рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Философия жизни рефераты

·Я просто научился очень рано жить самостоятельно, полагаясь только на свои силы и стараясь принимать, все что со мной происходило, как закономерный результат моих собственных усилий - удавалось ли мне чего достичь или нет.

·Я старался познать в жизни все, что подвластно моей энергетике, получить всю гамму ощущений, доступных моей воле: несчастную и счастливую любовь, значимость своего дела, гордость и унижение, страх и преодоление его, счастье открытий и прочее, что составляет бесчисленные вариации жизненной симфонии, в которой есть место и минору, и мажору, и патетике, и бесхитростным мелодиям маленьких человеческих радостей.

·Единственно, чего я старался избежать и смог это сделать - ненависти и злобы.

·Единственно, чего я старался избежать, но не всегда это получилась - вины своей в зле для ближних. Я не знаю, что это такое, знамение ли свыше или что иное, но и к книге этой я созрел, пройдя через невольную вину свою в гибели близкого мне человека. Так что же мне просить у Бога, если это на сердце моем? Только исполнения своей предназначенности.

·У меня спросили

·У меня спросили: "А может ли прожить счастливо и выносить свой ном человек, злой волей попавший в концлагерь? Ведь не он сам положил пределы возможностям реализации своего Я?"

·А может вы хотите спросить меня также, имеет ли шанс предуготоваться к инобытию слепоглухонемой от рождения?

·Чем уже поле реализации, тем сильней нужна воля, чтобы и на этом поле взрастить Душу. Страшен выбор: или прервать цикл ее вызревания, убив себя для нового начала, или найти в себе силы преодолеть обстоятельства, но иного не дано. И человек не должен выбирать иное, если случай или воля других ставит его пред этим выбором. Иначе - мучение непрожитости, мучение переживания не счастности.

·Найди в себе силы либо преодолеть обстоятельства, либо реализоваться в них. Ты смог сделать первое? Значит - безмерная радость вырванной воли, которую может испытать только узник, ступивший на землю свободы.

·Ты не преодолел оковы? Тогда найди силы обрести смысл такого существования. Поддержи более слабых духом, напиши книгу о пережитом и ухитрись дать ей волю. Делай все, что можешь, но дай прорваться твоему Я. Другого тебе не дано, так свершись насколько возможно, но обрети внутреннюю свободу. Но помни: есть две формы свободы - свобода отстраненности от обстоятельств и сотворенная свобода в овладении ими. И то и другое - условие реализации, но только второе есть высшая свобода, в которой - свершенность твоего Я.

·Назад к содержанию

·8.Мужчина и женщина

·Всякая женщина - человек, но не всякая женщина - женщина. Всякий мужчина - человек, но не всякий мужчина - мужчина.

·Ключ к полной реализованности, а значит и к обретению полноты жизни не только в том, чтобы познать свою общечеловеческую, но и половую предназначенность. И строго следовать этой предназначенности значит не принижать, не ограничивать свое личностное, а - соответствовать ему.

·Объективированность человека воплощена в биологической форме и следует во многом именно ее законам, в том числе и закону сохранения вида. Чтобы обеспечивалось выживание биологического вида, в нем должны сочетаться два свойства: свойство устойчивости и свойство изменчивости.

·Первое не дает виду выродиться в нечто, что отрицало бы предыдущую видовую принадлежность. Т.е. сохранить основные видовые признаки.

·Второе - обеспечивает развитие вида и его приспосабливаемость к перемене внешних условий видового бытия.

·В отношении человека (как впрочем и многих других биологических сущностей) Природа поступила мудро: она разделила эти свойства по половому признаку. Устойчивость человеческого рода обеспечивает женское начало, изменчивость - мужское.

·Мы можем быть трижды женоненавистниками или феминистками, но не cможем отрицать очевидные факты, подтверждающие это. Достаточно обратиться к самому элементарнейшему примеру. Вспомните свое школьное детство. Кто в большинстве своем отличался учебной прилежностью и чьи фотографии висели на стендах "Наши отличники"? Ну конечно же, девочки! Мальчики - лишь исключение. Однако парадокс: такого же обилия женских портретов Вы не найдете в галерее, которую мы условно назовем: "Выдающиеся люди человечества". Нужны ли Вам, чтобы подтвердить это, статистические сопоставления?

·Объяснение этого парадокса именно в половом распределении ролей. Когда речь идет об усвоении и передаче устоявшихся знаний, навыков человечества, то наиболее приспособлено к этому женское начало. Когда же речь идет о движении вперед за поле освоенного, тогда безусловно верх берет мужское начало. И остается лишь принимать как факт, что выдающимися могут быть те, кто сохраняет, и те, кто обновляет, но в человеческом сознании особо ценились пока лишь вторые.

·Изменить эту ролевую роспись в принципе, как общее правило, невозможно. И в ней нет ничего умаляющего или возвышающего один пол над другим. Это именно предназначенность различия. Но одно не может существовать без другого, ибо именно различие обеспечивает целостность. И в этом равнозначие отличий.

·Изменять эту ролевую роспись в каждом индивидуальном случае - значит идти против предопределенного общим правилом, значит открывать в себе свободу реализации начала, не соответствующего индивидуальной физиологической предопределенности.

·Полная гармония личностной реализованности достигается лишь в гармонии со своей сущностной, том числе и половой предназначенностью. Там где это не совпадает, все равно прорывается в женоподобных мужчинах или мужеподобных женщинах. При этом натура бывает столь сильна, что даже заставляет человека идти на прорыв обстоятельств своей внешней половой принадлежности - хирургическую смену пола.

·Воистину всякая женщина человек, но не всякая женщина - женщина. Что относится, естественно, и к мужчинам. Так что же значит быть женщиной, быть мужчиной, чтобы быть в гармонии со своей предназначенностью? Конечно же, если говорить только о специфическом, опуская общечеловеческое.

·Быть женщиной значит:

·- быть сексуально привлекательной, чтобы постоянно активизировать стремление мужчины инициировать продолжение рода;

·- быть побуждением в реализации мужского творческого начала;

·- быть матерью, хранительницей семейного очага и традиций, быть началом воспроизводящим применительно к человеческому роду;

·- нести в себе сдерживающее начало, благодаря которому разрушение созданного при творении нового не станет ведущей тенденцией цивилизации.

·Быть мужчиной значит:

·- нести в себе развивающее, творческое начало (в том числе и сексуальное) и привлекать им;

·- выступать силой, оберегающей женскую предназначенность;

·-

·защищать человеческий род от губительной изменчивости внешних условий.

·У меня спросили

·У меня спросили: "А если женщине природа не дала сексуальную привлекательность, но в остальном она именно женщина и осознает свою предназначенность?"

·Если в ней живет Женщина, она сама инстинктивно найдет как привлечь к себе желание мужчины. И как сделать это знает только женщина. Я же знаю только одно: сексуальное стремление, стремление женщины привлечь к себе, а мужчины обладать женщиной не есть стыдное. Оно в самом сущностном начале человека, так зачем подавлять его ханжески показным равнодушием к другому?

·И есть много сексуально талантливых людей, которым дано пробуждать в партнере совершенно неизведанную им гамму переживаний и чувств, дарить потрясение глубочайшей реализованности (оргазм и есть переживание реализации одного из важнейших начал человека).

·И это зависит не только от половой потенции, это зависит прежде всего от способности человека и в совокуплении быть подлинным творцом, заставляющим звучать в партнере все струны чувственных переживаний, которые еще молчали.

·Назад к содержанию

·

·Книга вторая

·Человек в социуме


·Назад к содержанию

·9.Социальное обустройство, политика

·Отказываясь от обустройства общественной жизни, ты рискуешь тем, что тебя самого используют как кирпич для возводимого кем-то здания.

·Сколько бы ни было сильно личностное начало в человеке, он - существо общественное и его бытие вне форм социального общебытия просто невозможно. Именно поэтому обретение гармонии сосуществования этих двух начал в человеке и есть одна из ведущих линий развития человечества. К тому же и самых трагических линий.

·Во всяком случае, именно за обустройство человеческого общежития (будь то создание, разрушение, или сохранение империй, государств, общественно-полититических систем), за национальное самоутверждение люди заплатили самую высокую цену. Цену, в сравнении с которой все моровые язвы, эпидемии и стихийные бедствия, включая библейский потоп по своим последствиям не более, чем легкий насморк.

·Я говорю, что человечество уже накопило достаточный опыт жизни в самых различных формах социального общежития, чтобы адекватно оценить историческое место всего того, что уже испытано историей: деспотия, античная демократия, монархия, теократия, аристократия, олигархия или демократия. А главное, человечество кажется все же стало понимать, что для утверждения приемлемых форм общественного сосуществования не обязательно отправлять к праотцам тех, кто хотел бы чего-либо иного.

·Именно этот опыт и дает основания судить, что величайшей социальной революцией грядущего века будет утверждение персоналистического начала в общественном обустройстве. Однако это не будет победой индивидуального начала над общественным в смысле смены приоритета: подавление "Мы" "Я" сменится подавлением "Я" "Мы".

·Сущностью персоналистической революции в ее социальном переложении станет утверждение в сознании большинства необходимости равноправного и гармонического сосуществования всех элементов человеческой цивилизации: личности, общества в целом, государства (как особого механизма организации социальной жизни), социальной корпорации (классы, общественные группы, партии, производственный и собственнические коллективы и т.д.) и семьи.

·Иначе говоря, уже в грядущем столетии, приняв этику Категорического Универсума, большинство человечества осознает, что динамичное и непротиворечивое развитие цивилизации может быть эффективно обеспечено только на основе равенства прав и взаимообязательств друг перед другом личности, общества в целом, государства, корпоративной группы и семьи.

·На смену традиционной формуле, которая на протяжении тысячелетий была в основании большинства человеческих общностей "Бог, Отечество, семья, личность" придет формула не соподчиненности, а равенства:

·Бог=Человек=Семья=Социальная группа=Общество

·И только такая гармоническая формула, такое неиерархированное расположение ценностей может приблизить нас к полной гармонии общественных отношений, к подлинному освобождению творческого начала человека от подавляющего всевластия общего.

·Естественно, что неиерархированная структура социума, основанная на равенстве ее составляющих, возможна только в условиях демократии. И, к счастью, человечество в большинстве своем уже достаточно созрело к принятию именно демократии в качестве основы общественного обустройства. Причем демократии либерального толка, основанной в отличие от античной демократии на определенной независимости личности от государственной власти.

·Одному из умнейших людей уходящего столетия У.Черчиллю принадлежит изумительный по своей глубине афоризм: "Демократия - худшая из всех существующих форм власти. Если бы все остальные не были еще хуже".

·Разгадка парадокса этого утверждения - в нас самих. Главенство личного начала в человеке всегда приводит к тому, что забота об устройстве общественного его бытия приходит лишь тогда, когда оно угрожает самой личности. Построить же общежитие, в котором были бы учтены частные интересы, можно, лишь непосредственно участвуя в его обустройстве.

·Отсюда тяга человечества к постоянному расширению представительства в делах управления обществом. Отсюда же и постоянные разочарования в демократии. Любопытно, что разочарованность демократией переживается всегда сильней разочарованности другими формами общественного обустройства. Возможно, это происходит потому, что разочарование в других еще оставляет надежду на приход лучших, разочарование же в своей способности не оставляет никаких надежд.

·Однако если оставить в стороне афоризмы, то следует признать, что демократия действительно вполне закономерное явление в жизни человечества, безусловное следствие его социально-экономического и нравственного развития.

·Главными предпосылками утверждения демократического сознания стали прежде всего:

·- экономический прогресс, обеспечивший возможность индивидуального воспроизводства жизни и обеспечивший относительную независимость этого воспроизводства от общества;

·- осознание губительности идеологии классовой борьбы, которая предполагает общественное устройство, основанное на подавлении одной социальной группы другой, а не на их сосуществовании;

·- нравственный прогресс, основанный на осознании величайшей ценности индивидуальной жизни и равенства всех жизней "по происхождению", т.е. избавление от химер сословной предопределенности.

·В связи с разговором о доминирующей тенденции обустройства общественной жизни нам неизбежно придется затронуть один из самых принципиальных вопросов общественного развития - вопрос о сущности и природе собственно политической жизни. Тем более, что к самому понятию "политика" на уровне обыденного сознания давно уже сформировалось устойчиво негативное отношение. Традиция преподносит образ политики как непременно грязного действа, связанного с низменным, идущим еще от состояния первобытности стремлением доминировать, властвовать над сородичами.

·При этом обыденное сознание упускает важнейшую тенденцию в эволюции самой природы политической жизни. Насильственный, властный элемент политики имеет прямую связь с разобщенностью социумов, будь то сословная или классовая разобщенность. Однако по мере утверждения в общественном сознании идей не классового и социального антагонизма, а равноправного представительства и органического сосуществования в обществе различных социальных групп, меняется и сама природа политической жизни.

·Эта эволюция также связана с тем, что по мере развития и практической реализации идей представительства (со времен античной демократии и средневекового парламентаризма) все более широкие слои общества постепенно втягиваются в отправление власти, по крохам нарабатывая опыт участия в общественном управлении. Оно же в свою очередь по мере исторического прогресса приобретает все более черты самоуправления.

·И если изначально в самом существе политики, как особой сферы общественной жизни, действительно доминировал момент классового, сословного использования власти, то сегодня политика все больше лишается социальной противопоставленности и все больше приобретает черты обыденного участия представительских элементов в делах государства на основе стремления к общественному согласию.

·Мы уже отметили, что человечеству по мере своего развития пришлось решить немало проблем и пережить немало трагических моментов в поисках и развитии наиболее адекватных своему конкретно-историческому состоянию форм общественной самоорганизации. Однако в исторической перспективе мы всегда можем четко зафиксировать общую тенденцию их развития - тенденцию к идеалу, выраженному в формуле:

·Политика - это искусство общежития.

·Общежития в широком смысле этого слова, как особой сферы человеческой деятельности, которая независимо от структуры и уровня развития социума обеспечивает саморегуляцию и воспроизводство общественных отношений.

·Отмеченные тенденции привели и к принципиальному изменению сущности понятия государства, как формы организации общественного бытия. Применительно к эпохе господства идеологии классового антагонизма можно безусловно признать правоту классиков марксизма-ленинизма, утверждавших, что государство это особый механизм подавления одного класса другим.

·Что же касается века нынешнего и тем более века грядущего, то человечество все более будет исходить из того, что государство - это особый механизм, обеспечивающий регулирование межличностных отношений, отношений между личностью и общественными структурами, а также сосуществование и сотрудничество различных социальных корпораций.

·Назад к содержанию

·10.Судьба России

·Нет народов лучших или худших, есть только - разные.

·В традиции русского национального самосознания придавать исторической судьбе нашего государства значение провиденциалистическое. Мы склонны считать себя народом особинным, стоящим на самых горних вершинах духовного развития и в этом смысле призванным дать миру образец какой-то иной, высокой жизни.

·В основание своих претензий на Богоизбранность мы обычно кладем свою некую особенную нравственность, пронзительную философичность русской литературы и особую свою многострадальность.

·Однако багровый отблеск нашей судьбы, обильной кровавыми переустройствами и пожарищами безумных бунтов мешает, порой, рассмотреть и понять главное, что составляет истинный трагизм русской доли: Мы - единственная великая нация, которая являет миру такую страшную пропасть между своей культурно-исторической потенцией и убожеством реального мира национальной жизни, такое разительное несоответствие между претензиями на общечеловеческое мессианство и беспросветной необустроенностью собственного бытия.

·Пожалуй, мы - единственная нация с такой поражающей несопоставимостью духовных вершин и срединной народной жизни, с такой совестливостью души и уничижительной пренебрежительностью к достоинству человеческой свободы.

·И если уж говорить об особом предназначении нашей судьбы, то оно именно в том особом примере, который мы являем другим народам. Примере, подчеркивающем несостоятельность мессианского подхода к определению роли той или иной нации в контексте общечеловеческой культуры.

·Именно поэтому и представляет значительный интерес попытка найти ответ на вопрос: В чем причина того, что несмотря на все наши претензии на мировое культурное и духовное лидерство, Россия, как цельная сущность всегда поражала мир несообразной своей потенции нищетой и невежеством?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10