Реферат: Лингвометодические основы изучения написания буквы
улице, еще меньшее - по дороге. Объясняется это в данном
случае,
очевидно, разными фонетическими условиями: наличием
разных звуков
перед конечным Е, имеется также ввиду и степень
употребительности
слова".
Отсюда вывод: необходимо учитывать трудности в
пределах
каждой орфограммы, то есть производить отбор трудных
случаев при
изучении орфографических тем, включенных в программу.
Вот почему возникла необходимость изучить вопрос о
так назы-
ваемых вариантах орфограмм.
Что же такое вариант орфограммы ?
Работой над вариантами орфограмм занималась
Н.Н.Алгазина.
Изучив орфографические ошибки и причины, порождающие эти
ошибки,
она наметила семантические, фонетические и грамматические
особен-
ности слов с соответствующими орфограммам, при этом
учитывая те
трудности, которые испытывают учащиеся при овладении
программным
орфографическим материалом в силу этих особенностей.
Как видим, при определении вариантов одной и
той же ор-
фограммы учитываются, с одной стороны, лингвистические
особеннос-
ти слов (объективно существующие в языке), с др.
стороны, те
затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся именно в
силу этих
лингвистических особенностей. Указанные два способа
определения
вариантов орфограмм взаимосвязаны.
- 30 -
Каждому варианту орфограммы присуща семантическая
фонетичес-
кая или грамматическая особенность. Рассматриваемые
особенности
вариантов орфограммы являются несущественными, точнее
сказать,
лишними признаками орфограммы, но учащиеся берут их на
учет и до-
пускают орфографические ошибки.
Н.Н.Алгазина говорит о том, что изучение вариантов
орфограм-
мы помогает нам выяснить суть затруднений учащихся
(затруднений
лингвистического характера). В таком случае затруднения
учащихся
получают точную и конкретную характеристику. Она делает
вывод о
том, что вариант орфограммы - это разновидность одной и
той же
орфограммы, находящейся в своеобразных семантических,
фонетичес-
ких или грамматических условиях, в результате чего
учащиеся испы-
тывают трудности в применении соответствующего
орфографического
правила.
Для того, чтобы выяснить семантические, фонетические
и грам-
матические особенности слов, которые затрудняют
применение учащи-
мися орфографических правил, было организовано наблюдение
за раз-
витием орфографических навыков у одних и тех же учащихся
в тече-
ние шести лет. В частности, были подвергнуты анализу все
орфогра-
фические ошибки, допущенные учащимися в течение 6 лет в
домашних,
классных, контрольных и экспериментальных работах, и
по поводу
каждой ошибки со всеми учащимися были проведены индивидуальные
беседы.
Домашние, классные, контрольные или
экспериментальные рабо-
ты, выполненные учащимися в течение шести лет, могли,
во-первых,
содержать не все варианты орфограммы, во-вторых,
отдельные вари-
анты орфограммы могли быть представлены одним-двумя
словами. В
последнем случае по одному "представителю"
варианта орфограммы
- 31 -
легко были установлены все остальные употребительные
слова, отно-
сящиеся к данному варианту орфограммы.
В том случае, если вариант орфограммы не был
представлен в
домашних, классных, контрольных или экспериментальных
работах, он
определялся путем анализа смысловых, фонетических или
граммати-
ческих особенностей слов, на которые распространяется
соответс-
твующее правило, или путем анализа грамматических
особенностей
предложений, в которых употребляются подлежащие
анализу слова
(такие слова и предложения выписывались на отдельные
карточки из
словарей, учебников, сборников упражнений и других
пособий для
учителей и учащихся). Чтобы установить, действительно
ли те или
иные смысловые, фонетические или грамматические
особенности слов
способствуют тому, что учащиеся затрудняются применять
соответс-
твующие орфографические правила, были подобраны тексты
для дик-
тантов, упражнений типа осложненного списывания и
предложены уча-
щимся для выполнения.
По поводу допущенных ошибок с учащимися были
проведены инди-
видуальные беседы.
В результате исследовательской работы Н.Н.Алгазина
установи-
ла семантические, фонетические и грамматические
особенности слов,
которые затрудняют применение учащимися орфографических
правил, и
наметила варианты орфограмм по всем орфографическим
правилам,
изучаемым в восьмилетней школе.
Рассмотрим значение понятия вариант орфограммы,
применитель-
но к методике орфографии. По мнению Н.Н.Алагазиной это
значение
таково:
Конкретное решение получил вопрос о содержании
наглядных
пособий по орфографии: наглядное пособие того или иного
типа по
- 32 -
каждому правилу должно содержать варианты орфограммы. В
результа-
те учащиеся получают конкретное представление о том,
на какой
круг слов распространяется то или иное правило (таблица
с приме-
рами вариантов).
Конкретное содержание получил также вопрос о
подборе дидак-
тического языкового материала для объяснения нового
орфографичес-
кого правила и для обобщающего его повторения. Этот
материал так-
же подбирается с учетом вариантов орфограммы с той же
самой целью
- добиться того, чтобы учащиеся получили наглядное
представление
о случаях, на которые распространяется изучаемое
правило. Если
изучается или повторяется правописание Ь после шипящих
на конце
существительных, то делается такая наглядная запись (с
учетом ва-
риантов орфограммы):
ш1
Таблица
┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Ь после шипящих на конце
существительных │
├────────────────────┬───────────────────┬──────────────────────┤
│ I склонение │ II склонение │
III склонение │
├────────────────────┼───────────────────┼──────────────────────┤
│ задач │ богач │
картечь │
│ рощ │ клещ │
мощь │
│ │ пастбищ │
│
├────────────────────┼───────────────────┼──────────────────────┤
│ крыш │ камыш │
роскошь │
│ рогож │ саквояж │
залежь │
└────────────────────┴───────────────────┴──────────────────────┘
ш2
Как видим: в данной таблице представлены все
варианты инте-
ресующей нас орфограммы.
Предельно конкретным стало и такое указание -
разнообразить
тренировочный материал. Теперь ясно, что разнообразить
трениро-
вочный материал - это значит подбирать для упражнений
дидактичес-
кий материал с учетом вариантов орфограммы. В этом случае
чрезвы-
чайно важны сведения о степени трудности вариантов
орфограммы и
- 33 -
о количественном соотношении вариантов орфограммы в
упражнениях.
_Обзор учебной литературы применительно к
теме.
Проанализируем учебники с точки зрения
интересующего нас
вопроса - о вариантности орфограммы "Ь после
шипящих на конце
имени существительных".
_1.Русский язык Т.Г.Рамзаева 4 кл. (1-4) 1993
г. 5-е изд.
речь, мышь, стриж, туч, обруч, молодежь, печь
помощь, каран-
даш, луч, ночь, рожь, ландыш, глушь, еж, багаж,
скрипач, врач,
мяч, мощь, задач, груш, товарищ, ложь, плащ, шалаш.
_2.Русский язык М.Л.Закожурникова 2 кл. (1-3)
19-е изд.
ночь, дочь, молодежь, рожь, помощь, печь, луч,
мышь, дрожь,
мяч, нож, тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач,
дичь, глушь,
камыш, рубеж, багаж, богач, плащ, ключ, пастбищ,
сторож, речь,
малыш, борщ, обруч, лещ.
_3.Русский язык Т.Г.Рамзаева 3 кл. (1-4) 4-е
изд.
луч, речь, вещь, помощь, врач, шалаш, чиж, мышь,
ерш, грач,
плащ, ночь, мяч, нож, лещ, камыш, овощ, этаж, товарищ,
душ, печь,
сторож, ландыш, ключ, хвощ.
_4.Русский язык М.Л.Закожурникова 3 кл. (1-3)
19-е изд.
ночь, дочь, молодежь, рожь, помощь, печь, луч,
мышь, дрожь,
мяч, нож, тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач,
дичь, глушь,
камыш, рубеж, багаж, богач, плащ, ключ, пастбищ,
сторож, речь,
малыш борщ, обруч, лещ.
_Вывод .: Во всех четырех учебниках
полностью представлены 4 и
5 вариант интересующей нас орфограммы, т.е. сущ. 2-го и
3-го скл.
(в И.п. и В.п. Ед.ч.) на мягкий и твердый шипящий. В
учебнике N1
- 34 -
представлен 2 вариант, т.е. сущ. 1-го скл. (в Р.п.
мн.ч.). В уче-
нике N2 представлен 3-й вариант орфограммы, т.е. сущ 2-го
скл. (в
Р.п. мн.ч.)
Таким образом в учебниках для 4 (1-4) и 3 (1-3)
класса, ког-
да идет повторение и закрепление темы "Ь после
шипящих на конце
существительных", изученной в предыдущих классах,
представлены
некоторые варианты орфограммы. Однако эти слова,
включенные в
учебники (или упражнения) не охватывают всех вариантов,
по нашему
мнению, необходимых для изучения данной орфограммы. Что
касается
учебника 2 класса М.Л.Закожурниковой по программа
1-3, когда
учащиеся впервые знакомятся с правилом "Правописание
Ь после ши-
пящих на конце существительных", то здесь
представлено крайне
недостаточное количество вариантов орфограммы.
_ 3.ВАРИАНТЫ ОРФОГРАММ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬСЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИХ СТЕПЕНЬ ТРУДНОСТИ
Исследования Н.Н.Алгазиной показали, что при
изучении темы
"Ь после шипящих на конце существительных"
учащиеся обычно допус-
кают ошибки двух видов: если пропускают букву Ь
("щелоч", "пус-
тош" и т.п.) или пишут лишнюю букву Ь ("много
кожь", "кумачь" и
т.п.)
Причины такого явления кроются в следующем. Нередко
учащиеся
пользуются при письме обобщенным правилом: "На
конце существи-
тельных м.р. после шипящих Ь не пишется, а в сущ. ж.р.
пишется".
Это правило помогает учащимся при написании сущ. 3-го и
2-го скл.
(врач, грач, ночь, печь и т.п.). Но встретившись с
существитель-
ным 1-го скл., стоящим в родительном падеже мн.ч.
учащиеся допус-
- 35 -
кают ошибки в словах типа дач, кож, (сущ. ж.р.).
Происходит это
потому, что в формулировке приведенного выше правила не
указаны
все необходимые условия его применения.
Ошибки имеют место и в том случае, если учащиеся
неверно оп-
ределяют грамматические признаки имен существительных:
род, скло-
нение. Род имен существительных учащиеся неверно определяют
в том
случае, если не знают смысла слов. Индивидуальные беседы
показы-
вают, что учащиеся, допускающие ошибки, не знают
значения слов:
бич, кумач, смерч, патронташ, саквояж, кряж, корж,
фальшь, кар-
течь и др.
Склонение имен существительных подчас определяют
неправильно
потому, что руководствуются грамматическим обобщением
такого ха-
рактера: "Существительные ж.р. с шипящими на
конце относятся к
3-му скл." Именно с существительными типа ночь,
помощь учащиеся
имеют дело в начальной школе.
В существительных, оканчивающихся на шипящий,
количество ор-
фографических ошибок зависит и от того, какую основу
имеют эти
существительные - мягкую или твердую. Если буква Ь не
нужна, то
наибольшее количество ошибок допускается в существительных
с ос-
новой на мягкий согласный шипящий; если нужна - в
существительных
на твердый шипящий. Индивидуальные беседы с учащимися,
допустивши-
ми ошибки, показывают, что учащиеся считают букву Ь
знаком мяг-
кости предшествующего согласного. Такие учащиеся не
знают о том,
что буква Ь может быть показателем формы.
В упражнения целесообразно включить такие варианты
орфограм-
мы:
I.Варианты орфограммы, имеющей лексико-семантическую
особен-
ность.
- 36 -
1) слова, которые произносятся одинаково, но пишутся
по-раз-
ному в зависимости от смысла: ложь - лож, тушь - туш.
II. Варианты орфограммы, имеющие
фонетико-морфологические
особенности:
2) существительные 1-го скл. (в Р.п. мн.ч.) с основой:
а) на мягк. шипящий: задач, чащ;
б) на тв.шипящий: крыш, рогож
3) существительные 2-го скл. (в Р.п. мн.ч.) с
основой на
мягкий шипящий: училищ, пастбищ, жилищ, полчищ, сокровищ
и т.п.;
4) существительные 2-го скл. (в И.п. и В.п. ед.ч.) с
основой:
а) на мягкий шипящий: богач, клещ;
б) на твердый шипящий: камыш, саквояж
5) существительные 3-го скл. (в И.п. и В.п. ед.ч.) с
основой:
а) на мягкий шипящий, картечь, мощь;
б) на твердый шипящий: роскошь, залежь.
Особое внимание следует уделить существительным 1-го
склоне-
ния с основой на мягкий шипящий (туч, рощ) и
существительным 3
скл. с основой на твердый шипящий (залежь, роскошь и
под.).
Мы считаем, что в начальной школе нужно изучать
все предс-
тавленные выше варианты орфограммы, т.к. их
представитель встре-
чаются в учебниках по русскому языку.
_О степени трудности вариантов
орфограмм.
Важная исследовательская задача - выяснит степень
трудности
вариантов орфограмм. Методика этого научного исследования
такова.
Прежде всего был составлен текст для диктанта, в
который
вошло одинаковое количество "представителей"
вариантов орфограм-
мы, и предложен учащимся 3 "А" класса
Краснянской сельской сред-
- 37 -
ней школы, Воронежской области.
Затем диктанты были проверены, соответствующие
орфографичес-
кие ошибки были подвергнуты количественному и
качественному ана-
лизу. В результате мы располагаем данными о степени трудности
ва-
риантов орфограммы "Правописание Ь после шипящих на
конце сущест-
вительных".
ш1
Таблица
┌────┬─────────────────────┬───────────┐
│ N │Слова, которые были │
Процент │
│п/п │включены в диктант │
ошибок │
├────┼─────────────────────┼───────────┤
│ 1 │ рожь │
- │
│ 2 │ камыш │
18.1 │
│ 3 │ картечь │
27.2 │
│ 4 │ училищ │
36.3 │
│ 5 │ задач │
18.1 │
└────┴─────────────────────┴───────────┘
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|