Курсовая работа: Культура Руси XIV-XV в.в.
¦ ¦ ¦ ¦XIV-XVв. многообразие изделий еще бо-
¦ ¦ ¦ ¦лее увеличивалось. Посуда украшалась
¦ ¦ ¦ ¦орнаментами (волнисто -линейными, в
¦ ¦ ¦ ¦виде насечек или наненение треугольным
¦ ¦ ¦ ¦штампиком).
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Детс-¦ Среди глиняных игрушек XIV-XVв. из-
¦ ¦ ¦кие игру¦любленными были свистки. Их изготовля-
¦ ¦ ¦шки ¦ли в виде уток, баранов и других жи-
¦ ¦ ¦ ¦вотных. Иногда игрушки покрывали жел-
¦ ¦ ¦ ¦той поливой.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Кир- ¦ Кирпич изготовлялся довольно плохого
¦ ¦ ¦пич ¦качества и лишь в г. Новгороде широкое
¦ ¦ ¦ ¦его внедрение начинается лишьсо 2-й
¦ ¦ ¦ ¦половины XVв.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6.Химиче¦а)Ремес-¦ Новгородские писцовые книги указы-
¦ ¦ские про¦ленники ¦вают на ремесленников,связанных с хи-
¦ ¦мыслы. ¦химичес-¦мическим промыслом мыльников и дегтя-
¦ ¦ ¦кого про¦рей. Писцовые книги XVв. упоминают
¦ ¦ ¦мысла ¦смольщиков и угольщиков, изготовителей
¦ ¦ ¦ ¦золы.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Об- ¦ Она была обширной в живописи(иконо-
¦ ¦ ¦ласть ¦пись, фрески, миниатюры, для крашения
¦ ¦ ¦примене-¦тканей, кожи, посуды, изготовления
¦ ¦ ¦ния кра-¦косметических мазей.
¦ ¦ ¦сок ¦
¦ ¦ ¦-минера-¦ На иконах XIV-XVв. в живописи приме-
¦ ¦ ¦льные ¦нялись минеральные краски. Например,
¦ ¦ ¦краски ¦на иконе XIVв. из Пскова "Параскева
¦ ¦ ¦ ¦Пятница", где красная краска- киноварь
¦ ¦ ¦ ¦(серн.ртуть) красно-коричневая-умбра,
¦ ¦ ¦ ¦свтло-желтая - охра.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦-свинцо-¦ В XIV-XVв. свинцовые белила изготов-
¦ ¦ ¦вые бели¦лялись как тонкий листовой сви-
¦ ¦ ¦ла ¦нец,свертываемый в незамкнутую трубку,
¦ ¦ ¦ ¦которая ставилась в горшок и залива-
¦ ¦ ¦ ¦лась уксусом.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦-расти- ¦ Для получения растительных красите-
¦ ¦ ¦тельные ¦лей использовались корни растений, на-
¦ ¦ ¦краски ¦секомых, трав, коры деревьев, золу,
¦ ¦ ¦ ¦смолу.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в)Поташ-¦ Оно требовало очень много золы и
¦ ¦ ¦ное дело¦дров и было развито в лесных местнос-
¦ ¦ ¦ ¦тях, оно было трудоемким и продолжи-
¦ ¦ ¦ ¦тельным. Лес на золу жгли в большом
¦ ¦ ¦ ¦количестве; и поэтому производство его
¦ ¦ ¦ ¦иногда регламентировалось.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г) Изго-¦ Свечи на Руси были известны еще в
¦ ¦ ¦товление¦Xв. В Новгороде в слоях X-XVв. найдено
¦ ¦ ¦свечей ¦много разных свечей (диаметром от 8-10
¦ ¦ ¦ ¦до 25мм). На Руси свечи делали исклю-
¦ ¦ ¦ ¦чительно из воска и их не отливали,а
¦ ¦ ¦ ¦скручивали. Фитиль плотно обматывали
¦ ¦ ¦ ¦по спирали размягченной полоской вос-
¦ ¦ ¦ ¦ка. После скручивания свечи окунали в
¦ ¦ ¦ ¦жидкий воск, который заполнял стыки,
¦ ¦ ¦ ¦полосы и неровности поверхности.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦7.Одежда¦а)Княжес¦ Она изменялась. Вышел из употребле-
¦ ¦ ¦кая и ¦ния плащ-корзно.
¦ ¦ ¦боярская¦ Летопись 1412г. упоминает терлик-уз-
¦ ¦ ¦ ¦кий кафтан. Ценнейшее изображение
¦ ¦ ¦ ¦одежды времен удельнойРуси дошло до
¦ ¦ ¦ ¦нас на известной иконе 1467г. "Молящи-
¦ ¦ ¦ ¦еся новгородцы". Ее сюжет обусловливал
¦ ¦ ¦ ¦всю бытовую точность.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Горо-¦ Об одежде горожан до последних лет
¦ ¦ ¦жан ¦нельзя было ничего сказать. Но Новго-
¦ ¦ ¦ ¦родские раскопки дали довольно обиль-
¦ ¦ ¦ ¦ный материал: есть много тканей, обу-
¦ ¦ ¦ ¦ви,шляпы, женские украшения. Берлинс-
¦ ¦ ¦ ¦кие грамоты тоже имели значение для
¦ ¦ ¦ ¦этой темы. В грамоте N141 (XIIIв.) пе-
¦ ¦ ¦ ¦речислена одежда, которую Гришка и
¦ ¦ ¦ ¦Коста заложили у ростовщика Сидорова:
¦ ¦ ¦ ¦кожу, свиту, шапку, сапоги, тоболы,
¦ ¦ ¦ ¦сороцицу.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦8. Пища ¦а)Мучная¦ В XIII-XVв. все те же 4 хлебных зна-
¦ ¦ ¦- хлеб ¦ка: рожь, пшеница, ячмень, просо -
¦ ¦ ¦ ¦по-прежнему упоминаются летописцами.
¦ ¦ ¦ ¦Формы и размер его были постоянными
¦ ¦ ¦ ¦величинами. Это видно из того, что в
¦ ¦ ¦ ¦числе платежей документы неоднократно
¦ ¦ ¦ ¦называют хлеб счетом, а не весом. Нап-
¦ ¦ ¦ ¦ример, в Новгородской вечевой грамоте
¦ ¦ ¦ ¦с 1411г. говорится:"...давати им по-
¦ ¦ ¦ ¦ралье посадницы и тысяцкого по старым
¦ ¦ ¦ ¦грамотам; по сороку бел, да по четыре
¦ ¦ ¦ ¦сева муки, по десяти хлебов".
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦- пряни-¦ В Новгороде при раскопках неоднок-
¦ ¦ ¦ки ¦ратно встречаются деревянные пряничные
¦ ¦ ¦ ¦формы, покрытые различными узорами.
¦ ¦ ¦ ¦Пряники, несомненно пекли на меду.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б)Прянос¦ На Руси пряности считались сокрови-
¦ ¦ ¦ти и при¦щем, особенно перец.Среднерусские куп-
¦ ¦ ¦правы: ¦цы в Новгороде платили пошлины сереб-
¦ ¦ ¦- перец ¦ром и перцем. В уставной грамоте церк-
¦ ¦ ¦ ¦ви Ив. на Опоках говорится:"А у гостя
¦ ¦ ¦ ¦имати: у низовского от дву бержовеск
¦ ¦ ¦ ¦вощатых полгривна сребра да гривенка
¦ ¦ ¦ ¦перцу".
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦- соль ¦ Соль - важнейшая приправа пищи. В
¦ ¦ ¦ ¦этом убеждает огромный размах древне-
¦ ¦ ¦ ¦русского солеварения, ставшим важней-
¦ ¦ ¦ ¦шим из промыслов. Документы времен
¦ ¦ ¦ ¦удельной Руси говорят о солеварении
¦ ¦ ¦ ¦много раз.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в)Молоч-¦ Молочные продукты часто упоминаются
¦ ¦ ¦ные про ¦в Новгородских писцовых книгах конца
¦ ¦ ¦дукты: ¦XVв. В Новгородской берестовой грамоте
¦ ¦ ¦- масло ¦N220 (XIIIв.) упомянуты "два горшка
¦ ¦ ¦ ¦масла".
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦- сыр ¦ Наличие сыроварения можно доказать
¦ ¦ ¦ ¦известиями доказательств о сырах, при-
¦ ¦ ¦ ¦нимаемых по счету, следовательно,
¦ ¦ ¦ ¦твердых.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г)Мясная¦ Она лучше всего изучена археологами.
¦ ¦ ¦пища: ¦Из наиденных костей животных в XIII-
¦ ¦ ¦- живот-¦XVв. в Новгороде и Москве преобладание
¦ ¦ ¦ная пища¦всегда отдавалось корове, на втором
¦ ¦ ¦ ¦месте- свинья, на третьем- овца. Слово
¦ ¦ ¦ ¦"мясо" издревне означало прежде всего
¦ ¦ ¦ ¦говядину.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦- птице-¦ Очень мало известий о древнерусском
¦ ¦ ¦продукты¦птицеводстве, но в Новгородских книгах
¦ ¦ ¦ ¦конца XVв. куры и яйца часто упомина-
¦ ¦ ¦ ¦ются в составе оброка.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦- рыба ¦ Рыболовство по своему продовольст-
¦ ¦ ¦ ¦венному значению превосходит охоту и
¦ ¦ ¦ ¦уступает скотоводству. При раскопках
¦ ¦ ¦ ¦первое место по числу костей занимает
¦ ¦ ¦ ¦судак (они были гораздо крупнее совре-
¦ ¦ ¦ ¦менных), второе место- лещ, затем щу-
¦ ¦ ¦ ¦ка, окунь, сом, осетр, сиг. Редко
¦ ¦ ¦ ¦встречается плотва, карась, ерш. От-
¦ ¦ ¦ ¦сутствует лосось, хотя и неоднократно
¦ ¦ ¦ ¦упоминается в берестовых Новгородских
¦ ¦ ¦ ¦грамотах. Волховский сиг славился до
¦ ¦ ¦ ¦XX-в. В Новгородской берестовой грамо-
¦ ¦ ¦ ¦те N259 (рубеж XIV-XVв.) сказа-
¦ ¦ ¦ ¦но:"...послали есьм к тебе ведероко
¦ ¦ ¦ ¦осетрине". Осетры всегда высоко цени-
¦ ¦ ¦ ¦лись.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦9.Напит ¦а) Мед ¦ Основным напитком был мед.
¦ ¦ ки. ¦ ¦ Церковное поучение в Коршчей XI-
¦ ¦ ¦ ¦IIв.,устанавливает распределение мяс-
¦ ¦ ¦ ¦ной, рыбной и растительной пищи по
¦ ¦ ¦ ¦постным дням, из напитков упоминают
¦ ¦ ¦ ¦только мед. Вообще мед был необходимой
¦ ¦ ¦ ¦принадлежностью всякого другого русс-
¦ ¦ ¦ ¦кого пира. Его различали по сортам.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Пиво ¦ Если ххх. Оно было 2 по значению на-
¦ ¦ ¦ ¦питка. Летопись под 1378г. говорит о
¦ ¦ ¦ ¦войске за р.Пьяного:"...а где наяхаша
¦ ¦ ¦ ¦в зажитии мед и пиво, испиваху допьяна
¦ ¦ ¦ ¦без меры, и ездять пьяни по истине за
¦ ¦ ¦ ¦Пьяного пьяни". (Новгородская IV лето-
¦ ¦ ¦ ¦пись). При изготовлении пива применя-
¦ ¦ ¦ ¦ется солод, следовательно, этот напи-
¦ ¦ ¦ ¦ток имел приблизительно современный
¦ ¦ ¦ ¦характер.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦III.Уст-¦1.Песни ¦а)Истори¦ Утверждение народного творчества
¦ное наро¦ ¦ческие ¦XIV-XVв.в. восстанавливается лишь час-
¦дное тво¦ ¦ ¦тично на основании позднейших записей
¦рчество.¦ ¦ ¦фольклора и следов его,сохранившихся в
¦ ¦ ¦ ¦некоторых памятниках письменности того
¦ ¦ ¦ ¦времени.
¦ ¦ ¦ ¦ - в этот период сложился и оформился
¦ ¦ ¦ ¦жанр исторической песни, отразившей
¦ ¦ ¦ ¦народное восприятие и народную оценку
¦ ¦ ¦ ¦исторических событий и явлений. Сложе-
¦ ¦ ¦ ¦нием их является результатом художест-
¦ ¦ ¦ ¦венного вымысла, но зато в них переда-
¦ ¦ ¦ ¦ется отношение народа к определенным
¦ ¦ ¦ ¦явлениям в истории. Они проникнуты
¦ ¦ ¦ ¦глубочайшей верой в справедливость
¦ ¦ ¦ ¦поступков и действий их героев, в то,
¦ ¦ ¦ ¦что правда на стороне народа.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2.Темы ¦а)Борьба¦ Одна из главных тем устного народно-
¦ ¦устного ¦против ¦го творчества - борьба против монго-
¦ ¦народно ¦монголо-¦ло-татарского нашествия и ига. Вокруг
¦ ¦го твор ¦татарско¦событий этой борьбы сложились целые
¦ ¦чества. ¦го нашес¦циклы устных народных поэтических про-
¦ ¦ ¦твия и ¦изведений. Среди них:
¦ ¦ ¦ига ¦ - сказания о битве на Каике;
¦ ¦ ¦ ¦ - о разорении Рязани Батыем и рязанс-
¦ ¦ ¦ ¦ком богатыре Евпатии Коловрате;
¦ ¦ ¦ ¦ - о подвигах Меркурия Смоленского;
¦ ¦ ¦ ¦ - о Невской битве и Ледовом побоище,
¦ ¦ ¦ ¦вошедшее в переработанном виде в лите-
¦ ¦ ¦ ¦ратурные произведения XIV-XVв.
¦ ¦ ¦ ¦ Исторические песни, посвященные вре-
¦ ¦ ¦ ¦мени монголо-татарского ига ("Князь
¦ ¦ ¦-Авдотья¦Роман и Мария Юрьевна", "Авдотья -Ря-
¦ ¦ ¦Рязаноч-¦заночка", "Девушка спасается от та-
¦ ¦ ¦ка ¦тар", "Мать встречает дочь в татарском
¦ ¦ ¦ ¦плену"...), раскрывают в поэтической
¦ ¦ ¦ ¦форме глубогий драматизм положения на-
¦ ¦ ¦ ¦рода в условиях опустошительных напа-
¦ ¦ ¦ ¦дений сильных и жестоких врагов, бла-
¦ ¦ ¦ ¦городное мужество простых людей, отс-
¦ ¦ ¦ ¦таивающих свою честь и свободу. Образ
¦ ¦ ¦ ¦страдающей под тяжким игом Русской
¦ ¦ ¦ ¦земли воплощается чаще всего в образе
¦ ¦ ¦ ¦чистой и стойкой духом красавицы-не-
¦ ¦ ¦ ¦весты, похищаемой злым врагом и попа-
¦ ¦ ¦ ¦дающей в ненавистный чужеземный плен.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Народ¦ В XVIIIв. была записана песня о Щел-
¦ ¦ ¦ное вос-¦кане Дудентьевиче, восходящая к собы-
¦ ¦ ¦стание в¦тиям XIVв. - народное восстание в Тве-
¦ ¦ ¦Твери ¦ри против ханского наместника Чол-хана
¦ ¦ ¦ ¦(Шевкала) в 1327г. Сильными словами
¦ ¦ ¦ ¦рисует народная песня насилия монго-
¦ ¦ ¦ ¦ло-татарского баскака. За его насилия
¦ ¦ ¦ ¦и издевательства тверичи сожгли живьем
¦ ¦ ¦ ¦Чол-хана и его свиту.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Былин¦ Простоте устного народного творчест-
¦ ¦ ¦ный эпос¦ва XIV-XVв. очень близки по своим фор-
¦ ¦ ¦ ¦мам и действиям героев к былинному
¦ ¦ ¦ ¦эпосу Киевской Руси. В этом сказыва-
¦ ¦ ¦ ¦лось стремление подчеркнуть великую
¦ ¦ ¦ ¦силу Руси недавнем прошлом. Народный
¦ ¦ ¦ ¦эпос,вспоминая былинных богатырей,
¦ ¦ ¦ ¦возбуждал чувство партиотизма и жела-
¦ ¦ ¦ ¦ние восстановить былую славу в борьбе
¦ ¦ ¦ ¦с завоевателями. Именно в этот период
¦ ¦ ¦ ¦происходило создание на основе других
¦ ¦ ¦ ¦былин жившего потом столетиями цикла
¦ ¦ ¦-связан-¦былинного эпоса, связанного с Киевом и
¦ ¦ ¦ный с ¦князем Владимиром Кросное Солнышко.
¦ ¦ ¦Киевом ¦Эпизоды борьбы против половцев и мон-
¦ ¦ ¦ и ¦голо-татар, герои Ростовско-Суздаль-
¦ ¦ ¦борьбой ¦ской земли и другие - все это сли-
¦ ¦ ¦против ¦вается в единый цикл, центральная тема
¦ ¦ ¦захватч-¦которой- борьба против иноземных зах-
¦ ¦ ¦иков ¦ватчиков, героические подвиги русских
¦ ¦ ¦ ¦богатырей в этой борьбе.
¦ ¦ ¦-Алеша ¦ Ростовский герой Алеша превратился в
¦ ¦ ¦Попович ¦общерусского богатыря, служащего в Ки-
¦ ¦ ¦ ¦еве князю Владимиру и побеждающего
¦ ¦ ¦-Илья ¦злого врага Тугарина. Илья Муромец сим
¦ ¦ ¦Муромец ¦вол мощи русского народа. Добрыня Ни-
¦ ¦ ¦ ¦китич - люди с разными народными хара-
¦ ¦ ¦ ¦ктеристиками, но все защищающие Родину.
¦ ¦ ¦г) Кули-¦ Ряд сказаний возник в связи с Кули-
¦ ¦ ¦ковская ¦ковской битвой. В одной из песен гово-
¦ ¦ ¦битва ¦рится о богатыре Сухмане, побившем
¦ ¦ ¦ ¦врагов и истекшем кровью на берегу
¦ ¦ ¦ ¦Непры-реки.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦д)Мамае-¦ Народно-поэтическая основа видна и в
¦ ¦ ¦во побои¦рассказе "Сказание о Мамаевом побоище"
¦ ¦ ¦ще ¦о поединке богатырей в начале битвы -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|