Реферат: Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру
Эвристическая функция философии
состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин,
побуждает к познанию,
к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.
Прогностическая функция философии
состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к
будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития
человечества, его исторические перспективы и его культуру. Философия определяет
главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры,
общества и человека.
Рефлексивно-критическая функция философии
состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то
состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать
и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи.
Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание
к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.
Таким образом, философия синтезирует и обобщает данные
обыденного опыта, научного познания и всей человеческой культуры и на этой
основе формулирует всеобщие определения бытия, объясняет внутреннюю природу
мира и человека.
В философии всегда
воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает множество проблем, для
успешного решения которых необходима философская культура, умение жить и
работать в быстроменяющихся условиях, в соответствии с требованиями жизни.
10. Основные области
философского знания. Природа философских
проблем.
Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у
философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и
общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены
какими-то глубокими причинами.
По И.Канту философия является наукой «о
последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии
достоинство, т.е. абсолютную ценность... Сферу философии... можно подвести под
следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я
смею надеяться? 4. Что такое человек?».
В книге Швейцера «Культура и этика» названы следующие
проблемы мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни?
Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение
имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина?
Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности
духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли
они ценностями, ради которых стоит жить?
В современной
литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей?
Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен
мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем
вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит
в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек и каково его место
во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как
человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и
заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам
движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобные
им вопросы не
могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни
действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно
приходит к определенной мировоззренческой позиции.
11.Отличие языка
философии от обыденного языка и языка науки.
Специфика философских
категорий.
На всех этапах
развития научного знания с момента возникновения способом его построения,
выражения, существования стали понятия. Понятия - язык науки, без
которого она существовать не может. Язык - информационно-знаковая
система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык появился в
процессе практической деятельности человека на ранней стадии его существования
как способ обыденного эмпирического познания и средство общения. Такой язык называют
естественным, предметно-практическим языком. Единицей этого языка стало слово.
Возникнув стихийно, по мере развития практических действий и форм общения,
язык приобретает системность, упорядоченность, структуру, особенно это проявляется
на этапах становления письменности. (IV - III тыс. до н.э.).Всему
видимому, непосредственно воспринимаемому с помощью органов чувств, человек
давал обозначения, о чем впоследствии скажут: мир предметов - мир видимый. Это
явление назвали «чувственная видимость природы».
Вместе с тем человек
постигал внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения связи,
взаимодействия, соединяющие предметы в единую систему, целостный мир, он пытался
выявить движущие силы, превращающие одни явления в другие, усложняющие и упорядочивающие
мир. В древнегреческой философии этот феномен активности связи возвели в ранг
Ума: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Ум и их упорядочил», «Ум движущая
причина», «Ум - творящая причина». (Анаксагор, V век до н.э.), а
несколько раньше Гераклит (VI-V в. до н.э.) это всеобщее активное,
упорядочивающее начало бытия назовет Логосом (законом, необходимостью). Этот
мир скрытого, внутреннего, мир связей, в который можно проникнуть только
разумом (рацио), мыслью, был назван «рационалистической сущностью природы», и
языком его обозначения и познания стали понятия. Понятие - это отражение
внутренних, общих, существенных связей.
Но уже Платон (V - IV век до н.э.) заметил,
что знание может говорить языком математики (математических понятий) и языком
философии (категорий), а Аристотель (IV в. до н.э.) представил систему
категорий, что говорит о том, что уже в древнегреческой философии язык стал
способом осознания системы связей предметного мира как источник его активности.
Итак, в процессе
углубления знаний о мире происходит усложнение языка, формируются понятия как
отражение общих связей (язык науки) и категории как отражение универсальных,
существенных связей мира (язык философии).
Категории - это
движущаяся мысль, процесс, отражающий и выражающий связи во взаимопереходах, в
развитии, взаимообусловленности. Именно поэтому они составляют основу развивающейся
мысли. Категории отражают не единичную связь, а систему наиболее общих,
подвижных, динамичных связей, такая система взаимосвязанных понятий составляет
фундамент
философской
науки (см. Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). Соответственно, категории - это
системообразующий принцип построения мысли, объяснительный принцип действующих
процессов мира (их сущности, причинности, необходимости...) и прогностический
принцип, на основе которого строится модель изменений в мире будущего. В то же
время, каждая из категорий включает в себя другие категории и представляет
собой систему охватываемых ею категорий. Эту особенность студенты могут
рассмотреть на основе анализа таких категорий, как материя, сущность, бытие,
качество, количество и т.д.
12.Бытие как фундаментальная философская категория.
Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.
Важнейшими формами бытия являются
пространство, время, движение
системность. в истории философии 2
основные точки зрения на время и
пространство. 1--- субстанциальная
концепция. Вр и пр есть самостоятельные сущности, существующие наряду с
материей и независимо от нее. Отношение между ними как между самостоят субстанциями.
НЕЗАВИСИМОСТЬ св-в пр и времени от
протекающих в них мат процессов. 2--- реляционная. Пр-во и время не сам
сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой мат объекты.
Вне системы взаимодействий пр и время не сущ. Зависимость прова и времени от
взаимодействия материальных систем. в античности начали рассматривать
проблему. Парменид --- движения не существует. Апории Зенона как проблематика
непрерывности пр и времени. В соответствии с Демокритом прво до 20 вв отождествляется
с пустотой, считается абс и вечным. Его свойства изотропно, однородно. Время
однородно и необратимо..
13.Содержание
философских категорий "мир" и "человек". Человек как
предмет познания философии и частных наук. Эволюция воззрений на человека в
истории философии.
Несмотря на то, что
на календаре конец II-го тысячелетия новой эры, человек остается во многом
загадочным существом. Согласно Библии, он создан "по образу и подобию
Божию". А философы определяли его по-разному, называя то "мыслящим
тростником", то "полу-ангелом"- "полузверем" то
"политическим животным", то "венцом природы". Так кто же
он? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку человек
является чрезвычайно сложным и неисчерпаемым феноменом.
Определяющим для
античной философии представлением о человеке было учение Аристотеля: человек
есть живое существо, состоящее из тела и души (душа есть форма, двигающая и
изменяющая тело), наделенное духовным началом ("разумом", который
бессмертен) и устремлённое к жизни в обществе (“политическое животное”). Вместе с тем, человек античности
остается частицей космоса: итак, в античной философии
образ человека носит космоцентрический характер.
В философии
средневековья представление о человеке складываете, на основе Библии. Человек
перестает быть существом двух-мерным, состоящим из "тела" и
"души" / совмещающей разум с интеллектом/, а обретает три измерения:
"тело", "душу", "дух"; через "дух" на основе веры он
становится открытым божественному началу, мудрости; устремленность к единому
Богу дает человеку новый онтологический статус религиозно-духовного существа.
В эпоху возрождения христианский образ
человека претерпевал значительные изменения. Автономность личности, несущей в себе
безграничность творческих способностей, интерес к самому человеку оказваются в
центре внимания мыслителей. Происходило и возрождения античного представления о
человеке – микрокосме, но на почве христианства.
В новое время, когда основной сферой
человеческой деятельности становится познание, человек обретает
огромную веру в собственные силы, на место Бога ставя самого себя и тем самым, превращаясь в «человекобога».
При этом знаменитое изречение Декарта – «мыслю, следовательно, существую» - отражает
представление о человеке как о «мылсящей вещи».
В свою очередь,
учение Маркса трактует человека как носителя природного и социального начал,
однако акцент в марксистской антропологии направлен на общественно-трудовую
деятельность индивида, и по определению Маркса, "сущность человека не есть
абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть
совокупность всех общественных отношений".
14.Категория
"материя" как средство философского объяснения мира. Отличие категории
"материя" от естественнонаучных представлений о строении и свойствах
конкретных вещей и процессов.
Реальность - действительное, невымышленное
существование. Единство мира состоит в его материальности, а не в бытии.
Объективно определяется как существующее до, вне и независимо от сознания.
Термин сознание входит в определение материи в широком значении - как сознание
вообще: индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более
широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она означает,
что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает
самостоятельным существованием, собственным сознанием. Независимость внешнего
мира от сознания и зависимость сознания от внешнего мира означают первичность
одного по отношению к другому. Независимость (первичность) материи выступает в
трёх основных отношениях: 1) Независимость внешнего мира, существующего до
сознания. 2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием.
3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения. Сущность
внешнего мира определяется через противопоставление сознанию. Противоположность
материи и сознания заключается в независимости материи от сознания и
производности сознания от материи. Материя - это не только всеобщая сущность
мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного и единичного. Материя
- это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления.
Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату.
Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех
свойств материи. Материя как субстанция - причина самой себя. Всеобщие свойства
материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои атрибуты как
свои внутренние свойства. Три атрибута материи, выступающих в качестве её
внутренних форм бытия: пространство, время и движение (развитие). К атрибутам
материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение, бесконечность,
качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время -
формы бытия материи, то многообразие характеризует содержание материи. Материя
- бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.
15. Эволюция философских
представлений о материи.
А что такое материя?
Отвечая на вопрос, следует отметить фундаментальность этого понятия в философии,
имеющего длительную историю своего развития.
В античной философии
причиной и основой мира считались некоторые первоначала (вода, воздух, огонь,
земля и т.д.), заключавшие в себе, по мнению древних, источник порождения
качественно различающихся вещей. Фалес из Милета, например, считал таким
первоначалом воду, Гераклит из Эфеса - огонь и т.д. Примечательно, что сами
первоначала античных философов являлись так же некими вещами. Кладя в основу
всего сущего отдельно взятые вещи либо некоторую их совокупность, древние
философы пытались понять природу мира, взятого самого по себе.
В дальнейшем развитии
философии вещь как форма предметности в осмыслении сущности бытия уступила
место другому пониманию, а именно: материя стала пониматься как совокупность
свойств. Например, философы Нового времени отождествляли материю с одним из
всеобщих свойств материальных вещей - с протяженностью (Декарт), с плотностью и
протяженностью (Дж. Локк). А французские материалисты XVIII века, отождествляя
материю с природой, считали, что ей присущи такиесвойства, как протяженность,
плотность, вес, непроницаемость, фигура. Их заслуга в том, что они дали
определение материи на основе выделения субъекта и объекта познания: Гольбах,
например, подчеркивал, что материя вообще есть все то, что воздействует
каким-либо образом на наши чувства.
На грани XIX и XX в.в. в результате
открытия электрона, рентгеновского излучения, радиоактивности, разработки идей
теории относительности в физике возникла кризисная ситуация, которая со всей
очевидностью показала, что прежнее понимание материи как совокупности механических
свойств неизменного атома (а именно таковое было характерно для метафизического
материализма и значительной части естествоиспытателей) перестало
соответствовать новому уровню научных знаний об объективной реальности.
Перед учеными остро
встал вопрос прежде всего о предметном аналоге понятия "материя".
Если материя - это не
вещественный атом с его характеристиками, то что же следует под ней понимать?
Вся трудность создавшегося положения хорошо была выражена в мысли физика Ульвига:
"атом дематериализуется, материя исчезает".
Однако
"исчезновение материи" на деле означало, что в физике произошло
изменение объекта познания, что на самом деле исчез предел, до которого до сих
пор знали материю, что знание пошло глубже. Материя - это прежде всего
философская категория, которая выработана для обозначения объективной реальности,
т.е. мира, существующего независимо от человека и отражающегося в его
ощущениях. Такое понимание материи не предполагает указания на ту или иную
конкретную вещь, либо то или иное конкретное свойство: предметным аналогом
категории "материя" оказывается объективная реальность. Из этого
следует, что в рамках определения материи как объективной реальности под
материей необходимо понимать не просто весь внешний мир, а
''объективную природу вещей", т.е. их всеобщую
сущность. Объективная реальность, таким образом, выступает не в аспекте вещи и
свойства, а в аспекте отношения - она существует вне и независимо от сознания и
в то же время отражается в последнем.
Таким образом,
качественный скачок в понимании материи, связанный с новейшей революцией в
естествознании, заключался прежде всего в принципиально новом осмыслении
предметного содержания категории "материя".
16. Принцип единства
мира, многообразие вещей и процессов.
Вопрос о бытии - одна
из "вечных" мировоззренческих проблем. Это определяется тем, что
первой и универсальной предпосылкой жизнедеятельности людей является их
убеждение в том, что мир есть, что он существует. Не случайно, например,
Библия, канонизированная религиозной традицией в качестве "священного
писания", начинается именно с книги "Бытия". А в философии
понятие "бытия" лежит в основании многих систем прошлого и
настоящего. Что же означает понятие "бытие"?
Категория бытия
фиксирует не только существование чего-либо (предметы, состояния, люди, идеи,
мир в целом), но и объединение всего через факт существования. Бытие - наличное
существование многообразия вещей. Это позволяет говорить, с одной стороны, об
уникальности отдельных проявлений бытия, а, с другой, - об обобщении,
объединении в группы, целостности, что, в итоге, приводит к выводу - бытие
является предпосылкой единства мира.
В связи с этим в
философии анализируется проблема форм бытия Основными из них являются: бытие
вещей, тел как природного, так и искусственного происхождения; бытие человека;
бытие духовного; бытие социального. Все эти формы, будучи различными, в то же
время взаимосвязаны. Возникает вопрос, имеется ли общая основа всего существующего,
и как она выражена в философии? Ответ на него приводит к понятию субстанции
(то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство
многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством
которых и через которые она и существует.
Учения, которые
объясняют единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма.
Например, учения Фалеса. Спинозы и др., в которых в качестве субстанции
выступает материя, относятся к материалистическому монизму. А философия
Платона, Гегеля, где субстанцией выступает дух, относится к идеалистическому
монизму.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|