рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Философия жизни рефераты

·Только через внутреннюю борьбу между реализуемым добром и злом, через муки переживания этой борьбы человек может подняться до подлинного понимания добра и зла, а значит и стать способным, перейдя в трансцендентальное бытие, творить совершенство и слиться с божественным.

·Этот мир нам дан, чтобы в нем душа развилась до способности слиться с трансцендентальностью. Развиться же она может только через постоянное творение, через осуществление и овеществление (объективирование) всего данного ей в потенции всеобщим творческим началом.

·Парадоксально, но если следовать глубинному смыслу Святого писания, то мы увидим, что эта Книга и о том, как сам Бог прошел через муки постижения добра и зла, через муки обретения подлинной свободы творчества, когда совесть Творца не вопиет от невольного зла, которое может принести Творение. Вчитайтесь в Ветхий завет. Что было положено Творцом в основу высшего нравственного закона для созданного им человечества? Принцип равноценного воздаяния: око за око! Добро за добро, но ведь и зло за зло! Оказался ли состоятельным этот принцип, дал ли он человечеству действительный нравственный стержень, на котором могла утвердиться праведность?

·Нет. Сколько раз самого Бога постигало разочарование от того, что данный им Закон лишь умножал зло и не прибавлял праведности и нравственности! Сколько раз он наказывал человеков (всемирный потоп, Содом и Гоморра и многие другие индивидуальные и массовые казни-воздаяния), пока не понял, что зло не в созданном им же человеке, а в данном ему Законе!

·Это прозрение Бога дало нам Христа, посланного уже не в наказание человека, а в его всепрощение и во искупление сотворенного зла. Такое искупление могла дать лишь личная жертвенность Творца. Однако Христос - Богочеловек. Поэтому это было двойное жертвенное искупление: Бога - за то, что он дал множащий зло Закон; Человека - за то, что творил зло. Именно это двойное жертвенное искупление, а не очередное наказание Человека и открыло новую эру, эру Евангелия. Эру всепроникающей любви и добра, как светоча нравственности и благочестия.

·Но и эта эра еще не открыла человеку Истины всего сущего, освобождающей путь к спасению и подлинной свободе духа - состоянию, которое избавит человека от угнетения обстоятельствами и даст ему силы слить воедино и воплотить в себе объективированное бытие и трансцендентальность. Сегодня мы только на пороге новой великой эры и об этом в свое время будет особый разговор.

·У меня спросили.

·Одна женщина во время беседы спросила меня: "У моей подруги сын - гомосексуалист. Что ей делать?"

·- То, что ее сын имеет "нестандартную" сексуальную ориентацию, достойно сожаления. Но это не значит, что мать должна стремиться исправить этот каприз природы. Она должна принять его таким, как есть, и отдать ему всю свою любовь, защитив от непонимания другими.

·-

·Но ведь это же страшно! Он влюбился в мужчину, у них страстная переписка. Ведь это же противно природе, это может привести к тому, что пресечется их род!

·- Да, это достойно сожаления, но если уж природа так "ошиблась", то нужно принять эту "ошибку" и дать ей реализоваться. Чтобы не искалечить назначенную природой ее сыну жизнь.

·И скажите подруге, что это не помешает ее сыну исполнить свое главное предназначение - быть творцом. Как не помешало это Сократу, Чайковскому и многим другим. Возможно это даже усилило их гений. Лишенные гармонии плоти, они с еще большей страсть искали гармонию в иных сферах. И то, что они дали миру - не это ли высшее оправдание их жизни?

·А род его не пресечется. Ибо истинное родство передается не кровью, а тем, что сверх нашего тела. Разве не бывает так, что кто-то ближе вам, чем брат? А брат - более чужой, чем кто-либо? Родство - это гармонический резонанс душ, встретившихся в вечном круговроте перевоплощений. Не потому ли и в христианстве вера выше родства?

·Назад к содержанию

·4.Цель жизни. Бессмертность души как всеобщий принцип развития

·Жизнь вечная будет всем, но как ты распорядишься этим бесценным даром, чтобы она не превратилась в вечную муку?

·Продолжая тему целеполагания, я должен сказать, что его подлинный дуализм проявляется в том, что жизнь в творчестве, в неустанном следовании цели дает перспективу жизни иной, жизни вечной, как бы мы ни трактовали Бытие: как материалистическую самодостаточную сущность или как объективированное, Богосотворенное бытие.

·Сознание, самосознание - свойство высокоорганизованной объективированной сущности, которая есть далеко не только наше тленное тело и мозг. Всякое индивидуальное сознание формируется в нашем мозгу как особоый информационно-энергетический ном тонкой материи. Развиваясь на протяжении человеческой жизни, он приобретает устойчивость и способность выступать отдельным элементом информационно-энергетических систем более высокого уровня. Биологическая смерть человека ведет к высвобождению этого нома для жизни иной, жизни включенной в жизнь тонкой материи. Той, которая в религиозном сознании воспринимается как трансцендентальное бытие.

·Отсюда легко понять и генезисный смысл нашего объективированного бытия: оно есть лишь этап всеобщего развития и качественного первоплощения материальных сущностей. Этап, на котором происходит созревание энергетических номов. элементов формирующейся сейчас информационно-энергитической сверх-системы, в которую вливаются индивидуальные номы биологической и даже кибернетической форм движения материи.

·Любопытно, что дуалистическое толкование места земного бытия невольно проявляется даже у философов, которых трудно упрекнуть в материализме. Во всяком случае высказывание идеалиста Фридриха Шлегеля может быть равнозначно истолковано как в духе религиозной, так и сугубо материалистической предназначенности человека: "Земной человек - это определенная, необходимая ступень в ряду организаций, имеющая определенную цель. Эта цель земного элемента на высшей ступени организации - раствориться, перейти в высшую форму, возвратиться в свободу высшего элемента".[Шлегель Ф. Развитие философии в 12-ти книгах. Эстетика. Философия. Критика. М. 1983. Т.2 стр. 186 - 187]

·Конечно, это лишь общее представление о принципах перевоплощения материи из ее биологической и социальной форм движения в движение тонкой материи. О сущности этого перевоплощения и перехода к сверх-системам пока мы можем строить только гипотезы и догадки.

·Можно предположить, что не всякий информационно-энергетический ном может созреть в течении биологической жизни до способности к интеграции в сверх-системы. Это может произойти или в результате преждевременной биологической смерти или от того, что у человека не хватило воли к развитию своего индивидуального сознания до его полного структурирования в качестве устойчивого энергетического нома.

·Не этим ли объясняются феномены "воспоминания" о прежней жизни, которые зафиксированы с достаточной достоверностью во многих случаях? Может быть до полного "созревания" нома должно пройти не одно его разворачивание от точки сингулярности сознания (в момент его "вхождения" в зародыш человеческого энергоносителя) до того момента, когда он достигнет "зрелости" целостной устойчивой системы? При этом всякая неудачная попытка достижения зрелости завершается возвращением к новому циклу: "сворачивание" (сингулярное сознание) - вхождение в новый энергоноситель - "разворачивание" и формирование целостного нома.

·И если возвратиться к понятиям смысла и целеполагания индивидуальной жизни, то можно сказать, что возможность перехода индивидуального сознания в сферу включенности в сверх-системы (или если хотите в трансцендентальность) обуславливается степенью творческой реализации личности, осуществлением всех ее потенций к образованию связей.

·Всякое воплощение индивидуального сознания, осуществляясь, приближает нас к рождению мирового сознания, информационно-энергетической сверх-системы, возникновение которой есть результат эволюции объективированной сущности от простейших форм к высшим.

·Однако хотя вся эта детализация носит лишь гипотетический характер, свидетельств того, что такое понимание общего принципа развития отражает реальность, мы имеем уже достаточно: феномен отстраненного сознания, переживаемого в моменты клинической смерти, раздвоение сознания, феномен воспоминания о прошлой жизни, пророчества и т.д.

·Я не буду перечислять громадное множество достаточно достоверно зафиксированных свидетельств об этих феноменах, хотя они так будоражат наше воображение. Приведу лишь одно свидетельство, безусловно пережитое мной. Моя жена находилась в роддоме. В ночь перед рождением дочери я долго не мог заснуть. После того, как мной овладело сонное забытье, я вдруг словно очнулся от мощной вспышки какого-то ослепительного сияния. Машинально взглянул на часы: было около трех часов ночи. Как оказалось, именно в это время родилась моя дочь.

·В моей жизни были и другие случаи соприкосновения с трансцендентальностью, однако они носят слишком личный, интимный характер, чтобы распахивать свою душу на виду у всех без боязни быть не понятым. Для меня существование инобытия, тонкого мира, трансцендентальности есть подлинная реальность, без которой мир просто немыслим.

·Взаимодействие с тонким миром есть неизбежный и закономерный результат логики развития объективированного Бытия. Его трансформация в инобытие столь же очевидны и предсказуемы на основании уже имеющихся у человека знаний, как очевиден и предсказуем результат действия закона всемирного тяготения, привязывающего наше бренное тело к земной тверди.

·Здесь стоит подвести некоторые итоги того, что уже нами сказано:

·Смысл человеческого бытия, да и вообще бытия заключается в творении.

·Только оно есть истинное наше предназначение, только творение подлинно приближает нас к трансцендентности, к Богу. Только оно приближает нас к истинной свободе, дает праведность жизни.

·Цель человеческой жизни - полная реализация, осуществление своих творческих возможностей, способностей, потенций.

·Только полная реализация, свершенность жизни есть истинное предуготование к инобытию, только она обеспечивает возможность достижения нашим индивидуальным номом готовности к новому качеству, готовности к слиянию со сверхсистемами.

·Цель же и смысл Творения - полное осуществление трансцендентальности, реализация божественного.

·Это и есть священный круг: Трансцендентальность, Бог осуществляется в нас. Мы осуществляемся в Трансценденталь-ности, Боге. Реализация Трансцендентальности, Бога и человека есть творение Бытия во всех его проявлениях, воплощениях, объективациях.

·Однако творение и целеполагание кроме чисто онтологического смысла имеет и нравственно-этический смысл. Что мы творим - Добро? Зло? Вернемся к уже поставленному нами вопросу о том, как должна осуществляться реализация личности, чтобы не творить Зло? Что вообще является истинным критерием высшей нравственности и праведности личностного бытия?

·Назад к содержанию

·5.Категорический универсум

·- И это всё? - Всё. Просто, как всё гениальное. Но чтобы постичь это, нужно чтобы в Вас вошла вся предшествующую жизнь человечества.

·Составлением этических поведенческих систем, обеспечи-вающих здоровое развитие социального организма и разрешающих противоречия между общественным и индивидуальным началом, человечество занимается, наверное, с самых первых шагов своего существования.

·При этом явственно различаются два подхода: разработка перечней этических норм, соответствующих поведенческим ситуациям, и попытки определить универсальный критерий этических оценок.

·Первый подход получил свое наиболее полное воплощение в религиозных системах: десять заповедей, нагорная проповедь Христа, шариат и т.д. Заслуга этих систем в нравственном совершенствовании человечества несомненна. Именно благодаря им нравственный прогресс стал реальностью.

·Однако и эти системы не смогли приобрести всечеловеческой характер, преодолеть антагонизм религиозных культур. Споры о религиозно-нравственных приоритетах были и до сих пор остаются источниками вражды и войн, а религиозная практика зачастую распространяет этические нормы только на единоверцев.

·Главный порок этих систем в том, что ни одна из них (хотя каждая и претендует на истинность) не обеспечивает подлинного единства человечества во всем многообразии культурно-исторических типов, не обладает универсализмом, создающим основу для преодоления конфессиональных антагонизмов и жизни в едином Боге. При этом практически все системы подчеркивают не только свою исключительность, но и принципиальную несовместимость с другими.

·Именно поэтому человек всегда стремился найти универсальный этический закон, который мог бы не только охватывать и разрешать все многообразие поведенческих ситуаций, но и обеспечить единство подходов человечества к определению нравственных критериев.

·Еще в VI веке до нашей эры греческий философ Питтак из Митилены сформулировал правило, которое можно считать наиболее ранней формулировкой универсального этического принципа: "Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам". В последствии эта установка трансформировалась в золотое правило христианской этики: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки." [Евангелие от Матфея 7:12]

·Стоит однако заметить, что выведение этой формулы - заслуга не только европейской и христианской мысли. Примерно в одно время с Питтаком китайский философ Конфуций (ок.551-479 гг. до н.э.) учил, что претворять гуманность (жэнь, основное понятие этики Конфуция) означает, в частности, "не делать другому того, чего не пожелал бы себе".

·Самое примечательное в приведенных нами формулировках - высший этический Закон исходит фактически не из трансцендентальности, не от Бога, а из человека. Построенная на этом принципе система нравственных ценностей является по существу своему эгоцентричной и как бы не имеет внешнего источника.

·Для древнего грека такой образ мышления, которому соответствует золотое правило, вполне естественен. Однако поразительно, что этот совершенно несвойственный для ортодоксально-религиозного мышления эгоцентризм как бы "не замечает" христианское богословие. Традиционная религиозная мысль отмечает здесь лишь то, что на поверхности: золотое правило исходит от Христа. А то, что он прямо указывает: система этических координат исходит из персонифицированной души, остается как бы сокрытым, опущенным "за незначительностью".

·И это вполне понятно: ортодоксально-религиозное мышление исходит из того, что во всяком Законе должно быть начало божественное, а не человеческое. В эту мировоззренческую систему просто не вписывается ни творческое Богоподобие человека (о чем мы уже говорили), ни то, что именно в человеке заключено высшее нравственное начало объективированного бытия.

·Еще один шаг к формулировке высшего этического Закона сделал Кант. Его категорический императив - безусловно приближение к универсальному началу: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". [Кант И.Соч., т4, ч.1 М.,1965. Стр. 260 ]

·Однако сам же Кант понимал, что побный подход к определению высшей этической установки требует все же введения определенных ограничений, которые позволили бы избежать чисто формального понимания этики: "...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". [Кант И. Соч., т4, ч.1 М.,1965. Стр. 270]

·Но ни золотое правило, ни категорический императив все же не являются действительно всеобъемлющим, универсальным этическим законом, в котором бы так же отражалось истинное место человека в общей системе ценностей.

·В этих формулировках содержится определенный изъян, который не только значительно ограничивает сферу их действия, но и возводит к абсолюту эгоцентризм закона, лишая его универсализма. Отсюда неизбежное обращение закона в свою противоположность: вместо всеобщего начала нравственности, он становится началом, от которого - путь к злу.

·Иначе говоря, золотое правило и категорический императив законы-оборотни: представляясь абсолютно универсальными, они по существу своему представляют абсолютно противоположное универсализму начало.

·Если я должен поступать с людьми так, как мне хотелось, чтобы и они поступали со мной, то я неизбежно буду переносить на других людей весь комплекс моих представлений об этике отношений. Индивидуальное переносится на общее и определяет его. Тупиковость буквального следования этому принципу очевидна: далеко не во всех случаях будет совпадать то, что желало бы Я с тем, что желали бы Мы, но именно Я предписано определять принципы "общего законодательства".

·Это можно проиллюстрировать массой примеров от простейше-бытовых до глобально-планетарных. Представьте себе двух людей, один из которых любитель бражных и шумных компаний, другой - погруженный в себя философ. Теперь поселите их в одно место. Хотя бы в одну комнату студенческого общежития и пусть они применят друг к другу золотое правило.

·Представьте себе человека, в характере которого заложена потребность следования за лидером, и человека, для которого свобода самопроявления - высший идеал. Куда будут направлены максимы их воли, скажем, при определении политического устройство общества? К полному неприятию демократии у первого и полной неприемлемости диктатуры у второго. Вот вам и готовые исходные данные для этического и социального конфликта, порождаемого неизбежным в этой ситуации навязыванием чужой воли.

·Конечно, к этим формулам можно пристегнуть массу оговорок, "исправляющих" возможные "огрехи" их действия, однако это не изменит существа проблемы ни на йоту, ибо порок закона в самой его сути.

·Я ясно вижу, что человечество не может удовлетворить ни попытка составить перечни этических норм, исчерпывающих все возможные бытийные ситуации, ни предложенные этические универсумы.

·Первые потому, что не могут исчерпать всего разнообразия ситуаций и кроме того, не имеют подлинно универсального и общечеловеческого характера, так как относятся к конкретно-историческим типам культур.

·Вторые потому, что возводят в абсолют эгоцентризм и в силу этого не позволяют гармонизировать отношения человек - человек, человек - общество, общество - человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10