рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации рефераты

Чтобы на одном занятии решать, несколько задач, игры упражнения мы подбирали следующим образом:

- развитие зрительного или слухового сосредоточения. внимание к речи взрослого и развитие целенаправленных действий./игра “ Скажи,     что звучит". " Угадай, кто это"./

- Привлечение внимания детей / к речи взрослого/ развитие ее понимания. / Игра " Слушай и выполняй"/.

-     развитие активной речи в сочетании с задачами, направленными на воспитание внимания, выдержи, мелкой или общей моторики./ Игра "Кто внимательней", игра "Запомни слова"/ (см. Приложение 5)

Основой планирования занятий для нас был тематический план. Занятия по теме планировались последовательно одно за другим на протяжении трех недель.  ( см. Приложение 6).

Тема, выбранная для изучения с детьми, располагалась в виде

цепи последовательных занятий. На каждом последующем занятии уточняется или закрепляется познавательный и речевой материал темы. Для изучения темы включаются разные виды деятельности:

- ознакомление с предметом,

- выполнение детьми определенных действий с предметами,

- игры с предметами /сюжет/,

- дидактические игры на развитие различных анализаторов / сенсорики/,

- игры со строительным материалом, Задачи, связанные с развитием речи, располагались в следующем порядке:

1. Ознакомление с новыми словами.

2. Уточнение лексических значений новых слов.

3. Закрепление лексических значений слов, связь слова с обозначаемым предметом, признаком, действием.

4. Активизация новых слов в речи детей.

Данная программа была проведена с пятью детьми, находя­щимися в доме ребенка. Детям было интересно, и они с удовольствием выполняли задания предложенные нами.

Таким образом, данная коррекционная программа на протяжении всего формирующего эксперимента выполнила поставленную перед ней цель и задачи. Нами были соблюдены условия эффективности коррекционной работы, что и позволило повысить уровень  педагогической работы в Доме ребенка. Поскольку игра для детей 3-4 лет является основным видом деятельности, то все занятия  индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, мы проводили с детьми в игровой  форме.



§ 3.

АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ.


Для подтверждения необходимости  описанной выше программы для детей раннего возраста, находящихся в условиях социально- психологической депривации, и выявления степени ее эффективности нами был повторно проведен контрольный срез с целью изучения динамики произошедших изменений в развитии речи детей.

При проведении контрольного среза мы использовали ту же систему методик. / см. Глава 2. §1/.

Оценка результатов, соответсвует количеству набранных ребенком баллов. Приведем параметры баллов.

От 0 до 30 баллов - низкий уровень развития речи.

От 30 до 50 баллов - средний уровень развития речи.

От 50    и выше - высокий уровень развития речи.

Исследование охватило группу детей из девяти человек, принимавших участие в формирующем эксперименте - экспериментальная группа. Нам  показалось целесообразным провести сражение уровня развития речи детей экспериментальной группы / 9 детей Дома ребенка/, после констатирующего эксперимента и по завершению формирующего эксперимента. Такое сравнение результатов исследования поз­воляет нагляднее продемонстрировать динамику произошедших изменений: фиксировать прогресс, или же напротив, регресс.

Итак, проанализируем полученные данные. Для большей дос­товерности и наглядности постараемся сравнить данные двух срезов -исходного -/данные констатирующего эксперимента/ и повторного / данные формирующего эксперимента/.Сопоставим показатели диагнос­тики уровня речи экспериментальной группы до проведения, коррекционной работы, разработанной нами специально для детей раннего возраста, находящихся в условиях социально - психологической депривации, и по окончанию.


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.

                    СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Экспериментальная группа / до формирующего эксперимента/.

Ф.И. М.1 . М.2. M.3. М.4 Д.5. М.6. М.7. Итого
1. Захаров 3. 11 5 9 9 3 0 3 40
2. Демидкин И. 12 5 4 4 2 1 3 28
3. Рябов С. 11 5 5 8 3 5 3 40
4. Касьянова Т. 8 3 3 7 3 2 0 29
5. Письмен ко М. 4 2 1 6 2 0 0 15
6. Джамаева М. 17 5 10 10 7 2 4 57
7. Сыщенко Н. 10 3 1 3 2 1 0 23
!8. Васильев 0. 9 3 2 7 3 1 2 27
9. Мосесьянс С. 13 5 10 10 8 6 4 56

Экспериментальная группа / по окончанию формирующего эксперимента/.

Ф. И. М.1 .

М.2

М7 М.4. М.5. М.6. М.7. сумма
1 . Захаров 3. 12 5 10 9 4 2 3 45
2. Демидкин И. 12 5 5 4 3 2 3 34
З.Рябов С. 11 5 5 8 4 5 3 41
4.Касьянова Т. 9 4 4 7 3 3 1 31
5.Письменко М. 5 3 2 6 3 1 1 21
6.Джамаева М. 17 5 10 10 8 3 4 57
7.Сыщенко.H 11 3 2 3 2 2 6 27
8. Васильев О 9 3 3 7 3 2 2 29
9.Мосесьянс С 13 5 10 10 8 6 4

5

График 2.

Сравнительный анализ экспериментальных данных

                                        Итоги констатирующего эксперимента.


Количество детей

             50 и выше                30-50                 30-0

Набранные баллы     высокий,  средний, низкий

Уровни оценки: 22,5 % - высокий уровень

                           22,5% - средний уровень

                           55% - низкий уровень

Итоги формирующего эксперимента

Количество детей


                        50 и выше             30-50                    30-0

Набранные баллы   Высокий     средний                   низкий

Уровни оценки  33% - высокий уровень

                           44% - средний уровень

                           23% - низкий уровень

Данные констатирующего эксперимента:

5 детей - низкий уровень развития речи, 55%

2 детей - средний уровень, 22,5%

2 детей - высокий уровень, 22,5%

Данные формирующего эксперимента:

         3детей – низкий уровень, 33,5%

        4детей – средний уровень, 44%

       2детей - высокий уровень, 22,5%

Дети находившиеся на высоком уровне развития речи      по окончанию формирующего эксперимента показали те же результаты. Двое детей, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на сред­ний уровень развития речи.

По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития речи детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Дети стали сосре­доточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги.

Теперь сравним результаты уровня развития, речи детей экспери­ментальной группы / 9 детей дома ребенка/ и контрольной группы / 9 детей /, с которыми не проводилась вышеописанная нами коррекционная программа.

Таблица 3, График 3.

Экспериментальная группа:             

3 детей - низкий уровень развития речи,   33,5%

4 детей - средний уровень развития речи, 44%

2 детей - высокий уровень,  22,5%

Контрольная группа:

6 детей - высокий уровень,  65%

3 детей - средний уровень, 35%

                     

                                         


                                        Таблица 3.

Ф.И. М.1. М.2. M.3. М.4. М.5 М.6. М.7 Сум­
1 .Захаров 3. 12 5 10 9 4

2

3 45
2.демидкин И. 12 5 5 4 3

2

3 34 .
З.Рябов С. 11 5 5 8 4 5 3 41
4.Касьянова Т. 9 4 4 7 3 3 1 31
5.Письменно М. 5 3 2 6 3 1 1 21
б.Джамаева М. 17 5 10 10 8 3 4 57 .
7. Сыщенко Н. 11 3 2 3 2 2 6 27
8. Васильев 0. 9 3 3 7 3 2 2 29

9.Мосесьянс С.

 —

13 5 10 10 8 6 4 56
Ф.И. М.1. М.2, M.3 М.4. М.5. М.6. М.7 Сумма
1Семенов С. 13 5 8 10 9 4 6 55
2.Афанасьев М. 15 5 10 8 8 6 5 57
З.ПетроваО. 14 5 7 13 7 5 7 58
4.Пичко.дд. 13 5 6 8 9 5 4 50
5.Переверзева 0. 12 5 9 10 6 5 6 53
б.Павелко А. 12 5 10 8 8 5 3 51
7.Голубь В. 10 4 10 13 7 5 2 47
б.Труфанова Н. 13 4 8 13 10 5 2 55
9.Хохлов А. 13 5 10 8 8 3 3 50

                                  График 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8