рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпаргалка: Билеты по маркетингу рефераты

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т. е. пассивов).

Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Анализируя платежеспособность, сопоставляют состояние пассивов с состоянием активов. Это дает возможность оценить, в какой степени организация готова к погашению своих долгов. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении (Показатели – см. билет1).

Потребность предприятия в оборотных средствах и выбор источников ее покрытия.

ОС являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования – одно из главных условий успешной деятельности предприятия.

Определение потребности предприятия в ОС осуществляется в процессе нормирования, то есть определения норматива оборотных средств. Целью нормирования является определение рационального размера ОС, отвлекаемых на определенный срок в сферу производства и сферу обращения. Нормирование ОС осуществляется в денежном выражении. В основу определения потребности в них положена смета затрат на производство продукции, работ, услуг на планируемый период.

Потребность в собственных ОС (СОС) для каждого предприятия определяется в процессе составления финансового плана. Таким образом, величина норматива не является величиной постоянной. Размер СОС зависит от объема производства, условий снабжения и сбыта, ассортимента производимой продукции, применяемых форм расчета.

При исчислении потребности предприятия в СОС необходимо учитывать, что СОС должны покрывать потребности не только основного, но и подсобного и вспомогательного производств, ЖКХ и других хозяйств, не относящихся к основной деятельности предприятия и не состоящих на самостоятельном балансе, на нужды осуществляемого собственными силами капремонта.

Для определения норматива принимается во внимание среднесуточный расход нормируемых элементов в денежном выражении. В процессе нормирования устанавливаются частные и совокупные нормативы.

Этапы процесса нормирования:

разрабатываются нормы запаса по каждому элементу нормируемых ОС – относительная величина, соответствующая объему запаса каждого элемента ОС (как правило, устанавливаются в днях)

исходя из нормы запаса в днях и расхода данного вида ТМЦ, определяется сумма ОС, необходимых для создания нормируемых запасов по каждому виду ОС – это частные нормативы

рассчитывается совокупный норматив путем сложения частных нормативов. Норматив ОС – денежное выражение планируемого запаса ТМЦ, минимально необходимого для нормальной хозяйственной деятельности предприятия.

По источникам формирования оборотные средства делятся на собственные и заемные.

Уставный фонд в фонде оборотных средств - источник финансовых ресурсов.

Основной источник собственных средств на предприятии - прибыль.

Устойчивые пассивы - средства, которые не принадлежат предприятию, но в силу сложного механизма расчета постоянно находятся в его обороте:

- сроки выплаты зарплаты не совпадают со сроками ее начисления

- выручка также попадает в фонд оплаты труда

- все отчисления во внебюджетные фонды также идут в дни выплаты зарплаты

- некоторые предприятия освобождаются от уплаты платежей в бюджет (как источник для приобретения ТМЦ и т.д.)

Следовательно к ним относятся:

- задолженность по фонду оплаты труда, возникающая в результате разрыва между выплатой и начислением

- задолженность по платежам во внебюджетные фонды и бюджету

- некоторые предприятия имеют льготы по начислениям и выплатам в фонды

- средства заказчиков по оплате продукции частичной готовности

- средства потребителей по долгам за тару (отпуск готовой продукции осуществляется в возвратной таре под залог покупателя)

- резерв предстоящих расходов и платежей (уплаты сумм, которые резервируются для выплаты отпусков).

 Заемными источниками - являются кредиты банков и средства кредиторов.

Источники финансирования прироста норматива оборотных средств предприятия:

Собственные и приравненные к ним средства:

излишек собственных оборотных средств, которые есть у предприятия на начало планируемого года

устойчивые пассивы - прирост источников пассивов

часть чистой прибыли предприятия

резервный фонд: за счет отчислений от прибыли предприятия, льготы по налогу на прибыль. Резервный фонд не должен быть больше 25% уставного капитала и 25% налогооблагаемой прибыли.

Заемные:

кредиты банка

кредиторская задолженность

Для сокращения общей потребности хозяйства в ОС, а также стимулирования их эффективного использования целесообразно привлечение заемных средств, которые представляют собой в основном к/ср кредиты банка, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в ОС.

Правильное соотношение между источниками образования ОС играет важную роль в укреплении финансового состояния предприятия.

Билет 5.

Деятельность предприятия – финансовый аспект.

Исполнение финансового плана и возможные причины его корректировки в ходе реализации.

Направления минимизации финансовых рисков.

Определение возможной величины дивиденда.

Деятельность предприятия – финансовый аспект (мысли, которые можно развить).

Предприятие – субъект финансовой деятельности

Элементы системы управления финансами предприятия:

наличие специальных подразделений по управлению финансами и штатом работников

техническое оснащение

планово-прогнозная деятельность, активизирующая принятие решений и формализующая их величины и балансы

полномочия и ответственность начальников финансовых отделов

Принципы организации ФМ:

необходимость создания современной системы финансового управления предприятием на базе обеспечения непрерывного мониторинга характерных черт ФМ

непрерывность финансового прогнозирования и планирования

подход к оценке стоимости денежной единицы, что сегодняшний рубль дороже завтрашнего и надежный – рискованного

учет системных, деловых … рисков и их минимизация

первоначальное разделение рассмотрения и принятия инвестиционных решений от решений об их финансировании

рациональное сочетание собственных и заемных источников финансирования исходя из общей нарастающей потребности в капитале

принцип учета в расчетах не доходов и расходов, а потоков средств

открытость информации для акционеров и потенциальных инвесторов, регулярность заверенных в установленном порядке официальных публикаций о результатах финансово-хозяйственной деятельности

внутренний общий аудит и вскрытие проектов инвестиций после начала финансирования

обязанность объявления и выплаты дивидендов акционерам по акциям

регулярность инвестирования собственных

Исполнение финансового плана и возможные причины его корректировки в ходе реализации.

В настоящее время финансовый план предприятий имеет 3 самостоятельных раздела:

1) доходы и поступления средств

2) расходы и отчисления

3) взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами и банками.

1) доходы и поступления средств включают следующие показатели:

1) Выручка от реализации продукции и услуг

1.1) НДС

1.2) Прибыль от реализации

2) доход от внереализационных операций

3) прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия

4) амортизация

5) средства резервного фонда

6) мобилизация внутренних ресурсов в капитальное строительство

7) средства, отчисляемые от с/с продукции

7.1) на уплату налогов, относимых на себестоимость продукции

7.2) платежи заводу

7.3) платежи и взносы во внебюджетные фонды

7.4) на оплату % по кредитам

8) прирост устойчивых пассивов

9) излишек оборотных средств на начало планируемого года

и т.д. (проч. доходы)

Итог доходов и поступления денежных средств

II. расходы и отчисления:

1) затраты на реализованную продукцию и услуги по полной плановой с/с, в том числе убытки от реализации

2) НДС, уплачиваемый поставщикам сырья и материалов

3) финансирование КВ

4) затраты на ремонт основных фондов

5) прирост норматива собственных оборотных средств

6) отчисления от прибыли в фонды экономического стимулирования

7) арендная плата

8) отчисления в финансовый резерв

9) операционные расходы.

Итого

III. взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами и банками:

1) налог на прибыль

2) НДС

3) налог на имущество

4) плата за воду

5) платежи во внебюджетные фонды

6) погашение долгосрочных кредитов банка

7) уплата %-ов по полученным кредитам.

Итого платежей

После определения вышеуказанных показателей по первому разделу (применимо также к другим разделам) анализируется динамика увеличения или снижения показателей по сравнению с прошлым годом, и если выясняется, что по отдельным статьям нет прироста, а идет снижение, то выясняются его причины путем проверки расчетов и т.д.

Основной формой фин. плана предприятия является баланс доходов и расходов.

В процессе формирования баланса доходов и расходов необходимо достигать сбалансированности между доходами и расходами и обеспечить целевое и эффективное использование финансовых ресурсов и денежных средств.

После заполнения всех статей баланса доходов и расходов и подведения итогов по каждому разделу проверяется степень сбалансированности между ними. Для этого надо итог первого раздела сравнить с суммой итогов второго и третьего разделов баланса. Они должны быть равны.

Направления минимизации финансовых рисков (Кузина).

Виды финансовых рисков (связаны с возможностью потерь финансовых ресурсов):

риски, связанные с покупательской способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные и риски ликвидности). Дефляция - падение уровня цен. – вложения в иностранной валюте

риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски) - диверсификация портфеля, подуманная политика кредитования с высокими страховыми суммами:

а) риск упущенной выгоды - риск наступления косвенного финансового ущерба в результате неосуществления какого-либо мероприятия

б) риск снижения доходности - уменьшение % по портфельным инвестициям, по вкладам, кредитам –

- % риски

- кредитные риски - опасность неоплаты % и основной суммы долга, а также это разновидность рисков прямых финансовых потерь, которые делятся на:

биржевой

селективный - риск неправильного выбора вида вложения капитала

банкротства - опасность в результате неправильного выбора вложения капитала и неспособности рассчитаться по обязательствам

в) риск прямых финансовых потерь - неполучение дохода или % в тех или иных условиях – страхование и перестрахование.

Концепция управления риском включает в себя:

Выявление последствий принимаемых решений в ситуации риска

Умение реагировать на возможные отрицательные последствия предпринимательской деятельности

Разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть снижены негативные результаты предпринимательской деятельности.

Определение возможной величины дивиденда.

Порядок устанавливается законом «Об АО». Регулярные выплаты дивидендов – ежеквартально, 1 раз в полгода или ежегодно. Не менее 15% капитала – выплаты по привилегированным акциям (Закон об АО). Резервный фонд – не менее 15% СК. Сумма чистых активов меньше УК, тогда нужно снизить УК, продать акции АО.

Регулярность выплат дивидендов регулируется АО, устанавливается в уставных документах.

Источники выплат:

нераспределенная прибыль

резервный фонд

инвестиционный доход

Принятие решение о размере дивидендов является непростым:

В условиях рынка всегда имеются возможности для расширения производственных мощностей или участия в новых инвестиционных проектах,

Нестабильность выплаты дивидендов или резкое изменение их величины чреваты снижением курсовой стоимости акций.

Процедура выплаты дивидендов:

Существует определенная дата объявления дивиденда. День, когда Совет Директоров принимает решение о выплате дивидендов, определяется размер, здесь устанавливается дата переписи и выплаты.

Объявляется эксдивидендная дата. Дата, после которой приобретенные ценные бумаги не имеют права на получение дивидендов за предыдущий период.

Устанавливается дата переписки акционеров. Дата переписи назначается до дня выплаты дивидендов (в пределах 1 месяца до дня выплаты).

Дата выплаты

Билет №6.

1. Управление ценами в условиях ограниченной конкуренции

2. Управление процессами получения выручки от реализации продукции, работ, услуг

3. Место и роль финансовой службы в организационной структуре предприятия

4. Функции финансового менеджера

1. Управление ценами в условиях ограниченной конкуренции

Существует несколько видов ценовых стратегий:

Установление цен на уровне цен конкурентов – стратегия нейтрального ценообразования. Здесь уменьшается финансовая устойчивость предприятия, ликвидность и платежеспособность.

Предприятие устанавливает цены несколько выше, чем у конкурентов – стратегия «снятия сливок» или премиального ценообразования. Она позволяет получить дополнительный доход. Здесь необходимо проанализировать, возможно ли будет окупить потери в результате сокращения объема продаж при повышенных ценах, Т.о., повышение цен д.б. оправдано, например введение дополнительных потребительских услуг, реклама.

Установление цен ниже, чем у конкурентов – стратегия ценового прорыва. Здесь предприятие некоторое время получает расширение рынков сбыта, но снижение цен может привести к потере ликвидности предприятия. Т.е. предприятие д.б. уверено в том, что сможет привлечь дополнительные источники финансирования и что конкуренты не будут использовать эту стратегию.

Ценовая политика предприятия жизненно важна для него. Начинается она с определения базовой цены продукции предприятия.

Как правило, базовая цена реализации продукции предприятия почти всегда не равна рыночной цене, а уж тем более – равновесной. Каждый производитель определяет цену на свою продукцию индивидуально, исходя из нескольких факторов:

Денежной выражение текущих издержек производителя;

Запросы производителя по прибыльности его продукции: норма прибыли. В зависимости от выбранного метода она может определяться пропорционально полной или производственной себестоимости, матзатратам, стоимости обработки товара и т.п.

То есть управление ценами - это фактически процесс корректировки базовой цены (то есть цены минимального запроса производителя) в соответствии с целевыми установками производителя и рядом рыночных условий:

Сложившимся соотношением спроса и предложения. Ограничения спроса и предложения могут быть финансовыми (большая капиталоемкость производства), правовыми (законодательная монополия на производство алкоголя) и др. Все это вызывает ограничение конкуренции и некоторую специфику: картельные ценовые соглашения, монопольно устанавливаемые цены и т.д.

Мониторинг цен конкурентов. Здесь следить проще, так как конкурентов меньше (с ними можно договориться) или вообще нет. Однако невнимание к установленным в отрасли правилам может привести к т.н. «ценовой войне» (…)

Наличие ценовых ограничений по решениям органов госвласти. Государство может регулировать цены многими способами:

лимитирование цены,

налоговое финансовое регулирование (акцизы, НДС, НнаП…)

неналоговое финансовое регулирование (дотации)

монопольное установление цены (продажа золота г-ву)

таможенные пошлины, льготные кредиты

2. Управление процессами получения выручки от реализации продукции, работ, услуг

Получение выручки для производителя – насущный вопрос, что обуславливает важность работы ФМ-ра по ее получению. Эти вопросы затрагиваются производителем еще при разработке кредитной политики, определении лимита кредита по каждому покупателю, заключении договоров и т.д.

ФМ-р должен изучить историю оплаты счетов каждым покупателем на основе сформированной им информационной базы. Необходимо отделить просроченную задолженность от нормальной, ранжировав последнюю по срокам и размерам. Следует тотчас готовить документы о предъявлении штрафных санкций по просроченной задолженности, что результируется либо в получении штрафа, либо в приобретении морального «перевеса» над контрагентом. Момент возникновения штрафных обязательств дожен быть четко прописан в договоре.

На процессы сбора выручки влияют несколько факторов:

внутренние – конфликт ФМ-ра с отделом сбыта

внешние – наличие/отсутствие реальной возможности ускорения процесса сбора денег

Возможно использование услуг факторинговых организаций. Различают зрелый, старомодный и вспомогательный факторинг:

Зрелый факторинг подразумевает, что факторинговая компания:

получает копии документов на оплату от поставщика

обеспечивает взыскание задолженности с покупателя

платит производителю в установленный срок вне зависимости от оплаты покупателя

Старомодный факторинг предусматривает авансовый платеж факторинговой компании производителю в размере большей части возникающей задолженности сразу по предъявлении документов на оплату от производителя. Остальная часть - в сроки согласно договору. Обеспечивает страхование производителя от сомнительных долгов.

Вспомогательный факторинг не страхует покупателя от неполного/несвоевременного платежа или неплатежа. Поставщик сам несет ответственность по неплатежам покупателей. Факторинговая компания проводит работу по сбору денег с покупателей и передачу собранных денег поставщику.

3. Место и роль финансовой службы в организационной структуре предприятия

Финансовая служба занимает важное место в организационной структуре предприятия, что определяется ее функциями по распределению финресурсов по получателям, видам затрат и объектам; контролю за расходованием этих средств; контролю за отклонением фактических показателей от плановых; координации решений в области управления финансами; финрегулированию взаимосвязанных процессов. Организационная структура предприятия должна отражать существующую систему управления финансами:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15