рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпаргалка: Билеты по маркетингу рефераты

Чтобы определить основные направления деятельности по управлению доходами предприятия, необходимо четко выделить факторы, влияющие на величину прибыли от реализации товарной прд, которая составляет основную массу общего результата хозяйствования. К ним относятся:

1. Рыночные цены реализуемой прд

2. V и стр-ра пр-ва и реал-ии прд

3. Факторы экономии переменных з-т

4. Уровень постоянных издержек на пр-во прд

5. Оптимизация налоговых отчислений от прибыли

В связи с этим можно отметить основные направления деятельности ФМ-ра по управлению доходами. Что касается первого напрвления, то здесь ФМ-р должен сосредоточить основное внимание на реализации эффективной ценовой стратегии предприятия.

Существует несколько видов ценовых стратегий:

1. Установление цен на уровне цен конкурентов – стратегия нейтрального ценообразования. 2. Предприятие устанавливает цены несколько выше, чем у конкурентов – стратегия «снятия сливок» или премиального ценообразования. Она позволяет получить дополнительный доход. Здесь необходимо проанализировать, возможно ли будет окупить потери в результате сокращения объема продаж при повышенных ценах. Т.о., повышение цен д.б. оправдано, например введение дополнительных потребительских услуг, реклама.

3. Установление цен ниже, чем у конкурентов – стратегия ценового прорыва. Здесь предприятие некоторое время получает расширение рынков сбыта, но снижение цен может привести к потере ликвидности предприятия. Т.е. предприятие д.б. уверено в том, что сможет привлечь дополнительные источники финансирования и что конкуренты не будут использовать эту стратегию.

В любом случае установление цен зависит от фактора спроса, точнее эластичности спроса на прд, производимую пр-ем. Алгоритм расчета оптимальных цен и объема продаж:

Собрать данные о прогнозе объема продаж по различным регионам и на их основе провести статистическую обработку, исключив нетипичные показатели, и подсчитать среднее значение.

Методом интерполяции определяется цена для соответственного вида продукции. Цена определяется на основе коэффициентов аппроксимации и данных об объеме продаж.

Осущ. группировка переменной части затрат для каждого вида продукции производимого ассортимента

Определяется оптимальный объем продаж и цена для каждого продукта, которая даст максимальный вклад на покрытие.

ФМ-р должен четко представлять возможные методы определения базовых цен, знать их преимущества и недостатки, сферы применения. К основным методам установления базовых цен относятся:

1. М-д полных издержек

2. М-д маржинальных издержек

3. М-д стоимости изготовления

4. М-д рентабельности инвестиций

5. М-ды маркетинговых оценок.

Наиболее уверсальным и эффективным является метод маржинальных издержек, которой можно назвать составной частью операционного анализа, направленного на выяснения взаимосвязей в системе "объем продаж – издержки – цена - прибыль".

Что касается V реализации, то его величина в силу действия закона спроса напрямую связана с реализацией ценовой политики пр-я. Однако здесь ФМ-р должен в 1 очередь определить объем пр-ва, при котором достигается безубыточная работа предприятия. Расчет порога рентабельности (точки безубыточности) осуществляется в рамкам операционного анализа. Формула расчета критического V реализации такова: Qкрит.= FC / удельный маржинальный доход = FC / (p-VC на 1 прд.)

Чтобы определить необходимый объем продаж для достижения необходимой нормы прибыли, предприятие может использовать следующую ф-лу: Q = (FC + p) / (p-VC).

Важным направлением управления доходами является также выбор оптимальной структуры продаж. Этот выбор в первую очередь определяется не столько фактором максимизации доходов, сколько фактором минимизации предпринимательского риска и на практике реализуется в виде стратегии производственной диверсификации или позиционирования на рынке (нишевания), а также в виде некоторых промежуточных стратегий.

Фактор экономии на постоянных издержкам проявляется в виде действия операционного рычага, заключающегося в том, что любое изменение выручки от реализации всегда влечет за собой более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа / p = (FC + p) / p. Поскольку в состав ВМ входят FC пр-ва, не подверженные изменению по мере увеличения выпуска прд, то рост V пр-ва и реал-ии Т.П. уже по 1 этой причине порождает > сильную динамику роста p. Однако эта более сильная динамика изменения p зависит не толька от св-ва FC. Увеличение V пр-ва сопрождается ростом произв-ти труда (w), снижает с/с прд и увеличивает p пр-я по след. 6 направлениям:

1. Экономия (Э) мат. з-т за счет роста фондоотдачи, что приводит к снижению р-ра амортизации на рубль Т.П.

2. Э за счет снижения норм расхода мат. рес-сов

3. Э за счет ликвидации перерасхода мат. рес-сов против норм

4. Э от снижения или ликвидации потерь от брака, а также > высокой степени утилизации возвратных отходов

5. Э з/п, поскольку рост последней всегда отстает от роста V пр-ва роста w

6. Э на усл.-FC, приходящихся на 1 выпуска Т.П.

Поскольку величина p в числителе и знаменателе ф-лы СВОР представляет собой одинаковую величину, то p от реал-ии в данном сл. величина прямо пропорц-ая FC пр-ва. Т.о., чем > сложившаяся на пр-ии в начальный период доля FC в ВМ, тем > СВОР на рост p в дальнейшем.

Управление процессом формирования собственных и заемных финансовых ресурсов

Основная цель управления процессом формирования собственных и заемных финансовых ресурсов состоит в формирования рациональной структуры капитала, т.е. в том, чтобы найти правильное соотношение между собственным и заемным капиталом, при котором у п/п будет наибольшая чистая рентабельность (рентабельность собственного капитала) и наивысшая стоимость акций. Здесь необходимо оценить преимущества и недостатки большого удельного веса собственного и заемного капитала.

Большая доля собственных средств ведет к следующим преимуществам:

- высокая платежеспособность и ликвидность.

Она же ведет к следующим недостаткам:

- ограничение инвестиционной деятельности;

- акционеры получают низкие дивиденды;

- если п/п прибегает к дополнительной эмиссии, то это расценивается как негативный сигнал.

При высокой доле заемного капитала преимуществами будут:

- мобильность п/п;

- значительные средства для инвестиций;

- рост рентабельности собственных средств и выплаты дивидендов.

Недостатками при высокой доле заемных средств являются:

- снижение финансовой устойчивости;

- рост предпринимательского риска;

- увеличение вероятности банкротства.

Правила формирования рациональной структуры источников п/п:

- если экономическая рентабельность п/п выше, чем проценты по кредитам, то выгодно привлекать заемный капитал;

- при росте объема производства выгодно привлекать дополнительные заемные средства, так как опережающий рост прибыли обеспечит выполнение условий кредитования;

- при высокой удельном весе постоянных расходов в с/с увеличение величины заемного капитала может привести к отрицательному эффекту операционного рычага;

- если величина прибыли на одну акцию небольшая, то выгодно наращивать собственный капитал за счет эмиссии акций, а не брать кредит;

- п/п не в экстремальных условиях не должно полностью использовать заемные источники финансирования.

В основе принятия решений о формировании рациональной структуры капитала лежит эффект финансового рычага.

Эффект финансового рычага – приращение чистой рентабельности собственных средств, получаемое в результате использования заемных источников (европейский подход).

Эффект финансового рычага – приращение чистой прибыли на одну акцию (американский подход).

Эффект финансового рычага зависит от:

- разницы между экономической рентабельностью(ЭР) и процентами за кредит (D);

- структуры пассивов (отношения заемных средств к собственному капиталу), k;

- ставки налога на прибыль (Т).

Эффект финансового рычага (ЭФР) определяется так:

ЭФР = (1-Т)(ЭР-D)k.

При этом выражение (1-Т)(ЭР-D) называется дифференциалом, а k – плечом финансового рычага.

ЭФР позволяет определить:

1) следует ли наращивать заемные средства и на каких условиях;

2) какая величина риска может быть допустима при изменении ставки процента за кредит и налога;

3) каков риск падения дивидендов и курса ц/б для инвестора.

На принятие решения о структуре капитала оказывают влияние следующие факторы:

1) объем продаж и прибыли;

2) уровень процентных ставок;

3) анализ движения денежных средств п/п;

4) сравнительный анализ п/п данной отрасли;

5) позиции кредиторов (потенциальное согласие на кредитование);

6) цена капитала (с точки зрения цены капитала у каждого п/п оптимальная структура своя: нет единой оптимальной структуры. Оптимальная структура определяется достижением равновесия между различными источниками финансирования, при котором при минимальных затратах на привлеченный капитал будет получена максимальная прибыль);

7) внешние условия (стабильность экономической ситуации).

Операционный рычаг и его воздействие

В зарубежной практике финансового менеджмента разработана методика, позволяющая в ходе оперативного и стратегического планирования отслеживать зависимость финансовых результатов от величины издержек производства и выручки от реализации. Анализ, позволяющий проследить цепочку показателей "объем продаж – издержки – прибыль", называется операционным анализом.

Используя операционный анализ, ФМР сможет найти ответы на ряд важнейших в его деятельности вопросов:

1) сколько наличного капитала требуется п/п;

2) каким образом можно мобилизовать эти средства;

3) до какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага;

4) как повлияет на прибыль изменение объема производства и реализации и величина с/с продукции.

Основными показателями, используемыми в операционном анализе, являются следующие:

1. ВМ = ВР - переменные издержки производства.

2. Коэффициент валовой маржи = ВМ / ВР.

3. Порог рентабельности (точки безубыточности - ТБУ) = сумма постоянных затрат / коэффициент валовой маржи.

4. Запас финансовой прочности:

а) в рублях = ВР - порог рентабельности;

б) в % к ВР = порог рентабельности в рублях / ВР.

5. p = запас финансовой прочности ´ коэффициент валовой маржи.

6. Сила воздействия операционного рычага = ВМ / p.

Основное назначение операционного анализа сводится к поиску наиболее выгодных соотношений между переменными затратами на единицу продукции и постоянными издержками.

1. ВМ - результат от реализации продукции после возмещения переменных затрат. В зарубежной практике показатель валовой маржи называют суммой покрытия или вклада. Одной из основных задач финансового менеджмента является максимизация валовой маржи, поскольку именно она является источником покрытия постоянных издержек и определяет величину прибыли.

2. Коэффициент валовой маржи является промежуточным показателем. Он определяет долю валовой маржи в выручке от реализации. В операционном анализе он используется только для определения прогнозной величины прибыли.

3. Порог рентабельности (точка безубыточности) - такая ситуация, при которой п/п не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом количество продаж, находящихся ниже точки безубыточности влекут за собой убытки, продажи находящиеся выше точки безубыточности приносят прибыль. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть предприятию. П/п с низким порогом рентабельности легче переживают падение спроса на продукцию и, как результат, снижение цены реализации.

4. Запас финансовой прочности показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Чем больше эта величина, тем более финансово устойчивым является п/п.

5. Эта методика используется только для прогнозных расчетов (краткосрочных и среднесрочных прогнозов).

6. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда влечет за собой более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности п/п при изменении объемов производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темпы падения прибыли с каждого рубля снижения выручки, сила воздействия операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного п/п.

Умеренный вариант финансирования текущих активов

Величина оборотных средств (оборотного капитала или текущих активов) на предприятии определяется не только потребностями производственного процесса, но и случайными факторами. Поэтому принято подразделять оборотный капитал на постоянный и переменный.

В западной теории финансового менеджмента существуют две основные трактовки понятия "постоянный оборотный капитал". Согласно первой трактовке постоянный оборотный капитал (или cистемная часть текущих активов) представляет собой ту часть денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течение всего операционного цикла. Это усредненная, например, по временному параметру, величина текущих активов, находящихся в постоянном ведении предприятия. Согласно второй трактовке постоянный оборотный капитал может быть определен как необходимый минимум текущих активов для осуществления производственной деятельности. Этот подход означает, что предприятию для осуществления своей деятельности необходим некоторый минимум оборотных средств, например постоянный остаток денежных средств на расчетном счете, некоторый аналог резервного капитала. Последняя трактовка близка к понятию совокупного норматива оборотных средств, используемому в отечественной практике финансового управления, который определяет общую минимальную потребность в собственных оборотных средствах предприятия для нужд производственно-коммерческой деятельности.

Категория переменного оборотного капитала (или варьирующей части текущих активов) отражает дополнительные текущие активы, необходимые в пиковые периоды или в качестве страхового запаса. Например, потребность в дополнительных производственно-материальных запасах может быть связана с поддержкой высокого уровня продаж во время сезонной реализации. В то же время по мере реализации возрастает дебиторская задолженность. Добавочные денежные средства необходимы для оплаты поставок сырья и материалов, а также трудовой деятельности, предшествующей периоду высокой деловой активности.

В западной теории финансового менеджмента принято выделять различные стратегии финансирования текущих активов в зависимости от отношения менеджера к выбору источников покрытия варьирующей их части, т.е. к выбору относительной величины чистого оборотного капитала. Известны 3 модели поведения: агрессивная; консервативная; умеренная. Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и внеоборотными активами (ОК = ДП - ВА). Следовательно, каждой стратегии поведения соответствует свое базовое балансовое уравнение.

Для удобства введем следующие обозначения:

ВА - внеоборотные активы;

ТА - текущие активы (ТА = СЧ + ВЧ);

СЧ - cистемная часть текущих активов;

ВЧ - варьирующаяся часть текущих активов;

КЗ - краткосрочная кредиторская задолженность;

ДЗ - долгосрочный заемный капитал;

СК - собственный капитал;

ДП - долгосрочные пассивы (ДП = СК + ДЗ);

ОК - чистый оборотный капитал (ОК = ТА - КЗ).

В основу всех моделей положена посылка, что для обеспечения ликвидности как минимум внеоборотные активы и cистемная часть текущих активов должны покрываться долгосрочными пассивами. Таким образом, различие между моделями определяется тем, какие источники финансирования выбираются для покрытия варьирующей части текущих активов.

Умеренная (компромиссная) модель финансирования текущих активов наиболее реальна. В этом случае внеоборотные активы, cистемная часть текущих активов и приблизительно половина варьирующей части текущих активов покрывается долгосрочными пассивами. Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половины их варьирующей части (ОК = СЧ + 0.5*ВЧ). Безусловно, в отдельные моменты времени предприятие может иметь излишние текущие активы, что отрицательно сказывается на прибыли, однако это рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением (моделью):

ДП = ВА + СЧ + 0,5*ВЧ

Статическое представление умеренного варианта на основе баланса предприятия выглядит след. образом:

Актив Пассив
СЧ КЗ
~50% ДЗ
ВЧ
СК
ВА

Если представить компромиссную модель финансирования текущих активов в динамике на графике, то она будет иметь след. вид:

Билет 23

Финансовая устойчивость и способы ее оценки

Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние ее активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15