рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру рефераты

58. Диалектика Г.В. Гегеля.

Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона развития: 1)  переход количества в качество и обратно; 2)  единство и борьба противоположностей; 3)  отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания.  Этап бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нём  небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи.

59.Философская концепция К.Маркса. Роль и значение идей К.Маркса во всемирной истории XIХ-ХХ веков.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ

существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд – форма деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.

60.Философская мысль в России.

Русская философия XIX века (основные направления и идеи).}

 Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась  под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

 Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

 А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".

 Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.

провозгласил идею человечности не  в лоне религиозной философии, а в

качестве основного стержня светской общественной мысли.  В социальной

философии опирался на идеи естественного права. Пафос гуманизма и

свободы, стремление к установлению общественного порядка на пути революции, противник либеральных реформ как бесполезных и не радикальных.

Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.

Направление, тяготевшее к Шеллингу, "общество любомудров" Идеалистическая диалектика в натурфилософии, гносеологии, общ теории.

Куча народу -- Велланский, Давыдов, Павлов, в кружке --- Одоевский,

Веневитов, Кюхельбеккер, Киреевский, Кошелев до Пушкина и Грибоедова, сотр в альманахе.

 Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно. Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже

дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение.

 Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное, кот в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. Задача фил изучать человека именно как духовное существо. Наиболее общие законы мира чел не может понять без наития свыше, отсюда большая роль божественного закона в природе в духе объективного идеализма.

Идеи коллективизма --- человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. Коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится

и концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе

России. Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период  он считал

необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. О говорил, что Россия отстала от Запада, потом перешел к мнению об особой роли России, которая еще отыскивает своб нац идею. В развитии общ особую роль играют религиозно-нравственные начала, для наступления царства божия необходимо религиозное воспитание человечества. При этом необходима модернизация веры, а в общ будут царить равенство, братство и свобода. Не сочувствуя социализму, предрекал его победу в силу того, что остальное еще хуже.

Особенности нац развития России ставят в центр осмысление нац задач и путей развития.  Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев, А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). Аксаков. В центре их внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.

Россия сохранила главное --- православие и общину. Возрождение форм

патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси -- это соц-ист

концепция имеющая провиденциальный и религиозно--мистический характер.

Церковь есть первореальность, проповедовал соборность и общину,

отрицая как индивидуализм в разл проявлениях (социология, мораль),

так и казарменный коллективизм, лишающий свободы. Община или

соборность--- союз индивидов во имя бога и любви.

Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иерархической структуре души и ее "центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достиж целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием "дух смысла". Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой "Разумной

Зрячестью" или "живознанием", исходное начало кот - религия. при этом трагизм чел жизни в том, что будучи призванными к свободе в церкви,они уходят от свободы в природную или социальную необходимость.

61.Позитивизм и основные ступени его развития.

Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф. бытия (онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в

целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии (о бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм

объявил ложными и лишенными смысла.  П предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать – чтобы предвидеть, предвидеть --- чтобы обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на чувственное познание. Причем сами категории позитивизма --- отрицание умозрения, феноменализм --- оказались слишком уморительными, метафизическими.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной филос"

Основные идеи этой работы, три закона: 1) трех стадий;2) постоянного

подчинения воображения наблюдению;3) энциклопедический закон,

классификация наук.

62.Современные неоклассические философские концепции (экзистенциализм, неотомизм, фрейдизм и т.д.)

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, религиозный( К Ясперс, Г.Марсель, )

атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), Н.Аббаньяно.

 В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и

уныния) Нов волна - Франция времен оккупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий.

 Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Отчуждение человека от общества.  Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого Я,

благодаря чему я выступает не как отдельный мыслящий индивид и не как мыслящее всеобщее, а как отдельная неповторимая личность. Экзистенция не сущность человека, а открытая возможность. Важнейшее определение эк -- ее необъективируемость. можно объективировать способности и знания через матер мир, рассматривать психические акты и деят, единственное, что неподвластно объект - эк. В обыденной жизни челов не осознает эк, для этого ему надо оказаться в пограничной ситуации. Обретая себя как экз, человек обретает свободу.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Убежденный детерминист,Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич. в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с "принципом реальности", к кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е.истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознаваемое "Оно" - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т.п.

В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, явл движущей силой психики. Процесс

развития сознания связан в первую очередь  с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в

действие вытеснение и сублимация.

Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях -- спорт, искусство, работа, творчество. Таким образом, либидо становится движ силой прогресса. Если сублимация не происходит, то человек может психически заболеть.

63.Ленин как философ.

Л. развил все составные части марксиз­ма — философию, политич. экономию, научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской фи­лософии достижения науки, особенно физики, кон. 19 — нач. 20 вв., Л. развил дальше учение диалектич. материализма. Он углубил понятие о материи, опреде­лив её как объективную реальность, су­ществующую вне человеческого сознания, разработал коренные проблемы теории отражения человеком объективной дейст­вительности и теории познания. Большой заслугой Л. является всесторонняя раз­работка материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы противоположностей. «Ленин — первый мыслитель века, который в достижениях современного ему естествознания увидел начало грандиозной научной революции, сумел вскрыть и философски обобщить революционный смысл фундаменталь­ных открытий великих исследователей природы... Высказанная им мысль о неисчерпаемости материи стала принци­пом естественнонаучного познания» (там же, с. 14). Крупнейший вклад внёс Л. в марксистскую социологию. Он конкре­тизировал, обосновал и развил важней­шие проблемы, категории и положения исторического материализма об обществ.-экономич. формациях, о закономерно­стях развития общества, о развитии про­изводит, сил и производств, отношений, о взаимоотношении базиса и надстройки, о классах и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о нации и нац.- освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в обществ, жизни, об обществ, сознании и роли идей в развитии общества, о роли народных масс и личности в истории.

Л. существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких проблем, как становление и развитие ка-питалистич. способа произ-ва, в частности в относительно отсталых странах при на­личии сильных феодальных пережитков, агр. отношения в условиях капитализ­ма, а также анализ бурж. и бурж.-де-мократич. революций, социальной струк­туры капиталистич. общества, сущности и формы бурж. государства, историч. мис­сии и форм классовой борьбы пролета­риата. Важное значение имеет вывод Л. о том, что сила пролетариата в исто­рич. развитии неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.

Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии в развитии капитализма. Вскрыв сущность империа­лизма как монополистич. и гос.-монополистич. капитализма, охарактеризовав его основные признаки, показав крайнее обострение всех его противоречий, объ­ективное ускорение создания материаль­ных и социально-политич. предпосылок социализма, Л. сделал вывод о том, что империализм — это канун социалистич. революции.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8