рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Философия жизни рефераты

·Пожалуй наиболее ярким примером такого "подросткового" (когда доминирует тенденция самоутверждения) состояния сегодня могут быть палестинцы, чеченцы и ряд этот можно продолжить. Как это ни парадоксально, но примерно в таком положении находится и Россия. Дело в том, что развитие русского национального самосознания было прервано примерно в середине XIX века, когда оно находилось на мощном подъеме. Я уверен, что совершенно не случайно именно на этот период пришелся золотой век русской культуры.

·Становление русской нации было прервано буквально в тот момент, когда мы приближались к своей зрелости. Оно было прервано Империей. Именно в XIX веке имперское начало стало преобладающим над национальным, и вместо самосовершенствования нации мы пошли по пути экспансии своего еще недозревшего менталитета на окружающие нас народы.

·Сегодня мы расплачиваемся за это тем, что европейский христианский мир смотрит на нас как на трудных подростков еще не созревших полностью к равноправному вхождению в их семью, а народы, подвергшиеся русской экспансии, подозрительно относятся к нашему новому состоянию.

·Сегодня нам предстоит продолжить прерванное и вновь устремиться к предначертанной высоте. Подлинный взлет нашей нации еще впереди. И все же наше будущее как и будущее всех народов не в национальном, а общечеловеческом. И в полной мере мы осознаем это именно в XXI веке, когда интеграционные процессы станут общечеловеческой доминантой.

·Столь же преходящий характер имеют и классовые антагонизмы. Однако в отличие от национальных они обнаружили свою историческую исчерпанность уже в прошедшем столетии. Сегодня человечество уже в полной мере осознало неизбежное ролевое распределение на организаторов и исполнителей и невозможность его преодоления до тех пор, пока человечество не освободится от непосредственного участия в общественном воспроизводстве.

·Кстати, немалая заслуга в этом принадлежит именно России, которая первой в массовом масштабе попыталась реализовать умозрительную идею уничтожения классов. Однако законы общественного развития неумолимы: мы смогли добиться лишь того, что на месте уничтоженного вырос монстр советской номенклатуры, эксплуататорская сила которого превзошла все, что знало до этого человечество. Но в чем же тогда будут состоять действительно определяющие лицо XXI века глобальные проблемы и противоречия?

·Я говорю, что главной проблемой нового века станет противоречие между культурно-историческими типами нашей цивилизации.

·Именно это противоречие и приобретет глобальный характер и может вновь поставить человечество на грань самоуничтожения.

·Что же представляют из себя эти культурно-исторические типы?

·В основе культурно-исторической типологии лежат отношения квадратуры круга Я-Мы-Мир-Трансцендентальность. Эти отношения позволяют выделить три основных типа человеческих общностей, названия которых носят чисто условный характер.

·1.Европеидный культурно-исторический тип. К нему кроме большинства европейских народов безусловно принадлежат североамериканцы. Близки к этому типу японцы, некоторые южноамериканские и азиатские нации. Доминантой этого типа является начало личной свободы, освобождение от сковывающего динамизм развития Мы. Ведущая идеология этого культурно-исторического типа - христианство, в котором как нигде сильно именно личностное начало. Основная тенденция общественного обустройства - демократия.

·2. Азиатский тип. Ядро его образования - древневосточные цивилизации и их потомки. В значительной степени тяготеет к этому типу Китай. Доминантой этого культурно-исторического типа является господство Мы, подчинение Я общему началу. Ведущая идеология - ислам, но не противоречат этому типу и религии с обезличенным божественным началом (конфуцианство, даосизм и т.д.). Основная тенденция в обустройстве общественного бытия - тяготение к деспотии или теократическому режиму.

·3. Афро тип. Следы его в можно найти в среде обитания реликтовых, аборигенных народов Африки, Австралии, Крайнего Севера, островного мира. Доминанта этого типа - включенность в природную жизнь без преобразующего человеческого начала. Цивилизация такого типа строится на попытке сохранения изначальной гармонии с природной средой, на стремлении не преобразовывать Природу (и тем более не создавать вторую), а просто жить в ней. Общественное устройство склонно к консервации первобытных типов отношений. Ведущие идеологии - язычество, идолопоклонничество, пантеизм. Особенностью этого типа является его реликтовый характер и связанная с этим неспособность противостоять влиянию более зрелых цивилизаций.

·Ведущей глобальной проблемой нового столетия станет противоречие именно двух первых культурно-исторических типов. Признаки этого мы видим повсеместно. В первую очередь они проявляются в попытке исламского фундаментализма утвердиться в качестве ведущего консолидирующего начала в так называемом третьем мире, в растущем противостоянии его христианской ветви цивилизации.

·Я не исключаю того, что человечеству предстоит пережить и третью мировую войну, вызванную именно этим противостоянием. Ее искры уже вспыхивают то на Балканах, то в Афганистане, то в Чечне. И вновь как и в предыдущих мировых столкновениях России здесь уготована особая роль. Однако я не склонен считать, что пессимистический сценарий наиболее реален. Уже само осознание этой опасности может привести к тому, что будут предприняты все необходимые шаги, чтобы избежать горячего развития событий.

·И если мы знаем диагноз (а болезнь, порождающая эти противоречия - борьба личного и общего начала), то ведомо и лекарство от нее: утверждение в качестве главной этической нормы КаУм и обустройство общественного бытия на основе гармонической формулы, которую мы вывели в разделе, посвященном социальному обустройству: Бог=Человек=Отечество =Социальная группа= Семья.

·Смысл прозрения, которое должно осенить человечество, чтобы предотвратить новые глобальные потрясения, заключается в том, что нельзя строить бытие на принцах подчинения ни личного общему, ни общего личному. Путь к гармоническому развитию нашей цивилизации в установлении равноправия общего и личного. А это предполагает равное, но как бы с противоположных сторон, движение к общему знаку как Европеидного так и Азиатского культурно-исторических типов.

·В этом глобальном противостоянии, как я уже говорил, особая роль принадлежит России. В течении длительного исторического периода мы пытались обособиться как от Востока, так и Запада, хотя наша культура тяготела именно к христианской Европе. Пока Запад был разобщен, такая линия поведения была неизбежной. Однако сейчас ситуация изменилась. Европеидный и Азиатский культурно-исторические типы стремительно консолидируются и нам настала пора более ясно определить свою позицию, осознавая, что от этого зависит глобальная расстановка сил.

·События последнего времени показывают, что мы вновь пытаемся занять позицию обособления, разыгрывая карту противоречий между северо-атлантическим альянсом, наиболее реакционными режимами азиатской культуры и Китаем. Такая позиция представляется мне глубоко порочной. Она во многом предполагает повторение сценария, который уже был воплощен накануне второй мировой войны. Тогда мы делали свою игру на противоречиях между тоталитарной Германией и западными демократиями. В итоге мы фактически способствовали взращиванию германского милитаризма, снабжая его стратегическими ресурсами, готовя военные кадры и т.д. И как это чаще всего бывает с Россией (вспомнить хотя бы как отблагодарила нас Австрия за помощь в 1848 году во время Крымской войны), тот, кому мы больше всего помогали, стал нашим же врагом.

·Сегодня я с большой тревогой смотрю, как мы вновь потакаем наиболее реакционным режимам, которым наша помощь нужна лишь для прорыва международной изоляции и накопления сил. Но мы же и станем первыми жертвами их агрессивных устремлений. Ибо в ситуации, когда мы дистанциируемся от Запада, наиболее удобный для них путь радикально изменить баланс сил в глобальном противостоянии - вывести из игры и подчинить своему влиянию Россию. Тем более, что для этого в ней есть достаточно влиятельная пятая колонна мусульманских народов.

·И вновь в этой ситуации мы первыми примем удар и будем фактически в одиночку противостоять натиску исламского фундаментализма, не имея возможности опереться в полной мере на поддержку Запада, к которому мы повернулись задом.

·И вновь в этом противостоянии в первую очередь выиграет тот, кто будет в стороне ждать, пока столкнувшиеся стороны не обескровят себя. Но при этом нам не стоит винить Запад за его выжидательную позицию: мы сами распределили роли, и только дурак не воспользовался бы шансом, который мы сами же и вручили ему.

·Именно поэтому я считаю, что в наших прежде всего национальных интересах уже сегодня следует сделать выбор в пользу интеграции с Северо-атлантическим альянсом. Возможно именно этот шаг и может стать решающим в предотвращении третьей мировой войны.

·Конечно, этим ведущим противоречием культурно-исторических типов далеко не исчерпываются все глобальные проблемы нового века. Я думаю, что все более усиливающимися линиями глобальных проблем станут терроризм, управление биологическим воспроизводством человека, выход из-под контроля искусственных интеллектов, гармонизация первой и второй Природ.

·Особую остроту этим проблемам придаст колоссальное увеличение индивидуальных возможностей воздействия на мир и общество. Это приведет к значительному повышению ответственности человека, которую уже нельзя будет регулировать обычными нормами.

·Назад к содержанию

·12.Семья

·Семья, как и нация, всегда являлась предметом особых нравственно-этических спекуляций, которые придавали этим понятиям некий абсолютный характер и затемняли их конкретно-историческую детерминированность. Умозрительная незыблемость этих институтов была освящена табу, а всякая попытка объективного взгляда на их исторические судьбы обычно подвергается обструкции со стороны ханжествующего и ура-патриотического обыденного сознания.

·Однако, я думаю, что XXI век позволит обрести наконец трезвый взгляд на эти проблемы и во многом переосмыслить наше к ним отношение. При этом в оценке наметившихся тенденций развития семьи стоит избегать определений "хорошо" или "плохо". Куда важнее для нас принять объективную неизбежность этих эволюций и определить их место в системе нравственно-этических координат нового века, в системе КаУм.

·Здесь уместно остановиться вообще на определенной особенности, свойственной человеку при восприятии перемен социально-бытового и нравственно-этического характера. Чаще всего в господствующем обыденном сознании они воспринимаются именно в оценочных характеристиках "хорошо" или "плохо" и чаще всего изменение традиций оценивается как "плохо".

·В этом отношении можно привести массу примеров: входят в моду длинные волосы - плохо, укоротились юбки - падение нравов, дети стали более свободно проявлять свою волю - неуважение к родителям и т.д. и т.п.

·Такое упрощение оценочных характеристик - неизбежное следствие ориентации на поведенческие этические перечни, которые закрепляют в традиции те или иные конкретно-исторические нормы, соответствующие конкретным же ситуациям.

·Избавиться от подобного оценочного синдрома, который чаще всего подводит нас и мешает реализации человеческой предназначенности, можно, лишь принимая идущие перемены как результат каких-то вполне естественных и объективно неизбежных процессов и оценивая их не по отношению "раньше и теперь", а на основании универсального этического критерия КаУм. То же можно отнести и к оценке развития института семьи.

·Чтобы объективно взглянуть на его будущее, стоит остановиться на том опыте, которым уже располагает человечество. В нем для нас безусловно важны три момента:

·1. Семья - биологически-социально-экономический институт, обеспечивающий наиболее оптимальные условия для воспроизводства человека как вида.

·2. Семья - институт, возникший на определенной ступени развития человечества.

·3.В контексте исторического развития, а во многих случаях и современного состояния, существуют различные формы брака.

·При этом наиболее существенным в понимании роли семьи и особенностей ее трансформации является ее воспроизводящая функция. На заре человеческой истории воспроизводство обеспечивалось родоплеменой группой, и появление семьи, как первичной социальной ячейки, было обусловлено прежде всегостановлением ее, как производственной структуры, наиболее адекватной достигнутому уровню развития производительных сил.

·Надо сказать, что произошедшие с доисторического времени социально экономические перемены не привели к качественному изменению роли семьи. Вплоть до наступившего нового века она продолжает оставаться основной ячейкой, обеспечивающей наиболее гармоническое воспроизводство жизни. Однако судя по наметившимся тенденциям, с большой долей уверенности можно сказать, что значение семьи при нормальном прогрессирующем развитии человечества может радикально измениться: она утратит свое основное значение и перестанет быть обязательным элементом механизма воспроизводства человека.

·И здесь вновь было бы некорректным применять оценочные понятия "хорошо" или "плохо" - это просто неизбежное следствие естественного развития и, кстати, совершенно не угрожающее пресечением человеческого рода.

·Дело в том, что если стоять на основании здравого и подтвержденного реалиями, а не умозрительными выводами смысла, то стоит признать, что прочность семьи обеспечивается двумя основными факторами: экономическим и гармонией духовно-чувственного и физиологического восприятия. Впрочем, мне самому неловко от столь предельно точной, но "высушенной" терминологии, поэтому второй фактор стоит назвать своим законным именем - любовь.

·Да простят меня романтики всего земного шара, однако любовь куда менее прочная связка для семьи, чем ее функция материального обеспечения воспроизводства жизни. Почему, по отношению к любви проявляется такой "скептицизм", об этом чуть позже. Сейчас же для склонных к душевным экзальтациям натур предложу утешительную сентенцию, не претендующую, впрочем на новизну:

·Никакое богатство не спасет любовь. Зато любовь часто помогает преодолеть любые невзгоды.

·И все же тот стержень, который на протяжении многих веков придавал устойчивость семейным узам и делал "священно-незыблемым" этот институт - обеспечение материальных условий воспроизводства человеческой жизни.

·Сегодня, беспристрастно и без ханжества оценивая исторический опыт, мы имеем возможность с достаточным для выведения закономерности основанием сказать: чем менее человек будет зависеть от непосредственного участия в общественном производстве, чем более гарантированным будет материальное его обеспечение, тем меньшее значение будет иметь институт классической моногамной семьи.

·Эту закономерность можно со всей очевидностью обнаружить в современных нам обществах. Именно в наиболее развитых странах наблюдается устойчивая тенденция увеличения неполных семей. Именно в наименее развитых странах более всего ощущается влияние семейно охранительных традиций, а также идеологического воздействия, направленного на укрепление семьи.

·Чтобы понять существо этой тенденции, следует обратиться к влиянию духовно-чувственного и физиологического фактора на прочность семьи.

·Я говорю, что любовь - это неустойчивый гармонический духовно-чувственный и физиологический резонанс личностей, который чаще всего или достаточно быстро пропадает, или переходит в более глубокое, но ровное чувство привязанности.

·Каждый человек - это неповторимый по своему диапазону, тембру и силе звучания орган, который к тому же находится в постоянном развитии.

·Чтобы возникло чувство любви, должен произойти гармонический резонанс этих двух зазвучавших рядом инструментов. Но это весьма редкое и неустойчивое явление, так как каждый из этих инструментов, развиваясь по своим внутренним законам, меняет и диапазон и тембр звучания своей личностной жизни, что и может привести к потере прежнего резонанса и жажде обретения нового. Именно так часто и бывает.

·Но бывают и другие вариации. Резонанс может охватить только часть личного диапазона и оставшаяся часть регистра будет ждать своего часа, чтобы прозвучать в другом дуэте, который может стать или самостоятельным, или частью небольшого оркестрика из уже нескольких инструментов.

·Чем шире и динамичней интеллектуальное и чувственное развитие человека, тем вероятней, что возникающий резонанс не охватит всего личностного диапазона. Именно поэтому чаще всего натуры чувственные и одаренные бывают однолюбами лишь в неразделенном чувстве.

·В любви, как и вообще личностной реализации должен прозвучать весь регистр и если этого не произойдет, человек все равно будет стремиться к тому, чтобы "молчащие" струны были затронуты смычком чувств. Поэтому гораздо чаще возникшая семья продолжает удерживаться какими-нибудь обстоятельствами материального и более устойчивого, чем чувства плана: жилье, ответственность за материальное обеспечение детей, общее хозяйство, психо-физиологическая привязанность и пр.

·Мы часто видим в своем окружении, как тяготятся своим союзом люди, как жаждут они свободы и не могут ее обрести из страха остаться один на один с проблемами материального плана или чтобы не наносить душевную травму детям.

·Поэтому чем больше будет обеспечиваться общественным производством индивидуальная экономическая независимость, тем больше прочность семьи будет зависеть от наименее прочной составляющей уз Гименея - любви.

·Я думаю, что ведущей тенденцией наиболее развитых обществ нового века будет переход к открытому браку, в котором главным связующим звеном будет забота о воспитании детей, развитии их личностей. Семья станет действительно свободным союзом чистых чувств, лишенным лжи и лицемерия, а также всего, что, будучи сокрытым, отравляет совместную жизнь супругов.

·Я думаю, что все большее значение будет приобретать групповой брак, в котором супругам будет проще не только реализовать все стороны своей личности, но и сохранить определенные интимные границы и обеспечить устойчивость микросреды, в которой будут воспитываться дети.

·Наряду с этим будет все более четко прослеживаться и тенденция к общественному воспитанию в своеобразных клановых учреждениях, создаваемых корпоративными социальными группами. И хотя это не означает наступление полной идиллии в отношениях людей, но распад семьи престанет быть непременной трагедией, травмирующей в первую очередь детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10