рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Культура Руси XIV-XV в.в. рефераты

¦ ¦ ¦ ¦время реставраторы возродили древний

¦ ¦ ¦ ¦облик храма, восстановив его трехло-

¦ ¦ ¦ ¦пастное завершение.

¦ ¦ ¦-церковь¦ Во второй половине XIVв. появилось

¦ ¦ ¦Спаса ¦новое стремление к нарядному, декора-

¦ ¦ ¦Преобра-¦тивному убранству постройки. Это

¦ ¦ ¦жения на¦стремление отчетливо проявилось в

¦ ¦ ¦Ильине ¦церкви Спаса на Ильине, построенной в

¦ ¦ ¦улице ¦1374г. Здесь декоративная обработка и

¦ ¦ ¦1374г. ¦апсид еще более разнообразная и бога-

¦ ¦ ¦ ¦тая.На фасады здесь возвращены лопатки,

¦ ¦ ¦ ¦плоскости стен оживлены разнообразными

¦ ¦ ¦ ¦нишками, декоративными крестами. Мощ-

¦ ¦ ¦ ¦ная апсида украшена двухярусной аркадой

¦ ¦ ¦ ¦из полуваликов.

¦ ¦ ¦-церковь¦ Ярким памятником новгородского зод-

¦ ¦ ¦Петра и ¦чества начала XVв. является церковь

¦ ¦ ¦Павла в ¦Петра и Павла в Кожевниках, подражаю-

¦ ¦ ¦Кожевни-¦щая храму Федора Стратилата. Кладка из

¦ ¦ ¦ках 1406¦камней неправильной формы и различных

¦ ¦ ¦ ¦оттенков в сочетании с лопаткими и

¦ ¦ ¦ ¦арочными перемычками из брускового кир-

¦ ¦ ¦ ¦пича, создает живописное впечатление.

¦ ¦ ¦-церковь¦ Подражание памятникам древности ска-

¦ ¦ ¦Иоанна ¦залось в следовании образцам не только

¦ ¦ ¦Предтечи¦XIVв., но и более раннего времени. Та-

¦ ¦ ¦ 1454г.¦ково, например, возведенное в 1454г.

¦ ¦ ¦ ¦новое здание церкви Иоанна Предтечи на

¦ ¦ ¦ ¦Опосах, центра знаменитой новгородской

¦ ¦ ¦ ¦купеческой корпорации - "Иванского

¦ ¦ ¦ ¦ста" - вместо разрушенного здания

¦ ¦ ¦ ¦постройки 1127-1130гг.

¦ ¦ ¦-Грано- ¦ Сохранились и некоторые гражданские

¦ ¦ ¦витая ¦постройки XVв. Это Грановитая палата,

¦ ¦ ¦палата ¦построенная в 1433г. немецкими и нов-

¦ ¦ ¦1433г. ¦городскими мастерами, и Часозвоня,

¦ ¦ ¦ ¦возведенная в 1443г. В Грановитой па-

¦ ¦ ¦ ¦лате заседал Совет господ, она имеет

¦ ¦ ¦ ¦ряд специфических черт готического ис-

¦ ¦ ¦ ¦кусства.

¦ ¦ ¦-Часозво¦ Столп Часозвони является одним из

¦ ¦ ¦ня 1443г¦ранних образцов русской шатровой архи-

¦ ¦ ¦ ¦тектуры. Обрушившаяся в 1671г. Часоз-

¦ ¦ ¦ ¦воня через два года была отстроена

¦ ¦ ¦ ¦вновь, с сохранением основ древней

¦ ¦ ¦ ¦формы, но без шатрового верха.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦4.Тверь ¦ ¦ Ведущая роль в искусстве перешла к

¦ ¦ ¦ ¦другим центрам, где был достигнут наи-

¦ ¦ ¦ ¦более высокий уровень экономического и

¦ ¦ ¦ ¦политического развития, где создава-

¦ ¦ ¦ ¦лись наиболее благоприятные условия

¦ ¦ ¦ ¦для развития художественной культуры.

¦ ¦ ¦ ¦ Таким центром была Тверь. Именно она

¦ ¦ ¦ ¦была первым городом Северо-Восточной

¦ ¦ ¦ ¦Руси, где после нашествия сново нача-

¦ ¦ ¦ ¦лось каменное строительство (главный

¦ ¦ ¦- Храм ¦Тверской храм Спаса Преображения в

¦ ¦ ¦Спаса ¦1285-1290г.). Тверской собор был пост-

¦ ¦ ¦Преобра-¦роен в стиле установившемся во влади-

¦ ¦ ¦женья ¦миро-суздальском зодчестве традиции.

¦ ¦ ¦1285- ¦Это был шестистолпный крестово-куполь-

¦ ¦ ¦1290г. ¦ный храм, украшенный белокаменными

¦ ¦ ¦ ¦рельефами, медными дверями, майолико-

¦ ¦ ¦ ¦вым полом. Но каменное строительство в

¦ ¦ ¦ ¦Твери в XIVв. не было значительным,

¦ ¦ ¦ ¦была построена еще одна каменная цер-

¦ ¦ ¦-1323 г ¦ковь в 1323г., а потом разгром Твери

¦ ¦ ¦каменная¦после восстания в 1327г. надолго осла-

¦ ¦ ¦церковь ¦било ее, и лишь в конце XIVв. наступил

¦ ¦ ¦в Твери ¦новый подъем строительной деятельнос-

¦ ¦ ¦ ¦ти, продолжавшийся и в первой половине

¦ ¦ ¦ ¦XV века.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦-церковь¦ Сохранилась построенная во второй

¦ ¦ ¦Рождест-¦четверти XV века церковь Рождества Бо-

¦ ¦ ¦ва Бого-¦городицы в селе Городне на Волге- не-

¦ ¦ ¦родицы ¦большой четырехстолпный храм на высо-

¦ ¦ ¦ ¦ком подклете. Судя по этим памятникам

¦ ¦ ¦ ¦тверские зодчие основывались на влади-

¦ ¦ ¦ ¦мировских традициях, также стремясь к

¦ ¦ ¦ ¦переработке крестово-купольной системы

¦ ¦ ¦ ¦(повышенные подпружные арки, ярусность

¦ ¦ ¦ ¦композиций),но делали это менее реши-

¦ ¦ ¦ ¦тельно.

¦ ¦ 5.Псков¦ ¦ Своеобразное место в русском искусс-

¦ ¦ ¦ ¦тве XIV-XVвв. занимает зодчество Пско-

¦ ¦ ¦ ¦ва. Псковские сооружения XIV-XVвв.

¦ ¦ ¦ ¦производят впечатление крепостных. Во-

¦ ¦ ¦ ¦енный страж Русской земли на Западе,

¦ ¦ ¦ ¦Псков в течение столетий вел упорную

¦ ¦ ¦ ¦борьбу против завоевателей.

¦ ¦ ¦- камен-¦ В еще большей степени, чем в других

¦ ¦ ¦ ный ¦городах, каменные постройки Пскова

¦ ¦ ¦ кремль ¦имели военное назначение. Именно в

¦ ¦ ¦ ¦Пскове был возведен в XVв. самый боль-

¦ ¦ ¦с 1393 ¦шой каменный кремль, стены которого

¦ ¦ ¦по 1452г¦протянулись на 9 км.

¦ ¦ ¦-Троицк-¦ Вторая половина XIVв. и XVв. были

¦ ¦ ¦кий со- ¦временем весьма интенсивного каменного

¦ ¦ ¦бор ¦строительства в Пскове, многое сохра-

¦ ¦ ¦1365- ¦нилось до нашего времени. В

¦ ¦ ¦1367г. ¦1365-1367гг.был заново выстроен глав-

¦ ¦ ¦ ¦ный псковский храм Троицы. Ставя этот

¦ ¦ ¦ ¦храм, псковские мастера внесли много

¦ ¦ ¦ ¦нового в традиционную схему кресто-

¦ ¦ ¦ ¦во-купольной церкви. Особенно перера-

¦ ¦ ¦ ¦ботана была верхняя часть сооружения,

¦ ¦ ¦ ¦которой был предан динамический ритм

¦ ¦ ¦ ¦по мере приближения к барабану. Поста-

¦ ¦ ¦ ¦мент перед барабаном, видимо, отвечаю-

¦ ¦ ¦ ¦щий подпружным аркам, высоко поднимал

¦ ¦ ¦ ¦главу, имевшую сравнительно небольшой

¦ ¦ ¦ ¦размер. Это придавало постройкам мяг-

¦ ¦ ¦ ¦кость,пластичный,как бы лепной хар-р.

¦ ¦ ¦-церковь¦ Большинству псковских храмов XVв.,

¦ ¦ ¦Василия ¦ранним из которых была церковь Василия

¦ ¦ ¦на Горке¦на Горке (1413г.), характерны

¦ ¦ ¦1413г. ¦небольшие кубического вида постройки с

¦ ¦ ¦ ¦одной главой, украшенной простыми по-

¦ ¦ ¦ ¦ясками в виде треугольных и квадратных

¦ ¦ ¦ ¦углублений. Внешний облик этой церкви

¦ ¦ ¦ ¦очень прост и лаконичен. Церкви обычно

¦ ¦ ¦ ¦имели несколько боковых приделов, еще

¦ ¦ ¦ ¦более усиливавших впечатление тяжести

¦ ¦ ¦ ¦и приземистости зданий. Для церкви Ва-

¦ ¦ ¦ ¦силия характерны каменные звонни-

¦ ¦ ¦ ¦цы, состоявшие из нескольких пролетов.

¦ ¦ ¦ ¦Постройки украшались темно-зелеными

¦ ¦ ¦ ¦поливными изразцами.

¦ ¦ ¦Кончанс-¦Его симметричный обьем был связан с

¦ ¦ ¦кий храм¦ландшафтом ассимитрично поставленной

¦ ¦ ¦Богоявле¦мощной четырехпролетней звонницей -

¦ ¦ ¦ния с За¦едва ли не лучшей в Пскове. Особый ряд

¦ ¦ ¦псковья ¦памятников Пскова образуют совсем не-

¦ ¦ ¦ ¦большие бесстолпные храмы, перекрытые

¦ ¦ ¦ ¦ступенчато-поднимающимися сводами,

¦ ¦ ¦ ¦увенчанными главой-как Николо-Каменог-

¦ ¦ ¦ ¦радская церковь неизвестного времени.

¦ ¦ ¦-Церковь¦Четерехстолпная церковь, апсида котор-

¦ ¦ ¦Успения ¦полукруглая, а боковые-прямоугольные.

¦ ¦ ¦в Мелето¦При повышенных подпружных арках сред-

¦ ¦ ¦ве 1461¦ние членения фасадов сильно приподняты

¦ ¦ ¦-1462г. ¦и плоские пощиповые покрытия образуют

¦ ¦ ¦ ¦такуюже сложную систему, как у Троиц-

¦ ¦ ¦ ¦собора. Такое же строение имели псков-

¦ ¦ ¦ ¦ская церковь Козьмы и Домиана с При-

¦ ¦ ¦ ¦мостья (1462) и некоторые храмы Довмо-

¦ ¦ ¦ ¦нтова города.

¦ ¦6.Москва¦ ¦ Каменное строительство в Москве на-

¦ ¦ ¦ ¦чалось во второй четверти XIVв. Первый

¦ ¦ ¦ ¦этап его относится к 1326-1333гг.,

¦ ¦ ¦ ¦когда были построены четыре небольших

¦ ¦ ¦ ¦каменных храма в Кремле, не сохранив-

¦ ¦ ¦ ¦шихся до наших дней.

¦ ¦ ¦ ¦ В 1367г. в Москве был возведен

¦ ¦ ¦ ¦единственный в XIV-XVвв. во всей Севе-

¦ ¦ ¦ ¦ро-Восточной Руси каменный кремль, и с

¦ ¦ ¦ ¦этого времени началась полоса нового

¦ ¦ ¦ ¦интенсивного каменного строительства.

¦ ¦ ¦-Успенс-¦Каменные постройки этого времени- Успе-

¦ ¦ ¦кий со- ¦нский собор, церковь Спаса на Бору (13-

¦ ¦ ¦бор ¦30), Архангельский собор (1333) и церко-

¦ ¦ ¦1326- ¦вь- колокольня Иоанна Лествичника(1329)

¦ ¦ ¦1327гг. ¦- все они были возведены в Кремле. Все

¦ ¦ ¦ ¦они не сохранились, однако их белока-

¦ ¦ ¦ ¦менная техника свидетельствует о про-

¦ ¦ ¦ ¦должении Москвой традиций владими-

¦ ¦ ¦ ¦ро-суздальского зодчества. Стены

¦ ¦ ¦ ¦Успенского собора украшал резной декор

¦ ¦ ¦ ¦в виде аркатурного фриза. Однако в

¦ ¦ ¦ ¦церкви Спаса на Бору место аркатур-

¦ ¦ ¦ ¦но-колончатого пояса заняла тройная

¦ ¦ ¦ ¦лента плоской орнаментальной резьбы.

¦ ¦ ¦ ¦Церковь - колокольня Иоанна Лествични-

¦ ¦ ¦ ¦ка столпообразная играла роль дозорной

¦ ¦ ¦ ¦вышки Кремля, образуя центральную вер-

¦ ¦ ¦ ¦тикаль его ансамбля.

¦ ¦ ¦-соборы ¦В начале IV века были построены соборы

¦ ¦ ¦Рождеств¦Рождественский (1405 ) Саввино - Сто-

¦ ¦ ¦енский ¦рожевского и Троицкий (1422-1423 )

¦ ¦ ¦1405г ¦Троице - Сергиева монастыря. В отличие

¦ ¦ ¦Троицкий¦от Успенского собора в Звенигороде оба

¦ ¦ ¦1422 ¦монастырских храма массивны и статич-

¦ ¦ ¦ ¦ны.Здесь нет легких фасадных полуколо-

¦ ¦ ¦ ¦нок, а тройная полоса резного пояса

¦ ¦ ¦ ¦пересекает плоскости широких лопаток.

¦ ¦ ¦ ¦В композиции здания присутствует круп-

¦ ¦ ¦ ¦ная глава.

¦ ¦ ¦-Успен- ¦ Крупнейшей постройкой XIVв.был Ус-

¦ ¦ ¦ский со-¦пенский собор в Коломне - городе, ко-

¦ ¦ ¦бор в ¦торому московские князья придавали

¦ ¦ ¦Коломне ¦исключительно важное значение как

¦ ¦ ¦1380г. ¦стратегическому центру на путях борьбы

¦ ¦ ¦ ¦против иноземных нашествий.Расположе-

¦ ¦ ¦ ¦ние ступенями, декоративные закомары

¦ ¦ ¦ ¦Успенского собора создавали эффектив-

¦ ¦ ¦ ¦ный переход к барабану. Этот белокамен-

¦ ¦ ¦ ¦ный храм был закончен накануне Кули-

¦ ¦ ¦ ¦ковской битвы и не дошел до наших вре-

¦ ¦ ¦ ¦мен.

¦ ¦ ¦-Успен- ¦ Древнейшими сохранившимися памятни-

¦ ¦ ¦ский со-¦ками московского зодчества является

¦ ¦ ¦бор в ¦Успенский собор в Звенигороде (около

¦ ¦ ¦Звениго-¦1400г.), собор Саввина - Сторожевского

¦ ¦ ¦роде ¦монастыря в Загорске (1422г.). Эти

¦ ¦ ¦1400г ¦московские сооружения следуют образцам

¦ ¦ ¦ ¦владимирских зданий, но выполнены они

¦ ¦ ¦ ¦с меньшим декоративным убранством.

¦ ¦ ¦ ¦Стройный и изящный, приподнятый на

¦ ¦ ¦ ¦высоком цоколе, с легкой главой храм

¦ ¦ ¦ ¦изысканно и сдержанно украшен. Тонкие

¦ ¦ ¦ ¦лопатки с полуколонками членят его

¦ ¦ ¦ ¦фасады, завершенные килевидными зако-

¦ ¦ ¦ ¦марами, тройные ленты плоского резного

¦ ¦ ¦ ¦орнамента опоясывают здание на уровне

¦ ¦ ¦ ¦хоров, идут поверх апсид и барабана

¦ ¦ ¦ ¦главы. Зодчим этого собора был выдаю-

¦ ¦ ¦ ¦щийся мастер.

¦ ¦ ¦Спасский¦ Характерный пример раннемосковского

¦ ¦ ¦собор ¦зодчества -Спасский собор Андронникова

¦ ¦ ¦Андронни¦монастыря. Килевидная форма арок возни

¦ ¦ ¦кова мо-¦кла по тем же причинам, что и игеовид-

¦ ¦ ¦стыря ¦ная форма купола: с заостренного воз-

¦ ¦ ¦прим1420¦вышения быстрее отводятся атмосферные

¦ ¦ ¦ ¦осадки. Килевидные арочки, окружающие

¦ ¦ ¦ ¦барабан главы, стали характерной де-

¦ ¦ ¦ ¦талью московских церквей. Средняя арка

¦ ¦ ¦ ¦фасада повышена по отношению к боковым

¦ ¦ ¦ ¦что придает динамичность конструкции.

¦ ¦ ¦ ¦Собор Андронникова монастыря высшая

¦ ¦ ¦ ¦точка творческой работы зодчих , рост

¦ ¦ ¦ ¦самобытных черт, коренное переосмысле-

¦ ¦ ¦ ¦ние крестово-купольного системы храма.

¦ ¦ ¦-Успенс ¦1475-1479-Успенский собор в Московском

¦ ¦ ¦кий со- ¦Кремле по проекту и под авторским над-

¦ ¦ ¦бор 1475¦зором итальянского архитектора Аристо-

¦ ¦ ¦-1479г. ¦телем Феораванти, ему было предложено

¦ ¦ ¦ ¦следовать образцу владимирского

¦ ¦ ¦ ¦Успенского собора 12 века. Талантливый

¦ ¦ ¦ ¦мастер не только сохранил красоту и

¦ ¦ ¦ ¦логику древнерусской архитектуры, но и

¦ ¦ ¦ ¦соединил это с ренессансным пониманием

¦ ¦ ¦ ¦архитектурного пространства. Его план,

¦ ¦ ¦ ¦как и фасады, получил равномерное чле-

¦ ¦ ¦ ¦нение. Апсиды замаскированы выступами

¦ ¦ ¦ ¦стен, формы строго геометричны. В со-

¦ ¦ ¦ ¦боре нет хоров круглые колонны несут

¦ ¦ ¦ ¦тонкие кирпичные своды перекрытия. Со-

¦ ¦ ¦ ¦бор удивил современников выдающимися

¦ ¦ ¦ ¦художественными качествами: высотой,

¦ ¦ ¦ ¦светлостью, звонностью и прост-

¦ ¦ ¦ ¦раннством.

¦ ¦ ¦-Благове¦В 1484-1489 - псковские мастера постро

¦ ¦ ¦щенский ¦или в Московском Кремле Благовещенский

¦ ¦ ¦Собор ¦Собор-дворцовую церковь великого князя.

¦ ¦ ¦1484- ¦Это храмы, поднятые на высокий цокольный

¦ ¦ ¦1489 ¦этаж-подклет и окруженные открытой галере-

¦ ¦ ¦ ¦ей. Аркатурно-колончатый пояс на их фа-

¦ ¦ ¦-церковь¦садах и апсидах-дань владимирской тра-

¦ ¦ ¦Ризполо-¦диции. Благовещенский собор, сменивший

¦ ¦ ¦жения ¦старую постройку 14 века, был первона-

¦ ¦ ¦1484- ¦чально трехглавым и сохранял хоры, свя-

¦ ¦ ¦1486гг. ¦занные с дворцом, представлявшим собой

¦ ¦ ¦ ¦сложный комплекс деревянных и каменных

¦ ¦ ¦ ¦палат. От дворца сохранился корпус Гра-

¦ ¦ ¦1487- ¦новитой палаты (1487-1491; зодчие Марко

¦ ¦ ¦1491г ¦Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Это бо-

¦ ¦ ¦Гранови-¦льшой зал площадью около 500 квадратных

¦ ¦ ¦тая пала¦метров при высоте более 9 метров, пере-

¦ ¦ ¦та ¦крытый четырьмя сводами, сходящимся в

¦ ¦ ¦ ¦центре зала на одном столбе.

¦ IX.Живо¦1.Живо ¦а)Твер- ¦ Русское искусство второй половины

¦ пись ¦писные ¦ская ¦XIV-XVвв. восприняло и развило дальше

¦ ¦школы ¦ ¦художественную культуру Древней Руси.

¦ ¦ ¦ ¦Своя живописная школа складывалась в

¦ ¦ ¦ ¦Твери, где живопись стремилась более к

¦ ¦ ¦ ¦новгородским образцам, чем к московс-

¦ ¦ ¦ ¦ким.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б)Новго-¦ Высокого развития достигла во второй

¦ ¦ ¦родская ¦половине XIV-XVвв. и новгородская жи-

¦ ¦ ¦ ¦вопись, опиравшаяся на прочные тради-

¦ ¦ ¦ ¦ции и использовавшая достижения визан-

¦ ¦ ¦ ¦тийского искусства. В живописи Новго-

¦ ¦ ¦ ¦рода XIVв. сложился новый стиль. В

¦ ¦ ¦ ¦новгородских фресках этого времени на

¦ ¦ ¦ ¦смену тяжеловатым, приземистым фигурам

¦ ¦ ¦ ¦пришли узкие,

¦ ¦ ¦ ¦вытянутые изображения людей, многос-

¦ ¦ ¦ ¦лойные композиции; живопись стала бо-

¦ ¦ ¦ ¦лее миниатюрной, изящной, обогатилась

¦ ¦ ¦ ¦цветовая гамма.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦2.Работы¦а)Роспи-¦ Замечательным художником конца XIVв.

¦ ¦Феофана ¦си в цер¦был знаменитый Феофан Грек, приехавший

¦ ¦Грека. ¦кви Спа-¦на Русь из Константинополя. Принеся

¦ ¦ ¦са на ¦лучшие традиции византийского искусс-

¦ ¦ ¦Ильине ¦тва, Феофан Грек органически соединил

¦ ¦ ¦ ¦их с русским искусством, став крупней-

¦ ¦ ¦ ¦шим мастером русской живописи и внес

¦ ¦ ¦ ¦большой вклад в ее идейно-художествен-

¦ ¦ ¦ ¦ное развитие. Феофан работал в Новго-

¦ ¦ ¦ ¦роде и Москве.

¦ ¦ ¦ ¦ В Новгороде сохранились рукописи Фе-

¦ ¦ ¦ ¦офона Грека в церкви Спаса на Ильине.

¦ ¦ ¦-Троица ¦Он воплощал в своих фресковых росписях

¦ ¦ ¦ ¦высокую одухотворенность человека, си-

¦ ¦ ¦-Фигура ¦лу внутренней эмоциональности; страст-

¦ ¦ ¦Макария ¦ную влю к возвышенному и прекрасному

¦ ¦ ¦Египедс-¦духовному состоянию человека.

¦ ¦ ¦кого ¦ Феофан Грек оказал большое влияние

¦ ¦ ¦ ¦на Новгородскую живопись. По-видимому,

¦ ¦ ¦ ¦его учениками была расписана церковь

¦ ¦ ¦Федора Стратилата.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б)Цер- ¦ Замечательным памятником Новгородс

¦ ¦ ¦ковь Ф. ¦кой живописи второй половины XIVв. был

¦ ¦ ¦Строти- ¦огибший комплекс фресок Вологотской

¦ ¦ ¦лата ¦еркви. Эти фрески, принадлежавшие не-

¦ ¦ ¦ ¦звестному новгородскому мастеру.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в)Фрески¦ Жизнерадостные и яркие фрески Воло-

¦ ¦ ¦Волотов-¦товской церкви далеко выходили из ра-

¦ ¦ ¦ской ¦мок сурового аскетического мировоспи-

¦ ¦ ¦церкви ¦тания церкви ив образных формах ис-

¦ ¦ ¦ ¦кусства были проявлением свободы худо-

¦ ¦ ¦ ¦жественного творчества.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦г)Фрески¦ Фашисткие захватчики уничтожили в

¦ ¦ ¦Ковалев-¦большей части еще один шедевр новго-

¦ ¦ ¦ской ¦родской живописи XIVв. - фрески Кова-

¦ ¦ ¦церкви ¦левской церкви. В живописи ковалевской

¦ ¦ ¦ ¦церкви особенно ярко проявилось влия-

¦ ¦ ¦ ¦ние южнославянской художественной тра-

¦ ¦ ¦ ¦диции и выполнялась линейно-графичес-

¦ ¦ ¦ ¦ким изображением.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦д)Иконо-¦ В конце XIVв. сложилось самостоя-

¦ ¦ ¦писание ¦тельное направление живописного ис-

¦ ¦ ¦ ¦кусства - иконописание.

¦ ¦ ¦ ¦ Новгородские иконы этого времени ха-

¦ ¦ ¦ ¦рактеризуются чистотой и сочностью

¦ ¦ ¦ ¦красок, среди которых живописцы осо-

¦ ¦ ¦ ¦бенно любили пламенный киноварный

¦ ¦ ¦ ¦цвет. Композиционные схемы новгородс-

¦ ¦ ¦ ¦ких икон просты и лаконичны. Святые

¦ ¦ ¦ ¦изображались стоявшими в ряд, житейные

¦ ¦ ¦ ¦иконы выполнялись в виде большого

¦ ¦ ¦ ¦изображения святого в центре, окружен-

¦ ¦ ¦ ¦ного со всех сторон маленькими "клей-

¦ ¦ ¦ ¦мами"6 изображающими отдельные эпизоды

¦ ¦ ¦ ¦из жития святого. Большинство икон

¦ ¦ ¦ ¦посвящалось особенно популярным в на-

¦ ¦ ¦ ¦роде святым-покровителям различных хо-

¦ ¦ ¦ ¦зяйственных занятий (Илья-пророк- гро-

¦ ¦ ¦ ¦мовержец; дающий дождь и охраняющий от

¦ ¦ ¦ ¦огня; покровитель скотоводства. Васи-

¦ ¦ ¦ ¦лий, на которого легко перешел культ

¦ ¦ ¦ ¦языческого Вялеса; покровители коне-

¦ ¦ ¦ ¦водства. Флор и Лавр- покровитель

¦ ¦ ¦ ¦плотников и защитник от пожаров Нико-

¦ ¦ ¦ ¦лай -чудотворец.

¦ ¦ ¦ ¦ Широко популярен был культ богороди-

¦ ¦ ¦ ¦цы-заступницы и защитницы обиженных.

¦ ¦ ¦ ¦Посвящались иконы и собственно истори-

¦ ¦ ¦ ¦ческим сюжетам. Так, в Новгороде была

¦ ¦ ¦ ¦распространена икона "Битва суздальцев

¦ ¦ ¦ ¦с новгородцами", посвященная событиям

¦ ¦ ¦ ¦1169г.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦е) Фрес-¦ Крупным памятником псковской живопи-

¦ ¦ ¦ки Снето¦си XIVв. являлись фрески Снетогорского

¦ ¦ ¦горского¦монастыря, весьма архаичные по манере

¦ ¦ ¦монасты-¦исполнения. В них ярко воплотились

¦ ¦ ¦ря ¦своеобразные черты псковского искусс-

¦ ¦ ¦ ¦тва -изображаемые персонажи выглядят

¦ ¦ ¦ ¦сильными и несколько грубоватыми.

¦ ¦ ¦ ¦ Московская живопись первой половины

¦ ¦ ¦ ¦XIVв. развивалась еще в плане архаи-

¦ ¦ ¦ ¦ческих традиций предшевствующего вре-

¦ ¦ ¦ ¦мени. В середине XIVв. роспись мос-

¦ ¦ ¦ ¦ковских соборов была выполнена гречес-

¦ ¦ ¦ ¦кими и русскими мастерами.

¦ ¦ ¦ ¦ С 80-х годов, когда утвердилось ру-

¦ ¦ ¦ ¦ководящее положение Москвы в русских

¦ ¦ ¦ ¦землях, начался расцвет московского

¦ ¦ ¦ ¦искусства. И хотя по размаху московс-

¦ ¦ ¦ ¦кая живопись не имела себе равных, но

¦ ¦ ¦ ¦число уцелевших московских росписей

¦ ¦ ¦ ¦XIV - начала XVв. сравнительно невели-

¦ ¦ ¦ ¦ко. Не лучше и с иконами XVв. Многие

¦ ¦ ¦ ¦из них погибли во времена Тохтамышева

¦ ¦ ¦ ¦разорения Москвы в 1382г. Характерной

¦ ¦ ¦ ¦особенностью московской живописи было

¦ ¦ ¦ ¦сочетание христианской мифологии с

¦ ¦ ¦ ¦местными народными художественными

¦ ¦ ¦ ¦традициями. Москва стала притягатель-

¦ ¦ ¦ ¦ным центром для лучших мастеров живо-

¦ ¦ ¦ ¦писного искусства. Приехал в Москву и

¦ ¦ ¦ ¦Феофан Грек, оставивший глубокий след

¦ ¦ ¦ж)Иконы ¦в московском искусстве росписью церкви

¦ ¦ ¦ ¦Рождества Богоридицы, Архангельского

¦ ¦ ¦ ¦собора, Благовещенского собора. До нас

¦ ¦ ¦ ¦дошли только его иконы Благовещенского

¦ ¦ ¦ ¦собора. Феофан исполнил в нем "Деи-

¦ ¦ ¦ ¦сус"- композицию из трех фигур. Следы

¦ ¦ ¦ ¦влияния Феофана отчетливо прослежива-

¦ ¦ ¦ ¦ются и в иконах, и в книжной миниатюре

¦ ¦ ¦ ¦того времени.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦3. Рабо-¦а)Роспи-¦ Помимо "феофановского" направления,

¦ ¦ты Анд- ¦си Благо¦в московской живописи к XIV-XVв. исс-

¦ ¦рея Руб-¦вещенско¦ледователи отмечают и наличие ряда

¦ ¦лева. ¦го собо-¦произведений, связанных с византийски-

¦ ¦ ¦ра ¦ми и южно-славянскими художественными

¦ ¦ ¦(1405г.)¦традициями. Подъем московского искусс-

¦ ¦ ¦ ¦тва подготовил великий русский худож-

¦ ¦ ¦ ¦ник Андрей Рублев.

¦ ¦ ¦ ¦ В 1405г. он вместе с Феофаном Греком

¦ ¦ ¦ ¦и Прохором из Городца расписывал Бла-

¦ ¦ ¦ ¦говещенский собор.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Роспи¦ В 1408г. работал над росписью восс-

¦ ¦ ¦си Успен¦тановленного Успенского собора во Вла-

¦ ¦ ¦ского со¦димире вместе с Даниилом Черным. Между

¦ ¦ ¦бора ¦1425 и 1427г. Рублев принимал участие

¦ ¦ ¦(1408г.)¦в росписи Троицкого собора Троице-Сер-

¦ ¦ ¦в)Роспи-¦гиева монастыря, а в 1427 -1430г. ра-

¦ ¦ ¦си Троиц¦ботал над фресками Спасо-Андроникова

¦ ¦ ¦кого со-¦монастыря.

¦ ¦ ¦бора ¦

¦ ¦ ¦(1427- ¦

¦ ¦ ¦ 1430г.)¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦г) Фрес-¦ Наиболее ранними из известных в нас-

¦ ¦ ¦ки ¦тоящее время работа Рублева считают

¦ ¦ ¦ ¦фрески Успенского собора в Звенигоро-

¦ ¦ ¦на тему ¦де. Андрей Рублев создавал свою школу,

¦ ¦ ¦страшно-¦следы которой обнаружены в росписях

¦ ¦ ¦го суда ¦Рождественского собора Саввина-Сторо-

¦ ¦ ¦ ¦жевского монастыря.

¦ ¦ ¦ ¦ В московском Благовещенском соборе

¦ ¦ ¦ ¦Рублев написал несколько икон, в боль-

¦ ¦ ¦ ¦шинстве плохо сохранившихся.

¦ ¦ ¦ ¦ Значительно лучше сохранились фрески

¦ ¦ ¦ ¦Успенского собора во Владимире, в рос-

¦ ¦ ¦ ¦писи которых Андрей Рублев принимал

¦ ¦ ¦ ¦участие вместе Данилом Черным. Однако

¦ ¦ ¦ ¦из лучших фресок собора- "Шествие

¦ ¦ ¦ ¦праведников в рай."

¦ ¦ ¦д)Иконы ¦ Значительным произведением Рублева,

¦ ¦ ¦ ¦одним из самых выдающися памятников

¦ ¦ ¦-Троица ¦мирового искусства, является икона

¦ ¦ ¦1411г ¦"Троица", написанная для собора Трои-

¦ ¦ ¦ ¦це-Сергиева монастыря в 1425-1427г.

¦ ¦ ¦ ¦Сюжет иконы"Троица" основан на биб-

¦ ¦ ¦ ¦лейском рассказе о явлении старцу Ав-

¦ ¦ ¦-Архан- ¦рааму и его супруге Саре в образе юно-

¦ ¦ ¦гел Гав-¦шей трех ангелов, один из которых

¦ ¦ ¦риил ¦предсказал Саре рождение сына.

¦ ¦ ¦ ¦ Рублеву принадлежат и другие работы

¦ ¦ ¦ ¦в Троицком соборе. Среди них изображе-

¦ ¦ ¦-Апостол¦ние архангела Гавриила и апостола Пав-

¦ ¦ ¦Павел ¦ла.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦Итог ¦ Усилившийся интерес к являениям при-

¦ ¦ ¦ ¦роды, появление сюжетной повести в ли-

¦ ¦ ¦ ¦тературе и блестящий подъем русской

¦ ¦ ¦ ¦живописи XVв. - все это и многое дру-

¦ ¦ ¦ ¦гое является звеньями одной цепи, мно-

¦ ¦ ¦ ¦гообразными проявлениями того общего

¦ ¦ ¦ ¦процесса развития русской культуры

¦ ¦ ¦ ¦XIV-XV веков, в которых зарождалось

¦ ¦ ¦ ¦рационалистическое и гуманистическое

¦ ¦ ¦ ¦начало.

--------------------------------------------------------------------



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6