рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Мотивационно-ценностные отношения в профессиональном становлении студентов дошкольного факультета рефераты

      При ответе на вопрос «Какую работу вы хотели бы получить после окончания ВУЗа?» Авторами (Юпитова А.В., Зотова А.А.) были получены следующие данные: свою специфическую деятельность больше всего выбирают студенты I курса – 53%, и V курса – 44, 6%, и менее всего студенты III курса – 25, 5%. При этом прослеживается определенная динамика значимости мотивов для студентов при выборе предстоящей деятельности. Эта динамика при переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся мотивом познания, одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения на основе престижности будущей профессии.      Юпитова А.В. и Зотова А.А. указывают так же на то, что с I по V курс растет неудовлетворенность тем, что дал им университет в профессиональном плане. [39; с 24].


2.1 Постановка проблем и методы исследования.

          Исходя из теоретического анализа психологической литературы по данной проблеме мы предполагаем, что: 1. В ходе профессионального становления, во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысления основных терминальных ценностей. 2. Студенты социально-педагогического колледжа в отличие от студентов педагогического университета отличаются большей выраженностью мотивации достижения в связи с незавершенностью профессионального самоопределения.

          В связи с этим в практической части своей работы мы ставим перед собой следующие задачи:

1.   Изучить особенности мотивационной сферы студентов.

2.   Исследовать ценностные ориентации студентов.

3.   Произвести сравнительный анализ полученных данных.

В данном исследовании принимали участие студенты 1, 3, 5 курса обучающиеся в педагогическом университете и социально-педагогическом колледже. Всего в эксперименте приняло участие 130 человек. Для решения поставленных задач мы выбрали следующие методики:

1.   Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции (ТМА).

2.   Тест-опросник для измерения мотивации достижения (ТМД).

Данные методики были выбраны потому, что позволяют оценить 2 основные характеристики мотивационной сферы человека: мотивации достижения и личностная мотивация аффиляции.

3.   Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин).

4.   Методика ценностных ориентаций М. Рокича.

Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции.

Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов).

Тест-опросник мотивации аффиляции (ТМА) предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих  в структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО).

Методика применима для измерения интенсивности двух мотивов (СП) и (СО) у школьников, студентов и взрослых.

Тест представляет опросник, состоящий из двух шкал: шкалы мотива (СП) и шкалы мотива (СО).

Инструкция.

          «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

                   +3 – полностью согласен

                   +2 – согласен

                   +1 – скорее согласен, чем не согласен

                     0 – нейтрален             

                   -1 – скорее не согласен, чем согласен

                   -2 – не согласен

                   -3 – полностью не согласен

          Прочтите утверждения текста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, соответствующую выбранному Вами ответу.

          Не тратьте время на обдумывания ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел к Вам в голову.

          Каждое последующее утверждение читайте только после того, как Вы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке производится подсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты теста.

          Результаты теста будут использованы только для научных целей и дается полная гарантия их неразглашения.

          В тесте нет «хороших» или «плохих» ответов. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение.

          Если у Вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест.

          Теперь приступайте к работе».


Процедура подсчета суммарного балла.

          По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Используется следующая процедура. Ответам испытуемого на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:

+ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
1 2 3 4 5 6 7

         

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены знаком «- »в ключе) приписываются баллы на основе соотношения:

+ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
7 6 5 4 3 2 1

          Ключ к шкале СП: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, -17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

          Ключ к шкале СО: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -1, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

          На основе двух индексов СП и СО выделяют четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки испытуемых ранжируются как по шкале для СП, так и по шкале для СО. Далее выделяются четыре подгруппы испытуемых: высокий – низкий (СП выше медианы, а СО ниже медианы), низкий – низкий (СП ниже медианы, а СО выше медианы), высокий – высокий (СП выше медианы, СО выше медианы), низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы).

          Для испытуемых группы «высокий – низкий» характерен мотив «стремление к приятию», а для испытуемых группы «низкий – высокий» - мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова. При этом у одной из них («высокий – высокий») интенсивность обоих мотивов высокая, а у других низкая.

          Тест-опросник для измерения мотивации достижения.

          Модификация тест-опросника А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов).

          Тест-опросник для измерения мотивации достижения предназначен для двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и избегания неудачи.

          При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старшеклассников и студентов.

          Тест представляет собой опросник имеющий 2 формы: Муж. (А) и Жен. (Б).

Инструкция.

          Тест состоит из ряда утверждений касающихся отдельных сторон характера, а так же мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

                   +3 – полностью согласен

                   +2 – согласен

                   +1 – скорее согласен, чем не согласен

                     0 – нейтрален             

                   -1 – скорее не согласен, чем согласен

                   -2 – не согласен

                   -3 – полностью не согласен

          Процедура подсчета суммарного балла.

          Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:

+ -3 -2 -1 0 1 2 3
1 2 3 4 5 6 7

          Ответам испытуемых на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком   «-») приписываются баллы на основе соотношения:

+ -3 -2 -1 0 1 2 3
7 6 5 4 3 2 1

          Ключ к мужской форме: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.

          Ключ к женской форме: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.

          На основе подсчета суммарного балла определяют, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей подборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.

          Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин).

          Этот опросник основывается на 2х предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности. Перечень терминальных ценностей диагностируемых в начале опросника включает в себя 8 наименований:

1.   Собственный престиж, т.е. завоевываение своего признания в обществе путем следования определенных социальных требований.

2.   Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

3.   Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4.   Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5.   Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

6.   Достижения, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач, как главный жизненный фактор.

7.   Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

8.   Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общественными, защита своей неповторимости.

Реальная жизнь человека очень не однородна. Одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции различные по своему содержанию, виды деятельности, реализовывать в них определенную социальную роль. По своему сходству все эти особенности объединяются в определенные жизненные сферы. На наш взгляд наиболее типичными для большинства индивидов являются следующие сферы:

          а) профессиональная жизнь;

          б) обучение и образование;

          в) семейная жизнь;

          г) общественная жизнь;

          д) увлечения.

          Необходимо отметить, что терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах – каждая из которых в силу своей объективности, обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей. Поэтому, сферы способствующие этой реализации в наибольшей степени приобретают для индивида наибольшую значимость.

          Таким образом, вторым диагностическим конструктом нашего опросника выступает значимость для индивида той или иной жизненной сферы, как источника реализации или иной терминальной ценности.

          В целом конструкция опросника даем возможность пользователю ответить на 3 основные вопроса:

1.   Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида.

2.   Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида.

3.   В какой жизненной сфере преобладают терминальные ценности, реализованные в наибольшей степени.

Структура опросника:

          Структура опросника такова, что для диагностики двух основных конструктов теста используются одни и те утверждения. Такая структура позволяет производить анализ полученных данных не только относительно выраженности каждой из терминальных ценностей и отдельно значимости жизненной сферы, но и относительно выраженности каждой из терминальных ценностей в каждой жизненной сфере.

          Обработка данных производится с помощью таблицы ключа: В которой в каждой клеточке указаны номера ответов, сумма которых даст шкальную оценку. По этой оценке определяется значимость терминальных ценностей и жизненных сфер.


Ключ

Профессио­наль­ная жизнь Обучение и образование Семей­ная жизнь Общест­венная жизнь Увле­чения
Собствен­ный престиж 21, 57 5, 73 6, 49 27, 65 7, 74
Высокое ма­териальное положение 36, 66 20, 59 11, 58 8, 45 30, 63
Креатив­ность 31, 79 2, 55 9, 53 37, 48 25, 72
Активные социальные контакты 15, 47 28, 64 34, 42 22, 60 16, 54
Развитие себя 41, 70 23, 44 38, 69 17, 56 35, 80
Достижения 1, 52 10, 50 24, 46 32, 68 13, 76
Духовное удовлетво­рение 4, 43 33, 78 18, 62 3, 40 39, 71
Сохранение собственной индивиду­альности 26, 51 14, 75 29, 67 12, 51 19, 77

                  

          Ценностные ориентации (М. Рокич).

          Адаптированный вариант методики М. Рокича служит для исследования системы ценностей личности.

          Испытуемому предлагается проранжировать ценности. Затем на сколько испытуемый уверен в том, что при повторном опыте был бы тот же результат.

См. в приложении № 4.

          Обработка: доминирующая направленность ценностных ориентаций четко фиксируется как определенная жизненная позиция по критериям уровня вовлеченности, с одной стороны в сферу труда, а с другой – в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить, жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей – средств и представлений о нормах поведения, которое человек рассматривает в качестве эталона.


2.1 Изучение особенностей мотивации студентов дошкольного факультета.

         

Для решения поставленной задачи были использованы: Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции (ТМА), тест-опросник для измерения мотивации достижения (ТМД).

          По данным проведения тест-опросника ТМД на выборке 1 курса (у) оказалось, что 4 человека из 30 получили от 165 баллов и выше, что говорит о том, что потребность в достижении у этих студентов выражена сильно. Остальные 26 человек получили средние оценки. Поскольку среди тех студентов, у которых потребность в достижении выражена средне, наблюдается большой разброс школьных оценок (от 105 до 162), что говорит о том, что средняя выраженность потребности в достижении проявляется неодинаково. Поэтому мы посчитали необходимым выделить оценки приближающиеся к верхней границе, и нижней границе. Здесь и далее оценки верхней границы в данной выборке будут соответствовать сильной выраженности потребности в достижении, т.е. выраженности мотива стремления к успеху, нижняя граница оценок будет соответствовать слабой выраженности потребности в достижении, т.е. преобладанию мотива избегания неудач. Остальные оценки соответствуют средней выраженности потребности в достижении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7