рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру рефераты

Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру. Философия определяет главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека.

Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

Таким образом, философия синтезирует и обобщает данные обыденного опыта, научного познания и всей человеческой культуры и на этой основе формулирует всеобщие определения бытия, объясняет внутреннюю природу мира и человека.

В философии всегда воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает множество проблем, для успешного решения которых необходима философская культура, умение жить и работать в быстроменяющихся условиях, в соответствии с требованиями жизни.

10. Основные области философского знания. Природа философских

проблем.

Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.

По И.Канту философия является наукой «о послед­них целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает фило­софии достоинство, т.е. абсолютную ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?».

В книге Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконеч­ности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъ­естественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направле­нии развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы не могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции.

11.Отличие языка философии от обыденного языка и языка науки.

Специфика философских категорий.

На всех этапах развития научного знания с момента возник­новения способом его построения, выражения, существования стали понятия. Понятия - язык науки, без которого она суще­ствовать не может. Язык - информационно-знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык поя­вился в процессе практической деятельности человека на ран­ней стадии его существования как способ обыденного эмпири­ческого познания и средство общения. Такой язык называют естественным, предметно-практическим языком. Единицей это­го языка стало слово. Возникнув стихийно, по мере развития практических действий и форм общения, язык приобретает сис­темность, упорядоченность, структуру, особенно это проявля­ется на этапах становления письменности. (IV - III тыс. до н.э.).Всему видимому, непосредственно воспринимаемому с помо­щью органов чувств, человек давал обозначения, о чем впо­следствии скажут: мир предметов - мир видимый. Это явление назвали «чувственная видимость природы».

Вместе с тем человек постигал внутренние, скрытые от не­посредственного наблюдения связи, взаимодействия, соеди­няющие предметы в единую систему, целостный мир, он пы­тался выявить движущие силы, превращающие одни явления в другие, усложняющие и упорядочивающие мир. В древнегрече­ской философии этот феномен активности связи возвели в ранг Ума: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Ум и их упо­рядочил», «Ум движущая причина», «Ум - творящая причина». (Анаксагор, V век до н.э.), а несколько раньше Гераклит (VI-V в. до н.э.) это всеобщее активное, упорядочивающее начало бы­тия назовет Логосом (законом, необходимостью). Этот мир скрытого, внутреннего, мир связей, в который можно проник­нуть только разумом (рацио), мыслью, был назван «рационали­стической сущностью природы», и языком его обозначения и познания стали понятия. Понятие - это отражение внутренних, общих, существенных связей.

Но уже Платон (V - IV век до н.э.) заметил, что знание мо­жет говорить языком математики (математических понятий) и языком философии (категорий), а Аристотель (IV в. до н.э.) представил систему категорий, что говорит о том, что уже в древнегреческой философии язык стал способом осознания системы связей предметного мира как источник его активности.

Итак, в процессе углубления знаний о мире происходит ус­ложнение языка, формируются понятия как отражение общих связей (язык науки) и категории как отражение универсаль­ных, существенных связей мира (язык философии).

Категории - это движущаяся мысль, процесс, отражающий и выражающий связи во взаимопереходах, в развитии, взаимо­обусловленности. Именно поэтому они составляют основу раз­вивающейся мысли. Категории отражают не единичную связь, а систему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, та­кая система взаимосвязанных понятий составляет фундамент философской науки (см. Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). Со­ответственно, категории - это системообразующий принцип по­строения мысли, объяснительный принцип действующих про­цессов мира (их сущности, причинности, необходимости...) и прогностический принцип, на основе которого строится модель изменений в мире будущего. В то же время, каждая из катего­рий включает в себя другие категории и представляет собой систему охватываемых ею категорий. Эту особенность студен­ты могут рассмотреть на основе анализа таких категорий, как материя, сущность, бытие, качество, количество и т.д.

12.Бытие как фундаментальная философская категория. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение

системность. в истории философии 2 основные точки зрения на время и

пространство. 1--- субстанциальная концепция. Вр и пр есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Отношение между ними как между самостоят субстанциями.

НЕЗАВИСИМОСТЬ св-в пр и времени от протекающих в них мат процессов. 2--- реляционная. Пр-во и время не сам сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой мат объекты.  Вне системы взаимодействий пр и время не сущ. Зависимость прова и времени от взаимодействия материальных систем.  в античности начали рассматривать проблему. Парменид --- движения не существует. Апории Зенона  как проблематика непрерывности пр и времени.  В соответствии с Демокритом прво до 20 вв отождествляется с пустотой, считается абс и вечным. Его свойства изотропно, однородно. Время однородно и необратимо..

13.Содержание философских категорий "мир" и "человек". Человек как предмет познания философии и частных наук. Эволюция воззрений на человека в истории философии.

Несмотря на то, что на календаре конец II-го тысячелетия новой эры, человек остается во многом загадочным существом. Согласно Библии, он создан "по образу и подобию Божию". А философы определяли его по-разному, называя то "мыслящим тростником", то "полу-ангелом"- "полузверем" то "политическим животным", то "венцом природы". Так кто же он? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку человек является чрезвычайно сложным и неисчерпаемым феноменом.

Определяющим для античной философии представлением о человеке было учение Аристотеля: человек есть живое существо, состоящее из тела и души (душа есть форма, двигающая и изменяющая тело), наделенное духовным началом ("разумом", который бессмертен) и устремлённое к жизни в обществе (“политическое животное”). Вместе с тем, человек античности остается частицей космоса: итак, в античной философии образ человека носит космоцентрический характер.

В философии средневековья представление о человеке складываете, на основе Библии. Человек перестает быть существом двух-мерным, состоящим из "тела" и "души" / совмещающей разум с интеллектом/, а обретает три измерения: "тело", "душу", "дух"; через "дух" на основе веры он становится открытым божественному началу, мудрости; устремленность к единому Богу дает человеку новый онтологический статус религиозно-духовного существа.

В эпоху возрождения христианский образ человека претерпевал значительные изменения. Автономность личности, несущей в себе безграничность творческих способностей, интерес к самому человеку оказваются в центре внимания мыслителей. Происходило и возрождения античного представления о человеке – микрокосме, но на почве христианства.

В новое время, когда основной сферой человеческой деятельности становится познание, человек обретает огромную веру в собственные силы, на место Бога ставя самого себя и тем самым, превращаясь в «человекобога». При этом знаменитое изречение Декарта – «мыслю, следовательно, существую» - отражает представление о человеке как о «мылсящей вещи».

В свою очередь, учение Маркса трактует человека как носителя природного и социального начал, однако акцент в марксистской антропологии направлен на общественно-трудовую деятельность индивида, и по определению Маркса, "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".


14.Категория "материя" как средство философского объяснения мира. Отличие категории "материя" от естественнонаучных представлений о строении и свойствах конкретных вещей и процессов.

Реальность - действительное, невымышленное существование. Единство мира состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как существующее до, вне и независимо от сознания. Термин сознание входит в определение материи в широком значении - как сознание вообще: индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием. Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего мира означают первичность одного по отношению к другому. Независимость (первичность) материи выступает в трёх основных отношениях: 1) Независимость внешнего мира, существующего до сознания. 2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием. 3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения. Сущность внешнего мира определяется через противопоставление сознанию. Противоположность материи и сознания заключается в независимости материи от сознания и производности сознания от материи. Материя - это не только всеобщая сущность мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного и единичного. Материя - это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления. Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату. Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех свойств материи. Материя как субстанция - причина самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства. Три атрибута материи, выступающих в качестве её внутренних форм бытия: пространство, время и движение (развитие). К атрибутам материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение, бесконечность, качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время - формы бытия материи, то многообразие характеризует содержание материи. Материя - бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.

15. Эволюция философских представлений о материи.

А что такое материя? Отвечая на вопрос, следует отметить фундаментальность этого понятия в философии, имеющего длительную историю своего развития.

В античной философии причиной и основой мира считались некоторые первоначала (вода, воздух, огонь, земля и т.д.), заключавшие в себе, по мнению древних, источник порождения качественно различающихся вещей. Фалес из Милета, например, считал таким первоначалом воду, Гераклит из Эфеса - огонь и т.д. Примечательно, что сами первоначала античных философов являлись так же некими вещами. Кладя в основу всего сущего отдельно взятые вещи либо некоторую их совокупность, древние философы пытались понять природу мира, взятого самого по себе.

В дальнейшем развитии философии вещь как форма предметности в осмыслении сущности бытия уступила место другому пониманию, а именно: материя стала пониматься как совокупность свойств. Например, философы Нового времени отождествляли материю с одним из всеобщих свойств материальных вещей - с протяженностью (Декарт), с плотностью и протяженностью (Дж. Локк). А французские материалисты XVIII века, отождествляя материю с природой, считали, что ей присущи такиесвойства, как протяженность, плотность, вес, непроницаемость, фигура. Их заслуга в том, что они дали определение материи на основе выделения субъекта и объекта познания: Гольбах, например, подчеркивал, что материя вообще есть все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства.

На грани XIX и XX в.в. в результате открытия электрона, рентгеновского излучения, радиоактивности, разработки идей теории относительности в физике возникла кризисная ситуация, которая со всей очевидностью показала, что прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного атома (а именно таковое было характерно для метафизического материализма и значительной части естествоиспытателей) перестало соответствовать новому уровню научных знаний об объективной реальности.

Перед учеными остро встал вопрос прежде всего о предметном аналоге понятия "материя".

Если материя - это не вещественный атом с его характеристиками, то что же следует под ней понимать? Вся трудность создавшегося положения хорошо была выражена в мысли физика Ульвига: "атом дематериализуется, материя исчезает".

Однако "исчезновение материи" на деле означало, что в физике произошло изменение объекта познания, что на самом деле исчез предел, до которого до сих пор знали материю, что знание пошло глубже. Материя - это прежде всего философская категория, которая выработана для обозначения объективной реальности, т.е. мира, существующего независимо от человека и отражающегося в его ощущениях. Такое понимание материи не предполагает указания на ту или иную конкретную вещь, либо то или иное конкретное свойство: предметным аналогом категории "материя" оказывается объективная реальность. Из этого следует, что в рамках определения материи как объективной реальности под материей необходимо понимать не просто весь внешний мир, а

''объективную природу вещей", т.е. их всеобщую сущность. Объективная реальность, таким образом, выступает не в аспекте вещи и свойства, а в аспекте отношения - она существует вне и независимо от сознания и в то же время отражается в последнем.

Таким образом, качественный скачок в понимании материи, связанный с новейшей революцией в естествознании, заключался прежде всего в принципиально новом осмыслении предметного содержания категории "материя".

16. Принцип единства мира, многообразие вещей и процессов.

Вопрос о бытии - одна из "вечных" мировоззренческих проблем. Это определяется тем, что первой и универсальной предпосылкой жизнедеятельности людей является их убеждение в том, что мир есть, что он существует. Не случайно, например, Библия, канонизированная религиозной традицией в качестве "священного писания", начинается именно с книги "Бытия". А в философии понятие "бытия" лежит в основании многих систем прошлого и настоящего. Что же означает понятие "бытие"?

Категория бытия фиксирует не только существование чего-либо (предметы, состояния, люди, идеи, мир в целом), но и объединение всего через факт существования. Бытие - наличное существование многообразия вещей. Это позволяет говорить, с одной стороны, об уникальности отдельных проявлений бытия, а, с другой, - об обобщении, объединении в группы, целостности, что, в итоге, приводит к выводу - бытие является предпосылкой единства мира.

В связи с этим в философии анализируется проблема форм бытия Основными из них являются: бытие вещей, тел как природного, так и искусственного происхождения; бытие человека; бытие духовного; бытие социального. Все эти формы, будучи различными, в то же время взаимосвязаны. Возникает вопрос, имеется ли общая основа всего существующего, и как она выражена в философии? Ответ на него приводит к понятию субстанции (то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует.

Учения, которые объясняют единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Например, учения Фалеса. Спинозы и др., в которых в качестве субстанции выступает материя, относятся к материалистическому монизму. А философия Платона, Гегеля, где субстанцией выступает дух, относится к идеалистическому монизму.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8