рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру рефераты

Реферат: Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

1.     Философия, её проблемы и роль в обществе.

Слово "философия" древнегреческого происхождения (от "филео"- "люблю" и "софиа" - "мудрость").

Философия - это система взглядов на окружающий мир, законы его развития, пути познания. Считают, что слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 годы до н.э.) по отношению к людям, которые стремятся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Термин "философия" истолковал и закрепил в европейской культуре Платон (427-347 до н.э.).

Философия изучает общие законы, которым подчиняются все области действительности - бытие и познание. Философия изучает внутреннюю природу мира, законы его развития, универсальные связи бытия. Итак, философия раскрывает наиболее общие законы развития мира, пути его познания. Философия дает ответ на самые общие и самые трудные вопросы, которые возникают перед мыслящим человеком : что такое мир, в котором мы живем, как он устроен, разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и материя ? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами ? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели ? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку ? Что такое человек, в чем смысл жизни и назначение человека ? Что такое добро и что такое зло? Что такое красота, вера, справедливость? Что надо сделать, чтобы жизнь стала лучше ? Исследовать эти вопросы и пытаться ответить на них - дело философии.

Наблюдая окружающий нас мир, можно заметить, что все его предметы и явления либо материальны, либо идеальны, духовны.

К материальным явлениям относится все то, что существует объективно, то есть вне сознания человека и независимо от него / предметы и процессы на Земле, тела Вселенной /.

То, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности. Мысли, чувства, переживания - это сфера идеального, духовного.

Как же связаны между собой материальное и духовное, порождается ли духовное материальным или наоборот материальное порождается духовным?

Вопрос о характере этой связи, об отношении мышления к бытию, духовного к материальному и составляет основной вопрос философии.

2.Социокультурные предпосылки возникновения философии. Религия и мифология.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. В мифологии отражено поэтическое богатство и мудрость народов. В них мы находим образную картину мира, сочетание реальности и фантазии, естественного и сверхъестественного, знания и веры, мысли и эмоций. Мифология закрепляла принятую систему ценностей, формы поведения. Человечество в мифах искало ответы на вопросы о том, как устроен мир, о его происхождении, о мировой гармонии, о человеке, тайнах рождения и смерти.

Эти вопросы унаследовали от мифа две древнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

Религия (от лат. "религио" - благочестие, набожность, святыня). Основу религии составляет вера в сверхъестественные силы. Религия -социально-организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения "высшим силам". Религия - важное явление духовной культуры. Возникновение религии связано с сознанием зависимости людей от сил природы и истории. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам, Богу - высшему существу, достойному поклонения.

Религия - средство социальной регламентации, сохранения нравов. адиций, обычаев. Велика роль религии в накоплении и передаче культуры- Обращаясь к эмоционально-образному опыту человечества, религия способствовала развитию духовности человека, культивируя человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, справедливости.

Большинство людей во все времена черпало именно в религии свои моральные и общемировоззренческие установки. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий широкое распространение получает свободомыслие, которое характерно для философии и невозможно в религии. В отличие от религии, с ее преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. И в этом нашла отражение неистребимая потребность человека понять мир и человека с позиций знания, разума.

Философское познание основано на присущей людям любознательности, которая перерастает в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и углубления знаний о мире. С помощью философии человек умозрительно постигает мир в таких его срезах, которые не даны или даже не могут быть даны ни в каком опыте. По сути это способность интеллекта к сверхопытному знанию. Разве можно постичь опытным путем внешний мир как целостную беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека (и человечества), объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться Опыт не дает человеку такого знания, а философская мысль, вполне осознавая определенную ограниченность разума, пытается постичь бесконечное многообразие окружающего нас мира. Мыслящий дух при помощи Разума, а также чувственной и интеллектуальной интуиции все глубже проникает в тайны бытия.

Задача и смысл философии не исчерпывается вопросами познания Философия призвана указывать высшие цели человеческого бытия нравственные ценности, каким надо быть, чтобы быть человеком Ориентация на человека и высшие нравственные ценности сообщает философии достоинство и внутреннюю ценность, а также придает ценность всем другим знаниям. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура, жизнь людей в целом. Эти наиболее общие идеи называют универсалиями. Важное место среди них занимают категории (это наиболее общие понятия для выражения связей и отношений в вещах к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина, следствие.

3. Понятие мировоззрения, его типы и структура. Мировоззрение и философия, их тождество и различие.

Наши представления о мире и месте человека в нем. наши знания, убеждения, чувства, настроения, надежды существуют как более или менее целостное понимание людьми мира и себя. В каждую историческую эпоху люди имеют определенное мировоззрение - предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. При этом в реальной жизни мировоззрение формируется и живет в сознании отдельных конкретных людей. И каждый человек имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.

В мировоззрение входят знания - повседневные, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Кроме знаний, в мировоззрение входят ценности - отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Это и идеалы, и понятия добра и зла, понятия прекрасного и безобразного и т.д. В мировоззрение входят разум и чувства, а также воля, убеждения. Кроме того, в мировоззрение входит и сомнение. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения.

Жизнь рождает у человека сложную гамму чувств, переживаний : чувства благоговения и восхищения природой, оптимистическую любознательность и желание познать мир и в то же время пессимистические настроения неуверенности, беспомощности, одиночества, беспросветной горестной тоски. Душевный настрой человека зависит от многих причин; условия жизни людей, социальное положение, национальные особенности, тип культуры, темперамент, возраст.

состояние здоровья - эти и многие другие факторы влияют на каждого из нас по разному.

Характерная особенность мировоззрения состоит в том. что оно включает в себя и взгляды, основанные на здравом смысле, повседневном опыте людей. Это так называемая "жизненная философия", которая складывается стихийно и является массовым и реально работающим сознанием. "Жизненная философия" проявляется в обыденных, массовых, повседневных формах, включает жизненный опыт, навыки, традиции, веру предшествующих поколений, "память веков", а также ошибки, националистические предрассудки, иллюзии и заблуждения своей среды.

В таблице представлено мировоззрение в совокупности с составляющими его основными элементами. ж -• •-' '-••..' •-'•••>•.

мировоззрение

Итак, мировоззрение - система взглядов на мир в целом. Это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места человека в нем и вместе с тем жизненные принципы, позиции, программы поведения.

А каково же место философии в мировоззрении, как связаны философия и мировоззрение? Теоретический уровень миропонимания, теоретическая обоснованность взглядов присущи философии.

Соотношение философии и мировоззрения может быть схематично представлено в виде двух концентрических кругов, где больший круг -Мировоззрение, а входящий в него меньший круг - философия.

 


4. Диалектика единичного и общего, возможности и действительности, необходимости и случайности.  

5.Философия и наука. Является ли философия наукой?

Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

Следует иметь в виду, что наука как система знаний никогда не имеет завершенной формы. Наука-это постоянно разви­вающийся, наполняющийся более глубоким содержанием про­цесс, в котором уточняются, изменяются проблемы, обоснова­ния, вводятся новые понятия, при этом сохраняются основные фундаментальные положения, принципы, которые принимают характер абсолютного знания и составляют стержень науки. В процессе разработки теории выдвигаются различные /иногда взаимоисключающие/ идеи, но в любом случае в борьбе мне­ний, разработке новых концепций или углублении прежних мо­делей идёт обогащение знаний либо новой теорией, либо от­дельными положениями в виде новых проблем, понятий, мето­дов. Это естественноисторический процесс становления и раз­вития науки /физики, математики, биологии, философии/. И ес­ли философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в целом, то она тем не менее является учением, теорией, состав­ляющей вклад в науку как развивающийся процесс /речь не идет о лже - или псевдонауке/. Безосновательно лишать фило­софию статуса науки на том основании, что она в своем исто­рическом развитии представлена различными направлениями /материализм и идеализм, диалектика и метафизика /, течения­ми /позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм../, школами, сообществами/.

6. Эволюция представлений о предмете и функциях философии.

Философия начинается с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?» /Фалес, 624 - 547 г. до н.э./. Многообразие ответов на него сводилось к одному: поискам «начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной основы», сущности, первопричины - субстанции. Всем управляет Логос - закон, ко­торый приводит мир к гармонии через связь и борьбу противо­положностей /Гераклит, 544 - 483 г. до н.э./. В учении Парме-нида /VI - V вв. до н.э./ вводится одно из самых основопола­гающих философских понятий - «бытие», соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим суждением: «То же самое - мысль и то, о чем мысль возника­ет» - Парменид положил начало основному вопросу филосо­фии - об отношении мышления и бытия, сознания и мате­рии, - разделившему философов на два лагеря - материалистов, и идеалистов. Сократ вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и обращает фи­лософию к человеку.

В философии атомистов IV -1 вв. до н.э. поиски основы как начала и причины всего существующего приводят к обоснова­нию принципов /основоположений/ философии, ведущим среди которых стал принцип причинности: «Ни одна вещь не проис­ходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимо­сти».

Подведёт итог всем этим рассуждениям Аристотель /384 - 322 г. до н.э./ Он назовет философию наукой, «которая носит название мудрости» и предметом которой является «су­щее, начало и причины существующей реальности».

Греческая философия определила стратегию развития фило­софского учения: единая основа, сущность /субстанция/ мира как целостности, причины всех изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как упорядочивающее и ос­новополагающее начало.

В период средневековья /V - XV в./ с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меня­ются представления о назначении философии. Концепцию фи­лософии и её роли выразил византийский мыслитель Иоанн Дамаскин /675 - 753 г./: «Философия есть познание сущего».... «Философия - служанка теологии /богословия /».

Потребностью Возрождения /XIV - XVI в./ и Нового време­ни /XVII - середина XIX в./, эпохи развития нового /капиталистического/ способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, откры­вающих законы природы, увеличивающих возможности чело­века в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени - человек и его по­знавательные способности, проблема метода научного позна­ния. Главной задачей философии считается создание метода ес­тественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.

Немецкая классическая философия /XVIII - XIX в./ дает обоснование научного статуса философии. Г. В. Ф. Гегель /1770 -1831 г./ охарактеризует философию как «объективную науку об истине» /«Лекции по истории философии»/, содержа­нием которой должны стать всеобщие принципы и законы. «Философия есть познание Вселенной как единой органической целостности» /«Эстетика»/. Разработка диалектики как фило­софского учения об универсальной связи и развитии /но в рам­ках идеалистической системы/ способствовала превращению философии в методологию.

В марксизме /XIX - XX в./, в отличие от предшествующей философии, получило развитие материалистическое понимание общественного развития как естественноисторического процес­са. Диалектико-материалистический подход к проблемам раз­вития мира позволил определить предмет философии: универ­сальные диалектические законы природы, общества и мышле­ния.

Современная западноевропейская философия представлена различными направлениями: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д. С постановкой ими проблемы сущности, предмета, функции философии можно ознакомиться в соответствующей литературе. Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

7. Специфика философских проблем и способы их решения в истории философии.

8. Характеристика основных разделов философского знания.

9. Функции философии в обществе. Место и роль философии в современном мире.

Философия - средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своем предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье. В философии находит логическое завершение умственное развитие личности, выражается суверенитет человеческого интеллекта, который именно благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни.

Без философии невозможно стать высокообразованным и обладающим тонкой интеллектуальностью человеком. Философия формирует у личности универсальную широту кругозора, уверенность в своих духовных силах, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия нужна каждому для самореализации в качестве разумного существа и единственного в материальном мире носителя и субъекта духовности. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности. Философия является интеллектуально-духовным ядром культуры. Основные сферы духовной культуры (политика, право, религия, мораль, искусство, наука) уходят своими корнями в пласты философских идей.

Принято выделять следующие функции философии в системе духовной культуры - интеграционную, интерпретационную, эвристическую, прогностическую и рефлексивно-критическую.

Интеграционная функция состоит в том. что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.

Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8