рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Философия жизни рефераты

·Так где же тот Категорический Универсум, который мог бы действительно внести в человечество подлинную гармонию отношений? Который мог бы стать всеобщим этическим Законом, основой и критерием подлинной нравственности.

·Решая эту проблему мы вновь должны обратиться к стержневому понятию Бытия - творческому началу. Я говорю: Высший Этический Закон, который я называю Категорическим Универсумом, - прост. Он - органическое следствие определения высшего смысла и цели Бытия.

·Реализуя свое Я, стремись к тому, чтобы максима твоей реализации либо совпадала с максимами реализации других Я, либо нейтрализовала, реализуя их, либо была направлена параллельно им, но не ограничивала и не препятствовала этим максимам.

·Или: Реализуя свое Я-Творец, ты можешь делать все, что хочешь и можешь, но поступай так,чтобы не ограничить и не воспрепятствовать реализации другой личности.

·У меня спросили

·У меня спросили: "А если в человеке заложены садистические начала, то как быть с реализацией такой личности? Следуя вашей логике, его садистическое начало тоже должно найти свое воплощение!"

·- Да. Чтобы не произошло разрушение личности порожденными воздержанием чудовищами, чтобы она достигла полной своей воплощенности, садистическое начало тоже обязано реализоваться.

·- Однако как это возможно?

·- Вы сами теперь можете дать ответ: если максима садистической воли нейтрализует максиму мазохизма. Все очень просто: достаточно, чтобы садист встретился с мазохистом. Пределы их взаимоотношений определяются Категорическим Универсумом. Не преступая их, человек не нарушит высший этический Закон, но даст возможность взаимной реализованности.

·Не слишком ли у нас опыта, чтобы наконец понять: Все что подавляется в психике человеке, неизбежно прорвется неуправляемой паталогией. И то, что говорю я, это не потакание в человеке Зверю, это приручение его. То же самое относится и к сексуальной "нестандартности".

·- А если это педофилия?

·Даже если ребенок склонен принят ее, это будет подавлением несформировавшейся еще воли, а значит противоречием Категорическому Универсуму. В отношении несформировавшейся воли любое действие чревато ее подавлению. Поэтому в отношении ребенка даже самые очевидно благие намерения должны осуществляться со всей осторожностью.

·А если человек склонен к пьянству, он тоже должен реализовать это свойство своей натуры?

·- Мера всему и критерий всего - способность творения. Алкоголь, разрушая психику и организм, ограничивает возможности творения, убивает в человеке творца.

·- А как же быть с теми, чье творчество наоборот стимулировалось вином?

·- Человек должен найти в себе силы, чтобы не превзойти меру, за которой вино приводит к убийству в нем творца.

·Назад к содержанию

·6.На пороге новой эры

·Первое откровение от Бога. Второе откровение от Богочеловека. Третье откровение будет от Человека.

·Я уверен, что в третьем тысячелетии человечество переживет еще одну нравственно-этическую революцию, которая вознесет человека на вершину персоналистической воплощенности, вершину земной свободы. И с этой вершины перед человеком откроется новый горизонт: ведущей тенденцией станет не персонификация, не обретение личной свободы индивидуальности, а стремление человеческого социума (сообщества индивидуальностей), к слиянию в единый мировой организм, единую информационно-энергетическую систему.

·Но ведущей линией начала третьего тысячелетия будет именно освобождение индивидуальности, достижение полноты индивидуальной воплощенности.

·Блестяще существо этой революции было выражено Бердяевым, которого с полным основанием можно считать одним из первых предвестников наступления новой эры. "Моя попытка построить философию вне логической онтологической и этической власти "общего" над личным плохо понимается и вызывает недоумение. Но я уверен, что все основы философии требуют пересмотра в этом указанном мной направлении. Это имеет важные социальные последствия, но еще более последствия религиозные и моральные. Такой тип философии совершенно ошибочно было бы смешивать с философией прагматизма или с философией жизни. Персоналистическая революция, которой по-настоящему еще не было в мире, означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному миру, к духовному миру." [Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М. "Книга" 1991 г. стр.298-299 ]

·Основа этики эры персоналистической революции - Категорический Универсум, который сформулирован в предыдущей главе. Важнейшая особенность КаУм - способность разрешения противоречия между требованиями всеобщей необходимости и личностной реализацией. Оно разрешается перемещением центра объективации этических норм к субъекту.

·Этический Закон становится внутренним законом, не требующим переложения в нормы всеобщего, которые не способны исчерпать все многообразие частного.

·Действительно, если наша реализация сознательно ограничивается "реализационными полями" других, но в пределах своего "поля" индивидуальная воля не ограничена ничем - разве это не истинно новая ступень человеческой свободы?

·Вы можете спросить: что это за подлинное освобождение духа, если оно ограничено свободой других? Чем оно отличается от не свободы? И разве оно избавляет человека от переживания ограниченности свой свободы другими индивидуальными волями?

·Но не бойтесь этого противоречия, ибо оно есть истинно жизненная сила. Бойтесь всего абсолютного. В том числе и абсолютной свободы. Абсолют это исчерпанность развития, движения.

·Подлинная свобода это свобода внутренняя, свобода осознания своих возможностей и свободное парение в них. Истинно: учитывать волю других не значит жить по воле других. Свобода - это полнота личной возможности и в этом смысле КаУм дает действительно бесконечную свободу ибо в каждом из нас - безграничность вселенной.

·Человек - существо общественное, в нем воплощено единство и противоречивость общего и индивидуального. Поэтому истинная свобода и может быть достигнута только через воплощение этого единства и противоречивости, через гармонизацию воли личной и максимы общей воли. Осознание безусловной необходимости этого и есть путь к обретению подлинной свободы и нравственной жизни.

·Было бы наивным полагать, что жизнь по КаУм есть полное избавление от противоречий между волями людей. Было бы наивным полагать, что можно уже сейчас прожить жизнь в строгом соответствии с КаУм. Даже если человек подлинно хочет не воспрепятствовать реализации другого, он может это сделать по неведению. Но безусловно то, что нужно жить в стремлении к полному следованию Закону, в стремлении приводить все свои поступки в соответствие с высшей этикой.

·Принятие этики Категорического Универсума будет знамением вхождения человечества в новую эру, которая имеет и религиозный смысл.

·Высокий смысл этой эры в грядущем Пришествии. Но не в возвращении Христа-искупителя, а в схождении Святой Троицы на человечество, ее воплощении в нем. и это будет признанием того, что всякий человек - истинно сын Божий, его душа - частица органическая и неотъемлемая самой Трансцендентальности, самого Творца. Грядет пришествие Трансцендентальности, вхождения Бога в дух каждого. Но человечество должно предуготоваться к этому.

·Следующая жертва Бога вновь во Христе, но не в смерти и воскрешении его в инобытии, а в жизни среди нас. Христос войдет в каждую душу человеческую, но всякая ли душа будет готова принять его?

·У меня спросили

·У меня спросили: "Что есть: человек, живущий по этике третьего тысячелетия? В чем его правда? В чем сила?"

·Он истинно свободен, ибо живет в согласии с истинным смыслом, целью Бытия и лишен оков, которые неизбежно накладывает следование общим нормам.

·Это истинно Человек, ибо он не овца в стаде, не лицо в толпе, во всем следующее общим порывам. Он истинно нравственен, ибо единый и непреложный Закон сообщества Творцов движет им: реализуясь сам, не препятствуй воплощению Творца в другом. Не в этом ли все не убий, не укради, не прелюбодействуй, помни день субботний, сверши хадж и многие иные внутренние законоположения, которым следует человечество во всех своих культурно-исторических проявлениях? Это воистину любящий человек, ибо ближний для него - то же, что и он сам.

·Истинно не спит в нем совесть и говорит: "Бди", ибо как ей молчать, если не пройдешь ты по лесу, не раздавив муравья, если не свершится жизнь твоя без чьей-то боли? Нет праведника без греха, но не должно быть греха без искупления - в этом праведность.

·Истинно нет предела его творческой силе, ибо не говорят ему: не делай так, а делай, как все делают. Истинно свято ему всякое доброе наследие человеческое, ибо разрушение его есть убийство чьей-то творческой воли, направленной к инобытию. Истинно Бог в нем, ибо не вместе ли они Творцы?

·Назад к содержанию

·7.Счастье

·Счастье - тоже искусство возможного.


·Однажды один мой знакомый сказал: "Все твои умопостроения о новой философии, открывающей человечеству дорогу к счастью, я могу разрушить одним вопросом: Счастлив ли ты сам?"

·- Да, ибо я знаю, что такое счастье, и я счастлив, насколько это вообще возможно.

·Однако для того, чтобы понять смысл ответа и убедиться в его искренности, стоит уточнить само понятие счастья и особенности человеческого переживания этого состояния.

·Счастье - это состояние высшего эмоционального удовлетворения своим реальным бытием.

·Впрочем, в этом определении очевиден элемент упрощения. В нем отсутствует критерий, на основании которого мы можем отличить подлинное, адекватное самому существу человека, счастье от его искусственной имитации, вызванной воздействием на высшую нервную систему алкоголем, наркотиками или прямым раздражением особых мозговых центров.

·Такой критерий определяется, исходя из познанного нами смысла бытия и предназначения человека.

·Счастье - это состояние высшего эмоционального удовлетворения, возникающее в момент резонанса жизнедеятельности человека и его творческой предназначенности, в момент реализации личностных свойств.

·В этом смысле я считаю абсолютно не случайным, что человек испытывает наибольший эмоциональный подъем при оргазме, переживаемом во время одного из самых высших творческих актов, актов зачатия новой жизни. И не стоит это эмоциональное удовлетворение сводить только к физиологии, ведь вполне очевидно, что его глубина находится в прямой связи не только с физиологической, но и с духовной стороной совокупления, дающего начало новому вместилищу живой души.

·Попытка дать рецепт обретения счастья многим кажется наивной и лишенной смысла: ведь нельзя же представить себе эдакое перманентное пребывание в эйфории! Такое состояние просто опасно для человека, ибо резонансная амплитуда может превысить возможности психики, возможности высшей нервной системы и разрушить ее.

·Однако все становится на свои места, когда мы осознаем, что счастье это действительно только одномоментное ощущение резонанса или реализованности. Поэтому переживание счастье осуществляется лишь в актах свершенного творчества, лишь в реализационных моментах воплощения личности.

·Человек переживает счастье, когда чувствует, что ему удалось реализовать какую-то еще не воплощенную сторону свой личности, когда наступает мгновение сотворенности, воплощенности его творческого начала. Так подлинно счастлив был поэт, воскликнувший: "Ай да Пушкин. Ай да сукин сын!" Так подлинно счастлив бывает человек, взошедший на свою вершину: "Я покоритель!"

·И в конечном счете, степень переживания человеком счастья (замерь мы уровень эмоционального всплеска в энергетическом потенциале) не зависит от того, Пушкин ли закончивший "Руслана и Людмилу" Вы или простой программист-компьютерщик, сработавший на пределе своей возможности.

·Строго говоря, степень эмоционального переживания не зависит от объекта, вызвавшего его, но пропорциональна тому, насколько этот объект обеспечивает реализацию качеств и возможностей субъекта

·.

·Образно говоря, радость женщины, купившей понравившуюся ей шляпку по цене соразмерной возможностям кошелька, не меньше радости миллионерши, приобретшей убор от Версачи по цене соразмерной возможностям счета в швейцарском банке.

·Говорят, что по этому поводу американские психологи провели даже серию экспериментов. Они с точностью научного опыта подтвердили реальность приведенной закономерности. И все же у многих эти строки несомненно вызовут скепсис. Во всяком случае на первый взгляд подобное правило несет на себе несомненную печать идеализации. Подобно той, которая связана с использованием в физике понятия "идеальный газ"

·Проиллюстрировать это можно весьма показательным примером: некто страстный путешественник и ему бы хотелось исколесить на автомобиле пусть не весь свет, но хотя бы его половину. Для этого нужно подходящее авто и, накопив деньги, этот некто приходит в автосалон. Он дрожит от нетерпения и от близости реализации своей мечты, он кладете руки на руль и ... видит как неподалеку, кто-то со скучающим видом садится в джип, о котором наш путешественник даже не смел мечтать.

·Уверен, что сколь бы философично этот некто не смотрел на жизнь, свет радости в его душе хотя бы ненадолго, но затмит облако сожаления о том, что ему не дано. И разве вы не переживали подобные мгновения? И все же: "богатые тоже плачут".

·Однако в этом не просто утешение отстранения от обстоятельств. В этом есть более глубокий смысл. И если приведенный пример действителен для частного случая, то в оценке целостной удовлетворенности бытием все же действует правило, согласно которому в обстоятельствах, не несущих непосредственной угрозы для существования человека (т.е. в случаях усредненных обстоятельств жизни) общий потенциал позитивного и негативного в эмоциональном переживании жизни все же не зависит напрямую от объекта переживаний.

·Проще говоря, независимо от того, миллионер вы или человек с обычным достатком, общий баланс положительных и отрицательных эмоций, испытанных вами за свою жизнь, и уровень этих эмоций будут примерно одинаковы.

·Баланс, уровень переживаний зависит только от личностного потенциала, возможностей и способностей личного мировосприятия.

·Подобные суждения можно было бы проиллюстрировать массой примеров. Как положительных, так и отрицательных. Во всяком случае, стресс миллионера лишившегося на биржевой игре трети своего капитала действительно нисколько не меньше и не больше стресса старушки, у которой украли треть ее пенсии.

·Однако эти примеры, в чем я уверен, ни на йоту (при абсолютной их очевидности) не убедят вас. И печальный вздох: "Мне бы их заботы!" по поводу одинаковости степеней переживания жизни миллионера и середняка (который звучит кстати как из одних, так и других уст с равным житейско-философическим сожалением) сводит на нет внутреннее принятие этой закономерности.

·И все же, только через осознание факта реальности этой закономерности лежит дорога к переживаниям счастливой удовлетворенности своим бытием.

·И главный вывод, который стоит сделать, звучит так: счастье это тоже искусство возможного, и мерой своего мировосприятия необходимо избрать только меру своего Я.

·Воистину: каждому свое! Познай пределы своих возможностей и способностей и строй здание своего счастья в этих координатах. Ибо мера пережитого при этом - только ты сам.

·Нет смысла заглядываться на соседа там, где ты не можешь его превзойти. Живи своей жизнью и стремись превзойти только самого себя или уже созданное, если чувствуешь к этому силы

·.

·И здесь уж не так важно, расширяешь ли ты поле своей жизни, либо удобряешь его, ибо равно счастлив человек, который расширяет пределы возможного или осваивает в меру возможного эти пределы.

·Но есть все же то, что позволит любому подняться выше всех пределов и воспарить над ними. Это наше творчество, наше стремленье создать что-то, что явило бы миру всю неповторимость вашего Я. Только творение дает человеку непревзойденное чувство парения к трансцендентальности, к Богу.

·Не купленное и не украденное ставит тебя выше обстоятельств, а только твое творение. Ибо только так свершается в полной мере твоя земная предназначенность.

·Интуитивное принятие этого давно жило во мне, даже когда не получало еще осознанного воплощения. В этом и секрет того, что я удовлетворен своей жизнью, что я пережил немало счастливых мгновений своей свершенности.

·Я достаточно рано осознал меру своего "Я" и стремился строить жизнь в гармонии с возможностью, ставя лишь те цели, которые были мне по плечу и стараясь не сожалеть о том, что для меня невозможно. Я всегда стремился реализоваться в пределах мира действенного влияния моей энергетики. И возможно поэтому избежал многих разочарований, которые так часто отравляют жизнь тем, кто не живет в гармонии с мерой своего "Я".

·И если я чего не достиг, то виню в этом только самого себя, а не обстоятельства и тем более не других людей. Если что-то не получилось - значит это не хватило моей энергетики преодолеть внешние обстоятельства.

·Я никогда не ждал от жизни ничего хорошего, которое мне бы досталось по счастливому случаю, именно поэтому я никогда не имел повода разочароваться в жизни, ни в людях, с которыми меня сталкивала судьба.

·И от жизни и от близких людей мы получаем столько и то, сколько и что сами даем им.

·Если я не богат, то это потому, что я не умею делать деньги, как делают их другие. И если я завидую им, то только философски, без тени злобы. Ведь стоит ли отравлять жизнь если тебе что-то не дано? Но я могу многое другое, что делает мою жизнь полной и дает ощущение свершенности. Я счастлив, потому что понял, что в мире есть совсем не много ценностей, ради которых стоит жить, а все остальное - суета, не стоящая сожалений.

·В моей жизни было много того, что могло бы сделать меня озлобленным: отравленное семейным неблагополучием детство, уход отца, моя некрасивость в юности (когда так хочется любви) и многое другое, что не больше и не меньше чем у других - но мое.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10