рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Лингвометодические основы изучения написания буквы рефераты

улице, еще меньшее - по дороге.  Объясняется это в данном случае,

очевидно, разными фонетическими условиями: наличием разных звуков

перед конечным Е, имеется также ввиду и степень употребительности

слова".

     Отсюда вывод:  необходимо  учитывать  трудности  в  пределах

каждой орфограммы,  то есть производить отбор трудных случаев при

изучении орфографических  тем, включенных в программу.

     Вот почему возникла необходимость изучить вопрос о так назы-

ваемых вариантах орфограмм.

     Что же такое вариант орфограммы ?

     Работой над  вариантами  орфограмм  занималась Н.Н.Алгазина.

Изучив орфографические ошибки и причины,  порождающие эти ошибки,

она наметила семантические, фонетические и грамматические особен-

ности слов с соответствующими орфограммам,  при этом учитывая  те

трудности, которые  испытывают учащиеся при овладении программным

орфографическим материалом в силу этих особенностей.

     Как  видим,  при  определении  вариантов  одной и той же ор-

фограммы учитываются, с одной стороны, лингвистические особеннос-

ти слов  (объективно  существующие в языке),  с др.  стороны,  те

затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся именно в силу  этих

лингвистических особенностей.  Указанные  два способа определения

вариантов орфограмм взаимосвязаны.


                                - 30 -

     Каждому варианту орфограммы присуща семантическая фонетичес-

кая или грамматическая особенность.  Рассматриваемые  особенности

вариантов орфограммы  являются  несущественными,  точнее сказать,

лишними признаками орфограммы, но учащиеся берут их на учет и до-

пускают орфографические ошибки.

     Н.Н.Алгазина говорит о том, что изучение вариантов орфограм-

мы помогает  нам  выяснить суть затруднений учащихся (затруднений

лингвистического характера).  В таком случае затруднения учащихся

получают точную  и конкретную характеристику.  Она делает вывод о

том, что вариант орфограммы - это разновидность одной  и  той  же

орфограммы, находящейся в своеобразных семантических,  фонетичес-

ких или грамматических условиях, в результате чего учащиеся испы-

тывают трудности  в  применении соответствующего орфографического

правила.

     Для того, чтобы выяснить семантические, фонетические и грам-

матические особенности слов, которые затрудняют применение учащи-

мися орфографических правил, было организовано наблюдение за раз-

витием орфографических навыков у одних и тех же учащихся в  тече-

ние шести лет. В частности, были подвергнуты анализу все орфогра-

фические ошибки,  допущенные учащимися в течение 6 лет в домашних,

классных, контрольных и экспериментальных работах,  и  по  поводу

каждой ошибки  со  всеми  учащимися были проведены индивидуальные

беседы.

     Домашние, классные,  контрольные или экспериментальные рабо-

ты, выполненные учащимися в течение шести лет,  могли, во-первых,

содержать не все варианты орфограммы,  во-вторых, отдельные вари-

анты орфограммы могли быть представлены  одним-двумя  словами.  В

последнем случае  по  одному  "представителю" варианта орфограммы


                                - 31 -

легко были установлены все остальные употребительные слова, отно-

сящиеся к данному варианту  орфограммы.

     В том случае,  если вариант орфограммы не был представлен  в

домашних, классных, контрольных или экспериментальных работах, он

определялся путем анализа смысловых,  фонетических или  граммати-

ческих  особенностей слов,  на которые распространяется соответс-

твующее правило,  или путем анализа  грамматических  особенностей

предложений,  в  которых  употребляются  подлежащие анализу слова

(такие слова и предложения выписывались на отдельные карточки  из

словарей,  учебников,  сборников  упражнений и других пособий для

учителей и учащихся).  Чтобы установить,  действительно ли те или

иные смысловые,  фонетические или грамматические особенности слов

способствуют тому,  что учащиеся затрудняются применять соответс-

твующие  орфографические правила,  были подобраны тексты для дик-

тантов, упражнений типа осложненного списывания и предложены уча-

щимся для выполнения.

     По поводу допущенных ошибок с учащимися были проведены инди-

видуальные беседы.

     В результате исследовательской работы Н.Н.Алгазина установи-

ла семантические, фонетические и грамматические особенности слов,

которые затрудняют применение учащимися орфографических правил, и

наметила варианты  орфограмм  по  всем  орфографическим правилам,

изучаемым в восьмилетней школе.

     Рассмотрим значение понятия вариант орфограммы, применитель-

но к методике орфографии.  По мнению Н.Н.Алагазиной это  значение

таково:

     Конкретное  решение  получил  вопрос  о содержании наглядных

пособий по орфографии:  наглядное пособие того или иного типа  по


                                - 32 -

каждому правилу должно содержать варианты орфограммы. В результа-

те учащиеся получают конкретное представление  о  том,  на  какой

круг слов  распространяется то или иное правило (таблица с приме-

рами вариантов).

     Конкретное содержание  получил также вопрос о подборе дидак-

тического языкового материала для объяснения нового орфографичес-

кого правила и для обобщающего его повторения. Этот материал так-

же подбирается с учетом вариантов орфограммы с той же самой целью

- добиться того,  чтобы учащиеся получили наглядное представление

о случаях,  на которые распространяется изучаемое  правило.  Если

изучается или  повторяется правописание Ь после шипящих на конце

существительных, то делается такая наглядная запись (с учетом ва-

риантов орфограммы):

 ш1

                                                        Таблица

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐

│       Ь после шипящих на конце существительных                │

├────────────────────┬───────────────────┬──────────────────────┤

│   I  склонение     │   II склонение    │  III склонение       │

├────────────────────┼───────────────────┼──────────────────────┤

│     задач          │   богач           │   картечь            │

│     рощ            │   клещ            │   мощь               │

│                    │   пастбищ         │                      │

├────────────────────┼───────────────────┼──────────────────────┤

│     крыш           │   камыш           │   роскошь            │

│     рогож          │   саквояж         │   залежь             │

└────────────────────┴───────────────────┴──────────────────────┘

 ш2

     Как видим:  в данной таблице представлены все варианты инте-

ресующей нас орфограммы.

     Предельно конкретным  стало и такое указание - разнообразить

тренировочный материал.  Теперь ясно,  что разнообразить трениро-

вочный материал - это значит подбирать для упражнений дидактичес-

кий материал с учетом вариантов орфограммы. В этом случае чрезвы-

чайно важны   сведения о степени трудности вариантов орфограммы и


                                - 33 -

о количественном соотношении вариантов орфограммы в упражнениях.

          _Обзор учебной литературы применительно к теме.

     Проанализируем учебники с  точки  зрения  интересующего  нас

вопроса -  о  вариантности  орфограммы  "Ь после шипящих на конце

имени существительных".

      _1.Русский язык Т.Г.Рамзаева 4 кл. (1-4) 1993 г. 5-е изд.

     речь, мышь, стриж, туч, обруч, молодежь, печь помощь, каран-

даш, луч,  ночь,  рожь,  ландыш, глушь, еж, багаж, скрипач, врач,

мяч, мощь, задач, груш, товарищ, ложь,  плащ, шалаш.

      _2.Русский язык М.Л.Закожурникова 2 кл. (1-3) 19-е изд.

     ночь, дочь,  молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь,

мяч, нож,  тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь,

камыш, рубеж,  багаж,  богач,  плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь,

малыш, борщ, обруч,  лещ.

      _3.Русский язык Т.Г.Рамзаева 3 кл. (1-4) 4-е изд.

     луч, речь,  вещь, помощь, врач, шалаш, чиж, мышь, ерш, грач,

плащ, ночь, мяч, нож, лещ, камыш, овощ, этаж, товарищ, душ, печь,

сторож, ландыш, ключ, хвощ.

      _4.Русский язык М.Л.Закожурникова 3 кл. (1-3) 19-е изд.

     ночь, дочь,  молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь,

мяч, нож,  тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь,

камыш, рубеж,  багаж,  богач,  плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь,

малыш борщ, обруч,  лещ.

      _Вывод .: Во всех четырех учебниках полностью представлены 4  и

5 вариант интересующей нас орфограммы, т.е. сущ. 2-го и 3-го скл.

(в И.п.  и В.п. Ед.ч.) на мягкий и твердый шипящий. В учебнике N1


                                - 34 -

представлен 2 вариант, т.е. сущ. 1-го скл. (в Р.п. мн.ч.). В уче-

нике N2 представлен 3-й вариант орфограммы, т.е. сущ 2-го скл. (в

Р.п. мн.ч.)

     Таким образом в учебниках для 4 (1-4) и 3 (1-3) класса, ког-

да идет  повторение  и закрепление темы "Ь после шипящих на конце

существительных", изученной в  предыдущих  классах,  представлены

некоторые варианты орфограммы.  Однако эти  слова,  включенные  в

учебники (или упражнения) не охватывают всех вариантов, по нашему

мнению, необходимых для изучения данной орфограммы.  Что касается

учебника 2  класса  М.Л.Закожурниковой  по программа 1-3,  когда

учащиеся впервые знакомятся с правилом "Правописание Ь после  ши-

пящих на  конце  существительных",  то здесь представлено  крайне

недостаточное количество  вариантов орфограммы.

     _ 3.ВАРИАНТЫ ОРФОГРАММ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬСЯ

         В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИХ СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ

     Исследования Н.Н.Алгазиной показали,  что при изучении  темы

"Ь после шипящих на конце существительных" учащиеся обычно допус-

кают ошибки двух видов:  если пропускают букву Ь ("щелоч",  "пус-

тош"  и т.п.) или пишут лишнюю букву Ь ("много кожь",  "кумачь" и

т.п.)

     Причины такого явления кроются в следующем. Нередко учащиеся

пользуются при письме обобщенным правилом:  "На  конце  существи-

тельных м.р.  после шипящих Ь не пишется, а в сущ. ж.р. пишется".

Это правило помогает учащимся при написании сущ. 3-го и 2-го скл.

(врач, грач,  ночь, печь и т.п.). Но встретившись с существитель-

ным 1-го скл., стоящим в родительном падеже мн.ч. учащиеся допус-


                                - 35 -

кают ошибки в словах типа дач,  кож,  (сущ. ж.р.). Происходит это

потому, что в формулировке приведенного выше правила  не  указаны

все необходимые  условия его применения.

     Ошибки имеют место и в том случае, если учащиеся неверно оп-

ределяют грамматические признаки имен существительных: род, скло-

нение. Род имен существительных учащиеся неверно определяют в том

случае, если не знают смысла слов.  Индивидуальные беседы показы-

вают, что учащиеся,  допускающие ошибки, не знают значения  слов:

бич, кумач,  смерч, патронташ, саквояж, кряж, корж, фальшь, кар-

течь и др.

     Склонение имен существительных подчас определяют неправильно

потому,  что руководствуются грамматическим обобщением такого ха-

рактера:  "Существительные  ж.р.  с шипящими на конце относятся к

3-му скл." Именно с существительными типа ночь,  помощь  учащиеся

имеют дело в начальной школе.

     В существительных, оканчивающихся на шипящий, количество ор-

фографических ошибок  зависит  и от того,  какую основу имеют эти

существительные - мягкую или твердую.  Если буква Ь не нужна,  то

наибольшее количество ошибок допускается в существительных с  ос-

новой на мягкий согласный шипящий; если нужна - в существительных

на твердый шипящий. Индивидуальные беседы с учащимися, допустивши-

ми ошибки,  показывают,  что учащиеся считают букву Ь знаком мяг-

кости предшествующего согласного.  Такие учащиеся не знают о том,

что буква Ь  может быть  показателем формы.

     В упражнения целесообразно включить такие варианты орфограм-

мы:

     I.Варианты орфограммы, имеющей лексико-семантическую особен-

ность.


                                - 36 -

     1) слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-раз-

ному в зависимости от смысла: ложь - лож, тушь - туш.

     II. Варианты  орфограммы,  имеющие  фонетико-морфологические

особенности:

     2) существительные 1-го скл. (в Р.п. мн.ч.) с основой:

        а) на мягк. шипящий: задач, чащ;

        б) на тв.шипящий: крыш, рогож

     3) существительные 2-го скл.  (в Р.п.  мн.ч.) с  основой  на

мягкий шипящий: училищ, пастбищ, жилищ, полчищ, сокровищ и т.п.;

     4) существительные 2-го скл. (в И.п. и В.п. ед.ч.) с основой:

        а) на мягкий шипящий: богач, клещ;

        б) на твердый шипящий: камыш, саквояж

     5) существительные 3-го скл. (в И.п. и В.п. ед.ч.) с основой:

        а) на мягкий шипящий, картечь, мощь;

        б) на твердый шипящий: роскошь, залежь.

     Особое внимание следует уделить существительным 1-го склоне-

ния с  основой  на мягкий шипящий (туч,  рощ) и существительным 3

скл. с основой  на твердый шипящий (залежь, роскошь и под.).

     Мы считаем,  что  в начальной школе нужно изучать все предс-

тавленные выше варианты орфограммы,  т.к. их представитель встре-

чаются в учебниках по русскому языку.

             _О степени трудности  вариантов орфограмм.

     Важная исследовательская задача - выяснит степень  трудности

вариантов орфограмм. Методика этого научного исследования такова.

     Прежде всего был составлен текст  для  диктанта,  в  который

вошло одинаковое  количество "представителей" вариантов орфограм-

мы, и предложен учащимся 3 "А" класса Краснянской сельской  сред-


                                - 37 -

ней школы, Воронежской области.

     Затем диктанты были проверены, соответствующие орфографичес-

кие ошибки были подвергнуты количественному и качественному ана-

лизу. В результате мы располагаем данными о степени трудности ва-

риантов орфограммы "Правописание Ь после шипящих на конце сущест-

вительных".

 ш1

                                                       Таблица

              ┌────┬─────────────────────┬───────────┐

              │ N  │Слова, которые были  │  Процент  │

              │п/п │включены в диктант   │  ошибок   │

              ├────┼─────────────────────┼───────────┤

              │  1 │  рожь               │     -     │

              │  2 │  камыш              │    18.1   │

              │  3 │  картечь            │    27.2   │

              │  4 │  училищ             │    36.3   │

              │  5 │  задач              │    18.1   │

              └────┴─────────────────────┴───────────┘

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8