рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации рефераты

Для практики концепция психической депривации имеет бесспорное значение уже сегодня. Она оказала свое влияние на наши представления о воспитании детей в раннем вoзpacтe и воздействует на заботу о детях во всех областях на воспитание в детских учреждениях, в больницах, теперь даже в родильных домах, на организацию и планирование дальнейшего развития заботы о ребенке и на каждодневную работу врача, психолога и социального работника.          

Некоторые исследователи стараются установить различие между ситуацией, когда ребенок с самого начала лишен определенных импульсов, так что некоторые специфические потребности вообще не возникают, и ситуацией, когда потребность уже возникла, и только после этого из жизненной среды ребенка, исчезла импульсы, которые могли бы служить для ее удовлетворения. Первую ситуацию можно было бы обозначить в смысле терминологии Гевирца в качестве "привации", тогда как вторую в качестве "депривации", отождествляемой некоторыми исследователями с сепарацией. (36, с.56).

Наиболее полно понятие "психической депривации" раскрывается в следующем определении: "Психическая депривация является психическим состоянием,  возникшим  в результате  таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере".

Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов социальных, чувствительных, а  также     сенсорных, что происходит, когда ребенок живет в ситуации "социальной изоляции".

Предполагается, что другим фактором при возникновении психической  депривации,  является прекращение уже создавшейся связи между ребенком и его социальной средой. Подобная ситуация возникает скорее всего при оторвании ребенка от тех лиц, которые до сих пор являлись для него источником эмоционального удовлетворения. Боулби /1951/наиболее четко, по-видимому, высказал предположение, что долговременная разлука ребенка с матерью или с иным    лицом,  занимающим    ее место,  в первые три-пять лет  жизни   приводит, как правило, к нарушениям психического здоровья ребенка, оставляя последствия, которые можно постоянно наблюдать во всем дальнейшем развитии его личности. Так в психологию было введено понятие сепарация в качестве патогенного и исключительно важного обстоятельства.

Наиболее частыми жизненными ситуациям, когда ребенка в раннем возрасте отрывают от семьи, являются следящие обстоятельства:  выписка       матери, до сих пор кормившей ребенка, из учреждения для грудных детей, помещение ребенка из семьи в больницу или в санаторий, в детдом или в недельные ясли, уход матери или отца из дома по причине болезни, развода, службы в армии, эвакуация, смерть кого-либо из родителей и т.д. Нами будут рассматриваться первые две ситуации, которые тесно связаны с заботой, предоставляемой в учреждениях.

Исключительно  тяжелые реакции детей на уход матери, которая до сих пор заботилась о своем ребенке в учреждениях, описали Шпиц и Волф в качестве так называемого синдрома Паклититической депрессии". Дети,  бывшие до этого времени улыбчивыми, милыми, спонтанно активными и находившиеся в дружеском, свободном общении, с окружающей средой, становятся  весьма, заметно плаксивыми, грустными или боязливыми при попытке общения они отчаянно прижимаются к взрослому, требуют внимания, перестают  активно играть. Апатия  и аутизм в дальнейшем развитии возрастают, ребенок приобретает оцепеневшее "замерзшее" или    меланхоличное выражение, они сидят или лежат в течение долгих часов неподвижно с широко раскрытыми глазами, летаргические Общение с ребенком становится все более трудными, наконец, невозможным.

За реакцией  на разлуку с семьей у детей на второй год жизни      наблюдения французские и английские авторы, работающие координированно под защитой интернационального центра во Франции.

 Исследовательницы  Рудинеско, Давид и Пикола /1952/  вели    подробные наблюдения за 20 детьми в возрасте 12-17 месяцев, разлученными со своими родителями. Отсутствие  материнской заботы продолжающееся в течении длительного времени приводит к серьезным формам нарушения  поведения, сильная задержка развития, неврозы страха,  или даже психотические состояния аутистского типа/, которые во всей пестроте обнаруживаются у детей, содержащихся в учреждениях. (40, с.35).

Хейир при оценке   умственных нарушений у детей, содержащихся в учреждениях, повторно подчеркивает, что до сих пор сравнительно мало принимается во внимание возможность существенного воздействия органического  поражения         мозга.

То, что обоснованием сепарационной симптоматологии в поведении ребенка не должна быть только исключительно разлука с любящим материнским лицом, а может быть просто отрыв от целого комплекса жизненных условий, показывают лучше всего реакции детей на переход из учреждения для грудных детей в детский дом для ползунков, а оттуда дальше в детский дом для детей дошкольного  возраста. У данных детей нельзя в общем предполагать наличия особенно интенсивного эмоционального отношения к какому-либо "заместителю матери", и все же их реакции на перемещение в новое учреждение бывают нередко весьма выразительными и драматичными, они длятся, иногда весьма долго. Сравнивая реакции детей, поступающих в детдом для ползунков из семей, и детей из учреждений для грудных детей, хотя и вытекает, что в 61% случаев

 адаптация детей из учреждений бывает без крупных нарушений или необычностей, однако остающиеся 39% с явными адаптационными нарушениями  все еще представляют число, заслуживающее особого  внимания.

Обычный опыт показывает, что дети после поступления  в учреждение для ползунков многое "забывают", так что учреждения для грудных детей попадает под подозрение, что поведению своих детей при их передаче оно дает оценку выше действительной. Однако под то же самое подозрение попадает через следующие два года учреждение для ползунков по отношению  к дошкольному  детдому, а последний  снова, через следующие три  года, по отношению  к школьному детдому.

0стается вопрос:  можно ли считать удовлетворительным то, что 61% детей из детских учреждений никак не реагировал на переход в новое учреждение. Ведь ясно, что в категорию "хорошо адаптированных" здесь попадают и такие дети, внимание которых в младшем     ползунковом  возрасте концентрируется еще преобладающим образом на предметах и которые проявляют интерес к взрослым максимально  как   к  "второстепенным  вещам" - следовательно, у этих детей в их эмоциональном и социальном развитии имеется, по-видимому, серьезная задержка. Отсутствие реакции на перемену среды учреждения не всегда, таким образом, означает хорошую способность, к адаптации, но зачастую представляет, наоборот, отсутствие до этого какого бы то ни было установления эмоцио- нальных связей. (39, с.16).

М.Домборска производила тщательное исследование грудных детей, которым она руководит в течение целого ряда лет, причем она проводила это исследование в нескольких аспектах. При начальном наблюдении /1957/ за детьми из учреждений и за детьми из семей, обследованных по тесту Гезелла, она  установила следующее. До 3 месяцев дети из учреждения  для грудных детей по сравнению с детьми из семей не отставали. Во втором квартале задержка развития начинает проявляться, главным образом, в моторике, однако уже и в подготовительной фазе речи. После 6-го месяца дети из учреждений отстают в сидении, однако больше всего бросается в глаза задержка речи. Физическое состояние детей из учреждения в основном благоприятное, но они все же меньше прибавляют в весе, особенно во 2 и 3  кварталах, причем у них бывает больше респираторных инфекций, в частности длительно продолжающиеся типичные насморки. Наблюдая за зрительным восприятием, Дамборска устанавливает хорошее развитие на третьем месяце, но и первые признаки запаздывания в этой области, а именно в способности воспринимать плоскости в сидячем положении. Посредством углубления ухода, Дамброской/1961/ удалось устранить главным образом задержку детей в развитии,  кроме развития речи / в особенности экспрессивного компонента/, однако наиболее заметным сохранившимся проявлением госпитализма остаются еще нарушения в эмоциональной сфере. Производя сравнение детей из учреждения и детей из семей в возрасте 24-40 недель в случаях необычно меняющейся ситуации и когда им предлагают новые игрушки, она установила значимо более плохую адаптивность испытуемых из учреждения для грудных детей. Сильные проявления напряжения в необычной тестовой ситуации, т.е., обедненная вокализация, исчезновение улыбки, ухудшение сосредоточения, ускоренное дыхание, плач - она отмечала у детей из учреждения в три раза чаще, сильные же проявления страха, когда им предлагали неизвестный предмет даже в семь  раз чаще, чем у детей из семей. (38, с.18).

М.Дамборска /1957/ изучала затем весьма, подробно развитие проявлений детских чувств,  в среде  учреждения для грудных детей в зависимости, от возраста и самих различных социальных и практических обстоятельств. Она устанавливает, что наиболее важным  источником положительных и отрицательных эмоций являлось присутствие и поведение взрослых. Наибольшее лишение для детей представляя недостаток удовлетворения потребности в социальной связи. Присутствие  других детей являлось, однако, для них скорее неприятным. Больше всего радости им приносило непосредственное общение со взрослыми, больше всего их опечаливало , когда, данное общение прекращалось.

Исследования М.Дамборской вылилось затем в моног графию об эмоциональной жизни и развитии речи у грудных детей в коллективных учреждениях /1963/. (36, с.25).

Й.Кох /1961/ сравнивает развитие грудных детей в семьях с развитием детей  в 9 наших учреждениях для грудных детей и приходит к заключению, что на 5 месяце критериям развития соответствует 90% детей из семей и лишь 70% из учреждений для грудных детей.

На основании подробного наблюдения за детьми в определенный ограниченный период можно было показать, что у других детей в семье 75% периода бодрствования приходится на общение  с людьми и активную игру, тогда как 25% на слежением за людьми и на состояние бездействия. У грудных детей в учреждении непосредственное общение с людьми занимает относительно наименьшее  время, при этом пассивное слежение за взрослыми бывает значительно чаще. Кроме этого было установлено, что примечательные различия в приведенных показателях имеются и между отдельными учреждениями. Так например, в "наилучшем" учреждении дети находятся в контакте с взрослыми в два раза чаще, чем в "наихудшем". Такое же соотношение отмечается при "слежении за взрослыми", а в случае "состояний подавления" соотношение представляет даже 1:4. Автор констатирует, что период в течение которого дети остаются в состояниях подавления, представляет показатель уровня воспитания в учреждении. Одновременно можно, однако, отметить, что и отдельные дети в том же помещении и с той же самой сестрой, обеспечивающей заботу, получают совершенно иные стимулы. Так, например, "наиболее привлекательный ребенок в группе находился, в контакте в три раза чаще, чем менее привлекательный ребенок, который в шесть раз чаще находился в состоянии подавления. "Лучшие" учреждения: уже теперь предоставляют детям в некоторых областях воспитания приблизительно столько, сколько предоставляет средняя семья, а "любимые" дети почти во всех учреждениях развиваются почти так же, как дети в семьях. В наших возможностях еще достаточно резервов, которые, как считает автор, дают нам право предсказывать, что происходящее сегодня с отдельными детьми и в отдельных учреждениях может завтра превратиться в явление общего характера.

Общий обзор развития детей в восьми дошкольных детдомах привела М.Новикова/1957/, (38, с.31), исходившая из результатов 2126 психологических исследований, осуществленных в 1953-1.954гг. Она заключает, что запаздывание развития в учреждениях для грудных детей бывает заметным приблизительно у половины детей. До возраста 6 месяцев данное запаздывание является сравнительно незначительным, однако после 6 месяцев оно явно углубляется, поражая развитие по всем компонентам, нагляднее же всего речь и спонтанную деятельность ребенка. В учреждениях для грудных детей  с запаздыванием отличались уже две трети всех детей, причем степень задержки соответствовала в общих чертах одной фазе развития. Наиболее заметным является запаздывание речи. У детей в возрасте между 3 и 6 годами уже заметна тенденция к урегулированию развития, что бывает наиболее быстрым между 5 и 6 годами. несмотря  на это, при поступлении в школу эти дети не достигают, по всей видимости, "школьной зрелости" нормальной детской популяции.

На дальнейшем этапе исследования внимание сосредоточилось на период развития, который оказался особенно "угрожаемым", т.е. на возраст между 1 и 3 годами. В лонгитюдинальном исследовании в одном учреждении для ползунков нами проводились в течений пяти лет наблюдение за всеми детьми. Они подвергались исследованию, осуществляемому одним и тем же психологом и потому же методу / по методу Гезелла/. Окончательная фаза исследования охватывала в целом 82 ребенка. Исследования  должны были показать соотношение отдельных компонентов развития в их протекании во времени, а также их зависимость от некоторых известных и контролируемых факторов среды. Результаты, показали, что дети из учреждений в данном возрасте при данных условиях больше отстают в весе тела, чем в росте, далее, что запаздывание двигательного развития не является еще значительным, тогда как запаздывание интеллектуальных способностей представляется уже серьезным, а запаздывание в социальном поведении и в развитии речи снимает их до уровня, который вообще приходилось бы оценивать, как граничащий с дебильностью. Запаздывание по всем показателям углубляется, на втором году жизни ребенка, причем к концу третьего года уже четко просматривается снова тенденция к возрастанию. Таким образом, запаздывание является наибольшим, во первых, в тех областях, развитие которых больше всего нуждается в эмоциональном контакте ребенка со взрослым, и во-вторых, в тот период , когда при нормальных обстоятельствах стремление ребенка к такому контакту остро развивается. Наличие данного сочетания считается особенно важным.

При разделении группы, находящейся под наблюдением, на две подгруппы, из которых первую составляли дети, воспитывавшиеся в учреждении с грудного возраста, а вторую подгруппу дети, поступившие из семей лишь после первого года своей жизни, оказалось, что кривые развития в обеих группах примечательно тождественны, причем тождественной является и очередность, в которой  запаздывают отдельные компоненты развития. Начальные данные детей при поступлении из семей были, однако, в среднем явно более высокими, сохраняясь таковыми в течение всего периода наблюдения, причем к третьему году они отличались более четкой тенденцией к достижению средних данных, чем данные детей, воспитывавшихся в учреждении с грудного возраста.

Наконец, вся исследуемая группа по временному признаку. Отдельно были обработаны исследования за первые  три года, когда не предпринимались особые усилия в смысле исправления, и за последующие два года, когда исправлению уделялось интенсивное внимание. Результаты данных усилий весьма благоприятно отразились на развитии адаптивного поведения и на развитии моторики, однако уже менее на социальном поведении и едва заметно на развитии  речи. Различия между наиболее и наименее зрелыми, компонентами возросла в среднем еще больше.

Данный результат четко свидетельствует о том, что посредством материальных, технических и организационных мероприятий можно добиться в условиях учреждений весьма ценного прогресса в развитии детей и что надо, следовательно, подобные мероприятия разрабатывать дальше и углублять. Для достижения полного успеха надо было бы еще, по-видимому,  улучшить и углубить эмоциональные отношения между ребенком и воспитателем в учреждении. Наконец, высказывается мнение, что слишком большой диапазон в развитии отдельных психических функций у наших  детей из учреждения в ползунковом возрасте / моторика и адаптивное поведение стоят лишь незначительно ниже среднего, тогда как речь отличается весьма тяжелой задержкой/ является - как вообще  всякая дисгармония - источником определенного внутреннего напряжения, а, тем самым, и повышенной раздражимости, беспокойства, агрессивности и боязливо-тревожных проявлений у детей из учреждений. Занимаемые социальные и трудовые отношения отличаются затем при этих: условиях тенденцией развиваться "с отклонением, с особенностями", так что у ребенка нет возможности хорошо применять способности своего интеллекта, хотя они, в сущности, и развились  нормально.

Если рассмотреть результаты всех многочисленных работ о развитии детей в учреждениях, то можно отметить, во-первых, что их совершенно  преобладающее большинство тождественно указывает на невыгодные стороны учреждения как воспитательной среды для ребенка. Сравнение развития детей из учреждений, в области интеллекта, чувств и характера. В исследованиях во всех случаях однозначно приводится, что неблагоприятная среда учреждений затрагивает, в особенности, детей самого раннего, возраста - до 3 или, до 5 лет. Дети, воспитывавшиеся значительно больше, чем те дети, которые поступают в учреждение только в школьном возрасте.

Если однако, продвинуться дальше этих общих определений, то отмечается уже значительно меньше тождества в конкретных данных о размерах, серьезности, форме и длительности поражений. Было подтверждено, что определенное число детей, воспитываемых в учреждениях с раннего возраста в течение длительного времени, остается в психическом отношении если не полностью, то хотя бы частично хорошо приспособленных в социальном и индивидуальном  отношениях. Степень поражения среднего ребенка из учреждений в действительности весьма различна, она видоизменяется в зависимости от возраста детей, от условий жизни в отдельных учреждениях, проявляясь различно при различных компонентах развития. Предполагается однородность группы "детей из учреждений", описанная Голдфарбом или Боулби, (36, с.43), как "бесчувственный характер" растворилась в дальнейших исследовательских работах, показавших дифференциацию клинических признаков уже у грудных детей и ползунков, тогда как в более позднем возрасте наличествуют уже весьма разнообразные формы.

Тот факт, что у детей, вырастающих в тождественных депривационных условиях, также устанавливаются различные формы депривационных последствий, указывает несомненно на то , что следует серьезно считаться с индивидуальными факторами, вносимыми самим ребенком в депривационную ситуацию /свойства конституции, пол , возраст, возможно и патологические признаки/. В каком соотношении стоят, основные индивидуальные предпосылки к определенным депривационным условиям или констелляциям условий, остается пока" открытым вопросом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8