рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Культура Руси XIV-XV в.в. рефераты

¦ ¦ ¦ ¦XIV-XVв. многообразие изделий еще бо-

¦ ¦ ¦ ¦лее увеличивалось. Посуда украшалась

¦ ¦ ¦ ¦орнаментами (волнисто -линейными, в

¦ ¦ ¦ ¦виде насечек или наненение треугольным

¦ ¦ ¦ ¦штампиком).

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Детс-¦ Среди глиняных игрушек XIV-XVв. из-

¦ ¦ ¦кие игру¦любленными были свистки. Их изготовля-

¦ ¦ ¦шки ¦ли в виде уток, баранов и других жи-

¦ ¦ ¦ ¦вотных. Иногда игрушки покрывали жел-

¦ ¦ ¦ ¦той поливой.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Кир- ¦ Кирпич изготовлялся довольно плохого

¦ ¦ ¦пич ¦качества и лишь в г. Новгороде широкое

¦ ¦ ¦ ¦его внедрение начинается лишьсо 2-й

¦ ¦ ¦ ¦половины XVв.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦6.Химиче¦а)Ремес-¦ Новгородские писцовые книги указы-

¦ ¦ские про¦ленники ¦вают на ремесленников,связанных с хи-

¦ ¦мыслы. ¦химичес-¦мическим промыслом мыльников и дегтя-

¦ ¦ ¦кого про¦рей. Писцовые книги XVв. упоминают

¦ ¦ ¦мысла ¦смольщиков и угольщиков, изготовителей

¦ ¦ ¦ ¦золы.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Об- ¦ Она была обширной в живописи(иконо-

¦ ¦ ¦ласть ¦пись, фрески, миниатюры, для крашения

¦ ¦ ¦примене-¦тканей, кожи, посуды, изготовления

¦ ¦ ¦ния кра-¦косметических мазей.

¦ ¦ ¦сок ¦

¦ ¦ ¦-минера-¦ На иконах XIV-XVв. в живописи приме-

¦ ¦ ¦льные ¦нялись минеральные краски. Например,

¦ ¦ ¦краски ¦на иконе XIVв. из Пскова "Параскева

¦ ¦ ¦ ¦Пятница", где красная краска- киноварь

¦ ¦ ¦ ¦(серн.ртуть) красно-коричневая-умбра,

¦ ¦ ¦ ¦свтло-желтая - охра.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦-свинцо-¦ В XIV-XVв. свинцовые белила изготов-

¦ ¦ ¦вые бели¦лялись как тонкий листовой сви-

¦ ¦ ¦ла ¦нец,свертываемый в незамкнутую трубку,

¦ ¦ ¦ ¦которая ставилась в горшок и залива-

¦ ¦ ¦ ¦лась уксусом.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦-расти- ¦ Для получения растительных красите-

¦ ¦ ¦тельные ¦лей использовались корни растений, на-

¦ ¦ ¦краски ¦секомых, трав, коры деревьев, золу,

¦ ¦ ¦ ¦смолу.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в)Поташ-¦ Оно требовало очень много золы и

¦ ¦ ¦ное дело¦дров и было развито в лесных местнос-

¦ ¦ ¦ ¦тях, оно было трудоемким и продолжи-

¦ ¦ ¦ ¦тельным. Лес на золу жгли в большом

¦ ¦ ¦ ¦количестве; и поэтому производство его

¦ ¦ ¦ ¦иногда регламентировалось.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦г) Изго-¦ Свечи на Руси были известны еще в

¦ ¦ ¦товление¦Xв. В Новгороде в слоях X-XVв. найдено

¦ ¦ ¦свечей ¦много разных свечей (диаметром от 8-10

¦ ¦ ¦ ¦до 25мм). На Руси свечи делали исклю-

¦ ¦ ¦ ¦чительно из воска и их не отливали,а

¦ ¦ ¦ ¦скручивали. Фитиль плотно обматывали

¦ ¦ ¦ ¦по спирали размягченной полоской вос-

¦ ¦ ¦ ¦ка. После скручивания свечи окунали в

¦ ¦ ¦ ¦жидкий воск, который заполнял стыки,

¦ ¦ ¦ ¦полосы и неровности поверхности.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦7.Одежда¦а)Княжес¦ Она изменялась. Вышел из употребле-

¦ ¦ ¦кая и ¦ния плащ-корзно.

¦ ¦ ¦боярская¦ Летопись 1412г. упоминает терлик-уз-

¦ ¦ ¦ ¦кий кафтан. Ценнейшее изображение

¦ ¦ ¦ ¦одежды времен удельнойРуси дошло до

¦ ¦ ¦ ¦нас на известной иконе 1467г. "Молящи-

¦ ¦ ¦ ¦еся новгородцы". Ее сюжет обусловливал

¦ ¦ ¦ ¦всю бытовую точность.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Горо-¦ Об одежде горожан до последних лет

¦ ¦ ¦жан ¦нельзя было ничего сказать. Но Новго-

¦ ¦ ¦ ¦родские раскопки дали довольно обиль-

¦ ¦ ¦ ¦ный материал: есть много тканей, обу-

¦ ¦ ¦ ¦ви,шляпы, женские украшения. Берлинс-

¦ ¦ ¦ ¦кие грамоты тоже имели значение для

¦ ¦ ¦ ¦этой темы. В грамоте N141 (XIIIв.) пе-

¦ ¦ ¦ ¦речислена одежда, которую Гришка и

¦ ¦ ¦ ¦Коста заложили у ростовщика Сидорова:

¦ ¦ ¦ ¦кожу, свиту, шапку, сапоги, тоболы,

¦ ¦ ¦ ¦сороцицу.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦8. Пища ¦а)Мучная¦ В XIII-XVв. все те же 4 хлебных зна-

¦ ¦ ¦- хлеб ¦ка: рожь, пшеница, ячмень, просо -

¦ ¦ ¦ ¦по-прежнему упоминаются летописцами.

¦ ¦ ¦ ¦Формы и размер его были постоянными

¦ ¦ ¦ ¦величинами. Это видно из того, что в

¦ ¦ ¦ ¦числе платежей документы неоднократно

¦ ¦ ¦ ¦называют хлеб счетом, а не весом. Нап-

¦ ¦ ¦ ¦ример, в Новгородской вечевой грамоте

¦ ¦ ¦ ¦с 1411г. говорится:"...давати им по-

¦ ¦ ¦ ¦ралье посадницы и тысяцкого по старым

¦ ¦ ¦ ¦грамотам; по сороку бел, да по четыре

¦ ¦ ¦ ¦сева муки, по десяти хлебов".

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦- пряни-¦ В Новгороде при раскопках неоднок-

¦ ¦ ¦ки ¦ратно встречаются деревянные пряничные

¦ ¦ ¦ ¦формы, покрытые различными узорами.

¦ ¦ ¦ ¦Пряники, несомненно пекли на меду.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б)Прянос¦ На Руси пряности считались сокрови-

¦ ¦ ¦ти и при¦щем, особенно перец.Среднерусские куп-

¦ ¦ ¦правы: ¦цы в Новгороде платили пошлины сереб-

¦ ¦ ¦- перец ¦ром и перцем. В уставной грамоте церк-

¦ ¦ ¦ ¦ви Ив. на Опоках говорится:"А у гостя

¦ ¦ ¦ ¦имати: у низовского от дву бержовеск

¦ ¦ ¦ ¦вощатых полгривна сребра да гривенка

¦ ¦ ¦ ¦перцу".

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦- соль ¦ Соль - важнейшая приправа пищи. В

¦ ¦ ¦ ¦этом убеждает огромный размах древне-

¦ ¦ ¦ ¦русского солеварения, ставшим важней-

¦ ¦ ¦ ¦шим из промыслов. Документы времен

¦ ¦ ¦ ¦удельной Руси говорят о солеварении

¦ ¦ ¦ ¦много раз.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в)Молоч-¦ Молочные продукты часто упоминаются

¦ ¦ ¦ные про ¦в Новгородских писцовых книгах конца

¦ ¦ ¦дукты: ¦XVв. В Новгородской берестовой грамоте

¦ ¦ ¦- масло ¦N220 (XIIIв.) упомянуты "два горшка

¦ ¦ ¦ ¦масла".

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦- сыр ¦ Наличие сыроварения можно доказать

¦ ¦ ¦ ¦известиями доказательств о сырах, при-

¦ ¦ ¦ ¦нимаемых по счету, следовательно,

¦ ¦ ¦ ¦твердых.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦г)Мясная¦ Она лучше всего изучена археологами.

¦ ¦ ¦пища: ¦Из наиденных костей животных в XIII-

¦ ¦ ¦- живот-¦XVв. в Новгороде и Москве преобладание

¦ ¦ ¦ная пища¦всегда отдавалось корове, на втором

¦ ¦ ¦ ¦месте- свинья, на третьем- овца. Слово

¦ ¦ ¦ ¦"мясо" издревне означало прежде всего

¦ ¦ ¦ ¦говядину.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦- птице-¦ Очень мало известий о древнерусском

¦ ¦ ¦продукты¦птицеводстве, но в Новгородских книгах

¦ ¦ ¦ ¦конца XVв. куры и яйца часто упомина-

¦ ¦ ¦ ¦ются в составе оброка.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦- рыба ¦ Рыболовство по своему продовольст-

¦ ¦ ¦ ¦венному значению превосходит охоту и

¦ ¦ ¦ ¦уступает скотоводству. При раскопках

¦ ¦ ¦ ¦первое место по числу костей занимает

¦ ¦ ¦ ¦судак (они были гораздо крупнее совре-

¦ ¦ ¦ ¦менных), второе место- лещ, затем щу-

¦ ¦ ¦ ¦ка, окунь, сом, осетр, сиг. Редко

¦ ¦ ¦ ¦встречается плотва, карась, ерш. От-

¦ ¦ ¦ ¦сутствует лосось, хотя и неоднократно

¦ ¦ ¦ ¦упоминается в берестовых Новгородских

¦ ¦ ¦ ¦грамотах. Волховский сиг славился до

¦ ¦ ¦ ¦XX-в. В Новгородской берестовой грамо-

¦ ¦ ¦ ¦те N259 (рубеж XIV-XVв.) сказа-

¦ ¦ ¦ ¦но:"...послали есьм к тебе ведероко

¦ ¦ ¦ ¦осетрине". Осетры всегда высоко цени-

¦ ¦ ¦ ¦лись.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦9.Напит ¦а) Мед ¦ Основным напитком был мед.

¦ ¦ ки. ¦ ¦ Церковное поучение в Коршчей XI-

¦ ¦ ¦ ¦IIв.,устанавливает распределение мяс-

¦ ¦ ¦ ¦ной, рыбной и растительной пищи по

¦ ¦ ¦ ¦постным дням, из напитков упоминают

¦ ¦ ¦ ¦только мед. Вообще мед был необходимой

¦ ¦ ¦ ¦принадлежностью всякого другого русс-

¦ ¦ ¦ ¦кого пира. Его различали по сортам.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Пиво ¦ Если ххх. Оно было 2 по значению на-

¦ ¦ ¦ ¦питка. Летопись под 1378г. говорит о

¦ ¦ ¦ ¦войске за р.Пьяного:"...а где наяхаша

¦ ¦ ¦ ¦в зажитии мед и пиво, испиваху допьяна

¦ ¦ ¦ ¦без меры, и ездять пьяни по истине за

¦ ¦ ¦ ¦Пьяного пьяни". (Новгородская IV лето-

¦ ¦ ¦ ¦пись). При изготовлении пива применя-

¦ ¦ ¦ ¦ется солод, следовательно, этот напи-

¦ ¦ ¦ ¦ток имел приблизительно современный

¦ ¦ ¦ ¦характер.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦III.Уст-¦1.Песни ¦а)Истори¦ Утверждение народного творчества

¦ное наро¦ ¦ческие ¦XIV-XVв.в. восстанавливается лишь час-

¦дное тво¦ ¦ ¦тично на основании позднейших записей

¦рчество.¦ ¦ ¦фольклора и следов его,сохранившихся в

¦ ¦ ¦ ¦некоторых памятниках письменности того

¦ ¦ ¦ ¦времени.

¦ ¦ ¦ ¦ - в этот период сложился и оформился

¦ ¦ ¦ ¦жанр исторической песни, отразившей

¦ ¦ ¦ ¦народное восприятие и народную оценку

¦ ¦ ¦ ¦исторических событий и явлений. Сложе-

¦ ¦ ¦ ¦нием их является результатом художест-

¦ ¦ ¦ ¦венного вымысла, но зато в них переда-

¦ ¦ ¦ ¦ется отношение народа к определенным

¦ ¦ ¦ ¦явлениям в истории. Они проникнуты

¦ ¦ ¦ ¦глубочайшей верой в справедливость

¦ ¦ ¦ ¦поступков и действий их героев, в то,

¦ ¦ ¦ ¦что правда на стороне народа.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦2.Темы ¦а)Борьба¦ Одна из главных тем устного народно-

¦ ¦устного ¦против ¦го творчества - борьба против монго-

¦ ¦народно ¦монголо-¦ло-татарского нашествия и ига. Вокруг

¦ ¦го твор ¦татарско¦событий этой борьбы сложились целые

¦ ¦чества. ¦го нашес¦циклы устных народных поэтических про-

¦ ¦ ¦твия и ¦изведений. Среди них:

¦ ¦ ¦ига ¦ - сказания о битве на Каике;

¦ ¦ ¦ ¦ - о разорении Рязани Батыем и рязанс-

¦ ¦ ¦ ¦ком богатыре Евпатии Коловрате;

¦ ¦ ¦ ¦ - о подвигах Меркурия Смоленского;

¦ ¦ ¦ ¦ - о Невской битве и Ледовом побоище,

¦ ¦ ¦ ¦вошедшее в переработанном виде в лите-

¦ ¦ ¦ ¦ратурные произведения XIV-XVв.

¦ ¦ ¦ ¦ Исторические песни, посвященные вре-

¦ ¦ ¦ ¦мени монголо-татарского ига ("Князь

¦ ¦ ¦-Авдотья¦Роман и Мария Юрьевна", "Авдотья -Ря-

¦ ¦ ¦Рязаноч-¦заночка", "Девушка спасается от та-

¦ ¦ ¦ка ¦тар", "Мать встречает дочь в татарском

¦ ¦ ¦ ¦плену"...), раскрывают в поэтической

¦ ¦ ¦ ¦форме глубогий драматизм положения на-

¦ ¦ ¦ ¦рода в условиях опустошительных напа-

¦ ¦ ¦ ¦дений сильных и жестоких врагов, бла-

¦ ¦ ¦ ¦городное мужество простых людей, отс-

¦ ¦ ¦ ¦таивающих свою честь и свободу. Образ

¦ ¦ ¦ ¦страдающей под тяжким игом Русской

¦ ¦ ¦ ¦земли воплощается чаще всего в образе

¦ ¦ ¦ ¦чистой и стойкой духом красавицы-не-

¦ ¦ ¦ ¦весты, похищаемой злым врагом и попа-

¦ ¦ ¦ ¦дающей в ненавистный чужеземный плен.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Народ¦ В XVIIIв. была записана песня о Щел-

¦ ¦ ¦ное вос-¦кане Дудентьевиче, восходящая к собы-

¦ ¦ ¦стание в¦тиям XIVв. - народное восстание в Тве-

¦ ¦ ¦Твери ¦ри против ханского наместника Чол-хана

¦ ¦ ¦ ¦(Шевкала) в 1327г. Сильными словами

¦ ¦ ¦ ¦рисует народная песня насилия монго-

¦ ¦ ¦ ¦ло-татарского баскака. За его насилия

¦ ¦ ¦ ¦и издевательства тверичи сожгли живьем

¦ ¦ ¦ ¦Чол-хана и его свиту.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Былин¦ Простоте устного народного творчест-

¦ ¦ ¦ный эпос¦ва XIV-XVв. очень близки по своим фор-

¦ ¦ ¦ ¦мам и действиям героев к былинному

¦ ¦ ¦ ¦эпосу Киевской Руси. В этом сказыва-

¦ ¦ ¦ ¦лось стремление подчеркнуть великую

¦ ¦ ¦ ¦силу Руси недавнем прошлом. Народный

¦ ¦ ¦ ¦эпос,вспоминая былинных богатырей,

¦ ¦ ¦ ¦возбуждал чувство партиотизма и жела-

¦ ¦ ¦ ¦ние восстановить былую славу в борьбе

¦ ¦ ¦ ¦с завоевателями. Именно в этот период

¦ ¦ ¦ ¦происходило создание на основе других

¦ ¦ ¦ ¦былин жившего потом столетиями цикла

¦ ¦ ¦-связан-¦былинного эпоса, связанного с Киевом и

¦ ¦ ¦ный с ¦князем Владимиром Кросное Солнышко.

¦ ¦ ¦Киевом ¦Эпизоды борьбы против половцев и мон-

¦ ¦ ¦ и ¦голо-татар, герои Ростовско-Суздаль-

¦ ¦ ¦борьбой ¦ской земли и другие - все это сли-

¦ ¦ ¦против ¦вается в единый цикл, центральная тема

¦ ¦ ¦захватч-¦которой- борьба против иноземных зах-

¦ ¦ ¦иков ¦ватчиков, героические подвиги русских

¦ ¦ ¦ ¦богатырей в этой борьбе.

¦ ¦ ¦-Алеша ¦ Ростовский герой Алеша превратился в

¦ ¦ ¦Попович ¦общерусского богатыря, служащего в Ки-

¦ ¦ ¦ ¦еве князю Владимиру и побеждающего

¦ ¦ ¦-Илья ¦злого врага Тугарина. Илья Муромец сим

¦ ¦ ¦Муромец ¦вол мощи русского народа. Добрыня Ни-

¦ ¦ ¦ ¦китич - люди с разными народными хара-

¦ ¦ ¦ ¦ктеристиками, но все защищающие Родину.

¦ ¦ ¦г) Кули-¦ Ряд сказаний возник в связи с Кули-

¦ ¦ ¦ковская ¦ковской битвой. В одной из песен гово-

¦ ¦ ¦битва ¦рится о богатыре Сухмане, побившем

¦ ¦ ¦ ¦врагов и истекшем кровью на берегу

¦ ¦ ¦ ¦Непры-реки.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦д)Мамае-¦ Народно-поэтическая основа видна и в

¦ ¦ ¦во побои¦рассказе "Сказание о Мамаевом побоище"

¦ ¦ ¦ще ¦о поединке богатырей в начале битвы -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6