рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Лингвометодические основы изучения написания буквы рефераты

┌───┼───┼───┼───┼───┘      4) Секу, секу - не высеку. (Луч.)

│ 53 0  │   │   │   │          5) Рублю, рублю - не вырублю. (Калач.)

├───┼───┼───┼───┘

│ 54 0  │   │   │

└───┴───┴───┘

 ш2

.

                                - 60 -

     26.Прочитай загадки и отгадай. Отгадки впиши в клеточки.

 ш1

1) Ходит вдоль каравая, его разрезая. (Нож.)        ┌───┬───┬───┐

2) Утка в море, хвост на заборе. (Ковш.)            │ 51 0  │   │   │

3) Зимой все ест, а летом спит. (Печь.)         ┌───┼───┼───┼───┤

4) Мала, а никому не мила. (Мышь.)              │ 52 0  │   │   │   │

5) Тело теплое, а крови нет. (Печь.)        ┌───┼───┼───┼───┼───┘

                                            │ 53 0  │   │   │   │

                                        ┌───┼───┼───┼───┼───┘

                                        │ 54 0  │   │   │   │

                                        └───┴───┴───┴───┘

 ш2

     27.Вставь пропущенные буквы. Объясни.

     1) Не печ(?) кормит,  а нива.  2) Мыш(?) гложет, что сможет.

3)Всякая вещ(?) хороша на своем месте.  4) Хорошую реч(?) приятно

слушать.  5) Больных людей лечит врач(?).  6) На  скрипке  играет

скрипач(?).  7) Охотник принес дич(?).  8) Товарищ(?) помог нам в

беде. 9) Ребята зашли в лесную глуш(?). 10) Около реки растет ка-

мыш(?).  11)  В селе много соломенных крыш(?).  12) В городе пять

училищ(?).

     28.Задание: прочитай   в "Родном слове"  стихотворение  А.А.

Фета "Ласточки  пропали...") найди слова с изученной орфограммой.

Найти в этой книге два произведения,  в которых встречаются слова

с данной орфограммой.

     Таким образом, орфографические упражнения должны быть подоб-

раны таким образом,  чтобы учащиеся, выполняя их, обращали внима-

ние на все существенные признаки, совокупность которых определяет

верное применение правил,  чтобы в поле зрения учащиеся постоянно

находились смешиваемые или орфографические явления.  В нашем слу-

чае таковыми являются существительные ж.р.  в ед.ч.  и  существи-

тельные ж.р. во мн.ч. (мыш _ь . - ж.р. ед.ч. и крыш - ж.р.мн.ч.).


                                - 61 -

                  О количественном соотношении

               вариантов орфограммы в упражнениях.

     Не менее важным является вопрос о количественном  соотноше-

ние вариантов в упражнениях. Первая мысль, которая обычно в таких

случаях приходит в голову: раз вариант орфограммы труден, значит,

слова с  этим  трудным  вариантом орфограммы должны встречаться в

упражнениях как можно чаще.

     Проведенная экспериментальная работа убеждает в том, что ко-

личественное соотношение вариантов орфограммы в упражнениях цели-

ком и полностью зависит от того, насколько осмысленно  запоминают

учащиеся написание слов с трудными вариантами орфограммы. Чем ос-

мысленнее запоминание  интересующих  слов, тем меньшее количество

повторений требуется.

     Прав Д.Н.Богоявленский, когда утверждает, что процесс форми-

рования орфографических навыков определяется прежде всего не час-

тотой повторения,  а  включением  в  процесс усвоения "активной и

сознательной деятельности человека".

     Необходимо обратить  внимание  еще  на такое обстоятельство:

частое повторение трудных вариантов орфограммы ведет к  возникно-

вению неверного орфографического обобщения, в результате чего по-

являются ошибки нового типа, ранее не встречавшиеся.

     Чтобы такое  обобщение  не возникало у учащихся,  необходимо

трудные варианты орфограммы включать в упражнения наряду с  обыч-

ными вариантами  орфограммы.  При этом важно обращать внимание на

особенности трудных вариантов орфограммы и  давать  установку  на

осмысление этих особенностей.


                                - 62 -

     В таком случае будут исключены условия,  способствующие оши-

бочному обобщению,  о  котором говорилось выше,  так как учащиеся

будут осмысленно запоминать каждое слово с  трудным  вариантом  и

упражняться в написании таких слов наряду с другими словами на то

же самое правило.

     Кроме того,  если учащиеся будут осмысленно запоминать напи-

сание слов с трудными вариантами орфограмм,  то количество повто-

рения слов с интересующей нас орфограммой резко сократится.

     Неудачно подобранный тренировочный материал, как уже говори-

лось, ведет к ошибочным обобщениям,  потому что при анализе грам-

матико-орфографических фактов учащиеся не имеют в  виду  все  су-

щественные признаки,  совокупностью  которых  определяется верное

применение правил.

     Отсюда вывод - орфографические упражнения должны быть подоб-

раны таким образом,  чтобы учащиеся, выполняя их, обращали внима-

ние на все существенные признаки, совокупность которых определяет

верное применение правил.  Это возможно в том случае, если трени-

ровочный материал содержит все варианты данной орфограммы.

     Так решается вопрос о количественном  соотношении  вариантов

орфограммы в упражнениях.

     В подобранном нами тренировочном  материале  содержатся  все

варианты данной орфограммы.  Для демонстрации этого. некоторых из

их представителей мы занесем в таблицу.

 ш1

                 ┌─────────┬──────────┬────────────┐

                 │ I скл.  │ II скл.  │ III  скл.  │

                 ├─────────┼──────────┼────────────┤

                 │ задач   │ грач     │ дочь       │

                 │ чащ     │ овощ     │ мощь       │

                 │         │          │            │

                 │ крыш    │ камыш    │ мышь       │

                 │ рогож   │ багаж    │ рожь       │

                 └─────────┴──────────┴────────────┘

.

                                - 63 -

 ш2

     Сложным для ребят,  на наш взгляд,  является упражнение N10.

Объяснение случаев, представленных в нем, можно произвести следу-

ющим образом (из опытного обучения).

     1. Мелестная девеж(?) притясла комейный  боромож(?).

     - Ребята,  вы  затрудняетесь  в  написании слов "девеж(?)" и

"боромож(?)". Давайте обратимся  к нашей инструкции.

     Итак слова  оканчиваются на шипящий.  Теперь нужно,  узнать,

являются ли они существительными. Как это сделать?

     - Задать вопрос. Девеж - что?, боромож - что?, следовательно

эти слова  являются существительными.

     - Хорошо. Какие операции необходимо произвести теперь?

     - Определить род и число существительных.

     - Правильно,  но мы не знаем значения этих слов, а значит не

сможем определить их род и число. Как же нам быть? Давайте поду-

маем. Может нам поможет слово, стоящее рядом с существительным?

     - Можно определить род  существительного  "девеж"  по  слову

"мелестная". Мелестная  (она моя),  это говорит о том,  что слово

"девеж(?)" - ж.р. ед.ч. Значит Ь писать будем - девежь.

     - Молодец!  Совершенно верно! Теперь аналогичным образом оп-

ределите род и число слова "боромож(?)".

     - Комейный (он мой), значит слово "боромож(?)" м.р.ед.ч.Сле-

довательно Ь писать не будем - боромож.

     - Молодцы ребята! Вот вы и решили ваш сложный вопрос. Следу-

ющее предложение сделайте самостоятельно, а мы потом проверим.

     Аналогично проводится  работа над словами "морош",  "велочь"

из предложения "Лусый морош увертал чуленую велочь".

.

                                - 64 -

                               4 В

     Варианты орфограммы необходимо учитывать и при подборе текс-

тов для проверочных работ по орфографии.

     Чтобы получить  объективные  данные  о степени усвоения изу-

ченного правила, в текст для контрольной работы включаются те ва-

рианты орфограммы, которые были предметом специальной заботы учи-

теля.  Что касается вариантов орфограммы,  не попавших  во  время

тренировки в поле зрения учащихся,  то включение слов с этими ор-

фограммами не отразит объективных  данных  о  характере  усвоения

подлежащего проверке орфографического правила.  Например,  если в

ходе закрепления правила правописания Ь после  шипящих  на  конце

существительных  в  упражнения не было включено слово брешь,  а в

контрольной работе оно встретилось,  большое количество ошибок  в

написании этого слова еще не говорит о том, что учащиеся не усво-

или интересующего нас правила.

     Это с одной стороны. С другой стороны, когда учитель готовит

учащихся к очередному диктанту или изложению,  он должен  обратит

их внимание на трудные для них варианты орфограммы.

     Как было уже сказано в параграфе  3  наиболее  трудными  для

учащихся вариантами орфограммы являются существительные I склоне-

ния с основой на мягкий шипящий (туч,  рощ) и существительные III

склонения с основой на твердый шипящий (залежь, роскошь). Поэтому

при подготовке к диктанту или изложению  мы  рекомендуем  учителю

обратить  особое  внимание на эти варианты и провести работу с их

представителями, которые встретятся учащимся  в проверочной рабо-

те.

     Эту работу можно провести так:

     Учащиеся пишут  под  диктовку предложение:  По небу медленно


                                - 65 -

плыла стая туч.

     Один ученик работает у доски.

     Учитель: Найдите в предложении слово с изучаемой орфограммой.

     Ученик: Туч

     Учитель: Почему ты не написал в конце слова Ь.

     Ученик: Слово  туч пишется без Ь,  потому что это слово ж.р.

(туча - она моя), мн.ч. (туч много).

     Учитель: На доске написано верно, проверьте в тетрадях.

                               4 Г

     Меняется в известной степени содержание работы над ошибками.

Эта работа проводится с учетом вариантов орфограммы. Если ученик,

например, допустил ошибку в сущ.  "мышь", то для работы над ошиб-

ками подбирается дидактический материал с тем же вариантом орфог-

раммы, т.е. сущ. 3 скл. ед.ч. с основой на твердый шипящий.

     Работу над ошибками можно провести так.

     Допустим, что учащийся допустил ошибку в слове "мышь",  т.е.

написал "мыш".

     Учитель: Выпиши слово "мышь" без ошибки.

     Ученик: Мышь (запись в тетради).

     Учитель: Какое правило необходимо применить?

     Ученик: (Проговаривает правило.)

     Учитель: Что нужно сделать, чтобы узнать нужен ли Ь на конце

существительного или не нужен (при затруднении обратиться к само-

инструкции).

     Ученик: Нужно определить род и число существительного.

     Учитель: Хорошо. Определи род и число сущ. "мышь"

     Ученик: Мыш _ь . - ж.р., ед.ч. (запись в тетради).

     Учитель: Какой из этого можно сделать вывод?


                                - 66 -

     Ученик: На конце слов "мышь" нужно писать Ь.

     Учитель: Хорошо, теперь запиши слово "рожь" и докажи наличие

или отсутствие Ь на конце.

     Ученик: Рож _ь . - ж.р., ед.ч., следовательно нужен Ь.

     Учитель: Молодец!   Запиши   самостоятельно   слова  "тишь",

"тушь".

     Для коллективной работы в  классе  отбираются  1-2  типичные

ошибки. Над  остальными  учащиеся  работают самостоятельно.  Суть

этой работы сводится к следующему: учащиеся записывают слово вер-

но, повторяют соответствующее правило,  письменно (путем условных

сокращений и подчеркиваний) объясняют верное написание  слова,  в

котором была допущена ошибка, и из упражнений к данному параграфу

выписывают 5-6 аналогичных примеров:

     ту _ч . - ж.р. мн.ч.; задач, рощ, рож, чащ.

                       ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

     Проанализировав вторую главу, можно сделать следующие выводы:

     Во-первых, лингвистические  теории  являются фундаментом для

методических систем.  Как не может стоять дом без фундамента, так

не может  надежно  служить  методика,  не  опирающаяся на прочные

лингвистические опоры. Значение морфологического принципа, на ко-

торый опирается  тема  "Правописание Ь после шипящих на конце су-

ществительных" велико даже потому, что он требует постоянной опо-

ры учащихся в области грамматики, словообразования. А это, в свою

очередь, способствует постоянному повторению и  активизации  изу-

ченного языкового  материала,  что формирует у школьников опреде-

ленную структуру логического  мышления.


                                - 67 -

     Во-вторых, что касается формулировки правил, то в них должны

быть все необходимые и  достаточные  признаки  орфограммы,  и  эти

признаки орфограммы должны быть изложены компактно. Нельзя допус-

кать, чтобы соответствующие  признаки  орфограммы  указывались  в

разных абзацах, примечании или даже в разных параграфах. Если эти

условия будут выполнены при формулировке правила,  то  оно  может

стать руководством  к действию.

     В-третьих, при изучении любой орфографической темы необходи-

мо учитывать трудности,  с которыми сталкиваются  учащиеся,  т.е.

учитывать варианты  орфограммы.  Варианты орфограммы - это разно-

видности одной и той же орфограммы,  находящиеся  в  своеобразных

семантических, фонетических  или  грамматических условиях,  в ре-

зультате чего учащиеся испытывают трудности  в  применении  соот-

ветствующего орфографического  правила.  Что касается нашей темы,

то мы считаем,  что в начальной школе нужно изучать все представ-

ленные в параграфе 3 варианты орфограммы,  т.к. с их представите-

лями учащиеся встречаются в учебнике, что следует из проведенного

нами анализа  учебников.

     И в-четвертых,  в параграфе 4 мы попытались  раскрыть  общие

вопросы методики  изучения  темы  "Правописание Ь после шипящих на

конце имен существительных". Мы подобрали дидактический материал,

упражнения с учетом вариантов орфограммы. Раскрыли суть подготов-

ки к проверочной работе и работы над ошибками с учетом  вариантов

орфограммы. Мы считаем,  что если будет проводиться работа по этой

методике, то это благотворно повлияет на формирование полноценно-

го орфографического навыка.

.

                                - 68 -

      2ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

                 2В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

     В этой  главе  мы  представляем  описание  и анализ опытного

обучения в классных условиях.  С учащимися 3 "А" класса Краснянс-

кой средней  школы мы работали над формированием навыка написания

мягкого знака после шипящих на конце существительных.

                             Урок 1

     Тема: Ознакомление с темой "Правописание Ь после шипящих  на

           конце существительных".

     I. Подготовительный этап:

     1) Перечислите все шипящие согласные.

     2) Найдите в прочитанном мною тексте существительные с шипя-

щими на конце:

     а) В небе пляшет стая  _туч

        Пляшет  _чиж . на сучке

        Пляшет котик -  _усач

        Пляшет  _кулич . на реке

        На пригорке пляшет  _мышь

        И листвой шумит  _камыш ..

     б) Колюч, да не  _еж .,

        Кто же это? ( _ерш .)

     3) Определите род и число  следующих  слов:  мама,  училище,

пень, лампы, река, столы, солнце, чащи, стул.

     II. Проблемная ситуация, создаваемая учителем.

     На доске записаны слова:

     мощь       туч

     мышь       камыш


                                - 69 -

     рожь       еж

     - Ребята, посмотрите внимательно на эти столбики слов. Что в

них общего?

     (Дети указывают, что это существительные и все они оканчива-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8