Пирова. Р.Д. Пенушлиева.- С.,
1981.
34. Психолингвистика и современная
логопедия. // Под ред. Л.Б. Халиловой., -М., 1997.
35. Ниаже I.. Речь и мышление
ребенка. -М., -Л., 1932.
36. Развитие общения у дошкольников.
// Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М., 1963.
37. Развитие
социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца,
Я.З.Неверович.- М., 1986. с.32.
38. Расстройство
речи у детей. - М., 1969.
39.
Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М., 1963.
40.
Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954. Дети с задержкой
психического развития. -М., 1984.
41.
Сенсорное воспитание дошкольников./Под ред. А.В. Запорожца. А.П. Усовой.-М.,
1963,с.69.
42.
Селиверстов В.... .Речевые игры с детьми. -М., 1994, с.32,35,39, 40.
43.
Сидорова. Л. К. " Программ "Дети России"- надежды к реальность
// Народное образование. 1996. В 6., с. 10-17.
44. Слепович Е.С. Психологическая
структура ЗПР в дошкольной возрасте: Авто реферат,-М., 1994.
45. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и
психические процессы в онтогенезе. -М., 1985. с.29.
46. Стребелева Е.А., Катаева А.А.
Дошкольная, олигофренопедагогика.-м., 1988.
47. Худик В.А. Психологическая
диагностика детского развития:
методы исследования. -К., 1992.
48. Чистович Л.А., Венцов А.В.,
Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие речи человеком. - Л. ,1976.
49. Шиницина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,
Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка- в условиях материнской депривации,-
Санк.-Петер, 1997, с. 5-10.
50. Щелованов Н.М. Предисловие//
Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно- психического развития детей раннего
возраста. -М.,1935,с.15-16.
51. Эльконин Д.Б. Психическое
развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., -В., 1995.
52. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф.
Организованность и условия ее формирования у младших дошкольников. - М.. 1967,
с. 27-29.
ПРИЛОЖЕНИЕ N2
ФОРМИРОВАНИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРШТИЯ.
1 этап- развитие у детей
слухового внимания и слуховой памяти.
Предлагается
послушать звуки за окном: "Что шумит? - Деревья. Что гудит? - Машина. Кто
кричит? - Мальчик."
Игра:
Дети встают в круг.
Незаметно для водящего они передают за спиной друг другу колокольчик. Водящий
должен отгадать и показать, за чьей спиной звенел колокольчик.
2 этап -
различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки,
звукосочетания, слова.
Игра:
Логопед показывает детям
игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он
мяукает, когда находится близко/громко/, и как, когда далеко / тихо/. Затем
произносит " мяу"' меняя силу голоса, а/дети отгадывают, близко или
далеко находится мяукающий котенок.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3.
План индивидуальных занятий.
1-е
занятие. Развитие восприятие речи в процессе ознакомления ребенка с новыми
предметами окружающей действительности.
Цель:
развитие зрительного и слухового сосредоточения на предмете.
Материал
для занятия: погремушки или другие звучащие игрушки.
2-е занятие.
Развитие восприятия речи в процессе эмоционального
общения.
Цель: вызывание голосовых
реакций путем подражания.
Материал: образные или
звучащие игрушки.
3-е занятие.
Развитие восприятия речи в процессе непроизвольных
действий детей с предметами.
Цель: узнавание знакомых
предметов, развитие указательного жеста. На более ранних стадиях развития -
переведение взгляда с одного предмета на другой. Материал: образные игрушки.
4-е занятие.
Развитие восприятия неречевых звуков.
Цель: развитие слуховых
реакций на неожиданно возникающие звуки. Материал для занятия: звучащие игрушки, инструменты,
5-е занятие.
Развитие зрительного восприятия.
Цель: развитие зрительных реакций,
прослеживание
движений предмета
взглядом. Материал для занятия: ярко окрашенные игрушки.
ПРИЛОЖНИЕ N 4.
План фронтального занятия
Тема: Развитие коммуникативной
деятельности.
Цель: Накопление словаря и развитие
фразовой речи.
Задачи: 1. развитие словаря.
2. развитие фразовой
речи. Ход занятия:
1.
Организационный момент. Знакомство с темой занятия.
2. Знакомство
с новыми еловами в процессе игровой деятельности.
3.
Дидактическая игра "Кто что услышит?"
Оборудование: ширма, разные звучащие
предметы, звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.
Описание игры: логопед за
ширмой стучит молотком, звонит в звонок, а дети должны отгадать каким предметом
произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрасные.
4.
дидактическая игра " Скажи, что ты слышишь".
Цель: Накопление словаря
и развитие фразовой речи. Описание игры: Логопед предлагает детям закрыть
глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали/ щебет
птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих/. Игра проводилась
на прогулке.
5. Подведение итогов занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ N
5.
ИГРА
" СКАЖИ. ЧТО ЗВУЧИТ".
ЦЕЛЬ.
Развитие слухового внимания.
Оборудование.
Колокольчик, барабан, дудочка.
ОПИСАНИЕ
ИГРЫ. Дети сидят на стульях полукругом. Логопед сначала знакомит их со
звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать
звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительный музыкальные
инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен.
ИГРА. " УГАДАЙ . КТО
ЭТО".
ЦЕЛЬ.
Воспитание слухового внимания.
Описание
игры. ДЕТИ стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и
затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, ,
который .должен подать голос заранее условленным образом: "
ку-ку-ре-ку", " ав-ав" или "мяу". Водящий должен
угадать, кто их детей кричал. Если угадает, то становится в круг.
ИГРА.
" СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ".
Оборудование.
Различные мелкие предметы или игрушки.
Описание игры.
Вариант 1-. Педагог
называет 2-3 раза несколько различных
движений/ одно- пять/, не
показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в
какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность
проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок
поощряется: за каждое правильное выполненное действие-очко. Набравший большее количество
очков - победитель.
Вариант 2. Логопед дает
одновременно двум- трем детям задания":
"Петя, побегай",
"Ваня, пойди в зал, открой там форточку. Коля, подойди к буфету, возьми
чашку и принеси Тане воды". Остальные дети следят за правильностью выполнения.
Неправильно выполнивший задание отдает полученный балл.
ИГРА "Запомни
слова".
Цель. Накопление словаря, развитие
памяти.
Описание
игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие
должны
повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается
проигрышем. В зависимости от возможностей детей слова подбираются разной
сложности.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 6.
План фронтальных занятий
1-е занятие: Развитие речи детей в процессе ознакомления
их с предметами окружающего мира.
Цель: сообщение новых
знаний о предмете, ознакомление с новыми словами. Материал: кошка / желательно
живая/.
2-е занятие: Развитие
речи детей в процессе выполнения действий с предметами.
Цель: уточнение знаний
детей о кошке, уточнение лексических значений новых слов.
Материал
для занятия: игрушечные кошки, машина грузовая,
кукольная
мебель.
3-е
занятие: Развитие речи в игре с предметами.
Цель: закрепление новых
слов и их значений.
Материал : игрушечная
кошка/ резиновая, или пластмассовая, вода, мыло, полотенце.
4-е
занятие: Развитие речи на занятиях с дидактическими игрушками.
Цель: развитие
конструктивных умений детей, закрепление новых слов, их активизация.
Материал для занятия: разные
картинки, чудесный мешочек, знакомые игрушки и в их числе - кошка.
5-е занятие : Развитие речи в играх
со строительным материалом
Цель: развитие
конструктивных умений, моторики, закреплене слов и их активизация.
Материал для занятия:
кирпичики /до рожа/, игрушечная кошка / идет по дорожке:, "топ-топ"./
ПРИЛОЖЕНИЕ N 7.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНОЙ
ИНТОНАЦИИ.
1. На слове "мама" в
произвольном порядке.
МАМА! МАМА!
МАМА! МАМА?
МАМА? МАМА.
Упражнения, направленные
на воспроизведение разной интонации на словах: НА, НЕТ, НУ, НО.
НА - сердито, резким движением
вытянуть руки вперед/что-то даю/.
НА - Мягким, плавным
движением вытянуть руки вперед. Логопед произносит слова с просительной и
сердитой интонацией, повернувшись к детям спиной, рассчитывая на их слуховое
восприятие. Дети повторяют с соответствующей
интонацией.
НЕТ - жалостно, правая
рука согнута на уровне груди, локоть опущен. Отрицательный жест рукой перед
собой, одновременно плавным, мягким движением покачивать головой.
НЕТ -
отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой , перед собой.
2.
Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой на слуховое
восприятие детей. Дети воспроизводят слова НА, НЕТ с соответствующей
интонацией.
На
более позднем этапе в работу включаются предложения, короткие фразы:
Например:
Сказала тетя: - повествователнно,
Фи, футбол! - восклицательно, с
оттенком брезгливости.
Сказала мама: - повествовательно,
Фу,футбол! - восклицательно, с
оттенком пренебрежения,
Сестра сказала: повествовательно,
Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком
растерянности,
А я ответил: - повествовательно,
Во, футбол! - восклицательно,
радостно.
|