рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Особенности интеллекта учеников специализированных классов (гуманитарного и математического) рефераты

12)  П.А. Результат математического теста: 9 баллов, вербального: 12 баллов, средняя успеваемость: 4 балла, разница результатов: 3 балла.

13)  М.М. Результат математического теста: 12 баллов, вербального: 7 баллов, средняя успеваемость: 4,3 балла, разница результатов: 5 балла.

14)  О.О. Результат математического теста: 6 баллов, вербального: 8 баллов, средняя успеваемость: 4,5 балла, разница результатов: 2 балла.

15)  К.Е. Результат математического теста: 7 баллов, вербального: 12 баллов, средняя успеваемость: 4,7 балла, разница результатов: 5 баллов.

16)  Д.Е. Результат математического теста: 7 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 4,7 балла, разница результатов: 6 баллов.

17)  С.В. Результат математического теста: 4 баллов, вербального: 11 баллов, средняя успеваемость: 4,8 балла, разница результатов: 7 баллов.

18)  М.Е. Результат математического теста: 14 баллов, вербального: 18 баллов, средняя успеваемость: 5 балла, разница результатов: 4 балла.


Рис. 2.1.а.

Рис. 2.1.б.




Корреляции результатов

Между результатами математического и вербального тестов в 9а: 0,67.

Между результатами вербального 9а и вербального 9б: 0,56.

Это свидетельствует о явной связи.

Между успеваемостью и результатами математического теста в 9а: 0,42

Между успеваемостью и результатами вербального теста в 9а: 0,07

Между успеваемостью и результатами вербального теста в 9б: -0,41

Между успеваемостью и результатами математическоготеста в 9б: -0,35

Зависимость успеваемости и результатов незначительна.

Т-критерий стьюдента:

Различия математического теста 9а и математического теста 9б: 6,03;

Вербального теста 9а и математического теста 9а: -9,67.

Различия между другими результатами незначительны. См. приложение.

Из графиков  на рис.2.1.б. видно, что результаты вербального теста классов отличаются не значительно, в среднем баллы гуманитарного класса ниже на 11%. Что свидетельствует о незначительном различии уровней развития вербального компонента интеллекта школьников.

На рис.2.1.а. представлены графики по результатам математического теста. Легко заметить, что у 9а класса  количество верных ответов в среднем значительно выше, чем у 9б. разница в среднем составляет 40%. Что свидетельствуют о более высоком уровня развития счетно-математического компонента интеллекта школьников математического класса.

Графики на рис.2.2.а и 2.2.б  дают полную картину ответов учеников 9а и 9б классов по каждому тесту.

Из рис.2.2.а. Ясно видно, что график вербального теста находится ниже графика математического теста и его значения меньше у каждого испытуемого. Можно сказать, что у всех учеников математического класса больше развит счетно-математический компонент интеллекта.

Рис.2.2.б  показывает, что график вербального теста пересекается с графиком математического теста и его значения ниже в пяти точках из восемнадцати. Можно сделать вывод, что  у тринадцати учеников 9б (большей части) больше развит вербальный компонент интеллекта, а у пяти счетно-математический. Разница результатов по разным тестам у этих учеников составляет от двух до десяти баллов, что позволяет считать их неслучайными.

 Выводы

Гипотеза о том, что разделение детей по специализированным классам не соответствует особенностям структуры их интеллекта подтвердилась в случае с гуманитарным классом, где у 27% учащихся больше развит счетно-математический компонент интеллекта, а не  вербальный.

В случае с математическим классом гипотеза не подтвердилась. У всех учеников уровень развития счетно-математического компонента интеллекта выше чем вербального.

Выявлены следующие особенности:

1)        Внутри каждого класса присутствует значительная разница между результатами учеников (наибольшим и наименьшим);

2)        Результаты обоих тестов в математическом классе превышают результаты гуманитарного класса.

3)        Успеваемость математического класса в среднем выше чем гуманитарного.

4)        Нет явной зависимости между успеваемостью и результатами исследования.


Заключение

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Он определяет успешность адаптации к разным сферам деятельности, видам занятий, которыми потенциально может овладеть человек: чем выше интеллект, тем шире диапазон деятельности. Вероятно, «общечеловеческие» и специальные способности (общий и вербальный интеллект) детерминированы, в основном, генетическими, а индивидуальные – средовыми влияниями. Неудивительно, что различия в уровне развития специальных способностей, связанных с определенным материалом функционированием систем, обеспечивающих контакт с внешним миром, определяется по преимуществу средой.

Положительные, но умеренные по величине корреляции между учебными оценками и результатами тестирования не позволяют однознач­но утверждать, что интеллект детерминирует успешность обучения. 

Современная школа имеет тенденцию к дифференциации учеников по их индивидуальным способностям. При осуществлении индивидуального подхода к обучению важно знать, что для успешного обучения в математическом классе у детей должен быть высоко развит формальный, пространственный и вербальный интеллект. А для успешного обучения в гуманитарном классе необходим главным образом высокий уровень вербального интеллекта. Этот факт, на мой взгляд, свидетельствует о большей мобильности возможностей детей, имеющих техническую направленность способностей. Это объясняет тот факт, что такие школьники могут с одинаковой успешностью учиться и в математическом классе, и в гуманитарном.

Цель данной работы достигнута. Были выявлены особенности интеллектуальной деятельности учеников математического и гуманитарного классов:

Уровень развития счетно-математического компонента интеллекта учеников математического класса значительно выше чем у учеников гуманитарного класса, в то время как уровень развития вербального компонента примерно одинаков в обоих классах;

В специализированных классах не все ученики имеют умственные способности, соответствующие требованиям программы.

 Исследование показывает, что  метод дифференциации в школе работает не настолько эффективно, как должен. В специализированных классах присутствуют дети, не справляющиеся с программой повышенной сложности. В связи с этим можно порекомендовать школьным психологам проводить диагностику структуры интеллекта детей перед вступительными испытаниями и затем в процессе обучения хотя бы раз в год, чтобы дети имели возможность выбрать направление соответствующее их способностям. В этом случае эффективность метода дифференциации заметно вырастет.


Источники

1.   Болотова А.К. Прикладная психология: Учебник для ВУЗов. М. 2002. 

2.   Бурлачук Л.Ф., Блейзер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев 1978.

3.   Годфруа Ж. Что такое психология. М. 1996. Т.2.

4.   Голубева Э.А. Способности и склонности. М. 1989.

5.   Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М. 1993

6.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М. 1995.

7.   Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.1991.

8.   Кочубей Б.И. Анализ количественных признаков // Роль среды в формировании индивидуальности человека. М. 1988.

9.   Панферов В.Н. Психология человека. СПб. 2002.

10.             Смирнова Н.Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. М 1993.

11.             Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск. 2002. 

12.             Практический интеллект под ред. Дж. Стернберга. СПб. 2002.

13.             Думирашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии 1991  №1.

14.             Егорова М.С. , Зырянова Н.М, Пьянкова Возрастные изменения отношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии 1993 №2.

15.             Освальд В. Ослабление когнитивных функций в пожилом возрасте при дементных процессах //Иностранная психология. 1993. №2.

16.             Тадж Д. Влияние коммуникации между сверстниками на их развитие // Вопросы психологии. 1991 №2.

17.              http://pozitiv.is-best.biz/content/files/psiholg/563.htm

18.              www.appa.ru

19.              www.nerungri.edu.ru

20.              www.avenir.ru

21.              www.voppsy.ru/

22.              www.superidea.ru

23.              www.psy.piter.com

24.              www.atheism.ru/science/science.phtml

25.              www.content.mail.ruк/arch


Приложение 1

Табл. 3. Сводная таблица данных учеников 9 А и 9Б классов.

9 А

 

Фамилия Ср.балл Мат. Тест Верб. Тест Разница(М.-В.)

 

1 П.И. 3,3 17 13 4

 

2 Е. Р. 3,6 13 9 4

 

3 Б.Д. 3,6 12 7 5

 

4 И.А. 3,8 18 16 2

 

5 З.О. 3,8 19 15 4

 

6 П.И. 4 17 16 1

 

7 Ф.Г. 4 19 16 3

 

8 Ш.Е 4,2 20 12 8

 

9 М.Д. 4,3 19 15 4

 

10 К.О. 4,4 18 15 3

 

11 И.О. 4,4 20 14 6

 

12 Е.И. 4,5 20 14 6

 

13 А.М 4,6 20 13 7

 

14 Г.М 4,7 19 13 6

 

15 Е.Т. 4,8 19 12 7

 

16 С.М. 4,8 20 11 9

 

17 К.А. 4,9 13 10 3

 

18 С.О 5 20 15 5

 

Фамилия Ср.балл Мат. Тест Верб. Тест Разница(В.-М.)
1 Ф.Р. 3,2 10 13 3
2 М.С. 3,2 12 14 2
3 Ш.О. 3,3 17 7 -10
4 О.М. 3,3 8 14 6
5 Ф.А. 3,4 12 15 3
6 В.Д 3,5 12 16 4
7 З.В. 3,6 13 11 -2
8 С.С. 3,8 7 15 8
9 З.Р. 3,8 19 12 -7
10 Т.И. 3,9 19 13 -6
11 И.А. 4 5 7 2
12 П.А. 4 9 12 3
13 М.М. 4,3 12 7 -5
14 О.О. 4,5 6 8 2
15 К.Е. 4,7 7 12 5
16 Д.Е. 4,7 7 13 6
17 С.В. 4,8 4 11 7
18 М.Е. 5 14 8 -6

Приложение 2

Табл.4 Различия.

Paired Samples Test
Paired Differences

t

df Sig. (2-tailed)
Mean Std. Deviation Std. Error Mean 95% Confidence Interval of the Difference
Lower Upper
Pair 1 A_VERB - B_VERB 1,556 3,433780668 0,809349865 -0,1520234 3,263135 1,921982 17 0,071532199
Pair 2 MAT_9A - MAT_9B 7,222 4,857444929 1,14491075 4,806671687 9,637773

6,308109

17 7,86356E-06
Pair 3 VERB_9A - MAT_9A -4,83 2,121320344 0,5 -5,88824112 -3,77843

-9,66667

17 2,53891E-08
Pair 4 VERB_9B - MAT_9B 0,833 5,436802694 1,281466684 -1,87032504 3,536992 0,650297 17 0,524192504

Приложение 3

Табл. 5 Корреляции.

Correlations
A_SRBALL A_MAT A_VERB B_SRBALL B_MAT B_VERB
A_SRBALL 1
A_MAT

0,42177214

1
A_VERB

0,06738402

0,665703

1
B_SRBALL

0,96459898

0,340748 -0,05352 1
B_MAT -0,2980878 -0,13945 0,149084

-0,35368

1
B_VERB -0,3659645 -0,01843

0,562077

-0,41336

-0,00097 1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7