рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Особенности интеллекта учеников специализированных классов (гуманитарного и математического) рефераты

1.4.3 Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей

В педагогической психологии накоплен колоссальный эмпирический мате­риал, касающийся связей уровня развития интеллекта с успеваемостью[6;155]. Следует отметить, что вербальный интеллект сильнее связан с уровнем учебной успевае­мости, чем невербальный (по Векслеру).

При осуществлении индивидуального подхода к обучению важно знать, как развитие отдельных составляющих структуры интеллекта определяет успеш­ность овладения школьниками теми или иными учебными предметами. В зависи­мости от возраста ребенка характер этих связей меняется. Cосредоточим свой анализ на результатах исследований детей среднего и старшего школьного возраста.

Анализ доступных литературных данных по проблеме взаимосвязи уровня развития познавательных способностей и успешности обучения в школе по различным учебным предметам показал, что для определения профиля обуче­ния и определения уровня, на котором будет проводиться обучение, достаточно диагностики трех типов интеллекта: вербального, математического и простран­ственного[9;208]. Обобщенные результаты приведены в следующей таблице, показывающей корреляции между успешностью обучения по различным школь­ным предметам и познавательными способностями.


Табл. 2. Успешность обучения по школьным предметам и

уровень интеллекта.[9]

Школьные предметы Интеллект
Невербальный математический Невербальный пространственный Вербальный Общий
Русский язык + ++
Литература ++ ++
История +
Иностранный язык +
География + +
Физика ++ +
Алгебра ++ ++ ++ ++
Геометрия ++ ++ ++ ++
Химия ++ + +
Зоология + +
Черчение +4- ++ ++

+ _ умеренная, ++ — высшая положительная корреляция

Результаты в обобщенном виде можно описать следующим образом:

1)    уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем предметам и, в первую очередь гуманитарным связи обнаружатся (литература, история и т. д.);

2)    уровень пространственного интеллекта определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного цикла (биология, география и пр.) и физико-математического цикла;

3)    уровень формального (числового) интеллекта определяет успешность обу­чения по математике.

Таким  образом, чтобы успешно учиться по математике, физике и химии, нужно обладать развитым «числовым» (формально-символическим), простран­ственным и  вербальным  интеллектами.

Для успешного обучения по предметам естественнонаучного чикла необхо­дим высокий уровень развития пространственного интеллекта и вербального ин­теллекта; чтобы хорошо успевать по гуманитарным дисциплинам, нужен высокий уровень развития вербального интеллекта.

Эту зависимость можно назвать ступенчатой и выразить следующей схемой:

Рисунок 1.10 Связь успешного обучения по предметам с уровнями развития компонентов интеллекта[9].

Следует лишь добавить, что корреляционные связи между успешностью обу­чения и уровнем развития каждого из факторов описываются той же моделью «интеллектуального диапазона»[9;209].

Переход от факторных и корреляционных моделей описания структуры об­щих способностей и параметров деятельности к моделям алгебраическим и да­лее — динамическим сегодня является совершенно необходимым для дальнейше­го развития теории общих способностей.

Модель «интеллектуального диапазона» (точнее было бы сказать: «диапазона продуктивности») позволяет описать ряд известных эмпирических зависимостей и фактов, а также предсказать новые эффекты[6;158]. Общий интеллект определяет лишь верхние границы возможных достижений человека. Известная поговорка: «Выше головы не прыгнешь» — звучит не очень оптимистично. Но это не значит, что диапазон человеческих возможностей мал.

Глава 2  Исследование особенностей интеллекта учеников дифференцированных классов

2.1 Организация и методы    

Цель работы

Выявить и изучить особенности интеллектуальной деятельности у учеников математического и гуманитарного классов.

Задачи

          1. Провести диагностику вербального и счетно-математического компонентов интеллекта школьников.

          2. Сопоставить результаты учеников математического и гуманитарного классов.

          3. Выявить различия, если они есть, в структуре интеллекта учеников дифференцированных классов.

          4. Сделать выводы: соответствует ли разделение учеников по дифференцированным классам особенностям структуры их интеллекта (уровню развития вербального и счетно-математического компонентов интеллекта школьников)

Рабочая гипотеза

При разделение детей по математическому и гуманитарному направлениям особенности структуры их интеллекта учитываются не в полной мере.

 Методика

В процессе исследования был использован тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Впервые тест структуры интеллекта был описан в 1953 г. Р. Амтхауэром. Групповой тест предназначался для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 лет до 61 года. Автор ставил задачу разработать метод, который мог использоваться на практике для профессиональной ориентации и консультирования по проблемам выбора профессии[1;56]. Амтхауэр включил в свой тест задания на диаг­ностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счет­но-математического, пространственного, мнемического.

Средняя величина взаимных корреляций между этими факто­рами в тесте равна 0,36 (0,62 — 0,20). Тест был разработан в трех параллельных формах. Надеж­ность теста как инструмента равна 0,97 (корреляция четных и не­четных заданий), при повторном тестировании через год коэффи­циенты надежности оказались равными 0,83 (по отдельным субтестам — 0,50). Валидность теста по критерию успешности обу­чения в школе равна 0,62.

Тест был адаптирован для выборки русских школьников М. К. Акимовой и др. (1984) и включал 9 субтестов[1;56]. Методика включает в себя следующие субтесты: 1) на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний (не только научных, но и житейских); 2) на классификацию по­нятий; 3) на установление аналогий; 4) на подведение двух по­нятий под общую категорию (обобщение); 5) на умение решать простые арифметические задачи; 6) на умение находить число­вые закономерности; 7) на умение мысленно оперировать изоб­ражениями фигур на плоскости; 8) на умение мысленно опери­ровать изображениями объемных фигур. Каждый субтест состоит из 20 заданий. Время выполнения каждого субтеста ограничено — 10 мин. Целиком выполнение всего теста занимает 80 мин (два урока без перерыва).

Для проведения группового тестирования подготовлены две формы теста — А и Б. Соседи по парте работают с разными форма­ми теста.

Таким образом, задания теста состоят из вербального и число­вого материалов, а также из изображений. Первые требуют от ис­пытуемых определенных знаний и умений производить с материа­лом некоторые логические действия. Вторые предполагают опре­деленную степень развития формализованного и пространственного мышления. Р. Амтхауэр предполагал, что по успешности выполне­ния отдельных субтестов этой методики можно судить о структуре интеллекта испытуемых[1;57]. Для грубого анализа «умственного про­филя» он предлагает следующее: если наивысшие результаты по­лучены испытуемым по первым четырем субтестам, то у него боль­ше развиты теоретические способности, если же они получены по субтестам, составляющим вторую половину методики, то у него больше развиты практические способности.

          Для диагностики вербального и счетно-математического компонентов интеллекта школьников были выбраны 2 субтеста:

          1) на классификацию по­нятий;

          2) на умение находить число­вые закономерности.

Ход работы

          Исследование проводилось 15.03.04 в 9а классе и 18.03.04 в 9б классе химико-технологического лицея № 4 города Пскова. Оба класса специализированные, 9а - математический, 9б - гуманитарный. Исследование проводилось в 10.30, когда школьники уже проснулись и еще не устали.

          Каждому ученику был выдан бланк методики. Далее была зачитана инструкция и засечено время 15 минут. После чего испытуемые начали работать.

Инструкция

Перед вами два теста, первый словесный, второй математический. Вам нужно выполнить оба, на каждый дается по 15 минут.

Посмотрите словесный тест (раздел 2). В каждом задании представлено пять слов. Все слова кроме одного можно объединить общим понятием. Из них вам нужно исключить лишнее.

Например:

а) видеть б) говорить в) осязать г) нюхать д) слышать

Лишнее слово «говорить», остальные можно объединить понятием «чувствовать». В ответе запишем номер задания и букву б).

          В математическом тесте (раздел 6) вам дается ряд чисел, который вам нужно продолжить одним числом.

          Например:

2 4 6 8 10 12 14 ?

Здесь каждое следующее число получается путем прибавления двойки к предыдущему. Это будет число 16. В ответе запишем номер задания и полученное число 16.

 

2.2 Анализ результатов и интерпритация   См. табл. 2.

Наибольшее количество баллов:

          Математический тест    9а: 20 баллов;

                                                9б: 19 баллов;

          Вербальный тест          9а: 16 баллов;

                                                9б: 16 баллов;

Наименьшее количество баллов:

          Математический тест    9а: 12 баллов;

                                                9б: 4 баллов;

          Вербальный тест          9а: 7 баллов;

                                                9б: 7 баллов;

Средний балл:

          Математический тест    9а: 17,9 баллов;

                                                9б: 10,7 баллов;

          Вербальный тест          9а: 13,1 баллов;

                                                9б: 11,6 баллов;

Средний уровень школьной успеваемости:

          9а: 4,26;

          9б: 3,94.

В целом получилось, что наибольшая разница результатов математического и вербального тестов в 9а  составила 9 баллов, в 9б составила 10 баллов. Наименьшая разница в 9а составила 1 балл, в 9б составила  2  балла.

                9а класс:

1)      П.И. Результат математического теста: 17 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 3,3 балла, разница результатов: 4 балла.

2)      Е.Р. Результат математического теста: 13 баллов, вербального: 9 баллов, средняя успеваемость: 3,6 балла, разница результатов: 4 балла.

3)      Б.Д. Результат математического теста: 12 баллов, вербального: 7 баллов, средняя успеваемость: 3,6 балла, разница результатов: 5 баллов.

4)      И.А. Результат математического теста: 18 баллов, вербального: 16 баллов, средняя успеваемость: 3,8 балла, разница результатов: 2 балла.

5)      З.О. Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 15 баллов, средняя успеваемость: 3,8 балла, разница результатов: 4 балла.

6)      П.И. Результат математического теста: 17 баллов, вербального: 16 баллов, средняя успеваемость: 4 балла, разница результатов: 1 балл.

7)      Ф.Г. Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 16 баллов, средняя успеваемость: 4 балла, разница результатов: 3 балла.

8)      Ш.Е. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 12 баллов, средняя успеваемость: 4,2 балла, разница результатов: 8 баллов.

9)      М.Д.Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 15 баллов, средняя успеваемость: 4,3 балла, разница результатов: 4 балла.

10)   К.О. Результат математического теста: 18аллов, вербального: 15баллов, средняя успеваемость: 4,4балла, разница результатов: 3 балла.

11)   И.О. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 14 баллов, средняя успеваемость: 4,4 балла, разница результатов: 6 баллов.

12)   Е.И. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 14 баллов, средняя успеваемость: 4,5 балла, разница результатов: 6 баллов.

13)   А.М. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 4,6 балла, разница результатов: 7 баллов.

14)   Г.М.  Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 4,7 балла, разница результатов:  6 баллов.

15)   Е.Т. Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 12 баллов, средняя успеваемость: 4,8 балла, разница результатов: 7 баллов.

16)   С.М. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 11 баллов, средняя успеваемость: 4,8 балла, разница результатов: 9 баллов.

17)   К.А. Результат математического теста: 13 баллов, вербального: 10 баллов, средняя успеваемость: 4,9 балла, разница результатов: 3 баллов.

18)   С.О. Результат математического теста: 20 баллов, вербального: 15 баллов, средняя успеваемость: 5 балла, разница результатов: 5 баллов.

9б класс:

1)    Ф.Р. Результат математического теста: 10 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 3,2 балла, разница результатов: 3 балла.

2)    М.С. Результат математического теста: 12 баллов, вербального: 14 баллов, средняя успеваемость: 3,2 балла, разница результатов: 2 балла.

3)    Ш.О. Результат математического теста: 17 баллов, вербального: 7 баллов, средняя успеваемость: 3,3 балла, разница результатов: 10 баллов.

4)    О.М. Результат математического теста: 8 баллов, вербального: 14 баллов, средняя успеваемость: 3,3 балла, разница результатов: 6 баллов.

5)    Ф.А. Результат математического теста: 12 баллов, вербального: 15 баллов, средняя успеваемость: 3,4 балла, разница результатов: 3 балла.

6)    В.Д. Результат математического теста: 12 баллов, вербального: 16 баллов, средняя успеваемость: 3,5 балла, разница результатов: 4 балла.

7)    З.В. Результат математического теста: 13 баллов, вербального: 11 баллов, средняя успеваемость: 3,6 балла, разница результатов: 2 балла.

8)    С.С. Результат математического теста: 7 баллов, вербального: 15 баллов, средняя успеваемость: 3,8 балла, разница результатов: 8 баллов.

9)    З.Р. Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 12 баллов, средняя успеваемость: 3,8 балла, разница результатов: 5 баллов.

10)  Т.И. Результат математического теста: 19 баллов, вербального: 13 баллов, средняя успеваемость: 3,9 балла, разница результатов: 6 баллов.

11)  И.А. Результат математического теста: 5 баллов, вербального: 7 баллов, средняя успеваемость: 4 балла, разница результатов: 2 балла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7