Курсовая работа: Культура Руси XIV-XV в.в.
¦ ¦ ¦ ¦русского монаха Пересвета с ордынцами.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦е) О Ве-¦ Особый цикл песен и повестей был
¦ ¦ ¦ликом ¦связан с Великим Новгородом и среди
¦ ¦ ¦Новгоро-¦них знаменительные былины о Василии
¦ ¦ ¦де ¦Буслаеве. В.Г.Зелинский называл былину
¦ ¦ ¦ ¦о Садко одним из "перлов русской на-
¦ ¦ ¦ ¦родной поэзии". В Новгородских былинах
¦ ¦ ¦ ¦ярко отразилось богатство и могущество
¦ ¦ ¦ ¦Великого Новгорода, его внутреннее
¦ ¦ ¦ ¦устройство, смелые и сильные образы
¦ ¦ ¦ ¦новгородцев.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Вывод ¦ Тема русской земли, ее красоты и си-
¦ ¦ ¦ ¦лы, ее героической борьбы против ино-
¦ ¦ ¦ ¦земных завоевателей была главной темой
¦ ¦ ¦ ¦устного народного творчества XIV-XVв.
¦ ¦ ¦ ¦
¦IV. Гра-¦1.Расп- ¦а) Среди¦ Распространение грамотности в сред-
¦мотность¦ростра- ¦церковни¦невековой Руси XIV-XVв. было, как и
¦и пись -¦нение ¦ков ¦прежде, сосредоточено в основном в ру-
¦менность¦грамот- ¦ ¦ках церкви. Однако круг грамотных лю-
¦ ¦ности в ¦ ¦дей далеко не ограничивался церковни-
¦ ¦Средне- ¦ ¦ками.
¦ ¦вековой ¦ ¦
¦ ¦Руси. ¦б) Среди¦ В городах грамотность тоже получила
¦ ¦ ¦городско¦значительное распространение (хотя для
¦ ¦ ¦го насе-¦подавляющего большинства она остава-
¦ ¦ ¦ления ¦лась недоступной), что было обусловле-
¦ ¦ ¦ ¦но прежде всего спецификой экономичес-
¦ ¦ ¦ ¦кой жизни, жизни горожан. Занятия ре-
¦ ¦ ¦ ¦меслом и торговлей требовали известной
¦ ¦ ¦ ¦грамотности. Поэтому центрами распре-
¦ ¦ ¦ ¦деления грамотности и письменности бы-
¦ ¦ ¦ ¦ли не только монастыри, но и средневе-
¦ ¦ ¦ ¦ковые русские города.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2. Архио¦а)Берес-¦ Обнаруженные в Новгороде берестовые
¦ ¦логичес-¦товые ¦грамоты содержат будничную, повседнев-
¦ ¦кие на -¦грамоты ¦ную переписку Новгородцев,раскрывая
¦ ¦ходки, ¦ ¦самые различные формы жизни Новгородс-
¦ ¦свидете-¦ ¦кой феодальной республики.
¦ ¦льствую-¦ ¦ Многие грамоты посвящаются хозяйс-
¦ ¦щие о ши¦ ¦твенным вопросам:"Поклон от Михаила к
¦ ¦роком ¦ ¦господину св.Тимофею.Земля готова,
¦ ¦распрост¦ ¦нужны семена...", - это писал, вероят-
¦ ¦ранении ¦ ¦но,приказчик своему господину. Есть
¦ ¦грамот- ¦ ¦грамоты, фиксирующие повинности
¦ ¦ности ¦ ¦крестьян, о покупке земель, о торгов-
¦ ¦ ¦ ¦ле, о военных походах.
¦ ¦ ¦ ¦ С деятельностью известного новго-
¦ ¦ ¦ ¦родского посадника Юрия Онцифоровича и
¦ ¦ ¦ ¦его сына Михаила связан целый ряд гра-
¦ ¦ ¦ ¦мот, найденных в этом месте, где в
¦ ¦ ¦ ¦XVв. стоял один из немногих тогда ка-
¦ ¦ ¦ ¦менных домов в Новгороде, принадлежа-
¦ ¦ ¦ ¦щих знаменитому посаднику.
¦ ¦ ¦ ¦ Около 600 грамот найдено в настоящее
¦ ¦ ¦ ¦время при раскопках в Новгороде, одна
¦ ¦ ¦ ¦из них написана на латинском языке.
¦ ¦ ¦ ¦ К уникальным находкам относятся бе-
¦ ¦ ¦ ¦рестовые грамоты второй половины
¦ ¦ ¦ ¦XIVв.- "учебные тетрадки новгородского
¦ ¦ ¦ ¦мальчика Онфима. На его листе записи
¦ ¦ ¦ ¦букв и слогов, что свидетельствует о
¦ ¦ ¦ ¦слоговом принципе обучения.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Над- ¦ Стены новгородских и псковских церк-
¦ ¦ ¦писи на ¦вей покрыты многочисленными надписями,
¦ ¦ ¦стенах ¦процарапанными на камне и очень похо-
¦ ¦ ¦церквей ¦жими на письмо берестовых грамот.
¦ ¦ ¦ ¦ На одном из внутренних столбов церк-
¦ ¦ ¦ ¦ви на Передице отчетливо видна запись
¦ ¦ ¦ ¦какой-то женщины, фиксировавшая взятый
¦ ¦ ¦ ¦долг. Такие надписи принадлежат прос-
¦ ¦ ¦ ¦тым людям и являются одним из свиде-
¦ ¦ ¦ ¦тельств их грамотности.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Надпи¦ Много надписей имеется на бочках,
¦ ¦ ¦си на бы¦сосудах, поплавках, сапожных колодках
¦ ¦ ¦товых ¦и др. Чаще всего это имена или инициа-
¦ ¦ ¦предме- ¦лы их владельцев. Сделав церковный со-
¦ ¦ ¦тах ¦суд -потир- в 1449г. мастер написал:"А
¦ ¦ ¦ ¦делал Ив.Фомин".
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г) Пись-¦ Значительно большое развитие получи-
¦ ¦ ¦менная ¦ла в XIV-XVв. письменная документация,
¦ ¦ ¦докумен-¦что стимулировалось расширением фео-
¦ ¦ ¦тация ¦дальных отношений: роста земельной
¦ ¦ ¦ ¦собственности, требовавший формировва-
¦ ¦ ¦ ¦ния документов на право владения зем-
¦ ¦ ¦ ¦лей и зависимым населением. Письменная
¦ ¦ ¦ ¦документация была необходимой и для
¦ ¦ ¦ ¦органов государственного управления.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦д) Руко-¦ В настоящее время сохранилось более
¦ ¦ ¦писи ¦17 рукописей XIVв. кроме того, 85 ру-
¦ ¦ ¦ ¦кописей дотируются XIIIв., в то же
¦ ¦ ¦ ¦время как от XIIIв. сохранилось 215
¦ ¦ ¦ ¦рукописей, от XII-XIIIв.в.- 40, а от
¦ ¦ ¦ ¦XIIв.-только 85! Из московских рукопи-
¦ ¦ ¦ ¦сей, сохранившихся до наших дней, наи-
¦ ¦ ¦ ¦более ранней является"Сийское еванге-
¦ ¦ ¦ ¦лие", написанное в 1339г.
¦ ¦ ¦ ¦ Письменность сосредотачивалась, в
¦ ¦ ¦ ¦частности, в монастырях, где составля-
¦ ¦ ¦ ¦лись различные грамоты, оформлявшие
¦ ¦ ¦ ¦права и привилегии монастырей на право
¦ ¦ ¦ ¦владения землями, льготные условия
¦ ¦ ¦ ¦торговли...
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦3.Разви-¦а)Измене¦ Развитие письменности сопровождалось
¦ ¦тие пись¦ние тех-¦рядом изменений в самой технике пись-
¦ ¦менности¦ники ¦ма, приспосабливавшейся к возросшему
¦ ¦ ¦ ¦спросу на книги и разного рода доку-
¦ ¦ ¦ ¦менты.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Появ-¦ На смену дорогого пергамента пришла
¦ ¦ ¦ление ¦в XIVв. бумага. Пергамент был не толь-
¦ ¦ ¦бумаги ¦ко дорог для большого количества книг,
¦ ¦ ¦ ¦но и неудобен тем, что не позволял пи-
¦ ¦ ¦ ¦сать быстро. Спрос на книги возрастал,
¦ ¦ ¦ ¦требовалось изготовлять их больше и
¦ ¦ ¦ ¦быстрее. Бумага намного лучше отвечала
¦ ¦ ¦ ¦этим требованиям. На Русь ее доставля-
¦ ¦ ¦ ¦ли в XIV-XVв. из других стран (Запад-
¦ ¦ ¦ ¦ная Европа). В XIVв. бумага привози-
¦ ¦ ¦ ¦лась из Италии, в конце XIVв. появи-
¦ ¦ ¦ ¦лась французская бумага, а еще через
¦ ¦ ¦ ¦столетие стали производить немецкую
¦ ¦ ¦ ¦бумагу.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Изго-¦ Писали чернилами, рецепты известны
¦ ¦ ¦товление¦по записям с XVв. Они делались из же-
¦ ¦ ¦чернил ¦лезной ржавчины, дубовой коры, вишне-
¦ ¦ ¦ ¦вого клея, кваса или кислых щей, меда,
¦ ¦ ¦ ¦которые смешивались, кипятились, вы-
¦ ¦ ¦ ¦держивались и давали вещество удобное
¦ ¦ ¦ ¦для письма и имевшее необходимый блеск
¦ ¦ ¦ ¦и вязкость.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г) Ору- ¦ Орудием письма были гусиные перья,
¦ ¦ ¦дия пись¦для приготовления которых пользовались
¦ ¦ ¦ма ¦"перочинными" ножами.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦д) Формы¦ Писцы XIV-XVв. писали быстрее, чем
¦ ¦ ¦письма: ¦их предшественники в прошлые века.
¦ ¦ ¦-"устав-¦Вместо строго"уставного" письма с его
¦ ¦ ¦ ное"; ¦геометрически правильными четкими бук-
¦ ¦ ¦ ¦вами появились"полуустав". Теперь ли-
¦ ¦ ¦ ¦нии букв потеряли прежнюю стройность,
¦ ¦ ¦ ¦стали неровными, появилось большое ко-
¦ ¦ ¦ ¦личество сокращенных слов. Обозначился
¦ ¦ ¦ ¦наклон в почерке.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦-"скоро-¦ А в XVв. появилась"скоропись". Еще
¦ ¦ ¦ пись" ¦больше стали сокращаться слова, буквы
¦ ¦ ¦ ¦выносятся над строчкой, пишутся слит-
¦ ¦ ¦ ¦но, концы букв выходят за строчки- по-
¦ ¦ ¦ ¦являются" хвосты" и росчерки. Все эти
¦ ¦ ¦ ¦изменения внешнего вида письма свиде-
¦ ¦ ¦ ¦тельство растущего распространения
¦ ¦ ¦ ¦письменности.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦е) Укра-¦ Страницы рукописных книг украшались
¦ ¦ ¦шение ¦цветными заставками и миниатюрами. Вы-
¦ ¦ ¦книг: ¦дающимися образцами украшения книжной
¦ ¦ ¦- миниа-¦миниатюры XIVв. является "Феодосовское
¦ ¦ ¦тюрой; ¦евангилие ", написанное по заказу
¦ ¦ ¦- заглав¦ярославлского князя Федора Черного,
¦ ¦ ¦ными ¦тверская рукопись Хроники Георгия
¦ ¦ ¦буквами;¦Амартола, имеющая более 100 миниатюр.
¦ ¦ ¦- орна- ¦В виде причудливых картинок изобража-
¦ ¦ ¦мент ¦лись заглавные буквы начала текста.
¦ ¦ ¦ ¦Часто применялся,чудовищный арна-
¦ ¦ ¦ ¦мент,составленный из изображений фан-
¦ ¦ ¦ ¦тастических существ. Этот тип орнамен-
¦ ¦ ¦ ¦та держался в рукописях в XIII-XIVв.
¦ ¦ ¦ ¦В XVв. получил распространение плетен-
¦ ¦ ¦ ¦ный и растительный орнамент. Плетеный
¦ ¦ ¦ ¦орнамент широко использовал жгуты,
¦ ¦ ¦ ¦круги, четырехугольники, чем достига-
¦ ¦ ¦ ¦лась узорчатость рисунка.
¦ ¦ ¦ ¦ В украшение6 книг средневековые мас-
¦ ¦ ¦ ¦тера вкладывали много труда и искусс-
¦ ¦ ¦ ¦тва. Русские люди любили и ценили кни-
¦ ¦ ¦ ¦ги.
¦ ¦ ¦ ¦
¦V.Летопи¦1) Лето-¦а) Много¦ Русские средневековые летописи
¦сание и ¦писи па-¦образие ¦представляют собой крупные памятники
¦общест- ¦мятники ¦в летопи¦духовной культуры. В них описывается
¦венно- ¦духовной¦сях явле¦широкий круг представлений и понятий
¦полити -¦культуры¦ний-проя¦средневекового общества. Летописи яв-
¦ческая ¦ ¦вление ¦ляются памятниками общественной мысли,
¦мысль ¦ ¦божест- ¦литературы и научных знамений. У нас
¦ ¦ ¦венной ¦нет более ценных и интересных памятни-
¦ ¦ ¦воли ¦ков духовной культуры прошлого, чем
¦ ¦ ¦ ¦наши летописи - от знамений "Поветы
¦ ¦ ¦ ¦временных лет" киевского монаха Несто-
¦ ¦ ¦ ¦ра до последних летописных сводов XVII
¦ ¦ ¦ ¦века. Духовная культура была подчинена
¦ ¦ ¦ ¦богословию и оставалась слабо расчле-
¦ ¦ ¦ ¦ненной. Так, в летопись наряду с поли-
¦ ¦ ¦ ¦тическими событиями вошли записи о яв-
¦ ¦ ¦ ¦лениях природы, и литературные произ-
¦ ¦ ¦ ¦ведения, проникнутые исторической
¦ ¦ ¦ ¦конкретностью, и богословные размышле-
¦ ¦ ¦ ¦ния и учения - все это приурочивалось
¦ ¦ ¦ ¦к определенным событиям и связывалось
¦ ¦ ¦ ¦в едином хронологическом повествовании
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Появ-¦ Появились сюжетные литературные про-
¦ ¦ ¦ление са¦изведения, самостоятельные произведе-
¦ ¦ ¦мостоя -¦ния общественной мысли; а развитие ис-
¦ ¦ ¦тельных ¦торической мысли перешагнуло тесные
¦ ¦ ¦произве-¦рамки хронологического повествования и
¦ ¦ ¦дений ¦привело к появлению самостоятельных
¦ ¦ ¦общест- ¦исторических повестей. Это был прог-
¦ ¦ ¦венной ¦рессивный процесс,зачатки которого
¦ ¦ ¦мысли ¦видны уже в XIV-XVв. (так один из юж-
¦ ¦ ¦ ¦норусских летописей сетовал на то, что
¦ ¦ ¦ ¦разбивка изложения по годам мешает
¦ ¦ ¦ ¦связному изложению определенной линии
¦ ¦ ¦ ¦событий, и извиняется перед читателями
¦ ¦ ¦ ¦за то, что ему порой приходится забе-
¦ ¦ ¦ ¦гать вперед, а порой возвращаться на-
¦ ¦ ¦ ¦зад.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Лето-¦ Летопись была важнейшим политическим
¦ ¦ ¦пись-важ¦документом современности и являлась
¦ ¦ ¦нейший ¦сильным оружием в политической борьбе.
¦ ¦ ¦политиче¦Летопись велась при княжеских дворах и
¦ ¦ ¦ский до-¦еписковских кафедрах, в ней отражались
¦ ¦ ¦кумент ¦определенные классово-политические ин-
¦ ¦ ¦ ¦тересы разных феодального класса.
¦ ¦ ¦ ¦ Так будучи едины в своих мировозрен-
¦ ¦ ¦ ¦ческих позициях, летописцы разных зе-
¦ ¦ ¦ ¦мель направляли толкование в пользу
¦ ¦ ¦ ¦определенных политических интересов,
¦ ¦ ¦ ¦соответствующим образом подбирали ма-
¦ ¦ ¦ ¦териал для освещения. Недаром Иван
¦ ¦ ¦ ¦III, отправился в поход против Новго-
¦ ¦ ¦ ¦рода, взял с собою дьяка Степана Боро-
¦ ¦ ¦ ¦датого, потому что тот хорошо знал ле-
¦ ¦ ¦ ¦тописи и мог на их основании предъ-
¦ ¦ ¦ ¦явить необходимые обвинения Новгороду.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2.Разви ¦а) В Тве¦ В начале XIVв. развилось летописание
¦ ¦тие ле- ¦ри ¦в Твери.
¦ ¦тописа- ¦ ¦
¦ ¦ния. ¦б) В Мос¦ С 1326г. оно началось в Москве, а
¦ ¦ ¦кве ¦также Новгороде, Пскове, Ростове, Суз-
¦ ¦ ¦ ¦дале. Не сохранилось памятников ря-
¦ ¦ ¦ ¦занского летописания,которое несомнен-
¦ ¦ ¦ ¦но также существовало.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦3.Осве- ¦а) Конф-¦ Как пример отражения политической
¦ ¦щение ¦ликт меж¦борьбы в летописании XIVв. можно ука-
¦ ¦событий ¦ду тверс¦зать на освещение одних и тех же собы-
¦ ¦летопи- ¦ким кня-¦тий в Московских и Тверских летописа-
¦ ¦сями. ¦зем М. ¦ниях. Так конфликт между Тверским кня-
¦ ¦ ¦Ярослави¦зем Михаилом Ярославичем и Московским
¦ ¦ ¦чем и ¦князем Юр.Даниловым в 1313-1319г.
¦ ¦ ¦московс-¦тверская летопись описывает очень под-
¦ ¦ ¦ким Ю. ¦робно,изображая тверского князя миро-
¦ ¦ ¦Данило -¦любивым, а московского - вероломным,
¦ ¦ ¦вым ¦указывая на его связь с ордынским Ха-
¦ ¦ ¦ ¦ном.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б)Убийст¦ В летопись включено обширное сказа-
¦ ¦ ¦во Михаи¦ние об убийстве Михаила в Орде, но не
¦ ¦ ¦ла в ¦упоминая по чьему наущению было совер-
¦ ¦ ¦Орде ¦шено это убийство.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|