рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру рефераты

24. Деятельность как способ существования, человека. Виды и структура деятельности.

Великий французский мыслитель Поль Анри Гольбах /1723-1789/ сказал: «Сущность природы заключается в том, чтобы действовать», а не менее великий философ И. Г. Фихте /1762-1814/ продолжил эту мысль: «Действовать, действовать - вот для чего мы существуем».

Проблема деятельности в философии имеет мировоззренче­ское и методологическое значение.

Философско-мировоззренческий смысл проблемы деятель­ности заключается в том, что она рассматривается в органиче­ской связи с проблемой активности, универсального свойства развивающейся материи.

Деятельность является:

•    основополагающим способом становления и развития но­вого уровня и формы материальной организации - чело­веческого общества, цивилизации, культуры;

•    основанием самоорганизации и самоуправления общест­венной, материальной и духовной системы;

•    источником и причиной возникновения и функционирова­ния общественных законов; Проблема деятельности - это проблема:

•    социальной жизнедеятельности человека;

•    формирования личности как субъекта общественно значи­мой деятельности;

•    возникновения и развития качественно новой в эволюции мира творчески созидательной активности;

•    космизации, воздействия космоса на деятельность челове­ка, вовлечение в человеческую деятельность факторов вне­земной природы, вхождения человека в космос, создания им космических объектов, воздействия на космическую эволюцию.

Типы деятельности: материальная и духовная.

Материальная деятельность - предметно-практическая деятельность, направленная на производство материальных ценностей. Этот вид деятельности связан с созданием средств, продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.

В процессе материальной производственной деятельности возникают общественные (экономические, социальные, поли­тические, идеологические) отношения как основа коммуника­тивной деятельности людей.

Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия, эту деятельность называют духовным производ­ством /наука, искусство, религия.../ Причиной возникновения и развития духовной деятельности является материально-производственная деятельность, общественно-историческая практика. Продуктом и в то же время процессом духовной дея­тельности является духовная культура - система духовных цен­ностей, интеллектуальное, эстетическое творчество, религиоз­ная деятельность.

Особое место среди видов духовной деятельности ( идеоло­гической, нравственной, эстетической, религиозной) занимает интеллектуальная деятельность. Высшим качественным уров­нем интеллектуальной и всей духовной деятельности является творчество.

Особую роль в развитии и реализации деятельности как ак­тивного отношения человека к миру играет система мотива­ций: потребности, интерес, воля, цель. Эти внутренние, пси­хологические элементы в структуре деятельности называют по­будительными силами деятельности как активности.

25. Опредмечивание и распредмечивапие. Проблема отчуждения и

гуманизма.

Процесс формирования духовности как неотъемлемой ха­рактеристики подлинного человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать существование в мире иде­ального, самое главное - его реализовать. Ведь будучи потенци­ей мира, идеальное осуществляется исключительно через дея­тельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту, человек занимается распред-мечиванием, т.е., переводом свойств культурного продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и на­выки. Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание новых предметов культуры называ­ется опредмечиванием.

Правда, в антагонистических обществах процесс опредме-чивания и распредмечивания приобретает отчуждённую фор­му. Применительно к процессу опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность и её резуль­тат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и враждебную ему силу. Применительно к процессу рас­предмечивания отчуждение проявляется в том, что человече­ские способности кажутся навечно закреплёнными за опреде­лённым классом (господствующим), который всего-навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки отчуждения - в относительной обособленности индиви­дов в процессе производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в социальной и духовной сферах.

Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание че­ловека высшей ценностью культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать соци альные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к культуре.

26. Практика и ее основные формы.

27. Способность к творчеству как высшее проявление человеческой активности. Творчество и свобода.

Познание осуществляется не ради познания, а ради человеческих потребностей, т.е. практики. Практи­ка - это чувственно-предметная деятельность человека, преобразующая природные и социальные объекты на осно­ве истинного познания. Она является источником, основой и целью познания, а также критерием истины.

Что же касается человеческой деятельности, то ее условно можно разделить на продуктивную (творческую), репродуктив­ную и рутинную. Эти три вида деятельности не существуют разрозненно и обособленно друг от друга, а присутствуют практически в любом виде труда, в любой человеческой про­фессии. В этом смысле нет и не может быть творческих и не­творческих профессий, закреплённых за субъектом деятельно­сти раз и навсегда.

Под творческой деятельностью можно понимать такую деятельность, в процессе которой появляется нечто качественно новое, в первую очередь сам субъект творчества, личность. Творческий процесс служит сохранению и обогащению жизни, в отличие от антитворчества, которое изначально направлено на разрушение, уничтожение жизни и культуры.

Из трёх компонентов человеческой деятельности устранён может быть только один - рутинный труд, который может быть передан машинам. Остальные два компонен­та - продуктивный и репродуктивный - всегда сохранятся в че­ловеческой деятельности, хотя пропорции их могут изменяться.

Творческая деятельность - это единственная сфера, в кото­рой человек может быть свободным. Свободным, таким обра­зом, будет не тот, у кого есть свобода выбора, а тот, кто вышел на такой уровень деятельности, в которой он становится твор­цом.

28. Философское осмысление свободы. Свобода и необходимость. Фатализм и волюнтаризм

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целена­правленной активности, в чем и проявляется его свобода воли.

Свобода - это основанная на познании необходимости спо­собность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Ответственность - это социаль­ное отношение к общественным ценностям. Осознание ответст­венности - это отражение субъектом бытия социальной необхо­димости и понимание смысла совершаемых действий. Осозна­ние ответственности - необходимое средство управления пове­дением личности со стороны общества через ее сознание.

Свобода личности, проявление этой свободы, обусловлены ее индивидуальностью, которая находит свое выражение в при­родных задатках и психических свойствах человека - в особен­ностях памяти, воображения, темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и его жизнедеятель­ности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание соз­нания, взгляды, убеждения, суждения, мнения, которые даже при общности их у разных людей всегда содержат в себе нечто «свое». Индивидуализированы потребности и запросы каждого отдельного человека, и на все, что данный человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.

Но только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его способности, социальные связи, его материаль­ные и духовные потребности, а также сознание человека, спо­собствующее осмыслению целей жизни, деятельности. Лич­ность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порож­дает специфический социальный тип личности. Эпоха, в кото­рую живет человек, родился и сформировался, уровень культу­ры народа определенным образом влияют на его индивидуаль­ное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуаль­ность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее само­бытность, в личности - самостоятельность, независимость, си­ла. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только ве­ликим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер - основатель протестантизма, создал современную не­мецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI века.

Становление личности невозможно без соблюдения нравст­венных законов. Лишь нравственность дает возможность ут­верждаться личностной независимости индивидуума, развивать его умение руководить своей деятельностью, строить свою жизнь осмысленно и ответственно. Безответственность и бес­принципность чужды индивидуальной независимости, а это возможно, если действия индивида не противоречат нравствен­ности, принятой в данном конкретном обществе, или, как писал величайший этик И. Кант: «поступай так, чтобы максима твое­го поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеоб­щего законодательства».

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, кото­рые в той или иной степени определяют поведение человека. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Познание каждым человеком этих ценностей служит основани­ем для становления целостной личности, где дух и природа на­ходятся в диалектико-гуманистическом единстве.

29. Социальное управление. Власть. Самоуправление.

Управление обществом принципиально отличается от управления в живых системах и технических устройствах. Со­четая в себе материальные и духовные компоненты, оно высту­пает как специфический вид человеческой деятельности. В ме­ханизме социального управления фундаментальная роль при­надлежит принципу обратной связи. Это означает, что в про­цессе управления взаимодействующие стороны меняются мес­тами, т.е. «объект» управления влияет на «субъект».

Принцип обратной связи почти не действует в жёстких или тоталитарных системах управления. В них господствует авто­ритарный, порой доходящий до культа вождя, принцип управ­ления. Инициатива снизу сведена до минимума. Насилие, эле­менты которого присутствуют в любой системе управления, становится единственным способом воздействия.

При расширении демократии принцип обратной связи ста­новится просто незаменим, поскольку предполагает широкую инициативу снизу, активное понимание того, что предлагается сверху, наконец, сотворчество масс, хотя главной задачей под­линно демократического управление должно быть управление творчеством масс. Подлинное же творчество масс предполагает

самоуправление.

В современном мире широко распространено такое управ­ление, при котором господствует принцип демократического централизма, выражающий в масштабе страны противоречивое единство двух начал:

•    централизованное руководство государственными органами;

•    местное самоуправление.

Каждая из этих тенденций имеет свое обоснование. Задача социального управления на данном этапе состоит-в нахождении гармоничного сочетания распределения управленческих функ­ций между звеньями единой системы управления, что позволя­ет избежать как мелочной опеки со стороны государственных органов, так и игнорирования специфики местных условий, ко­торое приводит к неадекватному управленческому решению, могущему иметь колоссальные негативные последствия для

страны в целом.

Ведь для успешной управленческой деятельности мало од­ного лишь научного постижения общественных закономерностей, поскольку законы - только общие тенденции движения общества. Для принятия решения необходим учет многих фак­торов, вплоть до морально-психологической атмосферы в об­ществе. Необходимо ежеминутно сверять управленческую про­грамму с конкретными интересами людей, с динамикой этих интересов, игнорирование которых может обречь управленче­скую деятельность на неудачу.

Искусство управления заключается в умении корректиро­вать общее частным и в то же время так воздействовать на ча­стное, чтобы оно не выходило за пределы общей тенденции развития. Но по мере расширения демократии, роста культур­ного уровня народа общее и частное будут все больше и боль­ше совпадать, а это приведёт к тому, что субъект и объект управления составят органическое единство, т.е. подлинное са­моуправление. Но это пока ещё довольно отдалённая перспек­тива для человечества.

30.Познание как форма духовной деятельности человека. Виды познания и его взаимосвязь с практикой. Знание и вера, знание и понимание. Различные подходы к проблеме познаваемости мира.

Следует подчеркнуть, что познание занимает важнейшее место в системе различных способов духовного освоения мира. Понятие "освоение" мира значительно шире, чем понятие "познание". Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в многообразных видах деятельности, характер которой определяется потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему ориентироваться в этом мире.

Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий способ бытия человека.

Что такое практика и какова ее роль в познании? Следует подчеркнуть, что и в историческом и в индивидуальном развитии люди не начинают с того, чтобы сразу ставить себя в исключительно познавательное отношение к миру. Они с самого начала ставят себя к нему в практическое отношение, а в силу этого и одновременно с этим оказываются в познавательном отношении к миру и к самим себе. Определяя практику, необходимо отметить, что она является общественно-исторической материальной жизнедеятельностью людей во всем объеме ее развития, сущность которой состоит в преобразовании материального Мира и самих себя. Она включает и материальное производство вещей, общественно-политическую, культурную, материально-бытовую Деятельность человека, практику наблюдений, экспериментов, открытий т.д. Именно в практике нечто, ранее никогда не создаваемое, не делаемое, не воспроизводимое человеком, становится однажды впервые создаваемым, делаемым, воспроизводимым. Интересно то, что таковым было все, что сегодня прочно вошло в жизнь человека. История труда постоянно ставит и разрешает проблему преодоления границ человеческой практики. Впервые создавались не только вещи, но и новые явления духовной культуры, новые общественные отношения, институты.

В связи с этим следует отметить, что практика конечно же ломает, разрушает наличные формы, не только преобразует, преображает, но и уродует, искажает их. Понятно, что не все практически творимое человеком является благодеянием: об этом свидетельствуют и негативные последствия научно-технической революции, и сложные экологические проблемы и т.д. Однако главным творением человека является сам человек, и это подчеркивает созидательную, творческую роль практики.

Познавательные функции практики таковы: 1) она - источник возникновения познания, основа его существования и развития, ибо в практике накапливается опыт, появляется потребность в познании, возникают проблемы и задачи, вырабатываются разнообразные средства их разрешения;

2) она конечная цель познания, сфера приложения созданных знаний.

31. 0 возможностях и границах познавательной деятельности.

32.Созерцательная и деятелностная трактовка познавательного отношения человека к миру. Чувственное и рациональное в познании.

Человек овладевает действительностью в 3-х основных формах: духовно-теоретического, духовно-практического и практического освоения. Оно осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Это воздействие находит свое проявление в многообразных видах деятельности, характер которой определяется потребностями и интересами. В деятельности проявляется взаимосвязь потребностей, интересов, целей и свободы. В этом процессе человек, взаимодействуя с окружающим миром, приобретает опыт, позволяющий ему ориентироваться в этом мире.

Таким образом, отношение человека к миру, обусловленное его потребностями и интересами и реализующееся в многообразных видах деятельности, является практическим по своей природе. Практика в этом плане выступает как всеобщий способ бытия человека.

Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений, являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.

Выделяя проблему развития чувственных образов в живом созерцании, следует отметить, что не только мир, но и сам человек дан себе, в первую очередь, чувственным образом. Он осязает, обоняет, слышит, видит и т.д. и каждое из его чувственных отношений к миру и к самому себе - осязание, обоняние, слух, зрение и т.д. - есть предметное отношение, и в нем чувственный образ является субъективным образом объективного мира.

Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей. Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8