Реферат: Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру
43.Сущность
эстетического. Развитие взглядов на прекрасное в истории философии.
Эстетика - это наука об
исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении,
восприятии, освоении, а также философская наука о наиболее общих принципах
эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде
всего, в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего
совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Как это происходит во
многих науках, эстетика претерпевала изменения своего предмета в процессе
развития. Современное определение предмета включает в себя изучение:
1)
объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и предметное
основание эстетического знания и эстетической потребности;
2)
творческо-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной через
эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему её
категорий;
3) наиболее общих,
универсальных законов художественного творчества и искусства.
Часть исследователей считает, что центральной категорией
эстетики является эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде.
Совершенство предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта
действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода природного,
социального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное обнаруживается и
возникает в результате материально-духовной практики человечества, т.е. оно имеет
двоякое происхождение: с одной стороны, оно объективно осваивается и
преобразуется в практике (прекрасное в природе и в обществе), с другой - оно
есть объективный результат этой практики ( в эстетическом идеале и искусстве).
Объект =>
Эстетическое <= Субъект
В результате
столкновения в процессе духовно-практического освоения мира объективного
состояния и субъекта социальной жизни, природного (материального) и идеального
(духовного) возникает и функционирует новый объективный феномен -
эстетическое. Эстетическое выступает универсальной категорией. Помимо неё
можно выделить три группы категорий, которые отражают:
1) объективные
состояния /прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое/;
2)
духовно-практическое освоение мира /эстетический идеал, эстетический вкус,
эстетическое чувство/;
3) мир субъекта
социальной жизни /искусство, художественный образ, творчество/.
Одну из важнейших
эстетических категорий - прекрасное - можно определить как совершенное, гармоническое.
В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция
развития в природе, обществе и духовной жизни. Гармонию чаще всего понимают
как внешнее непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновешены. В
понимании прекрасного как совершенной гармонии очень важным является то, что
гармония есть объективное свойство природной, социальной и духовной
действительности.
44.Природа и
общество, их взаимосвязь.
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания
существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась
постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.
С одной стороны, по
мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения
человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой им
«второй природой», человек повышал свою защищенность от стихийного буйства
природы. Совершенствование одежды, создание обогреваемых и искусственно
охлаждаемых жилищ, строительство дамб, защищающих от наводнений, и
сейсмостойких сооружений — все это и многое другое позволяет не только
обеспечить более стабильные и более комфортные условия существования, но и осваивать
для обитания и для продуктивного труда все новые территории Земли, а теперь и
ближнего космоса.
Наряду с этими
процессами, ослабляющими зависимость человека от природы, с развитием производительных
сил связана и другая тенденция. В орбиту человеческой деятельности вовлекается
неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же
используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество
втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей
природы.
Все более интенсивно
потребляя природные ресурсы с помощью колоссально возрастающих по своей мощи
технических средств, человечество в прогрессирующей форме улучшало условия
развития своей цивилизации и своего роста как биологического вида. Однако, «завоевывая»
природу, человечество в значительной мере подорвало естественные основы
собственной жизнедеятельности. Известно, например, что за последние 500 лет при
участии человека было истреблено до 2/з покрывающих Землю лесов. Но
самый мощный удар по биосфере был нанесен за время начиная с конца XIX века и в особенности
в нашем столетии, когда стало развиваться индустриальное производство.
В итоге заметно
снизилось самоочищение биосферы, которая уже не справляется с инородным грузом,
выбрасываемым в нее человеком (накопление углекислоты в атмосфере, запыленность
возросли во многих городах в десятки раз и глобально — на 20% по сравнению с
состоянием в начале XX века). В результате образования вокруг Земли слоя
углекислого газа, покрывающего ее подобно стеклянному колпаку, появилась угроза
неблагоприятного изменения климата, при котором наша голубая планета уже в
течение ближайших десятилетий может превратиться в огромную теплицу с возможным
катастрофическим эффектом: изменением энергетического баланса и постепенным повышением
температуры, что приведет к превращению плодородных до сих пор районов в
засушливые, к поднятию уровня воды в океанах (из-за таяния полярных и
дрейфующих льдов) и затоплению множества прибрежных земель и городов. Возникла
опасность нарушениябаланса кислорода, разрушения озонового экрана в нижней стратосфере
при полетах сверхзвуковых самолетов, а также вследствие широкого использования
на производстве и в быту фреона (разрушение этого экрана на 50% в 10 раз
увеличит ультрафиолетовую радиацию, что резко изменит условия существования
животных и людей). Увеличилось загрязнение Мирового океана, и оно проявляет
тенденцию стать глобальным.
В результате
деятельности человека, в особенности в последние десятилетия, в дикой природе
к настоящему времени исчезли многие виды животных и растений. Не менее тревожно
и то, что происходит неуклонное падение численности и сокращение ареалов других
видов.
45.Общество, его
социальная и политическая структуры.
Общество - обособившаяся от
природы часть материального мира, представляющая собой исторически
развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Это продукт взаимодействия людей
(Маркс). Естественная среда обитания человека - природа, рассматриваемая в ее
отношении к обществу, включающая земные условия и космические факторы.
Многие теоретики,
полагающие, что общество проявляет себя в качестве коллективного группового
субъекта общественной жизни, делят его, соответственно, на социальные группы,
человеческие коллективы, рассматривая самые большие из них в качестве
искомых подсистем общества. Таковыми нередко признают «гражданское общество»,
включающее в себя в качестве компонентов множество неполитических групп
(классы, профессиональные корпорации, семьи, объединения по интересам и т.д.),
и «государство» в широком смысле слова, включающее в себя множество различных
политических союзов, организаций и институтов.
46.Индивид,
индивидуальность, личность. Место и роль личности в
историческом
процессе.
Индивид --- единичный представитель
человечества, безотносительно к
его реальным или антропологическим
особенностям. Родившийся реб - индивид, но не личность, так как не обладает
индивидуальностью. Индивид стан личностью по мере того, как перестает быть
единицей чел рода и приобретает относительную самостоятельность. Ин есть
существо общественное и всякое проявление его жизни яв проявлением общ жизни.
Это понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то
качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче
по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному
представителю чел рода, персонификации. Это и есть личность.
Индивидуальность --- неповторимый,
самобытный способ существования
конкретной личности в качестве субъекта
самостоятельной деятельности. личность социальна по сути и индивидуальна по
способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый
жизненный путь, по происхождению и форме носит инд характер. Сущность
индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его
способности быть собой в рамках окр соц
среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей,
но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть целостная
система, диалектического взаим качеств
общих, типических (общечеловеческих природных и соц признаков), особенных
(конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и
психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как их
многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность
меняется в процессе жизни
чел.
Однако анализ
общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно
понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность
человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идёт
освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в
которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием
отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как
продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной
самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом. Его она
осуществляет опять-таки через те социальные группы, в функционировании которых
участвует. Сферами проявления активности каждой личности обычно выступают:
• производство
условий жизни, когда каждая личность стремиться его рационализировать в своих
интересах;
• передача
социального опыта вступающему в жизнь поколению;
• корректировка
сложившихся в социальных группах (а через них и в обществе) отношений и норм, с
одной стороны, с целью удовлетворения своих интересов, с другой - с целью
приведения их в соответствие с общественным идеалом, присущим данной личности;
• освоение
духовных ценностей и их последующая адаптация с учетом реальных условий, в
которых живёт личность.
Роль личности
значительно возрастает на революционных этапах развития общества и нивелируется
деятельностью масс на эволюционных этапах исторического процесса. Революционные
периоды характеризуются широким движением народных масс. Этот процесс носит
объективный и подчас хаотичный характер. Роль личности при этом заключается в
организации и направлении данного движения.
Особую роль играют
выдающиеся личности. Это те, кто наиболее полно, наиболее эффективно и
продуктивно реализуют интересы (и технологии) больших социальных групп, кто
наиболее полно воплощает в жизнь, в действительность созревшую для этого
возможность. Выдающиеся личности проявляют себя во всех сферах деятельности -
от выдающихся учёных и общественных деятелей до выдающихся преступников. Иной
смысл вкладывается в понятие «великая личность»: оно фиксирует не только её
масштаб, но и содержит нравственную
47.Экономика и
политика. Происхождение и сущность государства.
Общество и государство.
Государство, основное
орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г.
понимают политич. форму организации жизни общества, к-рая складывается как
результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей
системы, руководящей осн. сферами обществ, жизни и опирающейся в случае
необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по терр. принципу,
этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Известны
различные типы Г.— рабовладельческое, феодальное, буржуазное,
социалистическое; различные формы организации Г.— монархия (абсолютная
и конституционная), республика (парламентская и президентская), советская
республика, унитарное государство и союзное Г.
Осн. и р и з н а к и
Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности м
е х а-н и з м Г. (специфич. место в этом механизме занимает аппарат принуждения:
армия, полиция и т. п.). Механизм Г. становится всё более сложным и
разветвлённым по мере усложнения жизни общества в её социально-политич. и
технико-экопомич. аспектах; 2) наличие права, т. е. обязательных правил
поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как
политич. власть закрепляет определённый порядок обществ, отношений, а также
структуру и порядок деятельности гос. механизма; 3) наличие определённой территории,
пределами которой ограничена данная гос. власть. Выступая как терр.
организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.
Г. — основное, но не единств, политич. учреждение
классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные
партии, союзы, религиозные объединения и т. д., к-рые в совокупности с Г.
образуют политич. организацию общества. Отличие Г. от др. политич. институтов
классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в
обществе (суверенность гос. власти). Верховенство гос. власти конкретно
выражается в универсальности (её властная сила распространяется па всё
население и обществ, орг-ции данной страны), прерогативах (гос. власть может
отменить любое проявление всякой другой обществ, власти), а также в наличии
таких средств воздействия, к-рыми никакая др. обществ, власть не располагает напр.,
монополия законодательства, правосудие).
Г. представляет собой
социальное явление, ограниченное определёнными исто-рич. рамками. Первобытнообщинный
строй не знал Г. Оно возникает в результате обществ, разделения труда, появления
частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие
классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы
эксплуатации в особом властном механизме политич. господства, каким и явилось
Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом,
как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни
различны историч. формы Г., гос. власти и организации аппарата Г., его
сущность, природа его отношений с обществом — это политич. власть господствующего
класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся
с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономич.
и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его
взаимоотношениях с др. Г. и странами.
Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером
производств, отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой
над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены
генезис Г., переход от одного историч. типа Г. к другому. В ходе истории Г.
приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную,
самостоятельность. Его самостоят, воздействие на осн. сферы жизни общества (в
т. ч. на экономику), историч. и социальные процессы весьма существенно и
осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию
обществ, отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения
государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.
48.Проблема
возникновения государства. Теория общественного договора.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР,
философская
и юридич. доктрина, объясняющая возникновение гос. власти соглашением между
людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного
состояния к состоянию гражданскому. Первое формулирование О. д. принадлежит Эпикуру
и его последователю Лукрецию Кару.
Новая эпоха в истории
теории О. д. (договорная теория происхождения гос-ва) связана с развитием бурж.
отношений в Зап. Европе; эта теория послужила идейной основой борьбы с абсолютистской
феод, монархией, подвергла критике феод, институты и идеологию. В
противоположность учению о божеств, происхождении власти, её неограниченности
и неответственное™, сторонники теории О. д., на основе доктрины естественного
права, утверждали, что гос-во, образованное волеизъявлением свободных и
независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав.
Родоначальником новой доктрины О. д. считается Г. Граций. В своём
развитии эта теория получает различную интерпретацию: от консервативно-охранительной
(Т. Гоббс) до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо). В учениях Б. Спинозы
и Дж. Локка даётся иная концепция О. д. Напр., Локк отвергает идею
«естественного состояния» Гоб-бса, считая, что догосударственное общество есть
общество свободы и равенства индивидов и что договор, к-рый они затем заключают
с гос-вом, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их «естественных прав». В
варианте Локка теория О. д. являлась правовым обоснованием конституционно-монархич.
правления.
Наиболее радикально
концепция О. д. разработана Руссо в его книге «Об общественном договоре».
Руссо не только критиковал институты феод, гос-ва и права, он отрицал всю
систему феодализма в целом, призывал к изменению всего существующего строя,
считал, что, поскольку гос-во возникает на основе О. д., граждане вправе
расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было
положено в основу политич. и практич. деятельности якобинцев.
49.Понимание
прогресса в истории философской мысли. Прогресс и регресс.
50.Культура и
цивилизация. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта.
На сегодня имеется
более двухсот определений понятия "культура", а это значит, что
культура - чрезвычайно сложное и многократное явление, которое вызывает интерес
специалистов разных наук.
Слово
"культура" происходит от латинского colere, что означает
культивировать или возделывать почву. Первоначальное слово "культура"
употреблялось для обозначения сельскохозяйственной обработки, улучшения почвы.
Но постепенно смысл слова начинает изменяться. Уже у Цицерона (106-43 до н.э.),
римского юриста, оратора и писателя, встречается выражение "культура духа
есть философия". Римский автор говорит о том, что дух, разум надо
возделывать так же, как крестьянин возделывает почву. Таким образом, культура -
это все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие
от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|