рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Право собственности граждан в современных экономических условиях в Российской Федерации рефераты

Правоотношения общей собственности (совместной и долевой) не являются единственным случаем, когда управомоченный субъект представлен несколькими лицами. Родовая категория общих субъективных прав вовсе не исчерпывается единственной видовой категорией права общей собственности. Другими видовыми категориями, образующими понятие общих прав, являются права авторские в формах правоотношений нераздельного и раздельного соавторства, а также обязательственные в форме солидарной и долевой. Хотя каждый из трех случаев общих правоотношений представлен двумя разновидностями, различные наименования (совместное, нераздельное и солидарное, а также долевое, раздельное и опять долевое) не мешают правильно соотнести эти варианты друг с другом. О совместном (нераздельном, солидарном) общем правоотношении говорят в том случае, когда объекты правоотношений соучастников (доли в ценности и доходности) являются определимыми; о долевом (раздельном) общем правоотношении - когда объекты правоотношений соучастников (доли) являются определенными. Понятно, что наиболее естественным вариантом общего гражданского правоотношения является именно совместный вариант. Вариант с определенными долями (хотя бы и в стоимости, а не в имуществе) представляет собой, строго говоря, некое переходное состояние между общим и классическим (индивидуальным) правоотношением.

Одним из основных принципов действующего семейного законодательства РФ является признание лишь брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 10 СК РФ). По общему правилу только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает те права и обязанности, в том числе в отношении имущества, которые предусмотрены законом для супругов. Между тем в последнее время получили довольно широкое распространение и отношения, когда граждане не вступают в официальный и зарегистрированный брак.

Законодательство большинства других государств также признает лишь брак, оформленный в установленном порядке, т.е. зарегистрированный в наделенных соответствующими полномочиями государственных или муниципальных органах либо совершенный по определенному религиозному обряду, если законы данной страны приравнивают религиозный брак к зарегистрированному светскому.

Фактические брачные отношения существовали всегда. Фактический брак по своему содержанию ни чем не отличается от брака, зарегистрированного в установленном законом порядке. При фактических брачных отношениях мужчина и женщина физически сожительствуют друг с другом, совместно ведут хозяйство, могут завести и воспитывать детей. По ранее действовавшему законодательству право совместной собственности могло возникнуть у фактических супругов лишь на жилое помещение, в котором оба они прописаны (зарегистрированы) и которое они приватизировали в совместную собственность. В настоящее время, если супруг продаст или иным образом передаст свое жилое помещение (оформленное в собственность на него) третьим лицам, то иск фактического супруга о признании недействительной купли-продажи жилого помещения или иной сделки не будет удовлетворен.

По общему правилу к отношениям лиц, состоящих в фактическом браке, по поводу совместно нажитого имущества применяются нормы гражданского законодательства об общей долевой собственности. Это вытекает из содержания п. 3 ст. 244 ГК РФ: общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Данному положению соответствует судебная практика, сложившаяся после 8 июля 1944 г.: споры об общем имуществе лиц, не состоявших в зарегистрированном браке, разрешаются на основании норм гражданского законодательства о долевой собственности, а не норм семейного законодательства о совместной собственности, и доли таких лиц должны определяться в зависимости от степени участия сторон в приобретении общего имущества. И это несмотря на то, что в силу лично-доверительного характера отношений между фактическими супругами они в действительности владеют и пользуются имуществом сообща, без определения долей, т.е. так, как это происходит при режиме совместной собственности.

Фактические супруги, как и любые другие участники общей долевой собственности, вправе заключить соглашение о разделе имущества, находящегося в их общей долевой собственности, а также соглашение о порядке владения, пользования, распоряжения таким имуществом, о распределении плодов и доходов от использования такого имущества (ст. 246 - 248, 252 ГК РФ).


2.2 Объекты права собственности граждан


По ранее действовавшему законодательству собственность граждан в соответствии с ее потребительским назначением распространялась главным образом на предметы потребления. Что же касается средств потребления, то гражданин мог быть собственником лишь мелких средств производства, а их использование с привлечением наемного труда, как правило, не допускалось. По новому законодательству граждане могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы (ст. 132 ГК РФ), а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие средства производства.

Однако, несмотря на то, что действующее законодательство устранило количественные, стоимостные и временные ограничения на объекты права собственности граждан, Гражданский кодекс допускает установление законом правил, ограничивающих возможность приобретения в частную собственность отдельных видов имущества (ст. 213 ГК РФ).

Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности Российской Федерации. По действующему законодательству таким имуществом являются богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений, памятников истории и культуры. Например, согласно ст. ст. 1,2 Закона «О недрах» от 21 февраля 1992 г. в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. недра, включая содержащиеся в них полезные ископаемые, являются государственной собственностью.

Такие ограничения могут быть установлены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности. Здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так судом рассмотрено дело по заявлению Прокурора Самарской области, г. Самара, о признании недействительными решения от 28.09.94 Комитета по управлению имуществом г. Самары и договора купли-продажи нежилого помещения, заключенного с ИЧП Радугин А.П. г. Самара, с участием Департамента по управлению государственным имуществом администрации Самарской области, г. Самара, Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Самары, г. Самара.

Как следует из материалов дела, на основании решения Комитета по управлению имуществом г. Самары от 28.09.2004 № 943 "О приватизации сданного в аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая,4" Комитетом и ИЧП Радугиным А.П. заключен договор купли-продажи от 28.09.94 встроенного нежилого помещения площадью 172,6 кв. м, расположенного в жилом доме по указанному адресу, и выдано свидетельство о праве собственности № 128 от 28.09.94 года Радугину А.П.

Рассматривая дело, суд установил, что в подвале жилого дома находится защитное сооружение гражданской обороны, которое числится в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Самары как убежище № 277, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле документы.

При этом убежище № 277 класса защиты, встроенное для укрытия 180 человек, построено в 1952 г. Убежище зарегистрировано в журнале учета защитных сооружений г. Самары согласно гл. 2 Порядка учета защитных сооружений, Временной инструкции о порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны. На убежище имеется паспорт, оформленный в соответствии со СНИП 3.01.09-84. В паспорте убежища указано на то, что в мирное время помещение эксплуатируется как склад "Текстильшвейторга". Наличие защитного сооружения по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая,4 также подтверждено заключением судебной экспертизы № 1668/16/04 от 07.07.2004.

Согласно приложению № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, являющиеся объектами инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с п. 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. объекты гражданской обороны подлежали приватизации только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации.

Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 № 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" установлено, что соответствующие управления при выявлении объектов и имущества гражданской обороны, приватизированных с нарушением установленного порядка, обязаны принять меры к закреплению таких объектов и имущества в государственную собственность. Перечень объектов гражданской обороны приведен в п. 2 указанного Положения, в который включены отдельно стоящие, встроенные убежища гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны и другие объекты.

Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.98 № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (в п. 3) разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями № 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1.

Приватизация была признанна незаконной.

Виды объектов, которые не могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам, должны быть прямо указаны в законе (ст. 129 ГК РФ), но не в подзаконном акте. Это же касается и объектов, которые могут находиться в собственности частных лиц только по специальному разрешению, т.е. ограниченных в обороте.

Объекты, принадлежащие гражданам на праве частной собственности, могут попадать как под общий, так и под специальный правовой режим. Общий правовой режим предполагает, что в отношении указанных объектов нет никаких специальных правил, которые граждане должны соблюдать, и что при осуществлении своих прав на них они не должны лишь выходить за те общие пределы, которые очерчены в п. 1 ст. 10 ГК РФ.

Сложнее обстоит дело с имуществом, в отношении которого устанавливается специальный правовой режим. Прежде всего это недвижимое имущество – земельные участки, жилые дома, многолетние насаждения и т.д. Вещные права на указанное имущество, равно как и сделки с ним, подлежат государственной регистрации. Отдельные виды недвижимого имущества подлежат специальной регистрации (например, морские суда). Особые правила установлены на приобретения прав на объекты, относящиеся к недвижимости. Так, например, регистрации прав на земельный участок предшествует его отвод. А для возведения жилого дома, помимо отвода участка и регистрации прав на него застройщиком, требуется утверждение проекта постройки дома, получение разрешения на строительство и т.д. И после приобретения в установленном порядке прав на недвижимость на собственнике лежит целый ряд повинностей и обременений, например, уплата налога на недвижимость.

До перехода нашей страны к рыночной экономике земля в условиях исключительной государственной собственности на землю была полностью изъята из гражданского оборота. Проводимые в стране экономические реформы, составной частью которых является земельная реформа, способствовали ликвидации монополии государственной собственности на землю и утверждению права частной собственности на нее.

С начала 1991 года в результате проведения земельной реформы около 40 миллионов граждан Российской Федерации получили в собственность земельные участки, около 12 миллионов сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев). Реализации конституционных прав граждан на землю призваны способствовать многочисленные нормативные акты, принятые в последние годы. В частности Земельный кодекс РСФСР 1991 г., Земельный кодекс РФ 2001 г., федеральные законы, а также указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д.

Действующее российское законодательство допускает возможность нахождения земельных участков на праве собственности у граждан, получивших их под индивидуальное жилищное строительство, для садоводства или для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, граждане получившие в собственность здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения, вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены такие объекты. Правовые акты о приватизации допускают приобретение в собственность граждан земельных участков под приватизированными предприятиями, а также под другими объектами недвижимости, находящимися в их собственности. Разрешено также приобретать в собственность предназначенные под застройку земельные участки в городских и сельских населенных пунктах. Граждане как частные собственники земли вправе осуществлять свои правомочия свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Право собственности на жилой дом, другое строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законном, может быть признано судом в силу п.3 ст.222 ГК РФ лишь при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Решением мирового судьи судебного участка № 46 г. Самары удовлетворен иск Л. о признании права собственности на реконструированный жилой дом и сделанный к нему пристрой.

Советский районный суд решение отменил, указав следующее.

В соответствии с п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 " О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГКРФ" право собственности на жилой дом, другое строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом может быть признано судом в силу п.3 ст222 ГК РФ лишь при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

При разрешении таких споров должны быть представлены доказательства, свидетельствующие о предоставлении в установленном порядке земельного участка, на котором расположена самовольная постройка.

Между тем, Л. не имеет документов на земельный участок и с заявлением о предоставлении ему участка в комитет по управлению имуществом не обращался.

В связи с этим решение мирового судьи о признании за Л. права собственности на пристрой является незаконным и подлежит отмене.

В силу особой общественной значимости оборот земельных участков законодательно ограничен в публичных интересах, так же как и содержание прав землепользователя, включая собственников.

Так, собственник земельного участка использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий и иные требования закона (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

Устойчивое землепользование не может обеспечиваться, исключительно введением института частной собственности. Поэтому наряду с положением о праве собственности на землю, ГК включает нормы о других вещных правах на землю – пожизненном наследуемом владении, постоянном пользовании, земельных сервитутах и т.д.

Наиболее значимыми объектами права собственности граждан, обладающими специальным правовым режимом являются также жилые помещения (квартиры, жилые дома). Данные объекты недвижимости имеют особый правовой режим, определяемый их строго целевым назначением. Ныне действующее законодательство о праве собственности на жилые помещения по своей сути представляет новейшее нормотворчество по регулированию отношений собственности на жилье в современных социально – экономических условиях.

Вместе с тем законодательстве отсутствует указание на жилой дом или его часть как объект правоотношения.

Жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан, а осуществление прав собственника по владению, пользованию и распоряжению такими объектами недвижимости должен производится в соответствии с целевым назначением этих вещей (ст. 288 ГК РФ). Таким образом, не допускается сдача жилых помещений внаем под различные офисы, конторы, склады, размещение в них промышленных, кустарных и иных производств, а также их продажа или иное отчуждение для указанных целей без предварительного перевода этих помещений в категорию нежилых, то есть без изменения их целевого назначения что, в свою очередь, требует соответствующей перерегистрации их в органах, осуществляющих учет данного вида недвижимости.

Под жилым помещением жилищное законодательство понимает не только жилые (в том числе многоквартирные) дома и коттеджи (дачи), приспособленные для постоянного проживания, но и отдельные квартиры и иные жилые помещения (например, отдельные изолированные комнаты в квартирах) и иные жилые помещения, зарегистрированные в этом качестве в государственных органах, осуществляющих учет такого рода недвижимости (обычно территориальное бюро технической инвентаризации – БТИ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8