рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Мотивационно-ценностные отношения в профессиональном становлении студентов дошкольного факультета рефераты

          Проследим динамику изменения мотивации аффиляции от курса к курсу. По данным исследования составлена таблица № 8.

Сводная таблица данных по ТМА

Таблица № 8

мотив достижения

курс

1 курс 3 курс 5 курс
интенсивность обоих мотивов высокая 21,8% 30,6% 22,6%
преобладание СП 23,6% 23,7% 27%
преобладание СО 21,8% 23,7% 27%
интенсивность обоих мотивов низкая 21,8% 23% 19,9%
t крит. Стюдента 2 2,51 2,6

          Согласно данным обследования, мотивация аффиляции на 1 курсе выражена средне. К 3 курсу происходит незначительный перевес в сторону высокой интенсивности мотивации аффиляции. Тогда как к 5 курсу преобладающими становятся одновременно мотив стремления к принятию и страх отвержения.

          Таким образом, происходит изменение мотивации аффиляции от среднего уровня на 1 к., к высокому уровню проявления мотивации аффиляции на 3 и 5 курсах.

          Данные полученные в результате изучения ценностных ориентаций студентов так же подверглись сравнительному анализу. Сводные данные представлены в таблице № 3.

          На основе данных таблицы, мы можем сделать вывод о том, что для группы 1 к (унив) преобладающей является ценность духовное удовлетворение, а для студентов 1 к (к) значимой является ценность развитие себя. Т.е. для 1 к (унив) наиболее ценно руководство морально-нравственными принципами преобладанием духовных ценностей на материальными; а для 1 к (к) ценно познание себя, и постоянное развитие своих способностей. К 3 курсу для обоих групп преобладающими являются ценности обеспечивающие высокое материальное положение как к главному смыслу жизни. Но для студентов колледжа по-прежнему остается значимой ценность развития своих способностей. Для студентов 5 курса обоих групп преобладающими являются высокое материальное положение как главный смысл жизни. При анализе актуальных жизненных сфер обнаружилось, что ведущей жизненной сферой для студентов 1 курса обоих групп являются обучение и образование, на 3 курсе для студентов университета актуальная жизненная сфера остается постоянной, а у студентов колледжа преобладающей становится сфера профессиональной жизни. На 5 курсе вновь происходит изменение, для университета актуальной жизненной сферой становится сфера профессиональной жизни, а для студентов колледжа – сфера обучения и образования. Очевидно, преобладание профессиональной сферы у студентов 3 курса (к) может быть связано с возможностью попробовать себя в качестве профессионала, а затем вновь обучение и образование становится преобладающим.

          При анализе данных об изменении основных терминальных ценностей от 1 к 5 мы получили следующие результаты. (см. таблицу № 9).

          Из данных таблицы видно, что наиболее значимыми ценностями на 1 к являются развитие себя и своих способностей, и духовное удовлетворение предполагающие превалирование  морально нравственных ценностей над материальными. К 3 курсу на 1 место выходят ценности достижения, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач. На 5 курсе ведущими становятся ценности высокого материального положения, как главный жизненный смысл. Таким образом, от 1 к от идеальных ценностей переходят к материальным и практическим.

При этом на протяжении всего обучения ведущей жизненной сферой является среда обучения и образования.

          При сравнительном анализе данных полученных с помощью методики М. Рокича мы обнаружили (см. таблицу № 10), что вся выборка от 1 до 5 курса как колледжа так и университета разделяется на две группы: 1) духовные ценности; 2) материальные ценности. Кроме 1 курса колледжа, в котором также большое место занимает группа личностных ценностей, типа уверенности в себе, самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения и другие. Причем студенты 1 к (к) отличаются преобладанием духовных ценностей, над материальными в отличие от студентов университета, т.е. студенты колледжа в основном руководствуются в поведении морально-нравственными ценностями, а не материальными, как студенты университета. На 3 курсе обе группы на первый план выносят материальные ценности, хотя разница между группами духовных и материальных ценностей незначительна. На 5 курсе, так же материальные ценности преобладают в обоих группах над морально-нравственными. Таким образом, по данным методики происходит изменение от морально-нравственных ценностей на 1 курсе к материальным на 3 и 5 курсах.

Выделение групп ценностей

Таблица № 10

Курсы Духовные Материальные Личностные Другие
1 кол. 34% 31,4% 23,8% 4%
унив. 41,6% 55,4% 0 3%
3 кол. 43,7% 53,3% 0 3%
унив. 47,2% 49,5% 0 3,3%
5 кол. 45,3% 50,5% 0 4,2%
унив. 46,4% 49,5% 0 4,1%

Итак, исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что в ходе профессионального становления во время обучения в ВУЗе происходят изменения мотивационной сферы студентов и переосмысление основных терминальных ценностей. Студенты социально-педагогического колледжа отличаются от студентов педагогического университета большей выраженностью мотивации достижения, в связи с незавершенным профессиональным самоопределением, подтвердилась результатами нашего исследования. Действительно, в ходе профессионального становления происходит изменение мотивационной сферы студентов, от средней выраженности мотива достижения на 1 курсе к высокому уровню мотива достижения на 3 и 5 курсе. А так же происходит изменение мотивации аффиляции от среднего уровня на 1 курсе к высокой интенсивности мотивации аффиляции на 3 и преобладанию мотивов СП и СО на 5 курсе.

          Данные нашего исследования подтверждают и то, что студенты колледжа действительно отличаются большей выраженностью мотива достижения, в отличии от студентов университета.

          Кроме того отсутствие статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов объективно значимых для них основных ценностей, указывает на их относительную устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента.


Заключение.

          Данное исследование посвящено изучению актуальной, сложной и недостаточно разработанной проблеме мотивации в профессиональном становлении специалистов в период обучения.

          Теоретический анализ психологической литературы показал, что проблема мотивации является одной из фундаментальных и противоречивых проблем в психологии. Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в профессиональном становлении студентов указывается на влияние мотивационных установок студентов на успешность учебной деятельности.

          Нами была предпринята попытка изучения особенностей мотивационной сферы студентов в разные периоды обучения.

          Для этого, мы изучили 2 основных вида мотивации: мотивация достижения и мотивация аффиляции. Результаты проведенного исследования позволяют вывод о том, между студентами колледжа и студентами университета существуют различия в проявлении мотивации достижения. Т.е. мотивация достижения у студентов колледжа выражена в большей степени, нежели у студентов университета. Связано это может быть с незавершенным профессиональным самоопределением студентов колледжа. Мотивация аффиляции так же наиболее выражена у студентов колледжа, по сравнению со студентами университета, что обусловлено большей свободой предоставленной студентам университета. В целом наблюдается изменение мотивации достижения и мотивации аффиляции от низкого уровня на 1 курсе к более высокому на 3 и 5 курсах.

          В ходе данного исследования были так же изучены основные терминальные ценности студентов дошкольного факультета. Данные исследования выявили нацеленность студентов больше на духовное удовлетворение, и развитие себя в начале профессионального становления. А к концу обучения их ценностные ориентации становятся более материальными. Причем, нацеленность на духовные ценности и ценности развития себя у студентов колледжа сохраняется дольше, нежели у студентов университета.

          В результате проведения сравнительного анализа данных оказалось, что в ходе профессионального становления на всем протяжении обучения, происходят статически значимые изменения мотивации достижения и мотивации аффиляции в сторону увеличения ее выраженности от 1 к 5 курсу. А так же наблюдается статически значимые различия в проявлении мотивации достижения между студентами колледжа и университета. Мотивация достижения наиболее выражена у студентов колледжа по сравнению со студентами университета. Отсутствие статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов и учебных заведений субъективно значимых для них основных целей – ценностей указывает на их относительную устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента.

          Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают часть гипотезы, о том, что 1) в ходе профессионального становления, во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов. 2) Студенты социально-педагогического колледжа отличаются от студентов педагогического университета большей выраженностью мотива достижения, в связи с незавершенным профессиональным самоопределением. И опровергают, гипотезу, о том, что в ходе профессионального становления происходит переосмысление основных терминальных ценностей.


Список литературы.

1.     Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976г.

2.     Аритова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания. Вестник МГУ сер. Психология № 4, 1998г. с 40-52.

3.     Алексеева М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом. Сб: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. Москва, Одесса. 1986г.

4.     Айламадян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. Вопросы психологии. 1990г. № 4.

5.     Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1078г.

6.     Бжалова И.Г. Установка и поведение. М., 1979г.

7.     Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1976г.

8.     Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации. Вестник МГУ.            Психология. сер 14 1998г. № 2.

9.     Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении. Вопросы психологии. 1997г. № 4.

10.   Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Вопросы психологии. 1997г. № 3.

11.   Ваник Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий. Вопросы психологии. 1989г. № 3.

12.   Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. М., 1981г.

13.   Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф-тех училищ. М., 1986г.

14.   Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов. Вопросы психологии. 1999г. № 2.

15.   Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1998г.

16.   Забродин Ю.М. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности. Вопросы психологии. 1989г. № 6.

17.   Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза. Вопросы психологии 1998. № 2.

18.   Крылов Н.И. Подготовка учащихся средних школ к выбору рабочей профессии. Вопросы психологии. 1985 г. № 5.

19.   Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 1985 г. № 4.

20.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996г.

21.   И. Кон. Психология ранней юности. М., 1989г.

22.   Клаус. Г. Введение в дифференцированную психологию учащихся. М., 1987г.

23.   Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности у успешности обучения студентов в вузе. Психологический журнал. Т. 14. 1996 г. № 4.

24.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание личности. М., 1977 г.

25.   Матюшкина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников. Вопросы психологии. 1985 г. № 1.

26.   Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1989 г. № 1.

27.   Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.            М., 1990 г.

28.   Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения. Вопросы психологии. 1984 г. № 4.

29.   Немов Ф.С. Психология. 1991 г. 2 кн.

30.   Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию. Вопросы психологии. 1986 г. № 2.

31.   Практическая психология в образовании. М., 1997 г. Под редакцией                    И.В. Дубровиной.

32.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989 г.

33.   Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов на Дону. 1994 г.

34.   Реан А., Колошинский . Социально-педагогическая психология. М., 1998 г.

35.   В.И. Степанский. Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности.

36.   Теория личности в западноевропейской и американской психологии. / Ред. и составители Райгородский. Хрестоматия. М., 1996 г.

37.   Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред.                   И.В. Дубровиной. М., 1998 г.

38.   Хеккаузен. Мотивация деятельности в 2 т. М., 1986 г.

39.   Формирование личности старшеклассника. / Под ред.

И.В. Дубровиной. М., 1989 г.

40.   Раустова Э.Н. Доминирующие ценности ориентации у студентов МГУ. Социология. 1995 г. № 4.

41.   Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация. Детский психолог. 1995 г. № 7.

42.   Шалионов Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте. Автореферат. С-Пб. 1997.

43.   Юпитова А.В., Зотова А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов. Социс. 1997 г. № 3.

44.   Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.        М., 1969 г.

45.   Якунин В.А. Педагогическая психология. С-Пб. 1998 г.


Приложение № 1

Тест опросник для измерения мотивации аффиляции.

Тест опросника для шкалы (СП)

1.       Я легко схожусь с людьми.

2.       Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться один.

3.       Если бы я должен был выбирать, то предпочел бы, чтобы меня считали скорее способным и сообразительным чем общительным и дружелюбным.

4.       Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5.       Я говорю людям о своих переживаниях скорее часто и охотно, чем делаю редко и лишь по особым случаям.

6.       От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.

7.       Мне нравиться заводить как можно больше друзей.

8.       Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.

9.       Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10.    Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11.    Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7