Реферат: Особенности интеллекта учеников специализированных классов (гуманитарного и математического)
Потребление матерью лекарственных и других
веществ
Многие вещества могут серьезно нарушать
развитие утробного плода. Установлено, что злоупотребление в первые месяцы беременности
некоторыми антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином,
может приводить к значительной задержке умственного развития новорожденного.
Так же последствия возможны и в том случае, если мать во время беременности
употребляет алкоголь или курит.
Факторы окружающей среды
С каким бы потенциалом не родился ребенок,
очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения
смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с
которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Если в самом начале жизни
интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными
факторами, то очень скоро ситуация становиться иной. Уже начиная с года или двух,
ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со
своим физическим и социальным, окружением. При этом все более и более сложные
обстоятельства и ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими
для хода его дальнейшей жизни.
Серьезная недостаточность ребенка,
по-видимому, особенно сильно сказывается в первые шесть месяцев жизни, Однако,
если в дальнейшем ребенок начинает питаться нормально и жить в стабильных
условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам может
догнать в своем развитии сверстников, получавших нормальное питание с момента рождения.
До начала нашего века в большинстве
западных стран на ребенка смотрели как на "взрослого в миниатюре",
который более или менее быстро в зависимости от социального происхождения
приобщается к миру взрослых. Мышление и интеллектуальные проявления
формировались в определенных рамках, характерных для той среды, в которой
предстояло жить будущему взрослому человеку. У представителей
привилегированных слоев интеллект развивается в более "абстрактном"
направлении в соответствии с их уровнем культуры, В народных же массах
интеллект должен был носить "практический" характер и отражать
профессиональные навыки.
При демократизации начального, а затем
среднего образования, была поставлена задача - дать каждому человеку
возможность максимально развить свои способности с тем, что бы он мог полностью
реализовать имеющиеся у него возможности. В то же время, школа взяла за основу
старую модель обучения, и в ней сохранились ценности и представления о культуре
и интеллекте, свойственные привилегированным слоям. Это было сделано в надежде
на то, что представления, характерные для низких классов, смогут измениться в
пользу "элитарной" культуры. При этом не была учтена социальная
действительность, которая не может меняться столь быстро. В низших слоях, в
неблагополучных семьях жизненная реальность рассматривается как ежедневная
борьба за существование, а не как возможность этического и интеллектуального
развития. Поэтому такие группы населения остаются невосприимчивыми к культуре,
никак не связанной с их повседневными нуждами. Ребенок, вышедший из низших
слоев, оказывается в "подвешенном" состоянии между школьным воспитанием,
которое не находит отклика в его семье, с одной стороны и повседневной жизнью,
свойственной его среде и заставляющей его как можно быстрее приобщиться к
миру труда с целью обретения самостоятельности, с другой.
Интеллект подвержен изменению: в течение
жизни способность к решению задач изменяется неравномерно. Большинство исследователей
сходится на том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное
развитие человека, причем наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12
лет.
К этому выводу независимо друг от друга
пришли Я.А.Пономарев, Л. Терстоун, Ж. Пиаже, Н. Рейли и многие другие
исследователи[9;160]. Интеллект человека достигает своего максимального
развития к 19-20 годам, затем наступает фаза стабилизации и с 30 — 34 лет
происходит спад продуктивности интеллектуальных функций.
Развитие общих интеллектуальных
способностей зависит не только от возраста, но и от вида деятельности (учебной
и профессиональной), которой занимается человек.
Рис.1.7. Интеллектуальное развитие ребенка и подростка (по Ж. Годфруа.
Что такое прогресс. М.: Прогресс, 1993)
В последнее время данные о снижении
интеллекта у лиц пожилого возраста подвергаются критике[9;158]. Сохраняются, в
первую очередь, индивидуальные различия интеллекта. Сторонники концепции об
индивидуальной стабильности IQ в течение жизни приводят целый ряд аргументов.
Так, по результатам тестирования учеников средней школы и колледжей,
успешность выполнения интеллектуальных тестов остается практически неизменной
в течение обучения. В частности, Т. Хансен провел исследование интеллекта 613
мальчиков-третьеклассников и сравнил результаты с их же показателями через 10
лет перед поступлением на службу в армию. Корреляция оказалась равной 0,73. В ряде других исследований получены
еще более высокие корреляции между уровнем интеллекта, измеренного в раннем
детстве, и более поздними результатами
(0,46 < r < 0,83). Разумеется, с течением времени корреляция результатов
раннего тестирования уменьшалась, но все равно была высокой: через 10 лет она
оставалась на уровне 0,65, а через 25 лет — на уровне 0,60. Дж. Андерсон
выдвинул гипотезу «перекрытия» для объяснения связи между результатами тестирования
интеллекта в разном возрасте[9;161]. В течение жизни индивид не утрачивает
приобретенные знания и интеллектуальные навыки, потому константа IQ отражает отношение
часть—целое между существовавшим потенциалом и вновь приобретенным. Однако
критики концепции стабильности IQ считают, что можно говорить лишь о
постоянстве уровня интеллекта в среднем по выборке, в то время как
индивидуальные показатели могут у одних людей ухудшаться, а у других — улучшаться в течение жизни.
Исследования калифорнийских психологов
показали, что индивидуальные показатели интеллекта с 6 до 18 лет могут
изменяться в пределах 30 единиц (при s
= 15). Эти изменения были связаны не со спонтанными колебаниями, а с
различиями в семейном окружении: у детей, оказавшихся в благоприятной
эмоциональной среде, уровень интеллекта постоянно повышался, а у детей, по отношению
к которым родители не проявляли достаточной заботы, наблюдался процесс снижения
уровня интеллекта[6;140]. По данным американских исследователей, решающим
фактором, влияющим на относительный прогресс или регресс в развитии
интеллекта, оказался уровень образования родителей. Что касается эмоциональных
отношений, то эмоциональная подчиненность родителям влияла на спад IQ в
возрасте от 4,5 до 6 лет. Подъем же IQ связан с эмоциональным одобрением со
стороны родителей, поощрением инициативы и рассудительности, а также
формированием родителями у ребенка еще не нужных для адаптации в данном
возрасте умений и навыков.
Развитие интеллекта в школьном возрасте
определяется преимущественно внутренней мотивацией ребенка — стремлением к
высоким достижениям, тягой к соперничеству и любознательностью[14;39].
Более серьезные проблемы возникают при
исследовании интеллекта взрослых. Как уже отмечалось выше, большая часть
исследований изменения интеллекта взрослых отмечает подъем показателей, от 17
до 20-30 лет, а затем — резкое снижение. Особо резкое падение уровня интеллекта
наблюдается после 60 лет (данные получены по тесту Векслера WAIS). Однако эти
данные подвергаются обоснованной критике. Во-первых, эти результаты получены методом
срезов, то есть исследование проводилось одномоментно на группах людей разных
возрастов. Но различия групповых данных могут быть обусловлены не возрастными
особенностями, а тем, что люди, вошедшие в разные возрастные группы,
принадлежат к различным поколениям и обладают разным уровнем образования и
культуры[14;39]. Уровень образования населения с течением времени повышается, и
это неизбежно отражается в повышении результативности выполнения теста WAIS молодым
поколением. Старшие по возрасту люди хуже выполняют тесты, потому что они менее
образованны. Вторым аргументом являются результаты, полученные в лонгитюдных
исследованиях, противоречащие результатам, полученным методом срезов[9;165]. Во
всех лонгитюдных исследованиях, которые основаны на повторном тестировании
одних и тех же людей, имеющих высокий интеллектуальный и/или образовательный уровень,
замечены тенденции к увеличению уровня интеллекта от 5 до 40 лет. Сходные
результаты получены при обследовании лиц со средним уровнем интеллекта и
образования, а также при изучении умственно отсталых испытуемых. Наиболее
тщательное исследование по этому вопросу провели К. В. Шай и С. Р. Стротер в
1968 году[6;142]. Они обследовали с помощью теста элементарных умственных
способностей 500 человек, отобранных из популяции 18 000 человек случайным
образом. В возрастные группы входили по 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 20
до 70 лет с интервалом 5 лет. Через 7 лет 302 человека из исходной выборки были
вновь протестированы. Сравнение данных, полученных методом срезов и лонгитюдным
методом, показало, что все лица, ранее принадлежащие молодому поколению, лучше
выполняют тест. Кроме того, лонгитюд показал, что по определенным тестам
результативность практически не изменяется с возрастом, и лишь по некоторым
наблюдается небольшое, но значимое снижение. Пространственный интеллект
остается неизменным примерно до 60 лет, после чего наблюдается снижение
продуктивности. Тест на логическое мышление лучше всего выполняют люди в
возрасте от 35 до 45 лет, а после 45 начинается снижение средних показателей.
Вербальный интеллект улучшается до 55-60 лет, снижение наступает к 65-70
годам. Наконец, арифметический тест практически одинаково успешно выполняют
испытуемые от 25 до 60 лет (с некоторым улучшением), после 60 лет наступает
ухудшение[15;56].
Анализируя данные многочисленных
исследований, ведущий американский специалист в области тестирования интеллекта
А. Анастази приходит к выводу, что снижение интеллекта, связанное с возрастом,
проявляется только после 60 лет, а до этого периода различия средних данных по
разным возрастным группам объясняются различиями поколений по уровню
образования и культуры[9;170]. Результаты эмпирических исследований говорят о
жесткой связи интеллектуальной продуктивности людей в 60-80 лет с их
профессией: некоторые интеллектуальные функции с годами могут развиваться даже
в преклонном возрасте. Однако с возрастом все же происходит снижение продуктивности
основного показателя интеллекта, а именно «общего интеллекта», за счет
замедления мыслительного процесса, связанного со снижением скорости обработки
информации. Причем скоростные показатели интеллекта по многочисленным данным
снижаются уже с 30 лет. Считается, что из парциальных способностей больше
всего страдают мнемические процессы, связанные с активным восприятием и
долгосрочным хранением информации, а способность к краткосрочному удержанию
информации снижается с возрастом весьма незначительно[6;145]. Снижается
скорость кодирования и актуализации информации в кратковременной памяти.
Рис.1.8.Развитие кристаллизованного и
флюидного интеллекта в течение жизни (по J. R. Neselroade, R. В. Cattel! Handbook
of Multivariate Experimental Psycology. N. Y.: Plenum Press, 1988)[6;143]
Главной особенностью изменения интеллекта
при старении является дифференциация психических функций[9]. В молодости
основные парциальные способности (пространственные, вербальные, арифметические
и пр.) могут изменяться относительно независимо друг от друга. В пожилом
возрасте проявляется дифференцировка функций на «кристаллизованные» и «текучие»
(по Кэттеллу). По Кэттеллу, «кристаллизованные» функции зависят от тренировки,
образования, приобщенности к культуре (логическое мышление, способность к
счету, знания и пр.). Под «текучими» способностями Кэттелл понимал способности,
позволяющие осуществлять гибкое и быстрое восприятие и обработку информации
(скорость обработки информации) [6;143]. Эти способности обусловлены генетически.
Кэттелловский «текучий интеллект» тождественен фактору «общей умственной энергии»
по Спирмену.
Данные исследований возрастных изменений
познавательных функций свидетельствуют о том, что «кристаллизованные» функции
мало зависят от процесса старения, их структура не изменяется, они могут
тренироваться (способность заучивать стихи) [14;57]. Что касается скоростных
способностей («текучий интеллект»), то, как правило, они снижаются при
старении, особенно после 60 лет.
Можно сделать вывод, что общий интеллект в
течение жизни претерпевает определенные изменения: развиваясь особенно
интенсивно от 0 до 12 лет, достигая оптимума развития к 20-30 годам, его
уровень несколько снижается и затем падает после 60 лет. «Кристаллизованный
интеллект» либо снижается незначительно, либо остается неизменным и может даже
развиваться.
Пока еще никому не удалось выделить
обучаемость как специфическую общую способность, отличную от общего
интеллекта. Поэтому интеллект рассматривается как способность, лежащая в
основе обучаемости, но не являющаяся существенным фактором, обусловливающим
успешность обучения[9;205]. Корреляция тестов общего интеллекта с критериями
обучаемости колеблется от -0,03 до 0,61.
Для теста «Прогрессивные матрицы» Равена
корреляция общего интеллекта с уровнем школьной успеваемости равна 0,70 (английские
школьники). Данные, полученные в других странах по тесту Равена, менее значимы:
корреляции колеблются от 0,33 до 0,61 (успеваемость по математике; немецкие
школьники) и 0,72 (общая успеваемость; советские школьники).
Тест Векслера дает менее высокие
корреляции с успеваемостью: вербальная шкала — до 0,65, невербальная — от 0,35
до 0,45, общий интеллект — 0,50.
Чаще всего для прогноза школьной
успеваемости используют тесты структуры интеллекта или их отдельные субтесты[9;205].
Положительные, но умеренные по величине
корреляции между учебными оценками и результатами тестирования не позволяли
исследователям однозначно утверждать, что интеллект детерминирует успешность
обучения[9;205]. Недостаточно высокие корреляции объяснялись нерелевантностью
оценок в качестве критериев успешности обучения, несоответствием материала
тестов содержанию учебных программ и т. д. [6;151].
Анализ распределения индивидов в
пространстве координат «школьные оценки» — «величина IQ» свидетельствует о
наличии более сложной зависимости между интеллектом и успеваемостью, чем
линейная связь.
Нетрудно заметить, что существует
положительная корреляция IQ и школьной успеваемости, но для школьников с
высоким уровнем интеллекта она минимальна.
Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер исследовали
зависимость школьной успеваемости от уровня интеллекта (тест Векслера). В ряды
слабоуспевающих школьников попали ученики и с высоким, и с низким уровнем
интеллекта. Однако лица с интеллектом ниже среднего никогда не входили в число
хорошо или отлично успевающих. Главной причиной низкой успеваемости детей с высоким
IQ было отсутствие учебной мотивации.
Рис.1.9. Соотношение между
IQ и школьными оценками.[6]
Таким образом, существует нижний «порог»
IQ для учебной деятельности: успешно учиться может только школьник, чей
интеллект выше некоторого уровня, определяемого внешними требованиями
деятельности. И вместе с тем успеваемость не растет бесконечно: ее уровень
ограничивают системы оценок и требования педагогов к учащимся .
Тесты интеллекта, особенно так называемые
тесты структуры интеллекта (тест Амтхауэра, GATB, ДАТ и т. д.), широко
используют в целях профессионального отбора и распределения кадров[9;207].
Данные тестирования общего интеллекта
коррелируют с успешностью деятельности: для разных профессий -0,10 < г <
0,85. Для большинства профессий корреляция равна 0,60 (тест GATB).
Накопленные к 60-м годам результаты,
характеризующие связь показателей тестирования интеллекта при профессиональном
отборе с характеристиками успешности профессионального обучения и
профессиональной деятельности, позволили сделать весьма нетривиальный вывод.
Одним из первых теорию «порога интеллекта» для профессиональной деятельности
предложил Д. Н. Перкинс[9;207]. Согласно его концепции, для каждой профессии
существует нижний пороговый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже
определенного уровня не способны овладеть данной профессией. Если же IQ
превышает этот уровень, то между уровнем достижений в профессиональной
деятельности и уровнем интеллекта нельзя проследить никакой существенной
корреляционной связи[6;154]. Успешность профессиональной деятельности начинает
определять мотивация, личностные черты индивида, система ценностей и т. д.
Индивид не в силах овладеть деятельностью,
если его интеллект ниже этого порога. Если же его интеллект превышает
пороговое значение, то реальные достижения индивида определяют не когнитивные
способности, а его настойчивость, увлеченность, темпераментальные особенности,
поддержка семьи и т.д.
Существует ли «верхний» интеллектуальный
порог? Иными словами: ограничены ли возможности индивида в определенной
профессиональной деятельности уровнем его интеллекта?
Следует отметить, что прогностичность
тестов интеллекта выше для успешности профессионального обучения, нежели для
продуктивности профессиональной деятельности. Очевидно, практическая
деятельность менее контролируема, чем учебная, а ее результат зачастую менее
жестко оценивается, не определен или очень отдален во времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|