Реферат: Мотивационно-ценностные отношения в профессиональном становлении студентов дошкольного факультета
С учетом данных
дополнений мы получили следующие результаты. (см. таблицу
№ 1)
Выраженность потребности
в достижении у студентов
Таблица № 1
Критерии |
Университет |
Колледж |
Высокий уровень |
1 курс |
22,7% |
36,6% |
3 курс |
11,2% |
20% |
5 курс |
30% |
23,5% |
Средний уровень |
1 курс |
40,9% |
46,7% |
3 курс |
66,6% |
70% |
5 курс |
50% |
52,9% |
Низкий
уровень
|
1 курс |
36,3% |
16,6% |
3 курс |
22,2% |
10% |
5 курс |
20% |
23,5% |
Таким образом, из
таблицы видно, что в данной выборке количество студентов со средним уровнем
выраженности потребности в достижении приблизительно одинаково, поэтому во
внимание принимается только высокий и низкий уровень выраженности потребности в
достижении. Так, у студентов 1 курса колледжа большее количество (36,6%)
студентов характеризуется высоким уровнем выражения потребности в достижении. И
меньшая часть группы характеризуется низким уровнем выраженности потребности в
достижении, т.е. для данных студентов свойственен мотив избегания неудачи. У
студентов 1 курса университета большее число студентов (36,3%) составляют те, у
которых потребность в достижении выражена на низком уровне. И меньше всего
студентов в этой группе проявляют мотив стремления к успеху на высоком уровне.
Среди студентов 3 курса колледжа преобладают студенты потребность в достижении
у которых выражена на высоком уровне, и меньшее число студентов характеризуются
преобладанием мотива избегания неудачи, т.е. потребность в достижении выражена
слабо.
Студентов 3 курса
университета, мотив достижения которых находится на низком уровне больше, чем
число студентов, мотив достижения у которых находится на высоком уровне. У 5
курса колледжа число студентов с высоким и низким уровнем выраженности мотива
достижения одинаково. У 5 курса университета в группе преобладают студенты с
высоким уровнем потребности в достижении (30%). И меньшая часть группы
характеризуется низким уровнем мотива достижения.
Данные
тест-опросника для измерения мотивации аффиляции позволяют выделить 4 группы
интенсивности проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения.
В результате
исследования данные распределяются следующим образом (см. таблицу
№ 2)
Таким образом,
для студентов 1 курса (кол) характерно преобладание мотива стремления к
принятию. Почти у такого же количества студентов (32,1%) преобладает мотив
страха отвержения. Более 20% студентов группы относятся к группе, в которой
интенсивность обоих мотивов высокая. И меньше всего студентов характеризуются
низкой интенсивностью обоих мотивов.
1 курс (унив) из
таблицы видно, что количество студентов, у которых интенсивность обоих мотивов
высокая, такое же высокое, как и число студентов у которых интенсивность обоих
мотивов низкая. Так же в данной группе число студентов с преобладающим мотивом
к принятию выше, чем число студентов с преобладанием мотива страха отвержения.
3
курс (кол). Исходя из данных таблицы видно, что в данной группе преобладают
студенты у которых интенсивность обоих мотивов высокая. Притом, что в данной
группе выявляется преобладание мотива СО над мотивом СП.
3 курс (унив).
Среди студентов группы у большего числа из них интенсивность обоих мотивов
высокая. Так же из таблицы видно, что мотив СП в данной группе преобладает над
числом студентов с преобладанием мотива страха отвержения.
5 курс (кол). В
данной выборке преобладает высокая интенсивность обоих мотивов из структуры
мотивации аффиляции, а так же у большинства студентов стремления к принятию
решения выше, чем мотив страха отвержения.
5 курс (унив). Из
таблицы видно, что в данной выборке число студентов с преобладающим мотивом СО
больше, чем число студентов с преобладающим мотивом СП. Так же высоко число
студентов у которых интенсивность обоих мотивов низкая.
Интенсивность проявления
мотивов стремления к принятию и страха отвержения у студентов
Таблица № 2
Критерии |
Университет |
Колледж |
Интенсивность обоих мотивов высокая |
1 курс |
31,8% |
21,4% |
3 курс |
33,3% |
30% |
5 курс |
16,6% |
29,4% |
СП |
1 курс |
18% |
35,7% |
3 курс |
27,7% |
20% |
5 курс |
27,7% |
29,4% |
СО |
1 курс |
13,6% |
32,1% |
3 курс |
22,8% |
25% |
5 курс |
33,3% |
23,5% |
Интенсивность обоих мотивов низкая |
1 курс |
36,3% |
10,7% |
3 курс |
22,2% |
25% |
5 курс |
22,2% |
17,6% |
2.3 Исследование ценностных
ориентаций студентов.
В данном
параграфе опишем полученные результаты. После проведения опросника терминальных
ценностей И.Г. Сенина, мы получили следующие
данные. (см. таблицу № 3).
Как видно из
таблицы, для группы 1 курса (унив) наиболее значимой является - терминальная
ценность духовное удовлетворение, и наиболее значимой жизненной сферой обучение
и образование. Однако, согласно данным исследования преобладающими ценностями
относительно жизненных сфер являются: собственный престиж, в наибольшей степени
реализующийся в сфере профессиональной жизни, высокое материальное положение –
в сфере семейной жизни, и духовное удовлетворение – в сфере общественной жизни.
Для группы 1 курса (кол)
наиболее значимой является терминальная ценность развитие себя, и наиболее
значимой жизненной сферой является обучение и образование. Выделяются так же
ценности, в наибольшей степени реализующиеся в определенных жизненных сферах:
это духовное удовлетворение, реализующееся в профессиональной жизни, и развитие
себя в сфере удовольствия.
Согласно таблицы, для 3
курса (унив) наиболее значима терминальная ценность высокое материальное
положение, а наиболее значимой жизненной сферой является так же обучение и
образование. При том, ведущая терминальная ценность высокое материальное
положение в наибольшей степени реализуется в сферах обучения и образования,
семейная жизнь, общественная жизнь.
Для 3 курса (кол) наиболее
значимой является высокое материальное положение, и развитие себя, а
преобладающей жизненной сферой является обучение и образование. В то же время
преобладание ценности высокое материальное положение в наибольшей степени
реализуется в сфере образования и обучения.
5 курс (унив). Согласно
данным исследования, наиболее значимой в данной группе является высокое
материальное положение, реализуемое в большей степени в семейной жизни.
5 курс (кол). Исходя из
данных таблицы, преобладающей терминальной ценностью так же является высокое
материальное положение, которая в наибольшей степени реализуется в
преобладающей жизненной сфере обучения и образования.
В результате проведения
методики М. Рокича мы разделили студентов на несколько групп по преобладающим
ценностям. Данные исследования представлены в таблице № 4.
Таблица № 4
Курсы |
Здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей,
жизненная мудрость. |
Активная деловая жизнь, интересная работа,
материально обеспеченная жизнь. |
Личностные характеристики |
Другие |
1 |
колледж |
34,8% |
31,4% |
29,8% |
4% |
универс. |
41,6% |
55,4% |
0 |
3% |
3 |
колледж |
43,7% |
55,3% |
0 |
3% |
универс. |
47,2% |
49,5% |
0 |
3,3% |
5 |
колледж |
45,3% |
50,5% |
0 |
4,2% |
универс |
46,4% |
49,5% |
0 |
4,1% |
Таким образом, из данных
таблицы видно, что выборка разделилась в основном на две группы преобладающих
ценностей. Так студенты 1 к (у), 3 к (к) и 3 к (у), а так же 5 к (к и у)
выявили 2 группы: 1 – духовные ценности, и ценности семейно-бытовой сферы, и 2
группа – материальные ценности практические. Причем во всех группах выборки
группы ценностей равнозначны. Так же были студенты, у которых ценности не
входят в вышеперечисленные группы. Но их число очень не велико. Согласно данным
исследования, студенты 1 к (к) кроме 2 групп перечисленных ценностей значимыми
считают так же ценности характеризующие личность: уверенность в себе, свобода в
принятии решений, отстаивание своего мнения и т.д.
2.4 Сравнительный
анализ данных исследования.
Поскольку целью нашей
работы является проследить динамику изменения мотивационно-ценностных отношений
в профессиональном становлении студентов. Произведем необходимый сравнительный
анализ полученных данных, и определим изменение мотивации достижения и
мотивации аффиляции у студентов от курса к курсу, а так же проследим различия
между студентами педагогического университета и социально-педагогического
колледжа.
Сравним данные полученные
в результате проведения ТМД, с целью выявления динамики мотивации достижения у
студентов педагогического университета и социально-педагогического колледжа.
(см. таблицу № 5).
Сводная таблица данных по ТМД
Таблица № 5
мотив достижения
курс
|
1 курс |
3 курс |
5 курс |
универс. |
колледж |
универс. |
колледж |
универс. |
колледж |
выражен сильно |
22,7% |
33,3% |
11,2% |
20% |
30% |
23,5% |
выражен средне |
40,9% |
46,7% |
66,6% |
70% |
50% |
56,9% |
выражен слабо |
36,3% |
16,6% |
22,2% |
10% |
20% |
19,6% |
t крит.
стюдента |
3,56 |
2,63 |
1,31 |
Из таблицы видно, что у
всей выборке студентов средний уровень мотива достижения встречается в
приблизительно одинаковом числе случаев. Однако, наблюдаются различия между
группами в преобладании мотива стремления к успеху или избегания неудачи. Так,
у студентов колледжа мотив достижения выражен сильнее, чем у студентов
педагогического университета, разница является статистически значимой (при Р =
0,01). Но такая тенденция наблюдается лишь на 1 и 3 курсах, к 5 курсу
происходит снижение мотива достижения у студентов колледжа. А у студентов
университета к 5 курсу мотив достижения становится выше по сравнению с 1 и 3
курсом, но относительно колледжа так же остается ниже, чем у студентов
колледжа. Очевидно, повышение мотива достижения у студентов колледжа на 1 и 3
курсе может быть связано прежде всего с желанием студентов в дальнейшем
продолжить свое обучение в педагогическом университете, а так же с тем, что в
колледже велика доля внешнего контроля. К 5 курсу, после перехода студентов в
ВУЗ, система контроля меняется, и цель студентов является достигнутой, поэтому
отмечается некоторое снижение мотива достижения. Но перспектива предстоящей
трудовой деятельности поддерживает мотив достижения студентов 5 курса на
высоком уровне.
Если проследить динамику
изменения мотива достижения от курса к курсу, то получим следующие данные.
Сводная таблица данных по ТМД
Таблица № 6
мотив достижения
курс
|
1 курс |
3 курс |
5 курс |
выражен сильно |
15,8% |
27,2% |
27% |
выражен средне |
68,4% |
43,6% |
51,3% |
выражен слабо |
15,8% |
23,6% |
18,9% |
t крит.
Стюдента |
2,3 |
1,9 |
|
|
|
|
|
Исходя из представленных
данных следует, что число студентов с высоким уровнем мотива стремления к
успеху увеличивается от 1 к 3 курсу и сохраняется на том же уровне до 5 курса.
Одновременно, к 3 курсу увеличивается число студентов с низким уровнем мотива
достижения, а к 5 курсу их доля снова снижается. Очевидно такое изменение может
быть связана, с включонностью студентов в учебный процесс, а так же с более
детальным знакомством с будущей профессией.
Проследим теперь, как
изменяется мотивация аффиляции у студентов среднего и высшего учебного
заведения. Данные исследования представлены в таблице № 7.
Сводная
таблица данных по ТМА
Таблица № 7
мотив достижения
курс
|
1 курс |
3 курс |
5 курс |
колледж |
универс. |
колледж |
универс. |
колледж |
универс. |
интенсивность обоих мотивов высокая |
21,4% |
31,8% |
30% |
33,3% |
29,4% |
16,6% |
преобладание СП |
35,7% |
18% |
20% |
27,7% |
29,4% |
27,7% |
преобладание СО |
32,1% |
13,6% |
25% |
22,2% |
23,5% |
33,3% |
интенсивность обоих мотивов низкая |
10,7% |
36,3% |
25% |
22,2% |
17,6% |
22,2% |
t крит.
Стюдента |
2,21 |
2,14 |
2,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, у
студентов 1 курса (к) преобладает мотив стремления к принятию, т.к. при
вхождении в новую группу большое место занимает желание быть принятой этой
группой. Соответственно и мотив страха отвержения тоже преобладает в данной
группе. В отличие от студентов 1 курса (у), у которых часть группы не заботится
о том будут ли они приняты группой, а другая часть группы проявляет высокую
интенсивность обоих мотивов. Вероятно, это связано с личностными особенностями
студентов, а так же той свободой, которая предоставлена студентам сначала
обучения. К 3 курсу, группа студентов становится более устойчивой и потому, как
у студентов колледжа, так и у студентов университета интенсивность обоих
мотивов очень велика, т.к. стремление занять свое место в группе наиболее
значимо. На 5 курсе между группами вновь наблюдаются отличия. Так, у студентов
колледжа преобладает высокая интенсивность обоих мотивов, а у студентов
университета – мотив страха отвержения является ведущим. Возможно, это может
быть связано с осознанием студентами 5 курса себя как профессионала, чем и
объясняется высокая интенсивность обоих мотивов у студентов колледжа и
преобладание мотива страха отвержения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|