Реферат: Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру
58. Диалектика Г.В.
Гегеля.
Объективный идеалист и диалектик. В основе
его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль,
существующая объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты
мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к
сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона
развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и борьба
противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3
ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени,
развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап бытия (наряду с
категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность;
Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с
чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо
определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто,
то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию.
Борьба бытия и заложенного в нём небытия создают становление, в результате
которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе
бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга.
На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2.
Природа: здесь идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от
низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное);
3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы,
идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею,
выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство
человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности.
Субъективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ.
Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму
общественного сознания (искусство, религия). Таким образом это вселенская идея
абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность
остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать
своё внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и
системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется
в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития
идеи.
59.Философская
концепция К.Маркса. Роль и значение идей К.Маркса во всемирной истории XIХ-ХХ веков.
Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.
1.Рабоч использует матер, взятые у
природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх
материал, ни прод ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает,
тем больше мир предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством
труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ
существования. Раб полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Но
такой труд - это не удовлетвор потребности в труде, а только средство для
удовлетвор др потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е.
свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с
животными. А труд – форма деят, специф для чел, для раб представляется
унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у чел его
"родовую" жизнь. Род челов. живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана
с прир. Эта связь - деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство:
"...производственная
жизнь
и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для поддержания
собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству не
как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб
отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд порождает отчужд
между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.
60.Философская мысль
в России.
Русская философия XIX века (основные
направления и идеи).}
Фил. мысль в Р. формировалась под
влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под
влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация
Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был
конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев
(1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая, что "бытие
вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".
Впервые в рус. мысли систематически
разрабатывал пробл человека.
провозгласил идею человечности не в
лоне религиозной философии, а в
качестве основного стержня светской
общественной мысли. В социальной
философии опирался на идеи естественного
права. Пафос гуманизма и
свободы, стремление к установлению
общественного порядка на пути революции, противник либеральных реформ как
бесполезных и не радикальных.
Самостоятельное философское творчество
возникает в нач 19 в.
Направление, тяготевшее к Шеллингу,
"общество любомудров" Идеалистическая диалектика в натурфилософии,
гносеологии, общ теории.
Куча народу -- Велланский, Давыдов,
Павлов, в кружке --- Одоевский,
Веневитов, Кюхельбеккер, Киреевский,
Кошелев до Пушкина и Грибоедова, сотр в альманахе.
Выдающимся рус
фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его общефил концепция
- дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов
материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в простр, кот есть
объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно. Движ и взаимодействие
рассматривалось им в духе механицизма, кот, однако,
ограничивался миром физ явлений.
Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож творения.
Познание по Ч. тоже
дуалистично: в обл естествознания
действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты кот
обладают свободой, действует откровение.
Человек есть
объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное, кот в
своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. Задача фил
изучать человека именно как духовное существо. Наиболее общие законы мира чел
не может понять без наития свыше, отсюда большая роль божественного закона в
природе в духе объективного идеализма.
Идеи коллективизма --- человеческая
коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум -
субъективный. Коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от
животного.
На понимании соотношения необходимости и
своб во многом строится
и концепция фил истории Ч, связанная
прежде всего с заботой о судьбе
России. Здесь его взгляды эволюционировали.
В нач период он считал
необходимым тотальное единство рода
человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в
отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность Р от мир истор
процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации,
избегнув при этом присущих ей пороков. О говорил, что Россия отстала от Запада,
потом перешел к мнению об особой роли России, которая еще отыскивает своб нац
идею. В развитии общ особую роль играют религиозно-нравственные начала, для
наступления царства божия необходимо религиозное воспитание человечества. При
этом необходима модернизация веры, а в общ будут царить равенство, братство и
свобода. Не сочувствуя социализму, предрекал его победу в силу того, что
остальное еще хуже.
Особенности нац развития России ставят в
центр осмысление нац задач и путей развития. Своеобр направлением в Р фил
явились воззрения славянофилов. Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев,
А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). Аксаков. В центре их
внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор
прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их
мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку,
что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.
Россия сохранила главное --- православие
и общину. Возрождение форм
патриархата, возврат к правосл идеалам
Святой Руси -- это соц-ист
концепция имеющая провиденциальный и
религиозно--мистический характер.
Церковь есть первореальность,
проповедовал соборность и общину,
отрицая как индивидуализм в разл
проявлениях (социология, мораль),
так и казарменный коллективизм, лишающий
свободы. Община или
соборность--- союз индивидов во имя бога
и любви.
Славяноф. развивали основанное на
религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков - учение об
иерархической структуре души и ее "центральных силах". Киреевский -
"внутреннее средоточие духа". Достиж целостности чел и связанное с
этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой -
церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием
"дух смысла". Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных
функций чел, так называемой "Разумной
Зрячестью" или
"живознанием", исходное начало кот - религия. при этом трагизм чел
жизни в том, что будучи призванными к свободе в церкви,они уходят от свободы в
природную или социальную необходимость.
61.Позитивизм и
основные ступени его развития.
Во второй пол 19в позитивизм становится
наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником
истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики,
но за ф. как особую науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф. бытия
(онтологию,гносеологию)
П - фил позитивного знания, отвергающая
теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания. Они говорили, что
только совокупность наук дает право говорить о мире в
целом. Т.о. если ф. научна то она должна
распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность
старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней
философии (о бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой
абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм
объявил ложными и лишенными смысла. П
предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального
знания. Идея знать – чтобы предвидеть, предвидеть --- чтобы обладать силой.
Фактически оказалось, что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так
как ориентировались только на чувственное познание. Причем сами категории
позитивизма --- отрицание умозрения, феноменализм --- оказались слишком уморительными,
метафизическими.
3 этапа в эволюции позитивизма:
1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) -
Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер
2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах,
Авенариус.
3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) -
Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.
Основатель поз О.Конт (1798-1857). его
работа: "Курс позитивной филос"
Основные идеи этой работы, три закона:
1) трех стадий;2) постоянного
подчинения воображения наблюдению;3)
энциклопедический закон,
классификация наук.
62.Современные
неоклассические философские концепции (экзистенциализм, неотомизм, фрейдизм и
т.д.)
Экзистенциализм - Философия
существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М.
Хейдеггер, религиозный( К Ясперс, Г.Марсель, )
атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю),
Н.Аббаньяно.
В Герм э. стал
складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и
уныния) Нов волна - Франция времен
оккупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе
чел, о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и
противоречий.
Исходный пункт
фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены
на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании.
Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл,
которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его
собственное сущ и его движение к небытию.
Экзистенция представляет собой
центральное ядро человеческого Я,
благодаря чему я выступает не как
отдельный мыслящий индивид и не как мыслящее всеобщее, а как отдельная
неповторимая личность. Экзистенция не сущность человека, а открытая
возможность. Важнейшее определение эк -- ее необъективируемость. можно
объективировать способности и знания через матер мир, рассматривать психические
акты и деят, единственное, что неподвластно объект - эк. В обыденной жизни
челов не осознает эк, для этого ему надо оказаться в пограничной ситуации.
Обретая себя как экз, человек обретает свободу.
Фрейдизм -
название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда
австр.врача-невропатолога и психиатра. Убежденный детерминист,Фрейд, исследуя причины
патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич. в своей основе
попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими
причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения,
отказался от
объективных
методов исследования психики. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных
условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто
самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое
особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами
сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические
конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому),
к агрессии с "принципом реальности", к кот.приспосабливается сознание.
Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические
события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е.истолковывает как
проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое
(и прежде всего непознаваемое "Оно" - бессознательное) становится у Фрейда
причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства,
права, войн и т.п.
В первом приближении теория такова.
Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, явл движущей силой
психики. Процесс
развития сознания связан в первую
очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение
сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу,
тогда вступают в
действие вытеснение и сублимация.
Стыдные поступки, запретные мотивы и
желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике
человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться,
не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется
в разрешенных действиях -- спорт, искусство, работа, творчество. Таким образом,
либидо становится движ силой прогресса. Если сублимация не происходит, то
человек может психически заболеть.
63.Ленин как философ.
Л. развил все составные части марксизма — философию,
политич. экономию, научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской философии
достижения науки, особенно физики, кон. 19 — нач. 20 вв., Л. развил дальше
учение диалектич. материализма. Он углубил понятие о материи, определив её как
объективную реальность, существующую вне человеческого сознания, разработал
коренные проблемы теории отражения человеком объективной действительности и
теории познания. Большой заслугой Л. является всесторонняя разработка
материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы
противоположностей. «Ленин — первый мыслитель века, который в достижениях
современного ему естествознания увидел начало грандиозной научной революции,
сумел вскрыть и философски обобщить революционный смысл фундаментальных
открытий великих исследователей природы... Высказанная им мысль о
неисчерпаемости материи стала принципом естественнонаучного познания» (там же,
с. 14). Крупнейший вклад внёс Л. в марксистскую социологию. Он конкретизировал,
обосновал и развил важнейшие проблемы, категории и положения исторического
материализма об обществ.-экономич. формациях, о закономерностях развития общества,
о развитии производит, сил и производств, отношений, о взаимоотношении базиса
и надстройки, о классах и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о
нации и нац.- освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного
факторов в обществ, жизни, об обществ, сознании и роли идей в развитии
общества, о роли народных масс и личности в истории.
Л. существенно
дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких проблем, как
становление и развитие ка-питалистич. способа произ-ва, в частности в
относительно отсталых странах при наличии сильных феодальных пережитков, агр.
отношения в условиях капитализма, а также анализ бурж. и бурж.-де-мократич.
революций, социальной структуры капиталистич. общества, сущности и формы бурж.
государства, историч. миссии и форм классовой борьбы пролетариата. Важное
значение имеет вывод Л. о том, что сила пролетариата в историч. развитии
неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.
Л. создал учение об империализме как высшей
и последней стадии в развитии капитализма. Вскрыв сущность империализма как
монополистич. и гос.-монополистич. капитализма, охарактеризовав его основные
признаки, показав крайнее обострение всех его противоречий, объективное
ускорение создания материальных и социально-политич. предпосылок социализма,
Л. сделал вывод о том, что империализм — это канун социалистич. революции.
|