Реферат: Разработка предложений по созданию единого логистического (информационного) центра транспортного комплекса Калининградского региона
Для недопущения в будущем подобных ситуаций необходим системный
подход, в том числе нужно отслеживать весь путь грузопотока.
1.2 Калининградская
область
Калининградская область - самый западный регион Российской
Федерации. Территория области - 5,1 тыс. км2, по данным
Всероссийской переписи, численность населения Калининградской области составила
955 тысяч человек, 78% из них горожане, 22% живут в сельской местности,
население областного центра – Калининграда - 430 тысяч жителей, что составляет
40% всего населения области. Как известно, Калининградская область является
западным форпостом Российской Федерации, расположенным в центре Европы на
юго-восточном побережье Балтийского моря. После распада Советского Союза
Калининградская область оказалась оторванной от основной территории Российской
Федерации. Несмотря на сложившиеся геополитические реалии, область обладает
всеми правами полноправного субъекта Российской Федерации.
В настоящее время Калининградская область выполняет функции
сопредельной территории между основной частью России и странами Западной
Европы.
Экономико-географическое положение Калининградской области имеет
определенные преимущества, которые можно сформулировать следующими положениями:
·
близостью к рынкам стран Западной и Восточной Европы;
·
близостью к трансъевропейским транспортным коридорам и другим
европейским коммуникациям;
·
наличием на территории области незамерзающего портового комплекса
(единственного российского на Балтике);
·
развитой сетью железных дорог как широкой (российской), так и
западноевропейской колеи и наличием соответствующих железнодорожных станций
перегрузки.
·
историческими и иными факторами, способствующими развитию туризма.
Область располагает существенными природными ресурсами. На ее
территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где
сосредоточено более 90 % его мировых запасов, имеются перспективные запасы
высококачественной нефти, бурого угля, имеется масса совместных предприятий,
выпускающих большой поток товаров предназначенных для экспорта.
В структуре промышленности доминирующее положение занимают
топливная промышленность - 28,3 %, пищевая промышленность - 23,3 % (в основном
представленная рыбной промышленностью), машиностроение и металлообработка -
19,1 %, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность- 13 %,
электроэнергетика- 10,2 %.
Транспортный комплекс является одной из перспективных отраслей
экономики области. Использование территории области в транспортных целях
выгодно как для Российской Федерации, так и для третьих стран. Однако спад в
экономике и неблагоприятные для области тарифные и таможенные условия при
транзите пассажиров и грузов, прежде всего, через Литву предопределили резкое
снижение, главным образом, объемов перевозки грузов всеми видами транспорта.
Благодаря принятым мерам, с 2000 года начался рост объемов транспортировки
грузов, и наметилось их увеличение на среднесрочную перспективу. Этому
способствуют позитивные политические и внешнеэкономические сдвиги в части
сотрудничества России и других государств СНГ со странами ЕС через
Калининградские порты и порт Клайпеда, а также реализация проектов по созданию
международных автомагистралей.
Без наличия полноценного транспортного сообщения области как с
основной территорий России, так и со странами Европы невозможно использовать
выгоды экономико-географического положения региона. Для этою необходимо:
·
формирование гармонично-увязанной (логистической) транспортной
системы региона, основой которой является региональный транспортный
многофункциональный узел, способный выполнять все транспортные задачи;
·
решение проблемы приемлемого уровня тарифов при транзитных
перевозках в (из) Калининградскую область в связи с переходом Литвы на нормы и
правила Европейского союза;
·
обеспечение величины суммарного железнодорожного тарифа за провоз
грузов из России в Калининград и обратно на уровне аналогичного тарифа по
территории России;
·
выделение средств на компенсацию дополнительных расходов,
связанных с транзитом грузов и пассажиров в (из) Калининградскую область через
территорию других государств;
·
осуществление строительства намеченных участков автодорог на
территории Калининградской области, которые будут являться составной частью
европейских транспортных коридоров.
На данном этапе сотрудничества актуальны проблема реализации
международного транспортного проекта 2К (Калининград - Клайпеда) - МТП «2К». В
идее проекта заложена кооперация двух соседствующих балтийских портов в целях
привлечения транзитных грузопотоков, следующих через Калининград и Клайпеду.
При поддержке и участии государственных органов исполнительной власти,
министерств, ведомств, государственных и коммерческих организаций и предприятий
транспортного комплекса, грузовладельцев Россия и Литва могут создать
надежный транспортный коридор, признавая при этом порты Клайпеда и Калининград
равноценными воротами в мир. В этом контексте большое значение приобретает
сотрудничество с Республикой Беларусь, имеющей общую границу с Литвой, по
территории которой проходит 2-й Международный (Критский) транспортный коридор.
Транзит позволяет эффективно использовать резервы национальных
транспортных систем, стимулирует их расширенное воспроизводство. Вследствие
этого, в свою очередь развивается транспортное машиностроение, активизируется строительство
дорог, пунктов перевалки грузов, сопутствующих им объектов, создаются новые
рабочие места.
1.3 Калининградский транспортный узел
Переход к рыночной экономике и последовавшее акционирование
предприятий на морском, речном, автомобильном и авиационном транспорте привело
к изменению характера экономических отношений при взаимодействии видов
транспорта в транспортных узлах (ТУ). К примеру, если раньше морские, речные
порты подчинялись пароходствам, при перегрузке грузов в смешанных и прямых
смешанных сообщениях отстаивали интересы морского (речного) транспорта,
как отрасли, а также пароходства, в частности, то теперь порты полностью
независимы от пароходств (судоходных компаний) и в своей деятельности, в
основном, руководствуются собственными более узкими экономическими интересами.
В то же время в транспортных узлах все еще действуют устаревшие
инструкции и положения. Узловые соглашения и прочее, которые уже не отражают в
полной мере реалии сегодняшнего дня, и тем более те перспективные задачи,
которые поставлены по интеграции России в систему международных евроазиатских
коридоров и последовательному вступлению России в ВТО. Затронутые вопросы
особенно остро стоят перед Калининградской областью.
Кроме того, составные части международных транспортных коридоров
(МТК) № 1 и 9, проходящие через территорию Калининградской области,
должны быть, в первую очередь, поэтапно приведены в состояние, отвечающее
требованиям международных конвенций и стандартов и обеспечить ускоренное
прохождение грузов через этот региональный транспортный узел (РТУ), что требует
существенной корректировки всей сложившейся системы взаимодействия и координации
видов транспорта в нем.
В силу этого, согласно Протоколу совещания у Председателя Правительства
Российской Федерации (г. Калининград) от 5 марта 2002 г. № МК-П11-13 пр. Минтрансом России и МПС России разработана Концепция комплексного развития
Калининградского РТУ, включающая водный (морской, речной), автомобильный,
железнодорожный и воздушный транспорт.
Как и ранее Калининградский портовый комплекс представляет собой
морские ворота страны. Расстояние по суше, в частности до Варшавы — 400 км, Берлина — 600 км, Стокгольма — 650 км, Копенгагена — 680 км. Через региональный Калининградский транспортный узел проходят ответвления двух трансъевропейских транспортных
коридоров: I МТК «Виа-Балтика»: Хельсинки - Таллинн - Рига - Каунас - Варшава;
ответвление «Виа Ганзеатика»: Рига - Калининград - Гданьск и IX МТК: Одесса - Киев - Минск
- Вильнюс - Каунас - Клайпеда/Калининград.
В сложившейся ситуации в транспортно-технологическом аспекте
Калининградская область по ряду параметров, интегрируется в европейскую
транспортную систему.
Целью разработки данной региональной Концепции является, прежде
всего, установление приоритетов разработки и внедрения прогрессивных
логистических транспортно-технологических систем приема (передачи) и
перемещения грузов и пассажиров в пределах Калининградской области на основе
рациональной системы координации видов транспорта и всех остальных участников
транспортного процесса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
·
исследовать условия и формы взаимодействия различных видов
транспорта и субъектов транспортного рынка в РТУ при перевозках,
преимущественно, грузов в смешанных и прямых смешанных сообщениях, а также
координации их деятельности;
·
выполнить соответствующий анализ организаций, взаимодействующих в
составе РТУ, разработать предложения по эффективному использованию существующих
составных элементов РТУ, а также по перспективам его развития;
·
проанализировать грузовые потоки в транспортном узле;
·
разработать научно-методические основы совершенствования работы
РТУ в современных условиях и на среднесрочную перспективу (порядка 10 лет);
·
разработать практические рекомендации по формам и методам взаимодействия
различных видов транспорта в РТУ.
1.3.1
Портовый комплекс Калининграда
Инфраструктура Калининградского портового комплекса включает в
себя три порта (торговый, рыбный и речной).
Морской торговый порт Калининград является ядром портового
комплекса Калининградской области. Это самый западный из российских портов и
второй по величине российский порт на Балтике, обеспечивает связи России с
Западной Европой, Африкой и Южной Америкой. Навигация в порту круглогодичная.
Порт оказывает услуги по перевалке и хранению грузов, осуществляет
транспортно-экспедиторские и другие операции с грузами, принимает и обслуживает
пассажиров, а также выполняет все работы, связанные с нахождением судов в
порту. Порт
Калининград является единственным незамерзающим портом России на Балтике.
Расположен в юго-восточной части Балтийского моря в устье реки Преголя. С морем
порт соединяется морским каналом длиной 43 км и гарантированной глубиной от 9 до 10,5 м. Удобное географическое положение, наиболее близкое расстояние от
больших европейских портов определило Калининград как важнейший транзитный
центр для перевалки грузов. Калининградский морской канал дает выход к морю двенадцати
стивидорным компаниям, которые могут обеспечить перегрузку около 20 млн. т
различных грузов в год. Имеются специализированные терминалы для перегрузки
контейнеров, жидких и навалочных удобрений, нефтепродуктов, мороженых продуктов
с морозильниками на 20 тыс. т единовременного хранения, зерновых грузов с
элеватором на 46 тыс. тонн.
Многолетний
опыт работы позволил порту создать лучшую технологию перевалки целлюлозы,
бумаги, рефрижераторных грузов, металлолома, леса и удобрений.
Стивидорные
компании обладают хорошей логистикой доставки груза «от двери до двери».
Высокопрофессиональные экспедиторы обеспечивают продвижение груза в любую точку
мира. Этому способствует хорошо развитая сеть автомобильных и железных дорог,
постоянно растущее количество современных пограничных переходов, что дает
возможность сократить потери времени при пересечении границы.
В
порту создан комплекс сервисных услуг, необходимых судну. Через агента
судовладелец может получить топливо, воду, любое снабжение, произвести ремонт,
снять отходы и получить другие услуги.
Федеральный
закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» предоставляет
порту хорошие возможности для устойчивого развития.
Федеральными
целевыми программами предусматривается:
·
строительство
железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск - порты
Европы;
·
строительство
глубоководного порта в Балтийске;
·
окончание
строительства контейнерного терминала в Морском торговом порту;
В ближайшие 2-3 года в рамках существующих границ порта
необходимо:
·
закончить строительство контейнерного терминала (с окончанием
проекта под эти цели будут использованы 120 тыс. кв. метров или 30% площадей
порта, используемых для стивидорных работ) и оснастить его современным
перегрузочным оборудованием;
·
закончить техническую подготовку территории для накапливания
ролл-трейлеров и трейлеров с целью максимального сокращения времени обработки
паромных грузов; с ростом объемов перевалки контейнерных и грузов RO-RO выделить паромный терминал
в отдельный комплекс с окончанием строительства нового причала;
·
использовать тыловую территорию порта, имеющую железнодорожные
подъезды, дороги и всю инженерную инфраструктуру, для доработки грузов;
Калининградский морской рыбный порт является государственным
предприятием. Для расширения номенклатуры обрабатываемых грузов в порту в 1993
- 1996 годах был построен комплекс для перегрузки жидких грузов, введены две
линии по затариванию сыпучих грузов в биг-бэги весом по 0,5 и 1 т, линия для
перегрузки сыпучих грузов по схеме вагон - судно, причал для работы с паромами,
произведена реконструкция парка резервуаров для нефтепродуктов. В 1997 году был
построен терминал для работы с судами типа RO-RO, 2 крупных складских
терминала для перевалки удобрений насыпью и для хранения генеральных грузов.
Все это позволяет уже в настоящее время обрабатывать ежегодно 2,5 - 3,0 млн.
тонн. На среднесрочную перспективу развития порта предусмотрено: строительство
нового холодильника на 10 тыс. тонн единовременного хранения; строительство
терминала для обработки 40' контейнеров; строительство элеватора.
Калининградский речной порт имеет два грузовых района на морском
канале в Калининграде и в Светлом. Порт работает круглогодично. Номенклатуру
перерабатываемых в порту грузов составляют уголь, кокс, металлолом,
минерально-строительные материалы, перевозка которых осуществляется главным
образом в Польшу по внутренним водным путям. Потенциальные возможности по
перегрузке массовых навалочных и грузов открытого хранения составляют более 4
млн. тонн.
Элеватор - самостоятельное подразделение Калининградского
портового комплекса, состоит из трех корпусов. Общая вместимость - 46 тыс. тонн
зерна. В сутки элеватор выгружает 50 вагонов-зерновозов, при погрузке
теплоходов суточная производительность составляет 3000 тонн зерна. В настоящее
время элеватор имеет достаточные возможности осуществлять работу, как в
экспортном варианте работы, так и в импортном.
ЗАО «Балтийская нефтеперевалочная компания» — предприятие,
обеспечивающее в основном экспорт нефтепродуктов. Нефтеперевалочный комплекс
расположен в Балтийске на входе в Калининградский морской канал. Причальные
сооружения позволяют одновременно обслуживать два танкера с осадкой до 8,5 метров и длиной до 200 метров. Существующая расчетная
годовая мощность перекачки - 1.5 млн. куб. метров, планируется увеличение
мощности до 3,0 млн. куб. м.
Перспективы
развития портового комплекса
Разработано технико-экономическое
обоснование капиталовложений в создание железнодорожно-автомобильно-паромной
транспортно-технологической системы на линии Усть-Луга - Балтийск -
порты Германии предусматривает реализацию проекта в два этапа. На
первом этапе - создание автомобильно-пассажирской паромной переправы на базе
неиспользуемого имущества, территории и акватории бассейна № 3 Балтийской
военно-морской базы. На втором этапе - создание железнодорожно-автомобильного
паромного сообщения и строительство специализированного паромного терминала в четвертом
бассейне (г. Балтийск).
К 2010 г. надлежит увеличить объем перевалки грузов через морской
торговый порт Калининград (с учетом района Балтийска) на 7 - 7,5 млн. тонн.
Исходя из этого, предусмотрено развитие железнодорожных подходов как к
существующему району порта, так и новому грузовому району, а также к паромной
переправе.
В рассматриваемой железнодорожно-автомобильной паромной системе
экономически целесообразно направить часть контейнеропотока ТСКС (Транссибирский
контейнерный сервис) через Усть-Лугу и Санкт-Петербург.
1.3.2
Железнодорожный транспорт
Железные
дороги являются самым крупным грузоперевозчиком страны. На их долю приходится
около 30% общенационального грузооборота в тонно-км. С точки зрения затрат железные
дороги – наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок вагонных партий
грузом навалом – каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной
продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать
число услуг с учетом специфики клиентов. Было создано новое оборудование для
более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для
перевозки автомобильных прицепов, стали предоставлять услуги в пути, такие, как
переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на
маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.
В
силу выгодного географического положения страны и сложившейся транспортной
инфраструктуры российский транспортный комплекс имеет большой потенциал в
обеспечении тех интеграционных процессов, которые происходят сегодня в Европе и
Азии, а также в развитии транспортно-экономических связей между странами Европы
и Азиатско-Тихоокеанского региона, Индийского океана и Персидского залива.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|