рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Социально-экономическое совершенствование и управление городского района рефераты

социальное развитие села, внедрение социальных стандартов, расширение источников инвестиций в жилищное строительство за счет кредитов, развитие системы ипотечного и потребительского кредитования на селе.

Стратегической задачей политики по отношению к сельским территориям является развитие несельскохозяйственных форм занятости, обеспечение доступности современных коммунальных, социальных и культурных услуг, создание условий для профессиональной и социальной мобильности сельского населения, развитие социальных и культурных связей между сельскими поселениями и городами.

Промышленная политика

Региональная промышленная политика должна быть подчинена интересам социального развития территории.

В современных условиях экономическое развитие дает максимальный социальный эффект, если оно приводит к созданию высокой доли интеллектуалоемких рабочих мест. Задачи инновационного развития, внедрения высоких технологий, информатизации, технологизации процессов разработки управленческих решений и создания современных систем организационного управления совпадают с задачами формирования социально-ориентированной экономики.

Стратегическая цель промышленного развития Воронежской области – создание высокоэффективного промышленного комплекса области, имеющего рациональную структуру и способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и высокие темпы роста производительности труда.

Основными средствами достижения поставленной цели являются:

ориентация промышленности на инновационное развитие, применение прогрессивных и наукоемких технологий, методов и средств современного менеджмента и организации производства, обновление и модернизацию производственного аппарата промышленности и выпуск импортозамещающей продукции;

проведение структурной перестройки промышленности, реформирование предприятий, привлечение эффективных собственников;

повышение степени инновационной восприимчивости предприятий;

ликвидация дефицита квалифицированных кадров в промышленности на основе восстановления и развития системы подготовки и переподготовки рабочих ведущих профессий и ориентации вузов и средних специальных учебных заведений на реальные потребности производства, внедрение современных систем управления персоналом на предприятиях.

В Воронежской области практически возможным является развитие научно-производственных комплексов: по производству оборудования для нефте-газовой и химической промышленности, собственно химического комплекса, оборонно-промышленного, авиа-космического, ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта, приборостроительного, средств связи, мебельного, сельхозперерабатывающего и других комплексов.

Реализация промышленной политики обеспечивается путем разработки и реализации целевых программ развития промышленности, создания законодательной базы и нормативно-правовых и методических документов, определяющих конкретные направления и пути развития промышленности.

Инновационная промышленная политика будет осуществляться в комплексе системных мер, таких, как:

регулирование трансформации и диверсификации структуры промышленного производства (санация или закрытие депрессивных предприятий, поддержка быстро растущих, применяющих наукоемкие, инновационные технологии и выпускающих конкурентоспособную продукцию);

реализация протекционистских мер по отношению к экспортно-ориентированной промышленности региона; развитие сети торгово-промышленных представительств Воронежской области в России и за рубежом; формирование товаропроводящей сети; проведение маркетинговых исследований;

поддержка прикладной науки, обеспечивающей инновационный процесс в промышленности;

активное взаимодействие с федеральными структурами по вопросам регулирования ценовой политики на продукцию федеральных естественных монополий, локальное регулирование ценовой политики местных монополий;

регулирование пространственного размещения промышленных объектов и планомерного развития производственных инфраструктур;

формирование институтов для межрегиональной и межотраслевой стратегической коммуникации и кооперации;

введение отраслевых стандартов на качество рабочих мест и условия оплаты труда наемных работников;

создание благоприятной среды для непрерывного обучения, подготовки, повышения квалификации кадров, поддержка необходимой инфраструктуры переподготовки.

Необходимо осуществить инвентаризацию и ревизию инновационных проектов воронежской науки и техники, а также вести отбор уникальных российских новшеств, способных к выходу на мировой рынок и отвечающих условиям, определяющим возможность производства этих инноваций воронежской промышленностью, провести необходимые маркетинговые исследования и обеспечить наиболее перспективные проекты государственной поддержкой, вплоть до прямого финансирования.

Воронежская область на 80 процентов обеспечивает себя наиболее важными продуктами питания. Хлеб, молоко, масло, картофель, крупы, колбасные изделия – воронежцы предпочитают покупать и кушать свои.

Инвестиции в основной капитал:

В 2006 году объем инвестиций в экономику области составил 36,3 млрд.рублей, прирост к 2005 году – 12,4% ( в среднем по областям ЦФО – 6,9%, по РФ – 13,7%).

Вложения в основной капитал осуществляются за счет собственных средств предприятий (по области – 36,6%, по РФ- 44,3%, по ЦФО – 38,6%) и привлеченных средств (по области – 63,4%, по РФ – 55,7%, по ЦФО – 61,4%).

Из объема привлеченных средств доля бюджетных средств по области составила 26,3% (по РФ – 35,6%, по ЦФО – 48,5%, самый высокий показатель по г.Москва – 68,2%). Доля инвестиций из федерального бюджета в Воронежскую область (9,5%) выше, чем в среднем по РФ (6,9%) и по ЦФО (6,1%).

В 2006 году введено 850,1 тыс.кв.метров жилья (108,4% к уровню 2005 года, по РФ – 115,2%, по ЦФО – 113,3%). По вводу жилья на душу населения область среди субъектов ЦФО занимает седьмое место.

Возрастает показатель обеспеченности населения области жильем. В среднем на одного жителя области приходится 23,9 кв.метра общей площади. Это выше, чем в среднем по России (20,9) и по ЦФО (22,5).

Доля жилых домов, построенных индивидуальными застройщиками за счет собственных и заемных средств, в общем объеме жилищного строительства в 2006 году составила по области – 27,1% (в среднем по РФ – 39,5%, по ЦФО – 29,4%).

По результатам последнего исследования инвестиционного климата российских регионов, ежегодно проводимого журналом «Эксперт» совместно с рейтинговым агентством «Эксперт-РА» , в 2005/2006 гг. по показателю инвестиционного риска Воронежская область заняла 40 место среди всех субъектов РФ, в то время как по результатам предыдущего рейтинга регион по тому же показателю занимал 42 место (ранг инвестиционного риска области улучшился на 2 позиции). Согласно данным исследования составляющие инвестиционного потенциала области в 2006 году улучшились по природно-ресурсному (7 позиций), инфраструктурному (3 позиции) и инновационному (2 позиции) потенциалам. Незначительно (в среднем на 1 позицию) снизились по потребительскому, производственному, финансовому, институциональному и туристическому потенциалам.

 Снижение инвестиционного риска в области произошло за счёт уменьшения экономического (на 61 позицию) и криминального (на 33 позиции) рисков.

 Администрация Воронежской области предоставляет: возможность получения бюджетного кредита; субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам; государственные гарантии и залоговое обеспечение привлекаемых инвестиций; налоговые преференции; льготные условия пользования имуществом, находящимся в областной собственности; бюджетные инвестиции на реализацию проекта; гранты.



Администрация Воронежской области заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве и готова поддерживать инициативы инвесторов.

Администрация Воронежской области оказывает содействие: в разработке и получении исходно-разрешительной документации по проекту; в решении вопросов регистрации, организации и постановки на учет в налоговых органах; по резервированию и выделению земельных участков и производственных площадок; по оформлению прав собственности, заключению договоров аренды имущества; в решении споров и противоречий, возникающих в ходе реализации проекта; в получении юридического, аудиторского, страхового сопровождения проекта, в получении услуг оценочных организаций.


2.2 Анализ развития потребительского района


В ближайшие годы России предстоит развернуть на своей территории полномасштабный контур инновационной экономики, предназначенный обеспечить глубокую интеграцию науки, образования и бизнеса. Общенациональная задача удвоения в среднесрочном периоде валового национального продукта может быть решена только посредством развития инновационного сектора.

Современная модель развития экономики требует перехода к производству нововведений: новых интеллектуальных ресурсов, знаний, технологий и реорганизации на этой основе индустриального производства. Широкое использование инноваций во всех сферах деятельности определяет конкурентоспособность регионов. В большей степени это относится к территориям с высокой концентрацией научно-технического, производственного и образовательного потенциала, таким как Воронежская область. Именно эти территории составят ядро национальной инновационной системы.

Приоритетная задача экономической политики на данном этапе состоит в целенаправленном формировании региональной инновационной системы как части национальной.

Власть, бизнес, общество должны сформировать единую инновационную политику, направленную на:

формирование региональной комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, что предполагает создание и укрепление инфраструктуры поддержки инновационной деятельности: центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, офисов по трансферту интеллектуальной продукции, новых технологий;

подготовку кадров для инновационной сферы, в том числе, технических специалистов, обеспеченных современными методами и средствами для успешной работы по продвижению инноваций в хозяйственный оборот и социально-культурную сферу;

использование механизмов снижения инновационных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительного этапа исследований и разработок и доведения их до стадии коммерческой реализации.

Структурные элементы инновационной экономики должны составить региональную систему отбора перспективных идей, экспертизы и реализации инновационных проектов во всех сферах жизни и деятельности. Необходим механизм аккредитации и государственной поддержки предприятий области, осуществляющих технологический прорыв, до того момента, когда в действие вступят рыночные механизмы. Необходимо создать инновационно-информационный фонд Воронежской области, регулярно проводить выставки-ярмарки инновационных проектов, конференции, конкурсы инноваций.

Инновационная стратегия развития не может быть монофокусной, ориентированной только на определенный вид деятельности. Необходимо сформировать инновационную интеллектуальную, социально-культурную, экономическую, административную среду в регионе, способную порождать многообразные инновационные проекты в самых разных областях жизни и деятельности. Базовые системы, обеспечивающие социально-экономическое развитие: система образования, подготовки и переподготовки кадров, система административно-территориального деления и система расселения, система государственного и муниципального управления также должны стать органичными элементами новой экономики.

Важнейшим структурным элементом инновационной системы является финансово-кредитная система. В экономике области сегодня отсутствует работоспособный, основанный на рыночных принципах механизм перераспределения ресурсов, аккумулированных банковской системой, в пользу перспективных рынков, предприятий и проектов. Банки (за исключением Сбербанка) практически не принимают необходимого участия в структурной перестройке экономики области, о чем свидетельствует их низкая активность в кредитовании реального сектора.

В этой связи большое значение имеет развитие небанковских форм кредита, и на их основе вторичное вовлечение банковского сектора в процессы капитализации региональной экономики.

Приток денежных средств может быть получен за счет рынка ценных бумаг, в том числе, государственных и муниципальных. Для роста эффективности фондового рынка необходимо повышение его привлекательности для долгосрочных инвестиций, усиление роли стратегических инвесторов, разработка механизмов, связывающих котировки ценных бумаг с результатами хозяйственной деятельности предприятий-эмитентов.

Ситуация на бурно развивающемся рынке недвижимости позволяет сегодня обеспечить реализацию новой государственной политики в сфере ипотеки. В этом вопросе необходимо максимально использовать опыт зарубежных стран и отдельных регионов, где система ипотечного кредитования является основой стабильности экономики и общества.

Существенное значение имеет развитие кредитной кооперации. Кредитные кооперативы не преследуют коммерческие цели и не ставят перед собой задачу получения прибыли, а являются свободными объединениями физических и юридических лиц для достижения общих целей. Цель такого кооператива – оказание кредитно-финансовых услуг членам кооператива.

Эффективность инновационной политики зависит от наличия в области критической массы квалифицированных, стратегически мыслящих, профессионально владеющих знаниями и навыками инновационной деятельности кадров, как государственных служащих всех уровней управления, так и менеджеров инновационных проектов. Подготовку и повышение квалификации кадров, занимающихся инновационной деятельностью, необходимо вести на постоянной основе, создавая условия, необходимые институты и механизмы для интеграции науки и бизнеса, производства и образования. Воронежская область должна стремиться стать одним из лидеров в Российской Федерации по подготовке инновационных кадров.

Основные положения инновационной экономической политики необходимо закрепить законодательно. Для этого следует обеспечить разработку и принятие областного закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике Воронежской области”. С целью реализации государственной инновационной политики необходима разработка государственной инновационной программы Воронежской области и пакета взаимоувязанных целевых инновационных программ в наиболее важных сферах жизни и деятельности.

Вместе с тем, инновационная экономика может развиваться только в опоре на расширяющиеся рынки и секторы экономики области, которые уже сегодня демонстрируют рост и обладают значительным потенциалом роста в ближайшие годы. Для Воронежской области приоритетными в краткосрочном периоде являются:

Рынок недвижимости, включая землю, развитие территорий, проектирование и строительство жилья и деловой недвижимости, производство стройматериалов, управление объектами недвижимости и их жилищно-коммунальное обслуживание;

Рынок фундаментальных человеческих услуг: образования и здравоохранения;

Рынок услуг транспорта и связи;

Рынок рекреационных и развлекательных услуг, спортивные и оздоровительные клубы, театры, кинотеатры, кафе, рестораны, парковое хозяйство, туризм и пр.;

Рынок экологических услуг.

В каждой из этих сфер в Воронежской области наблюдаются устойчивые темпы роста, что подчеркивает необходимость целенаправленной ориентации экономики области на естественные направления роста и повышения роли области, как делового и торгового центра, территории современного обустройства среды обитания, центра формирования новых стандартов качества жизни, включая качество жилья и городской среды в целом, центра опережающего развития здравоохранения, образования, привлекательной рекреационной территории.

Малый и средний бизнес как социальное, экономическое и политическое явление, охватывающее практически все отрасли и области деятельности, призван решить для развития региона следующие основные задачи:

в социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;

в экономическом - содействовать росту производственного потенциала области, увеличению валового регионального продукта, повышению доходов регионального бюджета и внебюджетных фондов, развитию конкурентной рыночной экономики области;

в политическом - обеспечить формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества.

Малый и средний бизнес способен выполнить свою социально-экономическую и политическую роль лишь при единстве интересов власти, бизнеса и общества, при котором деятельность всех трех участников не должна противоречить интересам друг друга и должна служить росту благосостояния всего населения области. Необходимым условием развития малого и среднего бизнеса являются выраженные в законе твердые и неизменные государственные гарантии: адекватного правового поля, соответствующего потребностям развития предпринимательства и гарантирующего безопасное и независимое ведение бизнеса в открытых формах; равноправия всех хозяйствующих субъектов в обеспечении равных возможностей при выходе на рынок и получении рыночного доступа ко всем видам ресурсов.

Социальная и экономическая политика области должна быть направлена как минимум на достижение показателей развитых стран, где более половины всего трудоспособного населения занято в данной сфере, более половины объема ВВП и налоговых поступлений приходится на долю малых и средних предприятий.

Возрастающая роль государственного участия в создании равноправных и максимально комфортных условий для развития предпринимательской инициативы должна исключать методы прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, оказание каких-либо предпочтений одним и создание препятствий другим субъектам предпринимательской деятельности.

Одним из важнейших направлений развития деятельности предпринимателей является становление инновационных видов деятельности. Инновационные предприятия, аккредитованные в соответствии с нормативно обеспеченными процедурами, будут пользоваться приоритетной государственной поддержкой.

Основным методом развития и поддержки малого и среднего предпринимательства должен стать программно-целевой метод, который обеспечит решение проблемных вопросов, влияющих на эффективность развития бизнес-деятельности в области: повышение ресурсного обеспечения (финансового и имущественного) субъектов предпринимательства, развитие и повышение качественного уровня инфраструктуры поддержки и информационной сферы услуг для малого и среднего бизнеса, создание образовательной системы, способной обеспечить сферу предпринимательства квалифицированными кадрами, свободного обращения информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11