рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Культура Руси XIV-XV в.в. рефераты

¦ ¦ ¦ ¦русского монаха Пересвета с ордынцами.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦е) О Ве-¦ Особый цикл песен и повестей был

¦ ¦ ¦ликом ¦связан с Великим Новгородом и среди

¦ ¦ ¦Новгоро-¦них знаменительные былины о Василии

¦ ¦ ¦де ¦Буслаеве. В.Г.Зелинский называл былину

¦ ¦ ¦ ¦о Садко одним из "перлов русской на-

¦ ¦ ¦ ¦родной поэзии". В Новгородских былинах

¦ ¦ ¦ ¦ярко отразилось богатство и могущество

¦ ¦ ¦ ¦Великого Новгорода, его внутреннее

¦ ¦ ¦ ¦устройство, смелые и сильные образы

¦ ¦ ¦ ¦новгородцев.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦Вывод ¦ Тема русской земли, ее красоты и си-

¦ ¦ ¦ ¦лы, ее героической борьбы против ино-

¦ ¦ ¦ ¦земных завоевателей была главной темой

¦ ¦ ¦ ¦устного народного творчества XIV-XVв.

¦ ¦ ¦ ¦

¦IV. Гра-¦1.Расп- ¦а) Среди¦ Распространение грамотности в сред-

¦мотность¦ростра- ¦церковни¦невековой Руси XIV-XVв. было, как и

¦и пись -¦нение ¦ков ¦прежде, сосредоточено в основном в ру-

¦менность¦грамот- ¦ ¦ках церкви. Однако круг грамотных лю-

¦ ¦ности в ¦ ¦дей далеко не ограничивался церковни-

¦ ¦Средне- ¦ ¦ками.

¦ ¦вековой ¦ ¦

¦ ¦Руси. ¦б) Среди¦ В городах грамотность тоже получила

¦ ¦ ¦городско¦значительное распространение (хотя для

¦ ¦ ¦го насе-¦подавляющего большинства она остава-

¦ ¦ ¦ления ¦лась недоступной), что было обусловле-

¦ ¦ ¦ ¦но прежде всего спецификой экономичес-

¦ ¦ ¦ ¦кой жизни, жизни горожан. Занятия ре-

¦ ¦ ¦ ¦меслом и торговлей требовали известной

¦ ¦ ¦ ¦грамотности. Поэтому центрами распре-

¦ ¦ ¦ ¦деления грамотности и письменности бы-

¦ ¦ ¦ ¦ли не только монастыри, но и средневе-

¦ ¦ ¦ ¦ковые русские города.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦2. Архио¦а)Берес-¦ Обнаруженные в Новгороде берестовые

¦ ¦логичес-¦товые ¦грамоты содержат будничную, повседнев-

¦ ¦кие на -¦грамоты ¦ную переписку Новгородцев,раскрывая

¦ ¦ходки, ¦ ¦самые различные формы жизни Новгородс-

¦ ¦свидете-¦ ¦кой феодальной республики.

¦ ¦льствую-¦ ¦ Многие грамоты посвящаются хозяйс-

¦ ¦щие о ши¦ ¦твенным вопросам:"Поклон от Михаила к

¦ ¦роком ¦ ¦господину св.Тимофею.Земля готова,

¦ ¦распрост¦ ¦нужны семена...", - это писал, вероят-

¦ ¦ранении ¦ ¦но,приказчик своему господину. Есть

¦ ¦грамот- ¦ ¦грамоты, фиксирующие повинности

¦ ¦ности ¦ ¦крестьян, о покупке земель, о торгов-

¦ ¦ ¦ ¦ле, о военных походах.

¦ ¦ ¦ ¦ С деятельностью известного новго-

¦ ¦ ¦ ¦родского посадника Юрия Онцифоровича и

¦ ¦ ¦ ¦его сына Михаила связан целый ряд гра-

¦ ¦ ¦ ¦мот, найденных в этом месте, где в

¦ ¦ ¦ ¦XVв. стоял один из немногих тогда ка-

¦ ¦ ¦ ¦менных домов в Новгороде, принадлежа-

¦ ¦ ¦ ¦щих знаменитому посаднику.

¦ ¦ ¦ ¦ Около 600 грамот найдено в настоящее

¦ ¦ ¦ ¦время при раскопках в Новгороде, одна

¦ ¦ ¦ ¦из них написана на латинском языке.

¦ ¦ ¦ ¦ К уникальным находкам относятся бе-

¦ ¦ ¦ ¦рестовые грамоты второй половины

¦ ¦ ¦ ¦XIVв.- "учебные тетрадки новгородского

¦ ¦ ¦ ¦мальчика Онфима. На его листе записи

¦ ¦ ¦ ¦букв и слогов, что свидетельствует о

¦ ¦ ¦ ¦слоговом принципе обучения.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Над- ¦ Стены новгородских и псковских церк-

¦ ¦ ¦писи на ¦вей покрыты многочисленными надписями,

¦ ¦ ¦стенах ¦процарапанными на камне и очень похо-

¦ ¦ ¦церквей ¦жими на письмо берестовых грамот.

¦ ¦ ¦ ¦ На одном из внутренних столбов церк-

¦ ¦ ¦ ¦ви на Передице отчетливо видна запись

¦ ¦ ¦ ¦какой-то женщины, фиксировавшая взятый

¦ ¦ ¦ ¦долг. Такие надписи принадлежат прос-

¦ ¦ ¦ ¦тым людям и являются одним из свиде-

¦ ¦ ¦ ¦тельств их грамотности.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Надпи¦ Много надписей имеется на бочках,

¦ ¦ ¦си на бы¦сосудах, поплавках, сапожных колодках

¦ ¦ ¦товых ¦и др. Чаще всего это имена или инициа-

¦ ¦ ¦предме- ¦лы их владельцев. Сделав церковный со-

¦ ¦ ¦тах ¦суд -потир- в 1449г. мастер написал:"А

¦ ¦ ¦ ¦делал Ив.Фомин".

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦г) Пись-¦ Значительно большое развитие получи-

¦ ¦ ¦менная ¦ла в XIV-XVв. письменная документация,

¦ ¦ ¦докумен-¦что стимулировалось расширением фео-

¦ ¦ ¦тация ¦дальных отношений: роста земельной

¦ ¦ ¦ ¦собственности, требовавший формировва-

¦ ¦ ¦ ¦ния документов на право владения зем-

¦ ¦ ¦ ¦лей и зависимым населением. Письменная

¦ ¦ ¦ ¦документация была необходимой и для

¦ ¦ ¦ ¦органов государственного управления.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦д) Руко-¦ В настоящее время сохранилось более

¦ ¦ ¦писи ¦17 рукописей XIVв. кроме того, 85 ру-

¦ ¦ ¦ ¦кописей дотируются XIIIв., в то же

¦ ¦ ¦ ¦время как от XIIIв. сохранилось 215

¦ ¦ ¦ ¦рукописей, от XII-XIIIв.в.- 40, а от

¦ ¦ ¦ ¦XIIв.-только 85! Из московских рукопи-

¦ ¦ ¦ ¦сей, сохранившихся до наших дней, наи-

¦ ¦ ¦ ¦более ранней является"Сийское еванге-

¦ ¦ ¦ ¦лие", написанное в 1339г.

¦ ¦ ¦ ¦ Письменность сосредотачивалась, в

¦ ¦ ¦ ¦частности, в монастырях, где составля-

¦ ¦ ¦ ¦лись различные грамоты, оформлявшие

¦ ¦ ¦ ¦права и привилегии монастырей на право

¦ ¦ ¦ ¦владения землями, льготные условия

¦ ¦ ¦ ¦торговли...

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦3.Разви-¦а)Измене¦ Развитие письменности сопровождалось

¦ ¦тие пись¦ние тех-¦рядом изменений в самой технике пись-

¦ ¦менности¦ники ¦ма, приспосабливавшейся к возросшему

¦ ¦ ¦ ¦спросу на книги и разного рода доку-

¦ ¦ ¦ ¦менты.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Появ-¦ На смену дорогого пергамента пришла

¦ ¦ ¦ление ¦в XIVв. бумага. Пергамент был не толь-

¦ ¦ ¦бумаги ¦ко дорог для большого количества книг,

¦ ¦ ¦ ¦но и неудобен тем, что не позволял пи-

¦ ¦ ¦ ¦сать быстро. Спрос на книги возрастал,

¦ ¦ ¦ ¦требовалось изготовлять их больше и

¦ ¦ ¦ ¦быстрее. Бумага намного лучше отвечала

¦ ¦ ¦ ¦этим требованиям. На Русь ее доставля-

¦ ¦ ¦ ¦ли в XIV-XVв. из других стран (Запад-

¦ ¦ ¦ ¦ная Европа). В XIVв. бумага привози-

¦ ¦ ¦ ¦лась из Италии, в конце XIVв. появи-

¦ ¦ ¦ ¦лась французская бумага, а еще через

¦ ¦ ¦ ¦столетие стали производить немецкую

¦ ¦ ¦ ¦бумагу.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Изго-¦ Писали чернилами, рецепты известны

¦ ¦ ¦товление¦по записям с XVв. Они делались из же-

¦ ¦ ¦чернил ¦лезной ржавчины, дубовой коры, вишне-

¦ ¦ ¦ ¦вого клея, кваса или кислых щей, меда,

¦ ¦ ¦ ¦которые смешивались, кипятились, вы-

¦ ¦ ¦ ¦держивались и давали вещество удобное

¦ ¦ ¦ ¦для письма и имевшее необходимый блеск

¦ ¦ ¦ ¦и вязкость.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦г) Ору- ¦ Орудием письма были гусиные перья,

¦ ¦ ¦дия пись¦для приготовления которых пользовались

¦ ¦ ¦ма ¦"перочинными" ножами.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦д) Формы¦ Писцы XIV-XVв. писали быстрее, чем

¦ ¦ ¦письма: ¦их предшественники в прошлые века.

¦ ¦ ¦-"устав-¦Вместо строго"уставного" письма с его

¦ ¦ ¦ ное"; ¦геометрически правильными четкими бук-

¦ ¦ ¦ ¦вами появились"полуустав". Теперь ли-

¦ ¦ ¦ ¦нии букв потеряли прежнюю стройность,

¦ ¦ ¦ ¦стали неровными, появилось большое ко-

¦ ¦ ¦ ¦личество сокращенных слов. Обозначился

¦ ¦ ¦ ¦наклон в почерке.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦-"скоро-¦ А в XVв. появилась"скоропись". Еще

¦ ¦ ¦ пись" ¦больше стали сокращаться слова, буквы

¦ ¦ ¦ ¦выносятся над строчкой, пишутся слит-

¦ ¦ ¦ ¦но, концы букв выходят за строчки- по-

¦ ¦ ¦ ¦являются" хвосты" и росчерки. Все эти

¦ ¦ ¦ ¦изменения внешнего вида письма свиде-

¦ ¦ ¦ ¦тельство растущего распространения

¦ ¦ ¦ ¦письменности.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦е) Укра-¦ Страницы рукописных книг украшались

¦ ¦ ¦шение ¦цветными заставками и миниатюрами. Вы-

¦ ¦ ¦книг: ¦дающимися образцами украшения книжной

¦ ¦ ¦- миниа-¦миниатюры XIVв. является "Феодосовское

¦ ¦ ¦тюрой; ¦евангилие ", написанное по заказу

¦ ¦ ¦- заглав¦ярославлского князя Федора Черного,

¦ ¦ ¦ными ¦тверская рукопись Хроники Георгия

¦ ¦ ¦буквами;¦Амартола, имеющая более 100 миниатюр.

¦ ¦ ¦- орна- ¦В виде причудливых картинок изобража-

¦ ¦ ¦мент ¦лись заглавные буквы начала текста.

¦ ¦ ¦ ¦Часто применялся,чудовищный арна-

¦ ¦ ¦ ¦мент,составленный из изображений фан-

¦ ¦ ¦ ¦тастических существ. Этот тип орнамен-

¦ ¦ ¦ ¦та держался в рукописях в XIII-XIVв.

¦ ¦ ¦ ¦В XVв. получил распространение плетен-

¦ ¦ ¦ ¦ный и растительный орнамент. Плетеный

¦ ¦ ¦ ¦орнамент широко использовал жгуты,

¦ ¦ ¦ ¦круги, четырехугольники, чем достига-

¦ ¦ ¦ ¦лась узорчатость рисунка.

¦ ¦ ¦ ¦ В украшение6 книг средневековые мас-

¦ ¦ ¦ ¦тера вкладывали много труда и искусс-

¦ ¦ ¦ ¦тва. Русские люди любили и ценили кни-

¦ ¦ ¦ ¦ги.

¦ ¦ ¦ ¦

¦V.Летопи¦1) Лето-¦а) Много¦ Русские средневековые летописи

¦сание и ¦писи па-¦образие ¦представляют собой крупные памятники

¦общест- ¦мятники ¦в летопи¦духовной культуры. В них описывается

¦венно- ¦духовной¦сях явле¦широкий круг представлений и понятий

¦полити -¦культуры¦ний-проя¦средневекового общества. Летописи яв-

¦ческая ¦ ¦вление ¦ляются памятниками общественной мысли,

¦мысль ¦ ¦божест- ¦литературы и научных знамений. У нас

¦ ¦ ¦венной ¦нет более ценных и интересных памятни-

¦ ¦ ¦воли ¦ков духовной культуры прошлого, чем

¦ ¦ ¦ ¦наши летописи - от знамений "Поветы

¦ ¦ ¦ ¦временных лет" киевского монаха Несто-

¦ ¦ ¦ ¦ра до последних летописных сводов XVII

¦ ¦ ¦ ¦века. Духовная культура была подчинена

¦ ¦ ¦ ¦богословию и оставалась слабо расчле-

¦ ¦ ¦ ¦ненной. Так, в летопись наряду с поли-

¦ ¦ ¦ ¦тическими событиями вошли записи о яв-

¦ ¦ ¦ ¦лениях природы, и литературные произ-

¦ ¦ ¦ ¦ведения, проникнутые исторической

¦ ¦ ¦ ¦конкретностью, и богословные размышле-

¦ ¦ ¦ ¦ния и учения - все это приурочивалось

¦ ¦ ¦ ¦к определенным событиям и связывалось

¦ ¦ ¦ ¦в едином хронологическом повествовании

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б) Появ-¦ Появились сюжетные литературные про-

¦ ¦ ¦ление са¦изведения, самостоятельные произведе-

¦ ¦ ¦мостоя -¦ния общественной мысли; а развитие ис-

¦ ¦ ¦тельных ¦торической мысли перешагнуло тесные

¦ ¦ ¦произве-¦рамки хронологического повествования и

¦ ¦ ¦дений ¦привело к появлению самостоятельных

¦ ¦ ¦общест- ¦исторических повестей. Это был прог-

¦ ¦ ¦венной ¦рессивный процесс,зачатки которого

¦ ¦ ¦мысли ¦видны уже в XIV-XVв. (так один из юж-

¦ ¦ ¦ ¦норусских летописей сетовал на то, что

¦ ¦ ¦ ¦разбивка изложения по годам мешает

¦ ¦ ¦ ¦связному изложению определенной линии

¦ ¦ ¦ ¦событий, и извиняется перед читателями

¦ ¦ ¦ ¦за то, что ему порой приходится забе-

¦ ¦ ¦ ¦гать вперед, а порой возвращаться на-

¦ ¦ ¦ ¦зад.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦в) Лето-¦ Летопись была важнейшим политическим

¦ ¦ ¦пись-важ¦документом современности и являлась

¦ ¦ ¦нейший ¦сильным оружием в политической борьбе.

¦ ¦ ¦политиче¦Летопись велась при княжеских дворах и

¦ ¦ ¦ский до-¦еписковских кафедрах, в ней отражались

¦ ¦ ¦кумент ¦определенные классово-политические ин-

¦ ¦ ¦ ¦тересы разных феодального класса.

¦ ¦ ¦ ¦ Так будучи едины в своих мировозрен-

¦ ¦ ¦ ¦ческих позициях, летописцы разных зе-

¦ ¦ ¦ ¦мель направляли толкование в пользу

¦ ¦ ¦ ¦определенных политических интересов,

¦ ¦ ¦ ¦соответствующим образом подбирали ма-

¦ ¦ ¦ ¦териал для освещения. Недаром Иван

¦ ¦ ¦ ¦III, отправился в поход против Новго-

¦ ¦ ¦ ¦рода, взял с собою дьяка Степана Боро-

¦ ¦ ¦ ¦датого, потому что тот хорошо знал ле-

¦ ¦ ¦ ¦тописи и мог на их основании предъ-

¦ ¦ ¦ ¦явить необходимые обвинения Новгороду.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦2.Разви ¦а) В Тве¦ В начале XIVв. развилось летописание

¦ ¦тие ле- ¦ри ¦в Твери.

¦ ¦тописа- ¦ ¦

¦ ¦ния. ¦б) В Мос¦ С 1326г. оно началось в Москве, а

¦ ¦ ¦кве ¦также Новгороде, Пскове, Ростове, Суз-

¦ ¦ ¦ ¦дале. Не сохранилось памятников ря-

¦ ¦ ¦ ¦занского летописания,которое несомнен-

¦ ¦ ¦ ¦но также существовало.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦3.Осве- ¦а) Конф-¦ Как пример отражения политической

¦ ¦щение ¦ликт меж¦борьбы в летописании XIVв. можно ука-

¦ ¦событий ¦ду тверс¦зать на освещение одних и тех же собы-

¦ ¦летопи- ¦ким кня-¦тий в Московских и Тверских летописа-

¦ ¦сями. ¦зем М. ¦ниях. Так конфликт между Тверским кня-

¦ ¦ ¦Ярослави¦зем Михаилом Ярославичем и Московским

¦ ¦ ¦чем и ¦князем Юр.Даниловым в 1313-1319г.

¦ ¦ ¦московс-¦тверская летопись описывает очень под-

¦ ¦ ¦ким Ю. ¦робно,изображая тверского князя миро-

¦ ¦ ¦Данило -¦любивым, а московского - вероломным,

¦ ¦ ¦вым ¦указывая на его связь с ордынским Ха-

¦ ¦ ¦ ¦ном.

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦б)Убийст¦ В летопись включено обширное сказа-

¦ ¦ ¦во Михаи¦ние об убийстве Михаила в Орде, но не

¦ ¦ ¦ла в ¦упоминая по чьему наущению было совер-

¦ ¦ ¦Орде ¦шено это убийство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6