Реферат: Философия жизни
·Я просто научился очень рано жить
самостоятельно, полагаясь только на свои силы и стараясь принимать, все что со
мной происходило, как закономерный результат моих собственных усилий -
удавалось ли мне чего достичь или нет.
·Я старался познать в жизни все, что
подвластно моей энергетике, получить всю гамму ощущений, доступных моей воле:
несчастную и счастливую любовь, значимость своего дела, гордость и унижение,
страх и преодоление его, счастье открытий и прочее, что составляет бесчисленные
вариации жизненной симфонии, в которой есть место и минору, и мажору, и
патетике, и бесхитростным мелодиям маленьких человеческих радостей.
·Единственно, чего я старался избежать и смог
это сделать - ненависти и злобы.
·Единственно, чего я старался избежать, но не
всегда это получилась - вины своей в зле для ближних. Я не знаю, что это такое,
знамение ли свыше или что иное, но и к книге этой я созрел, пройдя через
невольную вину свою в гибели близкого мне человека. Так что же мне просить у
Бога, если это на сердце моем? Только исполнения своей предназначенности.
·У меня спросили
·У меня спросили: "А может ли прожить
счастливо и выносить свой ном человек, злой волей попавший в концлагерь? Ведь
не он сам положил пределы возможностям реализации своего Я?"
·А может вы хотите спросить меня также,
имеет ли шанс предуготоваться к инобытию слепоглухонемой от рождения?
·Чем уже поле реализации, тем сильней
нужна воля, чтобы и на этом поле взрастить Душу. Страшен выбор: или прервать
цикл ее вызревания, убив себя для нового начала, или найти в себе силы
преодолеть обстоятельства, но иного не дано. И человек не должен выбирать иное,
если случай или воля других ставит его пред этим выбором. Иначе - мучение
непрожитости, мучение переживания не счастности.
·Найди в себе силы либо преодолеть
обстоятельства, либо реализоваться в них. Ты смог сделать первое? Значит -
безмерная радость вырванной воли, которую может испытать только узник,
ступивший на землю свободы.
·Ты не преодолел оковы? Тогда найди силы
обрести смысл такого существования. Поддержи более слабых духом, напиши книгу о
пережитом и ухитрись дать ей волю. Делай все, что можешь, но дай прорваться
твоему Я. Другого тебе не дано, так свершись насколько возможно, но обрети
внутреннюю свободу. Но помни: есть две формы свободы - свобода отстраненности
от обстоятельств и сотворенная свобода в овладении ими. И то и другое - условие
реализации, но только второе есть высшая свобода, в которой - свершенность
твоего Я.
·Назад к содержанию
·8.Мужчина и женщина
·Всякая женщина - человек, но
не всякая женщина - женщина. Всякий мужчина - человек, но не всякий мужчина -
мужчина.
·Ключ к полной реализованности, а значит и к
обретению полноты жизни не только в том, чтобы познать свою общечеловеческую,
но и половую предназначенность. И строго следовать этой предназначенности
значит не принижать, не ограничивать свое личностное, а - соответствовать ему.
·Объективированность человека воплощена в
биологической форме и следует во многом именно ее законам, в том числе и закону
сохранения вида. Чтобы обеспечивалось выживание биологического вида, в нем
должны сочетаться два свойства: свойство устойчивости и свойство изменчивости.
·Первое не дает виду выродиться в нечто, что
отрицало бы предыдущую видовую принадлежность. Т.е. сохранить основные видовые
признаки.
·Второе - обеспечивает развитие вида и его
приспосабливаемость к перемене внешних условий видового бытия.
·В отношении человека (как впрочем и многих
других биологических сущностей) Природа поступила мудро: она разделила эти свойства
по половому признаку. Устойчивость человеческого рода обеспечивает женское
начало, изменчивость - мужское.
·Мы можем быть трижды женоненавистниками или
феминистками, но не cможем отрицать очевидные факты, подтверждающие это.
Достаточно обратиться к самому элементарнейшему примеру. Вспомните свое
школьное детство. Кто в большинстве своем отличался учебной прилежностью и чьи
фотографии висели на стендах "Наши отличники"? Ну конечно же,
девочки! Мальчики - лишь исключение. Однако парадокс: такого же обилия женских
портретов Вы не найдете в галерее, которую мы условно назовем: "Выдающиеся
люди человечества". Нужны ли Вам, чтобы подтвердить это, статистические
сопоставления?
·Объяснение этого парадокса именно в половом
распределении ролей. Когда речь идет об усвоении и передаче устоявшихся знаний,
навыков человечества, то наиболее приспособлено к этому женское начало. Когда
же речь идет о движении вперед за поле освоенного, тогда безусловно верх берет
мужское начало. И остается лишь принимать как факт, что выдающимися могут быть
те, кто сохраняет, и те, кто обновляет, но в человеческом сознании особо
ценились пока лишь вторые.
·Изменить эту ролевую роспись в принципе, как
общее правило, невозможно. И в ней нет ничего умаляющего или возвышающего один
пол над другим. Это именно предназначенность различия. Но одно не может
существовать без другого, ибо именно различие обеспечивает целостность. И в
этом равнозначие отличий.
·Изменять эту ролевую роспись в каждом
индивидуальном случае - значит идти против предопределенного общим правилом,
значит открывать в себе свободу реализации начала, не соответствующего
индивидуальной физиологической предопределенности.
·Полная гармония личностной реализованности
достигается лишь в гармонии со своей сущностной, том числе и половой предназначенностью.
Там где это не совпадает, все равно прорывается в женоподобных мужчинах или
мужеподобных женщинах. При этом натура бывает столь сильна, что даже заставляет
человека идти на прорыв обстоятельств своей внешней половой принадлежности - хирургическую
смену пола.
·Воистину всякая женщина человек, но не
всякая женщина - женщина. Что относится, естественно, и к мужчинам. Так что же
значит быть женщиной, быть мужчиной, чтобы быть в гармонии со своей
предназначенностью? Конечно же, если говорить только о специфическом, опуская
общечеловеческое.
·Быть женщиной значит:
·- быть сексуально привлекательной, чтобы
постоянно активизировать стремление мужчины инициировать продолжение рода;
·- быть побуждением в реализации мужского
творческого начала;
·- быть матерью, хранительницей семейного
очага и традиций, быть началом воспроизводящим применительно к человеческому
роду;
·- нести в себе сдерживающее начало,
благодаря которому разрушение созданного при творении нового не станет ведущей
тенденцией цивилизации.
·Быть мужчиной значит:
·- нести в себе развивающее, творческое
начало (в том числе и сексуальное) и привлекать им;
·- выступать силой, оберегающей женскую
предназначенность;
·-
·защищать человеческий род от губительной
изменчивости внешних условий.
·У меня спросили
·У меня спросили: "А если женщине
природа не дала сексуальную привлекательность, но в остальном она именно
женщина и осознает свою предназначенность?"
·Если в ней живет Женщина, она сама
инстинктивно найдет как привлечь к себе желание мужчины. И как сделать это
знает только женщина. Я же знаю только одно: сексуальное стремление, стремление
женщины привлечь к себе, а мужчины обладать женщиной не есть стыдное. Оно в
самом сущностном начале человека, так зачем подавлять его ханжески показным
равнодушием к другому?
·И есть много сексуально талантливых
людей, которым дано пробуждать в партнере совершенно неизведанную им гамму
переживаний и чувств, дарить потрясение глубочайшей реализованности (оргазм и
есть переживание реализации одного из важнейших начал человека).
·И это зависит не только от половой
потенции, это зависит прежде всего от способности человека и в совокуплении
быть подлинным творцом, заставляющим звучать в партнере все струны чувственных
переживаний, которые еще молчали.
·Назад к содержанию
·
·Книга вторая
·Человек в социуме
·Назад к содержанию
·9.Социальное
обустройство, политика
·Отказываясь от обустройства
общественной жизни, ты рискуешь тем, что тебя самого используют как кирпич для
возводимого кем-то здания.
·Сколько бы ни было сильно личностное начало
в человеке, он - существо общественное и его бытие вне форм социального
общебытия просто невозможно. Именно поэтому обретение гармонии сосуществования
этих двух начал в человеке и есть одна из ведущих линий развития человечества.
К тому же и самых трагических линий.
·Во всяком случае, именно за обустройство
человеческого общежития (будь то создание, разрушение, или сохранение империй,
государств, общественно-полититических систем), за национальное самоутверждение
люди заплатили самую высокую цену. Цену, в сравнении с которой все моровые
язвы, эпидемии и стихийные бедствия, включая библейский потоп по своим
последствиям не более, чем легкий насморк.
·Я говорю, что человечество уже накопило
достаточный опыт жизни в самых различных формах социального общежития, чтобы
адекватно оценить историческое место всего того, что уже испытано историей:
деспотия, античная демократия, монархия, теократия, аристократия, олигархия или
демократия. А главное, человечество кажется все же стало понимать, что для
утверждения приемлемых форм общественного сосуществования не обязательно
отправлять к праотцам тех, кто хотел бы чего-либо иного.
·Именно этот опыт и дает основания судить,
что величайшей социальной революцией грядущего века будет утверждение
персоналистического начала в общественном обустройстве. Однако это не будет
победой индивидуального начала над общественным в смысле смены приоритета:
подавление "Мы" "Я" сменится подавлением "Я"
"Мы".
·Сущностью персоналистической революции в ее
социальном переложении станет утверждение в сознании большинства
необходимости равноправного и гармонического сосуществования всех элементов
человеческой цивилизации: личности, общества в целом, государства (как особого
механизма организации социальной жизни), социальной корпорации (классы,
общественные группы, партии, производственный и собственнические коллективы и
т.д.) и семьи.
·Иначе говоря, уже в грядущем столетии,
приняв этику Категорического Универсума, большинство человечества осознает, что
динамичное и непротиворечивое развитие цивилизации может быть эффективно
обеспечено только на основе равенства прав и взаимообязательств друг перед
другом личности, общества в целом, государства, корпоративной группы и семьи.
·На смену традиционной формуле, которая на
протяжении тысячелетий была в основании большинства человеческих общностей
"Бог, Отечество, семья, личность" придет формула не соподчиненности,
а равенства:
·Бог=Человек=Семья=Социальная
группа=Общество
·И только такая гармоническая формула, такое
неиерархированное расположение ценностей может приблизить нас к полной гармонии
общественных отношений, к подлинному освобождению творческого начала человека
от подавляющего всевластия общего.
·Естественно, что неиерархированная структура
социума, основанная на равенстве ее составляющих, возможна только в условиях
демократии. И, к счастью, человечество в большинстве своем уже достаточно
созрело к принятию именно демократии в качестве основы общественного
обустройства. Причем демократии либерального толка, основанной в отличие от
античной демократии на определенной независимости личности от государственной
власти.
·Одному из умнейших людей уходящего столетия
У.Черчиллю принадлежит изумительный по своей глубине афоризм: "Демократия
- худшая из всех существующих форм власти. Если бы все остальные не были еще
хуже".
·Разгадка парадокса этого утверждения - в нас
самих. Главенство личного начала в человеке всегда приводит к тому, что забота
об устройстве общественного его бытия приходит лишь тогда, когда оно угрожает
самой личности. Построить же общежитие, в котором были бы учтены частные
интересы, можно, лишь непосредственно участвуя в его обустройстве.
·Отсюда тяга человечества к постоянному
расширению представительства в делах управления обществом. Отсюда же и
постоянные разочарования в демократии. Любопытно, что разочарованность
демократией переживается всегда сильней разочарованности другими формами общественного
обустройства. Возможно, это происходит потому, что разочарование в других еще
оставляет надежду на приход лучших, разочарование же в своей способности не
оставляет никаких надежд.
·Однако если оставить в стороне афоризмы, то
следует признать, что демократия действительно вполне закономерное явление в
жизни человечества, безусловное следствие его социально-экономического и
нравственного развития.
·Главными предпосылками утверждения
демократического сознания стали прежде всего:
·- экономический прогресс, обеспечивший
возможность индивидуального воспроизводства жизни и обеспечивший относительную
независимость этого воспроизводства от общества;
·- осознание губительности идеологии
классовой борьбы, которая предполагает общественное устройство, основанное на
подавлении одной социальной группы другой, а не на их сосуществовании;
·- нравственный прогресс, основанный на
осознании величайшей ценности индивидуальной жизни и равенства всех жизней
"по происхождению", т.е. избавление от химер сословной предопределенности.
·В связи с разговором о доминирующей
тенденции обустройства общественной жизни нам неизбежно придется затронуть один
из самых принципиальных вопросов общественного развития - вопрос о сущности и
природе собственно политической жизни. Тем более, что к самому понятию
"политика" на уровне обыденного сознания давно уже сформировалось
устойчиво негативное отношение. Традиция преподносит образ политики как
непременно грязного действа, связанного с низменным, идущим еще от состояния
первобытности стремлением доминировать, властвовать над сородичами.
·При этом обыденное сознание упускает
важнейшую тенденцию в эволюции самой природы политической жизни.
Насильственный, властный элемент политики имеет прямую связь с разобщенностью
социумов, будь то сословная или классовая разобщенность. Однако по мере
утверждения в общественном сознании идей не классового и социального
антагонизма, а равноправного представительства и органического сосуществования
в обществе различных социальных групп, меняется и сама природа политической
жизни.
·Эта эволюция также связана с тем, что по
мере развития и практической реализации идей представительства (со времен
античной демократии и средневекового парламентаризма) все более широкие слои
общества постепенно втягиваются в отправление власти, по крохам нарабатывая
опыт участия в общественном управлении. Оно же в свою очередь по мере
исторического прогресса приобретает все более черты самоуправления.
·И если изначально в самом существе политики,
как особой сферы общественной жизни, действительно доминировал момент
классового, сословного использования власти, то сегодня политика все больше
лишается социальной противопоставленности и все больше приобретает черты
обыденного участия представительских элементов в делах государства на основе стремления
к общественному согласию.
·Мы уже отметили, что человечеству по мере
своего развития пришлось решить немало проблем и пережить немало трагических
моментов в поисках и развитии наиболее адекватных своему
конкретно-историческому состоянию форм общественной самоорганизации. Однако в
исторической перспективе мы всегда можем четко зафиксировать общую тенденцию их
развития - тенденцию к идеалу, выраженному в формуле:
·Политика - это искусство общежития.
·Общежития в широком смысле этого слова, как
особой сферы человеческой деятельности, которая независимо от структуры и
уровня развития социума обеспечивает саморегуляцию и воспроизводство
общественных отношений.
·Отмеченные тенденции привели и к
принципиальному изменению сущности понятия государства, как формы организации
общественного бытия. Применительно к эпохе господства идеологии классового
антагонизма можно безусловно признать правоту классиков марксизма-ленинизма,
утверждавших, что государство это особый механизм подавления одного класса
другим.
·Что же касается века нынешнего и тем более
века грядущего, то человечество все более будет исходить из того, что государство
- это особый механизм, обеспечивающий регулирование межличностных отношений,
отношений между личностью и общественными структурами, а также сосуществование
и сотрудничество различных социальных корпораций.
·Назад к содержанию
·10.Судьба России
·Нет народов лучших или худших,
есть только - разные.
·В традиции русского национального
самосознания придавать исторической судьбе нашего государства значение
провиденциалистическое. Мы склонны считать себя народом особинным,
стоящим на самых горних вершинах духовного развития и в этом смысле призванным
дать миру образец какой-то иной, высокой жизни.
·В основание своих претензий на
Богоизбранность мы обычно кладем свою некую особенную нравственность,
пронзительную философичность русской литературы и особую свою
многострадальность.
·Однако багровый отблеск нашей судьбы,
обильной кровавыми переустройствами и пожарищами безумных бунтов мешает, порой,
рассмотреть и понять главное, что составляет истинный трагизм русской доли: Мы
- единственная великая нация, которая являет миру такую страшную пропасть между
своей культурно-исторической потенцией и убожеством реального мира национальной
жизни, такое разительное несоответствие между претензиями на общечеловеческое
мессианство и беспросветной необустроенностью собственного бытия.
·Пожалуй, мы - единственная нация с такой
поражающей несопоставимостью духовных вершин и срединной народной жизни, с
такой совестливостью души и уничижительной пренебрежительностью к достоинству
человеческой свободы.
·И если уж говорить об особом предназначении
нашей судьбы, то оно именно в том особом примере, который мы являем другим
народам. Примере, подчеркивающем несостоятельность мессианского подхода к
определению роли той или иной нации в контексте общечеловеческой культуры.
·Именно поэтому и представляет значительный
интерес попытка найти ответ на вопрос: В чем причина того, что несмотря на все
наши претензии на мировое культурное и духовное лидерство, Россия, как цельная
сущность всегда поражала мир несообразной своей потенции нищетой и невежеством?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|