Реферат: Мотивационно-ценностные отношения в профессиональном становлении студентов дошкольного факультета
Проследим динамику
изменения мотивации аффиляции от курса к курсу. По данным исследования
составлена таблица № 8.
Сводная
таблица данных по ТМА
Таблица № 8
мотив достижения
курс
|
1 курс |
3 курс |
5 курс |
интенсивность обоих мотивов высокая |
21,8% |
30,6% |
22,6% |
преобладание СП |
23,6% |
23,7% |
27% |
преобладание СО |
21,8% |
23,7% |
27% |
интенсивность обоих мотивов низкая |
21,8% |
23% |
19,9% |
t крит.
Стюдента |
2 |
2,51 |
2,6 |
Согласно данным
обследования, мотивация аффиляции на 1 курсе выражена средне. К 3 курсу
происходит незначительный перевес в сторону высокой интенсивности мотивации
аффиляции. Тогда как к 5 курсу преобладающими становятся одновременно мотив
стремления к принятию и страх отвержения.
Таким образом, происходит
изменение мотивации аффиляции от среднего уровня на 1 к., к высокому уровню
проявления мотивации аффиляции на 3 и 5 курсах.
Данные полученные в
результате изучения ценностных ориентаций студентов так же подверглись
сравнительному анализу. Сводные данные представлены в таблице № 3.
На основе данных таблицы,
мы можем сделать вывод о том, что для группы 1 к (унив) преобладающей является
ценность духовное удовлетворение, а для студентов 1 к (к) значимой является
ценность развитие себя. Т.е. для 1 к (унив) наиболее ценно руководство
морально-нравственными принципами преобладанием духовных ценностей на
материальными; а для 1 к (к) ценно познание себя, и постоянное развитие своих
способностей. К 3 курсу для обоих групп преобладающими являются ценности
обеспечивающие высокое материальное положение как к главному смыслу жизни. Но
для студентов колледжа по-прежнему остается значимой ценность развития своих
способностей. Для студентов 5 курса обоих групп преобладающими являются высокое
материальное положение как главный смысл жизни. При анализе актуальных
жизненных сфер обнаружилось, что ведущей жизненной сферой для студентов 1 курса
обоих групп являются обучение и образование, на 3 курсе для студентов
университета актуальная жизненная сфера остается постоянной, а у студентов
колледжа преобладающей становится сфера профессиональной жизни. На 5 курсе
вновь происходит изменение, для университета актуальной жизненной сферой
становится сфера профессиональной жизни, а для студентов колледжа – сфера
обучения и образования. Очевидно, преобладание профессиональной сферы у
студентов 3 курса (к) может быть связано с возможностью попробовать себя в
качестве профессионала, а затем вновь обучение и образование становится
преобладающим.
При анализе данных об
изменении основных терминальных ценностей от 1 к 5 мы получили следующие
результаты. (см. таблицу № 9).
Из данных таблицы видно,
что наиболее значимыми ценностями на 1 к являются развитие себя и своих
способностей, и духовное удовлетворение предполагающие превалирование морально
нравственных ценностей над материальными. К 3 курсу на 1 место выходят ценности
достижения, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач. На 5 курсе
ведущими становятся ценности высокого материального положения, как главный
жизненный смысл. Таким образом, от 1 к от идеальных ценностей переходят к
материальным и практическим.
При этом на протяжении всего обучения
ведущей жизненной сферой является среда обучения и образования.
При сравнительном анализе
данных полученных с помощью методики М. Рокича мы обнаружили (см. таблицу №
10), что вся выборка от 1 до 5 курса как колледжа так и университета
разделяется на две группы: 1) духовные ценности; 2) материальные ценности.
Кроме 1 курса колледжа, в котором также большое место занимает группа
личностных ценностей, типа уверенности в себе, самостоятельность в принятии
решений, отстаивание своего мнения и другие. Причем студенты 1 к (к) отличаются
преобладанием духовных ценностей, над материальными в отличие от студентов
университета, т.е. студенты колледжа в основном руководствуются в поведении
морально-нравственными ценностями, а не материальными, как студенты
университета. На 3 курсе обе группы на первый план выносят материальные
ценности, хотя разница между группами духовных и материальных ценностей
незначительна. На 5 курсе, так же материальные ценности преобладают в обоих
группах над морально-нравственными. Таким образом, по данным методики
происходит изменение от морально-нравственных ценностей на 1 курсе к
материальным на 3 и 5 курсах.
Выделение
групп ценностей
Таблица № 10
Курсы |
Духовные |
Материальные |
Личностные |
Другие |
1 |
кол. |
34% |
31,4% |
23,8% |
4% |
унив. |
41,6% |
55,4% |
0 |
3% |
3 |
кол. |
43,7% |
53,3% |
0 |
3% |
унив. |
47,2% |
49,5% |
0 |
3,3% |
5 |
кол. |
45,3% |
50,5% |
0 |
4,2% |
унив. |
46,4% |
49,5% |
0 |
4,1% |
Итак, исходя из всего
вышесказанного мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что
в ходе профессионального становления во время обучения в ВУЗе происходят
изменения мотивационной сферы студентов и переосмысление основных терминальных
ценностей. Студенты социально-педагогического колледжа отличаются от студентов
педагогического университета большей выраженностью мотивации достижения, в
связи с незавершенным профессиональным самоопределением, подтвердилась
результатами нашего исследования. Действительно, в ходе профессионального
становления происходит изменение мотивационной сферы студентов, от средней
выраженности мотива достижения на 1 курсе к высокому уровню мотива достижения
на 3 и 5 курсе. А так же происходит изменение мотивации аффиляции от среднего
уровня на 1 курсе к высокой интенсивности мотивации аффиляции на 3 и
преобладанию мотивов СП и СО на 5 курсе.
Данные нашего исследования
подтверждают и то, что студенты колледжа действительно отличаются большей
выраженностью мотива достижения, в отличии от студентов университета.
Кроме того отсутствие
статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов
объективно значимых для них основных ценностей, указывает на их относительную
устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента.
Заключение.
Данное
исследование посвящено изучению актуальной, сложной и недостаточно
разработанной проблеме мотивации в профессиональном становлении специалистов в
период обучения.
Теоретический
анализ психологической литературы показал, что проблема мотивации является
одной из фундаментальных и противоречивых проблем в психологии. Мотивационная
сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое
включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в
профессиональном становлении студентов указывается на влияние мотивационных
установок студентов на успешность учебной деятельности.
Нами была
предпринята попытка изучения особенностей мотивационной сферы студентов в
разные периоды обучения.
Для этого, мы
изучили 2 основных вида мотивации: мотивация достижения и мотивация аффиляции.
Результаты проведенного исследования позволяют вывод о том, между студентами
колледжа и студентами университета существуют различия в проявлении мотивации
достижения. Т.е. мотивация достижения у студентов колледжа выражена в большей
степени, нежели у студентов университета. Связано это может быть с незавершенным
профессиональным самоопределением студентов колледжа. Мотивация аффиляции так
же наиболее выражена у студентов колледжа, по сравнению со студентами
университета, что обусловлено большей свободой предоставленной студентам
университета. В целом наблюдается изменение мотивации достижения и мотивации
аффиляции от низкого уровня на 1 курсе к более высокому на 3 и 5 курсах.
В ходе данного
исследования были так же изучены основные терминальные ценности студентов
дошкольного факультета. Данные исследования выявили нацеленность студентов
больше на духовное удовлетворение, и развитие себя в начале профессионального
становления. А к концу обучения их ценностные ориентации становятся более
материальными. Причем, нацеленность на духовные ценности и ценности развития
себя у студентов колледжа сохраняется дольше, нежели у студентов университета.
В результате
проведения сравнительного анализа данных оказалось, что в ходе
профессионального становления на всем протяжении обучения, происходят
статически значимые изменения мотивации достижения и мотивации аффиляции в
сторону увеличения ее выраженности от 1 к 5 курсу. А так же наблюдается
статически значимые различия в проявлении мотивации достижения между студентами
колледжа и университета. Мотивация достижения наиболее выражена у студентов
колледжа по сравнению со студентами университета. Отсутствие статистически
достоверных различий в оценках студентами разных курсов и учебных заведений
субъективно значимых для них основных целей – ценностей указывает на их относительную
устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента.
Таким образом,
результаты нашего исследования подтверждают часть гипотезы, о том, что 1) в
ходе профессионального становления, во время обучения в ВУЗе, происходит изменение
мотивационной сферы студентов. 2) Студенты социально-педагогического колледжа
отличаются от студентов педагогического университета большей выраженностью
мотива достижения, в связи с незавершенным профессиональным самоопределением. И
опровергают, гипотезу, о том, что в ходе профессионального становления
происходит переосмысление основных терминальных ценностей.
Список литературы.
1.
Асеев В.Г.
Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976г.
2.
Аритова О.Н.
Влияние мотивации на структуру целеполагания. Вестник МГУ сер. Психология № 4,
1998г. с 40-52.
3.
Алексеева М.И.
Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом. Сб: Эмоциональная
регуляция учебной и трудовой деятельности. Москва, Одесса. 1986г.
4.
Айламадян А.М. Выбор
мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное
изучение. Вопросы психологии. 1990г. № 4.
5.
Бобнева М.И.
Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1078г.
6.
Бжалова И.Г.
Установка и поведение. М., 1979г.
7.
Божович М.И. Изучение
мотивации поведения детей и подростков. М., 1976г.
8.
Вартанова И.И. К
проблеме диагностики мотивации. Вестник МГУ. Психология. сер 14
1998г. № 2.
9.
Вербицкий А.А.,
Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении. Вопросы
психологии. 1997г. № 4.
10. Власова Н.Н. Изучение особенностей
доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Вопросы психологии.
1997г. № 3.
11. Ваник Д., Ман Ф. Профессиональная
подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий.
Вопросы психологии. 1989г. № 3.
12. Волков К.Н. Психология о
педагогических проблемах. М., 1981г.
13. Гребенюк О.С. Формирование интереса к
учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф-тех училищ. М.,
1986г.
14. Донцов И.И., Белокрылова Г.М.
Профессиональные представления студентов психологов. Вопросы психологии. 1999г.
№ 2.
15. Зимняя И.А. Педагогическая
психология. Ростов на Дону, 1998г.
16. Забродин Ю.М. Сосновский Б.А.
Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности. Вопросы
психологии. 1989г. № 6.
17. Захарова Л.Н. Личностные особенности,
стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов
педагогического вуза. Вопросы психологии 1998. № 2.
18. Крылов Н.И. Подготовка учащихся
средних школ к выбору рабочей профессии. Вопросы психологии. 1985 г. № 5.
19. Климов Е.А. Некоторые психологические
принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии.
1985 г. № 4.
20. Климов Е.А. Психология
профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996г.
21. И. Кон. Психология ранней юности. М.,
1989г.
22. Клаус. Г. Введение в
дифференцированную психологию учащихся. М., 1987г.
23. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация
учебной деятельности у успешности обучения студентов в вузе. Психологический
журнал. Т. 14. 1996 г. № 4.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание
личности. М., 1977 г.
25. Матюшкина М.В. Особенности мотивации
учения младших школьников. Вопросы психологии. 1985 г. № 1.
26. Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М.
Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1989 г. № 1.
27. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б.
Формирование мотивации учения. М., 1990 г.
28. Манукян С.П. Потребности личности и
их место в педагогической концепции мотивов учения. Вопросы психологии. 1984 г.
№ 4.
29. Немов Ф.С. Психология. 1991 г. 2 кн.
30. Обносов В.Н. Динамика
профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в
профессию. Вопросы психологии. 1986 г. № 2.
31. Практическая психология в
образовании. М., 1997 г. Под редакцией И.В. Дубровиной.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. М., 1989 г.
33. Рогов Е.И. Личность в педагогической
деятельности. Ростов на Дону. 1994 г.
34. Реан А., Колошинский .
Социально-педагогическая психология. М., 1998 г.
35. В.И. Степанский. Влияние мотивации
достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности.
36. Теория личности в западноевропейской
и американской психологии. / Ред. и составители Райгородский. Хрестоматия. М.,
1996 г.
37. Хрестоматия по возрастной и
педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. М.,
1998 г.
38. Хеккаузен. Мотивация деятельности в 2
т. М., 1986 г.
39. Формирование личности
старшеклассника. / Под ред.
И.В.
Дубровиной. М., 1989 г.
40. Раустова Э.Н. Доминирующие ценности
ориентации у студентов МГУ. Социология. 1995 г. № 4.
41. Шевандрин Н.И., Коваленко И.В.
Мотивация. Детский психолог. 1995 г. № 7.
42. Шалионов Г.М. Личностная зрелость и
профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте.
Автореферат. С-Пб. 1997.
43. Юпитова А.В., Зотова А.А.
Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов. Социс. 1997
г. № 3.
44. Якобсон П.М. Психологические проблемы
мотивации поведения человека. М., 1969 г.
45. Якунин В.А. Педагогическая
психология. С-Пб. 1998 г.
Приложение № 1
Тест опросник для измерения мотивации
аффиляции.
Тест опросника для шкалы (СП)
1.
Я легко схожусь с
людьми.
2.
Когда я
расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться один.
3.
Если бы я должен
был выбирать, то предпочел бы, чтобы меня считали скорее способным и
сообразительным чем общительным и дружелюбным.
4.
Я нуждаюсь в
близких друзьях меньше, чем большинство людей.
5.
Я говорю людям о
своих переживаниях скорее часто и охотно, чем делаю редко и лишь по особым
случаям.
6.
От хорошего
фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.
7.
Мне нравиться
заводить как можно больше друзей.
8.
Я скорее
предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.
9.
Я думаю, что
большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.
10. Я предпочел бы самостоятельную работу
коллективной.
11. Излишняя откровенность с друзьями
может повредить.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|