Экзамен
p>Выбытие нематериальных активов ведется на счете 91 "Прочие доходы и
расходы", субсчете 91-4 "Выбытие нематериальных активов". По дебету
субсчета 91-4 отражаются суммы остаточной стоимости нематериальных активов,
понесенные расходы в результате выбытия, а также НДС по реализуемым
активам. В кредит счета 91-4 относят выручку от продажи или другие доходы
от выбытия нематериальных активов. В конечном итоге дебетовое или
кредитовое сальдо по счету 91-4 списывается на субсчет 91-9 "Сальдо прочих
доходов и расходов".
Отражение финансовых результатов от продажи нематериальных активов имеет
вид:
а) при получении прибыли:
Д-т 91-4 "Выбытие нематериальных активов" - на получение доходов от продажи
Д-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" - при получении прибыли от
продажи
К-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов"
К-т 99 "Прибыли и убытки"
б) в случае возникновения убытка:
Д-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" - на расходы, связанные с
реализацией нематериальных активов
Д-т 99 "Прибыли и убытки" - на сумму полученного убытка
К-т 91-4 "Выбытие нематериальных активов"
К-т 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходовПри продаже материальных запасов, синтетический учет которых ведется по
фактической себестоимости, их списывают со счета 10 в дебет счета 91 в
течение месяца по учетным ценам, а по окончании месяца такой же проводкой
списывают отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их
по учетным ценам (способом "красное сторно" или способом дополнительных
проводок).
Расходы, связанные с продажей материальных ценностей, списывают в дебет
счета 91 с кредита соответствующих счетов.
При продаже материалов на сторону, синтетический учет которых ведется по
учетным ценам, составляют следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит счета 10 "Материалы" - на
стоимость материалов по учетным ценам;
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит счета 16 "Отклонение в
стоимости материальных ценностей" - на разницу между фактической
себестоимостью материалов и стоимостью по учетным ценам;
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 91
"Прочие доходы и расходы" - на продажную стоимость материалов;
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит счета 68 "Расчеты по
налогам и сборам" - на сумму НДС по проданным материалам.
Финансовый результат от продажи материалов списывают со счета 91 на счет 99
"Прибыли и убытки
Билет 29. Учет внереализационных доходов
Непосредственно на счете Прибылей и убытков отражаются различные
внереализационные, т.е. не связанные с операциями реализации (купли -
продажи), прибыли и убытки. Внереализационные финансовые результаты можно
подразделить на доходы от участия в других организациях, включая и
дочерние; прибыли и убытки от финансовых операций, а также случайные
(нехарактерные) для данной организации прибыли и убытки.
Доходы от участия в других предприятиях возникают в результате получения
части прибыли дочерних предприятий и дивидендов по акциям, держателем
которых является данное предприятие. К этой группе доходов можно также
отнести доходы от сдачи имущества предприятия в аренду. В бухгалтерском
учете возможны два варианта отражения этих доходов: по фактическому
поступлению денег или предварительным начислением доходов на счетах.
Фактическое поступление денежных средств в порядке перечисления доходов от
дивидендов и участия в капитале других предприятий отражается на счетах
бухгалтерского учета следующей записью:
Дебет счетов “Расчетный счет”, “Валютный счет”,
Кредит счета “Прибыли и убытки”. Предстоящие доходы по имеющимся у предприятия акциям других предприятий
становятся известными при объявлении дивидендов по результатам работы за
отчетный период.
Сумма прибыли, причитающаяся к получению от дочерних предприятий,
становится известной при рассмотрении и утверждении финансовой отчетности.
Суммы арендной платы также известны заранее из арендного договора.
Предстоящие доходы от участия в других предприятиях, относящиеся к данному
отчетному периоду, начисляются на счетах следующей бухгалтерской проводкой:
Дебет счетов: 78 “Расчеты с дочерними предприятиями”, 76 “Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами”.
Кредит счета 99 “Прибыли и убытки” Счет 92 "Внереализационные доходы и расходы" предназначен для обобщения
информации о внереализационных доходах и расходах отчетного периода, в том
числе чрезвычайных доходах и расходах, то есть о результатах от операций,
непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации,
а именно: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, и т.д. К счету 92 "Внереализационные доходы и расходы" могут быть открыты
субсчета:
92-1 "Внереализационные доходы";
92-2 "Внереализационные расходы";
92-3 "Налог на добавленную стоимость";
92-4 "Прочие налоги и сборы из внереализационных доходов";
92-9 "Сальдо внереализационных доходов и расходов"
и другие.
По кредиту субсчета 92-1 "Внереализационные доходы" учитываются поступления
активов, признаваемых внереализационными доходами, в том числе связанных с
чрезвычайными обстоятельствами, в корреспонденции с дебетом счетов учета
затрат, денежных средств и иного имущества, расчетов и других. По дебету субсчета 92-2 "Внереализационные расходы" учитываются расходы
организации, признаваемые внереализационными, в том числе связанные с
чрезвычайными обстоятельствами, в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат, денежных средств и иного имущества, расчетов
и других.
По дебету субсчета 92-3 "Налог на добавленную стоимость" учитываются
начисленные суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из
внереализационных доходов в соответствии с законодательством, в
корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
По дебету субсчета 92-4 "Прочие налоги и сборы из внереализационных
доходов" учитываются начисленные суммы прочих налогов и сборов,
уплачиваемых из внереализационных доходов в соответствии с
законодательством, в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по
налогам и сборам". Записи по субсчетам 92-1 "Внереализационные доходы", 92-2
"Внереализационные расходы", 92-3 "Налог на добавленную стоимость" и 92-4
"Прочие налоги и сборы из внереализационных доходов" производятся
накопительно в течение отчетного года По окончании отчетного года все
субсчета, открытые к счету 92 "Внереализационные доходы и расходы" (кроме субсчета 92-9 "Сальдо
внереализационных доходов и расходов"), закрываются внутренними записями на
субсчет 92-9 "Сальдо внереализационных доходов и расходов". Аналитический учет по счету 92 "Внереализационные доходы и расходы" ведется
по каждому их виду. Построение аналитического учета внереализационных
доходов и расходов, относящихся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность
выявления финансового результата по каждой операции.
Доходы и убытки от финансовых операций складываются из курсовых валютных
разниц, доходов от облигаций и процентов на средства, переданные взаймы, а
также расходов, связанных с приобретением облигаций, валютных, иных
финансовых ценностей. По действующему в РФ положению расходы по процентам
за кредит и другие займы относятся на себестоимость продукции.
Курсовые валютные разницы возникают в связи с пересчетом по действующему
курсу наличной валюты на банковских счетах и расчетов, осуществляемых в
иностранной валюте (т.е. долгов и обязательств, оплачиваемых в валюте).
Курсовые валютные разницы могут быть положительными, если сумма рублевого
эквивалента возрастает и предприятие получает от этого прибыль.
Отрицательные валютные разницы возникают, когда меняющийся курс той или
иной конвертируемой валюты приводит к уменьшению рублевого эквивалента
валюты, и предприятие вынуждено отражать в бухгалтерском учете убыток на
разницу между рублевым эквивалентом старого и нового курсов валют. Суммы
курсовых разниц относятся либо непосредственно на балансовый счет 99
“Прибыли и убытки” в корреспонденции со счетами учета имущества и
обязательств, либо в течении года накапливаются на счете 98 “Доходы будущих
периодов” и относятся на счет 99 в конце года.
Доходы от процентов по облигациям и другим займам отражаются в учете так
же, как доходы по дивидендам.
Билет 30. Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными
фондами производится в виде безналичных платежей.
Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным и
нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья,
материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их
учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты
с покупателями и заказчиками».
К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно
– исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты
с разными дебиторами и кредиторами».
Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей,
платёжными поручениями – требованиями, платёжными поручениями и расчётными
чеками.
При расчётах платёжными поручениями – требованиями расчёты у поставщиков
отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 46 «Реализация
продукции (работ, услуг)», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».
Покупатель использует счета 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками», 51
«Расчётный счёт», 63 «Расчёты по претензиям». Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена
договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в
соответствие с положением о поставках продукции производственно –
технического назначения и товаров народного потребления. Особенности
аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов
производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им
продукции. Аккредитив выставлен за счёт собственных средств и за счёт
банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют
следующей бухгалтерской проводкой: Дт 55/1 «Прочие счета в банках» Кт 51
«Расчётный счёт». Во втором: Дт 55/1 Кт 90 «Краткосрочные ссуды банка».
Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счёта оформляют следующей
записью: Дт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» Кт 55/1. Платёжное поручение представляет собой распоряжение владельца счёта
банку на перечисление денежных средств с его расчётного счёта на счёт
получателя денег. Платёжное поручение передаётся в учреждение банка
плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем
товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Расчёты платёжными
поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным
платежам относятся: авансовые платежи; платежи после отгрузки; частичные
платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь
место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения
сторон. Отражение на счетах бухгалтерского учёта происходит таким же
образом, как и при расчётах, платёжными поручениями – требованиями. Расчёты чеками. Расчётный чек содержит письменное поручение владельца счёта
(чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке
суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя). Расчёт
в порядке плановых платежей заказчики отражают на счёте 60 «Расчёты с
поставщиками и подрядчиками», подрядчики – на счёте 62 «Расчёт с
покупателями и заказчиками». На стоимость выполненных строительных работ подрядчик делает
следующую бухгалтерскую запись: Дт 36 «Выполненные этапы по незавершённым
работам» Кт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Фактическую
себестоимость строительных работ подрядчики списывают следующей проводкой:
Дт 46 Кт 20 «Основное производство». Учёт расчётов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на
счёте 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками». Счёт по отношению к
балансу – пассивный. По кредиту счёта 60 «Расчёт с поставщиками и
подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету –
уменьшение этой задолженности. Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия
поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо по счёту 60 может
быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности
поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не
поступили, числятся как товары в пути. Счёт 60 предназначен для обобщения информации о расчётах с поставщиками и
подрядчиками за:
- полученные материальные ценности, принятые выполненные работы и
потреблённые услуги, включая предоставление энергии, газа, пара, воды, а
также по доставке или переработке материальных ценностей, расчёты,
документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- материальные ценности, работы и услуги, расчёты по которым производятся в
порядке плановых платежей;
- материальные ценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от
поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные
поставки);
- излишки материальных ценностей, выявленные при их приёмке;
- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчёты по недоборам и
переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуги связи. Аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками. Для учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками применяют журнал-
ордер формы №6 и приложение к нему «Реестр операций по расчётам с
поставщиками и подрядчиками» формы №6.
Если к моменту поступления ценностей и товаров на склад получателя или
оформления приёмки работ, расчётные документы уже оплачены, то в этих
случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счётом 60
«Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Записи по Кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
(левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с
дебетуемыми счетами по учёту материальных ценностей, затрат на
производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются
суммы налога на добавленную стоимость. Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по
Дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об
оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и
товары, выполненные работы и услуги. При записях по Дебету счёта
указываются кредитуемые счета (счета по учёту денежных средств). Сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», балансовый, «А-П»,
предназначен для отражения информации о приобретении и оприходовании
материалов. По Д-ту счета отражается увеличение дебиторской или уменьшение
кредиторской задолженности в момент оплаты поставщикам стоимости
материалов. По К-ту счета наоборот увеличение кредиторской задолженности или
увеличение дебиторской в момент получения и оприходования материалов в
отчетном периоде. Остаток по Д-ту показывает сумму дебиторской задолженности, а по К-ту
кредиторской на начало или конец отчетного периода.
Сч.60 А
Дебет Кредит
С-до нач К-т 51 Д-т 10,15
Д-т 19
С-до кон Билет 31. Расчеты с покупателями и заказчиками
Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными
фондами производится в виде безналичных платежей.
Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным и
нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья,
материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их
учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты
с покупателями и заказчиками».
К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно
– исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты
с разными дебиторами и кредиторами». В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям
возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции
на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные
услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику
и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90
"Продажи".
При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают
ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.
При продаже амортизируемого имущества, т. е. основных средств и
нематериальных активов, а также другого имущества стоимость имущества по
ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 "Прочие доходы
и расходы". Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету
счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62. На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за
поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и
курсовые разницы.
Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету
счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных
авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно. Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности,
отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 "Продажи". Отрицательные
суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.
Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета
91 "Прочие доходы и расходы", а отрицательные - по дебету счета 91 и
кредиту счета 62. Не востребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается
с кредита счета 62 в дебет счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" или 91
"Прочие доходы и расходы". Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем
или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по
каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно
обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным
документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не
оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок
поступления денежных средств по которым не наступил; векселям,
дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные
средства не поступили в срок. 3. Для синтетического учета реализации продукции собственного производства, а также реализации товаров, приобретенный для перепродажи открывается баланс «А-П» сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|