рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Гражданско-правовое положение производственных кооперативов рефераты

 Согласно Закону СССР "О кооперации в СССР" (п. 2 ст. 10) в случае издания государственным или кооперативным органом акта, не соответствующего его компетенции, либо с нарушением требований законодательства, кооператив вправе обратиться в арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или частично.

Заявления кооперативов о признании недействительными актов органов ценообразования о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен, исполкомов местных Советов об осуществлении не предусмотренных законодательством проверок, контроле и т.п., других государственных или кооперативных органов подлежат рассмотрению органами госарбитража, как споры неимущественного характера по общим правилам подведомственности.

 В соответствии с Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами дела возбуждаются, в частности, по заявлениям заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, права которых нарушены.

Поэтому, кооператив, осуществляющий правовое обслуживание предприятия, учреждения, организации, не вправе от своего имени или в интересах этих предприятий, учреждений, организаций предъявлять претензии и иски.

Такой кооператив вправе лишь оформлять материалы по искам предприятий, учреждений, организаций, а члены кооператива, которым будет выдана доверенность предприятием, учреждением, организацией, вправе выступать в арбитраже от их имени.

О всех случаях нарушения законности со стороны кооперативов или по отношению к ним целесообразно направлять сообщения местным Советам народных депутатов, финансовым органам, органам ценообразования, другим государственным органам для принятия мер в целях предупреждения правонарушений.

 

Заключение.

          Специфические особенности правового статуса кооператива, в котором его член является одновременно работником кооператива и его хозяином, позволяют утверждать, что производственный кооператив более способен обеспечить социальное равенство (именно равенство, а не уравниловку) его участников, чем многие иные формы юридических лиц. Конечно, ни одна страна не может и не должна быть обществом только « цивилизованных кооперативов». Многолетний опыт стран дальнего зарубежья доказал, что для экономического благополучия крупный капитал необходим. Но производственные кооперативы, признанные в ряде стран третьим сектором экономики, участвуют в решении многих весьма болезненных проблем общества: обеспечении занятости, дополнительных рабочих мест, в том числе для наименее защищенных слоев населения: инвалидов, женщин, молодежи. Они хороши для организации небольших научно-исследовательских центров, формирование через союзы и ассоциации технопарков.1
          Подобные возможности кооперативов должны привлечь к ним внимание представительных и исполнительных органов в центре и на местах, а также тех политических партий, других общественных организаций и движений, которые, как они утверждают, заинтересованы в формировании у нас подлинно социального государства. Необходима помощь государства и общества для возрождения кооперативного движения в России, что прямо предусмотрено в законе о производственных кооперативах, согласно которому органы государственной власти и местного самоуправления должны содействовать развитию кооперативов, в частности путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, а также путем приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, к доступу получения государственных заказов и получению необходимой для их деятельности информации. Пока можно говорить только о существовании некоторых налоговых льгот, которыми обладают кооперативы, если они относятся к субъектам малого предпринимательства. Но и в отношении этих льгот не прекращаются атаки со стороны налоговых и финансовых органов.
          Не обращено должного внимания на то, что производственные кооперативы, во-первых, - наиболее характерный субъект  малого предпринимательства, действующего в качестве юридического лица, основным признаком которого является численность его работников. В отличие от участников хозяйственных обществ, для которых труд в них не обязателен, члены производственного кооператива, как общее правило, трудятся в нем. С учетом этого обстоятельства кооперативы являются наиболее типичными субъектами малого предпринимательства, нуждающимися в поддержке властных структур, в особенности в начале деятельности. В программах приватизации, например, можно предусматривать преобразование
небольших государственных и в особенности муниципальных предприятий в производственные кооперативы, а не только в акционерные и другие хозяйственные общества.
          Кооперативным объединениям (союзам, ассоциациям) следует настойчиво выходить с предложениями о создании по примеру многих других стран в органах исполнительн7ой власти подразделений по вопросам кооперации. Необходимо. чтобы Фонд поддержки малого предпринимательства оказывал целевым назначением финансовую поддержку производственным кооперативам, отвечающим признакам субъекта малого предпринимательства.
           Не должно остаться декларацией положение закона о производственных кооперативах, запрещающее установление ограничений прав кооперативов по сравнению с другими коммерческими организациями. Крайне необходимо устранить из законодательства все нормы, дискриминирующие кооперативы. В частности, внести изменение в Закон «О банках и банковской деятельности», предусмотрев в нем возможность создания банков не только в форме хозяйственных обществ. Но и кооперативных банков, существующих и успешно работающих во многих зарубежных государствах, в том числе и  развитых.
         Принятие законодательных актов о производственных кооперативах должно сопровождаться конкретными шагами по их поддержке и развитию в России. В основном документе для Всемирной конференции ООН на высшем уровне по вопросам развития, состоявшейся в Копенгагене в 1995 году, отмечается большой размах современного кооперативного движения и содержались рекомендации ко всем странам- участницам ООН принять меры по его поддержке. Россия участвовала в работе этой конференции и должна следовать ее рекомендациям.
           Что же лежало в основе решения об исключении кооперативов из экономической жизни страны, принятого реформами экономики тех лет, неизвестно. Можно предположить, что от кооперативов отказались как от негосударственной формы предприятия советского периода, чтобы открыть широкую дорогу новым организационно-правовым формам частного бизнеса, преимущественно акционерным обществам и товариществам с ограниченной ответственностью.
             Жизнь показала ошибочность отказа от кооперативов. Во-первых, потому, что людям ограничили право выбора, без которого ни одно общество не может считать себя демократическим, а во-вторых, потому, что кооперативные ценности, которым привержено около 800 миллионов человек в мире, нельзя исключить из жизни одним росчерком пера.
             В настоящее время нет точных данных о количестве сохранившихся или вновь возникших производственных кооперативов. В  стране действует примерно 10 тысяч таких кооперативов. При этом многие из них были созданы до 1991 года, но сумели с большими трудностями сохранить свою организационно-правовую форму.
          Большинство ошибок в регулировании кооперативного движения удалось исправить Гражданскому кодексу РФ и принятому на его основе Федеральному закону «О производственных кооперативах», создавшие новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперативов в сферах производства, услуг и других видах деятельности.
         О верности такого решения говорит наметивший обратный процесс: возвращение от акционерной к кооперативной организационно-правовой форме. Например, по данным Союза артелей старателей некоторые артели, преобразованные после 1991 года в акционерные общества, в настоящее время возвращаются к кооперативной форме организации и деятельности. К сожалению, в Гражданском кодексе, а в след за ним в Федеральном законе «О производственных кооперативах» не точно определен правовой статус производственных, а также потребительских кооперативов, что создает трудности в их деятельности. Данный упрек касается прежде всего цели, ради которой создается кооператив. Но проблема производственных кооперативов состоит не только в законодательных просчетах.       

Список использованной литературы:

Законодательные и нормативно-правовые акты

1.   Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года .- М.: ИНФРА-М, 1997.-80с.

2.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) лот30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от10.01.2003)

3.   Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)  (ред. от 25.07.2002)// Собрание законодательства РФ.-2002.- N 1 (ч. 1).-Ст. 3.

4.   Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996 г. - N 25.-Ст. 2954

5.   Закон СССР от 26.05.1988 № 8988-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.19988) «О кооперации в СССР» //Ведомости ВС СССР,  1988. - №22. – ст. 355

6.   Закон РФ от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 30.12.2001) «О коллективных договорах и соглашениях» //Ведомости СНД И СВС РФ, 1992. - №17. – ст. 890

7.   Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О сельскохозяйственной кооперации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995)

8.   Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О Производственных кооперативах» (принят ГД ФС РФ 10.04.1996) //Собрание законодательства РФ, 1995. – 350. – ст. 4870

9.   Федеральный закон от 07.08.2001. № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) //Собрание законодательства  РФ, 2001. - №33/часть1. – ст. 3422

10.            Указ Президента РФ от 08.07.1994 №1482 (ред. от 21.10.2002) «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (вместе  с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности») //Собрание законодательства РФ., 1994. - №11. – ст. 1194

11.            Постановление Совмина СССР от 02.11.1990 № 1132 «О взаимоотношениях государственных предприятий с созданными при них кооперативами»

12.            Постановление правительства РФ от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» //Собрание актов правительства РФ, 1992. - №1,2 – ст. 9

13.            Постановление Правительства РФ от 02.11.95 №1081 «Об особенностях процедур, применяемых в отношении сельскохозяйственных организаций» //Собрание законодательства РФ, 1995.- №45. – ст. 4336

14.            Постановление правительства РФ от 19.10.1996 № 1248 «Об изменении и признании утратившими силу решений правительства РФ в связи с Федеральным законом «О производственных кооперативах»

15.            Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22.06.1927 (ред. от 17.08.1927) «О введении в действие положения о фирме»

16.            Постановление Госстандарта РФ от 30.03.1999 №97 (ред. от 09.06.2001) «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов» (вместе с «Общероссийским классификатором организационно-правовых форм» ОК 028-99) (дата введения 01.01.2000)

17.            Письмо Госарбитража РСФСР от 24.12.1990 № С-13/ОПИ-455 «О рассмотрении споров с участием кооперативов»

18.            Инструктивные указания Госарбитража СССР от 10.12.1990 № И-1-6 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров с участием кооперативов»

19.            Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29.03.1991 №3 «О применении законодательства при рассмотрении судами дел по ссорам с участием кооперативов в сферах производства и услуг».

20.            Постановление №2/1 Пленума Верховного Суда РФ от 28.02.1995 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой гражданского кодекса РФ» //Вестник Высшего арбитражного суда РФ, 19995. – 35.

21.            Письмо Госналогслужбы РФ № ВГ-4-01/191н, Минфина РФ №137 от 26.11.1993 « О налоге на прибыль, уплачиваемом артелями старателей».

22.            Письмо ВАС РФ от 19.02.1996 № С5-7/03-338 «О федеральном законе «О производственных кооперативах»

23.            Письмо ВАС РФ от 19.02.1996 № С5-7/03-90 «О федеральном законе от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

24.            Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден постановлением правительства РФ от 06.05.1994 № 482 (в ред. от 27.04.99). //Собрание законодательства РФ, 1994. - №4. – ст. 365

25.            Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ (утверждено постановлением правительства РФ от 27.04.99 №472) //Собрание законодательства РФ, 1999 – №19. – ст. 2324.

Учебная литература

26.            Абова Г.Е. Ответы на вопросы по кооперативному законодательству. //Знание, 1991. - №5.

27.            Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики //Государство и право, 1998. – №8. – с.74

28.            Аргановский А.В. Предпринимательские договоры в свете валютной либерализации  //Бизнес и банки, 2001

29.            аренда и кооперация – новой формы хозяйствования. – М.: Знание, 1989. – 64 с.

30.            Аренда и кооперация – новые формы хозяйствования. – М.: Знание, 1989. - 64с.

31.            Балаболин В. Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственного кооператива как ссудозаемщика //Экономика сельского хозяйства России, 2001. - №2. – с.31.

32.            Баликинская В.Д. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1997. – с.237

33.            Беличев А.А. Субъекты гражданского права, которым может принадлежать предприятие при наследовании //Современное право,  2001. - №8. – с.11-16

34.            Беличев А.В. Предприятие как имущественный комплекс //Юридический мир, 2001. - №11. – с.51-57

35.             Белых В.С. Предпринимательское право в системе прав России //Известия вузов. Правоведение, 2001. - №1. – с.115-136

36.            Беспамятых В. Кооперация крестьянских хозяйств в Кировской области //Экономика сельского хозяйства России, 2001. – 31. – с.23

37.            Бесхмельницына М. Некоторые аспекты налогообложения индивидуальных предприятий. //Юрист, 2001. - №3. – с.77-80

38.            Богданов Е.В. Специфика и социальное значение предпринимательских договоров. //Журнал российского права,  2002. - №1. – с.53-59

39.            Борзило Е. Антимонопольная политика и поддержка предпринимательства. //Закон, 2002. -№9. – с.56-62

40.            Братчикова Н.В. Малое предпринимательство: упрощенная система налогообложения и единый налог на внешний доход в 2003 г. //Законодательство и экономика,  2002. - №11. – с.41-59

41.            Буздалина О.Б. Потребительская коперация в условиях глобализации мировой экономики //Налоговый вестник, 2002. - №12. – с.21-24

42.            Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. – М.: Инфра-М, 1998.

43.            Ведяхин В.М. Об особых рыночных правоотношениях. //Журнал российского права,  2002. - №8. – с.48-57

44.            Вилесова О. Некоторые вопросы обращения взыскания на имущество организации-должника в рамках исполнительного производства. – М.: Хозяйство и право, 2001.. – 64 с.

45.            Винниченко Л.А. Правовое понятие и принципы организации сельскохозяйственного кооператива в российском законодательстве. //Законодательство и экономика, 2002. - №9. – с.66-73

46.            Галиева Р.Ф. Правила совершения отдельных видов нотариальных действий  //Бюллетень нотариальной практики, 2001. - №1. – с.2-18

47.            Гарипов ф.Г. Потребительская кооперация республики Башкортостан. Резервы повышения эффективности: монография. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2000. – 118с.

48.            Гладких Р.Б. Правовые,  экономические и организационные проблемы развития сферы малого предпринимательства в России //Юридический мир, 2001.- с. 20-29

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13