Социально-экономическое совершенствование и управление городского района
социальное развитие села, внедрение социальных стандартов, расширение
источников инвестиций в жилищное строительство за счет кредитов, развитие
системы ипотечного и потребительского кредитования на селе.
Стратегической задачей политики по отношению к сельским территориям
является развитие несельскохозяйственных форм занятости, обеспечение
доступности современных коммунальных, социальных и культурных услуг, создание
условий для профессиональной и социальной мобильности сельского населения,
развитие социальных и культурных связей между сельскими поселениями и городами.
Промышленная политика
Региональная промышленная политика должна быть подчинена интересам
социального развития территории.
В современных условиях экономическое развитие дает максимальный
социальный эффект, если оно приводит к созданию высокой доли интеллектуалоемких
рабочих мест. Задачи инновационного развития, внедрения высоких технологий,
информатизации, технологизации процессов разработки управленческих решений и
создания современных систем организационного управления совпадают с задачами
формирования социально-ориентированной экономики.
Стратегическая цель промышленного развития Воронежской области – создание
высокоэффективного промышленного комплекса области, имеющего рациональную
структуру и способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и
высокие темпы роста производительности труда.
Основными средствами достижения поставленной цели являются:
ориентация промышленности на инновационное развитие, применение
прогрессивных и наукоемких технологий, методов и средств современного
менеджмента и организации производства, обновление и модернизацию
производственного аппарата промышленности и выпуск импортозамещающей продукции;
проведение структурной перестройки промышленности, реформирование
предприятий, привлечение эффективных собственников;
повышение степени инновационной восприимчивости предприятий;
ликвидация дефицита квалифицированных кадров в промышленности на основе
восстановления и развития системы подготовки и переподготовки рабочих ведущих
профессий и ориентации вузов и средних специальных учебных заведений на
реальные потребности производства, внедрение современных систем управления
персоналом на предприятиях.
В Воронежской области практически возможным является развитие
научно-производственных комплексов: по производству оборудования для
нефте-газовой и химической промышленности, собственно химического комплекса,
оборонно-промышленного, авиа-космического, ремонту подвижного состава
железнодорожного транспорта, приборостроительного, средств связи, мебельного,
сельхозперерабатывающего и других комплексов.
Реализация промышленной политики обеспечивается путем разработки и реализации
целевых программ развития промышленности, создания законодательной базы и
нормативно-правовых и методических документов, определяющих конкретные
направления и пути развития промышленности.
Инновационная промышленная политика будет осуществляться в комплексе
системных мер, таких, как:
регулирование трансформации и диверсификации структуры промышленного
производства (санация или закрытие депрессивных предприятий, поддержка быстро
растущих, применяющих наукоемкие, инновационные технологии и выпускающих конкурентоспособную
продукцию);
реализация протекционистских мер по отношению к экспортно-ориентированной
промышленности региона; развитие сети торгово-промышленных представительств
Воронежской области в России и за рубежом; формирование товаропроводящей сети;
проведение маркетинговых исследований;
поддержка прикладной науки, обеспечивающей инновационный процесс в
промышленности;
активное взаимодействие с федеральными структурами по вопросам
регулирования ценовой политики на продукцию федеральных естественных монополий,
локальное регулирование ценовой политики местных монополий;
регулирование пространственного размещения промышленных объектов и
планомерного развития производственных инфраструктур;
формирование институтов для межрегиональной и межотраслевой стратегической
коммуникации и кооперации;
введение отраслевых стандартов на качество рабочих мест и условия оплаты
труда наемных работников;
создание благоприятной среды для непрерывного обучения, подготовки,
повышения квалификации кадров, поддержка необходимой инфраструктуры
переподготовки.
Необходимо осуществить инвентаризацию и ревизию инновационных проектов
воронежской науки и техники, а также вести отбор уникальных российских
новшеств, способных к выходу на мировой рынок и отвечающих условиям, определяющим
возможность производства этих инноваций воронежской промышленностью, провести
необходимые маркетинговые исследования и обеспечить наиболее перспективные
проекты государственной поддержкой, вплоть до прямого финансирования.
Воронежская область на 80 процентов обеспечивает себя наиболее важными
продуктами питания. Хлеб, молоко, масло, картофель, крупы, колбасные изделия –
воронежцы предпочитают покупать и кушать свои.
Инвестиции в основной капитал:
В 2006 году объем инвестиций в экономику области составил 36,3
млрд.рублей, прирост к 2005 году – 12,4% ( в среднем по областям ЦФО – 6,9%, по
РФ – 13,7%).
Вложения в основной капитал осуществляются за счет собственных средств
предприятий (по области – 36,6%, по РФ- 44,3%, по ЦФО – 38,6%) и привлеченных
средств (по области – 63,4%, по РФ – 55,7%, по ЦФО – 61,4%).
Из объема привлеченных средств доля бюджетных средств по области
составила 26,3% (по РФ – 35,6%, по ЦФО – 48,5%, самый высокий показатель по
г.Москва – 68,2%). Доля инвестиций из федерального бюджета в Воронежскую
область (9,5%) выше, чем в среднем по РФ (6,9%) и по ЦФО (6,1%).
В 2006 году введено 850,1 тыс.кв.метров жилья (108,4% к уровню 2005 года,
по РФ – 115,2%, по ЦФО – 113,3%). По вводу жилья на душу населения область
среди субъектов ЦФО занимает седьмое место.
Возрастает показатель обеспеченности населения области жильем. В среднем
на одного жителя области приходится 23,9 кв.метра общей площади. Это выше, чем
в среднем по России (20,9) и по ЦФО (22,5).
Доля жилых домов, построенных индивидуальными застройщиками за счет
собственных и заемных средств, в общем объеме жилищного строительства в 2006
году составила по области – 27,1% (в среднем по РФ – 39,5%, по ЦФО – 29,4%).
По результатам последнего исследования инвестиционного климата российских
регионов, ежегодно проводимого журналом «Эксперт» совместно с рейтинговым
агентством «Эксперт-РА» , в 2005/2006 гг. по показателю инвестиционного риска
Воронежская область заняла 40 место среди всех субъектов РФ, в то время как по
результатам предыдущего рейтинга регион по тому же показателю занимал 42 место
(ранг инвестиционного риска области улучшился на 2 позиции). Согласно данным
исследования составляющие инвестиционного потенциала области в 2006 году
улучшились по природно-ресурсному (7 позиций), инфраструктурному (3 позиции) и
инновационному (2 позиции) потенциалам. Незначительно (в среднем на 1 позицию)
снизились по потребительскому, производственному, финансовому,
институциональному и туристическому потенциалам.
Снижение инвестиционного риска в области произошло за счёт уменьшения
экономического (на 61 позицию) и криминального (на 33 позиции) рисков.
Администрация Воронежской области предоставляет: возможность получения
бюджетного кредита; субсидирование части процентной ставки по привлекаемым
банковским кредитам; государственные гарантии и залоговое обеспечение
привлекаемых инвестиций; налоговые преференции; льготные условия пользования
имуществом, находящимся в областной собственности; бюджетные инвестиции на
реализацию проекта; гранты.
Администрация Воронежской области заинтересована во взаимовыгодном
сотрудничестве и готова поддерживать инициативы инвесторов.
Администрация Воронежской области оказывает содействие: в разработке и
получении исходно-разрешительной документации по проекту; в решении вопросов
регистрации, организации и постановки на учет в налоговых органах; по
резервированию и выделению земельных участков и производственных площадок; по
оформлению прав собственности, заключению договоров аренды имущества; в решении
споров и противоречий, возникающих в ходе реализации проекта; в получении юридического,
аудиторского, страхового сопровождения проекта, в получении услуг оценочных
организаций.
2.2 Анализ
развития потребительского района
В ближайшие годы России предстоит развернуть на своей территории
полномасштабный контур инновационной экономики, предназначенный обеспечить
глубокую интеграцию науки, образования и бизнеса. Общенациональная задача
удвоения в среднесрочном периоде валового национального продукта может быть
решена только посредством развития инновационного сектора.
Современная модель развития экономики требует перехода к производству
нововведений: новых интеллектуальных ресурсов, знаний, технологий и
реорганизации на этой основе индустриального производства. Широкое
использование инноваций во всех сферах деятельности определяет конкурентоспособность
регионов. В большей степени это относится к территориям с высокой концентрацией
научно-технического, производственного и образовательного потенциала, таким как
Воронежская область. Именно эти территории составят ядро национальной инновационной
системы.
Приоритетная задача экономической политики на данном этапе состоит в
целенаправленном формировании региональной инновационной системы как части
национальной.
Власть, бизнес, общество должны сформировать единую инновационную
политику, направленную на:
формирование региональной комплексной инфраструктуры, обеспечивающей
введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, что
предполагает создание и укрепление инфраструктуры поддержки инновационной
деятельности: центров инжиниринга, венчурного предпринимательства,
бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, офисов
по трансферту интеллектуальной продукции, новых технологий;
подготовку кадров для инновационной сферы, в том числе, технических
специалистов, обеспеченных современными методами и средствами для успешной
работы по продвижению инноваций в хозяйственный оборот и социально-культурную
сферу;
использование механизмов снижения инновационных рисков в наукоемкие и
высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительного
этапа исследований и разработок и доведения их до стадии коммерческой
реализации.
Структурные элементы инновационной экономики должны составить
региональную систему отбора перспективных идей, экспертизы и реализации инновационных
проектов во всех сферах жизни и деятельности. Необходим механизм аккредитации и
государственной поддержки предприятий области, осуществляющих технологический
прорыв, до того момента, когда в действие вступят рыночные механизмы.
Необходимо создать инновационно-информационный фонд Воронежской области,
регулярно проводить выставки-ярмарки инновационных проектов, конференции,
конкурсы инноваций.
Инновационная стратегия развития не может быть монофокусной,
ориентированной только на определенный вид деятельности. Необходимо
сформировать инновационную интеллектуальную, социально-культурную,
экономическую, административную среду в регионе, способную порождать
многообразные инновационные проекты в самых разных областях жизни и
деятельности. Базовые системы, обеспечивающие социально-экономическое развитие:
система образования, подготовки и переподготовки кадров, система
административно-территориального деления и система расселения, система
государственного и муниципального управления также должны стать органичными
элементами новой экономики.
Важнейшим структурным элементом инновационной системы является
финансово-кредитная система. В экономике области сегодня отсутствует
работоспособный, основанный на рыночных принципах механизм перераспределения
ресурсов, аккумулированных банковской системой, в пользу перспективных рынков,
предприятий и проектов. Банки (за исключением Сбербанка) практически не
принимают необходимого участия в структурной перестройке экономики области, о
чем свидетельствует их низкая активность в кредитовании реального сектора.
В этой связи большое значение имеет развитие небанковских форм кредита, и
на их основе вторичное вовлечение банковского сектора в процессы капитализации
региональной экономики.
Приток денежных средств может быть получен за счет рынка ценных бумаг, в
том числе, государственных и муниципальных. Для роста эффективности фондового
рынка необходимо повышение его привлекательности для долгосрочных инвестиций,
усиление роли стратегических инвесторов, разработка механизмов, связывающих
котировки ценных бумаг с результатами хозяйственной деятельности
предприятий-эмитентов.
Ситуация на бурно развивающемся рынке недвижимости позволяет сегодня
обеспечить реализацию новой государственной политики в сфере ипотеки. В этом
вопросе необходимо максимально использовать опыт зарубежных стран и отдельных
регионов, где система ипотечного кредитования является основой стабильности
экономики и общества.
Существенное значение имеет развитие кредитной кооперации. Кредитные
кооперативы не преследуют коммерческие цели и не ставят перед собой задачу
получения прибыли, а являются свободными объединениями физических и юридических
лиц для достижения общих целей. Цель такого кооператива – оказание
кредитно-финансовых услуг членам кооператива.
Эффективность инновационной политики зависит от наличия в области
критической массы квалифицированных, стратегически мыслящих, профессионально
владеющих знаниями и навыками инновационной деятельности кадров, как
государственных служащих всех уровней управления, так и менеджеров
инновационных проектов. Подготовку и повышение квалификации кадров,
занимающихся инновационной деятельностью, необходимо вести на постоянной
основе, создавая условия, необходимые институты и механизмы для интеграции
науки и бизнеса, производства и образования. Воронежская область должна
стремиться стать одним из лидеров в Российской Федерации по подготовке
инновационных кадров.
Основные положения инновационной экономической политики необходимо
закрепить законодательно. Для этого следует обеспечить разработку и принятие
областного закона “Об инновационной деятельности и государственной
инновационной политике Воронежской области”. С целью реализации государственной
инновационной политики необходима разработка государственной инновационной программы
Воронежской области и пакета взаимоувязанных целевых инновационных программ в
наиболее важных сферах жизни и деятельности.
Вместе с тем, инновационная экономика может развиваться только в опоре на
расширяющиеся рынки и секторы экономики области, которые уже сегодня
демонстрируют рост и обладают значительным потенциалом роста в ближайшие годы.
Для Воронежской области приоритетными в краткосрочном периоде являются:
Рынок недвижимости, включая землю, развитие территорий, проектирование и
строительство жилья и деловой недвижимости, производство стройматериалов,
управление объектами недвижимости и их жилищно-коммунальное обслуживание;
Рынок фундаментальных человеческих услуг: образования и здравоохранения;
Рынок услуг транспорта и связи;
Рынок рекреационных и развлекательных услуг, спортивные и оздоровительные
клубы, театры, кинотеатры, кафе, рестораны, парковое хозяйство, туризм и пр.;
Рынок экологических услуг.
В каждой из этих сфер в Воронежской области наблюдаются устойчивые темпы
роста, что подчеркивает необходимость целенаправленной ориентации экономики
области на естественные направления роста и повышения роли области, как
делового и торгового центра, территории современного обустройства среды
обитания, центра формирования новых стандартов качества жизни, включая качество
жилья и городской среды в целом, центра опережающего развития здравоохранения,
образования, привлекательной рекреационной территории.
Малый и средний бизнес как социальное, экономическое и политическое
явление, охватывающее практически все отрасли и области деятельности, призван
решить для развития региона следующие основные задачи:
в социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и
материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию,
удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских
товаров и сферы услуг;
в экономическом - содействовать росту производственного потенциала
области, увеличению валового регионального продукта, повышению доходов
регионального бюджета и внебюджетных фондов, развитию конкурентной рыночной
экономики области;
в политическом - обеспечить формирование среднего класса - основного
гаранта социальной и политической стабильности общества.
Малый и средний бизнес способен выполнить свою социально-экономическую и
политическую роль лишь при единстве интересов власти, бизнеса и общества, при
котором деятельность всех трех участников не должна противоречить интересам
друг друга и должна служить росту благосостояния всего населения области.
Необходимым условием развития малого и среднего бизнеса являются выраженные в
законе твердые и неизменные государственные гарантии: адекватного правового
поля, соответствующего потребностям развития предпринимательства и
гарантирующего безопасное и независимое ведение бизнеса в открытых формах; равноправия
всех хозяйствующих субъектов в обеспечении равных возможностей при выходе на
рынок и получении рыночного доступа ко всем видам ресурсов.
Социальная и экономическая политика области должна быть направлена как
минимум на достижение показателей развитых стран, где более половины всего
трудоспособного населения занято в данной сфере, более половины объема ВВП и
налоговых поступлений приходится на долю малых и средних предприятий.
Возрастающая роль государственного участия в создании равноправных и
максимально комфортных условий для развития предпринимательской инициативы
должна исключать методы прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих
субъектов, оказание каких-либо предпочтений одним и создание препятствий другим
субъектам предпринимательской деятельности.
Одним из важнейших направлений развития деятельности предпринимателей
является становление инновационных видов деятельности. Инновационные
предприятия, аккредитованные в соответствии с нормативно обеспеченными
процедурами, будут пользоваться приоритетной государственной поддержкой.
Основным методом развития и поддержки малого и среднего
предпринимательства должен стать программно-целевой метод, который обеспечит
решение проблемных вопросов, влияющих на эффективность развития
бизнес-деятельности в области: повышение ресурсного обеспечения (финансового и
имущественного) субъектов предпринимательства, развитие и повышение
качественного уровня инфраструктуры поддержки и информационной сферы услуг для
малого и среднего бизнеса, создание образовательной системы, способной
обеспечить сферу предпринимательства квалифицированными кадрами, свободного
обращения информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|