Реферат: Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации
МЕТОДМКА № 2.
" Найди игрушку".
Цель: выявить понимание
речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы /игрушки, пирамидки,
куклы и т.д./
Процедура проведения: в
процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на
предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает
ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.
Обработка
данных.
Все данные мы заносили в
таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи
ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество
набранных ребенком баллов: качество выполнения:
5 баллов - в речи ребенка встречаются
все 5 приведеннных фрагментов, определяющих результативность.
Такое
количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все
параметры.
3-4 балла - 3-4
выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.
0-2 балла - 0-2
выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Выводы об уровне развития
речи.
5 баллов - высокий
уровень.
3-4 - средний уровень.
0-2 - низкий уровень.
МЕТОДИКА № 3.
"Кто это".
Цель: выявить объем
активного словаря.
Материал: предметные
картинки.
Процедура проведения: для
оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно
разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В
первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся
в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из
категорий: одежда / шапка, шарф, рубашка, юбка/, овощи / капуста, морковка,
картофель, редиска/, домашние животные / кошка, собака, попугай, транспорт,
игрушки, птицы.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в
таблицу, где отмечали число правильных ответов.
1 балл - наличие
правильного ответа.
О баллов - неправильный
ответ.
Выводы
об уровне объема словаря.
10
баллов - высокий уровень объема словаря,
7-9
-баллов - средний уровень,
2-6
балла - низкий уровень.
0-1
балла - очень
низкий уровень.
МЕТОДИКАМ 4 “Назови, что ты видишь”
Цель: Выявить состояние звукопроизношения.
Материал:
предметные картинки.
Процедура
проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия
входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова. Если ребенок
неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с
данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.
Обработка данных.
Все
результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков:
в начале, середине и юнце слова.
Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети
слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими
звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.
Оценка результатов.
Правильное произношение
оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.
13 баллов - все звуки произносит
четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.
10-12
баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его
произношении: "р".
5-9
баллов - не произносит звуки "р"„смычные, щелевые.
0-4
баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.
Выводы об уровне развития.
13 - баллов - очень высокий уровень
10-12 баллов - высокий уровень.
5-9 баллов -
средний уровень.
0-4 балла -
низкий уровень.
МЕТОДИКАМ 5.
"Расскажи по картинке".
Цель: определить уровень
активного словарного запаса детей.
Материал: серия сюжетных картинок.
Процедура проведения:
ребенку показывают серию сюжетных картинок:
1.
"Мальчик вскапывает землю".
2.
"Мальчик сеет".
3.
"Мальчик поливает цветы".
4. "Мальчик собирает
цветы".
Если ребенок отвлекался
и не мог понять, что изображено на картинке, то мы разъясняли и специально
обращали внимание на это.
После того, как
рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На
рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.
Обработка
данных:
Все результаты мы
отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком
различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.
Оценка результатов.
10 баллов - в речи
ребенка встречаются все десять приведенных в таблице фрагментов речи.
8-9 баллов - 8-9
фрагментов речи.
6-7 баллов -6-7
фрагментов речи.
4-5 баллов - 4-5
фрагментов речи.
2-3 балла - 2-3 фрагмента
речи.
0-1
баллов - не более
одного фрагмента речи.
Выводы об уровне
развития.
10 баллов - очень высокий
уровень развития речи.
8-9 баллов - высокий
уровень,
4-7 баллов - средний
уровень.
2-3 балла - низкий
уровень.
0-1 балла - очень низкий
уровень.
МЕТОДИКА № 6. " Опиши
картинку".
Цель: выявить состояние
контексной речи. Материал: сюжетные картинки.
Процедура,
проведения: исследование было проведено индивидуально. Мы предъявляли ребенку
сюжетные картинки:
"дети играют в
жмурки", " мама и папа учат Иру кататься на лыжах", " Миша
и Саша бегают на перегонки", "врач лечит Олю", "дядя Миша
ухаживает за розами". Предъявляется следующая инструкция: " посмотри
внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять
по своему усмотрению". Параметры качественной оценки.
1
- у
существительных / категории единственного и множественного числа/.
2
2-у глаголов /
категории единственного и множественного
числа/.
3- категории совершенного
и несовершенного вида.
4 - предлоги.
5 - наличие местоимений.
6 - связная речь.
Оценка результатов.
6 баллов - в речи ребенка
встречаются 6 фрагментов речи,
4-5 баллов - 4-5
фрагментов речи,
0-1 баллов - не более
одного фрагмента речи.
и Выводы об уровне
развития.
6 баллов - высокий
уровень.
4-5 балла - средний
уровень,
2-3 балла - низкий
уровень,
0-1 балла - очень низкий
уровень.
МЕТОДИКА № 7.
" Опиши картинку".
Цель: выявить состояние
грамматического строя, речи.
Материал: сюжетные -
картинки.
Процедура проведения:
ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние
различных видов предложений: простого, простого распространенного - с
употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.
Число выполненных
фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.
1 фразы: короткие - 1
балл
элементарные
- 2 балла,
развернутые -
3 балла,
свободные - 4
балла.
2.
употребление фраз, правильно согласованные в глагольных
и падежных окончаниях - 2 балла.
3.
употребление предлогов - 2 балла.
Выводы об уровне развития
грамматического строя.
7-8 баллов - высокий
уровень,
3-7 баллов - средний
уровень,
0-2 баллов - низкий
уровень.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
В результате исследования
каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития
его речи. /Таблица 1/.
Сравнительный анализ
результатов исследования по развитию речи детей экспериментальной и контрольной
групп./ График
1/.
В
результате проведения эксперимента мы получили следующие данные
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ГРУППА.
Ф.И. |
М 1. |
М.2. |
M.3. |
М.4. |
М.5. |
М.6. |
М.7. |
Сумма баллов |
1. Захаров 3. |
11 |
5 |
9 |
9 |
3 |
0 |
3 |
40 |
2. Демидкин И. |
12 |
5 |
4 |
4 |
2 |
1 |
3 |
28 |
3. Рябов. С. |
11 |
5 |
5 |
8 . |
3 |
5 |
3 |
40 |
4. Касьянова Т. |
8 |
3 |
3 |
7 |
3 |
2 |
0 |
29 |
5. Письменно М. |
4 |
2 |
1 |
6 |
2 |
0 |
0 |
15 |
6. Джаглаева М. |
17 |
5 |
10 |
10 |
7 |
2 |
4 |
57 |
7. Сыщенко Н. |
10 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
0 |
23 |
8. Васильев 0. |
9 |
3 |
2 |
7 |
3 |
1 |
2 |
27 |
9. Мосесьянс С. |
13 |
5 |
10 |
10 |
8 |
6 |
4 |
56 |
КОНТРОЛЬНАЯ ПУППА 7
|
Ф.И. |
М1. |
М2. |
М3. |
М4. |
М5. |
М6. |
М7. |
Сумма баллов |
1 |
Семенов С. |
13 |
5 |
8 |
10 |
9 |
4 |
6 |
55 |
2. |
Афанасьев М. |
15 |
5 |
10 |
8 |
8 |
6 |
5 |
57 |
3. |
Петрова О. |
14 |
5 |
7 |
13 |
7 |
5 |
7 |
58 |
4. |
Яичко Д. |
13 |
5 |
6 |
8 |
9 |
5 |
4 |
50 |
5. |
Переверзева 0. |
12 |
5 |
9 |
10 |
6 |
5 |
6 |
53 |
6. |
Павелко А. |
12 |
5 |
10 |
8 |
8 |
5 |
3 |
51 |
7. |
Голубь В. |
10 |
4 |
10 |
13 |
7 |
5 |
2 |
47 |
8. |
Трусранова Н. |
13 |
4 |
8 |
13 |
10 |
5 |
2 |
55 |
9 |
Хохлов А. |
13 |
5 |
10 |
8 |
8 |
3 |
3 |
5С |
Для наглядности оформим
полученные данные графически
График N 1
Результаты полученные во время
констатирующего эксперимента.
Контрольная группа
Количество детей
50 и 30-50
30-0
Набранные баллы высокий, средний, низкий
Уровни оценки: 66,5
% - высокий уровень
33,5% - средний уровень
Экспериментальная группа
Количество детей
50 и
30-50 30-0
Набранные баллы Высокий средний
низкий
Уровни оценки 22,5% - высокий уровень
22,5% - средний уровень
55% - низкий уровень
В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень
развития речи был выявлен у 6 детей контрольной группы /66% / и 2 детей
экспериментальной /22%. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении
задания. Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям.
Уровень понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно
всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную реакцию,
дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт
и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось соответствие возрастной
норме по уровню объема активного словаря. Дети безошибочно называли все
картинки. Известно, что в 3-4 года звукопроизношение еще не сформировано в
норме, поэтому тот результат, который продемонстрировали дети обеих групп,
соответствовал норме. Дети стали более общительными со сверстниками, речь
детей проста для восприятия, в речи детей наблюдалась последовательность и
связь между содержанием картинок. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по
опорным картинкам, /см. Приложение 1/.
Как правило, они возникали у детей экспериментальной группы,
которые никогда не сталкивались с подобными ситуациями, и следовательно, не
имели представления о том, какое действие на ней изображено. Дети использовали
с нашей помощью различные фрагменты речи: существительные, глаголы, союзы,
наречия, местоимения и предлоги. Были отмечены хорошие показатели состояния
контексной речи. В речи детей наблюдались слова - существительные категории
единственного и множественного числа / Например: моет - вымыл/, и у глаголов /
например: пилит-пилят/, категории совершенного и несовершенного вида. Дети
пользовались предлогами, встречались в речи детей местоимения. В целом речь
детей приближена к связной. Состояние грамматического строя в норме, что
сказывается на свободное общении детей, и умении грамотно строить предложения.
Средний уровень развития
речи был отмечен у 3 детей контрольной группы / что составило 33 % / и
у 2 детей экспериментальной /22%.
Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании речи.
Дети справлялись с заданием частично. Не все дети внимательно сдували задания
логопеда, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы, обращенные к
ним. В обиходном словаре детей не наблюдались обобщения, понятий, а восприятие
бытовой фразы и дифференцировка далеких звуков наблюдалось в изолированном
положении. Такие наблюдались отклонения состояние звукопроизношения. Дети
заменяли звуки при помощи последних, которые уже имелись в речи. Иногда дети
сокращали и слоговую структуру слова. Также возникали трудности в употреблении
прилагательных в превосходной степени, а также в составлении сложных предложений
и их конструкций. Трудности наблюдались и в описании: рассказа. При диагностики
уровня контексной речи мы выявили ошибки, в употреблении местоимений, дети
путали "он-она", "я-он". Наблюдалось множество
аграмматизмов. Речь детей скудная, не выразительная, элементарная.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|