рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Лингвометодические основы изучения написания буквы рефераты

слов-исключений) не  соответствует исполнительной части (упражне-

ния требуют подбора однокоренных слов). Рассогласование установки

и действия ослабляет результаты обучения: ориентировочные признаки


                                - 12 -

"по правилу" не совпадают с фактической направленностью  действия

ученика "по заданию" упражнения. Навык формируется в условиях не-

совпадения, рассогласования ориентировочной и исполнительной час-

тей орфографического  действия,  что не может не сказаться на его

качестве.

     Представляется, однако,  бесспорным,  что  характер заданий

должен иметь такую направленность,  чтобы действия  "по  заданию"

отрабатывались на основе правила на теоретической основе.  Навыки

формируются на основе знания способов выполнения действия. Наибо-

лее успешно  - быстро и безошибочно - учащиеся овладевают навыком

на основе знания  и  применения  алгоритма  или  алгоритмического

предписания.

     Решая вопрос о работе на формированием у школьников орфогра-

фических навыков,  учитель должен прежде всего учитывать психоло-

гическую природу орфографического навыка.  Как уже было  сказано,

навыки -  это автоматизированные компоненты сознательной деятель-

ности. При этом нужно учитывать,  что слово  "автоматизированный"

означает способ образования навыка как действия,  вначале основы-

вающегося на сознательном применении определенных правил  и  лишь

затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации.

     Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство: ав-

томатизированный навык  позволяет на каждом шагу, в частности при

затруднениях, вновь становиться сознательным.

     Навыки формируются на базе умений (П.Я.Гальперин,  Е.Н.Каба-

нова-Меллер, Д.Б.Эльконин и др.). Умения в свою очередь связаны с

усвоением знаний и их применением на письме (Н.С.Рождественский).

     Условия, необходимые для формирования орфографических  навы-

ков таковы:


                                - 13 -

     - высокий научный уровень преподавания орфографии;

     - связь между формированием орфографических навыков и разви-

тием речи;

     - знание орфографических правил;

     - знание схемы  применения  правил  (схемы  орфографического

разбора )  и умение производить орфографический разбор,  способс-

твующий применению правил;

     - упражнения,  отрабатывающие умения применять орфографичес-

кое правило.

     Причем следует подчеркнуть,  что "упражнения и правильно по-

нятая тренировка - это не повторение одного и  того  же  первично

произведенного движения или действия,  а повторное разрешение од-

ной и той же задачи,  в процессе которой первоначальное  движение

(действие) совершенствуется  и  качественно  видоизменяется" [Ру-

бинштейн].

     Как формируются навыки? Как организовать быстрое, безошибоч-

ное и прочное овладение учащимися навыками?

     Умения и  навыки формируются на основе выполнения определен-

ной системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процес-

се творческого их применения в изменяющихся ситуациях.

     Что же следует понимать под термином "упражнение"?  В психо-

логии упражнением  называют  многократное выполнение определенных

действий или видов деятельности,  имеющее целью их освоение, опи-

рающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и

корректировкой. В этом определении подчеркивается  целенаправлен-

ность упражнений,  которые  осуществляются  на основе понимания и

тщательно продуманного  педагогического  руководства.  Стихийное,

неуправляемое повторение  действий может не привести к их усовер-


                                - 14 -

шенствованию или приведет к механической тренировке в  применении

действий в стандартных условиях.  Педагогическое руководство уп-

ражнениями учащихся предполагает применение определенной методики

занятий и научно обоснованных пособий и руководств для учащихся.

     Сначала учащиеся неуверенно владеют  изучаемыми  действиями,

при затруднении  пытаются  вспомнить соответствующее правило.  По

мере совершенствования действия потребность в припоминании прави-

ла или  способа  отпадает.  Постепенно действия автоматизируются,

переходят в навыки.  Внимание учащихся при этом переключается  на

процесс получения  необходимого результата и на качество выполне-

ния действия или операции.  При этом контроль человека над  авто-

матизированным действием никогда не прекращается.  Например, уче-

ник автоматически записывает слова,  которые диктует учитель. Ему

не приходится, вспоминать правила, как писать отдельные буквы. Но

как только в диктанте встречается слово с незнакомой или  сложной

орфограммой, в процессе письма включается память,  мышление и др.

психологические процессы.

     Осуществляя функцию "скрытого контроля", сознание как бы на-

ходится всегда "в резерве", включаясь тогда, когда выполнение ав-

томатизированных действий  наталкивается на какие-то препятствия:

кончились чернила в авторучке,  неправильно подобрано  слово,  на

бумаге оказался  волосок,  и буква не получилась,  - во всех этих

случаях немедленно включается "главный контролер" -  человеческое

сознание. Оно  осуществляет  анализ затруднений и определяет путь

преодоления препятствий.  В результате такого контроля и устране-

ния затруднения функционирование выработанного навыка продолжает-

ся.

     Показателями успешного формирования навыка являются: 1) уве-


                                - 15 -

личивающаяся быстрота выполнения отрабатываемых движений;  2) по-

вышение их качества,  точности, согласованности; 3) падение физи-

ческого и нервного напряжения у самого работающего  человека.

     Нетрудно вспомнить,  что  взрослый,  обучая  ребенка писать,

прыгать или играть на рояле, не только показывает ему образец ав-

томатизируемого действия.  Учитель объясняет, как его надо произ-

вести, какие ошибки и почему допустил  ученик,  находит  средства

побудить ребенка  к новой пробе.  Давая оценку выполненного дейс-

твия и приложенного учеником старания,  приводит обоснование выс-

казанного им оценочного суждения.

     Таким образом, в процессе выработки навыка у человека огром-

ную роль играет речь и те меры социального воздействия людей друг

на друга,  которые связаны с многообразными формами  межлюдского

общения. Следует  особо  подчеркнуть  важное значение в выработке

навыка осознания ребенком цели автоматизируемых  действий  и  его

собственное желание овладеть соответствующим навыком. Велика так-

же и роль самоконтроля.

     Как же  решается  проблема формирования у учащихся навыков в

педагогической теории и практике?

     Как педагогическая наука, так и школьная практика в послед-

ние годы значительно продвинулась в  вопросе  определения  рацио-

нальных способов формирования у школьников учебных навыков. Нема-

ло сделано в совершенствовании  содержания  упражнений,  изменение

соотношения репродуктивных  и творческих упражнений в пользу пос-

ледних, применении проблемных заданий, методики руководства рабо-

той учащихся в процессе выполнения упражнений.  Однако до сих пор

не выработана дидактическая система упражнений, предусматривающая

постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности уча-


                                - 16 -

щихся в их выполнении.  В предложенной Онищук В.А.  дидактической

системе упражнений первые задания имеют репродуктивный характер и

предусматривают актуализацию ранее  приобретенных  знаний,  чувс-

твенного и практического опыта, на которые должно опираться усво-

ение новых навыков.  Они выполняются под жестким контролем и  при

помощи постоянной корректировки учителя,  но при этом требуют ми-

нимума самостоятельности и творчества.  Переход от предшествующих

видов знаний  и  упражнений  к последующим предполагает не только

постоянное нарастание трудности и сложности заданий,  но и усиле-

ние самостоятельности  в их выполнении и творческого подхода в их

решении. Представление о последовательности упражнений и их соот-

ветствие целям  и  задачам  обучения на различных этапах усвоения

навыков может дать  таблица.

                  Последовательность упражнений

             в процессе усвоения  учащимися навыков

 ш1.0

┌────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐

│ Дидактическая цель (задача)    │                              │

├────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│ Актуализация опорных знаний    │Подготовительные упражнения.  │

│и навыков.                      │                              │

├────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│ Усвоение знаний (правил,       │Вводные упражнения (познава-  │

│понятий).                       │тельные, мотивационные).      │

├────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│ Первичное применение           │Пробные упражнения.           │

│знаний.                         │                              │

├────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│ Овладение навыками в стан-     │Тренировочные упражнения (по  │

│дартных условиях.               │образцу, инструкции, заданию).│

├────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│ Творческий перенос знаний      │Творческие упражнения         │

│и навыков в нестандартные       │                              │

│условия (усвоение умений)       │                              │

├────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│ Контроль, коррекция и          │Контрольные упражнения.       │

│оценка навыков и умений         │                              │

└────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

 ш2.0

     Дадим краткую характеристику  каждому из видов упражнений.


                                - 17 -

     Подготовительные упражнения  имеют  своей  целью подготовить

школьников к восприятию новых знаний и способов их применения  на

практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный харак-

тер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.

     Вводные упражнения  применяются  для  того,  чтобы создать у

учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения,  подго-

товить условия  для самостоятельного поиска новых способов выпол-

нения действий  или  формирования соответствующего правила (алго-

ритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического ма-

териала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося

основой для усвоения навыков.

     Пробные упражнения - это самые первые задания на  применение

только что  полученных знаний.  Их используют тогда,  когда новый

материал усвоен еще непрочно, и учащиеся могут допустить ошибки в

его применении.

     Тренировочные упражнения направлены  на  усвоение  учащимися

навыков в  стандартных  условиях.  От  проблемных  они отличаются

большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их вы-

полнении, а  также  большим  разнообразием заданий,  сложность и

трудность выполнения которых постепенно нарастает.

     Дидактическая цель  творческих упражнений заключается в том,

чтобы сформировать у учащихся правильно и быстро решать  проблемы

на основе  творческого применения полученных знаний и приобретен-

ных навыков.

     Контрольные задания носят, главным образом, обучающий харак-

тер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные

и творческие  элементы.  Контрольные  задания должны быть средней

трудности и состоять из типовых ситуаций без  особого  усложнения


                                - 18 -

содержания.

     Отметим далее,  что важным условием формирования  орфографи-

ческих навыков  является  вариантность дидактического материала,

подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в  применении

орфографических правил.

     И, наконец,  воспитание учащихся,  которое осуществляется  в

ходе формирования орфографических навыков, также является необхо-

димым условием успешной работы с учащимися по орфографии.

     Известно, что  орфографический  навык  является  необходимым

компонентом письменной речи.  Значит, орфографический навык - это

речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с ра-

ботой по развитию речи учащихся.  Кроме того,  очень важно, чтобы

учащиеся прошли через этап "совмещения" двух задач:"выражать свои

мысли в письменной форме, соблюдать при этом орфографические нор-

мы" [Богоявленский].

     При этом совмещении орфографическое действие становится спо-

собом выполнения  другого  действия  В  результате вырабатывается

прочный орфографический навык.

     При изучении орфографии систематически проводится работа над

значением  слов  и фразеологизмов,  что способствует формированию

орфографического навыка и обогащению словаря учащихся,  например:

тушь - туш, недостает - не достает; не покладая рук и т.д. и т.п.

     Работа над  словосочетанием  при  изучении  орфографии имеет

свою специфику:  учащиеся по зависимому слову устанавливают  ос-

новное слово,  например при изучении правил правописания безудар-

ных гласных Е и И в падежных окончаниях существительных и т.д.  В

этом трудность для учащихся, которая преодолевается только трени-

ровочными упражнениями.


                                - 19 -

     Работа над предложением особенно уместна при изучении право-

писания окончаний,  а также частиц и союзов. Учащиеся составляют

собственные примеры (иногда по образцам),  заменяют или вставляют

отдельные слова в предложении и т.д.

     Работа над связной речью ведется исходя из того, какие зада-

чи ставятся по развитию связной речи.  Работа по орфографии  осу-

ществляется попутно.

     Готовя учащихся к очередному изложению или  сочинению,  учи-

тель, с одной стороны систематически ведет работу над орфографи-

ческими ошибками,  допущенными в последней работе,  с  другой  -

систематически ведет  работу  по  предупреждению орфографических

ошибок в очередном изложении или сочинении.

     Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стре-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8