рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Лингвометодические основы изучения написания буквы рефераты

ются на шипящие).

     - А что разное в их написании?

     (Учащиеся указывают на наличие Ь в первом столбике и его от-

сутствие во втором).

     - Молодцы, вы нашли общее и различное в этих словах. А может

кто-нибудь знает,  по какому правилу одни существительные с шипя-

щим на конце написаны с Ь, а другие - без Ь? А хотите узнать? Се-

годня мы  познакомимся  с этим правилом и будем учиться применять

его при письме.

     III. Анализ заголовка названия орфографической темы.

     Тема записывается на доске и в тетради учащихся. "Правописа-

ние Ь после шипящих на конце существительных".

     - Если на конце слова может быть Ь после шипящего, это озна-

чает,  что в данном случае нужно применить орфографическое прави-

ло.  А чтобы узнать, какое орфографическое правило надо применить

в данном случае,  необходимо установить, к какой части речи отно-

сится данное слово.  Правило,  которое будет изучаться на  уроке,

касается правописания Ь после шипящих на конце существительных.

     IV. Разбор дидактического языкового материала.

     На доске:

     шалаш              ночь

     мяч                картечь

     клещ               рожь

     морж               роскошь


                                - 70 -

     училищ             залежь

     туч                мощь

     чащ                тишь

     крыш               печь

     Беседа проводится по следующим вопросам:

     1) Слова  из  какой  части речи записаны на доске (существи-

тельные)

     2) После каких согласных записан Ь?

     (после шипящих согласных ч, ш, щ, ж)

     3) Где в слове стоит Ь? (В конце слов).

     4) - Хорошо, а теперь давайте определим род и число всех за-

писанных слов. Начнем с первого столбика.

     (Учащиеся определяют род и число, а учитель записывает их на

доске напротив слов).

     шалаш    м.р.ед.ч.     ночь      ж.р.ед.ч.

     мяч      м.р.ед.ч.     картечь   ж.р.ед.ч.

     клещ     м.р.ед.ч.     рожь      ж.р.ед.ч.

     морж     м.р.ед.ч.     роскошь   ж.р.ед.ч.

     училищ   ср.р.мн.ч.    залежь    ж.р.ед.ч.

     туч      ж.р.мн.ч.     мощь      ж.р.ед.ч.

     чащ      ж.р.мн.ч.     тишь      ж.р.ед.ч.

     крыш     ж.р.мн.ч.     печь      ж.р.ед.ч.

     5) - Молодцы!  посмотрите внимательно на  доску.  Подумайте,

какой из этого можно сделать вывод?

     (Мягкий знак пишется только у существительных женского  рода

единственного числа).

     - Умница!  А кто уточнит  где именно пишется Ь? (После шипя-

     щих на конце существительных).  - Хорошо.  А теперь  давайте


                                - 71 -

     соберем два наших вывода вместе и

сформулируем правило.

     6) Учащиеся формулируют правило:

     Учитель повторяет для всего класса:

     "После шипящих на конце существительных Ь пишется  только  у

существительных женского рода единственного числа".

     7) А теперь я вывешу вам таблицу, которая будет сопровождать

нас на протяжении всех уроков по этой теме:

 i1.0

┌──────────────┬───────────────┬───────────────┬────────────────┐

│  ж.р. ед.ч.  │  ж.р.мн.ч.    │  ср.р.мн.ч.   │  м.р.ед.ч.     │

├──────────────┼───────────────┼───────────────┼────────────────┤

│  ночь        │  туч          │  училищ       │  клич          │

│  мощь        │  рощ          │               │  клещ          │

├──────────────┼───────────────┼───────────────┼────────────────┤

│  роскошь     │  крыш         │               │  душ           │

│  залежь      │  рогож        │               │  чиж           │

└──────────────┴───────────────┴───────────────┴────────────────┘

 i2.0

     Здесь представлены  все случай,  на которые распространяется

наше правило.

     IV. Выполнение упражнений в учебнике [Р.Я.,2кл.(1-3),91].

     1) Упр. 379. Комментированное письмо.

     (в тетради: верный товари _щ . (м.р.,ед.ч.)

     - Посмотрите внимательно на это упражнение  и  скажите,  су-

ществительные какого рода и числа написаны без Ь? (м.р.,ед.ч.). А

какие еще существительные с шипящей на конце пишутся без Ь?  (при

затруднении  обращается  внимание  учащихся на таблицу).  (Ср.р.,

мн.ч. и ж. р. мн.ч.).

     2) Я буду диктовать слова,  а вы запишите их со словом "мно-

го". (5 слов комментировано у доски,  остальные  самостоятельно).

Укажите род и число.

     Туча, задача, роща, Маша, пастбище, училище, чаща. (В тетра-

ди: много туч (ж.р., мн.ч.).


                                - 72 -

     3) Составьте предложения со словами сокровище,  рожь,  ночь.

(Устно, предложения записать).

     VI. Итог урока.

     VII. Д/з 1. Упражнение 380

     2. Прочитать в "Родном слове" стихотворение  А.А.Фета  "Лас-

точки пропали", найдите и выпишите слова с изучаемой орфограммой.

                            Урок II.

     Закрепление темы "Правописание Ь после шипящих на конце  су-

ществительных".

     На доске записана тема, висит таблица.

     I. -  С  каким  правилом  мы познакомились на прошлом уроке?

Сформулируйте его.

     (После шипящих  на  конце существительных Ь пишется только у

существительных женского рода единственного числа).

     - Как вы узнаете (по каким признакам),  что данное слово от-

носится к изученной нами орфограмме?

     (Это слово должно быть существительным с шипящим на конце).

     - Молодцы.  А теперь я вам буду читать строчки, а вы найдите

все слова на нашу орфограмму.

     а) Там, во ржи, межа рыжа,

        Я сел однажды на ежа.

        И я подумал:"  _Еж . похож

        На свежескошенную  _рожь ."

        И сел нарочно я на  _рожь

        И понял:  _еж . на  _рожь . похож.

     б) В небе пляшет стая  _туч ..

     в) Над рекой, наклонясь


                                - 73 -

        Что-то шепчет  _камыш .;

        А кругом на полях

        Беспробудная  _тишь ..

     г) Василий Петрович спроектировал пять  _училищ ..

     II. Молодцы!  В тексте вы слова отыскали быстро.  Однако как

часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! И

если  их  даже постоянно повторять,  грамотность далеко не всегда

становится выше.  Из-за этого многие даже теряют веру в  то,  что

правила могут помочь.  А все от того, что от правила к грамотному

письму нет прямой дороги:  на пути встречаются преграды.  Одолеть

их  вам  поможет волшебное средство под названием самоинструкция.

Самоинструкция - это инструкция, которую человек создал для само-

го себя.  Он подает команды,  что и в каком порядке ему нужно вы-

полнять.

     Как составить самоинструкцию,  которая научит вас  использо-

вать правило?  Составлять инструкции и использовать их при письме

- это значит решать задачи,  только не математические, а орфогра-

фические. "Что это такое?",  - спросите вы. Представьте себе, что

нужно решить такой пример:  5+3-8+2.  Вам  нужно  произвести  три

действия: сложить,вычесть и сложить. Причем именно в таком поряд-

ке. Когда вы решаете пример или задачу, вы прежде всего определя-

ете, что и в каком порядке нужно сделать.  То же самое происходит

и при решении орфографических задач. Сейчас вы сами в этом убеди-

тесь.

     Давайте попробуем вместе составить самоинструкцию по  нашему

правилу.

     - Итак, как звучит наше правило?

     (Учащиеся формулируют правило).


                                - 74 -

     - Если четко следовать правилу, что мы должны сделать снача-

ла?

     (Узнать, оканчивается ли слово на шипящий).

     (На доске: оканчивается ли ... на шипящий)

     - Хорошо.  Если да,  идем дальше. (Учитель проговаривает "На

конце  _существительных .".) (Узнать, является ли слово существитель-

ным). (На доске: проверяемое слово - существительное).

     -Если да, идем дальше (существительное женского рода).

     (Определяем род существительного).

     (На доске: определите род (м.р., ж.р., ср.р.)

     - Если да, идем дальше (Женский род,  _единственное число .).

     (Узнать число).

     - Мы будем узнавать число для существительных любого рода?

     (Нет, только женского рода).

     (На доске: ед.ч., мн.ч. под ж.р.).

     - И какой будет итог?

     (В единственном числе Ь пишется, в множественном - не пишет-

ся, в мужском и среднем родах - не пишется).

     - Вот  такая  получилась самоинструкция.  (Вывешивает плакат

"Самоинструкция") (Самоинструкция прилагается)

     III. А теперь давайте проверим ее. Для проверки возьмем сло-

ва: "ночь", "нож", "задач", "училищ", "конь". (Пример разбора на-

ми представлен в _3 главы 2).

     Комментированное письмо.

     Пользуясь самоинструкцией  запишите в два столбика слова:  1

столбик - с Ь,  второй столбик - без Ь (1 учащийся около  доски):

печь, мышь,  камыш,  задач,  училищ,  плащ, пляж, рожь, мяч, паж,

ночь. Докажите, почему так.


                                - 75 -

     IV. Упражнение в учебнике.

     1) N 381.

     2) А теперь составим с вами кроссворд.

     Я буду загадывать отгадки, а вы впишите их в клеточки.

 i1.0

            ┌───┬───┬───┐

            │ Н │ О │ Ж │  1. Ходит вдоль каравая, его разрезая.

        ┌───┼───┼───┼───┤     (нож).

        │ К │ О │ В │ Ш │  2. Утки в море,хвост на заборе (ковш).

    ┌───┼───┼───┼───┼───┘  3. Зимой все ест, а летом спит (печь).

    │ П │ Е │ Ч │ Ь │      4. Мала, а никому не мила (мышь).

┌───┼───┼───┼───┼───┘      5. Тело теплое, а крови нет (печь).

│ М │ Ы │ Ш │ Ь │

└───┴───┴───┴───┘

 i2.0

     V. Итог урока.

     VI. Д/з Упр. 383.

     На следующих уроках учащиеся выполняют ряд тренировочных уп-

ражнений, в которые обязательно должны быть включены варианты ор-

фограммы. Мы  рекомендуем  использовать  на  уроках упражнения из

списка упражнений,  представленных нами в _ 4 главы 2,  т.к., как

уже сказано  выше,  учебник для второго класса не охватывает всех

вариантов данной орфограммы. Такие же упражнения помогают учащим-

ся увидеть все случаи, на которые распространяется наше правило и

потренироваться в их написании. а это, в свою очередь, будет спо-

собствовать формированию правильного,  осознанного и,  в конечном

счете, автоматизированного навыка.

     На каждом последующем уроке по изучению темы на доске должна

висеть таблица,  в которой представлены все варианты  орфограммы.

Эта таблица является своеобразной памяткой для учащихся.

     На третьем уроке изучения темы проводится свертывание  алго-

ритма, как  это  было представлено в _ 4 главы 2.На этом же уроке

проводится предупредительный диктант,  для которого можно исполь-


                                - 76 -

зовать упражнение  384  из  учебника.  При предупредительном дик-

танте с  предварительной  подготовкой  перед  записью  отдельного

предложения или целого текста устно проводится объяснение опреде-

ленных орфограмм,  имеющихся в словах,  которые входят  в  данное

предложение  или текст.  Чтобы учащиеся более внимательно относи-

лись к устному орфографическому разбору,  учитель  предлагает  во

время диктанта  непосредственно  перед  написанием слов письменно

объяснить соответствующие орфограммы.

     По прежнему  полезно  использовать  комментированное письмо.

Эффективным видом упражнений являются и упражнения типа  списыва-

ния, которые можно включать в середине и в конце урока.

     Списывая текст без пропуска букв и давая письменное объясне-

ние, ученик  должен  не только определить,  когда нужно применить

орфографическое правило, но и установить, какое правило, и объяс-

нить соответствующее написание, производя в определенной последо-

вательности разбор данного слова.

     Особенностью данного упражнения,  которое эффективнее,  если

учащимся предлагается выписать из  текста  определенные  слова  и

письменно объяснить орфограмму,  является то, что учащиеся звуко-

вой образ слова воспринимают, проговаривая его про себя и то, что

они запечатлевают зрительный образ слова, правильно написанного в

тексте.

     Для списывания  можно  использовать  также текст,  в котором

пропущены буквы,  но при этом  учитель  должен  предложить  детям

проводить письменное  объяснение орфограммы непосредственно перед

написанием слов.

     Из урока в урок возрастает значение творческих заданий, тре-

бующих от учащихся большей самостоятельности. В число таких зада-


                                - 77 -

ний могут войти упражнения N 1, N 7, N 16, N 20, N 22, N 24 из _4

главы 2.

     На четвертом уроке проводится подготовка к диктанту с объяс-

нением трудных случаев, как было показано в _ 4 главы 2.

     На уроках  по изучению темы "Правописание Ь после шипящих на

конце существительных",  можно использовать различные формы рабо-

ты: фронтальную,  когда учитель работает со всем классом; группо-

вую, когда класс разбивается на группы, в частности, каждому ряду

дается свое задание, а по одному представителю от ряда работают у

доски. После выполнения задания,  обязательно провести  проверку.

И, конечно же, необходимо использовать индивидуальную форму рабо-

ты, в частности,  работу по карточкам.  Карточки составляются  по

дидактическим материалам,  изложенным в _ 4,  N 14, N 6, N 8, N 5

(у доски), N 11, N 8.

     На пятом  уроке  проводится  диктант,  в  текст для которого

должны быть включены те варианты орфограммы, которые были предме-

том специальной заботы учителя.

     После диктанта проводится работа над ошибками  по  методике,

описанной в _ 4 главы 2.

     Мы провели следующий диктант:

                             Диктант

     Шумит камыш, белый парус, зеленый дуб, колосистая рожь, вер-

ный друг, гремела картечь, вкусная конфета, яркое солнце, в горо-

де много училищ,  по широкому  полю,  холодная  осень,  маленький

мальчик, душистая сирень,  Коля решил пять задач,  пушистый коте-

нок.  В диктант были включены пять представителей нашей орфограм-

мы. Писали  диктант 22 ученика,  следовательно вероятность ошибок

составляет 110.  Однако, по данным проверки общее количество оши-


                                - 78 -

бок равно 11, что составляет 10% от возможного количества ошибок.

     Процентное соотношение ошибок мы записали в таблицу:

 i1.0

     ┌───────────┬───────────────┬────────────┬─────────┐

     │N варианта │ Представитель │ Количество │ Процент │

     │орфограммы │               │ ошибок     │ ошибок  │

     ├───────────┼───────────────┼────────────┼─────────┤

     │    1.     │ рожь          │     0      │    -    │

     │    2.     │ камыш         │     2      │   ~1.8% │

     │    3.     │ картечь       │     3      │   ~2.7% │

     │    4.     │ училищ        │     4      │   ~3.6% │

     │    5.     │ задач         │     2      │   ~1.8% │

     ├───────────┴───────────────┴────────────┴─────────┤

     │ Возможное количество ошибок - 110 = 100%         │

     │ Допущено ошибок             -  11 =  10%         │

     └──────────────────────────────────────────────────┘

 i2.0

     Из данной таблицы видно,  что тема усвоена на достаточно вы-

соком уровне.

                     2В Ы В О Д Ы  по III главе

     Проведя анализ самостоятельных работ,  индивидуальных  работ

учащихся по карточкам, анализ диктантов, мы сделали самый главный

для нас вывод о том, что навык написания Ь после шипящих на конце

существительных у учащихся сформировался  на  достаточно  высоком

уровне.  В проверенных диктантах из 110 возможных ошибок учащиеся

допустили только 11,  и самым сложным оказался  для  ребят  слово

"училищ"  с.р.  мн.  ч.  В этом слове 4 ученика допустили ошибку.

Этот вариант оказался трудным для учащихся,  хотя с ним мы  неод-

нократно сталкивались на уроках.

     Проводя изучение темы описанным выше образом, было интересно

наблюдать за тем,  как постепенно совершенствуется навык правопи-

сания у учащихся. Они уже не испытывали трудностей при выполнении

упражнений на конструирование и творческих заданий.

     При изучении этой темы ребята впервые столкнулись с алгорит-

мом и, кроме того, составили его сами. Ребята с большим интересом


                                - 79 -

и желанием работали с ним и сами,  не зная того, совершенствовали

навык.

.

                                - 80 -

                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В нашей дипломной работе, посвященной теме "Формирование ор-

фографического навыка в начальной школе (на примере изучения пра-

вописания буквы ерь после шипящих на конце существительных с уче-

том  вариантов  орфограммы)"  в  первой главе мы изучили психоло-

го-педагогические основы формирования  навыка.  Учитель  формируя

орфографический навык должен прежде всего стремиться к тому, что-

бы учащиеся ставили перед собой конкретную учебную задачу,  т.к.,

как говорят психологи,  "актуально осознается то, что находится в

светлой точке сознания",  т.е. является целью деятельности. Выра-

батывается  орфографический навык в результате выполнения опреде-

ленной системы упражнений.  В своей работе  мы  представляем  эту

систему упражнений, выработанную В. А. Онищук. Мы приводим описа-

ние каждого вида упражнений и последовательность их выполнения.

     Во второй главе мы провели анализ формулировки правила,  ка-

сательно нашей темы,  в учебниках по русскому языку по программам

1-3 и 1-4 и дали свою формулировку этого правила для учащихся на-

чальных классов, исходя из того, чтобы эта формулировка послужила

руководством  к действию,  т.е.  отразили в ней все необходимые и

достаточные признаки орфограммы.  На наш взгляд эта  формулировка

такова:

     После шипящих на конце существительных ь  пишется  только  у

существительных женского рода в единственном числе.

     Она ориентирует  учащихся  на  выяснение  всех  существенных

признаков  орфограммы,  определяющих  правильность написания (су-

ществительное с шипящим на конце,  женский род, единственное чис-

ло), позволяет установить учащимся ту последовательность при ана-


                                - 81 -

лизе, которая фактически нужна ученику для определения написания.

     Изучили варианты  орфограммы правописания ь после шипящих на

конце существительных, как разновидность одной и той же орфограм-

мы,  находящейся  в  своеобразных  фонетических,  семантических и

грамматических условиях,  в результате чего у учащихся  возникают

трудности в применении правила. На наш взгляд, варианты орфограм-

мы необходимо учитывать при изучении  той  или  иной  орфограммы,

т.к.  учитывая варианты, мы учитываем те трудности с которыми мо-

гут встретиться учащиеся,  а значит и предупреждаем ошибки, что в

свою очередь сказыватся на полноценности орфографического навыка.

     Провели анализ учебников на  наличие  вариантов  орфограммы,

который  показал,  что  не все варианты представлены в учебниках.

Выделили варианты орфограммы,  необходимые для изучения в школе и

определили степень их трудности.  Самым трудным для учащихся ока-

зался третий вариант орфограммы (сущ.  2 скл.  мн.ч. с основой на

мягкий шипящий).

     И, наконец,  на основе изученной нами литературы и проведен-

ного  анализа учебников мы составили методику изучения темы "Пра-

вописание ь после шипящих на конце существительных с учетом вари-

антов орфограммы" в которую вошли: подбор дидактического материа-

ла,  подбор упражнений с учетом вариантов орфограммы и  с  учетом

вопроса  о количественном соотношении вариантов;  описание подго-

товки к проверочной работе,  работы над трудными вариантами и ра-

боты над ошибками.

     Третья глава посвящена описанию опытного обучения, проведен-

ного в 3"А" классе Краснянской средней школы по той методике, ко-

торая была разработана и описана нами во второй главе.Мы  привели

конспекты  двух  первых уроков по изучению темы и описали работу,


                                - 82 -

проводимую на последующих уроках.

     На последнем уроке мы провели контрольный диктант, в который

были включены пять представителей изучаемой орфограммы.  Проверка

диктантов показала,  что процент ошибок на нашу орфограмму соста-

вил всего лишь 10%, что говорит о хорошем усвоении учащимися дан-

ной темы.

     Мы считаем,  что если будет проводиться работа по этой мето-

дике,  то  это  благотворно повлияет на формирование полноценного

навыка.  Это подтверждают результаты нашего эксперимента, который

показал,  что у учащихся навык написания ь после шипящих на конце

существительных сформировался на достаточно высоком уровне.

.

                                - 83 -

                        2Л И Т Е Р А Т У Р А

     1. Алгазина Н.Н.  Обучение орфографии с учетом вариантов ор-

фограмм. - М., 1981.

     2. Алгазина  Н.Н.  Вариантность  дидактического материала по

орфографии (V,VI кл.) - М., 1981.

     3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.,

"Просвещение", 1987.

     4. Алгазина Н.Н.  Предупреждение орфографических ошибок уча-

щихся V-VIII классов. - М., "Просвещение", 1965.

     5. Баранов М.Т.  Ознакомление учащихся IV класса с орфограм-

мой и первоначальный этап формирования  орфографического  навыка.

-М., 1970.

     6. Богоявленский Д.Н.  Психология усвоения орфограмм.  - М.,

2-е изд., 1966.

     7. Ветвицкий, Иванова, Моисеева. Современное русское письмо.

- М., 1977.

     8. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М.,

1983.

     9. Гранин,  Бондаренко,  Концевая.  Секреты орфографии. -М.,

1991.

     10. Жедек П.С. Усвоение фонемного принципа письма и формиро-

вание орфографического действия. - Харьков, 1974.

     11. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. - М.,

"Просвещение", 1965.

     12. Журжина Ш.В.,  Костромина Н.В. Дидактический материал по

русскому языку. - М., "Просвещение", 1990.

     13. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. -Л., 1977.


                                - 84 -

     14. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфог-

рафия. -М., 1971.

     15. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. - М., 1987.

     16. Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной шко-

ле. - М., 1988.

     17. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. -М., 1990.

     18. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.

- М., "Просвещение", 1977.

     19. Матюхина  М.В.  Психология  младшего  школьника.  -  М.,

"Просвещение", 1976.

     20. Обучение  орфографии  в восьмилетней школе.  Составитель

М.М.Разумовская. -М., 1974.

     21. Онищук В.А. Урок в современной школе. Пособие для учите-

ля. - М., "Просвещение", 1981.

     22. Орфография и русский язык. - М., 1966.

     23. Панов В.М.  И все-таки она хорошая.  Рассказы о  русской

орфографии, ее достоинствах и недостатках. - М., 1964.

     24. Петерсон М.Н. Система русского правописания. - М., 1955.

     25. Правила русской орфографии и пунктуации. - М., 1956.

     26. Разумовская М.М.  Методика обучения орфографии в  школе.

- М., 1992.

     27. Разумовская М.М.  Грамматический анализ при обучении ор-

фографии. - М., 1962.

     28. Рождественский Н.С.  Свойства русского правописания  как

основа методики его преподавания. - М., 1960.

     29. Селезнева Л.Б.  Современное  русское  письмо  (системный

анализ). - Томск, 1984.

     30. Сергиевский А.С. Сопоставление при повторении орфограмм.


                                - 85 -

- М., 1966.

     31. Современная русская орфография. - М., 1964.

     32. Текучев А.В. Основы методики орфографии в условиях мест-

ного диалекта. - М., 1953.

     33. Чибухашвили В.А.  Формирование у учащихся пунктуационных

навыков с применением ЭВМ. - М., 1994.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8