рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Мотивационно-ценностные отношения в профессиональном становлении студентов дошкольного факультета рефераты

          С учетом данных дополнений мы получили следующие результаты.                       (см. таблицу № 1)

Выраженность потребности в достижении у студентов

Таблица № 1

Критерии Университет Колледж
Высокий уровень 1 курс 22,7% 36,6%
3 курс 11,2% 20%
5 курс 30% 23,5%
Средний уровень 1 курс 40,9% 46,7%
3 курс 66,6% 70%
5 курс 50% 52,9%

Низкий

уровень

1 курс 36,3% 16,6%
3 курс 22,2% 10%
5 курс 20% 23,5%

          Таким образом, из таблицы видно, что в данной выборке количество студентов со средним уровнем выраженности потребности в достижении приблизительно одинаково, поэтому во внимание принимается только высокий и низкий уровень выраженности потребности в достижении. Так, у студентов 1 курса колледжа большее количество (36,6%) студентов характеризуется высоким уровнем выражения потребности в достижении. И меньшая часть группы характеризуется низким уровнем выраженности потребности в достижении, т.е. для данных студентов свойственен мотив избегания неудачи. У студентов 1 курса университета большее число студентов (36,3%) составляют те, у которых потребность в достижении выражена на низком уровне. И меньше всего студентов в этой группе проявляют мотив стремления к успеху на высоком уровне. Среди студентов 3 курса колледжа преобладают студенты потребность в достижении у которых выражена на высоком уровне, и меньшее число студентов характеризуются преобладанием мотива избегания неудачи, т.е. потребность в достижении выражена слабо.

Студентов 3 курса университета, мотив достижения которых находится на низком уровне больше, чем число студентов, мотив достижения у которых находится на высоком уровне.    У 5 курса колледжа число студентов с высоким и низким уровнем выраженности мотива достижения одинаково. У 5 курса университета в группе преобладают студенты с высоким уровнем потребности в достижении (30%). И меньшая часть группы характеризуется низким уровнем мотива достижения.

          Данные тест-опросника для измерения мотивации аффиляции позволяют выделить 4 группы интенсивности проявления мотивов стремления к принятию и страха  отвержения.

          В результате исследования данные распределяются следующим образом              (см. таблицу № 2)

          Таким образом, для студентов 1 курса (кол) характерно преобладание мотива стремления к принятию. Почти у такого же количества студентов (32,1%) преобладает мотив страха отвержения. Более 20% студентов группы относятся к группе, в которой интенсивность обоих мотивов высокая. И меньше всего студентов характеризуются низкой интенсивностью обоих мотивов.

          1 курс (унив) из таблицы видно, что количество студентов, у которых интенсивность обоих мотивов высокая, такое же высокое, как и число студентов у которых интенсивность обоих мотивов низкая. Так же в данной группе число студентов с преобладающим мотивом к принятию выше, чем число студентов с преобладанием мотива страха отвержения.

3 курс (кол). Исходя из данных таблицы видно, что в данной группе преобладают студенты у которых интенсивность обоих мотивов высокая. Притом, что в данной группе выявляется преобладание мотива СО над мотивом СП.

          3 курс (унив). Среди студентов группы у большего числа из них интенсивность обоих мотивов высокая. Так же из таблицы видно, что мотив СП в данной группе преобладает над числом студентов с преобладанием мотива страха отвержения.

          5 курс (кол). В данной выборке преобладает высокая интенсивность обоих мотивов из структуры мотивации аффиляции, а так же у большинства студентов стремления к принятию решения выше, чем мотив страха отвержения.

          5 курс (унив). Из таблицы видно, что в данной выборке число студентов с преобладающим мотивом СО больше, чем число студентов с преобладающим мотивом СП. Так же высоко число студентов у которых интенсивность обоих мотивов низкая.

Интенсивность проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения у студентов

Таблица № 2

Критерии Университет Колледж
Интенсивность обоих мотивов высокая 1 курс 31,8% 21,4%
3 курс 33,3% 30%
5 курс 16,6% 29,4%
СП 1 курс 18% 35,7%
3 курс 27,7% 20%
5 курс 27,7% 29,4%
СО 1 курс 13,6% 32,1%
3 курс 22,8% 25%
5 курс 33,3% 23,5%
Интенсивность обоих мотивов низкая 1 курс 36,3% 10,7%
3 курс 22,2% 25%
5 курс 22,2% 17,6%

2.3 Исследование ценностных ориентаций студентов.

          В данном параграфе опишем полученные результаты. После проведения опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина, мы получили следующие данные.                             (см. таблицу № 3).

          Как видно из таблицы, для группы 1 курса (унив) наиболее значимой является - терминальная ценность духовное удовлетворение, и наиболее значимой жизненной сферой обучение и образование. Однако, согласно данным исследования преобладающими ценностями относительно жизненных сфер являются: собственный престиж, в наибольшей степени реализующийся в сфере профессиональной жизни, высокое материальное положение – в сфере семейной жизни, и духовное удовлетворение – в сфере общественной жизни.

          Для группы 1 курса (кол) наиболее значимой является терминальная ценность развитие себя, и наиболее значимой жизненной сферой является обучение и образование. Выделяются так же ценности, в наибольшей степени реализующиеся в определенных жизненных сферах: это духовное удовлетворение, реализующееся в профессиональной жизни, и развитие себя в сфере удовольствия.

          Согласно таблицы, для 3 курса (унив) наиболее значима терминальная ценность высокое материальное положение, а наиболее значимой жизненной сферой является так же обучение и образование. При том, ведущая терминальная ценность высокое материальное положение в наибольшей степени реализуется в сферах обучения и образования, семейная жизнь, общественная жизнь.

          Для 3 курса (кол) наиболее значимой является высокое материальное положение, и развитие себя, а преобладающей жизненной сферой является обучение и образование. В то же время преобладание ценности высокое материальное положение в наибольшей степени реализуется в сфере образования и обучения.

          5 курс (унив). Согласно данным исследования, наиболее значимой в данной группе является высокое материальное положение, реализуемое в большей степени в семейной жизни.

          5 курс (кол). Исходя из данных таблицы, преобладающей терминальной ценностью так же является высокое материальное положение, которая в наибольшей степени реализуется в преобладающей жизненной сфере обучения и образования.

          В результате проведения методики М. Рокича мы разделили студентов на несколько групп по преобладающим ценностям. Данные исследования представлены в таблице № 4.

Таблица № 4

Курсы Здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, жизненная муд­рость. Активная деловая жизнь, интересная ра­бота, материально обеспеченная жизнь. Личностные характеристики Другие
1 колледж 34,8% 31,4% 29,8% 4%
универс. 41,6% 55,4% 0 3%
3 колледж 43,7% 55,3% 0 3%
универс. 47,2% 49,5% 0 3,3%
5 колледж 45,3% 50,5% 0 4,2%
универс 46,4% 49,5% 0 4,1%

          Таким образом, из данных таблицы видно, что выборка разделилась в основном на две группы преобладающих ценностей. Так студенты 1 к (у), 3 к (к) и 3 к (у), а так же 5 к (к и у) выявили 2 группы: 1 – духовные ценности, и ценности семейно-бытовой сферы, и 2 группа – материальные ценности практические. Причем во всех группах выборки группы ценностей равнозначны. Так же были студенты, у которых ценности не входят в вышеперечисленные группы. Но их число очень не велико. Согласно данным исследования, студенты 1 к (к) кроме 2 групп перечисленных ценностей значимыми считают так же ценности характеризующие личность: уверенность в себе, свобода в принятии решений, отстаивание своего мнения и т.д.


2.4 Сравнительный анализ данных исследования.

Поскольку целью нашей работы является проследить динамику изменения мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов. Произведем необходимый сравнительный анализ полученных данных, и определим изменение мотивации достижения и мотивации аффиляции у студентов от курса к курсу, а так же проследим различия между студентами педагогического университета и социально-педагогического колледжа.

Сравним данные полученные в результате проведения ТМД, с целью выявления динамики мотивации достижения у студентов педагогического университета и социально-педагогического колледжа. (см. таблицу № 5).

Сводная таблица данных по ТМД

          Таблица № 5

мотив достижения

курс

1 курс 3 курс 5 курс
универс. колледж универс. колледж универс. колледж
выражен сильно 22,7% 33,3% 11,2% 20% 30% 23,5%
выражен средне 40,9% 46,7% 66,6% 70% 50% 56,9%
выражен слабо 36,3% 16,6% 22,2% 10% 20% 19,6%
t крит. стюдента 3,56 2,63 1,31

          Из таблицы видно, что у всей выборке студентов средний уровень мотива достижения встречается в приблизительно одинаковом числе случаев. Однако, наблюдаются различия между группами в преобладании мотива стремления к успеху или избегания неудачи. Так, у студентов колледжа мотив достижения выражен сильнее, чем у студентов педагогического университета, разница является статистически значимой (при Р = 0,01). Но такая тенденция наблюдается лишь на 1 и 3 курсах, к 5 курсу происходит снижение мотива достижения у студентов колледжа. А у студентов университета к 5 курсу мотив достижения становится выше по сравнению с 1 и 3 курсом, но относительно колледжа так же остается ниже, чем у студентов колледжа. Очевидно, повышение мотива достижения у студентов колледжа на 1 и 3 курсе может быть связано прежде всего с желанием студентов в дальнейшем продолжить свое обучение в педагогическом университете, а так же с тем, что в колледже велика доля внешнего контроля. К 5 курсу, после перехода студентов в ВУЗ, система контроля меняется, и цель студентов является достигнутой, поэтому отмечается некоторое снижение мотива достижения. Но перспектива предстоящей трудовой деятельности поддерживает мотив достижения студентов 5 курса на высоком уровне.

          Если проследить динамику изменения мотива достижения от курса к курсу, то получим следующие данные.

Сводная таблица данных по ТМД

Таблица № 6

мотив достижения

курс

1 курс 3 курс 5 курс
выражен сильно 15,8% 27,2% 27%
выражен средне 68,4% 43,6% 51,3%
выражен слабо 15,8% 23,6% 18,9%
t крит. Стюдента 2,3 1,9

          Исходя из представленных данных следует, что число студентов с высоким уровнем мотива стремления к успеху увеличивается от 1 к 3 курсу и сохраняется на том же уровне до 5 курса.  Одновременно, к 3 курсу увеличивается число студентов с низким уровнем мотива достижения, а к 5 курсу их доля снова снижается. Очевидно такое изменение может быть связана, с включонностью студентов в учебный процесс, а так же с более детальным знакомством с будущей профессией.

          Проследим теперь, как изменяется мотивация аффиляции у студентов среднего и высшего учебного заведения. Данные исследования представлены в таблице № 7.

Сводная таблица данных по ТМА

Таблица № 7

мотив достижения

курс

1 курс 3 курс 5 курс
колледж универс. колледж универс. колледж универс.
интенсивность обоих мотивов высокая 21,4% 31,8% 30% 33,3% 29,4% 16,6%
преобладание СП 35,7% 18% 20% 27,7% 29,4% 27,7%
преобладание СО 32,1% 13,6% 25% 22,2% 23,5% 33,3%
интенсивность обоих мотивов низкая 10,7% 36,3% 25% 22,2% 17,6% 22,2%
t крит. Стюдента 2,21 2,14 2,6

Таким образом, у студентов 1 курса (к) преобладает мотив стремления к принятию, т.к. при вхождении в новую группу большое место занимает желание быть принятой этой группой. Соответственно и мотив страха отвержения тоже преобладает в данной группе. В отличие от студентов 1 курса (у), у которых часть группы не заботится о том будут ли они приняты группой, а другая часть группы проявляет высокую интенсивность обоих мотивов. Вероятно, это связано с личностными особенностями студентов, а так же той свободой, которая предоставлена студентам сначала обучения. К 3 курсу, группа студентов становится более устойчивой и потому, как у студентов колледжа, так и у студентов университета интенсивность обоих мотивов очень велика, т.к. стремление занять свое место в группе наиболее значимо. На 5 курсе между группами вновь наблюдаются отличия. Так, у студентов колледжа преобладает высокая интенсивность обоих мотивов, а у студентов университета – мотив страха отвержения является ведущим. Возможно, это может быть связано с осознанием студентами 5 курса себя как профессионала, чем и объясняется высокая интенсивность обоих мотивов у студентов колледжа и преобладание мотива страха отвержения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7