рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Культура Руси XIV-XV в.в. рефераты

¦ ¦ ¦ ¦выглягид в поучениях Серапиона как на-

¦ ¦ ¦ ¦казанье божье за грехи.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦- борьба¦ В литературе начала XIVв. отразилась

¦ ¦ ¦против ¦также борьба против шведских и немец-

¦ ¦ ¦шведских¦ких феодалов. Этой теме посвящены

¦ ¦ ¦завоева-¦дружные повести об Александре Невском

¦ ¦ ¦телей ¦и псковском князе Довмонте,ставших лю-

¦ ¦ ¦ ¦бимыми героями литературных произзве-

¦ ¦ ¦ ¦дений. Христианско-религиозная окраска

¦ ¦ ¦повести ¦деятельности героев против завоевате-

¦ ¦ ¦об ¦лей на западных рубежах Русской земли

¦ ¦ ¦Александ¦не закрыта главной патриотической

¦ ¦ ¦ре Невс-¦идеи,отвечавшей настроениям широких

¦ ¦ ¦ком. ¦народных масс.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦-освобо-¦ Подъем освободительного движения

¦ ¦ ¦дитель- ¦против завоевателей в начале XIVв. и

¦ ¦ ¦ные дви-¦начало объединенных процессов в Севе-

¦ ¦ ¦жения ¦ро-Восточной Руси стимулирует и новый

¦ ¦ ¦ ¦подъем литературного творчества, не-

¦ ¦ ¦ ¦посредственно откликавшихся на эти

¦ ¦ ¦ ¦важнейшие исторические явления.

¦ ¦ ¦ ¦ В этот период заметно выдвинулась

¦ ¦ ¦ ¦тверская, а затем и московская литера-

¦ ¦ ¦Тверские¦тура. Ставшая в XIVв. одним из ведущих

¦ ¦ ¦летописа¦политических центров Руси, которая яв-

¦ ¦ ¦ния ¦лялась в то время и крупным культурным

¦ ¦ ¦ ¦центром. Значительный подъем пережило

¦ ¦ ¦ ¦тогда тверское летописание. В Твери в

¦ ¦ ¦ ¦1293г. и 1327г. произошли крупные анти

¦ ¦ ¦ ¦монгольские выступления.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦-борьба ¦ Борьба против ордынцев ярко отрази-

¦ ¦ ¦ротив ¦лись в произведениях тверской литера-

¦ ¦ ¦ордынцев¦туры, какими являются "Повесть об уби-

¦ ¦ ¦ ¦ении князя Михаила Ярославовича","По-

¦ ¦ ¦"Повесть¦весть о Шевколе". Другая повесть пос-

¦ ¦ ¦о Шевко-!вящена восстанию в Твери в 1327г. Исс-

¦ ¦ ¦ле" ¦ледователи древней русской литературы

¦ ¦ ¦ ¦отмечают, что дошедшая в составе пись-

¦ ¦ ¦ ¦менных памятников эта повесть является

¦ ¦ ¦ ¦феодальный переработанный того народ-

¦ ¦ ¦ ¦ного сказания о Шевкале ("Щелкане

¦ ¦ ¦ ¦Дудентьевиче").

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦2.Факто ¦а)Подъем¦ Во второй половиине в истории русс-

¦ ¦ры,влия ¦культуры¦ких зземель наступил новый этап. К

¦ ¦ющие на ¦после ¦этому времени были уже преодолены не-

¦ ¦разви- ¦вторже- ¦которые последствия монголо-татарского

¦ ¦тие ли- ¦ния мон-¦вторжения, настало время нового подъ-

¦ ¦терату- ¦голо-та-¦ема ремесла, торговли, сельского/хо-

¦ ¦ры. ¦тар ¦зяйства.

¦ ¦ ¦ ¦ Русская культура, и в частности

¦ ¦ ¦ ¦русская литература, вступила в этот

¦ ¦ ¦ ¦период в полосу нового подъема. Это

¦ ¦ ¦ ¦сказалось не только в появлении многих

¦ ¦ ¦ ¦новых произведений литературного твор-

¦ ¦ ¦ ¦чества в существующих измененных его

¦ ¦ ¦ ¦формах. Исследователи отмечают появле-

¦ ¦ ¦ ¦ние в начале XIV-XVв. нового"экспер-

¦ ¦ ¦ ¦сивно-эмоционального стиля литератур-

¦ ¦ ¦ ¦ных произведений.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Влия-¦ В этот период усилилось влияние ре-

¦ ¦ ¦ние рели¦лигии на искусство. Писатели и худож-

¦ ¦ ¦гии на ¦ники конца XIV-XVв. стремились пока-

¦ ¦ ¦искусст-¦зать исключающего возвышать психологи-

¦ ¦ ¦во ¦ческого состояния, порождаемого рели-

¦ ¦ ¦ ¦гиозным вероучением,противопоставляя

¦ ¦ ¦ ¦его земному миру со всеми его тяготами

¦ ¦ ¦ ¦и заботами.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Усиле¦ Существенное влияние оказало на ли-

¦ ¦ ¦ние куль¦тературу усиление культурных связей с

¦ ¦ ¦турных ¦южно-славянскими странами. Ведущим

¦ ¦ ¦связей с¦центром в этот период (конец XIV-XVв.)

¦ ¦ ¦другими ¦стала Москва, где создавались наиболее

¦ ¦ ¦странами¦значительные произведения.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦3.Виды ¦а)"Задон¦ В конце XIVв. появилась так называе-

¦ ¦литера- ¦щина" ¦мая "задонщина",авторами которой был

¦ ¦турных ¦ ¦"Сафониий старец рязанец". "Задонщи-

¦ ¦произ- ¦ ¦на", посвященная Куликовской битве,

¦ ¦ведений ¦ ¦идейно и художественно связзана со

¦ ¦ ¦ ¦знаменитым "Словом...", но является не

¦ ¦ ¦ ¦подражением ему, а оригинальным и

¦ ¦ ¦ ¦крупнейшим проявлением древней русской

¦ ¦ ¦ ¦литературы.

¦ ¦ ¦ ¦ Широкое распространение получило

¦ ¦ ¦"Сказа- ¦"Сказание о Мамаевом побоище". Оно

¦ ¦ ¦о мамае-¦воплотило реальные факты событий свя-

¦ ¦ ¦вом побо¦занных с Куликовской битвой.

¦ ¦ ¦ище" ¦ События печальные для Москвы 1382г.,

¦ ¦ ¦ ¦когда произошло нападение Тактамыша,

¦ ¦ ¦ ¦легли в основу особой повести. О Мос-

¦ ¦ ¦ ¦ковском взятии от царя Тактамыша и о

¦ ¦ ¦ ¦пленении земли Руси и эта "Память" го-

¦ ¦ ¦ ¦раздо ближе к народной традиции, чем

¦ ¦ ¦ ¦другие произведения.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Жития¦ Другая группа литературных произве-

¦ ¦ ¦святых ¦дений конца XIV-XVв.-жития святых. В

¦ ¦ ¦ ¦этих произведениях наиболее выпукло

¦ ¦ ¦ ¦проявились черты религиозной ритори-

¦ ¦ ¦ ¦ки,характерные для того времени. Еще в

¦ ¦ ¦ ¦первой половине XIVв. было составлено

¦ ¦ ¦ ¦"Житие Московского митрополита Пет-

¦ ¦ ¦"Житие ¦ра,"которое предназначалось для обос-

¦ ¦ ¦московс-!нования важного для московских князей,

¦ ¦ ¦кого ме-¦тезиса о том, что внимание святого

¦ ¦ ¦трополи-¦Петра в Москве явилось выражением бо-

¦ ¦ ¦та Петра¦жественного предначертания, указывав-

¦ ¦ ¦ ¦шего на Москву как на центр защиты

¦ ¦ ¦ ¦христианства.

¦ ¦ ¦ ¦ В конце XIVв.житийная литература

¦ ¦ ¦ ¦приобрела новый характер. Произведения

¦ ¦ ¦ ¦этого жанра стали использоваться в

¦ ¦ ¦ ¦возвышенном стиле, они обильно украше-

¦ ¦ ¦ ¦ны эпитетами, известными оборотами и

¦ ¦ ¦ ¦выражениями, длинными цитатами из

¦ ¦ ¦ ¦"Священного писания". В этом духе были

¦ ¦ ¦ ¦составлены Епифанием Премудрым "жития"

¦ ¦ ¦ ¦Стафана Пермского и Сергия Радонежско-

¦ ¦ ¦ ¦го.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Сюжет¦ Во второй половине XVв. в русской

¦ ¦ ¦ные по -¦литературе стал развиваться жанр сю-

¦ ¦ ¦вести ¦жетной повести. "Повесть о Петре и

¦ ¦ ¦ ¦Февронии","Повесть о Петре царевиче

¦ ¦ ¦"Повесть¦ордынском"," Повесть о Меркурии Смо-

¦ ¦ ¦о Петре ¦ленском." Произведения этого жарна

¦ ¦ ¦и Февро ¦внешне еще вполне историчны, но в

¦ ¦ ¦нии " ¦действительности здесь уже происходило

¦ ¦ ¦ ¦создание вымышленных литературных сю-

¦ ¦ ¦"Повесть¦жетов, что означало значительный шаг

¦ ¦ ¦о Петре ¦вперед в развитии русского литератур-

¦ ¦ ¦царевиче¦ного творчества.

¦ ¦ ¦ордын- ¦ Общность сюжетов обусловлена единс-

¦ ¦ ¦ком" ¦твом пути культурного развития. На оп-

¦ ¦ ¦ ¦ределенной стадии возникли сюжеты, ко-

¦ ¦ ¦"Повесть¦торые соответствовали общему уровню

¦ ¦ ¦о Мерку-¦духовных, морально-этических представ-

¦ ¦ ¦рии Смо-¦лений средневекового общества, а раз-

¦ ¦ ¦ленском"¦витие художественного мышления приво-

¦ ¦ ¦ ¦дило к более глубокому проникновению в

¦ ¦ ¦ ¦человеке чувства и характеры.

¦ ¦ ¦ ¦

¦XIII. Ар¦1. Воз- ¦а)Оживле¦ Как и в других областях культуры,

¦хитекту-¦рожде- ¦ние веко¦русскому зодчеству и живописи был на-

¦ра. ¦ние ар- ¦вых тра-¦несен тяжелый удар монголо-татарским

¦ ¦хитек- ¦диций ¦нашествием. Однако, по мере того как

¦ ¦туры. ¦ ¦восстанавливалась жизнь в русских зем-

¦ ¦ ¦ ¦лях, оживали и получали новое раззви-

¦ ¦ ¦ ¦тие вековые художественные традиции. В

¦ ¦ ¦ ¦области зодчества другие традиции не

¦ ¦ ¦ ¦прервались. Сохранился, например, бе-

¦ ¦ ¦ ¦локаменный рельеф от церкви в Коломне,

¦ ¦ ¦ ¦построенной в XVв. Это свидетельство

¦ ¦ ¦ ¦того, что имели место попытки возро-

¦ ¦ ¦ ¦дить традиционное искусство резьбы по

¦ ¦ ¦ ¦камню, хотя по качеству исполнения ка-

¦ ¦ ¦ ¦ломенский рельеф намного уступает вла-

¦ ¦ ¦ ¦димиро-суздальским рельефам XII-XIIIв.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Возоб¦ В различных городах Руси в XIV-XVв.

¦ ¦ ¦новление¦возобновилось каменное строительство,

¦ ¦ ¦каменно-¦происходила реставрация старых памят-

¦ ¦ ¦го строи¦ников. Однако ни Суздаль, ни Ростов,

¦ ¦ ¦тельст- ¦ни Владимир, ни Нижний Новгород, ни

¦ ¦ ¦ва, рес-¦Рязань не стали ведущими центрами раз-

¦ ¦ ¦таврация¦вития искусства в XIV-XVв.

¦ ¦2. Общие¦а)Храмы ¦ Ни в какой области русского покрови-

¦ ¦черты ¦ ¦тельства не отразились так тяжело та-

¦ ¦русского¦ ¦тарские погромы, как в русском зод-

¦ ¦зодчест-¦ ¦честве. Каменное строительство на Руси

¦ ¦ва. ¦ ¦прекратилось во второй половине XIIIв.

¦ ¦ ¦ ¦Возобновление его относится лишь к

¦ ¦ ¦ ¦концу XIIIв. как в Новгороде, так и в

¦ ¦ ¦ ¦Тверской земле. В XIV-XVв. различаются

¦ ¦ ¦ ¦особенные черты новгородско-псковского

¦ ¦ ¦ ¦строительства. В Новгороде и Пскове

¦ ¦ ¦ ¦начинают преобладать небольшие храмы с

¦ ¦ ¦ ¦подоронтонным покрытием, лучшими об-

¦ ¦ ¦ ¦разцами являются церкви Спаса-Преобра-

¦ ¦ ¦ ¦жения и Федора Стратилата.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Цер- ¦ Церковь Спаса, построена в 1374г.,

¦ ¦ ¦ковь ¦представляет собой небольшое каменное

¦ ¦ ¦Спаса ¦сооружение, покрытое снаружи различно-

¦ ¦ ¦ ¦го рода украшениями в виде каменных

¦ ¦ ¦ ¦крестов. Этот небольшой храм построен

¦ ¦ ¦ ¦Новгородскими боярами. Внутри церковь

¦ ¦ ¦ ¦украшена великолепными фресками, вы-

¦ ¦ ¦ ¦полненными Феофаном Гречином в 1378г.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Цер- ¦ Поплизости от Спаса, на берегу не-

¦ ¦ ¦ковь Ф. ¦большого ручья, стоит церковь Ф.Стра-

¦ ¦ ¦Стратила¦тилата, построенная посадником Семеном

¦ ¦ ¦та ¦Андреевичем и его матерью Натальей в

¦ ¦ ¦ ¦1360г. Это то небольшое сооружение,

¦ ¦ ¦ ¦прекрасные фрески служат его лучшими

¦ ¦ ¦ ¦украшениями.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦г)Памят-¦ Памятники XIV-XVв. раззбросаны в

¦ ¦ ¦ники ¦Новгороде и его окрестностях и в нас-

¦ ¦ ¦ ¦тоящее время. Однако нельзя без скорби

¦ ¦ ¦ ¦сказать, что например,погибла во время

¦ ¦ ¦ ¦последней мировой войны, разрушены фа-

¦ ¦ ¦-церковь¦шистами церковь на Волотове под Новго-

¦ ¦ ¦ на ¦родом с ее фресками (лучший памятник

¦ ¦ ¦Волотове¦русского зодчества XIVв.).

¦ ¦ ¦ ¦известно, Новгород не подвергался ра-

¦ ¦ ¦ ¦зорительному нашествию моноголо-та-

¦ ¦ ¦ ¦тарских завоевателей, что создало бла-

¦ ¦ ¦ ¦гоприятные условия для развития куль-

¦ ¦ ¦ ¦туры. В конце XIIIв. Новгород вступил

¦ ¦ ¦ ¦в полосу большого подъема.

¦ ¦3.Вели- ¦ ¦Церковь Николы на Липне, построенная

¦ ¦кий Нов-¦ ¦в 1292г. Линию трехлопастного завер-

¦ ¦город: ¦ ¦шения фасадов повторяет размещенный

¦ ¦ ¦ 1292год¦под нею аркатурный поясок, стены цели-

¦ ¦ ¦-церковь¦ком сложены из отесаных лишь с лицевой

¦ ¦ ¦Николы ¦стороны камней различного размера и

¦ ¦ ¦на Липне¦даже пород. Оконные проемы, своды и

¦ ¦ ¦ ¦барабан сложены из кирпича нового типа

¦ ¦ ¦ ¦квадратной или брусковой формы, толщи-

¦ ¦ ¦ ¦ной 9-10 см.Вместо трех апсид осталась

¦ ¦ ¦ ¦одна в центре, причем опущенная до

¦ ¦ ¦ ¦половины здания и в целом приобрело

¦ ¦ ¦ ¦могучую массивность и монолитность.

¦ ¦ ¦-соборы ¦ Новгородские постройки XIV-XVвв. не-

¦ ¦ ¦Юрьева и¦велики по своим размерам. На смену мо-

¦ ¦ ¦Антоние-¦нументальным, величественным зданиям

¦ ¦ ¦ва мона-¦XI-XIIвв. типа Софии, соборов Юрьева и

¦ ¦ ¦стырей ¦Антониева монастырей, строившихся бо-

¦ ¦ ¦ ¦гатой княжеской властью, пришли не-

¦ ¦ ¦ ¦большие сооружения. Изменение объемов

¦ ¦ ¦ ¦зданий повлекло за собой и выработку

¦ ¦ ¦ ¦новых приемов.

¦ ¦ ¦-церковь¦ Сохранились лишь отдельные фрагменты

¦ ¦ ¦Спаса на¦нескольких зданий первой половины

¦ ¦ ¦Ковалеве¦XIVв. Интересна церковь Спаса на Кова-

¦ ¦ ¦ 1345 ¦леве (1345г.),которая повторяет искон-

¦ ¦ ¦ ¦ное позакомарное завершение фасадов.

¦ ¦ ¦ ¦Но три притвора храма, различные по

¦ ¦ ¦ ¦величине и форме, напоминают "прирубы"

¦ ¦ ¦ ¦деревянной церкви, а фасадные лопатки

¦ ¦ ¦ ¦сохранены лишь на углах.

¦ ¦ ¦-церковь¦ Монолитный обьем стройного четверика

¦ ¦ ¦Успения ¦завершается трехлопастным покрытием.

¦ ¦ ¦на Воло-¦Асимметрично расположенные притворы

¦ ¦ ¦товом ¦придают живописность композиции. Зод-

¦ ¦ ¦поле ¦чий стремится достичь единства и сво-

¦ ¦ ¦1352год ¦боды внутреннего пространства, широко

¦ ¦ ¦ ¦расставив столбы и округлив их запад-

¦ ¦ ¦ ¦ную пару.

¦ ¦ ¦-церковь¦ Одним из классических памятников

¦ ¦ ¦Федора ¦новгородского зодчества является

¦ ¦ ¦Страти- ¦простроенная по заказу посадника Семе-

¦ ¦ ¦лата ¦на Андреевича в 1360-61гг. на Торговой

¦ ¦ ¦на Ручье¦стороне церковь Федора Стратилата. Че-

¦ ¦ ¦1361г. ¦тырехстолпный одноглавый храм с трех-

¦ ¦ ¦ ¦лопастными завершениями фасадов, храмы

¦ ¦ ¦ ¦эти очень крупные-в этом их отличие

¦ ¦ ¦ ¦от предыдущих построек. Нарядно

¦ ¦ ¦ ¦внешнее убранство храма. В настоящее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6