рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпаргалка: Билеты по маркетингу рефераты

ЭФР = (1-Т)(ЭР-D)k.

При этом выражение (1-Т)(ЭР-D) называется дифференциалом, а k – плечом финансового рычага.

ЭФР позволяет определить:

1) следует ли наращивать заемные средства и на каких условиях;

2) какая величина риска может быть допустима при изменении ставки процента за кредит и налога;

3) каков риск падения дивидендов и курса ц/б для инвестора.

Как правило, не рассматриваются отдельно эффекты финансового и операционного рычага. Общий рычаг по п/п выражается их произведением.

На принятие решения о структуре капитала оказывают влияние следующие факторы:

1) объем продаж и прибыли;

2) уровень процентных ставок;

3) анализ движения денежных средств п/п;

4) сравнительный анализ п/п данной отрасли;

5) позиции кредиторов (потенциальное согласие на кредитование);

6) цена капитала (с точки зрения цены капитала у каждого п/п оптимальная структура своя: нет единой оптимальной структуры. Оптимальная структура определяется достижением равновесия между различными источниками финансирования, при котором при минимальных затратах на привлеченный капитал будет получена максимальная прибыль);

7) внешние условия (стабильность экономической ситуации).

Обязанности финансового менеджера.

ФМр на предприятии:

специалист-финансист,

специалист, управляющий финансовыми потоками средств,

профессионал, входящий в руководство фирмы

Функции ФМра:

взаимоотношения с банками,

управление наличностью,

привлечение источников финансирования,

кредитная политика (управление дебиторской задолженностью),

выплаты дивидендов,

страхование,

управление целевыми программами (пенсионными, инвестиционными…),

надзор и общее руководство бухгалтерскими функциями.

Основная задача финансового менеджера заключается в обеспечении наиболее эффективных потоков финансовых ресурсов между финансовым рынком и предприятием. Финансовый менеджер является связующим звеном и поддерживает кругооборот денежных средств.

инвестирование средств в производство

получение денежных средств от результатов хозяйственной деятельности

возвращение денежных средств на финансовый рынок в виде платы за мобилизованные ресурсы

способность реинвестирования денежных средств в производство

уплата налогов

направление оставшихся денежных средств в производство

Обязанности финансового менеджера:

руководство и организация финансовой работы на предприятии

периодическая ответственность перед собственниками

разработка планов

разработка инвестиций, расчет альтернативных вариантов, выбор оптимальных с учетом риска

разработка нормативов

определение объема поступлений и расходования денежных средств предприятия

определение кредиторских взаимоотношений предприятия

организация отчетности (бухгалтерской и финансовой) и ее предоставление.

Ценовая политика предприятия: цели и задачи.

Выбирая ценовую политику, предприятие вынуждено учитывать общеценовую ситуацию, сложившуюся в стране. ФМр, определяя ценовую политику, должен иметь четкое представление о системе цен в стране, так как по отдельным позициям, наименованиям продукции цены дотируются из бюджета.

Цена – денежная оболочка отношений мены, стоимость – их содержание. Практическое проявление действия системы цен выражается в актах купли-продажи, оплаты вы полненных работ

Поскольку определение ценовой политики – сложное мероприятие, необходимо разработать такую ценовую политику, которая позволила бы привлечь дополнительных потребителей продукции. Один из вариантов такой политики – предоставление системы скидок.

Проанализировав затраты предприятия, цены на основе методики пред. анализа предприятие разрабатывает соответственный прогноз (при каких ценах какую прибыль можно получить). Максимизация прибыли на основе определения оптимальной цены основана на линейной зависимости в функции спроса, т.е. зависимость цены 1 продукции от количества производимого товара.

Алгоритм расчета оптимальных цен и объема продаж (здесь необходимо):

Собрать данные о прогнозе объема продаж по различным регионам и на их основе провести статистическую обработку, исключив нетипичные показатели, и подсчитать среднее значение.

Методом интерполяции определяется цена для соответственного вида продукции. Цена определяется на основе коэффициентов аппроксимации и данных об объеме продаж.

Осущ. группировка переменной части затрат для каждого вида продукции производимого ассортимента

Определяется оптимальный объем продаж и цена для каждого продукта, которая даст максимальный вклад на покрытие.

Билет 3.

Распределение прибыли и дивидендная политика.

Виды деятельности на предприятии и структурирование доходов.

Права и обязанности руководителя финансовой службы предприятия.

Взаимодействия в системе «объем – затраты – прибыль».

Распределение прибыли и дивидендная политика.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении п/п, подразделяется на 2 части. Первая увеличивает имущество п/п и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Цена капитала, формируемого за счет нераспределенной прибыли, может быть определена как доходность, которую акционеры требуют от обыкновенных акций фирмы. Чистый доход фирмы, остающийся после налогообложения и выплаты дивидендов по привилегированным акциям, принадлежит владельцам обыкновенных акций. Держатели облигаций получают от фирмы проценты, владельцы привилегированных акций – фиксированный дивиденд; Оставшийся у фирмы доход принадлежит владельцам обыкновенных акций и служит своеобразной рентой за пользование акционерным капиталом. Управляющий может либо выплатить доходы в качестве дивидендов, либо реинвестировать их на развитие производства.

Виды деятельности на предприятии и структурирование доходов.

К текущей деятельности относится деятельность, связанная с производством продукции, работ, услуг.

К инвестиционной деятельности относятся:

-капитальные затраты п/п (покупка оборудования, долевое участие в строительстве);

-выручка от реализации основных фондов и имущества п/п;

-долгосрочные финансовые вложения п/п (до 1 года).

К финансовой деятельности относят:

-получение и погашение кредитов;

-краткосрочные финансовые вложения;

-доходы, полученные в виде дивидендов, % по ц/б.

Текущая деятельность. Приток. - получение Вчка за отгруженную прод-ю, оказ усл, выполн работы + авансы полученные от покупателей или заказчиков. Отток - все денежные рсх, к. связаны с пр-ом и реал-ей прод-ии (опл счетов поставщ-в, выплата з\п, %% за кредит в пред-х учетной ставкии др.). Сопоставление дох и рсх - приб или уб. Положительное сальдо от тек д-ти д\б дост-м, чтобы хватидо на инвест и фин д-ть.

Инвестиционная деятельность. Приток и отток - все изменения отраж-ся на соотв статьях I раздела пассива баланса. Приток - продажа ОС, цен бум, намаАкт. Отток - вложение денег в ОС и др активы.

Финансовая деятельность. Приток. - увеличение УК, увел добав кап-ла, получение кредитов банков. Отток. - умен-е УК, выплата дивид, погашение кредитов банка.

Притоки и оттоки ден ср-в, связ с тек д-тью – это изменение оборотного капитала.

Права и обязанности руководителя финансовой службы предприятия.

ФМр на предприятии:

специалист-финансист,

специалист, управляющий финансовыми потоками средств,

профессионал, входящий в руководство фирмы.

 Цели деятельности Фмра:

максимизация прибыли,

поддержка финансовой устойчивости на базе достижения платежеспособности и высокой ликвидности

повышение стоимости компании

наиболее полное удовлетворение общественных потребностей

Основная задача финансового менеджера заключается в обеспечении наиболее эффективных потоков финансовых ресурсов между финансовым рынком и предприятием. Финансовый менеджер является связующим звеном и поддерживает кругооборот денежных средств.

инвестирование средств в производство

получение денежных средств от результатов хозяйственной деятельности

возвращение денежных средств на финансовый рынок в виде платы за мобилизованные ресурсы

способность реинвестирования денежных средств в производство

уплата налогов

направление оставшихся денежных средств в производство

Функции Фмра(Большаков):

взаимоотношения с банками,

управление наличностью,

привлечение источников финансирования,

кредитная политика (управление дебиторской задолженностью),

выплаты дивидендов,

страхование,

управление целевыми программами (пенсионными, инвестиционными…),

надзор и общее руководство бухгалтерскими функциями.

Обязанности финансового менеджера(Кузина):

руководство и организация финансовой работы на предприятии

периодическая ответственность перед собственниками

разработка планов

разработка инвестиций, расчет альтернативных вариантов, выбор оптимальных с учетом риска

разработка нормативов

определение объема поступлений и расходования денежных средств предприятия

определение кредиторских взаимоотношений предприятия

организация отчетности (бухгалтерской и финансовой) и ее предоставление.

Принципы организации работы финансовой службы:

1) разумная достаточность работников финансовых служб

2) несмешение оперативной финансовой работы и инвестиционной деятельности

3) принцип разделения функций и специализации (изыскание новых финансовых инструментов, ротация кадров, обеспечение автотранспортом)

Элементы системы управления финансами предприятия:

наличие специальных подразделений по управлению финансами и штатом работников

техническое оснащение

планово-прогнозная деятельность, активизирующая принятие решений и формализующая их величины и балансы

полномочия и ответственность начальников финансовых отделов

Взаимодействия в системе «объем – затраты – прибыль».

1. Валовая маржа = выручка от реализации - переменные издержки производства.

2. Коэффициент валовой маржи = валовая маржа / выручка от реализации.

3. Порог рентабельности (точки безубыточности) = сумма постоянных затрат / коэффициент валовой маржи.

4. Запас финансовой прочности:

а) в рублях = выручка от реализации - порог рентабельности;

б) в % к выручке от реализации = порог рентабельности в рублях / выручка от реализации.

5. Прибыль = запас финансовой прочности ´ коэффициент валовой маржи.

6. Сила воздействия операционного рычага = валовая маржа / прибыль.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - такая ситуация, при которой п/п не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом количество продаж, находящихся ниже точки безубыточности влекут за собой убытки, продажи находящиеся выше точки безубыточности приносят прибыль. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть предприятию. П/п с низким порогом рентабельности легче переживают падение спроса на продукцию и, как результат, снижение цены реализации.

Запас финансовой прочности показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Чем больше эта величина, тем более финансово устойчивым является п/п.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда влечет за собой более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности п/п при изменении объемов производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темпы падения прибыли с каждого снижения выручки, сила воздействия операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного п/п.

Для п/п, имеющих на балансе большое количество неэффективно используемых основных фондов, высокая сила воздействия операционного рычага представляет значительную опасность. Она заключается в том, что в этом случае каждый процент снижения выручки от реализации приводит к резкому падению прибыли и достаточно быстрым вхождением предприятием в зону убытков. В таких условиях сокращается число вариантов выбора продуктивных управленческих решений.

Билет 4.

Финансовый менеджмент: объекты управления.

Факторы, определяющие дивидендную политику.

Понятие финансовой устойчивости предприятия.

Потребность предприятия в оборотных средствах и выбор источников ее покрытия.

Финансовый менеджмент: объекты управления.

ФМ – процесс системного финансового управления, формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, направленный на оптимизацию оборота его денежных средств и осуществляемый посредством проведения финансовой политики предприятия.

Главная цель ФМ – увеличение стоимости собственного капитала, а значит, и рост капитала акционеров, приходящегося на их доли, зафиксированный на данный отчетный момент времени. Для этого необходимо 1) грамотное финансовое управление, 2) система финансового управления, 3) эффективное расходование денежных средств, 4) финансовая политика в краткосрочном и долгосрочном планах, 5) обеспечение легкого доступа к дополнительным финансовым ресурсам.

Это в общем виде предмет ФМ.

Объекты ФМ – сферы управления:

управление оборотными и внеоборотными активами,

управление финансовыми активами,

управление структурой капитала,

управление принятием инвестиционных решений,

управлением формированием собственными и заемными источниками финансирования,

управление рисками на основе анализа и минимизации.

Факторы, определяющие дивидендную политику.

При разработке дивидендной политики следует учитывать законодательство страны. В РФ - Закон «ОБ АО» (основные положения по дивидендной политике). Предприятие должно выбрать оптимальную дивидендную политику предприятия, которая определяется:

инвестиционными возможностями предприятия. Главный фактор уровня дивидендных выплат - число привлекательных инвестиционных проектов, которые доступны для предприятия. Чем больше это число, тем ниже будет уровень дивидендов.

ценой заемного капитала (по сравнению с ценой собственного капитала). Необходимо предусмотреть возможность реинвестирования прибыли в производство фирмы Þ цена собственного капитала < цены заемного. При хороших инвестиционных возможностях внутри фирмы акционеры могут подождать с получением дивидендов.

сроками появления инвестиционных возможностей. Распределение инвестиционных возможностей по срокам очень важно, т.к. при отсутствии возможности инвестировать средства в развитие компании акционер предпочитает получение более высоких дивидендов с целью наилучшего применения средств, а не оставлять излишек в ожидании будущих возможностей предприятия.

ликвидностью и кредитоспособностью предприятия. Для выплаты дивидендов необходимо учитывать ликвидность: показатель краткосрочной ликвидности (прогноза денежных средств на следующий финансовый год) = дебиторская задолженность и источник будущей выр-ки / текущие пассивы. С этой целью составляется прогноз движения денежных средств предприятия. Ликвидность можно сохранить и другим путем, если нет денежных средств, то дивиденды можно выплатить акциями. Кредитоспособность: что стоит за ликвидными (важна их структура и стоимость капитала) активами (кредиты не дают под залог определенных ценных бумаг, ТМЦ и т.д.).

инфляцией. В период инфляции учет по первоначальной стоимости завышает текущую прибыль предприятия. Поэтому выплата высоких дивидендов из завышенной прибыли перераспределяет часть капитала компании.

установленными законом ограничениями. По законодательству РФ дивиденды платятся только из чистой прибыли предприятия. Для обеспечения выплат по привилегированным акциям предприятие обязано создать резервный фонд в размере не больше 15% уставного капитала.

предпочтениями акционеров. Акционеры предпочитают текущую прибыль, а не доходы от прироста капитала.

контролем со стороны акционеров. При высоких дивидендных выплатах у предприятия в дальнейшем может возникнуть потребность в дополнительном привлечении акционерного капитала, что может привести к снижению контроля акционеров за предприятием. При низких дивидендах структура капитала может стать неэффективной и предприятие станет уязвимым с точки зрения финансового риска (возможности банкротства). Изменение в структуре капитала, как правило, ведет к потере контроля со стороны акционеров.

Цель ДП – максимизация богатства акционеров ( а также обеспечение достаточного финансирования деятельности предприятия ).

Инвестиционные возможности п/п

Фактор, связанный с ценой заемного капитала

Ликвидность п/п ( ДП не должна привести к потере ликвидности)

Кредитоспособность п/п ( учитывается структура и стоимость капитала )

Инфляционный фактор ( важно выбрать учетную политику п/п в период инфляции; FIFO – завышение текущей прибыли, завышение дивидендов )

Законодательные ограничения (при отсутствии прибыли нельзя выплачивать дивиденды )

Предпочтения акционеров

Контроль со стороны акционеров ( если п/п выплачивает высокие дивиденды, оно привлекательно с инвестиционной точки зрения; дополнительное привлечение инвесторов изменяет структуру капитала с точки зрения учредителей )

Ограничения контрактного характера (во многих странах величина дивидендов регулируется специальными контрактами, когда п/п хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте оговаривается или нижний предел нераспределенной прибыли, или минимальный процент реинвестирования прибыли).

Ограничения рекламно – финансового характера ( в условиях рынка информация о ДП тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами и брокерами )

Понятие финансовой устойчивости предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15